Что значит слово глас
Значение слова «глас»
1. Трад.-поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа.□ Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И прогремела грозным гласом В годину битвы наша сталь. Твардовский, За далью — даль.
2. (мн. гла́сы и гласы́). Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения. В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы. [Белоусов] умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Глас — многозначный термин, применяемый в православной литургике и музыке православного обихода.
Глас, Аренд (род. 1968) — голландский бобслеист, пилот.
Глас, Бентли (1906—2005) — видный американский генетик и преподаватель.
Глас, Хорхе (род. 1969) — эквадорский политический деятель, вице-президент Эквадора.
ГЛАС, а, м. 1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса́ сливались тут, не раздался. лишь человека г. Лрмнтв. Г. вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на г. восьмый.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. устар. поэт. голос, звучащая речь ◆ Слыхали ль вы за рощей глас ночной // Певца любви, певца своей печали? Пушкин, «Певец», 1816 г.
2. перен. высказываемое мнение
3. в церковном пении — ладово-мелодическое построение ◆ Когда пели «Архангельский глас», он помахивал рукой, как регент, и, стараясь подладиться под глухой стариковский бас дьячка, выводил своим тенором что-то необыкновенно сложное, и по лицу его было видно, что испытывал он большое удовольствие. Чехов, «Убийство», 1895 г.
Что значит слово глас
Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви.
Существует четыре основных (атентических) гласа — 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5‑й к 1‑му, 6‑й ко 2‑му, 7‑й к 3‑му, 8‑й к 4‑му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.
4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.
Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.
Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.
Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).
Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1‑го гласа следует седмица 2‑го, потом 3‑го — и так до 8‑го, а затем снова 1‑го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.
Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8‑й, а не 1‑й, первый же глас начинается с Недели 2‑й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8‑й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.
Восемь церковных гласов
составитель В. Хорецкая
Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.
ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.
Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».
ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.
Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».
ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.
Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».
ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.
Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».
ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.
Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».
ГЛАС 6 – «рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.
Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6‑я песнь «Житейское море»).
ГЛАС 7 – «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.
Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».
ГЛАС 8 – «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.
Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8‑й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6‑я песнь «Молитву пролию ко Господу»).
Значение слова глас
Словарь Ушакова
2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.
Фразеологический словарь русского языка
Православие. Словарь-справочник
лад в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие. Гласы определяются по области (высшей, средней, низшей), занимаемой каждым из них в церковном звукоряде, по конечному звуку, по той или иной мелодии и господствующим в ней звукам, по характерным попевкам. Количество попевок (с вариантами) в каждом гласе достигает нескольких десятков. Таким образом каждый глас имеет свой музыкальный колорит. Тем более что попевки одного гласа неодинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. Тем не менее, музыкальная основа в этих разных вариациях гласа и теперь одна и та же: она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
В современных вариантах гласов (в партесном изложении) сохранилась попевочная структура, однако в упрощенном виде. Она строится не собственно попевками, а чередующимися мелодическими строками, количество которых не столь велико.
Православный энциклопедический словарь
лад, напев в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на четыре главных и четыре побочных, вместе они образуют осмогласие.
Словарь музыкальных терминов
(старославянское — голос) — в древнерусском церковном пении — ряд диатонических попевок, связанных с определенными участками церковного звукоряда. Восемь гласов составляли систему осмогласия, охватывающую весь основной попевочный фонд церковного пения. Количество попевок в гласе составляет примерно 1500, но распределяются по гласам они неравномерно. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но различные по напеву.
Словарь церковных терминов
в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).
Православная энциклопедия
первоначально в церковном пении Византии представлял собой один из восьми ладов с господствующими конечными тонами. В Древней Руси гласы превратились в восемь диатонических напевов. Как в греческом, так и русском пении напевы одного гласа неодинаковы для стихир, тропарей, прокимнов и ирмосов, хотя встречаются и исключения. Например, стихирный напев второго гласа повторяет тропарный напев, а напев ирмосов третьего гласа – стихирный. Восемь гласов, или осмогласие, составляют основу всей церковной музыки: большая часть песнопений представляет собой именно гласовое пение. Напевы каждого гласа поют ровно одну неделю. Таким образом, чередование восьми гласов в течение восьми недель представляет собой завершенный гласовый цикл, повторяющийся много раз в течение года.
Энциклопедический словарь
(греч. echos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
Словарь Ожегова
ГЛАС, а, м. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.).
• Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].
Трубный глас (высок.) призыв к ответу за всё содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда].
Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) о полной тишине или молчании в ответ на зов.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
См. Разумовского, «Церковное пение в России» (М., 1867).
Н. Соловьев.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр.
Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прилаг. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый;
всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый.
Большая Советская Энциклопедия
(старославянское слово, то же, что голос),
в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия.
Словари
205 глас
1. Разновидность лада в церковной музыке.
2. Напев, входящий в систему церковного пения.
1. Физическая составляющая речевого звука, обусловленная колебанием голосовых связок при прохождении воздушной струи и характеризующаяся индивидуальными особенностями звучания (высотой, тембром и т.п.); голос I 1..
отт. Звучащая речь, произносимые кем-либо слова.
отт. Звуки, сопровождающие плач, рыдания и т.п.
отт. Крик, пение птиц, вой животных.
отт. Звуки, сопровождающие действие, движение, деятельность и т.п. чего-либо.
2. Звуки, издаваемые человеком при пении; голос I 2..
Ощущение внутренней убеждённости в необходимости какого-либо поступка или предчувствие чего-либо; голос III.
1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). «Все природы голоса сливались тут, не раздался… лишь человека глас.» Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий).
2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.
Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].
Трубный глас (высок.) призыв к ответу за всё содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда].
Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) о полной тишине или молчании в ответ на зов.
| Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прил. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый;
| всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый.
1. Высок. = Го́лос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии).
2. мн.: гла́сы и гласы́. Вид лада в церковной музыке; напев, входящий в систему церковного пения. Петь на гласы. Г. первый, второй.
глас (греч. ēchos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
Голос (в 1, 4 и 6 знач.).
И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон.
2. (мн. гла́сы и гласы́).
Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения.
В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы.
[Белоусов] умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.
глас вопиющего в пустыне
о призыве, остающемся без ответа.
ни гласа ни воздыхания
о полном молчании, безмолвии.
Глас божий. Книжн. 1. Учение Христа. 2. Церковные песнопения. Ф 1, 110.
Глас вопиющего (вопиющий) в пустыне. 1. Книжн. Призыв, остающийся без всякого ответа. ФСРЯ, 107; БМС 1998, 115; ШЗФ 2001, 53; Мокиенко 1989, 189. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. О выступлении учителя перед учениками, не желающими его слушать. Максимов, 85.
Петь/ запеть на девятый глас. Разг. Устар. Петь нестройно, недружно, неточно. В церкви поют на восемь голосов, девятого голоса не существует. БМС 1998, 115.
Ни гласа ни воздыхания. Книжн. Устар. Ни звука, полная тишина, молчание. ФСРЯ, 108.
Ни гласу, ни послуханья о ком, о чём. Кар. (Мурм.). Абсолютно ничего не известно о ком-л., о чём-л. СРГК 1, 338; СРГК 5, 92.
1. гла́с, гла́сы, гла́са, гла́сов, гла́су, гла́сам, гла́с, гла́сы, гла́сом, гла́сами, гла́се, гла́сах
2. гла́с, гласы́, гла́са, гласо́в, гла́су, гласа́м, гла́с, гласы́, гла́сом, гласа́ми, гла́се, гласа́х
сущ., кол-во синонимов: 3
услышать глас => восприятие
церк. и поэт., гла́сный «публичный», также «городской депутат», производное от глас «голос». Подробнее см. на го́лос.
2. кулин.У приспешников и кандиторов покрывание сахаром на яичном белке. Сл. пов. 1 453. После чего раскатать <тесто> как возможно тоньше, высечь из онаго формы розы или иныя фигуры, сделать на них гласс из белков, посыпав сахаром и корицею. Сл. пов. 1795.
— Звук трубы в день Страшного суда.
2. Церковные песнопения.
Ни на день в их обители Глас божий не затих, Блаженные святители, В окладах золотых, Глядят на них с любовию, Святых ликует хор… (А. К. Толстой. Ночь перед приступом).
Книжн. 1. Учение Христа. 2. Церковные песнопения. Ф 1, 110.
Глас Божий вызвонит из ада душу грешника (о вкладе на колокол за упокой самоубийцы).
1. Книжн. Призыв, остающийся без всякого ответа. ФСРЯ, 107; БМС 1998, 115; ШЗФ 2001, 53; Мокиенко 1989, 189. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. О выступлении учителя перед учениками, не желающими его слушать. Максимов, 85.
крыл. сл. Выражение из Библии (Исаия 40:3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.
Книжн. Экспрес. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа, без внимания.
В годину мрака и печали, Как люди русские молчали, Глас вопиющего в пустыне Один раздался на чужбине (Огарёв. Предисловие к «Колоколу»).
Ср. Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле. на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне.
Салтыков. Мелочи жизни. Читатель.
Ср. Без тебя (благосклоннейший из читателей) я был гласом вопиющего в пустыне, эоловой арфой без ветра (?), разливающей гармонию среди унылой окрестности.
Дружинин. Сентимент. путешествия Чернокнижникова (письмо).
Ср. К «Молве» названье не пристало:
Ее читателей так мало,
Что хоть зови ее отныне:
«Глас вопиющего в пустыне».
Ср. Vox clamantis in deserto.
Ср. Иоанн Креститель сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
Иоанн. 1, 23. Матф. 3, 3. Марк. 1, 3. Лук. 3, 4.
См. на ветер говорить.
Выражение из Библии (Исаия 40, 3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.
Из Библии. Ветхий Завет (Книга пророка Исайи, гл. 40, ст. 3): «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Встречается также в Евангелии от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелии от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 23).
Иносказательно: напрасные призывы к чему-либо, неудачные попытки установить контакт, взаимопонимание, диалог.
Страстный, горячий призыв, выражение отчаяния, без надежды на отклик.
Обычно в роли именной части сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
— Сочувствую тебе: твой призыв к студентам учиться только на «хорошо» и «отлично» остался гласом вопиющего в пустыне. (Реч.)
фразеол. в целом выступает как символ тщетного, неуслышанного призыва к чему-л. благотворному.
Из письма английского богослова Алкуина (735-804), направленное им в 800 г. императору Карлу Великому (742-814).
Употребляется: в прямом смысле и иронически, как комментарий к тезису о неизменной правоте народа.
Глас народа Христа предал (распял).
глас народа, глас Божий (народа, а не толпы)
Писемский. Тысяча душ. 2, 6.
Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme.
Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie ist die Stimme Gottes.
Слушайся голоса народа, это глас Божий.
Schiller. Marie Stuart. 4, 8.
Voix de peuple, voix de Dieu.
Voce di popolo, voce di Dio.
Ср. L’universale non s’inganna.
Ср. Vox populi, vox Dei.
Правильность изречения vox populi, vox Dei оспаривается Алкуином (735-804): «cum tumultuositas vulgi semper insaniae proxima sit», так как бушевание толпы всегда близко к безумию.
Ср. Sacra populi lingua est.
Sen. rhet. controv. 1, 1, 10.
Ср. Nemo omnes, neminem omnes fefellerunt.
Никто всех, никого все не обманывали.
Ср. βοή λαού, βοή Θεοί».
Ср. η σέ γε λαοί εχθαίρουσ’ ανά δήμον, επισπόμενοι θεού όμφη.
Ср. Знать бы желал я: ты сам ли то волей сносил? Народ ли
Вашей земли ненавидит тебя, по внушению Бога.
Hom. Od. 3, 214-215; пер. Жуковского. Нестор Телемаку о женихах Пенелопы.
Ср. Φήμη δ’ούτις πάμπαν άπόλλυται, ήντινα πολλοί
Λαόι φημίζουσι θεός νύ τίς εστι και αύτή.
Никакая молва, которую народ имеет в устах своих,
Не пропадает совершенно, ибо это само божество.
Hesiod. Труды и дни. 763.
Ср. Φήμη γε μέντοι δημόθρους μέγα σθένει.
Голос народа, конечно, имеет большой вес.
Aesch. Agamemnon. 938.
Ср. Vox populi de civitate, vox de templo, vox Domini reddentis retributionem inimicis suis.
Ср. Вот шум из города, голос из Храма, голос Господа, воздающего врагам Своим.
См. перст твой вижу ясно.
Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена (семинарск.).
ГЛАС-ПАНАШЕ * glace panaché. кулин. Разноцветное мороженое. Обед пододвинулся уже к пирожному, в виде glace-panaché с сеткой из леденца, чем любил всегда щегольнуть повар Василий. Бобор. Братья. // ВЕ 1904 4 486.
Гла́сбреннер (Glaßbrenner) Адольф (18101876), немецкий писатель, юморист и сатирик. Яркие социально-критические зарисовки берлинского быта, политические стихи, антиклериальный комический эпос «Новый Рейнеке-Лис» (1846).
сущ., кол-во синонимов: 1
ГЛАСЕ I glacé m. < glacer.
2. Перчатки имеющие с одной стороны глянец, или лоск. Вавилов 1856.