Что значит широкая тема и узкая тема
Статья по русскому языку на тему «О разграничении понятий «широкая» и «узкая» темы при работе над сочинением в начальной школе». (2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Школа №44», г. Рязань
О разграничении понятий «широкая» и «узкая» темы при работе
над сочинением в начальной школе.
Процесс написания сочинения включает в себя формирование определённых умений (составлять план, определять жанр, понимать основную мысль, озаглавливать текст и т.п.). В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на формировании умений определять и раскрывать тему высказывания.
Учитель может предложить список тем – дети выбирают либо общую тему для класса, либо индивидуальную (каждый для себя). Бывают и такие темы, которые имеют общее звучание, но каждым учеником раскрываются по-своему: «Самый радостный день каникул», «Моя семья», «Моя любимая книга».
Темы бывают широкие, обобщённые: «Весна», «Моя Родина», «Леса». Они могут быть сужены, конкретизированы, например: «Первые признаки весны», «Изменения в природе в марте» (по ежедневным наблюдениям), «Подснежники». Широкие темы дают школьнику простор для выбора материала, а узкие требуют большей определённости, конкретности.
Если учащимся начальных классов предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть её достаточно глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. В начальной школе широкие темы, как правило, непосильны. Например, тема «Зима» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к её раскрытию хотя бы потому, что объём его сочинения мал. Отбор материала не может пройти целенаправленно, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.
Приведу фрагмент урока на тему: «Широкая и узкая темы сочинения».
На партах у детей лежит коробочка с фишками, конверт с полосками, на которых записаны названия тем. Учитель работает с тем же набором предметов на доске, ученики – за партами.
Учитель: Ребята, рассмотрите названия тем, прочтите вслух, разложите на партах в столбик.
Учитель: О ком или о чём можно рассказать на тему «Зима».
Так последовательно ребята выкладывают фишки напротив каждой из пяти тем.
«Зима» — лес, животные, снег, игры, труд людей… (до 7 фишек).
«Зимой в лесу» — деревья, птицы, звери, красота леса (4-5 фишек).
«Птицы зимой» — о птицах (1 фишка).
Учитель: Около какой темы больше фишек?
Учитель: Это широкая тема. Какую ещё тему можно назвать
широкой?
Дети: «Зимой в лесу» , так как там тоже много фишек.
Учитель: Почему эти темы широкие?
Дети: Можно рассказать о большом количестве предметов и явлений.
Учитель: А какие темы узкие?
Дети: 3,4,5. Здесь можно рассказать о меньшем количестве предметов
Дети делают вывод: в сочинении на широкую тему можно рассказать о многих предметах и явлениях, на узкую – о нескольких.
Приведу примеры сочинений учащихся 2 класса на тему «Снег идёт».
Я посмотрела в окно. В воздухе кружились снежинки, мне захотелось потрогать их. Я быстро оделась и выбежала на улицу. Несколько снежинок упали мне на ладошку. Какие они все разные и красивые! Снежинки напомнили мне кружево. Я долго ловила их и ни разу не нашла две одинаковые снежинки. Мне стало весело и радостно, будто наступил праздник.
Это сочинение можно считать образцом: здесь есть развитие мысли, логически последовательно построены предложения в тексте. Правильно отобран материал (в соответствии с темой), нет лишних предложений.
Начались морозы. Выпало много снега. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках и лыжах с горки. Снег спасает деревья от морозов. В этом году выпало много снега. Я не люблю идти по улице во время снегопада.
Это просто набор предложений о зиме, не подчинённых последовательному раскрытию одной темы.
Также учащимся следует предлагать самостоятельный выбор темы сочинения: «Напишите что-нибудь о прошедших каникулах, что именно – определите сами. Озаглавьте своё сочинение. Тему выбирайте узкую, соблюдайте границы темы, тщательно отбирайте материал (в соответствии с темой), пишите только главные сведения».
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1992. – 512 с.
Как работать над понятием «тема высказывания» в 1–4-х классах
Прежде чем начать писать,
я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как
написать и для чего написать?
“В сочинении, написанном учеником, ставятся и решаются определённые вопросы (проблемы), в какой-то мере значимые, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить: о чём он хочет рассказать читателю, для чего он должен об этом рассказать, как он будет это делать. Иными словами школьник должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.
Тема ученического – сочинения это вопрос, который разрешает автор в своём сочинении, это то, о чём в сочинении говорится. Основная мысль сочинения – это ответ на поставленный темой вопрос” “Термин “тема” употребляется до сего времени в двух значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении. Более правильным (хотя отнюдь не исключающим в ряде случаев первого) представляется второе определение”. Это определение, как и множество ему подобных, имеет в виду тему художественного произведения, созданного читателем.
Говоря о школьном сочинении, можно ограничиться определением темы как предметом сочинения: тема – это то, о чём говорится в сочинении, вопрос, который раскрывается в нём.
Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе, а письменные – несколько позднее (с конца первого класса). Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться впоследствии.
Устные рассказики в период обучения грамоте невелики по объёму, просты по содержанию. Однако рассказы высоко эмоциональны. Нужно учить детей рассказывать на заданную тему, строить правильно предложения, подбирать слова. Очень помогают вопросы: о чём ты рассказал? о чём рассказ? Первоклассники учатся простейшему обобщению.
Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые дают детям не только материал, но и настраивают их на рассказывание: возникают мотивы, вызывающие желание рассказать о виденном, пережитом, поделиться с другими ребятами. Рассказыванию способствуют инсценировки произведений, чтение, пересказ прочитанного. В 1 классе особенно необходимы игровые и занимательные элементы в развитии речи: шутки, загадки, сценки, импровизации, конкурсы.
Дети любят рассказывать, но записать рассказ ещё не могут, кроме записи отдельных слов. Однако и одно слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа картина. Например, “школа”, ”лес”. Слово как бы обобщает устный текст – рассказ или беседу. Поэтому первые слова, которые первоклассники записывают в тетрадях, нужно брать из живой речи. Они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания выразить своё чувство, впечатление, свою мысль – результат сообразительности.
Например, дети были на экскурсии в парке, любовались краснеющей рябиной. В классе они вспоминают и пишут слово рябина, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является сочинением. Рассмотрев картинку в азбуке, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут – зима, и это тоже для них сочинение, так как за словом зима – масса впечатлений, воспоминаний, эмоций.
Прослушав и прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли: это, например, гриб. Пусть они напишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.
В 1 классе очень важно сформировать у детей понятие “тема”, зачем она нужна в повседневной жизни. На уроках в 1-м классе я ставлю следующие цели:1) сформировать у детей понятие о том, что тема объединяет различные предметы, явления по главному схожему признаку; 2) понимание темы помогает быстрее найти нужный предмет.
(Подробнее работу на уроке в 1 классе смотри в Приложении 1).
При работе над сочинением во 2-м классе много внимания уделяю отработке понятий широкая и узкая тема. Если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются перед нею, не могут раскрыть её достаточно глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. В начальной школе широкие темы непосильны. Тема “Осень” настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к её раскрытию, хотя бы потому, что объём его сочинения мал. Отбор материала не может пройти целенаправленно, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.
Предлагаю фрагмент урока на отработку понятий “широкая” и “узкая” тема.
— О ком (чём) можно рассказать на тему “Зима”? (Дети отвечают: “О снеге” (кладут фишку напротив названия темы “Зима”). “ О животных зимой”– фишка. “О зимних играх” – фишка. “О деревьях” – фишка, и т. д.). Так, последовательно ребята выкладывают фишки возле каждой темы.
— Около какой темы больше фишек? (у темы “Зима”)
— Это широкая тема.
— Какую ещё тему можно назвать широкой? (“Зимой в лесу”, так как там тоже много фишек)
— Почему эти темы широкие? (Можно рассказать о большом количестве предметов и явлений)
— А какие темы узкие? (3, 4, 5)
— Почему их можно назвать узкими? (Можно рассказать об одном предмете или явлении)
Дети делают вывод: широкой темой называют такую тему, на которую можно рассказать о нескольких предметах и явлениях, на узкую – об одном.
Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских сочинений, но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всём, что хотя бы отдалённо связывается в их сознании с темой. Иными словами тема оказывается неточно понятой. Очень важно, чтобы дети учились писать в сочинении только главные самые важные сведения, отбрасывать лишние.
Предлагаю фрагмент урока во 2-м классе, где отрабатываются понятия “главные и второстепенные сведения”.
(У детей на партах конверты с разрезными предложениями, полоски синего и красного цвета, снежинки)
— Объясните, что значит “главные сведения, факты”? (Очень важные, без них текст неточный, непонятный)
— Что значит “второстепенные факты”? (Без них можно обойтись, в тексте они лишние)
— Сегодня мы попробуем разобрать, какие сведения в тексте главные, а какие второстепенные.
Учитель предлагает тему “Как звери зимуют”
— Сколько предложений напишем о спящем звере? Сколько о не спящем? (уберите полоски)
Далее идёт работа с разрезными предложениями.
— Найдите предложения, в которых говорится о том, что происходит с медведем зимой. (1, 2, 5, 6)
— Выложите возле этих предложений снежинки.
— Возле каких предложений снежинок нет? (3, 4, 7)
— Почему возле них нет снежинок? (Они не на тему “Как звери зимуют”)
— Нужны ли эти предложения нам в тексте? (Нет, они лишние, второстепенные, не главные. В них содержится информация, к другой теме)
— Следовательно, отложим эти предложения в сторону, потому что они второстепенные, без них можно обойтись.
— Без каких предложений нельзя обойтись в тексте? (Возле которых лежат снежинки)
— Эти предложения главные.
— Расставьте предложения в логической последовательности. (1, 5, 6, 2)
— Прочтите текст, запишите его в тетради.
Во 2-м классе, работая над понятием “тема”, следует чаще задавать вопросы: “Какая тема у этого рассказа, сказки”. После просмотра спектаклей, кино – спрашивать “На какую тему этот спектакль”.
Предлагаю несколько упражнений, которые можно провести во 2 – м классе для отработки понятий “широкая” и “узкая” тема, отбор материала по теме, определение границ темы, сведения существенные и второстепенные.
1. Широкая и узкая тема.
Учитель спрашивает: “О чём будете рассказывать по каждой теме? Какие слова показывают, чем будут различаться будущие тексты? Какой текст самый длинный?” (2) – здесь можно обо всём рассказать, и о птицах, и о деревьях, и о сборе листьев
— Какой текст проще составить? (1, 4)
— Составьте текст (1 или 4), нарисуйте иллюстрацию к своему устному рассказу. Затем анализ и выставка работ.
Можно проводить не анализ тем, а анализ конкретных высказываний с точки зрения рассмотрения темы “Весенний наряд парка”
Лишние предложения (2, 5, 6)
— На альбомный лист запиши одно из оставшихся предложений, нарисуй иллюстрацию.
2 вариант задания к данным предложениям
Предлагаю две темы “Осенний наряд парка” и “Осень”
— К какой теме подойдут все предложения?
Анализ названия предложенной темы с точки зрения возможных вариантов замысла.
Лучше брать два диаметрально противоположных варианта.
Сочинения получатся разными в зависимости от того 1-й или 2-й вариант замысла выберет ребёнок.
В 3 классе работа по определению границ темы, отбор материала по теме, осознание широты темы высказывания продолжается. На мой взгляд, полезны упражнения по анализу негативных детских сочинений и сочинений, служащих образцом. Методистами не раз ставился вопрос о значении анализа образца как одного из приёмов подготовки к сочинению. Одни считают, что образец сковывает, вызывает подражание, лишает детей самостоятельности: они повторяют чужие мысли и слова. Другие утверждают, что образец необходим: он наглядно показывает, что и как может быть написано на такую тему, и это для детей понятнее, чем любые объяснения.
“Известная подражательность, зависимость сочинений учащегося от пленившего его поэтического произведения, право не должна пугать преподавателя, – это многих славный путь”
В некоторых случаях предлагаются для анализа ученические сочинения, на материале которых показываются не достоинства, а типичные недочёты. Анализ сочинений помогает ученикам избежать типичных ошибок и недочётов.
Пример сочинений по теме “Снег идёт”
1. Я посмотрела в окно. В воздухе кружились снежинки, мне захотелось потрогать их. Я быстро оделась и выбежала на улицу. Несколько снежинок упали мне на ладошку. Какие они все разные и красивые! Снежинки напомнили мне кружево. Я долго ловила их и ни разу не нашла две одинаковые снежинки. Мне стало весело и радостно, будто наступил праздник.
Это сочинение можно считать образцом: здесь есть развитие мысли, логически последовательно построены предложения в тексте. Правильно отобран материал, соответствует теме, нет лишних предложений.
2. Начались морозы. Выпало много снега. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках и лыжах с горки. Снег спасает деревья от морозов. В этом году выпало много снега. Я не люблю идти по улице во время снегопада.
Это просто набор предложений о зиме.
3. Зима так красива! Зимой часто идёт снег. Он укрывает всё вокруг. Я так люблю снег.
Сказано мало. Нет развития мысли.
В 4 классе следует предлагать детям самостоятельный выбор темы сочинения. “Напишите что-нибудь о прошедших каникулах, что именно определите сами и озаглавьте своё сочинение. Тему выбирайте узкую, соблюдайте границы темы, тщательно отбирайте материал, пишите только главные сведения”. Кроме того к 4-му классу учитель особое внимание обращает на выразительность, эмоциональность высказываний, на собственное отношение к тому, что ученик пишет. Зачастую у юных авторов бывает ложный пафос в высказываниях. В стремлении “разукрасить” своё сочинение “цветистыми” фразами, они неоправданно много используют вычурных или штампованных определений.
Предлагаю отрывок из сочинения “Зима наступила”.
“Быстро пролетело красное лето. Кончилась золотая осень. Наступила вьюжная зима. Поля покрылись белоснежной скатертью…”
В погоне за красотой фраз, ученик забыл о теме сочинения. Не следовало упоминать о лете и осени, надо было написать о первых днях зимы, поле еще не может быть покрыто белоснежной скатертью и упоминание о вьюжной зиме тоже преждевременно. Ученик употребил прилагательные не по теме, сочинение не стало интереснее при их использовании.
Работу над раскрытием темы сочинения в 1-4 классах можно представить таблицей.
Тема | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Отработка понятий | — тема объединяет; — помогает найти нужное | — тема широкая и узкая; — границы темы; — отбор материала по теме | — анализ образцов | — самостоятельный выбор темы; — средства выразительности |
В заключение следует сказать, что научить детей умению писать так, чтобы всё в сочинении было подчинено раскрытию темы и выражению основной мысли, очень сложная и трудоёмкая работа. Юным авторам хочется напомнить пожелание Н.А.Некрасова, чтобы при составлении текста “словам было тесно, а мыслям просторно”.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Текст. Тема текста
Посмотри, озорной ветерок забросил в классную комнату 3 осиновых листочка с записями. Давай их прочитаем.
Тебе понятно, что хотел сказать неизвестный автор? Что он написал? Правильно, это слова, и мы не можем сказать, что хотел передать нам пишущий.
Попробуем узнать об этом, прочитав второе послание.
А сейчас ты понял автора? Что ты прочитал? Правильно, предложения.
Но, к сожалению, мы так и не поняли, какую информацию пытался донести до нас автор.
У нас остался еще один листок. Прочитаем его.
Наконец нам удалось понять автора послания. Он записал не просто предложения, а объединил их в единое целое.Значит, для того чтобы передать информацию, нужны не просто предложения, а текст.
Происхождение слова текст – латинское. Textum –ткань, соединение.
Чтобы тебе было понятнее, сравним 2 примера.
Можно ли сказать, что в первом примере приведен текст? По каким признакам ты это определил? А второй пример? Все ли признаки текста сохранены? Назови их.
Текст можно отличить от предложений по определенным признакам:
Получается, что текстом можно назвать не любую группу предложений, а только ту, в которой предложения связаны между собой по смыслу и подчинены общей теме, поэтому первый пример мы назовем текстом, а второй нет.
Потренируемся.
Запиши текст, расположив предложения в нужной последовательности.
(Правильный вариант: 2143)
В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются
предметы,явления, действия или рассуждается о чем-нибудь.Поэтому тексты бывают трех типов.
В тексте-описании описываются предметы, явления, события. Такой текст отвечает на вопрос: какой он?
Пример текста-описания.
Ах, как хорошо осенью в лесу! Золотом, рубинами и янтарем светятся в эту пору клены, вязы, черемухи и осины. Кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем. Горький запах дубовой коры заполняет лес. До полудня на увядшей траве лежит роса.
Автор, словно талантливый художник, без кисти и красок описывает красоту осеннего леса. К тексту мы задаем вопрос: каков он, осенний лес?
Текст-повествование сообщает, рассказывает о событиях, которые следуют друг за другом. Такой текст ответит на вопросы: что он делает и в какой последовательности?
Прочитай текст-повествование.
Учительница велела мне нарисовать какую-нибудь птицу. Взял я цветные карандаши, альбом и отправился в лес. На улице было по-весеннему тепло. На опушке я увидел рыжую белочку. Она шустро забралась на вершину дерева, только пушистый хвост мелькнул среди веток.
Автор повествует, то есть рассказывает, что он делает и в какой последовательности совершаются действия.
В тексте-рассуждении высказывается и обосновывается какое-либо утверждение о предмете, явлении, действии, событии. К нему можно задать вопрос: почему так? Зачем?
Познакомься с примером текста-рассуждения.
В жизни каждого человека очень важен поступок.
По поступкам судят о человеке, о его честности и порядочности, доброте и отзывчивости, искренности и ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.
Вот почему так важно сначала подумать, прежде чем что-нибудь сделать.
В этом тексте автор рассуждает о важности поступков. Часто они значат в нашей жизни больше, чем слова.
Во вступлении утверждается, насколько важен поступок в жизни каждого человека. В основной части текста это утверждение доказывается. И в заключении (последнее предложение текста) делается вывод о важности поступков.
Как мы уже сказали выше, предложения в составе текста объединены одной темой. Попробуем разобраться, что такое тема на примере текста.
Образ Родины неразрывно связан с родной природой. Природа живет в лучших народных песнях. А сколько красоты открыли нам в родной природе Пушкин, Шишкин, Левитан, Чайковский! Сколько бессмертных картин, стихов, волшебной музыки подарили нам люди, которые любили природу до слез, до боли в сердце!
О чем мы узнали из текста? О чем в нем рассказывается? Предметом речи является родная природа. Это и есть тема данного текста.
Запомни: тема – это предмет речи, то, о чем или о ком говорится в тексте, вопрос, который раскрывается. Тему можно определить, задав вопрос: что является предметом речи в тексте?
Рассмотрим другой текст. Прочитай его и определи тему текста.
С самого раннего детства дружим мы с книгой. Сначала она открывает перед нами чудесный мир сказок. Потом появляется самый первый учебник –букварь. На смену ему приходят другие учебники. Начинается увлекательное путешествие в страну знаний. И первый проводник в этом путешествии –книга. Она открывает и отдает людям все сокровища знаний, накопленные в течение тысячелетий.
Итак, задаем вопрос: о чем рассказывает автор? О книге. Значит тема прочитанного текста – книга.
Основная мысль текста
В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.
С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?
Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.
Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.
Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?
Потренируемся.
Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?
Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.
(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).
Темы широкие и узкие
Темы бывают широкие и узкие.
Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.
Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.
Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.
Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).
Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.
Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.