Что значит шуша по азербайджански
Значение слова шуша
Энциклопедический словарь
город (с 1840) в Нагорном Карабахе, в 11 км от ж.-д. ст. Степанакерт. 10 тыс. жителей (1991). Предприятия радиоэлектронной и легкой промышленности; фабрика музыкальных инструментов. Старинный центр ковроделия. Горноклиматический и бальнеологический курорт. Историко-архитектурный заповедник. Музеи: истории города, историко-этнографический «Каменное творчество». Дома-музеи У. Гаджибекова и М. Бюль-Бюля. Основан в 1752; до 1822 центр Карабахского ханства, в 1805-1917 в Российской империи.
Большая Советская Энциклопедия
Лит.: Ализаде А. М., Саркисов А. В., О некоторых архитектурных памятниках Шуши, в кн.: Памятники архитектуры Азербайджана, [т.] 2, Баку, 1950.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— уездный город Елизаветпольской губернии, на высоте 1368 м над уровнем моря, на предгорьях Карабахского хребта, в 105 вер. к югу от станции Евлах Закавказской железной дороги. Климат Ш. сравнительно суровый; средняя темп. года 8,8° С., средняя темп. января — 2,9, апреля 7,4, июля 18,9, ноября 4,7. Минимум — 19,4°. Количество осадков 639 мм. Жит. 25656 (13282 муж. и 12374 жен.), в том числе 56,5 % армян и 43,2 % азербайджанских татар; остальные — русские и евреи. Реальное и Мариинское училища. Ш. расположена на крутой горе; улицы довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличается некоторым благоустройством. Ш. — самый крупный на Кавказе центр коврового производства, произведения коего сбываются далеко за пределы губ. и достигают Москвы и Петербурга. Производство ковров кустарное; им занимаются армяне и в особенности татары (женщины). Несколько шелкомотальных фабрик. Оживленная торговля (коврами и шелками), сосредоточенная почти исключительно в руках местных армян. Ш. основана в 1752 г. Панах-Али-беком и получила свое название от селения Шушикент, расположенного невдалеке и существующего до сего времени. До 1823 г. составляла столицу ханства Карабахского.
В июле 1826 г. в Карабахе находился 42-й егерский полк, большая часть которого была сосредоточена в штаб-квартире Чинахчах под начальством полк. Реута, а 3 роты с 2 орудиями — под командой подполк. Назимы прикрывали татарские кочевья в гористой части провинции. Получив около 20 июля известие, что персидская армия (до 60 тыс.) под предводительством Аббаса-мирзы переходит р. Араксь, Реут сжег полковые тяжести и двинулся к Ш. (в то время укрепленной), чтобы там выждать помощи; туда же велел он идти и Назиме. Реут счастливо добрался до Ш., но Назима, настигнутый персиянами, был убит, часть его отряда истреблена, другая взята в плен. 25 июля персияне окружили Ш., скудно снабженную продовольствием и водою. На требование Аббаса-мирзы, чтобы русские войска оставили крепость и очистили Карабах, Реут отвечал отказом. Несколько неприятельских приступов было отбито; однако положение малочисленного гарнизона делалось все более и более тяжелым. Его выручило поражение, нанесенное персидскому авангарду при Шамxopе (см.). Получив известие об этом, Аббас-мирза 5 сент. снял осаду Ш. и поспешил к Елизаветполю.
Шyшинский уезд расположен в юго-восточной части Елизаветпольской губернии и граничит на северо-востоке с Бакинской губернией. Имея вид четырехугольника, несколько вытянутого с юго-запада на северо-восток, занимает 4316 кв. вер., или 4911 км (по Стрельбицкому). Жителей 140740 (76519 муж. и 64221 жен.). В отношении рельефа и природы Ш. у. может быть разделен на 3 части: горную, предгорную и степную. Горная полоса занимает юго-зап, часть уезда; находящиеся здесь возвышенности относятся к крайним юго-вост. отрогам Малого Кавказа, а именно к Карабахским горам и поднимаются на границе уезда с Зангезурским до 8 тыс. и даже до 8988 фт. над ур. моря. Вершины гор, находясь выше предела лесов, покрыты горными пастбищами; ниже находятся леса и заросли. Климат этой части уезда отличается суровостью и обилием влаги; садов здесь нет вовсе, и население, где по высоте возможно, занимается хлебопашеством (яровая и озимая пшеница, ячмень) и скотоводством. Отличительной чертой местного климата являются частые градобития, причиняющие большой вред посевам. Понижаясь по направлению к северо-востоку, горы образуют множество контрфорсов, разделенных ущельями, долинами и котловинами, составляющими вторую предгорную часть у. Климат этой части у. умеренный, и наряду с хлебопашеством население занимается здесь садоводством и виноградарством. Последние отроги гор окаймляются полосой садов и полей, орошаемых стекающими с возвышенностей ручьями и речками. Дальше начинается третья, наиболее обширная часть у. — низменная или степная. Она населена лишь кое-где, по берегам речек или в местах нахождения подпочвенной влаги; многие местности за отсутствием воды совершенно не обитаемы оседлым населением и представляют выжженную солнцем степь. Климат степной части у. отличается сухостью, сильной жарой летом и сравнительной мягкостью — зимой, когда выпадающие дожди несколько оживляют степь. Без искусственного орошения культура здесь невозможна; при достаточном орошении плодородная почва дает хорошие урожаи озим. и яров. пшеницы, проса, полбы, риса, хлопчатника и т. п. В садах произрастают в этой полосе, помимо винограда, персики, гранаты, каштаны, шелковица и проч. Оросительные средства Ш. у. — несколько небольших речек, которые, получая начало в наиболее высокой части у., текут на С.В. и, выйдя на низменность, здесь разбираются на орошение полей или теряются в степи, не доходя до р. Куры. Таковы: Хачин-чай, протекающий на границе с Джеванширским у., Каргар-чай и Хонашен-чай. В сев.-вост. углу Ш. у., на границ с Бакинской губ., на небольшом протяжении протекает р. Кура. Население Ш. у. состоит из армян (58,2 %), азербайджанских татар (41,5 %) и русских (0,3 %). Около 58 % принадлежат к армяно-григор. испов., 38,4 % — к мусульм. шиитам и 3 % — к мусульм. суннитам; остальные — православные. Главнейшие источники народного благосостояния: в горном районе — земледелие, в предгорном и низменном — садоводство, шелководство и хлебопашество, а в кочевых селениях и скотоводство. Хлопка собирается около 20 тыс. пд.; под виноградниками 4494 дес. (1901), давших 106860 пд. винограда, из коего приготовлено вина 69510 ведер и выкурено спирта 63385 градусов. Шелководство имеет важное значение; коконов собирается в год около 10000 пд. Существенную роль в продовольствии местного населения играет также огородничество, в особенности, разведение дынь, огурцов, арбузов и т. п. Под лесом в Ш. у. 63000 дес. Скотоводство имеет существенное значение у кочевого татарского населения. В 1900 г. насчитывалось рогат. скота 38888 гол., буйволов — 10918, овец простых — 133648, коз — 3052, лошадей — 8016, ослов — 4052, мулов — 1052, верблюдов — 340, свиней — 4052. Продукты скотоводства, в особенности шерсть, служат предметом кустарной обработки; изготовляются пряжа, ткани, мешки, ковры и т. п. Местами население занимается также извозом, отхожими промыслами, заготовкой леса, в городах — ремеслами. Фабрично-заводская промышленность развита крайне слабо. Нынешний Ш. у. входил в состав Карабахского ханства, присоединенного в 1813 г. к России под именем Карабахской провинции; в 1823 г. здесь было введено русское управление, а в 1840 г. провинция преобразована в Ш. у., который в 1868 г. вошел в состав Елизаветпольской губ.
Что значит шуша по азербайджански
1 шуша
Ожно тыгай годым ялыште ыштырашым куэныт, вурт йӱк, исеш шуша перыме йӱк уремышкат шоктен. Й. Осмин. Раньше в такое время в деревне ткали домашнее сукно, даже на улицу были слышны звуки ниченок, удары челноком о бердо.
Шушаште шӱртӧ пытымеке, (Микуш) эше ик гана пӱтырыш. «Ончыко» Когда в челноке кончилась пряжа, Микуш ещё раз намотал.
2 шуша
3 шуша
4 Шуша
5 шуша
См. также в других словарях:
Шуша — город, Нагорно Карабахская авт. обл., Азербайджан. Основан в 1750 г. как крепость Кала ( крепость ), вскоре получившая название Панахабад по имени карабахского хана Панаха Али, но в широком употреблении закрепилось название Шуша по имени… … Географическая энциклопедия
Шуша — город (с 1840) в Азербайджане, Нагорный Карабах, в 11 км от железнодорожной станции Степанакерт. 10 тыс. жителей (1991). Предприятия радиоэлектронной и лёгкой промышленности; фабрика музыкальных инструментов. Старинный центр ковроделия.… … Энциклопедический словарь
ШУША — город (с 1840) в Нагорном Карабахе, в 11 км от ж. д. ст. Степанакерт. 10 тыс. жителей (1991). Предприятия радиоэлектронной и легкой промышленности; фабрика музыкальных инструментов. Старинный центр ковроделия. Горноклиматический и… … Большой Энциклопедический словарь
Шуша — город, центр Шушинского района Нагорно Карабахской АО Азербайджанской ССР. Основан в середине XVIII в. как крепость Карабахского ханства. Фрагменты крепостных стен, два замка (все XVIII в.), многочисленные каменные жилые дома XVIII XIX вв … Художественная энциклопедия
шуша — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шуша — ШУША, см. Азербайджан. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В.,… … Лермонтовская энциклопедия
Шуша — Шушаника Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
Шуша — Город Шуша[1]/Шуши[2] азерб. Şuşa[1]/арм. Շուշի[2] … Википедия
Шуша — город в Нагорном Карабахе, известный ещё в средние века. Согласно преданию, как то персидский хан Панах приехал в гости к хану Барды. Чтобы угодить гостю, хан Барды устроил богатую охоту. Верхом на быстроногих карабахских скакунах, с охотничьими… … Топонимический словарь Кавказа
Шуша — город, Нагорно Карабахская авт. обл., Азербайджан. Основан в 1750 г. как крепость Кала ( крепость ), вскоре получившая название Панахабад по имени карабахского хана Панаха Али, но в широком употреблении закрепилось название Шуша по имени… … Топонимический словарь
Шуша — город, центр Шушинского района Нагорно Карабахской АО Азербайджанской ССР. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на автодороге Евлах Горис Нахичевань, в 11 км к Ю. от Степанакерта и в 37 км к Ю. З. от ж. д. ст. Агдам. Ш. основан в… … Большая советская энциклопедия
История города Шуша
Слово «Шуша» этнотопоним, означающий «самый чистый», принадлежащий тюркам-сакам. В этом слове есть два компонента – «шу» и «са». Первый звук в слове «ш» ассимилировало букву «с» и получилось слово «Шуша». Оно создано как поселение и крепость от определения саков «шу».
Истории известен полководец по имени Шу (М.Кашгари). Сражавшийся с Александром Македонским смелый полководец Шу этномифический герой, корни этого имени связаны с племенами саков. Азербайджанский писатель Юсиф Везирь Чеменземинли считает, что карабахский Панах хан корнями связан с Чингиз ханом. Он, основываясь на народные предания приходит к паралельному с нашими суждениями мнению. С одной стороны тюрки-саки выступают в этнической паралели Чагатай. Этот факт говорит о существовании на территории Карабаха цикла топонимов составляющих большинство тюрков-саков.
В этногенезе азербайджанского народа саки-тюрки приняли активное участие. Стало известно, что шумеро-сакская идентичность охватывала территории от Месопотамии до Дальнего Востока, от Черного моря до Индии. Ученый-арабист Нияз Ягублу пишет: «Трудно утверждать, что в корне слова стоит арабское выражение, так как не ясно, образовался ли он от трех согласных, присущих арабскому языку. Существует мнение, что не имеющие соответствующих глаголов слова заимствованные. С точки зрения арабского контекста объяснение слова «Шуша» сложное (на арабском он звучит как «шуше»). Это слово на рабском может означать «смелый», «храбрец», «мужественный», в то же время может означать «лук-порей», «смешанная зелень». Второе объяснение нашло свое отражение в слове «тревога». Арабский язык не имеет звук «ч», поэтому слово «Шуша» может быть образован от видоизмененного тюркского слова «чавуш».
Название созвучное с Шушой можно объяснить в рамках тюркской этимологии, так как это название встречается у сибирских тюрков. Там есть река Шуша и поселение с аналогичным названием. В 1744 году в эти территории начали заселяться казаки и топоним «Шушенское» сформировалось на его основе». Название города Шуша объясняется тюркскими племенами и тюркскими словами. Иногда используется в форме слова «шиш» (окружена остроконечными горами). В разных местах, где обосновались тюрки были жилища Шуша, Шошу, Шуши.
Шумеро-аккадские источники сохранили достаточно информации про основные племена на территории Азербайджана. Однако информации про язык этих племен почти нет, что создает противоречивое мнение о населении, этническом составе Южного Азербайджана и прилегающих областей. В различных источниках из языков кутиев, луллубеев и кассиев (кассит) до наших дней дошла группа имен и слов. Упомянутые этносы сыграли в политической жизни того времени активную роль. Информацию о принадлежности древних аборигенов и пришлого населения южных территорий страны мы можем получить при помощи письма.
Крепость Шуша со дня основания отразила несколько нападений, была свидетелем кровавых сражений. Авторы «Карабахнаме» писали, что в 50-х годах XVIII века когда Панах Али хан укреплял крепость Шушу, в 1751 году войска иранского шаха Магомед Гасан хан Гаджара напали на Карабах и в течение месяца город был в осаде. Однако укрепление крепости заставили Гаджара отказаться от осады и вернуться назад. Несколько лет спустя в 1758 г. правитель Урмии Фатали хан Афшар с большой армией наступила на Карабахское ханство, 6 месяцев держал осаду крепости, но не смог ее завоевать. Этот факт говорит о том, что неприступные стены крепости не могли быть построены за несколько месяцев. Кроме того видные просветители Азербайджана А.А. Бакиханов и Ф. Б.Кёчярли в своих произведениях писали о ремонте Шуши Панах ханом. Следовательно, Шуша была восстановлена в XVIII в. не на пустом месте, а на фундаменте древних строений. Большинство улиц и старых зданий Шуши были отремонтированы при Панахали хане. Наряду с этим, английские путешественники и ученые Д.Морье и Р.Буртер высказали ценные мнения о древности Шуши. По мнению Морье, Шуша еще до нашей эры была поселением людей. Буртер писал, что «в Шуше, как и в Европе есть каменные здания, выстланные камнем широкие улочки, останки бани, напоминающие римские». Эти сведения позволяют говорить о том, что Шуша существовала еще в древности.
В статье «Таблица генеалогии Карабахского ханства» А.Б.Шукюрзаде опубликованного в 7 номере лекций Академии наук Азербайджана в 1981 году о древней Шуше говорится: «Панах хан вместо разрушенного монголами древней Шуши в 1751 г. заложил новый город». В исследованиях Эльчина Ахмедова отмечается, что Шуша во II половине XVIII в. заняла свое место среди древних городов Азербайджана. Расположенная на перекрестке пути караванов в Туркестан, Европу и Ближний Восток, Шуша вышла на мировые рынки шерстью, коврами, шёлком, кожей, керамикой. Произведенные промышленные и сельскохозяйственные товары реализовала в Тегеране, Тебризе, Стамбуле, Багдаде, Самарканде, Москве, Астрахани, тем самым стала известной в регионе. как видно, стремительное развитие процесса производства помогла укреплению экономики города, положительно влияла на социальное положение населения. Строительство мечетей, медресе и каравансараев в этот период стало возможным в результате получения доходов в иностранных рынках.
На 43-й странице журнала «Вестник Кавказа», изданного в 1903 году в Тифлисе говорилось, что «внешний вид Шуши напоминает города Европы. Купцы этих городов торговали шелком, имея высокое положение, поддерживали с Тифлисом, Москвой и Марселью прямые торговые отношения». Кроме того, комментатор газеты «Кавказ» в номере газеты от 24 мая 1868 года писал: «Шуша растет не день ото дня, а по часам. Развивается торговля, население города обогащается. Сюда пребывают со всех сторон люди. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в городе живет 25 000 человек». В те годы в политико-административном центре Кавказа Тифлисе количество населения достигло 60 776 человек, в Елизаветполе (Гянджа) 36 485, в Шемахе 29 525, в Баку 14 897 человек.
В 1873 году в международной выставке, открытом в Вене приняли участие представители Шуши и демонстрируемые ими экспонаты вызвали большой интерес у иностранцев. В 1882 году И.Дроздов в книге «Кавказский сборник» (I том, стр. 457) писал: «Шуша– передовой город Елизаветпольской губернии. Она в красоте и торговле соперничает с Тифлисом. 24522 человек из 635 999 человек проживающего в области приходится на долю Шуши».
В советское время административный статус Шуши несколько раз претерпела изменения. Пленум Кавказского бюро ЦК КП (б) по решению от 5 июня 1921 года определила Шушу центром Нагорно-Карабахской Автономной Области. Однако 7 июля 1923 года претворяя в жизнь это решение центром области был избран Ханкенди. Скорее всего армяне понимали, что подготовленные ими коварные планы против Азербайджана будет невозможно претворить в Шуше. Город Шуша по специальному постановлению заседания Президиума ЦК АКП (б) от 16 июля 1923 года был включен в состав НКАО. Город превратился в центр волоста Малыбейли, состоящую из одноименного района и 12 деревень. Таким образом, Шуша потеряла статус центра всего Карабаха, которую имела больше 170 лет.
8 мая 1992 года Шуша была оккупирована армянскими вандалами и жестоко разрушена. Исторические памятники, относящиеся к азербайджанской материальной культуре, были нещадно разграблены, разрушены и сожжены.
Заур Алиев,
Директор Карабах ТВ
доктор политической философии
Значение слова шуша
шуша в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большая Советская Энциклопедия
Лит.: Ализаде А. М., Саркисов А. В., О некоторых архитектурных памятниках Шуши, в кн.: Памятники архитектуры Азербайджана, [т.] 2, Баку, 1950.
Википедия
Шу́ша (, род. 27 марта 1963 ) — бразильская поп-певица и телеведущая.
Примеры употребления слова шуша в литературе.
Шушу Угримов тогда уже жил в Аннеси, и его оттуда почему-то привезли в.
Комбат, вместе со всеми отрешенно глядя в пространство, вспоминал взводного Кузьмина, убитого во время обстрела заставы в Карабахе, старшину роты Галимова, заживо сгоревшего в бэтээре под Самашками, начальника штаба Никоненко, подорвавшегося здесь, месяц назад на управляемом фугасе и других солдат и офицеров, не вернувшихся из Степанакерта и Шуши, Бамута и Грозного.
Позднее он кончился зверствами в Шуше, трагедией в Баку, Эривани и татарских селах.
МИ-8 вылетел из Агдама, и полетел в Шушу, имея на борту сорок одного человека.
И теперь добраться до Шуши можно было только через Степанакерт, а это не удобно и гораздо дальше.
Основным населением Степанакерта были армяне, в Шуше уже жили азербайджанцы.
Шуша орудовал у микропроектора, а на экране несчастные звери толпились у дверей доброго доктора Айболита.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: shusha
Задом наперед читается как: ашуш
Шуша состоит из 4 букв
По некоторым данным, город Шуша был основан в 1752 г. Панах Али Хан. [2] [3] [4] С середины 18 века по 1822 год Шуша была столицей Карабахское ханство. Город стал одним из культурных центров Южный Кавказ после Русское завоевание Кавказского региона в первой половине 19 века более Каджар Иран. [5] Со временем он стал городом и домом для многих азербайджанских интеллектуалов, поэтов, писателей и особенно музыкантов (например, ашики, мугам певцы кобуз игроков). [6] [7]
Другие источники предполагают, что Шуша служила городом и древней крепостью в армянском княжестве Варанда в средние века и на протяжении 18 века. [8] [9] [10] [11] Это был один из двух главных армянских городов Закавказье и центр самоуправляющегося армянского княжества со времен средневековья до 1750-х годов. [12] Он также имел религиозное и стратегическое значение для армян. Собор Казанчецоц, церковь Канач Жам, двух других церквей, монастыря и служанки (вместе с Лачин район на запад) в качестве наземной связи с Армения.
На протяжении всей современной истории в городе в основном проживало смешанное армяно-азербайджанское население. После Шушинская резня в 1920 году азербайджанские войска в основном убили или изгнали армянскую половину населения города, и город превратился в город с преобладающим азербайджанским населением. После взятие Шуши в 1992 году армянскими войсками во время Первая нагорно-карабахская война, его население снова резко сократилось и стало исключительно армянским.
С мая 1992 г. по ноябрь 2020 г. Шуша находилась под де-факто контроль над самопровозглашенными Республика Арцах и администрируется как часть его Шушинская область. 8 ноября 2020 года азербайджанские силы вернули город во время 2020 Нагорно-Карабахская война после трехдневный бой. [13] [14]
Содержание
Этимология
Шуша буквально означает «стакан» и происходит от Персидский Шиша («стакан, сосуд, бутылка, колба»). [15] [16] Согласно Оксфордский краткий словарь географических названий мира, когда иранский правитель Ага Мохаммад Хан Каджар подошел к городу со своей армией, как сообщается, сказал Ибрагим Халил Хан: [15]
Бог сыплёт тебе на голову камни. Не сидите же вы в своей стеклянной крепости.
Панахабад («Город Панаха»), прежнее название Шуши, было данью уважения Панах Али Хан, первый правитель Карабахское ханство. [15]
В соответствии с Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона название города происходит от соседней деревни Шушикент, что буквально означает «село Шуша» на Азербайджанский язык. [17]
История
Согласно нескольким источникам, поселение под названием Шуша служило древней крепостью в армянском княжестве Варанда и традиционно принадлежало княжеской династии Мелик-Шахназарян. [8] [9] [10] [11] Город и форт Шуша упоминались как стержень одного из восточноармянских военных округов, называемых «сыгнахс», сыгравшего ключевую роль в армянском полководце. Аван Юзбашикампания против османских войск в 1720-1730-х годах во время турецкого вторжения на Южный Кавказ. [24]
Кехва Челеби, армянский патриот, поддерживавший переписку между меликс из Карабах и российские власти в этом отчете 1725 г. упоминают Шушу как город и крепость:
… Ближайшим армянским оплотом… был Шуши. Шуши находится в четырех днях пути от Шемахи. Его охраняют вооруженные армяне под командованием Авана Юзбаши. После встречи с руководителями Армении, в том числе с Патриархом, они вернулись в Дербент через Шемахи. Город Шуши окружают скалистые горы. Количество вооруженных армян не установлено. Ходят слухи, что армяне разгромили турок в ряде стычек в Карабахе. … [8]
В письме 1769 г. русскому дипломату Граф П. Панин, грузинский царь Ираклий II документально подтверждено, что «существовала« древняя »крепость, которую обманом завоевал один мужчина из мусульманского племени джеваншир». [9] Эту же информацию о «старинной» крепости подтверждает и российский фельдмаршал. Александр Суворов в своем письме князю Григорий Потемкин. [25] [26] Суворов пишет, что армянский князь Варандский Мелик Шахназар сдал свою крепость Шушикала «некоему Панаху», которого он называет «вождем незначительной части кочевых мусульман, живущих у границ Карабаха». [27] Говоря о Карабахе и Шуше в XVIII веке, русский дипломат и историк С. М. Броневский (рус.: С. М. Броневский (1763–1830) имел в виду в своем Исторические заметки что Шуша была владением клана Мелик-Шахназарян, [28] по данным русского историка П. Г. Буткова (1775–1857). [29] [30] Джозеф Вольфво время своей миссии на Ближнем Востоке посетил «Шуши, в провинции Карабах, в районе Мажор Армении». [31]
Согласно Мирзе Джамалу Джаванширу Карабахи (1773–1853), автору текста на персидском языке История Карабаха, [34] Одна из самых значительных хроник по истории Карабаха в 18-19 веках, представители карабахской знати собрались, чтобы обсудить опасность вторжения из Ирана, и сказали Панах Али Хану: «Мы должны построить среди непроходимых гор такой неприкосновенный и недоступный форт». так что ни один сильный враг не мог его взять ». Мелик Шахназар из Варанды, первый из армянских меликс (герцоги), чтобы принять сюзеренитет Панах Али-хана и который останется его верным сторонником, предложили место для новой крепости. Таким образом была основана Панахабад-Шуша.
По словам Мирзы Джамала Джаваншира, до того, как Панах Али хан построил крепость, там не было построек, и жители близлежащего села Шоши использовали ее в качестве пахотных земель и пастбищ. [34] [35] Панах хан переселил в Шушу население Шахбулага и некоторых близлежащих сел и построил крепкие укрепления. [35]
Другой аккаунт представлен Раффи, армянский писатель и историк, в своем творчестве Княжества Хамсы, который утверждает, что место, на котором была построена Шуша, было заброшено и необитаемо до приезда Панах-Али-хана. Он заявляет: «[Панах-Али-хан и Мелик-Шахназар из Варанды] вскоре завершили строительство (1762 г.) [крепости] и переселили армянское население из соседней деревни Шош ((), также называемой Шоши или Шуши, в крепость.» [36]
Конфликт с каджарами
Хотя Панах Али хан находится в конфликте с Надер Шах, но новый правитель Персии, Адиль Шахвыпустила фирман (указ) признание Панаха Али ханом Карабаха. [39] Менее чем через год после основания Шуши Карабахское ханство подверглось нападению Мохаммад Хасан Хан Каджар, один из основных претендентов на иранский престол. Вовремя Империя Сефевидов Карабахом почти два столетия правит семья Зияд-оглы из клана Каджары (из Тюркский источник), [40] и поэтому Мухаммед Хасан хан считал Карабах своим потомственным имением. [35] [38] [41] [42] [ требуется проверка ]
Мухаммед Хасан-хан осадил Шушу (в то время Панахабад), но вскоре вынужден был отступить из-за нападения на его территорию его главного противника на иранском престоле. Карим Хан Занд. Его отступление было настолько поспешным, что он даже оставил свои пушки под стенами Шушинской крепости. Панах Али хан контратаковал отступающие войска Мохаммад Хасан хана и даже ненадолго взял Ардебиль через Река Арас.
В 1756 г. (или 1759 г.) Шуша и Карабахское ханство подверглись новому нападению со стороны Фатх-Али Хан Афшар, правитель Урмия. Со своим 30-тысячным войском Фатали-хан также сумел заручиться поддержкой меликов (феодальных вассалов) Джраберда и Талиша (Гулистан), однако мелик Шахназар из Варанды продолжал поддерживать Панах Али-хана. Осада Шуши длилась шесть месяцев, и Фатали-хану пришлось отступить.
Летом 1795 г. Шуша подверглась крупному нападению Ага Мохаммад Хан Каджар, сын Мохаммад Хасан-хана, который напал на Шушу в 1752 году. Целью Ага Мохаммад-хана Каджара было положить конец феодальной раздробленности и восстановить старое государство Сефевидов в Иране. К началу 1795 года он уже захватил материковый Иран и сразу после этого был готов принести всю Кавказ регион обратно в иранские владения. [45] С этой целью он также хотел провозгласить себя шахом (королем) Ирана. Однако, согласно традиции Сефевидов, шах должен был взять под свой контроль весь Южный Кавказ и Дагестан перед коронацией. Поэтому Карабахское ханство и его укрепленная столица Шуша были первым и главным препятствием на пути к достижению этих целей.
Ага Мохаммад Хан Каджар осадил Шушу с помощью центральной части 70-тысячного войска, перейдя через Река Арас. [46] Правое и левое крыло были отправлены на повторное подчинение Ширван-Дагестан и Эривань соответственно. Сам Ага Мохаммад-хан возглавил центральную часть основной армии, осаждавшую Шушу с 8 июля по 9 августа 1795 года. [47] Ибрагим Халил хан мобилизовал население для долговременной обороны. Число ополченцев в Шуше достигло 15 тысяч. [ нужна цитата ] Женщины сражались вместе с мужчинами. [ нужна цитата ] Армянское население Карабаха также активно участвовало в этой борьбе с иранцами и сражалось бок о бок с мусульманским населением, совместно организовывая засады в горах и лесах. [ нужна цитата ]
Осада длилась 33 дня. Не имея возможности захватить Шушу, Ага Мохаммад Хан на данный момент прекратил осаду, [48] и двинулись в Тифлис (сегодняшний день Тбилиси), который, несмотря на отчаянное сопротивление, был оккупирован и подвергся небывалым разрушениям. Хан Карабаха, Ибрагим Хан, в конце концов сдался Мохаммад Хану после обсуждений, включая уплату регулярной дани и сдачу заложников, хотя силам Каджаров по-прежнему было отказано во въезде в Шушу. [48] Поскольку главной целью была Грузия, Мохаммад-хан хотел, чтобы Карабах был закреплен за этим соглашением на данный момент, поскольку впоследствии он и его армия двинулись дальше. [48]
Пытаясь отомстить за предыдущее унизительное поражение, Каджар опустошил окрестные села близ Шуши. Население не могло оправиться от предыдущего нападения 1795 года, а также пострадало от серьезной засухи, которая длилась три года. Артиллерия противника также нанесла серьезный урон защитникам города. Так, в 1797 г. Ага Мохаммад-шаху удалось захватить Шушу, и Ибрагим-Халил-хану пришлось бежать в Дагестан.
Однако через несколько дней после захвата Шуши Ага Мохаммад Хан был убит при загадочных обстоятельствах своими телохранителями в городе. [50] Ибрагим Халил-хан вернулся в Шушу и приказал, чтобы тело шаха было с честью похоронено до дальнейших указаний от племянника и наследника Ага Мохаммад-шаха, Баба-хана, который вскоре принял титул Фатх-Али Шах. [51] Ибрагим хан, чтобы сохранить мирные отношения с Тегераном и сохранить свое положение хана Карабаха, отдал свою дочь Ага Бегом, известную как Агабаджи, в качестве одной из жен нового шаха. [51]
Шуша в составе Российской империи
С начала 19 века русский амбиции в Кавказ увеличить свои территории за счет соседних Каджар Иран и Османская Турция начал подниматься. После аннексии Грузия в 1801 году некоторые ханства приняли протекторат России в первые годы после этого. [ нужна цитата ] В 1804 году русский генерал Павел Цицианов напрямую вторгся Каджар Иран инициирование Русско-персидская война 1804–1813 гг.. Во время войны в 1805 г. было заключено соглашение между Карабахское ханство и Российская империя о передаче Карабахского ханства России во время войны, но практически не использовалась, поскольку обе стороны все еще находились в состоянии войны, а русские не могли консолидировать какое-либо эффективное владение Карабахом.
Российская империя укрепила свою власть в Карабахском ханстве после Гюлистанский договор в 1813 году, когда Иран был вынужден признать принадлежность Карабахского ханства, [52] наряду с большинством других ханств, которыми они владели в Кавказ, к Россия, в составе современных Дагестан и большая часть Республика Азербайджан, при этом официально уступив также и Грузию, безвозвратно потеряв большую часть своих кавказских территорий. [53] Абсолютная консолидация российской власти над Карабахом и недавно завоеванными частями Кавказа у Ирана была подтверждена итогами Русско-персидская война 1826–1828 гг. и последующий Туркменчайский договор 1828 г. [54]
Во время русско-персидской войны 1826–1828 годов цитадель в Шуше продержалась несколько месяцев и ни разу не пала. После этого Шуша перестала быть столицей ханства, которое было распущено в 1822 году, и вместо этого стала административной столицей сначала Карабахской провинции (1822–1840 гг.) После уступки Персии России, а затем Шушинского уезда (уезд) из Мухафаза Элизабетполь (1840–1923). Шуша росла и развивалась, в город сменяли друг друга волны мигрантов, особенно армян. [55]
Начиная с 1830-х годов город был разделен на две части: тюркоязычные мусульмане жили в восточных нижних кварталах, а армянские христиане поселились в относительно новых западных верхних кварталах города. Мусульманская часть города была разделена на семнадцать кварталов. В каждом квартале были свои мечеть, Турецкая баня, источник, а также представитель квартала, который будет избран среди старейшин (аксакалов) и будет выполнять функции своего рода главы нынешнего муниципалитета. Армянская часть города состояла из 12 кварталов, пяти церквей, городской и районной школы и женской семинарии.
Население города в основном занималось торговлей, коневодством, ковроткачеством, производством вина и водки. Шуша была также крупнейшим центром производства шелка на Кавказе. Большая часть мусульманского населения города и Карабаха в целом занималась овцеводством и коневодством и поэтому вела полукочевой образ жизни, проводя зиму в низменном Карабахе на зимних пастбищах, а весной и летом на летних пастбищах в Шуше. и другие горные районы.
(. ) Это диалект турецкого языка; но его жители, за исключением армян, в основном читают и пишут по-персидски. Торговля ведется в основном армянами, между городами Шеки, Накшеван, Хой и Тебриз.»
Начало 20 века
Начало 20 века ознаменовалось первыми армяно-татарскими столкновениями во всем мире. Азербайджан. У этого нового явления было две причины. Во-первых, это было результатом роста напряженности между местным мусульманским населением и армянами, численность которых увеличивалась на протяжении 19 века в результате политики переселения русских. Во-вторых, к началу ХХ века кавказские народы, как и другие нерусские народы на периферии Российской империи, начали искать культурную и территориальную автономию. Поэтому в начале ХХ века в самой России был период буржуазных и большевистских революций, на периферии эти движения приобрели характер национально-освободительного движения.
Первые столкновения между этническими армянами и азербайджанцами произошли в Баку в феврале 1905 г. Вскоре конфликт перекинулся на другие части Кавказ, а 5 августа 1905 года произошел первый конфликт между армянскими и азербайджанскими жителями Шуши. В результате взаимных погромов и убийств сотни людей погибли, более 200 домов были сожжены. [60]
После Первая Мировая Война и последующий крах Российская империя, Карабах был провозглашен Азербайджаном как часть Азербайджанская Демократическая Республика, решение, которое горячо оспаривается соседней Арменией и армянским населением Карабаха, которое провозгласило Карабах частью Первая Республика Армения. После поражения Османская империя в Первая Мировая Война, Армянские силы под Андраник Озанян разгромили азербайджанские войска под Хосров бек Султанов в Абдалляр, и начал спускаться Лачинский коридор в сторону Шуши. Незадолго до приезда Андраника, Британский войска под командованием генерала В. М. Томсон призвали его отступить, поскольку военная деятельность Армении может отрицательно сказаться на статусе региона, который будет решен на 1919 Парижская мирная конференция. [61] Доверяя Томсону, Андраник ушел, и британские войска заняли Карабах. Британское командование временно утвердило Султанова (назначенного правительством Азербайджана) генерал-губернатором Карабаха и Зангезурдо окончательного решения Парижской мирной конференции. [62] [63]
По описанию азербайджанского коммуниста Оджахкули Мусаева:
Советское время
В 1920 г. большевистский 11-е Красная армия вторглись в Азербайджан, а затем в Армению и положили конец национальным де-факто правительствам, существовавшим в этих двух странах. Начиная с этого периода, конфликт из-за контроля над Карабахом и его центральным городом Шуша переместился с поля боя в дипломатическую сферу. Чтобы привлечь общественную поддержку Армении, [ нужна цитата ] Большевики обещали решить вопрос спорных территорий, включая Карабах, в пользу Армении. Однако 5 июля 1921 г. Кавказское бюро (Кавбуро) Коммунистической партии принял следующее решение относительно будущего статуса Карабаха: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономических связей между верхним (горным) и нижним Карабахом, его постоянных связей с Азербайджаном. Нагорный Карабах останется в составе АзССР, получив широкую региональную автономию с административным центром в Шуше, которая будет включена в автономную область ». В результате в 1923 году в составе Азербайджанской ССР была образована Нагорно-Карабахская автономная область.
Решение в пользу Азербайджана было связано со Сталиным, который знал, что в том числе спорного и затем большинством армяно-населенной области в пределах границ Азербайджана, это обеспечило бы позиции Москвы в качестве источника брокера. [77] [78]
Ханкенди (переименован Степанакерт после армянского коммунистического лидера Степан Шаумян), небольшая деревня, которая ранее была известна своим армянским названием Вараракн, стал новой региональной столицей Нагорно-Карабахская Автономная Область и вскоре стал его самым большим городом.
Город оставался полуразрушенным до 1960-х годов, когда город начал постепенно возрождаться благодаря своему рекреационному потенциалу. В 1977 г. Шушинский государственный историко-архитектурный заповедник был основан, и город стал одним из крупнейших городов-курортов бывшего СССР.
Армянский квартал продолжал лежать в руинах до начала 1960-х годов. В 1961 году коммунистическое руководство Баку наконец приняло решение расчистить большую часть руин, хотя многие старые здания все еще можно было отремонтировать. Три армянских и одна русская церкви были снесены, а армянская часть города застроена простыми зданиями, типичными для хрущевской эпохи. [ нужна цитата ]
Нагорно-Карабахский конфликт
1988–1994 Нагорно-Карабахская война
С началом Первая нагорно-карабахская война в 1988 году Шуша стала важнейшим опорным пунктом азербайджанцев в Карабахе, откуда азербайджанские силы постоянно обстреливается столица Степанакерт. 9 мая 1992 г. в городе был захвачен армянские силы и азербайджанское население бежали. Город был разграблен и сожжен армянами. По состоянию на 2002 год, десять лет спустя после захвата города армянскими войсками, около 80% города находилось в руинах. [79]
После окончания войны город был заселен армянами, в основном беженцами из Азербайджана и других частей Карабаха, а также членами армянской диаспоры. Несмотря на то, что население города составляет лишь половину от довоенного количества, а демография города изменилась с преимущественно азербайджанской на полностью армянскую, наблюдается медленное восстановление. В Горис-Степанакерт Шоссе проходит через город и для многих является транзитным и туристическим центром. В городе есть несколько гостиниц, продолжаются работы по реконструкции, в частности, Собор Казанчецоц недавно закончил прохождение процесса реставрации.
После войны танк Т-72, которым командовал карабахский армянин Гагик Авшарян, был установлен как памятник. Танк был подбит при захвате города, погибли водитель и наводчик, но Авшарян выскочил из люка. Танк отреставрировали и его номер 442 перекрасили в белый цвет. [80]
2020 Нагорно-Карабахская война
8 ноября 2020 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что азербайджанская армия взяла под свой контроль город Шуша. [84] На следующий день министерство обороны Азербайджана опубликовало видео из города, подтверждающее полный контроль Азербайджана. [13] В тот же день власти Арцаха подтвердили, что потеряли контроль над Шушей. [85] Перемирие, подписанное двумя днями позже, подтвердило успехи Азербайджана, в результате чего город остался под его контролем. Правительство Армении и Армянская Апостольская Церковь впоследствии утверждал, что азербайджанские солдаты осквернили армянские церкви и культурные достопримечательности, в том числе Собор Казанчецоц. [86] [87]
Культура
В силу исторических особенностей Шуша содержит как армянские, так и азербайджанские памятники культуры, а на прилегающих территориях есть также много древних армянских деревень. [88]
Город также был одним из ведущих центров Азербайджанская культура. [92] Город Шуша связан с музыкальными традициями Азербайджанский народ. В Шуше находится одна из ведущих школ мугам, традиционный азербайджанский жанр вокала и инструментального искусства. Шуша особенно известна этим искусством. [93]
Шуша также известна молчание коврики, напольные покрытия из Южный Кавказ. Возможно, кавказские были сотканы в окрестностях Шуши. Похожий Восточно-анатолийский шрифт обычно показывает другую цветовую гамму. [94]
Исторический музей Шуши
Расположенный в особняке середины 19 века, в центре исторического квартала, музей истории Шуши представляет собой собрание артефактов, иллюстрирующих многовековое прошлое древнего города-крепости, включая богатый археологический материал. эпохи эллинизма, которая изменила прежние представления о том, что Шуша была основана в 18 веке. Коллекция музея содержит множество этнографических материалов, в том числе и изделия местных мастеров. Предметы домашнего обихода 19 века иллюстрируют быт шушинцев. Коллекция фотографий и репродукций, размещенная на стендах музейных залов, делает культурную жизнь города того периода весьма ощутимой. В других материалах рассказывается о запустении Шуши в 1920 году. Особый стенд посвящен военной операции по захвату Шуши 9 мая 1992 года. Здесь расположена диорама сражения, которая в мельчайших деталях воссоздает историю боев.
Государственный геологический музей им. Г. А. Габриелянца
Демография
Согласно первой российской переписи 1823 года, проведенной российскими чиновниками Ермоловым и Могилевским, в Шуше было 1111 (72,5%) мусульманских семей и 421 (27,5%) армянских семей. [56] Спустя семь лет, по данным 1830 года, количество мусульманских семей в Шуше уменьшилось до 963 (55,8%), а количество армянских семей увеличилось до 762 (44,2%). [55] [109]
Обзор, подготовленный российскими имперскими властями в 1823 году, показывает, что все армяне Карабаха компактно проживали в его нагорной части, то есть на территории пяти традиционных армянских княжеств, и составляли абсолютное демографическое большинство на этих землях. На более чем 260 страницах исследования было зафиксировано, что в пяти районах было 57 армянских сел и семь татарских сел. [57] [111]
XIX век также внес некоторые изменения в этническую демографию региона. После вторжений из Ирана (Персии), русско-персидских войн и подчинения Карабахского ханства России многие мусульманские семьи эмигрировали в Иран, в то время как многие армяне перебрались в Шушу. [55]
К концу 1880-х годов процент мусульманского населения, проживающего в Шушинском районе (часть бывшей Карабахской провинции), еще больше снизился и составил всего 41,5%, в то время как процент армянского населения, проживающего в том же районе, увеличился до 58,2%. 1886 г.
Ко второй половине XIX века Шуша стала крупнейшим городом в Карабахском регионе и вторым по величине городом на Кавказе после Тбилиси. [ нужна цитата ] Однако после погром армянского населения в 1920 году и сожжении города Шуша превратилась в небольшой провинциальный городок с населением около 10 000 человек. Армяне начали возвращаться только после Вторая Мировая Война. Только в 1960-х годах армянский квартал начали восстанавливать.
После захвата Шуши армянскими войсками в 1992 году азербайджанское население города бежало, и в настоящее время его население составляет более 4000 армян. [1] в основном беженцы из Баку, [115] [116] и другие части Карабаха и Азербайджана. [117] [118] В результате войны сегодня в Шуше не проживают азербайджанцы. [106] [119]
Экономика и туризм
Фонд «Возрождение Шуши» прилагает усилия для возрождения послевоенной экономики города. [120] то ArmeniaFund, и местным правительством. Инвестиции в туризм привели к открытию гостиниц Шуши, Аван Шуши Плаза и Гранд Отеля Шуши. Также открыт офис туристической информации, [121] первый в Нагорно-Карабахской Республике. Две оставшиеся армянские церкви были отремонтированы, открыты школы, музеи и Институт искусств Нарегаци.
Известные аборигены
Смотрите также
Рекомендации
Примечания
Но более поздние писатели предпочитали подчеркивать важность Шуши, одного из ведущих центров азербайджанской культуры, как «творческой колыбели» для мальчика.