Что значит слово адлер
Адлер
Смотреть что такое «Адлер» в других словарях:
Адлер — кур. пос. в составе Бол. Сочи, Краснодарский край. На месте существовавашего в 1837 1854 гг. укрепления Св. Духа в 1869 г. основано селение Адлер. Название из турецк. Артлар, где Арт родовое название местной общины, лар показатель множ. ч. С 1927 … Географическая энциклопедия
АДЛЕР — (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена, 28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр. врач и психолог, создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда, затем основал собств. школу, получившую наибольшее влияние в 20 х гг … Философская энциклопедия
АДЛЕР — (Adler) Альфред (1870 1937) австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы “индивидуальной психологии”. Получил мед. образование в Вен. унте (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и… … Энциклопедия культурологии
АДЛЕР — Адлерский район г. Сочи … Большой Энциклопедический словарь
Адлер — Альфред (Adier) (1870 1937). Австрийский врач психиатр и психолог. Ученик 3. Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Оказал влияние на неофрейдизм … 1000 биографий
Адлер — Макс (Adier) (1873 1937). Деятель австрийской социал демократии, философ и социолог, теоретик австромарксизма. В своей книге Marxistische Probleme обвиняет материализм в метафизичности и исправляет Маркса идеалистической теорией познания… … 1000 биографий
Адлер — Фридрих (Adier) (1879 1960). Один из лидеров австрийской Социал демократической партии и идеологов австромарксизма. До войны занимался главным образом наукой, и только непосредственно перед войной активно входит в австрийское рабочее движение. В… … 1000 биографий
АДЛЕР — Альфред (1870 1937) австрийский врач, психолог и психиатр. Доктор медицины, профессор психологии Колумбийского университета (1929). Основатель индивидуальной психологии. Основные сочинения: «Нервный темперамент» (1912), «Познание людей» (1917),… … Новейший философский словарь
АДЛЕР — (англ.). Североамериканская золотая монета, с изображением орла = 10 долларам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
адлер — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • монета (298) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Загадка происхождения слова «Адлер». Самый подробный и большой материал!
И сразу убираем версию, которая так нравится ненавистникам южного курорта: Адлер – не от слова АДлер 😀
История слова «Адлер»
Самое раннее задокументированное упоминание слова, похожее на современный Адлер запечатлено в «Книге Путешествий», путешественником Эвлиа Челеби. В 1641 году он проплывал вдоль Чёрного Моря и упомянул о неком загадочном племени Арт, обитавшее в устье реки Мзымты, а так же он остановился у пристани под названием «Арт-Лар».
Далее, в 1834 году француский путешественник Дюбуа де Монпере оставил вот такую запись в своём дневнике:
Вот что пишет русский офицер Федер Торнау в середине 19 века:
Итак, начиная с 17 века нынешний Адлер называется АРДиллер. АРТлар И АРДлар. Совершенно ясно, что корень Ард является ключом к расшифровке слова.
Что за «Арт» или «Ард»?
Словом Ард (Арт) в старину называли зажиточное племя абхазов, жившех от Мацесты до Гагры. В свою очередь, это племя названо в честь могущественной княжеской фамилии Ард-ба/Арт-ба/Аред-ба. Это подтверждается уже упомянутым нами выше бароном Торнау:
Что за «лар»?
Как мы выяснили выше, самое первое упоминание (1641 год) близкого к Адлер слово состояло из 2 частей: Ард и Лар. Со словом Ард мы разобрались, это название племени, но что за «лар»?
Слово «лар», по-турецки, имеет значение множественности, что скорее всего, относилось к многочисленности народа Ард. Влияние Турции на нашу сторону Чёрного моря недооценивать нельзя, поэтому их слово вполне могло оказаться и на территории Кавказа.
Главная загадка происхождения слова «Адлер»
И хоть мы знаем историю появления слова «Адлер» исходя из версии, что корень «Ард» от названия племени заселявшего территорию современного Адлера, но остаются вопросы!
Например, специалист адыгского языка Касим Меретуков не нашел соответствие корня «Ард» с языковой кавказской группой. Он предложил версию, что слово Адлер (соответственно, название фамилии княжеской династии и целого народа) может рождаться из. языка иранской группы!
Где Иран и где Сочи?! В чем логика?
Логика в том, что этот корень с избытком встречается в древних языках иранской группы. Вот примеры:
Слово Арта впервые упоминается в Авесте, священной книге персов, записанноф особым алфавитом на аветском языке.
Слово Арта означает всеобщий Божественный принцип Правды, одушевлённый в Светоносном огне, противостоящий мраку и лжи.
Аршта или Арштат у древних иранцев – воплощение честности и правдивой прямоты в мыслях, словах и делах.
Божественная Арти обеспечивала правителям, следующим принципу Правды и справедливости удачу, счастье и процветание стране.
Ардви – источник Живой Воды. Это Вода вод, дающая начало всем водпи и рекам Земли.
Ардви – богиня воды и изобилия и процветания. По мнению немецкого учёного Х. Нюрнберга, культ богини Ардви был важным к древних кочевных иранцев. С ними же он распространился по всему свету.
Ард или Арди, согласно мифологии Урарта, так первоначально называли божество Солнца и Света.
Допустим и так, но вопрос остается: как иранские слова попали в Сочи?
Всё дело в аланах – древних кочевных иранских племенах, которые оставили свой твёрдый культурный, духовный и языковой след на территории Кубани, Северного Кавказа и Черноморского побережья. Этот след закрепился так сильно, что его отголоски присутствуют в Сочи по сей день.
Мы намекаем на то, что аланы и абхазы могли ассимилироваться, а исходя из этой версии, иранские слова проникли к абхазам, создав в кавказаком народе название фамилии, а потом и племени – иранское слово Ард/Арт.
Как появилось современно название «Адлер»?
Из Арт-лара название местности трансформировалось в «Адлер», скорее всего, из-за наличия немецких генералов на Черноморском Побережье.
С немецкого «adler» – это орёл. Представьте, как удивились немцы, когда обнаружили некий народ Арт, почитавший птицеголовую богиню и чтившие Орлиные Скалы! Конечно, по некому странному совпадавшему созвучию, они и переименовали абхазский Артлар в орлинный Адлер
Вид на Адлер при взлете с аэропорта Сочи
Итак, тезисно история появления слова «Адлер»!
1) Слово «Ард/Арт» – это название племени и династии абхазов, проживающих на территории современного Адлера.
2) Ард/Ард – слово из иранской языковой группы, попавшее к абхазскому народу от аланов.
3) Слово «Лар – турецкое обозначение большой численности, т.е. означающее о высокой численности семей в племени.
4) Таким образом рождается название места Арт-лар/Ард-лар/Арди-ллер
5) Из-за схожести звучания немецкие войска начинают называть Артлар немецким словом Адлер, означающим «орёл».
6) Вуаля, рецепт слова «Адлер» готов!
Значение слова адлер
Топонимический словарь Кавказа
Культурология. Словарь-справочник
Альфред Адлер (Adler) (1870-1937)
австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Получил мед. образование в Вен. ун-те (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. А. с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции «либидо» и «Эдипова комплекса». В 1907 опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов и ее психич. компенсации», негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собств. направление в психологии — «индивидуальную психологию». В 1914 основал журнал «Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie», в 1924 — Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.
А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет «линию жизни» индивида, его «жизненный план», к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход.
Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать «вездесущее человеч. чувство неполноценности» и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). «Жизненный план», сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психич. жизни индивида, ее объединяющий принцип.
Придерживаясь целостного, холистич. подхода, А. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения отношения человека к своим социально установленным задачам. Человек живет в об-ве, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также чувство общности: Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность являются реальными требованиями совместной человеч. жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти стремление к личной власти. Чувство общности и стремление к превосходству являются осн. факторами человеч. поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим.
Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкр. сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.
Невроз А. понимал как «ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности», как бунт против об-ва, выражающийся в уклонении индивида путем внутр. противодействия от всякого принуждения со стороны об-ва. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены — в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, — остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутр. стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит. формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от об-ва, проявляющейся в установлении им нестандартных «частных логик», нарушениях речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его «апперцепционной схеме» жестких дихотомич. дистинкций («вверху-внизу», «победитель-побежденный», «мужское-женское», «все-ничто» и т.п.).
Формирование «невротич. плана», с т.зр. А., может происходить как под влиянием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, гл. обр. особенностей «семейной конституции». Как и другие исследователи психоаналитич. направления, А. считал, что невротич. установка складывается у индивида в первые годы жизни. Осн. средство лечения неврозов — выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в об-во.
Социально-психол. уклон в психол. концепции А. оказал влияние на теор. концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама «индивидуальная психология» как действующая научная школа после 20-х гг., на к-рые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.
Соч.: Menschenkenntnis. Leipzig; L., 1929; Social Interest: A Challenge to Mankind. N.Y., 1939; The Individual Psychology of Alfred Adier. Ed. by H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher. N.Y., 1956; Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.
Лит.: Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian Psychology. N.Y., 1950; Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler’s Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959; Orgler H. Alfred Adler: The Man and His Work. L, 1963; Way L.M. A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth, 1956.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Откуда взялись названия населённых пунктов Большого Сочи?
Совместно с директором Музея истории города-курорта Сочи Аллой Гусевой собрали воедино версии о происхождении названий наиболее заметных прибрежных поселений Большого Сочи: от Лазаревского до Адлера.
Лазаревское
Солоники
Солоники — небольшой населённый пункт в долине реки Цусхвадж. Его название отсылает к греческой истории освоения черноморского побережья. Однако этот эллинский кейс не про амфоры и золотой век, а про новейшее время, когда во второй половине XIX века долину Цусхвадж заселили греки и русские, в их числе войсковой старшина с фамилией Соляник-Краса, который основал имение неподалёку. С тех пор и прижилось название Соляники, которое постепенно трансформировалось, не без участия греков-переселенцев, в Солоники.
Головинка
Головинка была основана в 1839 году, когда русские военные под начальством генерала Раевского заняли устье реки Шахе (тогда её называли Субаши) и построили береговое укрепление. Форт назвали в честь генерала русской армии Евгения Головина, который в то время являлся командиром Отдельного Кавказского корпуса, а годом ранее основал Новороссийский порт. Укрепление представляло собой правильный четырёхугольник с бастионами, полубастионами и стенами толщиною два метра и было рассчитано на размещение более пятисот человек. Неприятелей встречало 14 орудий, неприступные рвы и мощные брустверы. В строительстве форта участвовали декабристы, которых уже успела потрепать суровая сибирская ссылка. Интересный факт: Раевский, основатель Головинки, мечтал преобразовать сооружённые на побережье военные укрепления в пункты торговли с адыгами. Он-таки добился для этого разрешения, получил 20 000 пудов соли для продажи и 20 000 рублей на закупки товаров у горцев. Головин, в честь которого был назван посёлок, разделял эти взгляды и сам предлагал устраивать в укреплениях базары и даже мусульманские школы для местного духовенства.
Русскую экспедицию в устье Субаши запечатлел знаменитый художник Айвазовский. Помимо картины остались и его письменные воспоминания: «По удалении неприятеля на берегу осталось до 50 человек. Всё мое вооружение состояло из пистолета и портфеля с бумагою и рисовальными принадлежностями. Картина была чудная: берег, озарённый заходящим солнцем, лес, далёкие горы, флот, стоящий на якоре, катера, снующие по морю, поддерживающие сообщение с берегом».
Вардане
Вордане или Ордане — так называли прибрежные земли в междуречье Хобзы и Дагомыса в начале XIX века. Здесь находилась крупнейшая община коренных жителей — адыги, шапсуги и убыхи вели в этой местности активную морскую торговлю. Исследователь Ворошилов В.И. (действительный член Русского географического общества, кандидат географических наук, краевед — прим. ред.) считает, что происхождение топонима связано с готами. Нет, не с теми, что любят мрачную музыку, длинные патлы и чёрные одеяния. Древнегерманский союз племён, предположительно родом из Скандинавии, в начале первого тысячелетия нашей эры заселил центральную и юго-восточную Европу. Представители одного рода — уарды или варды — добрались до побережья Западного Кавказа, о чём свидетельствует адыгейский эпос. Таким образом готская история полуторатысячелетней давности передаёт привет и через другие южнороссийские топонимы — помимо Вардане, например, Агой, Годлик, Гуайа.
Необычное название этого сочинского поселения увековечило в летах крупнейший и очень древний абазинский княжеский род Лау (Лоу), обитавший в здешних местах до XV века. В горах у современного посёлка остались развалины византийского христианского памятника VII–IX веков — Лооского храма. Сам род Лау, утверждают историки, сохранился до сих пор: на Северном Кавказе эту фамилию носят абазины-тапантовцы.
Уч-Дере
С этим топонимом всё ещё проще — означает «три ущелья», что соответствует местности; прямолинейный турецкий. Многие тюркские топонимы в Сочи — следствие господства Османской империи на этих берегах в XIV–XVIII веках.
Дагомыс
Вот здесь всё очень запутанно. Некоторые исследователи находят весьма созвучными топониму слова «дегумэз» и «тигемансы» в языках адыгов и шапсугов, что в переводе означает «глухой лес» и «место, где не светит солнце». Другие учёные считают, что река и одноимённое прибрежное поселение связаны с убыхским дворянским родом Дагомуко — почти до середины 60-х годов XIX века здесь располагался важный торговый пункт коренных горцев.
В начале 1864 года в устье реки Дагомыс русские войска заложили пост Кубанский, возвели мост и пристань, построили дорогу вверх по ущелью. Вскоре на близлежащих землях было основано царское имение и разбиты виноградники, фруктовые сады и питомник; в 1894 году основали молочную ферму. Местная продукция — масло, вино, фрукты — продавалась в Сочи. Есть сведения, что в Дагомысе должен был появиться летний императорский дворец, однако этому плану не суждено было сбыться ввиду страшных политических потрясений начала прошлого века.
Мамайка
В устье Псахе ещё в начале первого тысячелетия до нашей эры располагалось греческое поселение, а в первых веках нашей эры на правом берегу реки выросла римская крепость Мохора. С тех пор монументальное сооружение переходило к разным хозяевам, которые его достраивали, перестраивали и переименовывали; так, во времена Османской империи крепость стала именоваться Мамай-кале, то есть город или крепость Мамая. Собственно, Мамайка — русифицированный вариант местечка. Однако о происхождении самого слова «мамай» мнения разделились. Одни утверждают, что это вариант шапсугского слова «мэмэй» — грек, византиец, другие придерживаются тюркской версии — мамаями назывались и половецкие бабы, и курганы, и прочие ритуальные возвышенности.
Развалины античной крепости в начале XX века были уничтожены в результате строительства железной дороги. Сохранился лишь небольшой участок стены с башней. Кстати, историки утверждают, что в период средневековых генуэзских факторий Мамайка числилась на картах итальянских мореплавателей как Куба.
В источниках приводятся самые разнообразные вариации топонима, весьма полно их перечисляет Ворошилов В.И.: Сочи, Соча, Сучал, Сучали, Саша, Саше, Саши, Садша, Соатше, Зутша, Сочипсы, Сфеши, Сшаше, Шаша, Шаше, Сахи и Сучал. Так можно продолжать до бесконечности, опишем одну версию, показавшуюся нам симпатичной. Допустим, Сочи произошло от слова «соатше» — самоназвания проживавшего в устье одноимённой реки убыхского племени. Посад Даховский (русское гражданское поселение, появившееся в 1874 году на месте Даховского военного укрепления, которое, в свою очередь, образовалась на развалинах взорванного в годы Крымской войны Навагинского форта) был переименован в посад Сочи, по названию реки, в 1898 году. Русская история Центрального района начинается в 1838 году: высадился десант, появилось укрепление Александрия, переименованное позже в Навагинское.
Мацеста
На основе адыго-абхазских языков исследователи переводят название реки и места Мацеста как «огненная вода». Тут всё кажется довольно логичным: после омовения в целебной воде сероводородных источников кожа человека категорически краснеет. Место на протяжении многих веков было популярно среди горцев; целебные свойства мацестинской воды были известны уже в античные времена, и река Масаитика в районе современного Сочи упоминается в письмах римского полководца Флавия Арриана ещё во втором веке нашей эры. По другой версии, Мацеста переводится как «долина запахов» — в пользу этого говорит, собственно, специфическая вонь в ущелье и окрестностях: сероводород отдаёт протухшим яйцом. В российских военных документах времён Кавказской войны место именовалось Мызы или Мысы. По-убыхски «мызы» — запах, «пста» — абхазский суффикс, который обозначает долину или ущелье.
Хоста
На старинных средневековых картах мореплавателей на месте современного городского района было отмечено поселение Коста — «берег». Ещё одна версия происхождения гидронима и топонима, как и в случае с Мацестой, объединяет в себе убыхский корень «хоа», обозначающий кабана, и абхазский суффикс «ста» — ущелье, также есть версия, что название могло произойти от убыхского слово «хаста» — «богатый», «обильный». Кабанье ущелье или генуэзская фактория, кому что милее. До середины XIX века в районе современной Хосты располагался аул Хамыш.
Кудепста
Река Кудепста (от которой, собственно, и получил название целый городской район) в документах середины XIX века упоминается как Худапс. На основе абхазского языка исследователи переводят гидроним как «река без головы» и объясняют это тем, что у реки действительно нет традиционного истока, так как в верховьях её воды скрыты в карстовых породах — вытекают прямиком из пещеры. Ещё один вариант перевода топонима: «Кудь» — шапсугский род, проживавший на местности, и уже знакомый нам абхазский суффикс «пста» — ущелье, то есть «ущелье Куды».
Адлер
В Адлере сохранились руины нескольких византийских церквей. Плиты античного храма, которые выставлены теперь в Музее истории города-курорта Сочи, были найдены на территории парка «Южные культуры». В генуэзский период в этих местах действовала торговая фактория Лиеш, в более позднее время — несколько садзских аулов. Русская история Адлера начинается с сооружения форпоста Святого духа в устье Мзымты в 1837 году. Укрепление в виде пятиконечной звезды на Константиновском мысе (так на императорских военных картах назывался мыс Адлер) постигла печальная участь русских военных укреплений на побережье в годы Крымской войны.
Одна из версий происхождения названия самого южного района города Сочи связано с этнонимом «артлар» — именем племени, проживавшем на Адлерском мысе. Место впервые упоминается в записях известного турецкого путешественника Эвлия Челеби в XVII веке. Ещё одна версия: Адлер — топоним, переиначенный на немецкий лад, что означает «орёл». Рассматривается и вариант с тюркским словом «адилар», что в переводе означает «островитяне».
Значение слова «адлер»
Что означает слово «адлер»
Энциклопедический словарь
Адлер
Автомобильный словарь
Адлер
немецкая фирма по производству легковых автомобилей. Прекратила свое существование в 1939.
Генрих Кляйер, основатель фирмы, сначала продавал велосипеды, которые собирал в своей мастерской во Франкфурте-на-Майне в 1880. Свой первый автомобиль Adler («Адлер») он представил публике в 1900. Во время Первой мировой войны выпуск Adler был приостановлен и возобновился только после ее окончания. В 1932 разработка модели Trumpf («Трумпф») стала поворотным пунктом в развитии фирмы. Автомобиль был оснащен передним приводом и качающейся осью. Эта конструкция принесла фирме Adler мировую известность. Во время Второй мировой войны завод во Франкфурте был частично разрушен. После войны Adler перешел на выпуск пишущих машинок, выпуск автомобилей был прекращен.
Топонимический словарь Кавказа
Адлер
Культурология. Словарь-справочник
Адлер
Альфред Адлер (Adler) (1870-1937)
австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Получил мед. образование в Вен. ун-те (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. А. с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции «либидо» и «Эдипова комплекса». В 1907 опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов и ее психич. компенсации», негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собств. направление в психологии — «индивидуальную психологию». В 1914 основал журнал «Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie», в 1924 — Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.
А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет «линию жизни» индивида, его «жизненный план», к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход.
Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать «вездесущее человеч. чувство неполноценности» и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). «Жизненный план», сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психич. жизни индивида, ее объединяющий принцип.
Придерживаясь целостного, холистич. подхода, А. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения отношения человека к своим социально установленным задачам. Человек живет в об-ве, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также чувство общности: Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность являются реальными требованиями совместной человеч. жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти стремление к личной власти. Чувство общности и стремление к превосходству являются осн. факторами человеч. поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим.
Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкр. сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.
Невроз А. понимал как «ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности», как бунт против об-ва, выражающийся в уклонении индивида путем внутр. противодействия от всякого принуждения со стороны об-ва. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены — в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, — остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутр. стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит. формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от об-ва, проявляющейся в установлении им нестандартных «частных логик», нарушениях речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его «апперцепционной схеме» жестких дихотомич. дистинкций («вверху-внизу», «победитель-побежденный», «мужское-женское», «все-ничто» и т.п.).
Формирование «невротич. плана», с т.зр. А., может происходить как под влиянием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, гл. обр. особенностей «семейной конституции». Как и другие исследователи психоаналитич. направления, А. считал, что невротич. установка складывается у индивида в первые годы жизни. Осн. средство лечения неврозов — выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в об-во.
Социально-психол. уклон в психол. концепции А. оказал влияние на теор. концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама «индивидуальная психология» как действующая научная школа после 20-х гг., на к-рые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.
Соч.: Menschenkenntnis. Leipzig; L., 1929; Social Interest: A Challenge to Mankind. N.Y., 1939; The Individual Psychology of Alfred Adier. Ed. by H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher. N.Y., 1956; Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.
Лит.: Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian Psychology. N.Y., 1950; Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler’s Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959; Orgler H. Alfred Adler: The Man and His Work. L, 1963; Way L.M. A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth, 1956.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «адлер»
Фонетический разбор слова «адлер»
Значение слова «адлер»
Синонимы «адлер»
Карточка «адлер»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!