Что значит слово глас

Значение слова «глас»

Что значит слово глас

1. Трад.-поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа.Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И прогремела грозным гласом В годину битвы наша сталь. Твардовский, За далью — даль.

2. (мн. гла́сы и гласы́). Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения. В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы. [Белоусов] умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Глас — многозначный термин, применяемый в православной литургике и музыке православного обихода.

Глас, Аренд (род. 1968) — голландский бобслеист, пилот.

Глас, Бентли (1906—2005) — видный американский генетик и преподаватель.

Глас, Хорхе (род. 1969) — эквадорский политический деятель, вице-президент Эквадора.

ГЛАС, а, м. 1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса́ сливались тут, не раздался. лишь человека г. Лрмнтв. Г. вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на г. восьмый.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. устар. поэт. голос, звучащая речь ◆ Слыхали ль вы за рощей глас ночной // Певца любви, певца своей печали? Пушкин, «Певец», 1816 г.

2. перен. высказываемое мнение

3. в церковном пении — ладово-мелодическое построение ◆ Когда пели «Архангельский глас», он помахивал рукой, как регент, и, стараясь подладиться под глухой стариковский бас дьячка, выводил своим тенором что-то необыкновенно сложное, и по лицу его было видно, что испытывал он большое удовольствие. Чехов, «Убийство», 1895 г.

Источник

Что значит слово глас

Глас – особый мотив (лад), исполь­зу­е­мый в прак­тике бого­слу­жеб­ного пения Пра­во­слав­ной Церкви.

Суще­ствует четыре основ­ных (атен­ти­че­ских) гласа — 1,2,3,4 и четыре про­из­вод­ных (пла­галь­ных) — 5‑й к 1‑му, 6‑й ко 2‑му, 7‑й к 3‑му, 8‑й к 4‑му. Каждый из пла­галь­ных гласов завер­шает и углуб­ляет содер­жа­ние соот­вет­ству­ю­щего атен­тич­ного гласа.

4 глав­ных (прямых, или высо­ких) и 4 пла­галь­ных гласов (кос­вен­ных, или низких) вместе обра­зуют осмо­гла­сие – систему восьми гласов.

Прин­цип осмо­гла­сия был в свое время принят Рус­ской Цер­ко­вью от Церкви Гре­че­ской и явля­ется музы­каль­ной осно­вой бого­слу­же­ния. Однако, поня­тие осмо­гла­сия в гре­че­ской тра­ди­ции отли­ча­ется от нашего. У греков глас- это лад, тональ­ность. В рус­ской тра­ди­ции глас — это неко­то­рая мело­дия, закреп­лен­ная раз и навсе­гда. Каждый глас имеет помимо харак­тер­ной для него тональ­но­сти, лада, еще и наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ные в данном гласе мело­ди­че­ские обо­роты — попевки.

Боль­шин­ство пес­но­пе­ний (из Окто­иха) бого­слу­же­ний одной недели под­чи­нено одному из восьми гласов.

Каждую суб­боту вече­ром, на вос­крес­ной все­нощ­ной про­ис­хо­дит пооче­рёд­ная смена одного из восьми гласов. Каждый глас гос­под­ствует в бого­слу­же­нии всю сед­мицу до суб­боты вклю­чи­тельно, сооб­щая ей бла­го­дать минув­шего дня вос­крес­ного. Восемь недель обра­зуют вось­ми­не­дель­ный гла­со­вый цикл, повто­ря­ю­щийся в тече­ние года несколько раз (см. бого­слу­жеб­ные круги).

Глас Веч­но­сти. Сокра­щен­ный киев­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.

Счет гласов начи­на­ется со второй сед­мицы после Пасхи (службы первой пас­халь­ной сед­мицы — Свет­лой — совер­ша­ются по осо­бому чину без уча­стия Окто­иха). За сед­ми­цей 1‑го гласа сле­дует сед­мица 2‑го, потом 3‑го — и так до 8‑го, а затем снова 1‑го, и цикл повто­ря­ется. И на каждый день сед­мицы каж­дого гласа в Окто­ихе содер­жатся изме­ня­е­мые части бого­слу­же­ний.

Как опре­де­лить глас Недели? – Если поряд­ко­вое число (номер) Недели по Пяти­де­сят­нице больше 8, нужно от числа Недели отнять еди­ницу (потому что на Неделю всех святых назна­чен глас 8‑й, а не 1‑й, первый же глас начи­на­ется с Недели 2‑й) и оста­ток раз­де­лить на 8. Оста­ток от деле­ния укажет глас. Если остатка не будет, это озна­чает глас 8‑й. Если поряд­ко­вый номер Недели меньше 8, глас опре­де­ля­ется опять же вычи­та­нием еди­ницы из номера Недели.

Восемь цер­ков­ных гласов

соста­ви­тель В. Хорец­кая

Гласы – музы­каль­ная система из восьми ладов (гласов), лежа­щая в основе ста­рин­ных пес­но­пе­ний в Пра­во­слав­ной Церкви. В широ­ком смысле гласом можно назвать набор мело­дий, на кото­рые поются те или иные пес­но­пе­ния. В пев­че­ской прак­тике сло­жи­лось пони­ма­ние гласа как мело­дии, слу­жа­щей тра­фа­ре­том для рас­пе­ва­ния всех тек­стов, к дан­ному гласу отно­ся­щихся. Попевки одного гласа не оди­на­ковы (как в гре­че­ском, так и в рус­ском пении) для ирмо­сов, про­ким­нов, тро­па­рей. Так как в бого­слу­же­нии упо­треб­ля­ются пес­но­пе­ния разных типов: тро­парь, сти­хира, про­ки­мен, ирмос и др. – для них уста­нов­лены и раз­лич­ные напевы. Таким обра­зом, чтобы пра­вильно спеть, необ­хо­димо знать не только номер гласа, но и его тип: тро­пар­ный, сти­хир­ный или иной.

Тем не менее, музы­каль­ная основа всех мело­ди­че­ских вари­ан­тов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохра­ня­лась более или менее посто­янно в тече­ние веков.

Восемь гласов состав­ляют т.н. систему «осмо­гла­сия» (т.е. вось­ми­гла­сия), кото­рая охва­ты­вает почти весь основ­ной фонд цер­ков­ной музыки. Боль­шин­ство пес­но­пе­ний бого­слу­же­ний одной недели под­чи­нено одному из восьми гласов. Восемь недель обра­зуют вось­ми­не­дель­ный гла­со­вый цикл.

По пре­да­нию Пра­во­слав­ной Церкви, систему гласов ввел пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин. Гласов всего 8, из них 4 основ­ных и 4 кос­вен­ных. В Гре­че­ской Церкви они так и име­ну­ются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Рус­ской соот­вет­ственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже при­ве­дем неболь­шие «опи­са­ния» каж­дого гласа, а также далеко не полный пере­чень наи­бо­лее зна­ко­мых веру­ю­щим пес­но­пе­ний разных гласов.

ГЛАС 1 – древ­ние цер­ков­ные писа­тели гово­рили, что «первый глас важен, вели­че­ствен и наи­бо­лее тор­же­ствен». Его срав­ни­вали с солн­цем, говоря, что он про­го­няет леность, вялость, сон, грусть и сму­ще­ние. В первой строке и тро­пар­ного, и сти­хир­ного рас­пе­вов этого гласа есть широ­кий «шаг» мело­дии наверх, что и при­дает ему мер­ность, важ­ность и тор­же­ствен­ность.

Тро­парь Кресту «Спаси, Гос­поди, люди Твоя»;
Тро­парь Бого­яв­ле­нию «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди»;

Тро­парь Успе­нию «В рож­де­стве дев­ство сохра­нила еси»;
Дог­ма­тик «Все­мир­ную славу»;
Ирмосы кано­нов Св. Пасхи «Вос­кре­се­ния день, про­све­тимся, людие»;
Рож­де­ства Хри­стова «Хри­стос раж­да­ется, сла­вите»;
Ирмосы вос­крес­ного канона «Твоя побе­ди­тель­ная дес­ница».

ГЛАС 2 – «испол­нен кро­то­сти, бла­го­го­ве­ния, он уте­шает печаль­ных и отго­няет мрач­ные пере­жи­ва­ния». Поется несколько вари­ан­тов этого гласа, однако общее – гибкая мело­дия, свет­лая инто­на­ция – при­сут­ствует во всех вари­ан­тах рас­пе­вов.

Тро­парь Неру­ко­тво­рен­ному образу «Пре­чи­стому Твоему образу покла­ня­емся, Благий»;
Тро­парь Кре­сти­телю и Пред­тече Иоанну «Память пра­вед­наго с похва­лами»;

Тро­парь суб­боты, всем святым и усоп­шим
«Апо­столи, муче­ницы и про­роцы»;
Бого­ро­ди­чен «Пре­бла­го­сла­венна еси, Бого­ро­дице Дево»;
Ирмосы кано­нов «Во глу­бине посла иногда», «Гря­дите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непо­годе, побуж­дает на духов­ный подвиг». Эта харак­те­ри­стика древ­них отно­сится в полной мере к пою­ще­муся у нас тро­пар­ному рас­певу гласа. Сти­хир­ный же распев более без­мя­те­жен.

Кондак Рож­де­ству Хри­стову «Дева днесь Пре­су­ще­ствен­наго раж­дает»;
Тро­парь вмч. Пан­те­ле­и­мону «Стра­сто­терпче святый»;

Вос­крес­ная сти­хира «Твоим Кре­стом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «дво­я­кий: то воз­буж­дает радость, то вну­шает печаль. Тихими и мяг­кими пере­хо­дами тонов он сооб­щает покой душе, вну­шает стрем­ле­ние к Выш­нему, наи­бо­лее выра­жая дей­ствие на нас Божией бла­го­дати». Пожа­луй, один из наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных и «попу­ляр­ных» гласов цер­ков­ного пения в срав­не­нии с дру­гими. Многие извест­ные всем тро­пари напи­саны именно на этот глас. Его логич­ное и про­стое мело­ди­че­ское стро­е­ние доступно всем.

Тро­парь Рож­де­ству Хри­стову «Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш»;
Тро­парь Божией Матери «Бого­ро­дице Дево, радуйся»;
Тро­парь свт. Нико­лаю «Пра­вило веры и образ кро­то­сти»;
Дог­ма­тик «Иже Тебе ради Бого­отец пророк Давид»;
Ирмосы канона Бого­ро­дице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы вос­крес­ного канона «Моря черм­ную пучину».

ГЛАС 5 – «успо­ка­и­вает душев­ные вол­не­ния, он под­хо­дит для плача о грехах». Мело­дия гласа рав­но­мерно «пока­чи­вает» слова пес­но­пе­ний, инто­на­ция сколь­зит то вверх, то вниз, давая ощу­ще­ние покоя и бес­ко­неч­но­сти.

Заупо­кой­ный седа­лен «Покой, Спасе наш, с пра­вед­ными рабы Твоя»;
Вос­крес­ные тро­пари «Ангель­ский собор» («Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим»);

Дог­ма­тик «В Черм­нем мори».

ГЛАС 6 – «рож­дает бла­го­че­сти­вые чув­ства – пре­дан­ность, чело­веч­ность, любовь». Так писали древ­ние. Мы же знаем этот глас и как глас сосре­до­то­чен­но­сти и скорби – минор­ная инто­на­ция, в кото­рой, как по «сту­пень­кам», под­ни­ма­ются слова текста.

Вос­крес­ная песнь по Еван­ге­лии «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше»;
Тро­парь (сти­хира) Свя­тому Духу «Царю Небес­ный»;

Сти­хира «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погре­баль­ная сти­хира «Зряще мя без­гласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пеше­ше­ство­вав Изра­иль»
(6‑я песнь «Житей­ское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, тро­га­тель­ный, уве­ща­ю­щий. Он лас­ково убеж­дает, при­зы­вает, просит об уми­ло­стив­ле­нии». Из всех гласов нашего осмо­гла­сия самым скуд­ным по коли­че­ству пес­но­пе­ний явля­ется глас седь­мой. Доста­точно редко звучит этот глас, и поэтому, веро­ятно, нелегко его узнать и обо­зна­чить в памяти.

Тро­парь Пре­об­ра­же­нию «Пре­об­ра­зился еси на горе, Христе Боже»;
Тро­парь блаж. Ксении Петер­бург­ской «Нищету Хри­стову воз­лю­бивши»;

Вос­крес­ный тро­парь «Раз­ру­шил еси Кре­стом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выра­жает веру в буду­щую жизнь, созер­цает небес­ные тайны, молится о бла­жен­стве души». Вось­мой глас можно еще назвать гласом вос­кли­ца­ния: боль­шин­ство пес­но­пе­ний под­чер­ки­вают эту вос­кли­ца­тель­ную сто­рону. Многие из них прямо начи­на­ются меж­до­ме­ти­ями: «Увы!» или «О!». Вось­мой глас можно рас­смат­ри­вать и как глас «труб­ный», глас высо­кого про­по­ве­да­ния и похвалы.

Заупо­кой­ный тро­парь «Глу­би­ною муд­ро­сти чело­ве­ко­любно вся строяй»;
Тро­парь Пяти­де­сят­нице «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбран­ной вое­воде» часто поют на 8‑й глас;
Заупо­кой­ная сти­хира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6‑я песнь «Молитву пролию ко Гос­поду»).

Источник

Значение слова глас

Словарь Ушакова

2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.

Фразеологический словарь русского языка

Православие. Словарь-справочник

лад в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие. Гласы определяются по области (высшей, средней, низшей), занимаемой каждым из них в церковном звукоряде, по конечному звуку, по той или иной мелодии и господствующим в ней звукам, по характерным попевкам. Количество попевок (с вариантами) в каждом гласе достигает нескольких десятков. Таким образом каждый глас имеет свой музыкальный колорит. Тем более что попевки одного гласа неодинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. Тем не менее, музыкальная основа в этих разных вариациях гласа и теперь одна и та же: она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

В современных вариантах гласов (в партесном изложении) сохранилась попевочная структура, однако в упрощенном виде. Она строится не собственно попевками, а чередующимися мелодическими строками, количество которых не столь велико.

Православный энциклопедический словарь

лад, напев в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на четыре главных и четыре побочных, вместе они образуют осмогласие.

Словарь музыкальных терминов

(старославянское — голос) — в древнерусском церковном пении — ряд диатонических попевок, связанных с определенными участками церковного звукоряда. Восемь гласов составляли систему осмогласия, охватывающую весь основной попевочный фонд церковного пения. Количество попевок в гласе составляет примерно 1500, но распределяются по гласам они неравномерно. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но различные по напеву.

Словарь церковных терминов

в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Православная энциклопедия

первоначально в церковном пении Византии представлял собой один из восьми ладов с господствующими конечными тонами. В Древней Руси гласы превратились в восемь диатонических напевов. Как в греческом, так и русском пении напевы одного гласа неодинаковы для стихир, тропарей, прокимнов и ирмосов, хотя встречаются и исключения. Например, стихирный напев второго гласа повторяет тропарный напев, а напев ирмосов третьего гласа – стихирный. Восемь гласов, или осмогласие, составляют основу всей церковной музыки: большая часть песнопений представляет собой именно гласовое пение. Напевы каждого гласа поют ровно одну неделю. Таким образом, чередование восьми гласов в течение восьми недель представляет собой завершенный гласовый цикл, повторяющийся много раз в течение года.

Энциклопедический словарь

(греч. echos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.

Словарь Ожегова

ГЛАС, а, м. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.).

Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].

Трубный глас (высок.) призыв к ответу за всё содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда].

Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) о полной тишине или молчании в ответ на зов.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

См. Разумовского, «Церковное пение в России» (М., 1867).

Н. Соловьев.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр.

Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прилаг. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый;

всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый.

Большая Советская Энциклопедия

(старославянское слово, то же, что голос),

в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия.

Источник

Словари

205 Что значит слово гласглас

1. Разновидность лада в церковной музыке.

2. Напев, входящий в систему церковного пения.

1. Физическая составляющая речевого звука, обусловленная колебанием голосовых связок при прохождении воздушной струи и характеризующаяся индивидуальными особенностями звучания (высотой, тембром и т.п.); голос I 1..

отт. Звучащая речь, произносимые кем-либо слова.

отт. Звуки, сопровождающие плач, рыдания и т.п.

отт. Крик, пение птиц, вой животных.

отт. Звуки, сопровождающие действие, движение, деятельность и т.п. чего-либо.

2. Звуки, издаваемые человеком при пении; голос I 2..

Ощущение внутренней убеждённости в необходимости какого-либо поступка или предчувствие чего-либо; голос III.

1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). «Все природы голоса сливались тут, не раздался… лишь человека глас.» Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий).

2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.

Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].

Трубный глас (высок.) призыв к ответу за всё содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда].

Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) о полной тишине или молчании в ответ на зов.

| Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прил. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый;

| всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый.

1. Высок. = Го́лос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии).

2. мн.: гла́сы и гласы́. Вид лада в церковной музыке; напев, входящий в систему церковного пения. Петь на гласы. Г. первый, второй.

глас (греч. ēchos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.

Голос (в 1, 4 и 6 знач.).

И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон.

2. (мн. гла́сы и гласы́).

Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения.

В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы.

[Белоусов] умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.

глас вопиющего в пустыне

о призыве, остающемся без ответа.

ни гласа ни воздыхания

о полном молчании, безмолвии.

Глас божий. Книжн. 1. Учение Христа. 2. Церковные песнопения. Ф 1, 110.

Глас вопиющего (вопиющий) в пустыне. 1. Книжн. Призыв, остающийся без всякого ответа. ФСРЯ, 107; БМС 1998, 115; ШЗФ 2001, 53; Мокиенко 1989, 189. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. О выступлении учителя перед учениками, не желающими его слушать. Максимов, 85.

Петь/ запеть на девятый глас. Разг. Устар. Петь нестройно, недружно, неточно. В церкви поют на восемь голосов, девятого голоса не существует. БМС 1998, 115.

Ни гласа ни воздыхания. Книжн. Устар. Ни звука, полная тишина, молчание. ФСРЯ, 108.

Ни гласу, ни послуханья о ком, о чём. Кар. (Мурм.). Абсолютно ничего не известно о ком-л., о чём-л. СРГК 1, 338; СРГК 5, 92.

1. гла́с, гла́сы, гла́са, гла́сов, гла́су, гла́сам, гла́с, гла́сы, гла́сом, гла́сами, гла́се, гла́сах

2. гла́с, гласы́, гла́са, гласо́в, гла́су, гласа́м, гла́с, гласы́, гла́сом, гласа́ми, гла́се, гласа́х

сущ., кол-во синонимов: 3

услышать глас => восприятие

церк. и поэт., гла́сный «публичный», также «городской депутат», производное от глас «голос». Подробнее см. на го́лос.

2. кулин.У приспешников и кандиторов покрывание сахаром на яичном белке. Сл. пов. 1 453. После чего раскатать <тесто> как возможно тоньше, высечь из онаго формы розы или иныя фигуры, сделать на них гласс из белков, посыпав сахаром и корицею. Сл. пов. 1795.

— Звук трубы в день Страшного суда.

2. Церковные песнопения.

Ни на день в их обители Глас божий не затих, Блаженные святители, В окладах золотых, Глядят на них с любовию, Святых ликует хор… (А. К. Толстой. Ночь перед приступом).

Книжн. 1. Учение Христа. 2. Церковные песнопения. Ф 1, 110.

Глас Божий вызвонит из ада душу грешника (о вкладе на колокол за упокой самоубийцы).

1. Книжн. Призыв, остающийся без всякого ответа. ФСРЯ, 107; БМС 1998, 115; ШЗФ 2001, 53; Мокиенко 1989, 189. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. О выступлении учителя перед учениками, не желающими его слушать. Максимов, 85.

крыл. сл. Выражение из Библии (Исаия 40:3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.

Книжн. Экспрес. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа, без внимания.

В годину мрака и печали, Как люди русские молчали, Глас вопиющего в пустыне Один раздался на чужбине (Огарёв. Предисловие к «Колоколу»).

Ср. Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле. на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне.

Салтыков. Мелочи жизни. Читатель.

Ср. Без тебя (благосклоннейший из читателей) я был гласом вопиющего в пустыне, эоловой арфой без ветра (?), разливающей гармонию среди унылой окрестности.

Дружинин. Сентимент. путешествия Чернокнижникова (письмо).

Ср. К «Молве» названье не пристало:

Ее читателей так мало,

Что хоть зови ее отныне:

«Глас вопиющего в пустыне».

Ср. Vox clamantis in deserto.

Ср. Иоанн Креститель сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

Иоанн. 1, 23. Матф. 3, 3. Марк. 1, 3. Лук. 3, 4.

См. на ветер говорить.

Выражение из Библии (Исаия 40, 3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.

Из Библии. Ветхий Завет (Книга пророка Исайи, гл. 40, ст. 3): «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Встречается также в Евангелии от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелии от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 23).

Иносказательно: напрасные призывы к чему-либо, неудачные попытки установить контакт, взаимопонимание, диалог.

Страстный, горячий призыв, выражение отчаяния, без надежды на отклик.

Обычно в роли именной части сказ.

Порядок слов-компонентов фиксир.

— Сочувствую тебе: твой призыв к студентам учиться только на «хорошо» и «отлично» остался гласом вопиющего в пустыне. (Реч.)

фразеол. в целом выступает как символ тщетного, неуслышанного призыва к чему-л. благотворному.

Из письма английского богослова Алкуина (735-804), направленное им в 800 г. императору Карлу Великому (742-814).

Употребляется: в прямом смысле и иронически, как комментарий к тезису о неизменной правоте народа.

Глас народа Христа предал (распял).

глас народа, глас Божий (народа, а не толпы)

Писемский. Тысяча душ. 2, 6.

Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme.

Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie ist die Stimme Gottes.

Слушайся голоса народа, это глас Божий.

Schiller. Marie Stuart. 4, 8.

Voix de peuple, voix de Dieu.

Voce di popolo, voce di Dio.

Ср. L’universale non s’inganna.

Ср. Vox populi, vox Dei.

Правильность изречения vox populi, vox Dei оспаривается Алкуином (735-804): «cum tumultuositas vulgi semper insaniae proxima sit», так как бушевание толпы всегда близко к безумию.

Ср. Sacra populi lingua est.

Sen. rhet. controv. 1, 1, 10.

Ср. Nemo omnes, neminem omnes fefellerunt.

Никто всех, никого все не обманывали.

Ср. βοή λαού, βοή Θεοί».

Ср. η σέ γε λαοί εχθαίρουσ’ ανά δήμον, επισπόμενοι θεού όμφη.

Ср. Знать бы желал я: ты сам ли то волей сносил? Народ ли

Вашей земли ненавидит тебя, по внушению Бога.

Hom. Od. 3, 214-215; пер. Жуковского. Нестор Телемаку о женихах Пенелопы.

Ср. Φήμη δ’ούτις πάμπαν άπόλλυται, ήντινα πολλοί

Λαόι φημίζουσι θεός νύ τίς εστι και αύτή.

Никакая молва, которую народ имеет в устах своих,

Не пропадает совершенно, ибо это само божество.

Hesiod. Труды и дни. 763.

Ср. Φήμη γε μέντοι δημόθρους μέγα σθένει.

Голос народа, конечно, имеет большой вес.

Aesch. Agamemnon. 938.

Ср. Vox populi de civitate, vox de templo, vox Domini reddentis retributionem inimicis suis.

Ср. Вот шум из города, голос из Храма, голос Господа, воздающего врагам Своим.

См. перст твой вижу ясно.

Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена (семинарск.).

ГЛАС-ПАНАШЕ * glace panaché. кулин. Разноцветное мороженое. Обед пододвинулся уже к пирожному, в виде glace-panaché с сеткой из леденца, чем любил всегда щегольнуть повар Василий. Бобор. Братья. // ВЕ 1904 4 486.

Гла́сбреннер (Glaßbrenner) Адольф (1810—1876), немецкий писатель, юморист и сатирик. Яркие социально-критические зарисовки берлинского быта, политические стихи, антиклериальный комический эпос «Новый Рейнеке-Лис» (1846).

сущ., кол-во синонимов: 1

ГЛАСЕ I glacé m. < glacer.

2. Перчатки имеющие с одной стороны глянец, или лоск. Вавилов 1856.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *