Что значит слово благоговение
Значение слова «благоговение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БЛАГОГОВЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср., перед кем-чем (книжн.). Глубочайшее почтение.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
благогове́ние
1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней ◆ Не паче ли нам Христианам подобает с таковым благоговением предстоять во храмах святых, когда приносим жертву безкровную Богу живому и истинному? Архиепископ Платон (Левшин), «Слово в неделю Ваий», 1779 г. (цитата из НКРЯ)
2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо ◆ Он бережно и с благоговением взял ее в руки и сказал, что это его скрипка, его инструмент. Ф. М. Достоевский, «Неточка Незванова», 1849 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова шоферить (глагол), шоферил:
БЛАГОГОВЕНИЕ
религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия; основное религ. переживание непосредственного присутствия Божия в мире и в жизни.
В письменных текстах Др. Руси слова «Б.», « », « » фиксируются с XII-XIV вв. (Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 94) первоначально исключительно в церковном применении. В XVIII-XIX вв. Б. фигурирует и как понятие мирской морали, иногда не без нек-рого уничижительного оттенка: Б. определяется как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», причем одним из значений слова «благоговеть» признается «раболепствовать» (Даль В. И. Толковый словарь живого рус. языка. М., 1978. Т. 1. С. 92); появляются характерные производные «благоговейник», «благоговейница» и т. п. (Там же).
Развитие понятия Б. соответствует историческому опыту религ. и нравственного сознания. На ранних этапах формирования представлений о высшем, сверхъестественном начале нарождающееся религ. чувство наиболее адекватно определяется предложенными нем. теологом Р. Отто терминами «majestas» (величие), «mysterium tremendum» (таинство, вызывающее трепет), «mysterium fascinosum» (чарующее таинство). Священное открывалось человеку в многоликости непредсказуемых стихийных сил, ужасающих и влекущих одновременно. Однако такое амбивалентное отношение к Первоисточнику бытия еще не было тождественно Б. в настоящем смысле этого слова.
Античный мир с его политеистическим мировосприятием четко различал «horror sacrilegii» (ужас святотатства) и «tremor sacer» (священный трепет), сопровождающий религ. поклонение. При этом то и др. тесно увязывается с духом и регламентом полисной, а впосл. имперской гражданской добродетели: благоговеть перед родными богами человек обязан как житель и гражданин данного города или гос-ва, вслед. чего Б. приобретает публичный характер. Поскольку, однако, могущество и благосклонность языческих божеств не всегда совпадают,- священный трепет, нравственная привязанность и религ. поклонение в античном мировоззрении еще не объединяются в органическую целостность, присущую идее Б. в христ. понимании.
Значимую для современности концепцию Б. представляет этика «благоговения перед жизнью» (die Ehrfurcht vor dem Leben) протестант. теолога и гуманиста-подвижника А. Швейцера. Он считал, что универсализация идеи жизни как высшей ценности является единственным способом утвердить созидательную силу и полемическую мощь христианства в драматических условиях XX в. По его мнению, «принцип нравственного» состоит в том, что человек способен испытывать равное Б. перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой др.: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. » (Швейцер. С. 218). Однако, с христ. т. зр., нравственный императив не есть лишь плод интуиции ценности жизни, но заповедь, данная человеку Творцом. Тем не менее Швейцер внес несомненный вклад в сохранение и актуализацию понятия Б. для светского европ. сознания, интерпретируя жизнь во всем многообразии ее проявлений как предмет этического Б.
Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия // он же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 119-135, 170-204, 222-266; Франк С. Л. С нами Бог: Три размышления // он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217-404; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23-35, 216-237; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 8-22; Элиаде М. Священное и мирское // он же. Миф о вечном возвращении. С. 251-356. М., 2000.
Значение слова благоговение
Словарь Ушакова
благогов е ние, благоговения, мн. нет, ср., перед кем-чем (книж.). Глубочайшее почтение.
Словарь антонимов русского языка
Библейский Словарь к русской канонической Библии
благогов’ение — страх и смирение, вызванные любовью и преданностью.
Русская Философия. Энциклопедия
◘ Л и т.: Мистическое богословие. Киев, 199\;Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984; Леонтьев К Н. Собр. соч.: В 9 т. М, 1912–1913; Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // С о ч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Флоренский П. А. С о ч.: В 2 т. М., 1990; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992;ЛосскийН. О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Schultze В. Russische Denken. Wien, 1950.
Вестминстерский словарь теологических терминов
1) ♦ ( ENG awe)
чувства удивления и изумления, страха, ужаса и преклонения, связанные с переживанием присутствия Божественного;
2) ♦ ( ENG homage)
действие, выражающее благоговение и почтение пред Богом.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: культ, поклонение, обожествление (усил.), почитание (ослаб.), фетишизация (кн.), преклонение
Словарь Ожегова
БЛАГОГОВЕНИЕ, я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение. Б. перед памятью героя.
Словарь Ефремовой
ср.
Глубокое уважение, почтение к кому-л., чему-л., преклонение перед кем-л., чем-
л.
Испытывать благоговение – значит быть счастливее
Понятие благоговения из словарей
В. Даль объяснял благоговение как «сочетание страха и уважения, смирения и покорности; высшая степень почтительности!» Развивая эту мысль, Даль уточняет, что благоговеть – это и «смиряться в ничтожестве своём перед высшим, оказывать безусловное уважение и повиновение пред кем это проявляется».
У С. Ожегова под благоговением понимается «глубочайшее почтение».
Прочитав определения лексикографов, мы можем в первую очередь соотнести понятие «благоговения» с отношением к Высшим силам, Богу; возможно, правителям или старшему поколению.
Определение
Значение слова благоговение заключается в преклонении перед Божьим величием, трепетном отношении к святыням, высшим ценностям. Чувство благоговения может испытывать каждый из нас по отношению к человеку, как образу Божию, к его заслугам, достоинствам. Искреннее доверие к благости и милости Божьей, осознание могущества Всевышнего – все это заключает в себе слово «благоговение».
Что еще означает слово благоговение – это страх, смирение, глубокое уважение, ведь этот термин произошел от слова «говеть», то есть «уважать, бояться» или «угождать». В некоторых источниках отмечается иное значение, соотносящееся с чувством подавленности. В переводах Священного Писания «благоговение» соответствует греческим словам, обозначающим «боязнь, робость, страх, осторожность, почитание, поклонение, позорная боязливость».
Интересно! Религиозные термины: что это такое тщеславие
Что значит благоговеть. На самом деле, этим глаголом выражается широкий спектр состояний, которые испытывает каждый верующий человек, славя Бога, поклоняясь и доверяя Ему, веруя в Его присутствие в мире. Это, своего рода, соблюдение дистанции по отношению к обожествляемому объекту. Благоговеющий человек смиряется, умаляет себя, таким образом, ему открываются новые возможности духовного роста.
Как трактуют понятие благоговение богословы
Святитель Афанасий Великий считает благоговение «состоянием, необходимым для богопознания», а Иоанн Златоуст именует благоговением «состояние души, необходимое при чтении Священного Писания».
Богословско-литургический словарь даёт более расширенное описание благоговения. Своими словами передать смысл содержания можно так:
Красочно и точно выразился о состоянии благоговения перед Богом апостол Павел:
«О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и нисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, им и к Нему, Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11, 33-36).
Благоговение
Благоговение как качество личности – способность испытывать глубочайшую уважительность и почтение к кому-либо, чему-либо; с трепетом преклоняться перед кем-либо, чем-либо.
Однажды Мастера спросили, по какому критерию он отбирает себе учеников. Он ответил: — Я веду себя скромно и смиренно. Тех, кто в ответ на мою скромность ведёт себя вызывающе, я отвергаю немедленно. Тех, кто проявляет благоговение перед моей смиренностью, я отвергаю не менее решительно.
Истинное благоговение идет от любви, от глубокого почитания, трепета и смирения, от полного подчинения и преклонения перед кем-то или чем-то высшим, что, по мнению человека, значительно превосходит его. Во всех духовных традициях причиной благоговения является «страх Божий». Страх Божий не имеет ничего общего с животным страхом, который вынуждает человека обманывать, хитрить, или, например, льстить в глаза, а внутренне ненавидеть. Страх Божий, напротив, подталкивает человека к открытости, искренности, мужественности и правдивости вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств.
В конечном итоге благоговение приносит в сердце человека не страдания, а радость. Нужно помнить, что раскаяние и покаяние начинаются с благоговения. Перепрыгивание этой стадии отношений с Богом недопустимо. Русский философы И.А. Ильин определял благоговение как «страх Божий, преодоленный и преображенный любовью», а его коллега В.С. Соловьев как «ощущение вечного идеала как истинно сущего, вызывающего стремление к действительной перемене себя в смысле приближения к высшему совершенству».
Человек может благоговеть перед Богом, жизнью, всем живым, перед другим человеком, родителями, женой или мужем, искусством, наукой, истиной. Словом, спектр благоговения человека необычайно широк, как широки его духовные запросы, интересы и кругозор личности. Например, объектом благоговейного отношения может стать семья. При завоевании Вейнсберга в 1140 году король Германии Конрад III позволил покинуть разрушенный город детям и женщинам и унести в руках то, что они захотят и смогут унести. Женщины вынесли на плечах своих мужей. После взятия Трои захватчики разрешили каждому свободнорожденному, покидая город, взять с собой что-то одно из принадлежащего им добра. Эней пожелал взять кумиров (статуи) отчих богов. Тогда эллины, восхищенные его благочестием, позволили ему взять еще что-нибудь. Эней вынес на плечах своего престарелого отца. Победители были поражены и подарили ему всё его имущество, подтверждая этим, что к благочестивым людям, чтущим своих родителей, сострадательны даже враги.
Окунемся в историю и посмотрим, в какой связи находились имя российского императора Николая I и благоговение к нему его подданных. В своей знаменитой книге о России маркиз де Кюстин писал: «И как помещик распоряжался и жизнью, и желаниями крепостных, так и царь здесь распоряжается всеми подданными. Он одарил вниманием не только всех юных красавиц при дворе — фрейлин и дам, но к тому же девиц, случайно встреченных во время прогулки. Если кто-то ему понравился на прогулке или в театре, он говорит дежурному адъютанту. И она подпадает под надзор. Если за ней не числилось ничего предосудительного, предупреждали мужа (коли замужем) или родителей (коли девица) о чести, которая им выпала… И царь никогда не встречал сопротивления своей прихоти… В этой странной стране переспать с императором считалось честью… для родителей и даже для мужей…»
Об этом хорошо знали в Петербурге, и это был «обыкновенный порядок». И наш знаменитый критик Добролюбов писал: «Обыкновенный порядок был такой: девушку из знатной фамилии брали во фрейлины и употребляли ее для услуги благочестивейшего, самодержавнейшего нашего Государя».
Эдвард Радзинский в книге «Александр II. Жизнь и смерть» не согласен с маркизом де Кюстин, ибо путешествовавший по России Кюстин так и не понял, кем был для подданных царь. «Самодержавнейший государь» Николай I — это не
«помещик, распоряжавшийся крепостными», но грозный бог, спустившийся с Олимпа.
«Я выросла с чувством не только любви, но и благоговения… на Царя смотрела, как на нашего земного бога,
поэтому не удивительно, что к этому чувству примешивался ничем необъяснимый страх… — пишет 19-летняя красотка Мария Паткуль
.
Распахнулась дверь красного кабинета императрицы, вышли Их Величества. Бог мой, как затрепетало у меня сердце. Я чувствовала, что ноги подкашиваются, прислонилась к бильярду и, опустив глаза и наклонив голову, сделала низкий поклон. Подняв глаза, я увидела, что Их Величества направляются прямо ко мне. Когда они подошли, я еще раз присела, а Императрица, обратясь к Государю, сказала: «Дорогой друг, я представляю тебе жену Паткуля». На это Государь, протягивая мне свою державную руку, поклонился со словами: «Прошу любить и жаловать». Я была так поражена этим неожиданным и столь милостивым приветствием, что не могла ответить ни слова, покраснела и в первую минуту не могла сообразить, приснились ли мне эти слова Царя и действительно ли это было наяву… Могла ли я допустить когда-нибудь возможность, что Государь, этот колосс Русской земли, обратится к 19-летней бабенке со словами: «Прошу любить и жаловать»».
И быстротечное внимание императора, которым он мог осчастливить красотку, не было «прихотью помещика», но даром самого Зевса. Но все похождения Зевса окружены непроницаемой тайной. «Все это,
— писала впоследствии фрейлина Мария Фредерикс, — делалось так скрытно, так порядочно… никому и в голову не приходило обращать на это внимание». Попробовали бы «обратить внимание» эти придворные рабы, вымуштрованные Николаем холопы!
Взгляд императора мог запечатлеться в памяти. Немногие могли его выдержать. Дочь царя — Ольга Николаевна не обошла вниманием этот момент: «Уважение внушаемое им, исходило главным образом от его взгляда, который могли выдержать только люди с чистой совестью; всё искусственное, всё наигранное рушилось, и всегда удавалось этому взгляду торжествовать, надо всем ему враждебным».
После подавления восстания декабристов никто не мог ослушаться императорского приказа. Теперь муха не могла пролететь без его на то повеления. В Летнем саду, на середине лужайки стоял караульный — гвардеец с ружьем И Николай однажды поинтересовался: «Зачем он тут стоит и что он тут охраняет?». Никто не мог ответить. Наконец нашелся старик — генерал-адъютант свиты. Он и вспомнил рассказ своего отца. Однажды Великая Екатерина прогуливалась по Летнему саду и увидела первый подснежник, пробившийся из-под снега. Она попросила, чтоб цветок охраняли, пока она продолжит прогулку. И так как императрица приказа не отменила, на этом месте полстолетия ставили часового.
Николаю рассказ очень понравился. И он пересказал эту историю тогдашнему послу в России Бисмарку. Добавив, что в дни великого наводнения в Петербурге часовые, которых не сняли с постов, безропотно тонули в наступавшей стихии. Приказ русского самодержца — приказ навсегда. И это должны были теперь понимать не только простые солдаты, но и вся страна. И Бисмарку эта история тоже очень понравилась. Таков был человек, под властью которого России предстояло прожить тридцать лет.
Петр Ковалев 2013 год Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Почему сложно дать определение благоговению
Нет точного синонима понятию благоговения. Сказать, что это трепет, страх, восторг или глубочайшая преданность – нельзя, потому что этих слов недостаточно для описания ощущения величия Бога.
Наверное, в том-то и дело, что это надо почувствовать, чтобы понять? Как в земной любви: пока мы сомневается, испытываем ли глубокое чувство к своей половинке, это сложно назвать любовью, как и невозможно описать словами, как узнать это чувство. Только когда уже любим, мы твёрдо знаем, что любовь есть в нашем сердце.
Однако чувство благоговения может и не прийти просто так, если мы не впускаем Бога в свою привычную жизнь: не молимся, не следуем заповедям Божьим, не изучаем духовную литературу, не посещаем храм. Но стоит вовлечься, полюбить христианские традиции и соблюдать их – жизнь заиграет другими красками, и в нашей душе найдётся место для неведомых ранее чувств.
Видео по теме: Что такое благоговение по мнению священника Димитрия Беженарь
Благоговение в поступках
Что такое благое говенье в мыслях, мы разобрались, но как оно выражается в действиях. Дело в том, что мы своим поведением указываем на почтение или небрежность по отношению к своему собеседнику, а христиане – по отношению к Богу. Это можно понять по нашей походке, голосу, положению тела.
Как часто мы наблюдаем ситуацию, когда человек, желающий подчеркнуть свое превосходство, ум, силу, разговаривает, высоко подняв голову и опустив руки в карманы брюк, при этом манера общения оставляет желать лучшего.
Нередко такие люди, выслушав или даже не дослушав собеседника, разворачиваются и уходят, не желая продолжать беседу. Как жаль, но очень часто именно так мы общаемся с Богом.
Важно! Приходя в храм для поклонения, мы ведем себя неподобающе, а ведь не наше ли поведение при молитве отражает благоговейное отношение?
Итак, Википедия, конечно же, расскажет, как нужно себя вести в общественном заведении, эти правила применяются и при посещении Святой обители.
Свое неуважение к Богу мы показываем, если:
Как жаль, но все чаще современные церковные группы для увеличения количества прихожан, пренебрегают Священными правилами, допускают вольности, свободу в поведении посетителей. Прихожане этих храмов ведут себя не как Христова невеста, а как капризная жена, требующая внимания, свободы и равноправия.
К великому стыду, все больше православных христиан принимают и употребляют языческие обычаи и традиции, служение Богу переросло в развлечение, возможность пообщаться и показать себя. Еще немного и мы окажемся на брачном пире, где главенствуют шаманы, прыгающие с ложками и тарелками у костра. Это наши последние дни!
Нужно помнить! Святой Василий говорил, что всякая тварь должна славить Господа. Вот и мы, вместо того, чтобы возносить в храме молитвы, каяться о собственных грехах, скорбеть, слушать слово истины, с улыбкой предаемся длинным частным беседам.
Трепет — это что такое? Значение и синонимы
Что такое благоговение
Благоговение — трепетное состояние души, при котором возникает духовная чуткость и появляется Божий страх при осознании присутствия рядом Святого Духа. Трудно одним словом передать значение этой черты характера. В нем соединилось уважение и почитание, культ и преклонение, обожание и почтительность.
Благоговение — это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость
Благоговение может возникать в разных ситуациях, но чаще все его испытывают в храме или во время домашней молитвы, когда приходит осознание:
Важно! Благоговение свойственно только искренним, благодарным людям. Святыми отцами свойство человека благоговеть перед Божьим присутствием названо добродетелью.
Значения слова благоговение
понятие, определяющее глубокое уважение к Богу, как в помыслах, так и поступках. По своему содержанию оно неотделимо от благочестия как религиозного чувства. После крещения Руси в 988 г. это понятие заняло одно из центральных мест в рус.
мысли. Как отмечал Зеньковский, особенностью православного аскетического благочестия было стремление не к отвержению, а к преображению и освящению мира. Флоровский писал, что сама
рус.
икона свидетельствует «
о сложности и глубине, о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта
». Образцом Б. для
рус.
человека был
Сергий Радонежский, с его еще отроческой безраздельной отданностью Богу. Свой вклад в сохранение подлинного благочестия церкви внесло старообрядчество. Характерным для православно-христианского понимания благочестия было творчество А. С. Хомякова, с его живой и глубокой личной религиозностью. Видимая церковь была для него первореальностью, «соборностью
», проявлением церкви невидимой, в к-рой каждый человек в Б. и духовном единении с
др.
людьми и с Богом находил себя. Киреевский, постоянно общавшийся со старцами Оптиной пустыни и обладавший подлинным религиозным опытом, суть веры, коренящейся во внутреннем средоточии личности, усматривал в единении личного духа, в его цельности (и даже «
всей цельности человека
» с Богом). Одной из сокровенных тем Достоевского было постижение силы человеческого покаяния, добра и благочестия. Согласно К. Н. Леонтьеву, ценна только та любовь к людям, к-рая питается из христианской веры, Б. перед Богом. В нравственной философии
В. С. Соловьева («Оправдание добра
», 1897) Б. наряду с жалостью и стыдом является одной из вечных основ человеческой нравственности, коренящихся в природе человека. Оно выражает должное, любовное отношение человека к высшему началу, внутреннее подчинение и преклонение перед ним и составляет «
индивидуально-душевный корень религии
». Вера в Бога, неотделимая от веры в объективное значение добра в мире (поскольку Бог и есть абсолютное Добро), является «
естественной религией
» и позволяет человеку делать добро сознательно и разумно, ибо воля Отца, согласно Соловьеву, говорит через разум и совесть человека. Однако не всякая вера вполне совпадает с истинным Б., а только та, предмет к-рой является достойным, и лишь в случае достойного отношения к такому предмету. Б. и благодарность человека по отношению к Богу неразрывно связаны с Б. по отношению к предкам, через к-рых (в смысле наследственности и созданной предками среды) высшая воля определила существование данного человека, и с Б. по отношению к «
провиденциальным
» людям, продвигавшим человечество по направлению к совершенству. Настоящее Б., согласно Соловьеву, не зависит от знания к.-л. теологических, религиозно-философских или научных учений, а есть факт реального, действительного ощущения человеком присутствия и действия в нем Божества. Субъективную неправду неве- i рующих людей Провидение стремится также оправдать, направляя их энергию на полезные земные дела. Окончательный нравственный смысл жизни, или совершенное Добро, Соловьев определяет как триединство «
любви нисходящей
» (по отношению к материальной природе), «
любви уравнивающей
» (по отношению к людям) и «
любви восходящей
», или высшего Б., любви к Богу, обусловливающей первые два вида любви. Флоренский сущность Б., или любви к невидимому Богу, понимал как пассивное открытие сердца человеческого перед Богом и ожидание активного ответного откровения, нисхождения энергий Божественной любви. Глубокое понимание природы Б. встречается также в работе
Франка «Смысл жизни
» (1926): в этом чувстве человек открывает единство парализующего страха перед бездонной и беспощадной бездной бытия и гармонии, радостного покоя перед величием и неизъяснимой полнотой того же бытия. «
Благоговение, — писал он, — есть «страх Божий», страх, дарующий слезы умиления и радость совершенного покоя и последнего приюта
». В понимании
Н. О. Лосского в живом религиозном опыте, наполненном чувством Б., Бог, или Божественное Сверхчто, открывается не только как абсолютная полнота бытия, но и как наиболее совершенная ценность. С т. зр. Н. О. Лосского, религиозность является «основной, наиболее глубокой чертой
» характера
рус.
народа.
◘ Л и т.: Мистическое богословие. Киев, 199\;Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984; Леонтьев К Н. Собр. соч.: В 9 т. М, 1912–1913; Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // С о ч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Флоренский П. А. С о ч.: В 2 т. М., 1990; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992;ЛосскийН. О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Schultze В. Russische Denken. Wien, 1950.
Святые отцы о благоговении
По словам Паисия Святогорца, благоговение является необходимой чертой характера не только монахов, но и истинных христиан. Святой Паисий учил отличать благоговение от благочестия, когда все делается хорошо, но при этом не всегда прилагается разум и сердце.
Преподобный Паисий Святогорский
Благоговеющий перед Господом человек наполнен радостью, от него исходит особое внутреннее тепло.
Святой Святогорец подчеркивал, что без страха Божьего, внутренней скромности и духовной четкости пребывать в благоговейном состоянии невозможно. Христианин, вкусивший состояние благоговейности, отличается тонкими и аккуратными движениями, ощущая около себя постоянное присутствие Ангелов, Творца и святых.
В уме благоговеющего человека постоянно живет уверенность, что его тело — храм Бога Живого, нашего Спасителя, Иисуса Христа. Такой человек с почтением относится к иконам и Святому Писанию, никогда не будет использовать печатное издание, на котором написано имя Господнее, для своих хозяйственных нужд.
Простым примером благоговения могут служить христианки, которые с радостью и великим почитанием выполняют самую черновую работу в храме, а при этом их лица светятся от радости особой теплотой, ведь они служат Самому Богу, считая это за честь.
Синонимы к существительному
Порой синонимы выглядят украшательством и довеском, но не в этом случае. Потому что без них нам будет довольно трудно понять, что такое благоговение на самом деле. Итак, подберем замены именно к существительному, потому что его смысл ключевой для выяснения значения глагола:
Это, возможно, тот редкий случай, когда значение «благоговеть» прояснилось именно благодаря синонимам. Кто не знает, что такое почтение или преклонение? Еще «трепет» – хорошее слово.
А ответ на вопрос: «Стоит ли благоговеть?», будет кратким. Да, если восхищение перед кем-то или чем-то помогает человеку находить себя. И нет, если к благоговению сводится вся жизнь человека, а со временем священный трепет выступает орудием разрушения личности. В качестве примера можно вспомнить каких-нибудь фанатов, которые умирали вслед за своими кумирами, потому что их мир уничтожался вместе со смертью идола.
Составная часть особого почитания — смирение
Особое почитание, трепетное состояние в ощущении присутствия Божьего невозможно достигнуть без истинного смирения и покорности. В послании пророка Исайи, в 66 главе говорится о том, что Господь заботится о тех, кто беден и смирен. Кроткие и благоговеющие перед престолом Всевышнего, иконами святых наполнены Божьей благодатью.
Смиренный человек имеет Божье благословение
Благоговение невозможно привить детям, если родители не служат для них примером истинного послушание и смирения. Благоговеющий отец и мать, которые в смирении и послушании с радостью соблюдают посты, и искренне молятся перед святыми образами, сеют в своих детях семена истинного поклонения перед Всевышним.
О чем говорят словари
С «биографией» слова можно познакомиться на страничках словарей. Туда же обращаются и для того, чтоб раскрыть его лексическое значение.
К примеру, поинтересовавшись, что значит слово благоговеть, можно просто увидеть – в словарях различных создателей оно имеет, в главном, схожее истолкование, хотя наблюдается и разница. Анализ частотности потребления слова указывает, что оно употребляется в 90% случаев в общей лексике, в 10% – в церковной. Этим можно разъяснить факт сходства и различия толкования глагола благоговеть в словарях.
В словаре Т. Ф. Ефремовой «благоговеть» встает в один ряд с глаголами испытывать, проявлять. Существительное благоговение тоже имеет связь с этим рядом слов.
В словаре С. И. Ожегова для пояснения употребляется фраза: «благоговеть – это относиться с благоговением к чему-то либо кому-то». Тут же создатель дает целый список слов, связанных как меж собой, так и с глаголом благоговеть – благоговение, благодать, благой, благочестие, блаженный, блаженство.
В Словаре Д. Н. Ушакова пояснение слова близко тому, что представлено у Ожегова. А ряд антонимов содержит такие слова, как: презирать, ни в грош не ставить.
В словаре Дьяченко, где собраны церковнославянские выражения, дается другое истолкование глагола благоговть. Значение слова, по представлениям создателя, вытекает из целой цепочки близких слов:
Ассоциации
В процессе поиска значения какого-нибудь слова у человека существенно расширяется и пассивный, и активный словарный припас. А если пользоваться приемом ассоциаций, то намного резвее можно осознать значение какого-то определенного слова, при всем этом пополнение словаря будет гарантировано.
К примеру, перевод на британский язык дает осознать, что благоговеть – это трепетать, поклоняться, приложиться, почитать. В современном российском языке синонимами инфинитива являются такие слова, как успевать, даваться, удаваться, молиться, поклоняться, преклоняться, подчиняться. Словосочетания «склонять голову», «глядеть снизу ввысь», «сотворить для себя кумира» дополняют и расширяют смысл слова благоговеть.
Употребление самого слова в составе словосочетаний тоже открывает его смысл. Благоговеть можно уважительно, очевидно, безвольно, тупо, наивно, слепо, подобострастно. Благоговеют дама, мужик, дядя, педагог, вождь, люд. Перечень можно продолжать и продолжать.
Таким же длинноватым может стать список слов, указывающих на возникающие ассоциации, связанные с глаголом благоговеть. У каждого человека ассоциации будут свои, потому что они зависят от многих причин – образования, общественного положения, возраста, актуального опыта и т. д.