Что значит слово демократия в переводе с греческого языка

Значение слова «демократия»

Что значит слово демократия в переводе с греческого языка

1. Форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

2. Принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное, равноправное участие в ней всех членов коллектива. Внутрипартийная демократия.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

Народ является единственно легитимным источником власти

Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.

Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения, видные экономисты, а также такие представители западной политической элиты как экс-президент США Барак Обама, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей и низкого уровня социально-экономического неравенства.

ДЕМОКРА’ТИЯ, и, ж. [греч. dēmokratia] (книжн., полит.). 1. только ед. Форма правления,

при к-рой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения.

В буржуазных странах д. существует только формально. Советский переворот дал невиданный в мире толчок развитию демократии. демократии социалистической (для трудящихся), в отличие от демократии буржуазной (для эксплоататоров, для капиталистов, для богатых). Лнн. 2. Государство с такой формой правления. Античные демократии. 3. только ед. Средние и низшие слои общества, массы (дореволюц.). 4. только ед. Способ организации какого-н. коллектива, обеспечивающий влияние широких масс. Внутрипартийная д.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

демокра́тия

1. полит. форма государственного устройства, при которой власть принадлежит большинству народа или его представителям ◆ 1) монархия, или единовластное, как то Россия, Франция, Дания, Гишпания и пр. государства состоят и единым госуда́рем правятся; 2) аристократия, или избранными неколикими персонами, как видим веницианское правление; 3) демократия, или общенародное, когда всё общество сами или каждое малое общество от себя, выбирая, определяют с полною мочью, и оные, собрався, о пользе общей советуют и определяют, как то Галандия, Швейцария и многие малые республики состоят. В. Н. Татищев, «Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах», 1733 г. (цитата из НКРЯ)

2. разг. отношения в коллективе, основанные на принципах равенства и возможности участия каждого в принятии важных решений ◆ Но если уж очень хочется публично выступить и заявить «вот он я», для этого нужно только дождаться очередного собрания пайщиков. Там почти полная демократия. Хочешь высказаться, тяни повыше руку, заметят — дадут слово, не то что в Союзе писателей. Владимир Войнович, «Иванькиада, или рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру», 1976 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У нас в семействе, в общем и целом, практикуется демократия в плане принятия решений, но до определённой черты, которая чётко сформулирована: свобода действий подразумевает ответственность за последствия этих действий. «Наши дети: Подростки», 2004 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Об этимологии слова «демократия»

Рабовладельческими республиками были древнегреческие «демократии». Где словом «ДЕ-МОС»обозначались именно и только рабовладельцы.

Кроме того, в античных демократиях полными правами обладал отнюдь не каждый
(т. е. отнюдь не каждый принадлежал к «демосу»).
Политических прав не имели рыб, все без исключения женщины, а так же свободные граждане, родившиеся в другом городе. Пресловутая «демократия», плодами которой могли наслаждаться немногочисленные «полноправные граждане»
полиса фактически воплощала принцип «каждый свободен и имеет по 10 рабов».

Выше мы уже говорили, что слова «демос»[3] и «дем» имеют общий корень «часть», «делить»[4].
От того же корня идет этимология слова «демон» (др.-греч. δαίμων, «божество») — собирательное название мифологических существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами.
В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, имея значение «гений, дух»[5].

Не случайно в христианском понятии «демон» имеет значение «разделяющий», «отделяющий от Бога».
«Разделяй, завоевывай и властвуй».

Интересно, что слово «фарисеи» является производным от корня (ивр. פרש‎), имеющего значение «отделяться», «обособляться», и означает «отделившиеся».
Изначально «фарисеи» было прозвищем (в смысле «отступники», «еретики»), которое они получили от своих противников саддукеев, но затем, с перехватом власти этой группой, оно стало приобретать «уважительный оттенок»[6].
В современном мире к фарисеям принято относить корпоративную группу, опирающуюся на олигархию и плутократию
«Барухов, Коэнов и Ротшильдов», поклоняющуюся «золотому тельцу».

Сегодняшний мир все плотнее загоняют под управление «отделившихся клеветников».
Впрочем, вспоминая апологетов демократии, не зря всплывает термин «Malleus Maleficarum».
Тогда же давайте будем честны и начнем говорить не об «изучении» или «совершенствовании» современных демократических институтов власти, а о «практической демонологии»…

Из писаний Прокопия Кесарийского (византийский писатель 490 – 565гг):
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в димократии (δῆμος κράτος),
и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим…»

Именно главы Домов могли быть полноценными участниками собраний, которые именовались Вече:
«В вечевом собрании имели право участвовать лишь полноправные граждане, т.е., мужи свободные, совершеннолетние
и не подчиненные семейной власти».

Кстати смотрите Δήμος (греч. ) — статью о димах в греческой Википедии

Третьим уровнем административного деления в Греции являются общины: городские общины
(димы, муниципалитеты; греч. δήμος, [ди́мос]) и сельские общины (греч. κοινότητα, [кино́тита]).

Они входят в состав номов и являются ячейками местного самоуправления. Состоят из четко обозначенных местных районов, центрами которых обычно является город, посёлок или группа поселений… демократия является (по Аристотелю) одной их худших форм власти.
Так изменение одной буквы в исходном слове приводит к власти паразитов общества.

Надо отказаться от фетишизации слова «демократия» и вернуться к древнеславянской димократии

Эпоха иудео-протестантизма, возглавляемая доминирующей ветвью этого религиозно-светского течения — англиканством, приходит к своему логическому завершению.
На пятки наступает режим иудео-католичества, который характеризуется короткой фразой, произнесённой на «Эхе Москвы» крупным российским историком-медиевистом Наталией Басовской..

Источник

Демократия на греческий лад. Демос, плебос, охлос, лаос

На поверку, вопрос не сложный. И ответить быстро можно так: некоторый способ жизнеустроения общества. Но, как следует из нижеприведённого, стандартный ответ на этот вопрос может оказаться и глупостью (по мнению некоторых):

http://www.aif.ru/society/article/39579
«Понимаете, главная проблема и главная беда нашей современной жизни в том, что в основе всякого строительства лежит фальшивый фундамент. Почему мы сегодня не можем выкрутиться из той сложнейшей ситуации, в которой оказалась страна? Потому что если в основу заложить ложную мысль, то и вся конструкция получится нагромождением лжи. Я часто задаю вопрос своим студентам: что такое демократия? О! Всё понятно! Демос – народ, кратос – власть. Демократия означает «народовластие»! Глупость! Кто вам это сказал?! Демос никогда не был народом. Право быть причисленным к демосу получал лишь тот, кто изучил семь свободных искусств (риторика, музыка, математика, астрономия, логика, философия и пр.). Остальное же население называлось – напомню – охлос.«

А вот ещё пример рассуждения на тему этого вопроса (приводится без купюр):

Хрен его разберёшь, короче, так сразу, что такое демократия. Слово – не русское, следовательно, является ярлыком, в связях которого с общественными процессами ещё разбираться надо. Попробуем разобраться, станцевав от печки, когито оно на то и когито.
Слово – греческое, привязано к истории Афин. Вот краткая историческая справка по Афинам:

«В историческую эпоху управление Афин имело ярко выраженный аристократический характер. Огромную роль играл ареопаг – аристократическое учреждение, заменившее совет старейшин. Высшими должностными лицами были архонты.
Ежегодно ареопаг назначал 9 архонтов из числа представителей наиболее знатных и богатых фамилий. Народное собрание в то время большого значения не имело.
Население Аттики распадалось на следующие группы. Привилегированным слоем населения была родовая аристократия, или, как их здесь называли, эвпатриды. Они пользовались всеми политическими и гражданскими правами. Основную массу населения составлял демос, т. е. народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки и т. п. Состав и имущественное положение демоса были неодинаковы: от крестьянина-бедняка до богатого владельца мастерской или крупного торговца. Но все представители демоса, имея права граждан, не имели почти никаких политических прав. И, наконец, в Афинах существовала еще одна группа свободного населения — так называемые метеки. Это были иностранцы, поселившиеся в Афинах и занимавшиеся, как правило, торговлей или каким-нибудь ремеслом. Метеки не имели ни гражданских, ни политических прав. Особую категорию населения составляли рабы. Они, конечно, были абсолютно бесправны и вообще не считались за людей — на них смотрели как на рабочий скот или инвентарь.
В Афинах очень рано обострились политические противоречия и развернулась напряженная политическая борьба. Это была борьба крестьянской бедноты за сохранение земли и свободы, т.е. против долгового рабства. Дело в том, что по афинским обычаям крестьянин-должник, не сумевший выплатить в срок долга, становился рабом и должен был своим личным трудом отработать задолженность. Кроме того, борьба шла между демосом и эвпатридами. Наиболее богатые слои демоса стремились к тому, чтобы пользоваться такими же политическими правами и привилегиями, как эвпатриды.
Эта борьба достигла наибольшего напряжения на рубеже VII-VI вв. до н.э. Положение обострилось моровой язвой, свирепствовавшей в Афинах, неурожаем и неудачами афинян в войне за остров Саламин. В 594 г. одним из архонтов был избран Солон, который провел ряд смелых, революционных мероприятий. Во-первых, он отменил все существовавшие к тому времени долги, освободил закабаленных и навсегда запретил продажу в рабство за долги. Во-вторых, он ввел новую конституцию, или деление всех афинских граждан на четыре класса в зависимости от размера их земельных владений (или доходов с них). Теперь уже не знатность обусловливала принадлежность к привилегированным «классам», но имущество, богатство. Политические привилегии тоже распределялись по этим имущественным классам.
При Солоне был создан новый выборный орган — совет 400, который начал понемногу вытеснять ареопаг. Кроме того, значительно повысилась роль народного собрания, ставшего высшей инстанцией при решении всех важных государственных вопросов. Таким образом, мероприятия, проведенные Солоном, содействовали укреплению политических позиций верхушки демоса и вместе с тем общей демократизации Афинского государства.
«

Источник

О трудностях перевода, или Что такое демократия на самом деле

Сегодня древнегреческое слово «демократия» переводят как «власть народа». Однако этот перевод совсем не верен. «Народ» в древнегреческом языке обозначался другими словами: «этнос» (в современном языке значение ближе к слову «нация») и «популус» (население). Что такое «демос»? Это свободные люди, имеющие рабов. Остальные граждане никаких избирательных прав не имели. Другими словами, понятие «народ» гораздо шире и полнее, чем понятие «демос»

Аристотель указывает критерий: чтобы все граждане, собравшись, могли видеть друг друга. С его точки зрения, максимальное население не должно было превышать 20000 граждан (конечно, к этой цифре нужно прибавить жен и детей, а также многочисленных не-граждан и рабов, которых вообще не считали за людей). Да, греческая демократия была рабовладельческим режимом.

Демос вершил правосудие прямым путем. Иногда по очереди, иногда по жребию, но всегда прямо. Сама идея так называемых «народных представителей» никак не вмещалась в понятие демократии в Афинах. Управительные функции, конечно, исполнялись отдельными лицами, но эти лица не были «представителями», а всего лишь «приказчиками», «экзекуторами» или «временно исполняющими поручения». Причем считалось, что такими «приказчиками» могут и должны быть все граждане.

За исключением специфически военных должностей, на все другие должности афинская демократия назначала граждан путем жребия на бобах. Причем демос мог в любой момент прямо вмешаться в исполнение любой должности, чего как раз не допускает представительная система.

В Риме, который хотя и был не демократией, а республикой, по-гречески «политией» (то есть, по определению Аристотеля, смешанным строем, в котором власть принадлежала одновременно и большинству и меньшинству), та его часть, которую можно условно назвать демократической, то есть плебс, тоже не знала представительства. Когда римский плебс получил право законодательства, он его вершил прямым путем через плебисциты (буквально «народные сходки»), но не через выбираемых представителей.

Согласно Аристотелю и другим политическим мыслителям древности, идея выборов является типично аристократической или олигархической идеей. «Бросание жребия является демократическим учреждением. Выборное начало, напротив, является олигархическим» (Аристотель, «Политика»).

Описание сущности демократии самими древними греками может вызвать некоторое удивление. Псевдо-Ксенофонт в «Республике афинян» (по-видимому, написанной около 430 года до Р. X.) утверждает: «И во всех странах лучшая часть противостоит демократии, потому что между лучшими имеется минимум недисциплины и зла, и максимум правоты для добродетели».

Источник

ДЕМОКРАТИЯ – ЗАГАДКА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

В начале статьи приведем довольно длинную цитату. «Мы живем свободною политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи не писанными, влекут (за нарушение их) общественный позор».

Уважаемый читатель, когда это было сказано? Ответ – две с половиной тысячи лет тому назад. Это выступление знаменитого греческого стратега Перикла (490-429 г.г. до н. э.) на могиле молодых лакедемонян погибших в начале Пелопонесской войны. Их донес нам тоже греческий историк Фукид (460 –400 г.г. до н.э.) в своей знаменитой «Истории». Странно, правда. Ведь слова были сказаны так давно, а как по современному звучат. Почему их можно услышать и сейчас и это не вызовет удивление? Мы вокруг слышим: демократия, демократическое общество, устоявшееся демократическое государство, демократические ценности. Есть много людей, которые свято верят в то, что скрывается под словом «демократия», переводя его прямо – «народовластие».

Следовательно, уже в древности возникла необходимость объяснять с одной стороны, почему у власти должны быть грамотные и богатые, а с другой, что они избраны всем народом, представляют интересы народа и равны избравшему их народу. Для справедливости следует отметить, что иногда избирали и простых (это когда выборный орган входило до500 человек) граждан и им даже жалование платили. Время требовало найти способ убедить народ, чтобы он поверил, что это его власть, она его представляет.

Вот собственно, зачем и была придумана «демократия». Назвать тем то, чем в принципе оно не является.

Это слово настолько древнее, что оно родственник таких религий как даосизм, брахманизм, зороастризм и уж старше таких «молодых» религий как христианство и ислам. Если за ранними верованиями стоит либо светлое, либо темное, а в более поздних уже нечто, что имеет облик человека. Демократы же верят в народ, собственно даже не в народ, а в то, что власть должна представлять народ и защищать некие демократические ценности. Тем не менее, они, защищая власть, как правило, все время ее критикуют.

Тогда возникает законный вопрос – зачем слово «демократия» надо переводить прямо «народовластие». А если так не поступать? Тогда это загадка. Если говорим, например, висит груша – нельзя скушать. Понимаем, что это лампочка, но не начинаем же обсуждать – стекло, можно порезаться и вообще это не съедобный предмет.

Ведь и власть не представляет весь народ, а только его часть – хватит и 25% как и у древних греков. В тоже время власть пытается убедить, что она народная, она от народа и это ей, в общем, то удается. Во власти всегда умные, грамотные люди, а иногда даже и честные, преследующие им одним известные цели. В демократию многие верят, а другие, что у власти понимают, что надо поддерживать эту веру. Так что же такое «демократия»?

Выступление Перикла, приведенное в начале, появилось именно тогда, когда это было нужно, чтобы убедить всех остальных, что у власти стоят люди, которым править доверил народ и им надо подчиняться. Им, избранным, важно, чтобы граждане в них верили, вне зависимости от того какой религии эти граждане придерживаются. При этом применяются различные методы убеждения, как и во времена древних греков, так и в наше время от бомбардировок в Югославии и Ираке, до выступления любимых народом артистов на телеэкране.

Тогда закономерно возникает вопрос, так что же выбросить демократические ценности? Нет, они формировались веками в них многие верят и многие стремятся их утверждать, поэтому они должны оставаться, как и десять заповедей и моральный кодекс строителя коммунизма. Вопросам развития демократии, ее связи с другими общественными организациями и партиями, соотношению и взаимоотношению власти и демократии посвящено огромное число исследований. В Интернете на слово «демократия» дается сайтов 75 420 в которых 4 502 574 документов. Однако все они посвящены одному – как было бы хорошо, если была бы демократия. Излагаются представления авторов о демократии, а точнее о соотношении демократии и власти. Пойдем от определения.

Если дано определение демократии как религии просвещенных, то лучше всего поступить, так как поступают со всеми другими религиями, а именно отделить ее от государства, т.е. от власти. Следовательно, отдельно рассматривать демократические ценности как таковые, например как десять заповедей, оставляя в названии слово «демократия» как дань традиции. В тоже время отдельно рассматривать власть как таковую, интересам какой части населения она служит – в обязательном порядке в процентном отношении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *