Что значит синтаксический признак
Грамматические признаки частей речи
Укажем, какие грамматические признаки имеют слова разных частей речи. Грамматические признаки позволяют соотнести каждое слово с определенной частью речи.
Части речи — особые классы слов
Огромное количество слов русского языка распределяется по особым классам, которые называются частями речи. А какие критерии выбираются, чтобы отнести слово к этой части речи, а не к другой? У каждой лексемы имеются свое, присущее ей и подобным словам, общее значение, например, у существительных — значение предметности, у прилагательных — значение признака, а также грамматические признаки (морфологические и синтаксические), соответственно которым все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Каждая часть речи русского языка имеет общее грамматическое значение и определенные грамматические признаки, которые позволяют выделить слова этой части речи в один класс. Части речи имеют
Части речи изучает раздел науки о языке — морфология.
Классификация частей речи
Состав и характер морфологических признаков, способы связи слов друг с другом и их синтаксическая роль в предложении дают возможность указать самостоятельные и служебные части речи. В современном русском языке выделяют 13 частей речи. Перечислим самостоятельные (знаменательные) части речи:
Служебными частями речи являются
Междометия, как слова, выражающие чувства, находятся особняком в системе частей речи.
Рассмотрим грамматические признаки знаменательных частей речи.
Таблица
Грамматические признаки существительного
Имя существительное имеет общее значение предметности, например:
Существительное обозначает конкретный предмет (тетрадь, учебник), лицо (ученик, мастер), действие или состояние в отвлечении от их производителей (ходьба, бег, болезнь) и отвечает на вопросы: кто? что?
Морфологические признаки имени существительного
В предложении существительное чаще выступает в роли подлежащего или дополнения, хотя может быть несогласованным определением.
Грамматические признаки прилагательного
Имя прилагательное имеет обобщенное значение признака предмета, его свойства, качества, принадлежности и отвечает на вопросы какой? чей?
1. лексико-грамматический разряд:
2. полная или краткая форма (у качеств. прил.);
3. степени сравнения (у качеств. прил.);
4. падеж (в полной форме);
В предложении имя прилагательное чаще используется как определение, а также в роли сказуемого.
Грамматические признаки числительного
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете и отвечает на вопросы: сколько? который?
Слово этой части речи имеют следующие характеристики:
Морфологические признаки имени числительного
1. Лексико-грамматический разряд:
В предложении числительное в зависимости от разряда может быть любым членом предложения.
Грамматические признаки местоимения
Морфологические признаки местоимения
Грамматические признаки глагола
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (физическое перемещение и душевное состояние, изменение состояние и пр.) и выражающая это значение с помощью категорий вида,залога, наклонения, времени и лица.
Например:
Глагол имеет постоянные и непостоянные признаки (наклонение, время, род, лицо, число).
Морфологические признаки глагола
Синтаксические признаки глагола
В предложении глагол выполняет чаще всего синтаксическую функцию сказуемого. К синтаксическим признакам глагола относят его способность согласовываться с подлежащим. Глагол управляет словами других частей речи (гуляю в парке, вижу закат) и может определяться наречием (иду вразвалку, успею вовремя).
Грамматические признаки причастия
Морфологические признаки причастия
Синтаксические признаки причастия
Причастие может управлять зависимыми словами, как и глагол и образует причастный оборот. В предложении выступает в роли согласованного определения, как и прилагательное, но может быть сказуемым (чаще в краткой форме).
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и наречия.
Морфологические признаки деепричастия
Синтаксическая роль
Деепричастие, как и глагол, может управлять зависимым словом, образуя деепричастный оборот. В предложении одиночное деепричастие или деепричастный оборот является обстоятельством.
Грамматические признаки наречия
Например:
Морфологические признаки наречия
Наречие — неизменяемая часть речи. У него нет грамматических форм падежа, числа, рода, времени и пр., кроме форм степеней сравнения (весело — веселее, веселее всех). У наречия укажем следующие морфологические признаки:
Синтаксические признаки наречия
Наречия примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, словам состояния:
В предложении наречие выступает в роли обстоятельства.
Категория состояния
Слова категории состояния имеют грамматические признаки:
Например:
Нам надо обсудить все, прежде чем принимать решение.
Слова категории состояния называют также предикативными наречиями (лат. preadicatum — сказуемое) или безлично-предикативными словами.
Синтаксические признаки.
Прежде чем переходить к описанию данной группы признаков следует подробнее остановиться на некоторых основных понятиях синтаксиса, которые будут использованы в дальнейшем исследовании.
4.3.5.1. Основные понятия синтаксиса.
Синтаксис (гр. syntaxis – составление) – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.
Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Одно из них – главное(стержневое), другое – зависимое слово: “интересная книга”, “писать сочинение”, “читать вслух”. В первом примере указаны предмет и его признак, во втором – действие и предмет, на который оно переходит, в третьем – действие и его признак. В этом выражается грамматическое значение словосочетания.
Синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание, бывают следующие: атрибутивные, объектные, обстоятельственные.
Словосочетание, будучи средством наименования и являясь строительным материалом для предложения, близко к слову, но вместе с тем отличается от него. Сближает их то, что словосочетание, как и слово, обладает системой форм, обусловленных грамматической природой главного слова, служащего стержнем словосочетания. Но и различие между словосочетанием и словом проявляются явно: словосочетание, выражая расчлененное представление, состоит из отчетливо выделяющихся слов – названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же морфемы слиты воедино.
Коренным образом отличается словосочетание от предложения. Предложение – единица речи, не называющая, а сообщающая о чем-либо и потому служит единицей общения. Словосочетанию же функция сообщения не свойственна, и оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения. Словосочетанию не свойственна категория модальности (выражение отношения сообщаемого к действительности или выражение отношения говорящего к высказыванию, является неотъемлемым признаком всякого предложения.
Известно несколько основных типов словосочетаний (по главному слову): глагольные, именные субстантивные, адъективные, адвербальные. Различаются два вида синтаксической связи слов в словосочетании и предложении: сочинение и подчинение. Сочинение – это соединение синтаксически равноправных, не зависящих одна от другой частей. Отношения между элементами присочинительной связи обратимы. Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложноподчиненного предложения). В предложении используются оба вида связи – сочинение и подчинение, в словосочетании – только подчинительная связь. Основными видами подчинения являются: согласование, управление и примыкание.
Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову: “новый дом, в новом доме”.
Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение, субстантивированное слово) становится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением господствующего слова (“любоваться девушкой”).
Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором зависимость подчинительного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова: наречие, инфинитив, деепричастие. Господствующим словом может быть: глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие (“кофе по-турецки, говорить улыбаясь”).
Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли. Предложение соотносительно с логическим суждением, однако не тождественно ему: каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждения и т.д., соотносительные не с двучленным суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение служит также для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.
Основой предложения является предикативность – выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория времени (все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознаётся в каком-либо временном плане), категория лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трёх грамматических лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его отношения к содержанию высказываемого). Средствами выражения модальности являются категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное) и особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы). В предложении выделяются предикативная основа (предикативное ядро), в двусоставных предложениях – сочетание подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений – глагольная словоформа.
В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:
1. простые (состоящие из одной предикативной единицы) и сложные (состоящие из двух или более предикативных единиц);
2. утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого в них отношения к действительности;
3. повествовательные, вопросительные и побудительные – по цели высказывания (каждое из них может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации);
4. односоставные и двусоставные – в зависимости от наличия одного или двух главных членов предложения в качестве организующих центров предложения;
5. распространенные и нераспространенные – по наличию или отсутствию второстепенных членов;
7. синтаксически членимые и нечленимые (слова-предложения) – при наличии или отсутствии возможности членения предложения, т.е. выявления в его составе отдельных членов.
Сложными называются предложения, имеющие в своем составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.
Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, могут объединяться:
1. сочинительными союзами;
2. подчинительными союзами или относительными словами;
3. бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением).
Соответственно, выделяется три типа сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненном предложении чаще всего выражаются отношения соединительные (средством связей частей единого целого служат союзы “и”, “да”, “ни”), противительные (союзы “а”, “но”, “однако”, “зато”), разделительные (союзы “или”, “либо”, “ли. ли”, “то. то”). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставимые, пояснительные, присоединительные с различными добавочными оттенками значений.
Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, связанных между собой подчинительной связью. Она выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Зависимая часть называется придаточным предложением (придаточной частью), независимая часть называется главным предложением (главной частью).
По особенностям структуры и по значению сложноподчиненные предложения делятся на две основные группы:
1. с придаточными, которые распространяют слово как лексико-морфологическую единицу и поэтому относятся к существительному, глаголу, прилагательному, наречию, при которых может быть указательные местоимения;
2. с придаточными, которые распространяют предложение и поэтому относятся или к группе сказуемого в главном предложении, или ко всему главному предложению.
В первой группе выделяются сложноподчиненные предложения с придаточными: 1) определительными, 2) изъяснительными, 3) степени и образа действия. Во второй группе выделяются сложноподчиненные предложения с придаточными: 1) места, 2) сравнительными, 3) времени, 4) условными, 5) цели, 6) причины, 7) уступительными, 8) следствия, 9) присоединительными.
В особую группу выделяются сложноподчиненные предложения со взаимно обусловленными частями; в этих предложениях нельзя выделить ни главной, ни придаточной части.
Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей.
В зависимости от значения частей бессоюзных сложных предложений и типа интонации как важнейшей формальной стороны их построения выделяются различные виды бессоюзных сложных предложений: 1) бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, 2) со значением сопоставления или противопоставления, 3) со значением обусловленности, 4) со значением изъяснительных отношений, 5) со значением определительных отношений, 6) со значением причинно-следственных отношений,7) со значением временных отношений, 8) со значением сравнения, 9) со значением пояснения, 10) со значением присоединения, 11) со значением следствия, результата, быстрой смены событий.
Таким образом, основными понятиями пунктуации являются следующие: “синтаксис”, “словосочетание”, “согласование, управление, примыкание как виды подчинительной связи”, “предложение”, “предикативность”, “сложное предложение”, “сложносочиненное предложение”, “сложноподчиненное предложение”, “бессоюзное предложение” (понятие “сложное синтаксическое целое” было охарактеризовано в разделе № 3, п.3.2.1.).
Выделение синтаксических признаков письменной речи автора текста происходит в результате исследования синтаксических структур, которые определяются вышеперечисленными понятиями.
4.3.5.2. Особенности синтаксических признаков.
Синтаксические признаки письменной речи автора распределяются на несколько уровней в зависимости от того, какие синтаксические структуры они характеризуют. Выделяются следующие основные типы синтаксических признаков:
1. синтаксические признаки уровня словосочетания (частое/редкое употребление определённого типа словосочетаний – глагольных, именных, адъективных, наречных; редкое/частое использование в тексте определённого типа конструкций – с согласованием, управлением, примыканием; частое/редкое употребление словосочетаний, связанных с определённым стилем или стилями – в официально-деловом и научном стилях преобладают словосочетания, образующие цепочки из двух и более абстрактных существительных с предлогом или без, выражающие родо-видовые отношения; в ораторско-публицистическом стиле преобладают сочетания существительного с согласуемым прилагательным, часто оценочного характера; для разговорно-обиходного стиля характерны конструкции с дублированием предлога).
2. синтаксические признаки уровня простого предложения (несинонимические признаки: признаки, связанные с относительной частотой употребления основных структурных схем; признаки, отражающие степень распространения предложений, количество второстепенных членов предложений по отношению к общему числу предложений или слов; признаки, описывающие редкие случаи соответствия между членами предложения; признаки, опирающиеся на средства выражения субъективной и объективной модальности – структурные схемы, лексические единицы; синонимические признаки: признаки, связанные с синонимией между простыми предложениями; признаки, отражающие межуровневую синонимию простого предложения; стилевые признаки: частое/редкое употребление конструкций, связанных с определённым стилем речи);
3. синтаксические признаки уровня сложного предложения (частое/редкое употребление сложного предложения определённой конструкции – сложноподчининенного с различного вида придаточными, сложносочиненного, бессоюзного; признаки, отражающие различные синтаксические ошибки в сложных предложениях);
4. синтаксические признаки уровня сверхфразового единства (которые распадаются на две основные группы: 1 – признаки, отражающие частое/редкое употребление различных средств связности (зацепления, повтора); 2 – признаки, описывающие структуру сверхфразового единства (сложного синтаксического целого): использование тех или иных видов зачина и концовки, использование присоединительных или соединительных соотношений между членами сверхфразового единства, использование тех или иных типов темо-рематической локализации повтора при развертывании мысли в рамках сверхфразового единства
В результате проведённого использования экспериментальных образцов письменной речи мужчин и женщин были выделены те вышеперечисленные синтаксические признаки (и их конкретно-предметные разновидности), которые характерны для письменной речи мужчины и женщины, и могут использоваться при проведении автороведческого исследования в целях диагностики половой принадлежности автора исследуемого текста.
4.3.5.3. Синтаксические признаки, характерные для письменной речи мужчины:
1. частое употребление глагольных словосочетаний;
2. частое использование такого вида подчинительной связи, как управление;
3. частое употребление сложноподчиненных предложений;
4. частое употребление словосочетаний, образующих цепочки из двух и более абстрактных существительных с предлогом или без;
5. использование бессоюзных предложений со значением изъяснительных отношений;
6. частое использование сложных конструкций предложений;
7. использование сложных случаев обособления (обособленных определений, приложений, обстоятельств, дополнений);
8. использование присоединительных или соединительных соотношений между членами сверхфразового единства;
9. отсутствие в текстах средств выражения модальности;
11. распространение предложения за счет обстоятельств места, времени;
12. преимущественное использование повествовательных, невосклицательных предложений;
13. использование в текстах детерминантов, осуществляющих грамматическую связь со всей предикативной единицей в целом;
14. использование в основном утвердительных предложений.
Из числа вышеперечисленных синтаксических признаков письменной речи мужчины к высокоинформативным относятся: №№ 2, 4, 5, 8, 11, 13; к среднеинформативным – №№ 1, 3, 6, 7, 10; к низкоинформативным – №№ 9, 12, 14.
4.3.5.4. Синтаксические признаки, характерные для письменной речи женщины:
1. частое употребление именных и адъективных словосочетаний;
2. частое использование такого вида подчинительной связи, как согласование;
3. частое употребление сложносочиненных предложений;
4. частое употребление вводных слов и вставных конструкций;
5. редкое использование бессоюзных предложений;
6. наличие ошибок в построении сложного синтаксического целого;
7. употребление средств выражения субъективной и объективной модальности;
8. частое нарушение порядка слов в предложении;
9. редкие случаи несоответствия синтаксического и смыслового членения ситуации;
10. частое использование вопросительных, побудительных предложений;
11. частое использование номинативных предложений;
12. употребление контекстуально-неполных и ситуативно-неполных предложений.
Из числа вышеперечисленных синтаксических признаков письменной речи женщины к высокоинформативным относятся: №№ 2, 6, 8, 9, 12; к среднеинформативным – №№ 1, 3, 7, 10; к низкоинформативным – №№ 5, 11.
Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса
Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.
Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».
Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Полезные материалы по теме статьи
Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.
Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:
Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.