Что значит шейх в исламе
Значение слова «шейх»
1. Титул правителей княжеств и вождей кочевых племен в Аравии.
2. Представитель высшего мусульманского духовенства, богослов и правовед.
3. Староста деревни у некоторых народов Ближнего и Среднего Востока.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Духовный наставник, ишан, глава суфийского братства
Духовная каста в езидизме
Учитель, руководитель религиозной группы.
Руководитель группы паломников, совершающих зиярет к святому месту, организующий ритуал.
Человек, живущий при святом месте и помогающий паломникам совершить зиярет.
Вождь племени арабов на Аравийском полуострове.
Любой человек, являющийся эмиром, именуется шейхом.
Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов.
Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.
ШЕЙХ, а, м. [араб. šeyχ]. У арабов — старейшина, глава (племени, религиозной школы, общины).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. титул правителей княжеств и вождей кочевых племен в Аравии ◆ Понятие «арабский шейх» — сегодня самый яркий символ безудержного богатства. Александр Шумилин, «Гейдар Джамаль: „Я не знаю, кто такой Бен Ладен“», 25 декабря 2001 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ)
2. лицо, имеющее такой титул ◆ Шейх племени зераник сеид Яхия поднял восстание в южной Аравии. «Телеграммы наших корреспондентов. Вести заграничной жизни», 20 марта 1909 г. // «Голос Москвы» (цитата из НКРЯ)
3. представитель высшего мусульманского духовенства; богослов ◆ Гамат-Гирей-хаджи-Митаев, 103-летний шейх, глава секты Зикра и кумир всей Чечни, за покровительство Зелим-хану выслан в Калугу на пять лет. «Вести», 1 мая 1912 г. // «Речь» (цитата из НКРЯ)
4. почтенный человек ◆ Эй, шейх Корейко! ― крикнул Остап. ― Александр Ибн-Иванович! Прекрасна ли жизнь? ИП, «Золотой телёнок», 1931 г. (цитата из НКРЯ)
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Шейх.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: волокнистый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Арабские шейхи – кто они?
При слове «шейх» какие ассоциации приходят на ум? Правитель с Востока, в белых одеждах, с выразительными черными глазами, богатый и влиятельный. В какой-то мере правда тут содержится, но рассмотрим подробнее эту тему.
Шейх — одно из самых употребляемых арабских слов.
В переводе оно означает «старец», «глава рода, племени», «староста». Шейхами в арабских странах называли разные категории людей. Основное понимание укладывается в титул правителя, князя.
Арабские шейхи – кто они?
Понятие шейха
Шейх в ОАЭ – это член правящей семьи. Если на свет появилась девочка, то она называлась шейхой. Так что шейхи представляют элиту страны и достаточно многочисленную – около 1200 шейхов, потому что арабские семьи довольно большие. Но не во всех арабских странах правители именуются шейхами – например, во главе Марокко стоит король.
У понятия «шейх» есть множество других значений.
ИНТЕРЕСНО, что среднеазиатские кишлаки при святых местах ислама называются кишлаками шейхов.
Эта страна объединяет семь отдельных эмиратов, в каждом из которых правит своя королевская семья.
Семья шейхов
Шейх обязан знать несколько языков, уметь вести себя в любом обществе. Большинство шейхов закончили одно или несколько учебных заведений, как правило, британских. К примеру, многие из них окончили Королевскую военную академию в Сандхерсте. Для детей шейхов существуют обязательные условия:
Основная религия Востока — ислам, согласно ему у шейха, а также у богатых и знатных мусульман может быть четыре жены. Брак может состояться только между представителями королевских семейств своей или другой арабской страны. Обычно родители выбирают пару своим чадам еще в детстве. А день бракосочетания проходит с особым размахом. Например, свадебное торжество шейха Мохаммеда ибн Рашид аль-Мактума, которое посетило 20 тыс. гостей, обошлось в 60 млн. долларов.
Хоть мусульманская религия и ограничивает количество жен, на практике оказывается их намного больше. Условие для шейхини – она должна согласиться на появление еще одной жены. Только здесь встает вопрос: решится ли она идти против желания супруга, ведь по меркам Востока, женщина должна быть во всем послушной мужу. Основное условие для шейха при этом – содержание каждой из жен достойным образом. Обеспечивать шейх обязан и детей, дать им хорошее образование. Разводы в таких семьях крайне редки, но если они и случаются, то дети всегда остаются с мужем.
Они ведут современный образ жизни, и сферы деятельности их самые разнообразные. Сегодня они делают ставку на спорт, туризм и науку, вкладывая в них свои состояния. Как мужчины, так и женщины в семье шейхов достаточно публичны: они активно участвуют в общественной жизни. Благодаря правящим семействам экономика ОАЭ поддерживается на достойном уровне, а эмираты из стран правящей исламской религии стали достаточно цивилизованными и светскими. Шейхи участвуют в благотворительности, строят больницы, школы и другие необходимые учреждения культуры и искусства. Медицина и образование в ОАЭ находится на самом высоком уровне, на сегодняшний день шейхи озадачены тем, чтобы обеспечить всех бесплатным жильем.
В свободное время шейхи любят заниматься разведением лошадей, верблюжьими скачками, конными состязаниями, прыжками с парашютом, соколиной охотой, альпинизмом, мотогонками, прыжками с высоты, подводным плаванием, профессиональной фотографией. В общем, это очень разносторонние люди.
Условия жизни у них подобающие: дворец с фонтанами и экзотическими животными, обставленный шикарной мебелью и устланный узорчатыми коврами, наполненные дорогостоящими личными вещами и предметами быта.
ОСТОРОЖНО! За попытку сфотографировать дворец шейха можно получить огромный штраф или попасть в тюрьму.
Интересные факты о шейхах в ОАЭ
Для конкретного примера поговорим о шейхе Зайде бен Султан аль-Нахайяне, одном из создателей страны и бывшем первом президенте Арабских Эмиратов. Его род, Аль Нахайяны, управляли Абу-Даби больше 250 лет. Благодаря стараниям этого человека в стране стали происходить глобальные перемены к лучшему. Он занялся строительством и озеленением страны. Стало развиваться сельское хозяйство, медицина, образование. Он мудро правил своим государством в течение более тридцати лет.
Доходы от продажи нефти настолько громадны, что позволяло не только улучшить народное благосостояние, но и самим шейхам стать миллиардерами. Состояние шейха Заеда оценивалось в 20 миллиардов долларов. У него было 19 сыновей, большинство из которых сегодня занимают высокие государственные посты и занимаются бизнесом. Наследный принц эмирата Дубай шейх Хамден покровительствует благотворительным обществам, делает большие личные пожертвования.
Шейхи — одни из самых богатых и влиятельных людей планеты. Несмотря на традиционный уклад восточной культуры, их образ жизни современный и активный. Они много делают для страны, вкладывая свое состояние в науку, спорт и сферу гостеприимства.
Шейх уль Ислам
Во времена Османской империи титул шейх-уль-ислама свидетельствовал о том, что его носитель представляет главу миллета суннитов. Когда в Турции в 1920 году было созвано Великое Национальное собрание, институт шейх-уль-исламов был реформирован в комитет по религиозным делам.
Титула шейха-уль-ислама были удостоены в разные времена многие мусульманские богословы. Первым в истории титул шейхуль-ислама был присвоен Абу Бакру и Умару ибн аль-Хаттабу. Имам ас-Суюты в своем труде «История халифов» передает высказывание Али ибн Абу Талиба об Абу Бакре и Умаре: «Они двое шейхи Ислама!».
Иззуддин ибн Абдуссалам
Титула шейха-уль-ислама был удостоен Иззуддин ибн Абдуссалам, мухаддис, муфассир и факих, родившийся в Дамаске в 1181 году. Проживая во времена Мамлюкского султаната, он исповедовал Ислам, был суннитом, шафиитом, изучал тафсир и хадисоведение. Известен как исламский богослов по прозвищу «Султан ученых», был факихом шафиитского мазхаба. Его полное имя звучало как Иззуддин Абу Мухаммад Абдуль-Азиз ибн Абдус Салям ибн Абуль Касим ибн аль-Хасан ас-Сулями ад-Димашки аш-Шафии.
Его деятельность была под запретом во время правления султана аль-Малика Ашрафа Мусы, он был помещен под домашний арест. Служил в Дамаске в мечети Омейядов проповедником, противостоял открыто правителю Сирии, был заключен в тюрьму и вынужден эмигрировать в Египет. В Каире был назначен на должность главного судьи и имам-хатыба. В Египте был первым, кто обучал философии Ислама и толкованию Священной Книги Аллаха Корана.
Закария аль-Ансари
Еще один обладатель титула шейх-уль-ислама – Закария аль-Ансари, верховный судья Мамлюкского султаната. Родился в Сунайке в 1420 году, прошел долгий путь от школьного учителя до историка Ислама и кади, специалиста по фикху и тафсиру. Оказал большое влияние на шафиитский мазхаб, оставил после себя авторитетные и важные труды – более сорока трудов в самых разных областях религии Ислама, по хадисоведению, грамматике, логике и суфизму, в том числе «Манхадж аль-туллаб», «Фатх аль-Ваххаба», «Тухфат аль-туллаб». Служил преподавателем в крупных египетских учебных заведений, выпустил много прославленных учеников. Занимал пост верховного судьи, но много жалел об этом после, будучи несогласным с тем беззаконием, которое творил султан. Обладая большими богатствами, вел жизнь аскета.
Абу Абдуллах аль-Куртуби
Еще один представитель титула шейх-уль-ислам – Абу Абдуллах аль-Куртуби, мухаддис, муфассир, богослов, который жил в испанской Андалусии, в Кордове в середине тринадцатого века. Исповедовал Ислам, суннизм, маликизм, ашаризм. Занимался тафсиром и хадисоведением. Шейх оставил после себя значительный труд под названием «Тафсир аль-Куртуби». Был выходцем из бедной крестьянской семьи. Переехал в Египет после падения Кордовы. Был богобоязненным и аскетичным человеком, создал труды о толковании Священной Книги Аллаха Корана, о загробной жизни и страшном суде, а также о достоинствах Священной Книги Аллаха Корана.
Абдуллах аль-Ансари
Другой известный шейх-уль-ислам – Абдуллах аль-Ансари. Жил во времена Аббасидского халифата, был писателем, богословом и поэтом. Проповедовал суннизм, суфизм и ханбализм. Известный персидский поэт. Шейх был ревностным последователем ханбалитского мазхаба, для изучения которого отправился даже в Багдад, где учился у виднейших ханбалитских хадисоведов.
Во времена захвата Восточного Ирана сельджуками аль-Ансари шейх находился в опасности, трижды подвергался ссылкам, и прославился только в конце жизни, причем его слава вышла далеко за пределы его родины. Шейх осуждал калам, называл его спекулятивным богословием и считал, что калам – предосудительное новшество.
Оставил после себя богатое наследие, в том числе краткое оригинальное руководство по суфизму «Маназил ас-саирин» и произведения в рифмованной прозе «Мунаджат», в котором содержатся молитвы и сентенции. Это произведение является одним из лучших образцов персидской литературы.
Абу Исхак аш-Ширази
Шейх был выходцем из скромной семьи, обучался в Багдаде у известнейших богословов, преподавал. В 1066 году возглавил медресе «Низамия», которое было построено визирем Багдада в его честь. Образ жизни вел скромный и даже бедный, не мог совершить хадж, паломничества в Мекку, только потому, что не хватало денег на это. После него осталось много учеников и последователей. Шейх оставил после себя богатой наследие – книги по шафиитскому праву, а также прочим исламским дисциплинам, в том числе усуль аль-фикху. На похоронах ученого присутствовало огромное количество народа, в том числе сам халиф.
Мухйиддин ан-Навави
Исповедовал суннизм, шафиизм, оказал серьезное влияние на развитие шафиитского мазхаба. Дважды за свою жизнь шейх совершал хадж. Шейхуль-ислам оставил после себя богатое наследие в виде богословских трудов. Прослыл щедрым благотворителем. Когда Сирия оказалась захвачена мамлюками, он явился к Бейбарсу, мамлюкскому султану, и попросил освободить сирийский народ от тяжелого военного налога. Ему было отказано в просьбе, а сам имам был выслан из Дамаска за отказ от подписи фетвы, которая бы узаконила эти налоги. Он был единственным, кто отказался подписывать такую фетву.
Абдул-Карим аль-Кушайри
Один из известнейших обладателей звания шейх аль-ислам – Абдул-Карим аль-Кушайри, известный философ и писатель. Жил в десятом веке во времена правления Аббасидского халифата. С раннего возраста выучил наизусть всю Священную Книгу Аллаха Коран. Шейх посвятил жизнь изучению шафиитского мазхаба, фикха, калама и суфизма. После него осталось богатое наследие в виде трудов, в том числе книги под названием «Рисаля фи ильм ат-тасаввуф». Считают классиком суфизма.
Таджуддин ас-Субки
Шейх аль-ислам Таджуддин ас-Субки, к а ди Дамаска, известный как кади кадиев. Жил в четырнадцатом веке во время правления Мамлюкского султаната. Исповедовал суннизм, ашаризм-шафиизм, изучал шафиитский фикх. Известен к истории ислама как великий ученый Ислама, к которому на проповеди собирались известнейшие люди того времени. Его называли великим ученым, гордостью ученых, кладезем знаний. Шейх уль ислам запомнился современникам как искренний, внимательный, добрый и смиренный человек, очень красивый внешне.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни
Еще одним знаменитым обладателем звания шейх уль-ислам стал Ибн Хаджар аль-Аскаляни, который служил верховным судьей в пятнадцатом веке при Мамлюкском султанате в Египте. Прославился как богослов, муфассир, хафиз, историк, мухаддис и факих.
Оставил после себя богатое литературное наследие – такие труды, как «Тахзиб ат-тахзиб», «Булуг аль-марам», «Фатх аль-Бари» и « Нузхату ан- Назар фи-таудых Нухбат аль-Фикр». Прославился как великий исламский историк, который был удостоен также высокого звания предводителя правоверных в хадисах. В раннем возрасте заслужи право преподавать толкование Священной Книги Аллаха Корана, читал проповеди в центральной мечети Египта Амра. Много времени уделял занятиям юриспруденции. Несколько раз ему настойчиво предлагали занять пост Верховного судьи, но он отказывался от него. Когда же ему все же пришлось занять этот пост, он подал в отставку через какое-то время. Вскоре ему вновь предложили этот пост занять.
Абу Бакр аль-Байхаки
Шейх уль-ислам Абу Бакр аль-Байхаки, мухаддис из Хорасана, живший во времена Аббасидского халифата. Вошел в историю Ислама как прославленный хадисовед и правовед, шафиит, ашарит. Его учителем был великий аль-Хаким, и после в своих трудах шейх приводил от аль-Хакима много хадисов. Оставил после себя богатое литературное наследие в самых разных областях исламского права.
Ибн Таймия
Самым знаменитый в ряду обладателей звания шейх уль-ислам является Ибн Таймия. Такиюддин ибн Таймия жил в тринадцатом-четырнадцатом веке при Мамлюкском султанате и был известнейшим факихом, мухаддисом, муфассиром и богословом.
Известен также как арабо-мусульманский теолог, изучавший ханбалитский мазхаб резко критиковал нововведения в исламской религии. Некоторые его даже называют суфием, но он известен своей критической позицией по отношению к суфизму. Оставил после себя богатое литературное наследие объемом в более полутысячи трудов.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Титулы, саны и звания в исламе
Мусульманская умма, как и любая община, имеет свою собственную иерархию, в которой существуют различные титулы, саны и звания. Основным условием их приобретения считается наличие знаний и определённых навыков в религии.
Ознакомимся с основными регалиями, которые встречаются в среде мусульманского духовенства.
1. Алим (Улем)
Это арабское слово, которое переводится как «знающий», «обладающий знанием». Данным титулом нарекают признанных и уважаемых знатоков исламской религии. Как правило, в каждой мусульманской общине существует коллективный орган – Совет улемов, выносящий решения по тем или иным вопросам (например, о начале месяца Рамазан, размере фитр-садака и т.п.) Количество алимов не ограничивается, так как им может стать любой правоверный, обладающий необходимым объёмом знаний.
2. Ахунд
Высшее звание в исламе, которым наделяются духовные лидеры регионов страны или крупных городов. На постсоветском пространстве, как правило, используется в вариации «имам-ахунд». В России данный титул имеют несколько руководителей региональных духовных управлений мусульман. Кроме того, первый председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаинов до наделения саном муфтия также был ахундом.
3. Аятолла
Шиитский религиозный титул, которым наделяется богослов, обладающий авторитетом в общине, а также считающийся крупным знатоком исламских наук. Аятолла вправе самостоятельно выносить фетвы (фатвы) – богословские заключения по религиозным вопросам.
Высшим титулом в шиизме признано звание великого аятоллы, которым обладают наиболее авторитетные учёные. Он считается своего рода заместителем имама Махди, осуществляющим руководство шиитской общиной от его имени. В современном мире этот титул носят верховный лидер Ирана Али Хаменеи и духовный лидер иракских шиитов Али Систани.
4. Имам
Религиозное звание, означающее предводителя во время коллективной молитвы. Как правило, имамами именуются главы местных религиозных общин и мечетей. Кроме того, таким статусом исторически наделяли глав государств-имаматов. Ярчайшим примером можно считать имама Шамиля, правившего Северо-Кавказским имаматом в середине XIXвека. В случае же, если в мечети несколько имамов, то между ними также существует собственная иерархия, и один из них именуется первым имамом или имамом-хатыйбом, а остальные считаются его заместителями.
5. Ишан
Суфийское религиозное звание, которое имеют духовные наставники тарикатов. Ишаны вправе передавать свои знания ученикам – мюридам. Ишаном в суфийской традиции может стать любой мусульманин, достигший определённого уровня просвещённости. Однако существуют и такие суфийские школы, в которых ишанами именуют исключительно потомков Пророка Мухаммада (с.г.в.) или его ближайших сподвижников. Подобная практика породила появление целых династий ишанов, которые существуют и в наши дни. Одним из известных ишанов считается Зайнулла Расулев – шейх Накшбандийского тариката, отец председателя ДУМ Европейской части СССР и Сибири, муфтия Габдрахмана Расулева.
6. Кади (казый)
Титул, которым наделяются шариатские судьи. В эпоху Средневековья кадии были весьма влиятельными лицами в мусульманских государствах. Они принимали не только судебные, но и ряд административных решений в своём регионе. В современном мире полномочия кадиев имеют скорее формальный характер, так как в большинстве мусульманских стран шариатские суды утратили свою силу. Сегодня они выполняют роль советников муфтиев.
7. Молла (мулла, молда)
Это одно из наиболее распространенных званий среди мусульманских священнослужителей. Как правило, муллами называют служителей мечети, которые ниже по статусу, чем имам-хатыйб. Основной функцией муллы считается помощь местным верующим в совершении религиозных обрядов. Так, они читают никах, занимаются имянаречением детей, проводят коллективные ифтары и так далее.
8. Муджтахид (моджтахид)
Звание, которым наделяются учёные, достигшие уровня иджтихада – высокого авторитета в богословии. Считается, что обладателями абсолютного иджтихада были сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.в.). Некоторые богословы утверждают, что истинный иджтихад существовал на протяжении первых четырёх столетий после Хиджры. Именно в тот период жили многие видные исламские богословы. Тем не менее, и в более поздние века Всевышний даровал миру множество авторитетных учёных, таких как Ибн Хаджар аль-Аскаляни или Ризаитдин Фахретдин, которые внесли неоценимый вклад в развитие богословской мысли.
9. Муфассир (мофассир)
Так именуют учёных-толкователей Священного Корана. Муфассир должен хорошо владеть арабским языком и знать историю, а также смысл ниспослания каждого аята. Первыми толкователями были сподвижники Пророка (с.г.в.) – Абдуллах ибн Масуд и Зайд ибн Сабит (р.а.). Наиболее известными сегодня толкованиями Священного Писания считаются тафсиры Ибн Касира и ас-Саади.
10. Муфтий
Высший сан, которым наделяются наиболее авторитетные и обладающие знанием религиозные деятели. Муфтии обладают правом самостоятельно выносить фетвы – богословские заключения по тем или иным вопросам. В современном мире они, как правило, считаются духовными лидерами мусульманской уммы.
В некоторых государствах сан муфтия совпадает с должностью руководителя централизованной религиозной организации (муфтията или ДУМ). При этом во многих странах сан муфтия имеет один священнослужитель, а в ряде стран – несколько. Это зависит от специфики того или иного региона. В теократических государствах должность муфтия считается одной из наиболее авторитетных в госаппарате. В некоторых общинах религиозные деятели также имеют сан верховного муфтия, которому подчиняются другие муфтии общины.
11. Мухтасиб (имам-мухтасиб)
Регалия священнослужителей в исламе, контролирующих соблюдение исламских норм на определённой территории. Сегодня мухтасибы являются представителями главы религиозной общины на местном уровне. Также они зачастую возглавляют религиозные организации в городах и назначают местных имамов.
12. Факих
Этим титулом обозначается специалист в области исламского права, правовед.
13. Хазрат
Религиозный статус, которым обладают все мусульманские священнослужители. Как правило, это слово используют при уважительном обращении к религиозному деятелю.
14. Хафиз
Данным званием обладают учёные, знающие Коран наизусть. Именно благодаря хафизам Священная Книга Аллаха дошла до нас в первоначальном её виде.
15. Ходжатуль-Ислам (худжат аль-Ислам)
Шиитский религиозный титул, которым наделяются авторитетные богословы. Так, им обладают лидер шиитской организации «Хезболла» Хасан Насралла и экс-президент Ирана Мохаммад Хатами.
16. Шейх
Почётное звание в исламе у наиболее образованных богословов. Шейхом именуется лидер религиозной общины, вождь племени или глава эмирата. Особо авторитетные и видные учёные имеют титул шейхуль-ислам. Он должен хорошо владеть всеми исламскими науками и иметь весомый авторитет в своей умме. В Османской империи шейхуль-ислам был главным священнослужителем, с мнением которого вынуждены были считаться даже султаны. В наши дни на постсоветском пространстве этот титул носят ряд муфтиев, такие как Талгат Таджуддин и Аллахшукюр Пашазаде.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
В религии нет должностей и званий все придумано человеком. Есть только одно отличие-это верующий от неверующего. И есть только одна истинаэто КоранВсякие объяснения и рекомендации любого человека это только понятия этого человека но никак не рекомендации для всех людей если этого нет в Коране. И не один пророк не стоит такого поклонения как поклонятся ВсевышнемуМЫ все твари создания бога и только богу всевышнему поклоняемсяА человек как бы он не изгалялся какую бы миссию не нес он все равно тварь, т.е творение божье