Что значит шум нагорный
Москвич
Один день в Нагорном районе
Нагорный район тянется вдоль Варшавского шоссе от станции МЦК «Верхние Котлы» аж до метро «Чертановская». Получается забавно — кто-то здесь живет практически в центре, в двух шагах от ТТК, а кто-то… Ну Чертаново, при всем уважении, центром назвать никак нельзя.
В свете этого оптимистичные обещания «переселять в границах района» в ходе реновации (а реновация здесь грядет, и внушительная) звучат как-то сомнительно.
Специфическая форма района — длинный и узкий, 6 км в длину и едва ли километр в ширину — породила очень удобный бонус: в Нагорном районе просто невозможно жить от станции метро дальше чем в 15 минутах ходьбы. Куда ни глянь, обязательно упрешься в «Нагатинскую» или «Нагорную», «Нахимовский проспект» или «Севастопольскую», «Каховскую», «Варшавскую» или «Чертановскую» (многообразие выбора всех впечатлило?). Ну а если метро по каким-то причинам не устраивает, есть другой вариант — насквозь через район бегут трамвайные пути, и маршрут №3 любезно довезет от «Чертановской» аж до Чистопрудного бульвара. Такая поездка занимает больше часа, зато — снова бонус! — превращается в обзорную экскурсию по Москве по цене поездки на общественном транспорте. Да и кокетничать удобно: я, мол, близко к центру живу, так что домой на трамвае поеду…
Около метро «Чертановская» район начинается от Старобалаклавской улицы. Название более чем говорящее: когда-то эта скромная однополосная дорога и была Балаклавским проспектом — нынешнюю магистраль прорубили позднее. Дворами можно выйти к Черноморскому бульвару — гораздо более классическому, чем Симферопольский. Даже название красивое, и сам бульвар хорош. Благообразную пастораль Черноморского бульвара портят разве что мысли о надвигающейся реновации, и игнорировать их никак не получается — в самом конце бульвара, на углу с Варшавским шоссе, уже достраивают первый стартовый дом для переселенцев. Шум машин, шикарный обзор на оживленную магистраль и промзону по другую сторону шоссе, конечно, неравноценная замена для тех, чьи дома сейчас утопают в зелени.
Применительно к Черноморскому бульвару столь слащавые слова не преувеличение, не метафора и не цитата из агитки градозащитников. Все так и есть на самом деле. Особенно повезло жителям четырех корпусов дома №5, за их домами — роскошный пруд с плакучими ивами, домиками для уток и променадом. Дальше уже от сезона зависит: зимой здесь дети катаются на санках и ватрушках (и по-старомодному небезопасно скатываются прямо на крепкий лед пруда), летом взрослые тетеньки загорают, а дяденьки жарят шашлыки. Вероятно, это своего рода общественный договор: у местных есть одно общепринятое (и совершенно незаконное) место для шашлыков, а все остальные на них не жалуются.
С Черноморского можно свернуть на Ялтинскую или Артековскую улицы — параллельные односторонние дублеры — пройти мимо двух поликлиник, милых детских площадок и причудливого здания Чертановского ЗАГСа. И уткнуться в новую достопримечательность. Точнее, хорошо забытую старую. Из старомодного типового кинотеатра «Ангара» на площади Академика Вишневского (этим названием вроде никто не пользуется, все говорят «между Ялтинской и Артековской») сделали современный районный центр. Предполагалось, что он станет точкой притяжения жителей района. И, кажется, случилось невероятное — идеи городских властей и жителей совпали, и люди действительно стали приходить сюда поработать и провести время. По крайней мере даже утром в будни фудкорт (с очень вкусной телячьей шаурмой и французскими блинчиками) заполнен серьезными молодыми людьми с ноутбуками. Жаль только, что вид из окон пока что открывается на стройку — еще пару лет назад тут был красивый пруд с утками, но теперь его осушили и перекопали ради строительства метродепо.
Напротив «Ангары» — розовое здание школы, которая когда-то имела номер №551. Эта школа — идеальная пятиэтажная, просторная, сталинской эпохи — открыта в 1951 году и изначально была мужской (вспомним послевоенную идею раздельного обучения). В начале 2000-х годов у этой школы была хорошая, даже несколько понтовая репутация: ученики осваивали здесь такую диковинку, как греческий язык. Только это было до эпохи ЕГЭ. Потом родители взбунтовались: зачем, мол, тратить детские силы на ненужный предмет, по нему ведь ЕГЭ не сдавать. Ну а потом школу оптимизировали и уплотнили, и от Греции осталось только название филиала — №1450 «Олимп».
К школе тоже так просто не подойти — ремонт. Ремонт примерно с тех пор, как короткую Каховскую линию метро начали интегрировать в будущую Большую кольцевую линию. Из-за этой вечной стройки прогулки по еще одному бульвару района, Чонгарскому, приятными не назовешь — если только кому-то не нравится скакать по деревянным мосткам.
Впрочем, испорченные прогулки — это лишь цветочки. На углу Чонгарского бульвара и Варшавского шоссе — скелеты двух пятиэтажек, которым очень сильно не повезло. Точнее, их жителям: эти два дома затеяли сносить преждевременно, не по реновации, а для городских нужд — по официальной версии, это как-то связано с интеграцией закрытой сейчас «Варшавской» в новую Большую кольцевую линию метро. Ну а поскольку не по реновации, то и о переселении в границах района речь не шла: часть жителей отправили в Очаково-Матвеевское, часть — куда-то в окрестности метро «Коломенская». Каким цензурным словом это можно назвать? Да никаким. Только одна гипотеза: может, ответственные за переселение считают жителей пятиэтажек полными идиотами, которые не способны заметить разницы между станцией метро «Коломенская» и железнодорожной платформой Коломенское?
Кстати, платформа Коломенское — еще один удобный способ выбраться из Нагорного района. Электричка домчит до Павелецкого вокзала примерно за 20 минут. А когда-нибудь, глядишь, и очередной МЦД здесь протянут.
Волхонка-ЗИЛ
Практически напротив платформы Коломенское, по четной стороне Варшавского шоссе, — несколько домов, которые сами жители сделали достопримечательностями районного масштаба. Вроде ничего особенного — ну дома, ну старые… пока не заглянешь в арку. В одну, в другую, в третью… В арках — яркие мозаичные панно. В одной, например, ящерицы, в другой — множество рук и человеческое лицо в медицинской маске (пандемия?!), в третьей — что-то похожее на пчелиный улей. И везде, если приглядеться, подпись: «Варшавка».
Об истории этого стрит-арта его создатели — районная галерея «Варшавка» — охотно рассказывают в своем инстаграм-аккаунте. Оказывается, первое панно украсило Нагорный район в 2015 году, и с тех пор каждый год в первое воскресенье сентября, то есть ко Дню города, мастер мозаичного искусства Марат Насибуллов воплощает креативные идеи в арках массивных домов на Варшавке. Последняя экспозиция, как можно узнать из соцсетей, действительно о пандемии: это панно «Рука помощи» в арке дома №72, корпус 1, посвященное борьбе медиков с коронавирусом. Красивая идея и исполнение отличное — вот так и создается настоящая районная идентичность!
Если свернуть от мозаичных панно влево и пойти по Болотниковской улице, пейзаж изменится — в кадре появятся двух- и трехэтажные домики. Объяснение простое: Болотниковская, равно как пересекающий ее Симферопольский бульвар — это каркас некогда существовавшего здесь рабочего поселка Волхонка-ЗИЛ (нет, улица, на которой находится Пушкинский музей, здесь ни при чем). Название произошло от деревни Волхонка, которая стояла на этом месте вплоть до начала ХХ века, ну а ЗИЛ — понятно, какой ЗИЛ. Тот самый, что раньше был ЗИС — Завод имени Сталина. В начале 1930-х годов работникам завода, число которых увеличилось в связи с повышением планки производительности, потребовалось найти жилье. Людей расселили здесь, вблизи бывшей деревни Волхонка — и будущей станции метро «Варшавская». Рабочий поселок получился современный, со всей необходимой инфраструктурой в шаговой доступности, с детским садом и больницей. Большую часть этих домов снесли в 1970-е, но вот в Болотниковской еще угадываются очертания главной улицы поселка. Один из уцелевших малоэтажных домиков заняла управа Нагорного района: может быть, воображают себя аристократами в особняке?
Еще один примечательный дом — двухэтажное здание (№4 по Симферопольскому бульвару), здесь сегодня «Дикси», «Смешные цены» и пивбар — в прошлой жизни был кинотеатром 1940 года постройки, филиалом знаменитого ДК ЗИЛ на Восточной улице. Или вот еще парочка ярких домиков на Фруктовой улице (№7 и №7, корпус 1). Конечно, это только осколки былой малоэтажности. Но для патриотов района и этого достаточно — не на пустом месте мы возникли!
По Болотниковской дойдешь до святая святых района — Москворецкого рынка. Недавно при обсуждении новости о смене собственника рынка участники районной группы в фейсбуке чуть глотки не надорвали: как же так, какой-то безграмотный журналист посмел написать, что рынок находится в районе Зюзино! Хотя рынок — в Нагорном, как же можно не знать таких банальных вещей! Вот же понабрали по объявлению! Такой районный патриотизм можно было бы счесть похвальным, если бы не один нюанс: рынок стоит буквально на трамвайных путях, разделяющих Зюзино и Нагорный, ЮЗАО и ЮАО. Такая вот погранзастава с тандырными лепешками и узбекскими помидорами. Так что «безграмотный журналист» промахнулся этак на 100 метров. Ненаказуемо. Зато отличное доказательство — районное самосознание в наличии.
Москворецкий рынок, существующий с 1950-х годов, как-то ухитряется сочетать несочетаемое. Он и модный фудкорт с индийскими тхали, мексиканскими тортильями и вьетнамским фо бо, и в то же время старый добрый московский рынок, куда местные десятилетиями (и семьями!) ходят за мясом к Маше, за сыром к Манане и за помидорами к Фатиме. Здесь можно купить свежего осьминога с гребешками, а можно — замороженные куриные гузки. Можно брать баклажаны по 40 рублей, а можно — по 800 (тут уж на какого продавца попадешь). Можно прийти в корнер Vesuvio за пиццей от повара, который вхож в итальянское посольство, а можно — на развал за трусами и носками по 50 рублей. Как Москворецкий сидит на двух стульях — уму непостижимо, но факт остается фактом: обновление его не испортило. Он служит очередным подтверждением того, что Нагорный — район для людей абсолютно любого социального слоя.
Нижние и Верхние Котлы
На перекрестке Варшавского шоссе с Нахимовским проспектом — там, где начинается следующая, стилистически иная часть района — высятся массивные сталинские, почти ампирные дома (№60 и №64, корпус 1). Это вроде как парадный фасад района. Для проезжающих мимо, не для своих. Изящный намек: мы, мол, не хуже всяких там Ленинских да Ленинградских проспектов! В народе эти дома называют испанскими: в конце 1930-х годов сюда поселили функционеров компартии Испании. Правдива ли городская легенда, черт знает, но в довоенные годы это наверняка выглядело впечатляюще — такие махины посреди почти сельской местности.
Кстати, про сельскую местность. Не по-московски наивно было бы полагать, что платформы Нижние Котлы и Верхние Котлы находятся в районе Котловка (или пример с платформой Коломенское нас ничему не научил?). Здесь все немного сложнее: когда-то это были две деревни, и вот одна из них, Нижние Котлы, вошедшая в состав Москвы в 1932 году, стала теперь северной, более центральной частью Нагорного района ЮАО. Только вот парадокс: хоть и более центральной, но куда менее обаятельной, чем остатки деревни Волхонка.
Уютный краснокирпичный пятиэтажный (да-да, скоро и этого не будет, реновация же!) Симферопольский проезд — последний островок спокойствия и один из немногих медвежьих углов района: до каждой станции метро отсюда идти 10–15 минут. По меркам Нагорного это очень долго. Да и дорогу до ближайшего метро (это будет «Нагорная») сложно назвать приятной — по сероватой, унылой Криворожской улице. На изгибе Криворожской, там, где она сливается с Электролитным проездом, пейзаж внезапно разбавляют новенькие черно-белые, построенные будто по принципу шахматной доски многоэтажки. Первое впечатление — сюрреализм какой-то! Потом признаешь: несмотря на то что в современной Москве любые новостройки принято отчаянно ругать, эти клетчатые высотки добавляют кварталу-промзоне чего-то живого.
Хотя идем в сторону модного, даже престижного местечка — элитности Нагорному району прибавляет горнолыжный комплекс «Кант». Так называемые Московские Альпы появились в 1980-е годы — по свидетельствам старожилов, когда сбрасывали грунт после строительства станций серой линии метро. Можно покататься на горных лыжах или на сноуборде, не выезжая из Москвы — чем плох такой курорт в черте города? Вот только со словом «курорт» надо быть аккуратнее — естественно, никакие это не Альпы и даже не Сочи. Все с оглядкой на московские реалии. За 5 минут от метро «Нагорная» можно дойти до спортивного комплекса и полюбоваться пролетающими мимо по склону лыжниками (жаль только, что раздолбанная парковка дискредитирует романтичное название ресторана «Шале» рядом). Склонов несколько — хоть на лыжах катайся, хоть на сноуборде. Со стороны это смотрится и впрямь эклектично: ребята в снаряжении как в Альпах, а на заднем плане — заурядные панельные дома 1970-х. Говорю же: район контрастов.
От горнолыжных склонов — обратно к Варшавскому шоссе, только дорога опять совсем несимпатичная: придется перейти через железнодорожные пути и протопать через парочку безымянных проектируемых проездов. Вроде бы недалеко, от силы 500 метров, но выматывает.
Около платформы Нижние Котлы (не путать с Верхними, здесь — электрички к Павелецкому вокзалу и аэроэкспрессы в Домодедово) красивым красным зданием стоят «Варшавские бани». Естественно, баня в современной Москве — больше, чем баня. Модный спа-комплекс, приближаться к которому следует минимум с 2300 рублями в кармане — это только на четыре часа в парилке, без пива, раков, массажей и прочих удовольствий.
Здесь, кажется, тот же феномен, что с Москворецким рынком — обновление и приобщение к «гламурному» миру саму баню не испортило. Может, даже улучшило — сюда приезжают не только местные, но и любители хорошего пара со всей Москвы. И спорят: где лучше, здесь или в исторических Сандунах? В стратегически важные даты, например на 8 марта или 31 декабря, бывает, что и в очереди часок подождать придется.
«Станция “Нагатинская”! Наземный переход на станцию “Верхние Котлы” Московского центрального кольца!» — слышат пассажиры метро. Только насчет наземного перехода — легкое лукавство: он, конечно, наземный, вот только прогулка выйдет длиной в километр. О таком москвичей все-таки лучше пока предупреждать, мы же привыкли, что переход — это дело двухминутное.
Ладно, километр вдоль Варшавского шоссе — опять же вдоль трамвайных путей, бензоколонки, автомагазина и какого-то не слишком привлекательного парка близ реки Котловка — и доходим до естественной границы района, до железнодорожного пояса МЦК. После того как открылась станция МЦК «Верхние Котлы», прямо около нее на Варшавском шоссе образовалась вечная пробка. Днем или ночью, в будний день или выходной обязательно постоишь вблизи железнодорожного моста. Как будто есть время подумать: въезжать ли в Нагорный, выезжать ли из него? Хорошо, если успеешь схватиться за кошелек, когда над головой пролетит очередная «Ласточка»: может, приметы сработают, и деньги в кошельке появятся?
Турция повела Азербайджан к бригадам коммандос: «величайший урок» горного Гадрута
Президент Азербайджана, верховный главнокомандующий вооружëнными силами республики Ильхам Алиев, первая леди Мехрибан Алиева и их сын Гейдар Алиев посетили 24 декабря, в день, когда азербайджанскому лидеру исполнилось 60 лет, город Гадрут в Карабахском регионе, где приняли участие в открытии воинской части. Во время торжественной церемонии глава государства объявил, что в этой воинской части будут размещены силы специального назначения — коммандос.
Создание отдельной бригады армейского спецназа — новшество для Азербайджана. Планируется, в ближайшие годы будет сформировано несколько таких соединений. Как в случае и с другими новшествами в сфере военного строительства в крупнейшей закавказской республике, поддержку в этом начинании ей оказывает ближайший военный союзник — Турция.
В беседе с азербайджанским информагентством Trend, опубликованной сегодня, 27 декабря, турецкий военно-политический эксперт Абдуллах Агар отметил, что силы коммандос — одни из самых важных боевых единиц в современной военной сфере. По его словам, одним из «величайших уроков», извлечëнных во время 44-дневной войны в Карабахе осенью 2020 года, были операции в горах.
«Многие регионы Азербайджана, в частности, Карабах, являются горными. В этих горных районах нужны подразделения, которые будут создавать препятствия и вести борьбу в случае необходимости. По этой причине была создана бригада коммандос. Они должны показать высокий интеллект, дух, физические способности и отвагу, а также уметь пользоваться современными технологиями», — рассказал собеседник издания.
По его словам, Гадрут в этом плане является «особой территорией».
«Гадрут окружëн горами и поэтому является одним из самых важных мест в Карабахе. По всем этим причинам наличие бригад коммандос — очень значимое достижение. Создание бригады — важный шаг на пути к успеху в любом возможном бою», — подчеркнул он.
«Планируется увеличение количества воинских частей коммандос. Они предназначены для выполнения различных боевых задач. Это событие можно назвать новым этапом в строительстве азербайджанской армии. Несмотря на окончание войны, азербайджанская армия ещë больше укрепляется и модернизируется под руководством верховного главнокомандующего», — отметил Мамедли.
В современных войнах незаменима роль мобильных групп, подразделений армейского спецназа, особенно в горных районах, где они могут сказать своë слово, подытожил азербайджанский комментатор.
Напомним, президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян 9 ноября 2020 года подписали совместное заявление о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе, начавшихся 27 сентября и продлившихся 44 дня. По итогам войны армянская сторона утратила контроль над всеми районами вокруг непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), а также частью непосредственной территории НКР, включая города Шуши и Гадрут. В регионе конфликта размещены российские миротворцы.
Тютчев. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ф.И. Тютчев «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
начало 1850-х годов
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
Поэт – философ Тютчев считает природу частью вселенной, где царят гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.
Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов («повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность.
Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе.
По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».
Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.
Фонетический разбор «лесной и шум нагорный »
Фонетический разбор «лесной»:
«Лесной»
Характеристики звуков
Фонетический разбор «шум»:
Характеристики звуков
Фонетический разбор «нагорный»:
«Нагорный»
Характеристики звуков
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Фонетический разбор «лесной и шум нагорный »
Карточка «лесной и шум нагорный »
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.