Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Синтаксически неделимые словосочетания

Синтаксические нормы для типа связи управление

1. В случае неправильного выбора падежной формы или предлога возникает ошибка: уверенность в победу, вера в победе (следует употреблять: уверенность в победе, вера в победу).

2. Нельзя путать беспредложные сочетания с предложными:

Оперировать чем-нибудь Рассержен чем-то Различать что-нибудь Свойственный чему-то Уделять внимание чему-тоРаботать над чем-то Рассердиться на что-то Отличать что-нибудь от чего-нибудь Характерный для чего-нибудь Обращать внимание на что-то

3. Различного управления требуют конструкции с близкими по смыслу или однокоренными словами:

Обрадоваться чему-нибудь Полный (преисполненный) чего-нибудь Препятствовать чему-нибудь Удивляться чему-нибудьОбрадован чем-нибудь Наполненный чем-нибудь Тормозить что-нибудь Удивлён чем-нибудь

4. Следует правильно выбирать предлоги в словосочетаниях:

Беспокоиться о ком-то Похожий на кого-нибудь Превосходство над чем-нибудь Предостеречь от чего-нибудь Уверенность в чём-нибудь Упрекать в чем-тоТревожиться за кого-нибудь Сходный с кем-нибудь Преимущество перед чем-нибудь Предупредить о чём-нибудь Вера во что-то Порицать (осуждать) за что-то

5. Предпочтительные формы падежей при глаголах:

Синтаксически неделимые словосочетания— это словосочетания, в которых главное и зависимое слово сливаются по смыслу и выступают как единый член предложения. К таким словосочетаниям относятся:

1) Словосочетания с главным словом:

— числительным: три пальмы, много песен, несколько минут. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Дождь шёл две недели подряд.

— существительным, образованным от числительного: сотни дорог, десятки километров;

— существительными большинство, меньшинство: большинство учеников, часть книг.

2) Словосочетания с предлогом ИЗ со значением избирательности: один из студентов, двое из спортсменов, кто-нибудь из вас, любой из нас. Кого из водолазов вы пошлёте в пещеру?

3) Словосочетания с предлогом С со значением совместимости: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой. В саду берёзки с клёнами встречают нас поклонами.

Внимание! При подлежащем со значением совместимости сказуемое только во мн. ч. Сравни:

Матьпошла гулятьс сыном. Мать с сыномпошли гулять.

4) Словосочетания, которые включают существительные типа с глазами, с носом, с лицом, роста: Девушки с весёлыми, смеющимися лицами дарили танкистам цветы. Давыдов шёл неспешным, но широким шагом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Неделимые словосочетания – это что такое?

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Синтаксис русского языка – один из самых сложных разделов грамматики, так как в нем изучается не только построение предложений, но и такие вещи, как синтаксически свободные и несвободные, или неделимые словосочетания. На них важно остановиться подробнее. Какова характеристика таких несвободных словосочетаний и почему их нельзя разделить? Об этом расскажет подробнее данная статья.

Определение понятия

Синтаксически неделимые словосочетания в предложении – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.

Например, в предложении «На столе лежало два яблока» можно найти целых 2 словосочетания. Первое является свободным – «На столе лежало». Главное по смыслу слово здесь «лежало», выраженное глаголом, а зависимое – «на столе», выраженное существительным.

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

От главного слова задается вопрос к зависимому «где?» или «на чем?» и получается, что главное слово управляет зависимым. «На столе» может быть только в предложном падеже и единственном числе. Такой тип связи и называется управлением. В самом предложении «лежало» является сказуемым, также выраженным глаголом, а «на столе» – обстоятельством места, выраженным существительным.

С другой стороны, в предложении остается словосочетание «два яблока». Казалось бы, его можно разделить, удалить любое слово без потери смысла, ведь это сочетание числительного и существительного.

Но что получится в итоге? «На столе лежало два…», или «На столе лежало яблока…»? В данном случае «два яблока» в предложении является подлежащим, выраженным синтаксически неделимым словосочетанием. Главное слово здесь – количественное числительное «два», от которого можно задать следующий вопрос: «два чего?» – «яблока». Зависимым словом является «яблока», выраженное именем существительным.

Количественно-именные словосочетания

Абсолютно все цельные неделимые словосочетания делятся на группы по значению, а также функции их главных или зависимых слов. К первой группе можно отнести словосочетания, где главное слово обозначает либо количество предметов, либо меру или объем. В этих словосочетаниях главным словом, которое несет в себе грамматическое значение всей конструкции, является числительное.

Точное число одушевленных и неодушевленных предметов

В подобных словосочетаниях используется тандем количественного числительного и любого существительного, обладающего формой числа. То есть его можно посчитать.

Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Меры величины

Определенная емкость с содержимым

Здесь примеры следующие:

Определенное количество предметов

Количественные существительные

Отдельно стоит упомянуть и о количественных существительных – тех субстантивированных частях речи, которые когда-то были числительными.

Неопределенно-избирательные словосочетания

Все избирательные словосочетания отличаются главным компонентом. Первая модель – словосочетания с, казалось бы, неопределенным количеством одушевленных и неодушевленных предметов. Главным словом здесь является местоимение, и берутся не все разряды, так как от выбора зависит смысловое значение.

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Обобщенно-избирательные словосочетания

Следующая группа, не называя никого и ничего конкретного, все же выбирает и обобщает свой выбор. Главным словом здесь становится либо числительное, либо неопределенное, отрицательное или притяжательное местоимение.

Если выбирается вопросительное местоимение, то весь акцент переносится на выяснение того, о чем идет речь в словосочетании – «Которое из окон мне открыть?».

Если берется отрицательное местоимение, то подчеркивается, что ни один из предлагаемых одушевленных или неодушевленных предметов не будет выбран – «Никакие книги, предложенные другом, мне не подошли».

Определительные указывают на то, что все выбранные лица когда-то совершали подобное действие, либо все предметы участвовали в каком-то действии – «Любой из нас врал родителям».

Неопределенно-признаковые

В них главным словом является неопределенное местоимение, зависимое же может обозначать признак, указывать на предмет или место.

Словосочетания со значением совместного действия

Существуют также неделимые словосочетания в предложении с определенным значением. В них зависимое слово может обозначать совместное действие, восприятие, а также тождественное отношение или признак. Там главное слово всегда стоит в именительном падеже, а зависимое – в творительном с предлогом «с».

Казалось бы, такое словосочетание может показаться свободным, так как оба слова (и главное, и зависимое) – синтаксически цельные. Но на невозможность разделения таких конструкций синтаксиса указывает сказуемое. Оно всегда стоит во множественном числе, в то время как главное слово – в единственном.

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Возьмите на заметку! Существует и обратная ситуация, когда такое словосочетание может стать свободным. Для примера можно сравнить два предложения:

И в том, и в другом предложении видно, что искомое словосочетание – «Мама с дочкой». Однако в первом примере, так как сказуемое стоит во множественном числе, – это синтаксически неделимое собирательное словосочетание, а во втором – абсолютно свободное, поскольку сказуемое «шила» имеет единственное число.

Словосочетания с конкретизирующим главным словом

Главное слово в таких словосочетаниях – это то, которое обозначает конкретный признак определенного предмета или действия. Он является его неотъемлемой частью.

Словосочетания с составным сказуемым

В таких конструкциях неделимым словосочетание делает главное слово, которое является второй частью составного сказуемого. Она и является хранителем смысловой составляющей.

Метафорические словосочетания

Они имеют в своем составе главное слово, обладающее метафорическим значением. Примеры синтаксически неделимых словосочетаний подобного типа ниже:

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Важно! Не стоит путать метафорические неделимые словосочетания с общеязыковыми метафорами. Их метафорические значения уже почти исчезли со временем. Поэтому сейчас это обычные свободные словосочетания.

Фразеологические словосочетания

Самыми известными примерами неделимых словосочетаний являются фразеологизмы. Ведь это фразы с устойчивым значением.

Словосочетания с определенными словами

Существуют также цельноспаянные синтаксические конструкции, в которых главное слово – определенное существительное, не употребляющееся без вспомогательных. Таким существительным нужны некие «распространители», чтобы выполнить свою синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения. Они обладают отвлеченным содержанием, не умеющим точно охарактеризовать предмет, информацию или действие.

Словосочетания с тавтологичным словом

В таких синтаксических конструкциях ученые-филологи имеют дело с употреблением синсемантичных слов. Это тавтологические, то есть повторяющие свой смысл слова.

Пространственные, или временные словосочетания

Данные неделимые словосочетания имеют значение ограничения пространства или времени.

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Синонимичные и неделимые словосочетания

Так называются те синтаксические конструкции, при которых одно и то же смысловое содержание выражается разной грамматической формой. Например, синтаксически неделимое словосочетание «ваза фруктов», а свободное и синонимичное ему – «ваза с фруктами».

Примеров очень много:

Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого

О них также важно упомянуть. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? Проще объяснить на примерах. В данном случае их тоже достаточно. К этой категории относятся следующие виды неделимых словосочетаний подлежащих:

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Если брать неделимые конструкции, выступающие в роли сказуемого, то это будут следующие категории подобных словосочетаний:

Таким образом, анализируя неделимые словосочетания можно сказать, что это – цельные синтаксические конструкции. И их главная особенность – присутствие сильной взаимосвязи между главным и зависимым словом.

Синтаксически неделимые словосочетания, подлежащие или сказуемые, дополнения или обстоятельства, представляют собой единый член предложения. Главное слово в такой лексической конструкции раскрывает грамматическое значение в полной мере, а вещественное, или предметное значение несет в себе зависимое.

Словосочетание: примеры, как определить в предложении

В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.

Функции словосочетания

Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.

Как определить словосочетание

Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:

Но словосочетание – это не любой набор лексем.

Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;

Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.

Из двух характеристик складывается общее определение:

Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.

Отличительные признаки словосочетания

Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.

Подчинительной связью не соединяются:

Подлежащее и сказуемоенебо потемнело
падает снег
лектор начал рассказывать
Однородные члены предложенияхотеть и мочь
быстрее, выше, сильнее
вчера, сегодня, завтра

Основой классификации словосочетаний служат:

Простые и сложные

Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:

При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:

ПростыеСложные
серая рекасерая от дождя река
идти по тропинкеидти по узкой лесной тропинке

В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:

Мишин новый игрушечный автомобильМишин автомобиль
новый автомобиль
игрушечный автомобиль
надеть старое пальто братанадеть пальто
старое пальто
пальто брата

Глагольные, именные и наречные

Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.

Главные слова выражаются:

Неделимые словосочетания

Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.

Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:

Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:

Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:

Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:

Виды связи слов в словосочетании

Слова в составе сочетания связываются тремя способами:

При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:

При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:

Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.

диких животных.Отвечает на вопрос «какой?»:прилагательноеполная лунапричастиесданный зачётместоимениенаш дворпорядковое числительноеседьмой этажУправлениеПри изменении главного слова зависимое остаётся неизменным:

отвечаешь собеседнику.Существительное или выполняет функции существительного.крылья бабочек

лечить больныхПримыканиеЗависимое слово неизменяемо.наречиевиден издалекадеепричастиечитать лёжаинфинитивумею рисовать

В чём отличие предложения от словосочетания

Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.

Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.

Как распознать словосочетания в предложении

Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:

Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.

Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.

Неделимые словосочетания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что значит синтаксически неделимое словосочетание

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

2
СРАВНИТЬ:
дать книгу – дать ответ
пришёл в школу – пришёл в ярость
идти в дом – идти в пляс
хранить деньги – хранить память
столб возле дома – столб дыма
Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически ЗАВИСИМОЕ слово.
Неделимые словосочетания

Описание слайда:

3
одержать победу – победить
потерпеть поражение – проиграть
проводить испытания – испытывать
осуществлять исследования – исследовать
быть в гостях – гостить
задать вопрос – спросить
опустить глаза – потупиться
пуститься в пляс – заплясать
иметь значение – значить
найти решение — решить
отдавать сердце – посвящать
играть роль, выполнять функцию
Неделимые словосочетания

Описание слайда:

4
У неопределённых и определительных местоимений в определённом контексте возникает лексическая недостаточность.
Неделимые словосочетания
нечто трогательное
что-то невидимое
всё изученное
кто-то в берете
некто в жилете
что-то тяжёлое
что-то мягкое
нечто необъяснимое

Описание слайда:

5
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых (существительное) имеет метафорическое значение.
Неделимые словосочетания
серп луны
лента реки
зеркало льда
свечи сосен
ёжик волос
буря негодования

Описание слайда:

6
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых имеет количественное значение.
Неделимые словосочетания
килограмм яблок
горсть земли
толпы мальчишек
куча стружек
груда камней
охапка васильков
вязанка дров
пучок укропа

Описание слайда:

7
Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные ЛЮДИ, ЧЕЛОВЕК, МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА, ВЕЩЬ, ДЕЛО, ЗАНЯТИЕ, ВОПРОС, МЕСТО, ВРЕМЯ и др.
Неделимые словосочетания
Иван Петрович – человек серьёзный.
Актёры – люди интересные.
Анна Сергеевна – женщина добрая.
Скрипка – вещь деликатная.
Торговать петрушкой – дело не для Маши.
Наш сад – место особое.

Описание слайда:

8
Определить грамматические основы
1. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2.Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.

Описание слайда:

9
Определить грамматические основы
1.И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2. Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.

Описание слайда:

10
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.

Описание слайда:

11
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.

Описание слайда:

12
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.

Описание слайда:

13
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.

Описание слайда:

14
Заменить синонимичным словосочетанием
Говорил с восторгом
Катина кукла
Горный воздух
Парк при море
Город сегодня
Пение птиц
Говорить тихим голосом
Уверенно говорит
Говорил восторженно
Кукла Кати
Воздух гор
Приморский парк
Сегодняшний город
Птичье пение
Говорить тихо
Говорит с уверенностью

Описание слайда:

15
Средства выразительности
ЭПИТЕТ – образное определение (признак предмета) или образное обстоятельство (признак действия).
Такие слова приобретают в контексте некое принципиально новое значение.
Родниковый язык.
В приведенном примере слово родниковый означает «чистый, незасорённый» и является эпитетом.

Описание слайда:

16
Средства выразительности
Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору.
Ночь цвела золотыми огнями.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.
Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.
В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми).

Описание слайда:

17
Средства выразительности
Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова.

Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова.

На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. — В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова.

Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.

И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.

Описание слайда:

18
Способы образования сравнения
1. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, – и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук.
2. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.
3. И является она у дверей иль у окна ранней звездочки светлее, розы утренней свежее.
4. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
5. Облако неслось по небу огромным воздушным змеем.

Описание слайда:

19
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)

Описание слайда:

20
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)
Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

Описание слайда:

21
Учимся сжимать текст
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.

Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необ­ходимо ли их исключение из текста.

Описание слайда:

22
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях.
Сократите эти предложения.

1. Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н.Толстой)

2.Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л.Соболев)

3. Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л.Соболев)

Описание слайда:

23
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

4. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

5. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

Описание слайда:

24
Учимся сжимать текст
Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1. Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

Описание слайда:

25
Учимся сжимать текст
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ УПРОЩЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1)исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

2)замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;

3)замена сложного предложения простым с однородными членами;

4)замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.

Описание слайда:

26
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.

На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья.

2. Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

Описание слайда:

27
Учимся сжимать текст
Замените сложные предложения простыми.

1)В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С.Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.

2)Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

3)Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

Описание слайда:

28
Сократите текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.

Описание слайда:

29
Сократите текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается происхождение планет из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.

Описание слайда:

30
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения

Описание слайда:

31
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *