Что значит шестеричная служба
6. Служба шестиричная
6. Служба шестиричная
В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком черного цвета (в отличие от такого же знака красного цвета, коим обозначается служба славословная, как мы видели выше), представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «шестиричной», или сокращенно просто «шестирик». Название это происходит от того, что в дни таких малых праздников стихиры им из Минеи на «Господи воззвах» поются на шесть, в то время как на всякой обычной повседневной вечерне стихир из минеи дневному святому бывает только три. Вторая особенность этих малых праздников та, что на утрени канон из Минеи бывает лишь на 4. Только этими двумя особенностями эта шестиричная служба и отличается от повседневной будничной службы. К числу таких малых праздников, которым совершается шестиричная служба, относится, например, день памяти свв. праведных Захарии и Елисаветы 5 сентября, Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Колоссах 6 сентября, память св. равноапостольной Феклы 24 сентября, Св. пророка Даниила и трех отроков 17 декабря, Преподобного Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника 15 января, Поклонение веригам святого апостола Петра 16 января и много других.
Читайте также
Служба
Служба Священник: Благословен Бог наш…Хор: Аминь. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас (Трижды).Диакон: Миром Господу помолимся.Хор: Господи помилуй (на каждом прошении).Помолимся Господу о небесном мире и о спасении душ наших.Помолимся Господу об
Епархиальная пресс-служба
Епархиальная пресс-служба Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз обращал внимание священнослужителей и церковных работников на неуклонный интерес светских кругов, прежде всего журналистов, к Православию. Вот почему в системе церковного
Ночная служба
Ночная служба Он был афонским архимандритом, но когда в Сербии началась война, попросился домой, чтобы собирать народ на молитву. За семь лет постриг сорок монахов и монахинь, восстановил четыре горных монастыря.Я бывал у него в гостях, жил по строгому афонскому уставу с
2. Служба внутри Египта
2. Служба внутри Египта Когда фиванские цари начали освободительную войну против гиксосов, их войско состояло только из египтян, однако вскоре была введена практика использовать в качестве солдат пленных. Полк, которым командовал Чану-ни, служивший писцом у Тутмоса IV,
4. Служба полиелейная
4. Служба полиелейная В дни так называемых «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком + креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба во многом похожа на Всенощное
5. Служба славословная
5. Служба славословная В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком красного цвета, представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «Славословной». Название это происходит от
14. Служба субботняя
14. Служба субботняя Субботняя служба имеет свои особенности, отличающие ее от службы остальных дней седмицы. Устав субботней службы изложен в Типиконе: в главе 12–ой «О службе субботней, егда поется Бог Господь»; глава 13–я «О службе субботней, егда поется аллилуиа» и в
Ночная служба
Ночная служба Он был афонским архимандритом[4], но когда в Сербии началась война, попросился домой, чтобы собирать народ на молитву. За семь лет постриг сорок монахов и монахинь, восстановил четыре горных монастыря [в частности: Свято-Стефановский монастырь в Горне
Новая служба
Новая служба Психологическая подоплека удаления Савелова в монастырь прослеживается весьма четко. Он не хотел идти в военный поход, боялся этого — и объяснял себе понятный для мирного, домашнего человека страх неблагочестием войны, опасностью ее для души (но не для
Религия и служба
Религия и служба В центре всех наших литургий — как обычной сорокаминутной утренней службы во вторник, так и двенадцатичасовой службы в Судный День — лежат две молитвы. Я назову их «Символом веры» и «Службой»: эти названия хорошо передают их сущность. Их синагогальные
Служба Богу
Служба Богу Служение, или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания, обрядов, совершаемых по определенному чину (порядку), во главе со священнослужителем. Обряды при богослужении являются внешним выражением веры.Через богослужение
ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА
ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА Ее полезность для раскрытия умно-сердечной молитвыНадо службы церковные все выстаивать. И я тебе скажу, что нет лучшего способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных дух молитвенный. Кто
Служба отечеству
Служба отечеству Как-то меня пригласили на освящение квартиры одного чиновника. Быстро одевшись, я вышел на улицу, где меня поджидал слуга этого господина, крепкий солдат. Пока мы шли, я спросил его, давно ли он на службе?— Я уже, батюшка, второй год в отставке.— А сколько
Православная Жизнь
Богослужение – это сердцевина жизни Церкви. Вся жизнь православного христианина проникнута им – домашним ли, общественным. Без служения Богу не было бы Церкви. Но, к сожалению, очень мало людей понимает православное богослужение.
Три, а то и четыре часа стоять на службе, не понимая ее, очень трудно. Многие отцы советуют в таких случаях молиться про себя, творить внутреннюю молитву, но это трудно и, в общем-то, странно: молитва в храме – это молитва, прежде всего, общественная, требующая участия всей общины. Весь строй, весь порядок службы нацелен на то, чтобы человек участвовал в общей молитве.
Полноценному участию в богослужении мешает, во-первых, непонимание богослужебных текстов, ведь для этого нужно обладать хотя бы базовыми богословскими знаниями (про богослужебный язык вообще отдельный разговор), во-вторых – незнание, как именно строится православная служба, почему в один день у нее один порядок, во второй – другой. Первый аспект мы затрагивать не будем, разберем второй.
Если человек ходит на богослужение только утром, то вскоре он будет знать его наизусть. Общий порядок Литургии практически один и тот же и в обычный будний день, и в праздник. Сюрпризы будут ждать на вечернем богослужении. Глянув на приходское расписание, человек увидит, что их несколько видов, и все они обозначены малопонятными терминами – «славословное», «полиелейное», и т.д. Как во всем этом разобраться?
Думаю, вы все знаете, что каждый день православного календаря посвящен памяти какого-нибудь святого или праздника. Для каждого святого или праздника установлен свой ранг богослужебного почитания, и это естественно, ведь «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Всего таких рангов в нашем богослужении пять. Они носят название «знаки Типикона». Типикон – это богослужебная книга, рассказывающая, как служить в тот или иной день, и напротив каждого дня в году в ней расставлены специальные знаки. Именно они и указывают, какого ранга сегодняшняя служба.
Первый ранг – простая служба, или служба без знака. Таких служб в нашем календаре подавляющее большинство. Она самая короткая по длительности, читают на ней гораздо больше, чем поют. Собственно, празднуемому святому на такой службе молитвословий мало, гораздо больше их обращено к Богу, Богородице и недельному святому. Каждый день недели имеет свою тематику: понедельник посвящен ангелам, вторник – святому Иоанну Предтече, среда и пятница – Кресту Господню, четверг – апостолам и святителю Николаю, суббота – всем святым и всем усопшим. Чем проще служба, тем больше молитв недельным святым, чем торжественней – тем больше празднуемому святому. Богослужения четвертого и пятого ранга вообще отменяют молитвы недельным святым.
Второй ранг – шестеричная служба, или служба на шесть. По форме она мало отличается от простой, но в ней гораздо больше молитвословий, посвященных святому дня, причем в каждом богослужебном фрагменте их шесть, от чего она и получила название.
Третий ранг – служба со славословием, или славословная служба. По строю она почти простая, но здесь уже гораздо больше песнопений, посвященных празднуемому в этот день святому или празднику, и почти нет песнопений недельным святым. Интересная особенность этой службы – праздничное окончание: торжественно поется завершающий богослужение гимн –
«Великое славословие» (на службе без знака и шестеричной этот текст читается). Именно поэтому эту службу так и назвали.
Четвертый ранг – служба с полиелеем, или полиелейная служба. Это уже полноценная праздничная служба. Пения гораздо больше, чем чтения. В середине службы поется полиелей – особое песнопение, состоящее из избранных стихов 134-го и 135-го псалма, прославляющее милость Господню (отсюда и название: по греческие «полиелей» – много милости). На этом богослужении, в отличие от всех предыдущих, читается Евангелие, подобранное специально к празднику или памяти святого, а также совершается елеопомазание: все верующие прикладываются к праздничной иконе, и священник помазывает их освященным маслом. Нужно отметить, что большинству почитаемых святых положен именно этот ранг, пятого ранга удостаиваются совсем немногие.
Пятый ранг – это всенощное бдение. Раньше это богослужение совершалось всю ночь, что и дало ему название. По своему порядку оно очень похоже на полиелейное, но отличается от него большей торжественностью. Например, во время всенощного бдения торжественно поется псалом в начале и совершается полное каждение храма, в середине службы освящается хлеб, пшеница, вино и елей, которые после елеопомазания раздаются верующим. Как ни странно, большинство прихожан знакомо только с этой службой. Именно она совершается вечером по субботам, а также накануне великих праздников и памяти великих святых.
Мы наметили общие принципы построения служб. В следующих статьях будем более подробно разбирать каждую из них, но уже этой информации достаточно, чтобы иметь представление, что нас ждет на той или иной вечерней службе.
Устав-схемы шестиричных и славословных служб
Устав-схемы шестиричных и славословных служб
Простая служба (шестиричная)
Смотрим по Часослову
Вечерня
Чтец: Предначинательные молитвы
(если читался 9-й час, то начинаем с «Приидите, поклонимся»)
Чтец: 103-й псалом
Чтец: Кафизма рядовая
Хор: Стихиры на «Господи, воззвах» на 6
Слава и ныне: Минеи (под субботу догматик)
входа нет
Прокимен дня говорит священник
Чтец: «Сподоби, Господи»
Хор: Стихиры на стиховне
Чтец: Ныне отпущаеши, Святый Боже по Отче наш
Хор: Тропарь, слава и ныне – Богородичен
Священник – Премудрость
Хор – Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века
Именем Господним благослови, отче
Священник – «Слава Святей…»
Утреня
Чтец: «Слава в Вышних Богу»
«Бог Господь» на тропарный глас
Тропарь, слава и ныне – Богородичен
Кафизмы рядовые, ектений нет, седальны по каждой кафизме
Каноны Октоиха и Минеи
Катавасия по 3,6,8,9 песнях – ирмосы последнего канона
По 3-й песни малая ектения, седальны
По 6-й песни ектения, кондак и икос
На 9-й песни поем «Честнейшую»
После катавасии 9-й песни поем «Достойно есть»
Светилен октоиха, Минеи и Богородичен октоиха
Чтец: Хвалитные псалмы (из Часослова)
Слава Тебе, показавшему нам свет
Если есть стихиры на хвалитех,
то поем их после хвалитных псалмов,
а потом читаем :
Слава Тебе, показавшему нам свет, – Вседневное славословие
Хор: Стихиры на стиховне из октоиха, Слава и ныне: Богородичен
Чтец: Благо есть исповедатися Господеви… (в Часослове),
Святый Боже по Отче наш
Хор: Тропарь святаго, Слава и ныне – Богородичен
Священник – Премудрость
Хор – Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века.
1-й час, многолетие поем после 1-го часа.
Славословная служба
Отличия от шестиричной:
— после каждой кафизмы малая ектения
— после 9-й песни «Достойно есть» не поется
— катавасия по каждой песни канона
— поется«Всякое дыхание», стихиры на хвалитех, Великое славословие
— конец такой же, как у полиелейной и бденной службы
Мы рассмотрели несколько подготовительных тем: богослужебное время, богослужебные книги, богослужебные тексты. Все они готовят нас к тому, чтобы заниматься уже собственно чинопоследованием служб; ведь для этого нужно понимать, к какому кругу относится та или иная служба, из какой богослужебной книги и, следовательно, из какого богослужебного круга взят тот или иной текст, какое он имеет происхождение. Важно помнить о соединении богослужебных текстов различного происхождения: основу образуют тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между ними вставляются молитвы верующих (самые распространенные, общие молитвы – ектеньи) и гимнография (тексты, составленные церковными авторами). Все эти тексты самого разного происхождения образуют единую службу. Конечно, сразу почувствовать своеобразие этих соединений различных текстов, различных кругов времени невозможно, но с каждым годом осмысленной и напряженной богослужебной жизни мы будем узнавать и понимать все больше и глубже. Итак, мы рассматриваем:
Богослужение седмичных дней, т.е. дней кроме субботы и воскресенья. Оставшиеся пять дней называются седмичными или буднями: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница – ими мы будем заниматься, они имеют свой особый устав служения, изложенный в 9-й главе Типикона.
Периода пения Октоиха, т.е. книги, которая соответствует седмичному богослужебному кругу. Октоих действует практически круглый год, и никогда не исчезает полностью (за редким исключением), но в году есть период, когда Октоих играет определяющую роль в устроении богослужения, когда богослужение идет практически только по Октоиху и Минее. Это тот период, когда не поется Триодь Постная и Цветная. Период пения Октоиха – от Недели Всех святых (первая неделя после праздника Троицы) до Недели о мытаре и фарисее. В этот период года Октоих взаимодействует только с Минеей, и большинство богослужений в их изменяемой части образуются взаимодействием Октоиха и Минеи, т.е. седмичным кругом и неподвижными праздниками годового круга.
Кроме (т.е. вне) предпразднства и попразднства. Что такое предпразднство и попразднство? Все двунадесятые Господские и Богородичные праздники, а также некоторые другие имеют предпразднство и попразднство. Предпразднство – это те дни, когда праздник еще не наступил, но когда мы уже ждем его, когда в службе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство – это несколько дней с первого дня праздника до его отдания, когда мы продолжаем его праздновать. Эти периоды, имеющие специфические правила построения богослужения, разбирать в этой главе мы не будем. Чтобы понять, что такое шестеричный святой и святой без знака, пройдем тему:
Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона)
Месяцеслов – это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы, 47-я глава Типикона «О знамениях праздников месяцеслова» начинается такими словами: «Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые».
Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом – это бдение,служба бденная, которая по Уставу должна длиться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, слитыми в одну службу. (Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников, за исключением Рождества и Богоявления, совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно Великую вечерню с повечерием, а утром – полунощницу с полиелейной утреней).
Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака.
Еще один знак средних праздников – крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения.
Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы.
Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так:
При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.
Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба; – служба с великим славословием или служба спраздничным окончанием; – шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона).
Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты.
Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя).
Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало. »
Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандаловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение.
«И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы.
Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.
Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга – это вечерня, а последняя – девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т.е. не того дня, к которому будет относиться вечерня.
На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом.Другое название этого псалма – «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читатьпредстоятель, т.е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено.
Первой ектеньей всякой службы является великая ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.
Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектенья: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.
Вечерние (или воззвашные) псалмы – 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются «стихирами на Господи, воззвах»: пропевается стих, после него стихира, и т.д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.
Свете тихий – по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни.
«Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит».
Это не Священное Писание, это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается – Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется «тихим Светом». Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь – Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» – т.е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: «Достоин еси. пет быти гласы преподобными» – Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит» – Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.
«Прокимен дне» – для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе).
Богослужение седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха
(службы без знака, шестеричная, двух малых святых; без преди попразднства)
№ | Что поется / читается | Кто поет / читает | Богослужебные книги | Глава Типикона | Примечания |
1 | Благословен Бог наш. | С | С | ||
2 | Начало обычное | Ч | Ч | ||
3 | Девятый час | Ч С | Ч М | 9 | Читаются тропарь и кондак уходящего дня |
Вечерня | |||||
4 | Благословен Бог наш. | С | С | 23 | Если был пропущен 9-й час, читается начало обычное |
5 | Предначинательный псалом (103-й) | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем |
Светильничные молитвы | С | С | 9 | ||
6 | Великая ектения | Д Л С | С | 9 | |
7 | Рядовая кафизма | Ч | П | 9, 17 | Если накануне служилось бдение, кафизма не читается. В приходских храмах иногда читают псалом за кафизму |
Малая ектения | Д Л С | С | 9 | Опускается, если не было кафизмы | |
8 | Господи, воззвах (псалмы140,141,129 и 116) | Л | Ч | 9, 22 | |
Стихиры наГосподи, воззвах | Л | Ч О М | 9, 48 | Св. без знака:0:3 М:3 Шестеричн.: М2 мал. свв.: 1М:3, 2М:3 Слава: М; И ныне: Б | |
9 | Свете Тихий | Л | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем |
10 | Прокимен дне | Д Л | С Ч | 9 | По указанию Типикона возглашается канонархом |
11 | Сподоби, Господи | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем или чтецом |
12 | Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения | Д Л С С | С С | 9 9 | |
13 | Стихиры на стиховне | Л | О М | 9, 48 | Стихиры Октоиха со своими стихами Слава:М; И ныне: Б |
14 | Ныне отпущаеши | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоят. |
15 | Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш | Ч | Ч | 9 | |
16 | Тропарь | Л | М | 9, 48 | Т: М, Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: |
17 | Сугубая ектения | Д Л С | С | 9 | |
18 | Окончание вечерни | С Л | С | 9 |
Кто поет / читает: С – священник, Д – диакон, Ч – чтец, Л – лик.
Богослужебные книги: С – Служебник, П – Псалтирь, Ч – Часослов, О – Октоих, М – Минея
Примечания: О – Октоих (0:3 – 3 стихиры Октоиха), М – Минея (1М – стихиры 1-го святого Минеи, 2М – 2-го святого), Б – Богородичен, Т – тропарь святого Минеи (2-й Т – тропарь 2-го святого), К – канон.
Сподоби, Господи – по Уставу дан выбор, его может читать предстоятель, а может чтец. Это очень важная вечерняя молитва, ее значение сравнимо со значением великого славословия на утрени. Восхваление Господа сочетается в ней с молитвой о том, чтобы Он помог нам избавиться от грехов; благодарственная и просительная темы переплетаются: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. ». По Уставу эта молитва должна читаться, но читаться очень важным лицом. Устав на протяжении всей службы выделяет определенные тексты, – тексты, отнесенные в ведение предстоятеля.
«Стихиры на стиховне» – это отдельный вид стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени.
Ныне отпущаеши – по Уставу также читает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение он имеет для вечерни. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. » – это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания. Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба), мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых частей службы, тропарь Минеи.
После вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание после повечерия: «Должно есть и сие ведати: по отпущении. не подобает монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне». Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать.
После этого будет полунощница и будничная утреня; именно уставом будничной утрени мы сейчас и займемся.
Утреня имеет своего рода заставку, которая называется «двупсалмие». Из самого этого слова ясно, что эта часть службы образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й. К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Непосредственно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – служба преимущественно мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется эта тема.
Шестопсалмие по Уставу назначено читать предстоятелю, и оно имеет такой подробный комментарий в Типиконе, какого не имеют другие части утрени. Про шестопсалмие сказано, что его надо читать «тихим гласом и легким, косно (т.е. медленно) и во услышание всех». Про шестопсалмие сказаны и другие важные для нас слова: «Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати (т.е. особенно внимательно стараться слушать): покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». Редкая часть в службе имеет подобный комментарий в Типиконе.
Бог Господь со стихами по Уставу должен возглашать не диакон, а канонарх, подобно тому, как и на вечерне прокимен по Уставу возглашает канонарх.
На будничной утрени читаются две или три кафизмы, какие и сколько кафизм в каждый конкретный день, можно узнать из 17-й главы Типикона. После каждой кафизмы читаются (а по Уставу должны петься) седальны из Октоиха.
На будничной утрени читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу – каноны Кресту и Божьей Матери, в четверг – апостолам и свт. Николаю. По Уставу в каждой песни канона должен быть ирмос (ирмос поется только первого канона, остальные пропускаются) и 13 тропарей всего 14 строф, гимнографических единиц; однако на практике каноны сильно сокращаются. Тропари канона должны припеваться (заметим, что Типикон знает только пение канона и никогда не говорит о чтении) к стихам библейских песен. Сейчас почти повсеместно библейские песни употребляются лишь Великим постом, а перед тропарями канона читаются соответствующие его теме припевы (напр., Слава, Господи, Кресту Твоему Честному, Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.). Песни 3-я, 6-я, 8-я и 9-я не только открываются, но и закрываются ирмосами; они берутся из канона Минеи. Малые ектеньи, которые возглашаются по 3-й, 6-й и 9-й песням: делят канон на три части.
После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен.
Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры.
Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель.
С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни.
Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени,
По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий.
1 | Благословен Бог наш. | С | С | 23,9 | В приходских храмах часто опускается | ||
2 | Двупсалмие | Ч С | Ч С | 22,9 | |||
3 | Слава Святей. | С | С | ||||
4 | Шестопсалмие | Ч | Ч | 9,7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
Утренние молитвы | С | С | 9 | ||||
5 | Великая ектения | Д Л С | С | 9 | |||
6 | Бог Господь со стихами | Д | Ч С | 9 | Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом | ||
Тропари на Бог Господь | Л | М | 9, 48 | Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: | |||
7 | Рядовые кафизмы (две или три) | Ч | П | 9,17 | В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. | ||
Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение | Л (Ч) | О | 9,10 | Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. | |||
8 | 50-й псалом | Ч | Ч | 9 | |||
9 | Канон | Л (Ч) Д С | О М И | 11, 18, 20, 48, 16, 9 | Служба без знака: | Шестеричный св.: | Два малых свв.: |
К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 | К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 | К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 | |||||
По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим. ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б. | |||||||
10 | Хвалитные псалмы Л (Ч) (148,149,150) | Л (Ч) | Ч | 9 | Если в Минее есть стихиры на Хвалитех, псалмы поются, если нет– читаются. | ||
Стихиры на Хвалитех | Л | Ч М | 9,48 | Иногда бывают у шестеричных святых. Если стихир нет – вместо них: Слава: И ныне: Тебе слава подобает. | |||
11 | Слава в Вышних. Сподоби, Господи (т.н. вседневное славословие) | Л | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
12 | Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения | Д Л С С | С С | 9 9 | |||
13 | Стихиры на стиховне | Л | О М | 9, 48 | Стихиры Октоиха со своими стихами Слава: М; И ныне: Б | ||
14 | Благо есть | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
15 | Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш | Ч | Ч | 9 | |||
16 | Тропарь | Л | М | 9, 48 | Т: М, Слава:И ныне: Б Если 2 свв., то 2-м Т на Славу: | ||
17 | Сугубая ектения | Д Л С | С | 9 | |||
18 | Окончание утрени | С Л | С | 9 | Без отпуста | ||
1 час | |||||||
19 | Первый час | Ч С | Ч М | 9, 48 | С великим отпустом |