Что значит симфоническая сюита
Значение слова «сюита»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В середине XIX века появились сюиты, не имеющие связи со старинным жанром, составленные из музыки к театральным постановкам, операм и балетам, а в XX веке — и из музыки к кинофильмам.
СЮИ’ТА, ы, ж. [фр. suite] (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. С. Баха. С. из оперы «Снегурочка».
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сюи́та I
1. муз. музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом или программой ◆ Я начал новое сочинение в форме сюиты. Форма эта мне чрезвычайно симпатична, так как нисколько не стесняет и не требует подчинения каким-ли[бо] традициям и правилам. Сюита эта будет из пяти частей, из коих последняя ― вариации. П. И. Чайковский, Письма к Н. Ф. фон-Мекк, 1884 г. (цитата из НКРЯ)
2. муз. музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т. п. ◆ В программе концерта ― сюиты из балетов Делиба «Коппелия» и «Сильвия», а также из балета Чайковского «Спящая красавица». «Афиша» (1997) // «Столица», 29 сентября 1997 г. (цитата из НКРЯ)
3. хореогр. композиция из нескольких танцев, объединённых общей темой
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова нейроинтерфейс (существительное):
Сюита
(франц. suite, буквально — ряд, последовательность)
одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от сонаты (См. Соната) и симфонии (См. Симфония), С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применение картинной изобразительности. Прообразом С. явилось характерное уже для 16 в. сопоставление медленного (Павана) и быстрого (Гальярда) танцев. Классический тип старинной танцевальной С. сложился в творчестве И. Я. Фробергера в середине 17 в. Она состоит из 4 танцев — умеренно быстрой аллеманды, быстрой куранты, медленной сарабанды и стремительной жиги, помимо которых в С. 17—18 вв. включались менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, нетанцевальные пьесы — прелюдия, увертюра, ария, рондо и др., а также «дубли» (вариации на один из танцев). Все части писались, как правило, в одной тональности и предназначались для лютни, клавесина, оркестра и др. Термин «С. » к таким соч. ранее всего стали применять французские лютневые композиторы в конце 17 в.; наряду с этим группы танцев в Англии назывались «lessons» (Г. Пёрселл), в Италии — «balletto» или (позднее) «sonata da camera» (А. Корелли), в Германии — «Partie» (И. Кунау) или «Partita» (И. С. Бах), во Франции — «ordre» (Ф. Купсрен). Высокие образцы классической С. создали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Во 2-й половине 18 в., в эпоху венского классицизма, С. уступает ведущее положение сонате и симфонии, продолжая существовать в виде кассаций (См. Кассация), серенад (См. Серенада) и Дивертисментов (В. А. Моцарт). В 19—20 вв. создаются главным образом оркестровые С. нетанцевального склада, иногда включающие отдельные части в танцевальных ритмах (Ф. Лахнер, П. И. Чайковский). Нередко такие С. бывают программными («Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова). Часто они составляются из музыки к театральным постановкам, операм, балетам («Пер Гюнт» Грига, балетные сюиты Чайковского, С. С. Прокофьева), фильмам. Пишутся и С., связанные с народными танцевальными традициями (А. Дворжак, Б. Барток). Особые разновидности — вокальная и хоровая С.
Термин «С.» обозначает также музыкально-хореографическую композицию из нескольких танцев.
Лит.: Попова Т., Сюита, М., 1963; Nef К,, Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Blume F., Studien zur Vor-geschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrhundert, Lpz., 1925.
Сюита
Благодаря появлению новых музыкальных инструментов, стали развиваться инструментальные музыкальные жанры. И, прежде всего, это были танцевальные жанры. Люди много времени проводили на балах. Танцы по характеру были разные – веселые, подвижные, спокойные, торжественные и т.д. Благодаря разнохарактерным танцам, появился крупный музыкальный жанр – сюита.
Сюита – многочастное музыкальное произведение, в котором части построены по принципу контраста (если первая часть медленная, то вторая – быстрая, третья – медленная и т.д.).
Сюита 16 века
В сюиту 16 века входило всего 2 танца. Первый танец назывался Павана.
По одной из версий этот танец придумали в городе Падуе (Италия).
Павана – это торжественный медленный танец.
Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.
Второй танец в сюите назывался Гальярда.
Гальярда — старинный танец итальянского происхождения. По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в 16 веке её стали танцевать и при дворе.
Т. о. сюита в 16 веке состояла всего из двух танцев. В таком виде сюита просуществовала до 17 века.
Сюита 17 века
В 17 веке стали модными другие танцы и сюиты стали не двухчастные, а четырехчастные. Первый танец – аллеманда, неторопливый изящный танец.
Второй танец – куранта, подвижный танец.
Третий танец – сарабанда, самый медленный танец.
Четвертый танец – жига, быстрый активный танец.
Сюита 18 века
Вершиной развития жанра сюита стал 18 век. В 18 веке 2 немецких композитора – И.С. Бах и Гендель особенно прославились в жанре сюита. Одна из особенностей сюиты 18 века – вставные пьесы нетанцевального характера между частями.
Таким примером может служить знаменитая «Шутка» Баха. Это не отдельное произведение, а часть одной из сюит Баха. Как раз это пример вставной пьесы нетанцевального характера.
Еще один пример – «Пассакалия» Генделя. Произведение, которое стало очень популярным. Существует множество переложений «Пассакалии».
Именно в 18 веке произошли самые большие изменения в строении сюиты. Количество частей в сюитах увеличилось, но не ограничивалось определенным количеством танцев, как в 16 веке – 2 части, или в 17 веке – 4 части.
Особенности сюиты 18 века
Сюита 19 века
Сюита по-прежнему состоит из контрастных частей, но танцевальность теперь не является обязательным признаком сюиты.
Теперь под сюиты не танцуют, их слушают. Итак, вот какие виды сюит появились в 19 веке:
Сюита
Сюита, как и симфония, — циклическое произведение, то есть, состоящее из нескольких разнохарактерных частей. Однако свойственная симфонии концепционность, наличие единого драматургического стержня, объединяющего музыкальные образы в строгой системе последовательного развития, для сюиты необязательны и неспецифичны.
Части сюиты не столь тесно связаны между собой, более обособленны. Тем не менее их соединение не является случайным, а всегда подчинено какому-либо принципу. Принципы же эти могут отличаться.
Сюита Генделя, Баха и Рамо
Сюита сформировалась в XVI—XVII веках как цикл распространенных в то время танцевальных пьес. Если первоначально она предназначалась для домашнего музицирования, то с течением времени образовала особый музыкальный жанр, которому посвящали свои силы великие Гендель и Бах. В их творчестве окончательно сложилась форма клавирной сюиты.
Оба композитора нередко включали в сюиты пьесы, непосредственно не связанные с музыкальным бытом (прелюдия, фуга, токката, чакона и другие). Параллельно их современниками, французскими клавесинистами Купереном и Рамо, разрабатывался иной тип сюиты, состоящей из характеристических пьес («Вязальщицы», «Сестра Моника», «Горячность», «Застенчивость», «Нежные жалобы»).
В XVIII веке создавались и чисто развлекательные сюиты. Они предназначались для исполнения под открытым небом, во время праздников, торжеств. Такие циклы писал, в частности, Гендель. Его «Музыка на воде» продолжает жить на концертной эстраде и в наши дни. От этих сюит ведут происхождение разнообразные дивертисменты, серенады и ноктюрны, получившие распространение в эпоху Гайдна и Моцарта.
XIX век. Возрождение жанра
С выдвижением симфонии сюита на время утратила свою роль. Ее возродили к жизни композиторы второй половины XIX века, увидевшие в этом жанре новые возможности для осуществления целей программной музыки.
Не связанная определенными принципами структуры (в отличие от симфонии), сюита позволяет строить цикл в зависимости от требований программы и одновременно (в силу ее многочастности) раскрывать широкий круг образов.
Композитором, поднявшим значение жанры сюиты, был Шуман, которому принадлежат знаменитые фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Крейслериана» и другие.
Видное место заняла сюита и в симфонической музыке второй половины XIX – первой половины XX века. Возникли разнообразные типы сюитных циклов. Некоторые из них были объединены литературным сюжетом («Антар» Римского-Корсакова по мотивам сказки Сенкевича, приближающийся к симфонии). В других случаях литературная канва стала поводом для создания самостоятельных живописных картин («Шахерезада» Римского-Корсакова). Зачастую объединительным принципом служил национальный колорит:
Как правило, такие сюиты носят жанрово-пейзажный характер.
Существуют сюиты «смешанного» типа, состоящие из жанровых эпизодов, танцевальных сцен, лирических, скерцозных пьес, и т.п. Такого рода сюиты создавали, в частности, Чайковский и Бородин.
Множество сюит возникло на основе театральных работ. Таково происхождение двух сюит Бизе «Арлезианка», сюит Грига «Пер Гюнт». Стало традицией составлять сюиты из музыки к балетам. В концертную жизнь вошла музыка «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика» Чайковского, «Раймонды» Глазунова, «Ромео и Джульетты», «Золушки» Прокофьева, «Гаянэ» Хачатуряна.
XX век. Расширение сюжетности сюиты
Наметившееся в XX веке сближение между балетом и симфоническими жанрами ввело в оркестровый репертуар ряд произведений, которые включают всю (или почти всю) музыку балета.
Это относится в первую очередь к сюитам из балетов «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского, «Скифская сюита», «На Днепре» Прокофьева.
Все виды сюит тесно связаны между собой, взаимодействуют, и грань между провести довольно трудно. Если добавить, что сюиты встречаются не только в профессиональной музыке, но и в фольклоре многих народов, то сюитность предстанет как один из наиболее древних и универсальных принципов композиции музыкальных произведений.
Римский-Корсаков, Шехеразада, дирижер Валерий Гергиев
Эдвард Григ / Edvard Grieg »Peer Gynt Suite»
Георг Фридрих Гендель Музыка на воде Соната №1 До минор Adagio.G. F. Handel Suite № 1 C minor