Что значит шапка мономаха
Шапка Мономаха
Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.
«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».
Содержание
Легенда и история
Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. [3] Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).
Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.
Описание
Вес шапки Мономаха — 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ГОСУДАРЕЙ РОССИЙСКИХ ЦАРСКИЙ ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ, НАЗЫВАЕМЫЙ ШАПКОЙ МОНОМАХА. Золотой и украшенный драгоценными каменьями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на одной дощечке, служившей передней, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре бурмитских зерна, верхнее продолговато, боковые круглы, а нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На яблоке в гнездах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых спнях три крупных камня: яхонт лазоревый, яхонт жёлтый и просверленный лал; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых спнях три бурмитских зерна, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнёздах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два червчатых яхонта, два лала, один гранёный розсыпью, один испорчен, и четыре изумруда. Камни обставлены бурмитскими зернами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой два фунта сорок один золотник. Цена одна тысяча девятьсот девяносто два рубля.
В переводе на современный язык Золотой и украшенный драгоценными камнями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на передней дощечке, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре жемчужины, верхняя продолговата, боковые круглы, а нижняя как бы несколько сдавлена и крупнее прочих. На яблоке в гнёздах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых застёжках три крупных камня: синий сапфир, жёлтый сапфир и просверленная красная шпинель; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых застёжках три жемчужины, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнездах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два рубина, две красной шпинели – один гранённый россыпью, один испорчен – и четыре изумруда. Камни обставлены жемчужинами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой 993,66 грамма (1 фунт = 409,5 граммов, 1 золотник = 4,26 грамма; в пересчёте «два фунта сорок один золотник»).
Дощечки шапки из золота. Внутри шапки согласно описи 1884 года винты медные. А по описи 1696 года закладки и крючки внутренности шапки были из серебра. Драгоценные камни:
Итого на шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки.
Шапка Мономаха
Шапка Мономаха – обязательный атрибут коронации Московских царевичей. Первый венец Ивана Грозного, Петра I и других самодержцев Всея Руси. История появления Шапки Мономаха туманна, а «имя» реликвии наводит на неоднозначные выводы.
Ко всему прочему, первые короны собирались не только из драгоценностей и дорогих металлов. В противном случае, все головные уборы, обсыпанные изумрудами и сапфирами, имели бы одинаковую ценность. По принципу «дороже-богаче» была изготовлена корона Российской империи. Но тайна царского головного убора кроется глубже.
Камни на шапки Мономаха
Реликвия украшена драгоценностями. Крест шапки, ее основание и яблоко венца обсыпаны жемчужинами. Общее количество этих камней – 32 штуки.
Кроме белых бусин на шапке Мономаха присутствуют:
Внутренние элементы шапки Мономаха сделана из серебра, что указано в описи 1696 г. Кроме того, некоторые невидимые крюки изготовлены из меди. У многих историков возникает резонный вопрос: почему первый венец Российского княжества не отличающейся дороговизной?
Факт!
Шапка Мономаха весит чуть меньше килограмма. Точная масса венца – 993,66 грамма.
Вариант с «недосмотром» или попыткой сэкономить средства казны отметаются. Тогда за подобные деяния можно было угодить в темницу на долгие годы. Следовательно, замена бриллиантов шпинелью, а золота – серебром, имела другой смысл.
Средневековые ювелиры
Альфонс X Мудрый (1221—1284) – Испанский король, который в совершенстве владел философией, астрологией, считался одним из самых образованных правителей тех времен. В его книгах были найдены записи о том, что драгоценные и полудрагоценные камни связаны с конкретными планетами и неподвижными звездами. Именно это заключает собственную ауру в предмете.
Камень безошибочно определяет и собирает «нужный» свет из всего спектра, а оттенки, которые не соответствуют природе камня, рассеиваются. Таким образом создается определенная энергетика.
Люди, которые стремятся достичь цели, должны подобрать «правильные» камни и расположить их там, где они будут подвергаться солнечным лучам. Оптимальное расположение: голова, шея, руки.
Ювелирных дел мастера XIII в. разбирались в ремесле куда лучше своих сегодняшних коллег. Кроме того, украшенные головные уборы – современная редкость.
Когда появилась шапка Мономаха
В 1518 году Константин IX император Византии подарил шапку Мономаха царевичу Владимиру, своему внуку. Это официальная версия появления короны. В тот момент Русью правил Иван III.
Шапка Мономаха не принадлежала Владимиру Мономаху. Хотя Константин любил преподносить короны в качестве подарка. Настоящий венец императора был изготовлена в Константинопольской мастерской. Когда Андрей I король Венгрии женился на Анастасии, дочери Киевского князя Ярослава Мудрого, корона перешла ему. Но эта корона не известная реликвия.
Существует и другая версия появления шапки. Она говорит о том, что царский реквизит – подарок Ивану Калите. Орнамент на основании головного убора и найденные записи в летописях дают жизнь этой неофициальной версии.
Кто носил шапку Мономаха?
Интересно то, что на самом деле шапку на голове нового правителя можно было увидеть только во время церемонии восхождения на престол. В дальнейшем царь пользовался «ежедневным» убором. А сам венец надежно прятался в кладовых вместе с другими царскими принадлежностями.
Иван V – последний царевич, надевавший шапку Мономаха. Это было в 1682 году. Занимательно то, что наследник страдал слабоумием и не мог управлять империей. Вместе с ним, короновали его младшего брата Петра I. Чтобы соблюсти все формальности, ювелиры изготовили дубликат венца, его точную копию.
Интересно!
Петр I вошел в историю, как один из самых великих правителей царской России.
Сегодня на реликвию и ее петровскую копию можно посмотреть в оружейной палате в Москве. Интересно, что шапке Мономаха нарочно не дали стоимости. Поэтому венец по праву считается бесценном национальным достоянием страны.
«Если русских останется один хутор, то и тогда Россия возродится.»
Шапка Мономаха: описание, история и значение
Шапка Мономаха- золотая шапка великих князей и царей, один из символов самодержавия в России. Другое название шапки Мономаха- корона Великих Московских князей.
Описание Шапки Мономаха
Шапка Мономаха хранится в настоящее время в Москве в Оружейной палате.
Это её самый древний памятник (конец 13- начало 14 века), настоящее сокровище Московского Кремля.
Вес шапки Мономаха 993,66 грамм (без меха 698 грамм).
Дорогой венец состоит из восьми золотых пластин и затянут изысканным кружевом. Тонкими нитями неведомый мастер сплел прелестный узор из остроконечных звезд и нежного, мягких очертаний цветка лотоса. Если внимательно вглядеться в орнамент, покажется, будто он покрыт едва уловимым глазу слоем золота.
Крупные зеленые изумруды, синие сапфиры, красные рубины и турмалины, нежно мерцающий круглый и продолговатый жемчуг выложены в венце в строго определенном порядке. Низ шапки широким мягким обручем стянул блестящий мех соболя.
Царская Шапка Мономаха.конец 13- начало 14 века. Оружейная палата Московского Кремля.
История происхождения и значение
Почему шапка названа Мономаховой? Кто изготовил ее и как она попала в русскую сокровищницу? Ученые пока не могут ответить на все вопросы.
Впервые некая “золотая шапка” упоминается в начале 14-го столетия в “духовной грамоте” ( то есть завещании) Московского князя Ивана Калиты (1284 или 1288 — 1340 гг.). Для русского народа это был век Возрождения после многолетней борьбы с монголо- татарским игом.
Именно тогда началось объединение княжеств вокруг Москвы- крупного ремесленного центра, по местоположению менее уязвимого для врагов. Возвышению будущей столицы способствовала и умелая политика московских князей.
В 1325 году Москву получает в удел внук Александра Невского Иван Калита. Тонкий дипломат, умный,рачительный хозяин, он сумел добиться звания великого князя. И с тех пор оно твердо закрепилось за его наследниками. Митрополит Петр перенес в этот город свою кафедру из Владимира.
К концу 14-го века вера в Москву и силу единства была настолько сильна, что русские полки вышли на Куликово поле и одержали победу.
Через 100 лет после Куликовской битвы великий князь Иван III, дед Ивана IV Грозного, стоял во главе уже сплоченного и сильного государства. “Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах”- писал Карл Маркс.
Между тем в середине 15-го века пала под натиском турок столица византийской империи Константинополь. Женившись на византийской принцессе, Иван III утвердил для своего обширного государства герб её родины: двуглавого орла. Русский правитель как бы желал подчеркнуть: Москва- наследница Византии.
Но хотя Иван III и называл себя царем, официально он по традиции носил титул великого князя, то есть старшего в княжеском роду.
Как освободиться от веками сложившихся привычек и преданий? Противопоставить им другие предания.
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.
В конце 15-го века в Москве написаны знаменитые “Сказания о князьях Владимирских”, в которых сообщалось о происхождении русских правителей от византийских императоров. Тогда же появилась легенда, согласно которой киевскому князю Владимиру Мономаху его дед византийский император Константин Мономах подарил знаки царской власти и среди них знаменитую шапку.
Да, такая легенда была нужна. Воссоединение не всегда происходило с согласия удельных князей. Новгород, Тверь, Рязань, происхождением более древние, чем Москва, сами претендовали на звание главного города, а для своего князя — на титул государя.
Легенда же подтверждала преемственность власти московских князей от византийских монархов и, значит, ее законность и неоспоримость.
Иван IV Грозный
Мономахов трон Ивана Грозного. 1551 г. Успенский Собор.Москва.
Предание не только повторялось в летописях и всевозможных сборниках, но также получило изобразительное воплощение. В 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля установили новое моленное место царю Ивану Грозному. Оно называлось “мономаховым троном”, и не случайно. На деревянных стенках трона в двенадцати клеймах были вырезаны сцены из “Сказаний о князьях Владимирских”.
Вот киевский князь Владимир Мономах со своей дружиной направляется в поход во Фракию. Его войска штурмом овладевают одним городом за другим. Русская дружина берет в полон жителей Фракии. Император Константин, напуганный таким сокрушительным ударом, созывает совет. Влиятельнейшие вельможи принимают решение выполнить требования Владимира, вставшего под стенами города. Константин отсылает князю знаки царской власти, и среди них венец. Удовлетворенный Владимир в Киеве венчается на царство этим венцом.
Само время делает легенду священной. В течение трех столетий никто и не подумал усомниться в ее достоверности. А на самом деле имела ли шапка Мономаха отношение к византийскому монарху и киевскому князю 12-го века Владимиру Мономаху?
В 19-ом веке небывало возрос интерес к отечественной истории и культуре. Тщательно изучались и получали новое осмысление древние памятники. Тогда-то и возникли горячие споры о происхождении заветной короны русских правителей.
Во-первых, путем простого сопоставления дат жизни доказали, что шапка не являлась подарком Константина Владимиру Мономаху. Византийский император умер, когда русскому князю было всего два года. Значит, легендарный поход во Фракию — чистейший вымысел.
Откуда же попал на Русь царственный венец? Этот вопрос до сих пор окончательно не решен.
Одни исследователи считали, что Мономахов венец византийской работы. Узор шапки кажется как бы слегка смазанным тончайшим слоем золота. Такую скань умели делать только в Византии.
Другие ученые утверждали, что шапка арабского происхождения. Однако самым убедительным кажется мнение выдающегося русского археолога 19-го века А.А.Спицына, посвятившего шапке Мономаха большое исследование.
Археолог Спицын А.А. (1858-1931 гг.)
Узор венца — туго закрученные в спираль завитки, звезда и лотос. Изображение лотоса из Индии перешло в орнамент Китая, а затем в Среднюю Азию. Самой близкой аналогией цветку на венце А.А.Спицын считал узор золотого украшения, найденного в 1902 году в Бухаре: те же мягкие очертания, изящный плавный рисунок.
Отрицая византийское происхождение шапки, исследователь настаивает на том, что это произведение восточного искусства, скорее всего 13-14-х веков и имеет много общего с изделиями Золотой орды.
А.А.Спицын предполагает, что шапка подарена московскому князю Ивану Калите золотоордынским ханом.
Мог ли хан сделать князю дорогой подарок? Отношения порабощенной Руси с угнетавшей ее Ордой складывались сложно. В условиях жестокого ига нужно было отстаивать свои интересы, копить силы для будущего освобождения.
В это время национальными героями стали князья- заступники за своих людей и за землю русскую. Это были князья- воины, павшие в неравном бою с пришельцами, и князья- страстотерпцы, мученически погибшие, не поклонившиеся язычникам и не приняв тем самым условий власти при захватчиках.
Позднее сформировался особый тип князя- политика, терпеливого и выдержанного по отношению к завоевателям и облегчавшего участь своего народа. Таким и был Иван Калита. Мудрые и влиятельные русские князья заставляли ханов считаться с собой. Бывало и так, что угнетавшие присылали угнетенным дары.
Предположения А.А.Спицына о подарке из Орды подтвердили изыскания советских археологов. В начале 80-х годов 20-го века близ Можайска велись раскопки Тушкова городища, во время которых нашли маленькую золотую вещицу, напоминавшую брошь. Цветок в ее узоре абсолютно соответствовал лотосу в Мономаховой шапке. И по форме, и по размеру изображения отличались лишь мелкими деталями, как бывает в изделиях одного мастера.
Что это за украшение? Скорее всего пряжка или большая пуговица. В древности их пришивали по две к вороту одежды друг против друга. Подобные парные пуговицы- застежки часто встречаются в курганах 14-го века на Нижнем Поволжье, неподалеку от столицы Золотой орды- Сарая.
Напрашивается новый вывод: золотоордынский хан 14-го века Узбек мог сделать князю Ивану Калите дорогой подарок, включив в него не только шапку, но и одежду, украшенную пряжками.
При тщательном осмотре найденной броши на каждом лепестке обнаружили отверстия, сквозь которые, вероятно, ее пришивали нитками к ткани. И тут же отверстия более крупные, скорее всего для крепления гвоздиками к дереву или к кожаной сбруе.
Становится понятно, каким образом родственный венцу золотой цветок из Москвы попал в отдаленную крепость Тушкова.
Дмитрий Донской в своей “духовной грамоте” завещал третьему сыну Андрею крепость Тушков, а также золотой пояс новгородской работы и какую-то “золотую снасть” — так на Руси называли конский убор. Вероятно, к тому времени драгоценные застежки уже спороли с одежды и одну из них приспособили для украшения конской сбруи.
Если все так, то шапка Мономаха работы неизвестного восточного мастера 13-14-х веков была подарена Ивану Калите и под названием “золотой шапки” значилась в сокровищнице московских князей почти до 16-го столетия.
Лишь с 1572 года она стала именоваться шапкой Мономаха.
Шапка Мономаха- символ власти русских царей
Шапкой Мономаха венчались на царство все русские цари с 1547 года до 1682 года. Последний раз ею был венчан на престол в 1682 году Иван V, старший брат Петра I.
В 1682 году связи с венчанием на царство двух царей- соправителей Ивана V и Петра I, для Петра (как младшего из братьев) изготовили похожую на шапку Мономаха корону «малого наряда» (другое название- Шапка Мономаха второго наряда).
Шапка Мономаха второго наряда. 1682 г. Оружейная палата Московского Кремля.
В 1721 году Петр I заменил традицию венчания на царство обрядом коронации. С 1762 года главной династической регалией стала Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. А шапка Мономаха вместе с другими регалиями находилась в Успенском Соборе и принимала участие как реликвия в императорских коронациях.
И все-таки многое в истории знаменитой шапки Мономаха остается неясным. Но есть надежда,что со временем ее тайну разгадают полностью.
Шапка Мономаха
Автор: Angel · Опубликовано 16.12.2018 · Обновлено 21.12.2018
Шапка Мономаха – первый венец или первая корона Царей Всея Руси. Как ни странно, она прекрасно сохранилась и дошла до наших дней в своем первозданном виде. Этой шапкой венчались на царство все Московские цари, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Петром I. Однако происхождение Шапки Мономаха в истории Руси весьма туманно, а само ее название скорее вводит в заблуждение, чем проясняет этот вопрос.
Кроме того, в те времена царские венцы делались не только исходя из красивости и ценности камней, иначе на всех них просто понатыкали бы алмазов и рубинов, как это начали делать с 18 века, например на знаменитой короне Российской империи, которая выглядит как большая хрустальная ваза.
Большая корона Российской империи. 18 век
Напротив, на Шапке Мономаха мы видим не только сапфиры, и изумруды, но и шпинель, не только золото, но и серебро с медью. И совсем не видим алмазов. Вряд ли это было сделано из экономии средств. В те времена на царственных особах экономить можно было только с большим риском для здоровья. По каким же причинам Шапка Мономаха выглядит столь небогато и почему, несмотря на это, ее ценность сегодня невозможно даже определить?
Камни на шапке Мономаха
Жемчуг на золотом кресте шапки Мономаха и в его основании имеется четыре жемчужины; на яблоке шапки Мономаха ещё три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней – четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего – 32 жемчужины. А также Шапку украшают:
Таким образом, на шапке Мономаха расположено шесть видов камней общим числом 43.
Сама шапка Мономаха изготовлена из золота. Внутри шапки, согласно Описи, винты медные. Опись 1696 года сообщает, что закладки и крючки внутренности шапки Мономаха, изготовлены из серебра.
Оценка качества использованных в оформлении шапки Мономаха камней и металлов невольно порождает вопрос: почему на таком значительном церемониальном предмете, фактически, короне Московских великих князей и царей, используются такие не столь драгоценные предметы как красная шпинель, серебро и медь, явно проигрывающие в цене рубинам и золоту?
Сделать это по недосмотру или из экономии было вряд ли возможно, ибо такие деяния в отношении такого предмета царской одежды были бы весьма чреваты для изготовителей. Поэтому смысл «замещения» рубинов тремя камнями красной шпинели и золота – серебром с медью всё-таки был другой, как, впрочем, и использование других более драгоценных камней и жемчуга.
Средневековая теория ювелирной работы
Испанский король Альфонс X Мудрый (1221—1284), один из самых образованных государей его времени, занимавшийся наукой, философией и астрологией, писал, что каждый драгоценный, полудрагоценный и поделочный камень обладает не только природой определённой планеты септенера, но и связан с определённой неподвижной звездой.
Альфонс X Мудрый (1221—1284)
Воспринимая окружающий свет, камень из всего светового спектра безошибочно «вычленяет» и «сублимирует» «свой» свет, который соответствует его природе. При этом излучение, не соответствующее природе камня, отсеивается. После «обработки» полученного и отобранного света камень «транслирует» квинтэссенцию собственной энергии вовне, в пределах «своей ауры».
Человеку для того, чтобы эффективнее добиваться определенных целей, необходимо подобрать соответствующий камень и начать использовать его влияние для усиления своего астрального тела. Выбор места присутствия камня по Альфонсу X Мудрому должен соответствовать главному принципу – минерал должен получать максимальное количество света. Поэтому к оптимальным местам его ношения относятся голова, шея, руки и соответствующие предметы одежды и костюма. Головные уборы, в том числе.
Ювелирные мастера XIII – XIV веков знали много больше своих сегодняшних европейских коллег, практически не работающих с украшениями, на головных уборах.
Когда была изготовлена шапка Мономаха
Для начала учтем, что официальная версия происхождения шапки Мономаха (обычно принято говорить, что это подарок Византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку Владимиру) формируется к 1518 году и относится к правлению Ивана III.
Византийский император Константин IX Мономах
То, что шапка никакого отношения к Владимиру Мономаху не имеет, наверное, уже ни для кого не секрет. И двухлетний возраст Владимира на момент смерти деда, византийского императора Константина IX Мономаха, и повальная детская смертность того времени, и борьба кланов за киевский трон, и экспертная оценка датировки шапки (не ранее XIII-XIV веков) – всё говорит в пользу того, что версия происхождения шапки «от Владимира Мономаха» не выдерживает проверки на достоверность.
Хотя следует заметить, что византийский император любил дарить короны. Так, настоящая корона Константина IX Мономаха была действительно изготовлена в Константинополе в императорских мастерских и подарена им венгерскому королю Андрею I (1047-1061) по случаю его бракосочетания с дочерью Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анастасией. Но эта корона, что называется, и рядом не лежала с Шапкой Мономаха.
Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею
Естественно, что тот, кто заказывал эту шапку для себя или для своих наследников был заинтересован в том, чтобы этот фактически царский венец вел свое происхождение от императоров Византии. Нужно вспомнить, что в Московской Руси все это «византиефильство» началось в царствование Ивана III, когда и сама Москва была названа Третьим Римом, а Иван III женился на дочери последнего византийского императора.
Само название «Шапка Мономаха» не должно вводить в заблуждение. История знает и другие случаи, когда царские или даже императорские венцы получали название по именам царственных особ, которые к ним не имели никакого отношения. Например, императорская корона Карла Великого – в средневековье именно она была самой престижной и значимой монаршей короной. Ею короновались почти все императоры Священной Римской империи. Однако, несмотря на свое название никакого отношения к Карлу Великому она не имела – разве что символическое. Поскольку изготовлена она была примерно в 960 году для императора Оттона Первого. А император Карл Великий (747 — 814) жил примерно за 150 лет до этого.
Императорская корона Карла Великого
Парадоксы «Царского титулярника»
В «Царском титулярнике» 1672 года, иллюстрированном портретами русских монархов, наблюдается прелюбопытная картина. Из всех Великих князей Киевских только на гравюре Владимира Мономаха «угадывается» прообраз исследуемой шапки. Но только «прообраз», так как «каноническому» виду шапки Мономаха головной убор Мономаха соответствует с большой натяжкой: клинообразной формой шлема и собольей опушкой.
Ни навершия с крестом, ни драгоценных камней, ни золотой скани – ничего этого на «гравюрной» шапке нет.
Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника
Это притом, что «Титулярник» был создан как «справочник по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составленный в качестве пособия в дипломатической переписке».
После Владимира киевские и московские князья – все изображены с непокрытыми головами. Вплоть до Ивана IV Грозного, который в этой шапке венчался на царство, став царем Всея Руси, что называется, официально.
С этого момента шапка, превратившаяся уже в царский венец или корону, изображена на головах всех московских царей вплоть до Петра I, который, кстати, венчался на царство не в оригинальной шапке Мономаха, а в ее копии – «шапке Мономаха второго наряда», изготовленной в мастерских Кремля специально для него.
В шапке Мономаха венчался его старший сводный брат царь Иван V.
Царь Иван V Алексеевич
Для кого могла быть изготовлена Шапка Мономаха
Прежде всего логично было бы предположить, что Иван Грозный и заказал себе Шапку Мономаха для венчания на царство.
Для того, чтобы понять, заказывал Иван Грозный шапку или нет, необходимо взглянуть на его гороскоп и соотнести этот гороскоп с геммоастрологическим анализом Шапки.
Тем более, что личный гороскоп Ивана Грозного в наличии имеется. В настоящее время это – первый известный гороскоп, созданный в России. Обнаружил его современный российский астролог Антон Григорьев в «Методе астрологии» Иоганна Гарце». Удивительного в этом ничего нет, поскольку Иван Грозный весьма тесно контактировал с иностранными астрологами и врачевателями.
Что же показывает это соотнесение. В принципе, камни употребленные при создании Шапки Мономаха, должны были бы усиливать некоторые положительные моменты царствования царя – забота о монаршей казне, забота о подданных и даже усиление любовных моментов жизни монарха. Что же, Иван Грозный действительно заботился о казне и даже хвастал своими богатствами перед иностранными послами.
Иван Грозный показывает английскому послу Горсею свои сокровища
В этом же русле стоят и завоевания Казани, Астраханского и Сибирского царств, которые, кстати, прибавили к головным уборам Грозного еще одну «шапку» – Казанскую. Эта шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Её изготовили ювелиры покоренного ханства – для нее использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.
Казанская шапка Ивана Грозного
Заметим опять же, что еще две шапки из царского арсенала – Астраханская и Сибирская, были изготовлены много позже правления Ивана Грозного.
Что касается усиления любовной компоненты, то она у Ивана Васильевича, имевшего 4 законных жены, и еще сколько-то незаконных, была безусловно усилена. Ну и, наконец, забота о подданных – здесь нет однозначного ответа. Заметим только, что жаркие споры о том, был ли царь Иван хорош для своих подданных, не утихают и по сей день.
Совмещение гороскопа Ивана Грозного и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха
Однако, по мнению специалистов, те, кто изготавливал шапку для Ивана Грозного, если предположить, что шапка изготавливалась именно для него, допустили при подборе элементов шапки, то есть подборе камней и металлов, несколько грубых ошибок. Употребив такие компоненты, как желтый сапфир, изумруд и медь, они открыли лично для клиента VI, VIII и XII дома его гороскопа, то есть активировали или, вернее, усилили кармические компоненты забот и болезней (VI дом), смерти (VIII дом) и длительной изоляции (XII дом).
Иван Грозный венчается на царство в Шапке Мономаха
Если предположить, что шапка изготавливалась конкретно под царствование Ивана Грозного, то ее изготовителей вполне можно обвинить в измене и сознательном преступлении против страны и престола, поскольку не найдётся ни современника Грозного, ни нынешнего историка, решившегося назвать время правления Ивана IV «золотым веком» российской истории. То есть тот факт, что Шапка Мономаха внесла свой, отнюдь не положительный вклад в историю России, не подлежит сомнению. Но допускать такие просчеты специально в те времена было слишком опасно, ведь другие астрологи и ювелиры запросто могли уличить злоумышленников и тогда их ждала бы участь царского чародея Елисея Бомелиуса. Таким образом, специально для Ивана Грозного такую шапку изготовить могли только самоубийцы.
Для кого же еще могла быть изготовлена эта Шапка? История утверждает, что Иван Грозный был первым царем, венчавшимся в Шапке Мономаха. Но на самом деле, был еще один человек, который так же венчался в этой шапке, но царем так и не стал. Соответственно, и имя его практически не упоминается в исторических хрониках.
«Железная маска» по-российски
Вернемся к эпохе Ивана Васильевича, но не четвертого, а его деда – Ивана Третьего. Собственно, именно при нем был поднят вопрос о переходе от статуса Московского Великого князя к статусу Государя Всея Руси.
Иван III Васильевич Великий
У Ивана III было две жены. Первая, Мария Борисовна Тверская, родила 15 февраля 1458 года сына Ивана, именуемого в историографии Иван Иванович Молодой. Умерла через 9 лет, в 1467 году, предположительно была отравлена. В 1472 году овдовевший Иван III заключает второй брак с более известной Софьей (Зоей) Палеолог, дочерью последнего византийского императора. Софья в 1479 году родила Ивану III второго сына – будущего московского князя Василия III, отца Ивана Грозного.
Примерно в это же время в 1483 году у сына Ивана III от первого брака, Ивана Молодого, от брака с Еленой Волошанкой рождается сын Дмитрий, внук Ивана III. Сам же Иван Молодой скоропостижно скончался в 1490 году. После этого серьезно встал вопрос о престолонаследии. Вначале Иван Третий склонился на сторону внука Дмитрия так, что даже решил сделать его своим соправителем. К февралю 1498 года Иван III решил подчеркнуть своё решение торжественной церемонией – венчанием на престол Дмитрия Внука, для чего и была использована Шапка Мономаха.
В этот день Иван III в сопровождении бояр ввёл своего тогда уже пятнадцатилетнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского. Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия Внука.
Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича Внука
Но ожесточенная борьба под великокняжеским ковром продолжалась, ибо гречанка Софья Палеолог была не из тех, кто принимает поражение. Есть историческая гипотеза, утверждающая, что именно ее настойчивому воздействию на мужа Московское государство обязано освобождением от татаро-монгольского ига. Тем более, она продолжала сражаться за августейшие права своего сына Василия, будущего отца Ивана Грозного.
В конце концов «партия», поддерживающая царевича Василия и великую княгиню Софью Палеолог, взяла верх, и часть сторонников Дмитрия и его матери Елены Волошанки была казнена. Иван III назвал Василия государем, великим князем Новгорода и Пскова, но какое-то время Дмитрий еще именовался великим князем Владимирским и Московским.
В 1502 году, после того как Иван III передал права наследования своему сыну Василию, Дмитрий с матерью попали в окончательную опалу, были заключены под стражу и их имена было запрещено упоминать при богослужениях. После смерти Ивана III, уже при Василии III в 1505 году Дмитрий был окован в «железа» и содержался в «тесном заключении», где и скончался в 1509 году. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Такова печальная судьба этого несостоявшегося монарха, приходившегося Ивану Грозному сводным двоюродным братом.
Шапка Мономаха для двоюродного брата Ивана Грозного
Вернемся к предположению, что именно Иван III заказал Шапку Мономаха для своего внука Дмитрия. Специалисты по геммо-астрологии проверили эту гипотезу, тем более что день рождения Дмитрия Внука известен – 10 октября 1483 года.
Итог анализа поразил исследователей. В аспектах камней и металлов к планетам нет ни одного дубляжа, ни одного аспекта к фиктивной точке, ни одного аспекта «в никуда» и только один негативный аспект. При этом, будто предусмотрительно «оставлены без внимания» природные вредители – Сатурн и Марс, явно не «блещущие» достоинствами и возможно управляющие в карте «неподлежащими открытию» домами.
Совмещение космограммы Дмитрия Внука и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха
Выводы были очевидны – это лучший выбор камней Первой группы и металлов применительно к космограмме Дмитрия Внука – лица, для которого «шапка Мономаха» и была изначально изготовлена. Камни на «шапку Мономаха» были нанесены для коронации внука Ивана III Дмитрия к февралю 1498 года по итогам геммоастрологических советов, данных мастерами стран Ближнего Востока.
Очевидно, что наличествует как внутренняя взаимосвязь подобранных камней и металлов между собой, так и взаимосвязь внешняя между камнями и металлами с планетами космограммы адресата шапки – Дмитрия Внука. Возможность совпадения, не зависящего от посторонней воли, здесь минимальна, то есть попросту ничтожно мала.
Конечно, необходимо учитывать, что даже сделанная по всем правилами и законам астрологической гемологии Шапка Мономаха не была предназначена для того, чтобы менять человеческую карму или судьбу самой по себе. Это не магический артефакт. Драгоценные камни и металлы лишь усиливают проходящее через них излучение небесных тел, давая дополнительные возможности своему носителю для того, чтобы усилить воздействие позитивных аспектов своей кармы и уменьшить воздействие негативных аспектов. Это своего рода оптический прицел, помогающий стрелку точнее поразить цель, но саму цель, как и направление выстрела и момент выстрела стрелок определяет сам.
Поэтому, будучи сделанной конкретно для Дмитрия Внука, Шапка Мономаха не изменила его печальной судьбы, и, в то же время, будучи плохо подходящей для его двоюродного брата Ивана Грозного, она тем не менее, не оказала на него столь негативного воздействия.
Впрочем, с точки зрения кармической это тоже может быть интерпретировано по-другому. И даже совсем наоборот.
Ведь Иван Грозный не зря был назван таким прозвищем. Непрерывные войны, отнюдь не все из которых были победоносны – при нем татары сожгли Москву. Истребление множества боярских и княжеских родов, опричнина, от которой во множестве пострадали и вовсе далекие от власти люди. Наконец, карма первого русского царя, как унаследованная от прошлых жизней, так и наработанная, была настолько тяжкой, что он прямо или косвенно уничтожил весь свой царственный род, став последним государем в своей династии – есть ли более тяжкое наказание для царствующей особы? После него в государстве началась Смута, в результате которой российское государство вообще могло исчезнуть как таковое, и которую он же вольно или невольно подготовил всеми своими действиями и своей политикой.
Эту картину можно интерпретировать как символическое изображение кармы Ивана Грозного
Он же заказал ему Шапку Мономаха и посоветовался с восточными астрологами, какими камнями и металлами она должна быть украшена. В пятнадцать лет Дмитрий стал соправителем государства, но уже через четыре года умирающий дед под воздействием жены Софьи Палеолог лишает его своего покровительства и он становится заключенным, русским вариантом «железной маски». То есть Дмитрий попал под жернова родовой кармы и, кто знает, может быть очистил ее своей трагической судьбой. Здесь нельзя ничего сказать с уверенностью, но страшно даже представить, что могло быть со страной, начни ею править государь с такой родовой кармой.
Предполагаемое изображение Дмитрия Внука на «Пелене Елены Волошанки»
Вполне возможно, что те астрологи, с которыми советовался Иван III, все это знали и подобрали камни для Шапки таким образом, чтобы они помогали ее носителю изживать свою карму наилучшим образом.
Совершенно очевидно, что вплоть до 17 столетия практически все короны и царские венцы делались с учетом данных гороскопа заказчика, и, соответственно кармических данных его самого и его рода. Соответственно этому подбирались драгоценные камни и металл. Такова железная корона лангобардов, которой, начиная с 7 века по 19 век, короновались все итальянские короли, императоры священной Римской империи и Австрийской империи, включая Наполеона.
Такова же и уже описанная выше Корона Карла Великого. Одной из последних таких корон была, по-видимому, корона Австрийской империи, она же личная корона Рудольфа II Габсбурга, изготовленная в Праге в 1602 году Жаном Вермейеном, одним из выдающихся ювелиров того времени.