Что значит слово антигерой
Антигерой
Антигерой в литературе и кинематографе — термин, имеющий два значения.
Содержание
История
Определённый момент, когда антигерой как таковой появился в литературе, назвать не представляется возможным. Со временем антигерой эволюционировал, меняясь как и общественные концепции героя, с елизаветинских времён Фауста и шекспировского Фальстафа к более тёмной викторианской литературе XIX века, или от пассивного нерешительного человека, остро контрастирующего с другими греческими героями к «Признаниям бандита» Филиппа Тейлора. Байроновский герой также создал литературный прецедент для современной концепции антигероизма.
Антигерой особенно характерен для плутовского романа.
Современная литература
Кинематограф
«Спагетти-вестерны» Серджио Леоне показали странствующего линчевателя (т. н. «Человек без имени», сыгранный Клинтом Иствудом), чьё неприветливое поведение расходилось с другими героическими характеристиками.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Антигерой» в других словарях:
антигерой — антигерой … Орфографический словарь-справочник
антигерой — 1. Антигерой носит кожаный плащ и стильные шелковые сорочки, разумеется, черного цвета. Любит классическую музыку – оперу, балет и дорогой коньяк. 2. Когда антигерой вот вот свершит что то очень ужасное, за долю секунды его убивают наповал,… … Энциклопедия киноштампов
антигерой — тип литературного героя, подчёркнуто лишённого героических, а зачастую и каких либо положительных черт, но в то же время являющегося средоточием нравственно философской проблематики художественного произведения, занимающего центральное место в… … Литературная энциклопедия
антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж литературы 2 й половины XX в. (преимущественно американской), «массовый» человек, ставший почти обезличенной точкой приложения иррациональных и анонимных сил современой цивилизации (см. «Новый роман» … Энциклопедический словарь
Антигерой — (гр. – антипод героя) – личность или образ человека, наделенные отрицательными духовно нравственными чертами и поступками, но возводимые, в силу общественных причин, в ранг идеала для подражания, следования. Это связано с состоянием отчуждения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
антигерой — литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств. Например, А. русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, бездуховно или подчинено стереотипам… … Словарь литературоведческих терминов
антигерой — антигер ой, я … Русский орфографический словарь
антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж, зачастую лишенный психологической либо социально исторической характеристики. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: герой произведения Прочие ассоциативные связи: Новый роман Пример:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
антигерой — (2 м); мн. антигеро/и, Р. антигеро/ев … Орфографический словарь русского языка
антигерой
Смотреть что такое «антигерой» в других словарях:
антигерой — антигерой … Орфографический словарь-справочник
Антигерой — в литературе и кинематографе термин, имеющий два значения. В первом значении это тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени доверенным… … Википедия
антигерой — 1. Антигерой носит кожаный плащ и стильные шелковые сорочки, разумеется, черного цвета. Любит классическую музыку – оперу, балет и дорогой коньяк. 2. Когда антигерой вот вот свершит что то очень ужасное, за долю секунды его убивают наповал,… … Энциклопедия киноштампов
антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж литературы 2 й половины XX в. (преимущественно американской), «массовый» человек, ставший почти обезличенной точкой приложения иррациональных и анонимных сил современой цивилизации (см. «Новый роман» … Энциклопедический словарь
Антигерой — (гр. – антипод героя) – личность или образ человека, наделенные отрицательными духовно нравственными чертами и поступками, но возводимые, в силу общественных причин, в ранг идеала для подражания, следования. Это связано с состоянием отчуждения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
антигерой — литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств. Например, А. русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, бездуховно или подчинено стереотипам… … Словарь литературоведческих терминов
антигерой — антигер ой, я … Русский орфографический словарь
антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж, зачастую лишенный психологической либо социально исторической характеристики. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: герой произведения Прочие ассоциативные связи: Новый роман Пример:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
антигерой — (2 м); мн. антигеро/и, Р. антигеро/ев … Орфографический словарь русского языка
Значение слова антигерой
Антигерой в словаре кроссвордиста
антигерой
Антигерой Антигеро́й — тип литературного героя, лишённый героических черт или даже наделённый явно отрицательными чертами, но несмотря на это занимающий место протагониста (главного героя) в литературном или ином произведении.
Словарь русского языка Лопатина
Современный толковый словарь, БСЭ
— литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств. Например, А. русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, бездуховно или подчинено стереотипам среды и собственным эгоистическим побуждениям. Таковы «подпольный человек», Свидригайлов, Лужин в романах Ф.М. Достоевского, а в ХХ веке, например, Мечик в романе А. Фадеева «Разгром»», Зилов в драме А. Вампилова «Утиная охота» и др.
Словарь литературоведческих терминов
Полный орфографический словарь русского языка
персонаж, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в произведении
К большому сожалению, сам этот » антигерой » выписан слабо, подан каким-то напыщенным кретином, который не столько за свою душу переживает, сколько за свою знаменитую фамилий (аж тройную!), и считает, что его жена должна быть доктором наук в 33 года.
Особенно поразила Сеню бочка радия, при помощи которой главный антигерой хотел избавиться от своей жены (видать, и тогда что-то о лучевой болезни уже знали), а также уверенность бывшего революционера в том, что если радиограмму перехватить, она до адресата не дойдет.
С антигероем еще проще – свалите в одну кучу все известные вам пороки и извращения, прикройте очками и черной шляпой… Но такой антигерой – это ретро, это сейчас не в моде.
Наш герой (или антигерой ) по ходу фильма делает ужасные вещи, но он при всём при этом озарён некой идеей.
Начав с мелких пакостей окружающим, Валерий Золотов — антигерой «Адмиральского кортика» — дозревает до убийства.
Кто такой антигерой
Антигерой: банальный злодей или глубокий образ?
Антигерой – это главный герой художественного произведения, который не отличается высокими моральными качествами. Он не склонен стремиться к мужеству, идеализму и морали. Антигерой может делать правильные вещи, которые будут стимулировать читателя следовать его примеру, но эти поступки не будут превосходить его негативных качеств.
Как правило, антигероями становятся воры, убийцы, мошенники. Они часто действуют исключительно ради собственной выгоды или же совершают добро непринятыми в обществе жестокими методами. По сути, антигерой всегда бросает вызов этическим нормам человечества.
Первые появления антигероев критики находят в Греческой Драме. Это понятие позже перейдет в римскую культуру и литературу, а затем станет знаковым для искусства эпохи Возрождения.
Но пиком использования образов антигероев стала эпоха Романтизма, когда в литературу вошли так называемые плутовские романы. В таких произведениях юноша с самого дна общества добивался значительных успехов и выходил на новый уровень жизни.
Как правило, успехи персонажа были получены нечестным способом, из-за чего в конце произведения ему просто суждено потерпеть неудачу или же полностью расплатиться за совершенные на пути к богатству поступки.
Впервые термин «антигерой» был использован в критическом обзоре романа «Племянник Рамо» еще в1714 году. Позже он начал приводиться в характеристиках персонажей английского писателя Байрона.
Романтизм значительной степенью популяризировал антигероев. Поскольку это течение выбирает уникальных личностей для описания, то антигерои идеально подходили под все требования романтического письма.
В конечном итоге антигерой стал установленной формой социальной критики. И абсолютной противоположностью каноническому образу идеального героя, в которого читателю порой было слишком трудно поверить. По мнению Нортропа Фрая, именно это становится «центром тяжести» концепции антигеройства в литературе.
Благодаря появлению антигероя, литература получила новые средства для точного изображения негативных персонажей в произведениях. Писатель больше не был вынужден показывать негативных персонажей только как фон для героя.
Теперь нечестный помещик или вор мог стать центром сказания, что позволяло намного лучше раскрыть причины падения человека.
Первым антигероем в американской литературе принято считать персонажа Марка Твена Гекльберри Финна. Позже примеру писателя последовали такие мастера пера как Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.
Все эти писатели творили в стиле экзистенциализма, для которого необходимо было описывать угнетающие ситуации. Главный персонаж произведений изображен слабым и нерешительным обывателем, который просто плывет по течению, не желая менять ничего.
Как правило, жизнь не устраивает персонажа, но ему совершенно не хочется брать себя в руки и менять положение вещей к лучшему. Американская литература середины прошлого века была переполнена произведениями, в которых центральный образ был антигероем во всех смыслах этого слова.
Прежде всего, это был человек, который абсолютно не хотел идти на контакт с другими людьми, что в обществе того времени воспринималось не просто странностью, а пороком. Если сравнивать американского антигероя с французским, то он все же занимал более активную позицию в жизни, вставая на путь злодеяний.
Британские антигерои были представителями класса «сердитых молодых людей». Как правило, они не боялись выступать против моральных устоев общества, которые считали слишком устаревшими для нового поколения.
В шестидесятых годах контркультура постепенно изменила образ антигероя. Массовые протесты, которые прогремели по многим странам, показали, что одному человеку часто бывает трудно справиться с антагонистами.
В это время на литературную арену выходят группы антигероев. В центре рассказа теперь несколько человек, каждый из которых по-своему уникален, но все же не отделен от других членов своей банды.
Концепция антигероя популярна в кинематографе. Многие фильмы показывают жизнь бутлегеров, гангстеров, мафиози. Знаменитым примером является фильм «Крестный отец», где в центре стоит один из главных мафиози Нью-Йорка.
В свое время картина была очень популярной и до сих пор считается культовым кино для многих любителей индустрии фильмов.
Стоит отметить, что в фильмах антигерои наделены очень неоднозначными характеристиками, поэтому зрители как правило испытывают симпатию к ним. Более того, герои в классическом смысле этого слова в подобных фильмах теряют свою привлекательность для зрителя.
Как правило, полицейские и другие стражи порядка показаны со всей своей коррумпированностью и продажностью, в то время как главный персонаж верный своим принципам и действует относительно правильно.
АНТИГЕРОЙ
Понятие «А.» иногда прилагают к персонажу западной модернистской литературы 2-й половины XX в. (см. Модернизм) рядовому, обезличенному, «массовому» человеку, «каждому», который, в отличие от «маленького человека» классической прозы XIX в., оказывается не столько предметом авторского сострадания, сколько выразителем самочувствия писателя во враждебном ему мире, его потерянности и отчужденности. В неоавангардистской прозе и драматургии подобный персонаж из претерпевающего лица окончательно превращается в безымянную точку приложения иррациональных и абсурдных сил; на этой стадии происходит ликвидация литературного образа как такового, аналогично упразднению литературного произведения в «алитературе», «антидраме», «антиромане» (см. «Новый роман»). В таком понимании А. по существу тождествен «не-герою», т. е. персонажу, окончательно потерявшему начало героической исключительности.
Между тем Ф. М. Достоевский, который ввел в литературный оборот самое слово «А.» («Записки из подполья», 1864) и указал на новизну главного персонажа своей повести, мыслил его как антипода и одновременно как несостоятельного «конкурента» традиционных положительных героев: «В романе надо героя, а тут нарочно собраны все черты для антигероя » (Полн. собр. соч., т. 5, 1973, с. 178). А. с его обостренной рефлексией и чувствительностью завершает собой путь самозаконного сознания, неопробованной игры сил, начатый романтизмом, и занимает промежуточное положение лица, тоскующего по идеалу, однако уже не способного к героическому внутреннему преодолению угнетающей его среды. А. продолжает линию байронических персонажей в западной литературе, «лишних людей» в русской, но с введением черт социальной униженности и неприкаянности, с усилением мотивов саморазоблачения и скандального вызова «порядку вещей». Появление литературных образов такого рода (вслед за Достоевским отчасти Иванов у А. П. Чехова, некоторые герои Л. Н. Андреева, «Ученик» П. Бурже, в XX в. герои Селина, «Посторонний» А. Камю, «Человек-ящик» Абэ Кобо и др.) сигнализирует о кризисе личности и утрате духовных ориентиров в условиях отчуждения и прозаического опошления жизни. Неустранимые колебания между самоказнью и цинизмом, между надрывом и апатией, между трагедией и фарсом, между своеволием и фатализмом приводят к разнообразию почти взаимоисключающих версий этого персонажа, не порывающих, однако, с «подпольным человеком» (как со своим исходным образцом), при внутренней расколотости которого начало добра в нем всегда бессильно, а сила разрушительна («Мне не дают Я не могу быть добрым!» Достоевский Ф. М., там же, с. 175).
При всем диапазоне антигероических типов они могут заимствовать совестливую жертвенность Феди Протасова («Живой труп» Л. Н. Толстого), уязвимость Иванова («Иванов» Чехова), независимость «рассерженных молодых людей» (герои Дж. Осборна, Дж. Уэйна и др.) или, напротив, опускаться до низменного капитулянтства персонажей «Тьмы» и «Бездны» Андреева, циничного отчаяния героя «Путешествия на край ночи» Селина и т. д. А. остается наделенным привлекательностью загадочного изгоя и страдальца и тем самым сохраняет за собой непосильное для него место «первого любовника». И именно здесь, перед лицом любви (характерный для литературы XIXXX вв. мотив испытания чувством), А. как личность терпит окончательное банкротство.
В современной советской критике термин «А.» иногда применяют к ряду персонажей советской литературы 6070-х гг. к морально двойственным героям А. В. Вампилова (драма «Утиная охота»), А. Г. Битова (роман-пунктир «Роль», цикл о молодом Одоевцеве), В. Маканина («Отдушина», «Полоса обменов»), которые чувствуют себя неуютно в колее пошлости, но и не рвутся к нравственному возрождению; образы этих А. служат делу социально-этической самокритики.
Назиров Р. Г., Об этической проблематике повести «Записки из подполья», в кн.: Достоевский и его время, Л., 1971;
Великовский С., Грани «несчастного сознания», М., 1973;
Роднянская И. Б., Образ и роль, «Север», 1977, № 12.