Что значит слово благоговейно
Значение слова «благоговение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БЛАГОГОВЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср., перед кем-чем (книжн.). Глубочайшее почтение.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
благогове́ние
1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней ◆ Не паче ли нам Христианам подобает с таковым благоговением предстоять во храмах святых, когда приносим жертву безкровную Богу живому и истинному? Архиепископ Платон (Левшин), «Слово в неделю Ваий», 1779 г. (цитата из НКРЯ)
2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо ◆ Он бережно и с благоговением взял ее в руки и сказал, что это его скрипка, его инструмент. Ф. М. Достоевский, «Неточка Незванова», 1849 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова империалистический (прилагательное):
Значение слова «благоговейно»
БЛАГОГОВЕ́ЙНО. Книжн. Нареч. к благоговейный. Михаил Федорович Астангов стал одним из самых серьезнейших, преданнейших, благоговейно относящихся к сцене актеров. М. Ульянов, Рыцарь театра.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
благогове́йно
1. книжн. наречие к прилагательному благоговейный ◆ Чичиков благоговейно подступил к хозяину, лобызнул его в щеку, принявши и от него впечатленье поцелуя. Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 г. ◆ Согласно опять же слухам (архив, по обыкновению, нем), Блужжаежжин сам благоговейно откупорил бутылку удивительного вина, похожего на историческую «мальвазию» горбатого британца, сам передал бокал учителю, сам и дал понять, что отказ от немедленного употребления будет дарителем истолкован не в пользу получателя. Василий Аксёнов, «Скажи изюм»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова винительный (прилагательное):
Благоговейно
Смотреть что такое «Благоговейно» в других словарях:
благоговейно — Молитвенно, религиозно, священнодействуя, коленопреклоненно, с трепетом (священным), почтительно Ср … Словарь синонимов
благоговейно — благогове/йно … Правописание трудных наречий
почтительно — Уважительно, подобострастно. Ср. благоговейно … Словарь синонимов
религиозно — См … Словарь синонимов
Фотий Спасский — (до пострижения Петр Никитич) архимандрит, настоятель новгородского Юрьевского монастыря, род. 4 июня 1792 г. в погосте Спасском, Новгородского уезда, где его отец был дьячком, умер 26 февр. 1838 г. В 1814 г., окончив курс в новгородской… … Большая биографическая энциклопедия
Гервасий Линцевский I — (в миру Григорий) епископ Переяславский, сын священника с. Жилян (под Киевом), родился в 1700 или 1701 г. (в ведомости о духовенстве за 1737 г. ему показано 36 лет). По окончании в 1727 г. курса в Киевской Академии он в сане иеромонаха был… … Большая биографическая энциклопедия
Тихон Соколов — (Тимофей Савельевич) святитель,епископ Воронежский, Задонский чудотворец. † 1783, память 13/26 августа и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых. Родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье… … Большая биографическая энциклопедия
ЛЕССИНГ — (Lessing) Теодор (1872 1933) нем. философ; получил степень д ра философии в Эрлангене. Осн. произв.: “История как придание смысла бессмысленному”, “Закат Земли в духе. Европа и Азия”, “Введение в совр. философию”, “Разрыв в этике Канта”,… … Энциклопедия культурологии
ЧИЖЕВСКИЙ — Александр Леонидович (1897 1964) ученый, мыслитель, поэт и художник, основатель гелио и космобиологии, теории и практики аэроионификации. В 1913 семья Чижевских переехала в Калугу, где Ч. познакомился с Циолковским, чьи идеи оказали… … Энциклопедия культурологии
Значение слова благоговение
Словарь Ушакова
благогов е ние, благоговения, мн. нет, ср., перед кем-чем (книж.). Глубочайшее почтение.
Словарь антонимов русского языка
Библейский Словарь к русской канонической Библии
благогов’ение — страх и смирение, вызванные любовью и преданностью.
Русская Философия. Энциклопедия
◘ Л и т.: Мистическое богословие. Киев, 199\;Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984; Леонтьев К Н. Собр. соч.: В 9 т. М, 1912–1913; Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // С о ч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Флоренский П. А. С о ч.: В 2 т. М., 1990; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992;ЛосскийН. О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Schultze В. Russische Denken. Wien, 1950.
Вестминстерский словарь теологических терминов
1) ♦ ( ENG awe)
чувства удивления и изумления, страха, ужаса и преклонения, связанные с переживанием присутствия Божественного;
2) ♦ ( ENG homage)
действие, выражающее благоговение и почтение пред Богом.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: культ, поклонение, обожествление (усил.), почитание (ослаб.), фетишизация (кн.), преклонение
Словарь Ожегова
БЛАГОГОВЕНИЕ, я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение. Б. перед памятью героя.
Словарь Ефремовой
ср.
Глубокое уважение, почтение к кому-л., чему-л., преклонение перед кем-л., чем-
л.
БЛАГОГОВЕНИЕ
религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия; основное религ. переживание непосредственного присутствия Божия в мире и в жизни.
В письменных текстах Др. Руси слова «Б.», « », « » фиксируются с XII-XIV вв. (Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 94) первоначально исключительно в церковном применении. В XVIII-XIX вв. Б. фигурирует и как понятие мирской морали, иногда не без нек-рого уничижительного оттенка: Б. определяется как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», причем одним из значений слова «благоговеть» признается «раболепствовать» (Даль В. И. Толковый словарь живого рус. языка. М., 1978. Т. 1. С. 92); появляются характерные производные «благоговейник», «благоговейница» и т. п. (Там же).
Развитие понятия Б. соответствует историческому опыту религ. и нравственного сознания. На ранних этапах формирования представлений о высшем, сверхъестественном начале нарождающееся религ. чувство наиболее адекватно определяется предложенными нем. теологом Р. Отто терминами «majestas» (величие), «mysterium tremendum» (таинство, вызывающее трепет), «mysterium fascinosum» (чарующее таинство). Священное открывалось человеку в многоликости непредсказуемых стихийных сил, ужасающих и влекущих одновременно. Однако такое амбивалентное отношение к Первоисточнику бытия еще не было тождественно Б. в настоящем смысле этого слова.
Античный мир с его политеистическим мировосприятием четко различал «horror sacrilegii» (ужас святотатства) и «tremor sacer» (священный трепет), сопровождающий религ. поклонение. При этом то и др. тесно увязывается с духом и регламентом полисной, а впосл. имперской гражданской добродетели: благоговеть перед родными богами человек обязан как житель и гражданин данного города или гос-ва, вслед. чего Б. приобретает публичный характер. Поскольку, однако, могущество и благосклонность языческих божеств не всегда совпадают,- священный трепет, нравственная привязанность и религ. поклонение в античном мировоззрении еще не объединяются в органическую целостность, присущую идее Б. в христ. понимании.
Значимую для современности концепцию Б. представляет этика «благоговения перед жизнью» (die Ehrfurcht vor dem Leben) протестант. теолога и гуманиста-подвижника А. Швейцера. Он считал, что универсализация идеи жизни как высшей ценности является единственным способом утвердить созидательную силу и полемическую мощь христианства в драматических условиях XX в. По его мнению, «принцип нравственного» состоит в том, что человек способен испытывать равное Б. перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой др.: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. » (Швейцер. С. 218). Однако, с христ. т. зр., нравственный императив не есть лишь плод интуиции ценности жизни, но заповедь, данная человеку Творцом. Тем не менее Швейцер внес несомненный вклад в сохранение и актуализацию понятия Б. для светского европ. сознания, интерпретируя жизнь во всем многообразии ее проявлений как предмет этического Б.
Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия // он же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 119-135, 170-204, 222-266; Франк С. Л. С нами Бог: Три размышления // он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217-404; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23-35, 216-237; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 8-22; Элиаде М. Священное и мирское // он же. Миф о вечном возвращении. С. 251-356. М., 2000.