Что значит слепое сердце
Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован»)
Школьное сочинение
Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.
Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено «строителям страны».
Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть «Сокровенный человек», герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в «потоке несчастных людей». Фома Пухов попадает волей судьбы в «поездной состав неизвестного маршрута и назначения» и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: «Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции». В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: «Все совершается по законам природы!», «Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!», «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!» В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.
В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в «бедняцкой хронике» «Впрок») различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и «разгибов» в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и «дураков». Из характерных черт складывается «коллективный персонаж», отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: «быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно», «мне тяжело». Но все же он продолжал упорно работать.
Сущность эпохи «великого перелома» особенно ярко отражена в повести «Котлован», посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю «строителей» социалистического общества.
Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда «весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело». И строители «общепролетарского дома» верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что «посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства».
Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.
И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы «Чевенгур», «Счастливая Москва», рассказы «Река Потудань», «Фро», «Возвращение», комедии «Шарманка» и «Ноев Ковчег» и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.
Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени «великого перелома», напоминая своим намеренно «вывернутым» художественным языком об опасности «тупоумных теорий», которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.
Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован»)
Школьное сочинение
Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.
Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено «строителям страны».
Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть «Сокровенный человек», герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в «потоке несчастных людей». Фома Пухов попадает волей судьбы в «поездной состав неизвестного маршрута и назначения» и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: «Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции». В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: «Все совершается по законам природы!», «Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!», «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!» В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.
В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в «бедняцкой хронике» «Впрок») различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и «разгибов» в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и «дураков». Из характерных черт складывается «коллективный персонаж», отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: «быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно», «мне тяжело». Но все же он продолжал упорно работать.
Сущность эпохи «великого перелома» особенно ярко отражена в повести «Котлован», посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю «строителей» социалистического общества.
Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда «весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело». И строители «общепролетарского дома» верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что «посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства».
Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.
И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы «Чевенгур», «Счастливая Москва», рассказы «Река Потудань», «Фро», «Возвращение», комедии «Шарманка» и «Ноев Ковчег» и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.
Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени «великого перелома», напоминая своим намеренно «вывернутым» художественным языком об опасности «тупоумных теорий», которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.
Что значит слепое сердце
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Сочинение 7 класс. «Сердце в людях бывает слепое» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)
1 вариант сочинения
С разными литературными героями мы уже успели познакомиться на уроках русской и зарубежной литературы — смелыми и робкими, честными и коварными, добросердечными и жестокими. Но не было среди них ни одного, похожего на Юшку — главного героя рассказа А. П. Платонова.
Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным трудом деньги на то, чтобы досыта и вкусно поесть, нарядно одеться, благоустроить свой дом, Юшка вел себя странно и непонятно. С утра до вечера работая помощником в кузнице и получая ежемесячное жалование, этот человек из года в год носил одну и ту же латаную обветшавшую одежду, не покупал даже чая и сахара — пил воду. Оказывается, сэкономленные за год деньги добрый и неприхотливый Юшка относил чужой девочке-сироте в другой город, где он устроил ее на обучение и проживание.
Терпеливому, мягкому, доверчивому Юшке неведомы были гордость и самолюбие. Его огромное сердце вмещало в себя безграничную любовь ко всему миру. Но людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами, это было непонятно, как и то, для чего Юшка — такой, какой он есть — живет на свете. Нередко случалось так, что «от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его. и в этом зле забывал на время свое горе». Срывая на главном герое рассказа свою злобу и ожесточение, люди чувствовали облегчение, в то время как слабый, больной чахоткой Юшка долго приходил в себя в пыли на дороге. Дети, видя отношение родителей к непохожему на остальных человеку, тоже смеялись над ним и мучали его. А что же Юшка? А Юшка был уверен, что и взрослые, и дети «любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Юшка точно знает, что не может человек жить без любви, просто «сердце в людях бывает слепое».
Я уверена, что если бы этот необыкновенный человек не был таким скромным и молчаливым, он многое смог бы рассказать нам о настоящей любви, когда думаешь не о себе, а о другом и ради чужого счастья и радости готов без раздумий и колебаний пожертвовать своим. Спасибо тебе, добрый, бесхитростный и самоотверженный Юшка!
2 вариант сочинения
В своих произведениях А. П. Платонов всегда изображает реальную жизнь, которая, к сожалению, несовершенна. И это несовершенство автор наиболее ярко раскрывает с помощью своих героев. Зачастую это «душевные бедняки», как называл их сам писатель: их душевные переживания таят в себе знания о жизни, касающиеся всех, но доступные не многим. В рассказах Платонова перед нами предстает мир, увиденный глазами человека, невыносимо страдающего, «раненного смертью». Созданные писателем образы заставляют тревожно биться наши сердца, вселяют желание каким-то образом изменить, улучшить этот мир.
Читая рассказ «Юшка», мы постоянно сталкиваемся с жестокостью, черствостью и несправедливостью людей, которые безжалостно издеваются над несчастным больным человеком, бьют и унижают его. Герою рассказа всего сорок лет, но он страдает от неизлечимой болезни и потому состарился раньше времени. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами как у слепца, в которых «всегда стояла влага, как неостывающие слезы», он плохо видит, его руки очень слабы. Дети смеялись над ним, взрослые срывали на нем свою ярость, когда у них «бывало злое горе или обида, или они были пьяными». Бедный юродивый никогда не отвечал своим обидчикам, но это вызывало только еще большую ярость: «человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Родители, упрекая детей за непослушание, говорили, что те станут похожи на Юшку, когда вырастут: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду».
Но несмотря ни на что добрый Юшка любил людей, прощал обиды и оскорбления, потому что искренне считал, что и они его по-своему любят. Он верил, что нужен детям, «только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Когда хозяйская дочь Даша находила его, избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он все равно утверждал, что народ его любит. «Он меня без понятия любит, — говорил несчастный. — Сердце в людях бывает слепое».
Выживать в таких жестоких условиях герою помогает лишь его твердая убежденность в том, что каждое существо уникально и
Но после его смерти оказалось, что не ошибался он. Действительно, без него люди не могут, нужен он им, чтобы сердце отвести от злобы и ярости, от ожесточения жизнью. Нужен как незаметный труженик, плоды жизни которого заметны не сразу. Юшка оставил на земле свой след — вырастил одну сиротку, выучил, передал ей тепло и доброту своего сердца. И теперь она старается распространить это тепло, свет своей души на всех людей. Возможно, ей удастся излечить их сердца от несправедливости, жестокости и «слепоты», вселить в них добро и способность к настоящей любви. Ведь именно для этого и жил Юшка.
3 вариант сочинения
Известный писатель А. П. Платонов темой большинства своих рассказов выбрал правдивое описание жизни простых людей. Родившись в семье железнодорожного слесаря, уже в четырнадцать лет Андрей Платонов начал трудиться. Потому ему были особенно понятны взгляды, чувства и ощущения крестьян, мастерового люда, нищих странников. Всех людей писатель считал необыкновенными, достойными жить на этой земле.
Главным героем рассказа «Юшка» является бедный подручный кузнеца, Ефим. В народе все его зовут просто Юшкой. Этот нестарый еще мужчина из-за чахотки рано превратился в старика. Он был очень худой, слабый руками, почти слепой, но трудился изо всех сил. Ранним утром Юшка уже был в кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. Одет он был всегда он в старые
штаны и блузу, насквозь прожженные искрами. Родители часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести Юшку из себя. Они толкали старика, смеялись над ним, и радовались, что он ничего не может поделать с обидчиками. Юшка же тоже радовался. Он думал, что дети пристают к нему, потому что любят. Они не могут иначе выразить свою любовь, потому и терзают несчастного старика.
Взрослые не сильно отличались от детей. Они обзывали Юшку «блажным», «животным». От кротости Юшки они приходили еще в большее ожесточение, часто били его. Однажды после очередного избиения дочь кузнеца Даша в сердцах спросила, зачем вообще Юшка живет на свете. На что тот ответил, что народ его любит, он нужен народу. Даша возразила, что люди избивают Юшку до крови, какая же это любовь. А старик ответил, что народ его любит «без понятия», что «сердце в людях бывает слепое». И вот как-то раз вечером к Юшке прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь. Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом и он умер.
А через некоторое время появилась молодая девушка, она разыскивала старика. Оказалось, что ее, сироту, Юшка поместил в Москве в семью, потом обучал в школе. Он собирал свое скудное жалованье, отказывая себе даже в чае, лишь бы поднять на ноги сироту. И вот девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить Юшку от его болезни. Но не успела. Прошло много времени. Девушка осталась в городе, где жил Юшка, работала врачом в больнице, всегда всем помогала и никогда не брала денег за лечение. И все называли ее дочерью доброго Юшки.
Так в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека, сердце их было слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле. Понять, что старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице. Юшка помогал чужому человеку, сироте. Многие ли способны на такой благородный бескорыстный поступок? А Юшка копил свои гроши, чтобы девочка выросла, выучилась, использовала свой шанс в жизни. Пелена с глаз людей спала лишь после его смерти. И вот они уже говорят о нем, как о «добром» Юшке.
Автор призывает нас не черстветь, не ожесточаться сердцем. Пусть наше сердце «видит» необходимость каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря.
Презентация по литературе на тему «Сердце в людях бывает слепое» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Сердце в людях бывает слепое…» (По рассказу А.П. Платонова «Юшка») Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4 г. Михайловска Богданова Олеся Ивановна
1. С кем легче найти общий язык? 2. С кем приятнее, легче общаться, дружить? 3. Ты чаще всего какой человек? Вариант 1-злой Вариант 2-добрый
А хочется… Чтобы люди были добрыми, отзывчивыми, милосердными и дружелюбными.
Рассказ А.П. Платонова «Юшка».
Отрывок из рассказа «Юшка» Даша смеялась. – У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь – народ тебя любит. – Он меня без понятия любит, – говорил Юшка. – Сердце в людях бывает слепое. – Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! – произносила Даша. – Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.
1. «Ты говоришь-народ тебя любит. » 2. «Он меня без понятия любит…» 3. «Сердце в людях бывает слепое» 4. «Любят-то они тебя по сердцу, да бьют тебя по расчёту».
«Сердце в людях бывает слепое» Цель урока: выявить нравственную основу платоновских героев.
Отрывок из рассказа «Юшка» – Лучше бы ты умер, Юшка, – говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живешь? Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить. – Это отец-мать меня родили, их воля была, – отвечал Юшка, – мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю. – Другой бы на твое место нашелся, помощник какой! – Меня, Даша, народ любит!
Задание 1. Герои рассказа А.П. Платонова «Юшка».
Юшка «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим» «Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».
Взрослые и дети «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них». «Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой?» « Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает». «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью».