Что значит слова с непроверяемым написанием
Как работать над словами с непроверяемыми гласными и согласными
За последнее десятилетие в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Кроме знаний, умений, навыков от ученика требуется готовность занять активную позицию, научиться успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Отсюда вытекает деятельностный подход к обучению, ориентированный на решении задач, на осознанном овладении самим процессом обучения.
В нем важнейшую роль играет обучение грамотному письму, составной частью которого является работа над словами с непроверяемыми написаниями.
Привыкнув работать по учебникам Рамзаевой Т.Г., а затем и Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. я пришла к выводу, что система работы над словами с непроверяемыми написаниями, предлагаемая данными авторами, не совершенна. Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учитель записывает его на доске с пропущенными буквами и просит посмотреть в словаре, как оно пишется. Учащемуся предлагается списать слово и заучить. Слова с непроверяемыми написаниями вынесены на поля учебника и ребенку нужно их только запомнить. К тому же, словарная работа проводится отдельно от другой орфографической работы на уроке и часто даже не бывает с ней тематически связана. Это не только нарушает логику обучения грамотному письму в целом, но и приводит к затрате большого количества времени на изучение слов с непроверяемыми орфограммами. В способе действия отсутствует этап, связанный с формированием умения ставить орфографическую задачу.
Среди современных комплектов по русскому языку есть и такие, в которых изначально заложен другой подход к изучению орфографии, которые ставят ребенка в “ситуацию незнания”, что заставляет ученика быть активным, решать конкретные орфографические задачи. Один из таких комплектов – это комплект “К тайнам нашего языка” Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Авторы данного комплекта предлагают вести орфографическую работу на уроке, и в частности, работать над словами с непроверяемыми написаниями по-другому. В учебнике этих авторов, словарная работа является неотрывной частью всей орфографической работы на уроке и поэтому не может вестись изолированно.
На начальном этапе обучения письму в 1 классе учащиеся еще не могут объяснить правописание слов. В букваре, в книгах, в прописях, на доске слова уже написаны теми, кто знает, где и какой буквой надо обозначить звук. При записи же под диктовку, такие буквы подсказывает учитель. Перед ребенком стоит задача сначала научиться находить “опасные” при письме места, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок в их написании. Эту задачу авторы учебника решают не разграничивая “опасности письма” на проверяемые и непроверяемые.
Например: учащимся сначала предъявляются картинки, на которых изображены плита и пенал (Пропись № 3, 1 класс стр.24). Предметы называются, затем выполняется звуковой анализ слов и заполняются звуковые схемы, обозначается ударение. После этого называются “опасные” гласные звуки, в данном случае это [и]. Теперь перед учеником встает вопрос, какой буквой обозначить этот звук? Правило проверки безударных гласных ребенку еще не известно.
За помощью ученик обращается к справочным рамкам. В рамках прописи предлагаются слова плита, пенал. Таким образом, ребенок еще не догадывается, что безударный гласный, в одном из слов может быть по правилу проверен словом плитка, а в другом является непроверяемым написанием и требует запоминания. Прежде чем познакомить ученика с орфографическими правилами, необходимо научить его замечать те места, где требуется эти правила применить, создать такую ситуацию, в которой ребенок бы понял, что правило ему необходимо. На данном этапе ребенок учится сначала прогнозировать орфограммы, т.е. ставить орфографические задачи.
На следующих этапах обучения проводится тренировка в нахождении орфограмм. В первом классе дети знакомятся с самыми частотными орфограммами, далее они узнают другие признаки орфограмм. Это значит, что их орфографическая зоркость совершенствуется.
Затем, дети узнают о составе слов, что также влияет на становление умения находить орфограммы, но, уже с указанием, в какой части слова она находится.
После этого можно приступать к знакомству с правилами, то есть учиться решать орфографические задачи. Только тогда ребенок самостоятельно осознает, что выбор буквы не всегда можно объяснить с помощью правила, что есть слова, написание которых нужно узнавать по орфографическому словарю.
Важной отличительной особенностью учебников русского языка УМК “Гармония” является то, что авторы комплекта не выносят слова с непроверяемыми написаниями на поля учебника, как это принято в других учебниках. Знакомство со словами с непроверяемыми написаниями происходит в ходе единой орфографической работы на уроке.
Например, при работе над словами с непроизносимыми согласными ученик по мере выполнения заданий сам находит словарные слова. В нижеприведенном примере это слова чувство и праздник (Учебник “К тайнам нашего языка” 2 класс упр. 446).
Ученик работает сначала над “слуховым” образом слова, находит орфограммы; затем записывает слово с “окошком” или “окошками”; пробует сделать “опасное место” “безопасным”, то есть подобрать проверочное слово. Когда школьникам не удается этого сделать ни одним из известных способов, они сами делают вывод о том, что орфограмма непроверяемая, а значит слово подлежит запоминанию. Чтобы вставить пропущенную букву необходимо обратиться к орфографическому словарю, что они и делают. Так начинается работа над “зрительным” образом слова. Ребенок находит слово в словаре, заодно вспоминая алфавит, отмечает прямо в словаре орфограммы, узнает почему пишется та или иная буква из этимологической справки (если она этому способствует). Далее учителю требуется организовать работу над этими словами таким образом, чтобы обеспечить их запоминание.
Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Большое значение для орфографии имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Следовательно, и упражнения подобранные учителем, должны опираться на различные виды памяти и быть разнообразными.
Авторы УМК “Гармония” для усвоения правильного написания слов используют систему списывания, разработанную известным психологом П. С. Жедек, которая предполагает опору на все виды памяти. С данной методикой учащиеся знакомятся еще при обучении письму, работая в классе по специальной памятке под руководством учителя (Учебник “К тайнам нашего языка” 1 класс, стр.75).
Во 2, 3, 4 классах эта работа продолжается и способствует прочному и осознанному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.
Кроме специально организованного списывания запоминание слов из словаря обеспечивается использованием мнемотехнических приемов, основанных на возникновении у ребенка определенных ассоциаций.
Например, прием замены буквы картинкой.
Группировка слов по сходству (букв, частей, корней), иногда и с опорой на этимологию слов.
Группировка слов по контрасту.
Запоминание с помощью сложносокращенных слов.
корабль – линкор
батальон – комбат
хозяйство – колхоз
организация – комсорг
Затем идет работа, направленная на первичное закрепление слов. В основном это работа над гнездом родственных слов, уточнение их значений, обучение правильному употреблению их в речи.
Заключительным этапом работы над словами с непроверяемыми написаниями становится включение их в круг других отрабатываемых написаний, закрепление и повторение изученного.
На данном этапе проводится:
– лексико-орфографическая работа,
– грамматико-орфографическая работа,
– речевая работа.
Рассмотрим подробнее как проводится такая работа.
Лексико-орфографическая работа продолжает работу над значением слова, которая была начата еще на первом этапе введения слова. Ребятам уже понятно основное значение слова, следовательно, надо познакомить их с такими особенностями языка, как многозначность, омонимия, синонимия антонимия, переносный смысл. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог умело использовать эти лексические средства в своей речи.
Так, например, при работе над словом товарищ нужно рассмотреть все значения этого слова.
Согласно “Словарю русского языка” С.И.Ожегова,
Учителю необходимо объяснить, что второе значение данного слова употребляется обычно в обращении, при фамилии, названии профессии, звании. Здесь уместно провести работу по выявлению синонимов слова или антонимов, поговорить о возможности замены слова синонимом.
Например: Вставь в предложения слово товарищ. Подумай, в каком из предложений слово можно заменить его синонимом.
Грамматико-орфографическая работа над изученными словами должна строиться в соответствии с проходимым грамматическим материалом. Это могут быть задания на выделение окончаний, определение рода, определение различных падежных форм, спряжения, склонения; группировка слов по грамматическим признакам.
Речевая деятельность при работе над непроверяемыми написаниями направлена на формирование умения связной речи, на отработку речеведческих понятий, на умение излагать свои мысли так, чтобы тебя понимали.
Целесообразно предлагать работу на сравнение двух текстов.
Серый зверюшка, длинные ушки,
Хвостик клубком, спит под кустом –
Там его дом.
Зима наступает, шубу меняет.
Кто его знает?
Заяц – представитель семейства млекопитающих, отряда зайцеобразных. Распространены зайцы по всему земному шару. Питаются травянистой растительностью, корой, почками и ветками древесных пород. На территории России обитают 5 видов зайцев: беляк, тумак, толай, дикий кролик и маньчжурский.
Учащиеся определяют, что оба текста про зайцев, но в текстах есть различия. Второй текст научно-популярный и может быть использован, например, на уроках природоведения. Жанр первого текста ребятам хорошо знаком и понятен, они могут предложить свои загадки о зайце.
Авторы букваря “Мой первый учебник” начинают проводить речевую работу с первых уроков обучения грамоте. Еще в добуквенном периоде ученики узнали о том, что речь бывает разная: деловая и картинная, а выбор вида речи зависит от ситуации, в которой ты находишься. Для такого разграничения на страницах букваря есть значки “ученого” и “художника”. Учебник содержит много материала для формирования умения связной устной и письменной речи.
В настоящее время я и мои ученики изучаем русский язык по учебнику УМК “Гармония” “К тайнам нашего языка” для 3 класса. С удовольствием, а главное эффективно, работаем над словами с непроверяемыми написаниями по методике, предложенной авторами данного комплекта.
Слова с непроверяемым написанием?
Ответ или решение 2
Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.
Как появились словарные слова
Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:
Примеры словарных слов с различными орфограммами
Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.
Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.
Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любо—дорого (пишется через дефис).
Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.
Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.
К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.
Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).
В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.
Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание
Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.
Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.
Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.
Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых
Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.
Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.
А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».
В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».
Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся
Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.
Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.
В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».
Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.
На чем основывается выбор непроверяемой гласной
Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?
Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».
И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.
Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой
Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.
Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.
А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.
Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.
Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».
Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными
Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».
Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.
Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:
Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.
А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».
В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».
Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.
Какими словарями пользоваться
Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.
В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:
Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:
Как выучить непроверяемые гласные
В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.
Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.
Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.
Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:
Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.
Полезные материалы по теме статьи
Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.
Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.
На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.
И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.
Вот примеры моих статей:
Заключение
Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.
Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Способы проверки безударных гласных в корне
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
2. изменение формы слова:
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.