Что значит шахид в исламе
Одним из составляющих элементов всех монотеистических религий считается мученичество. Если в христианстве погибших такой нелёгкой смертью канонизируют, то в исламе их причисляют к обитателям Рая.
В исламском вероучении мученики именуются шахидами, хотя у этого слова есть и другие трактовки. В данном материале мы будем его использовать исключительно в значении погибшего мученической смертью на пути Всевышнего. Причём смысл этого определения в Шариате сильно отличается от того, что традиционно понимается под термином «шахид» в современном обществе с подачи СМИ.
Кто считается шахидом
1. Погибший на поле битвы
В первую очередь к числу шахидов причисляются воины, которые стали жертвами боевых действий, ЗАЩИЩАЯ собственную страну, город или семью от агрессии извне. Во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) мучениками считались верующие, которые погибли в сражениях при Бадре или Ухуде, когда мусульмане воевали с многобожниками. За принятие мученической смерти им была обещана великая награда. В Коране сказано:
«Не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169)
Кроме того, по мнению богословов, шахидом может считаться человек, который погиб, защищая свою семью, родных и близких в мирное время. Но мучеником может быть признан лишь человек, исповедовавший ислам.
2. Убитый, будучи неповинным
В частности, это касается мирного населения, которое страдает во время боевых действий, бомбёжек и обстрелов населённых пунктов, захватов зданий террористами (последние в случае гибели не могут считаться шахидами с точки зрения Шариата – прим. Islam.Global) и т.д. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Убитый несправедливо – шахид» (ан-Насаи).
3. Если жертва защищала имущество
Речь идёт о верующих, погибших при защите своего дома или иного имущества, которое стремятся у них отнять путём грабежа или разбоя. В одном из хадисов сказано: «Кто погибнет, защищая свою собственность, тот станет мучеником» (Тирмизи).
4. Умершие от болезней, природных катаклизмов и иных форс-мажорных обстоятельств
Подтверждение этому мы можем найти в хадисе, который приводят Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад: «Наряду с убитыми на поле битвы мучениками также считаются: скончавшийся от чумы, утопленник, умерший от плеврита, заболевания желудка, погибший под развалинами зданий или от многочисленных ожогов, женщина, скончавшаяся во время родов или беременности». В риваяте от имама Ахмада также говорится о женщинах, умерших от послеродового кровотечения.
Кто не может быть шахидом
Мученичество в суннизме и шиизме
«А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады» (3:195)
У шиитов шахидом признаётся только последователь шиизма – как «истинного учения праведных имамов». Сунниты же не столь категоричны в данном вопросе, хотя имеются и некоторые оговорки.
Дозволено ли совершать по шахидам джаназа-намаз?
В вопросе омовения тела шахидов и совершения погребальной молитвы мнения богословов разделились. Одни считают, что этого делать не стоит. В качестве подтверждения они приводят слова Анаса ибн Малика: «Во время сражения при Ухуде мы не совершали омовения тел шахидов, а хоронили их в крови, не совершая заупокойную молитву» (Абу Дауд). Другие же уверены, что джаназа-намаз дозволен над мучениками. Они ссылаются на хадис, в котором говорится, что Посланник Аллах (с.г.в.) выполнил погребальную молитву над Хамзой, который был убит при Ухуде (Ахмад).
Часть учёных придерживаются позиции, что после сражений не следует совершать джаназа над каждым погибшим, так как это займёт много времени. Если же шахидов не так много и имеется для этого возможность, то лучше будет совершить заупокойную молитву, но это не будет считаться коллективным фардом. Такое мнение высказывал шейх Альбани.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Смерть шахида или признаки благого конца жизни человека
У ученых есть такое высказывание «Как человек жил в таком состоянии и уйдет из жизни».
В продолжение этого высказывания хотелось бы вспомнить слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Как вы будете жить, так и умрете. Как умрете, так и воскресните».
В книге «Ахкам аль-Джанаиз» – «Нормы Шариата, касающиеся похорон» шейха аль-Албани описываются признаки благого конца жизни человека.
Всевышний Аллах установил ясные признаки, которые свидетельствуют о благом конце жизни человека. И если какой-либо из этих признаков проявился при смерти человека, это указывает на благой конец его жизни. Перечислим ниже эти признаки:
1. Произнесение свидетельства единобожия (шахада) перед смертью.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, чьими последними словами (в этой жизни) были: «Ля иляха илля-Ллах», — обязательно войдет в Рай» (аль-Хаким и другие).
2. Появление капелек пота на лбу перед смертью
«Когда Бурейда ибн аль-Хусайб находился в Хорасане, он навестил своего дядю по матери, который сильно заболел. Прийдя к нему, он увидел, что его дядя умирает, а его лоб покрылся капельками пота. Тогда Бурейда произнес: «Аллаху акбар! («Аллах Превелик!»), — после чего сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говорил: «Верующий умирает с испариной на лбу» (Ахмад (текст хадиса приведен в его изложении), ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ат-Таялиси и Абу Нуайм).
3. Смерть в ночь на пятницу или в пятницу
«Аллах избавляет от испытания в могиле всякого мусульманина, который умирает в пятницу или в ночь на пятницу» (Ахмад, аль-Фасави и ат-Тирмизи).
Всевышний Аллах сказал: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих» (сура 3 «Али ‘Имран=Семейство ‘Имрана», аяты 169-171).
5. Смерть во время похода на пути Аллаха
Хадис: «Умерший или убитый на пути Аллаха является шахидом. Сломавший себе шею, упав с лошади или верблюда, или укушенный ядовитым насекомым или умерший в своей постели любой смертью, которую пожелал Аллах, является шахидом. И Рай будет ему (наградой)» (Абу Дауд, аль-Хаким и аль-Байхаки. Слабый хадис).
«…и умерший от чумы является шахидом» (Муслим и Ахмад).
7. Смерть от болезней живота
Хадис: «…и умерший от болезни живота является шахидом» (Муслим и другие).
8. Смерть утопленника
9. Смерть по причине обвала
10. Смерть женщины во время беременности и послеродового кровотечения
Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «…и женщина, которую убьет находящийся в её чреве ребёнок, является шахидом. [Этот ребёнок будет тащить её через пуповину в Рай]» (Ахмад, ад-Дарими и ат-Таялиси. Дополнение в квадратных скобках приведено у ат-Таялиси, Ахмада и ат-Табарани).
11. Смерть от пожара
12. Смерть от плеврита
Хадис Джабира ибн Атика со слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Семеро являются шахидами, помимо убитого на пути Аллаха: умерший от чумы является шахидом, и утонувший является шахидом, и умерший от плеврита является шахидом, и умерший от болезни живота является шахидом, и сгоревший в огне является шахидом, и погибший под обломками является шахидом, и женщина, умершая во время беременности, является шахидом» (Малик, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким и Ахмад).
13. Смерть от туберкулеза
Это следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Погибший (на пути Аллаха) является шахидом, и умершая от послеродового кровотечения является шахидом, и сгоревший в огне является шахидом, и утонувший является шахидом, и умерший от туберкулеза является шахидом, и умерший от болезни живота является шахидом» (ат-Табарани).
14. Гибель при защите своего имущества, которое пытались отнять силой
Хадис: Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Один мужчина пришёл к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и спросил: «О посланник Аллаха, скажи, что я должен делать, если ко мне явится человек, желающий отобрать мое имущество?» Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Не отдавай ему своего имущества!» Мужчина спросил: «А если он нападёт на меня?» Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Сражайся с ним!» Мужчина спросил: «Скажи, а если он убьёт меня?» Он сказал: «Тогда ты (станешь) шахидом». Мужчина спросил: «А если я убью его?» Он сказал: «Тогда он попадёт в Ад» (Муслим, ан-Насаи и Ахмад).
16. Гибель при защите своей религии
17. Гибель при защите своей человеческой жизни
Хадис: «Тот, кто погибнет в результате причиненного ему притеснения, является шахидом» (ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ахмад).
18. Гибель во время несения дозора и охраны границ мусульманского государства на пути Аллаха
Хадис: «День и ночь несения дозора на границе лучше поста и ночных молитв в течение месяца. Если же человек умрёт (в это время), дела, которые он обычно совершал, продолжатся, и он будет получать свой удел (в Раю), и убережется от двух допрашивающих (ангелов)» (Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Хаким и Ахмад).
19. Смерть в момент совершения благодеяния
Этот вывод следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Кто скажет: «Ля иляха илля-Ллах», стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай. И кто постится день, стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай. И кто подаст садаку, стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай» (Ахмад).
Эльвира Маликова, специально для Исламского портала
Кого можно называть шахидом?
Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai
Исламский информационно-образовательный портал
Вопрос: Кого можно называть шахидом?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал[1]:
الشَّهَادَةُ سَبْعٌ سِوَى الْقَتْلِ فِيْ سَبِيْلِ اللهِ الْمَطْعُوْنُ شَهِيْدٌ وَالْغَرِقُ شَهِيْدٌ وَصَاحِبُ ذَاتِ الْجَنْبِ شَهِيْدٌ وَالْمَبْطُوْنُ شَهِيْدٌ وَصَاحِبُ الْحَرِيْقِ شَهِيْدٌ وَالَّذِيْ يَمُوْتُ تَحْتَ الْهَدَمِ شَهِيْدٌ وَالْمَرْأَةُ تَمُوْتُ بِجُمَعٍ شَهِيْدٌ
«Есть семь видов мученичества, кроме тех, кто убит на пути Аллаха. Тот, кто умер от чумы, – мученик; тот, кто утонул, – мученик; тот, кто умер от зат аль-джанб, – мученик; мабтун – мученик; тот, кого сожгли, – мученик; тот, кто убит обрушившимся зданием, – мученик; и женщина, умершая во время беременности, – мученица» (Абу Дауд, 3/188, Мактаба аль-асрийя)
Алляма Абдуль-Хайй аль-Лякнави (да помилует его Аллах) сказал, что следующие люди получат статус шахида[2]:
1. Тот, кто умер в благородной войне.
2. Тот, кто умер от чумы.
3. Тот, кто умер от болезни внутренних органов.
5. Тот, кто умер от плеврита.
6. Тот, кто умер от пожара.
7. Женщина, которая умерла во время беременности.
8. Тот, кого забили до смерти.
9. Тот, кто сильно желал умереть шахидом.
10. Тот, кто умер от туберкулеза.
11. Тот, кто умер в пути.
12. Тот, кто умер от ядовидого укуса.
13. Тот, кто умер от наводнения.
14. Тот, кого съел зверь.
15. Тот, кто упал с лошади/средства передвижения.
16. Тот, кто умер от падения.
17. Тот, кто умер в своей постели, отправившись на благородную войну.
18. Тот, кто умер, защищая свою религию.
19. Тот, кто умер, защищая себя.
20. Тот, кто умер, защищая свою семью.
21. Тот, кого несправедливо убили.
22. Тот, кто умер в тюрьме, после того как был несправедливо в нее посажен.
23. Тот, кто испытывает страсть, но сохраняет целомудрие.
24. Тот, кто умирает в поиске знаний.
25. Та, которая умирает во время беременности, или во время родов, или пока кормит грудью.
26. Тот, кто спокойно остается в городе, зараженном чумой.
27. Тот, кто готовился к благородной войне.
29. Тот, кто проявляет терпение в общении с женой.
30. Тот, кто двадцать пять раз в день читает:
اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت
Перевод: «О Аллах, благослови меня в смерти и в том, что придет после смерти».
Транскрипция: «Аллахумма барик ли филь-маут уа фима ба’даль-маут».
31. Тот, кто читает намаз ад-духа, постится три дня каждый месяц и не пропускает намаз витр ни дома, ни в пути.
32. Тот, кто следует Сунне во времена упадка.
33. Достойный доверия и честный предприниматель.
34. Тот, кто на смертном одре сорок раз прочтет:
لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين
Перевод: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты чист от всех изъянов, [мой Господь, прости меня за то, что] я был в числе притеснителей».
Транскрипция: «Ля иляха илля анта субханака инни кунту мин аз-залимин».
35. Тот, кто снабжает горожан едой.
36. Тот, кто читает азан в надежде на награду.
37. Тот, кто заботится о жене и семье, велит им подчиняться Аллаху и снабжает их дозволенным пропитанием.
38. Тот, кто сто раз прочитает салават.
39. Тот, кто каждый день утром и вечером читает:
اللهم إني أشهد أنك أنت الله الذي لا إله إلا أنت وحدك لا شريك لك وأن محمدا عبدك ورسولك أبوء بنعمتك علي وأبوء بذنبي فاغفر لي إنه لا يغفر الذنوب غيرك
Перевод: «О Аллах! Я свидетельствую, что ты Единственный Бог, нет Господа, кроме Одного Тебя, у тебя нет сотоварища, и Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) – Твой раб и Посланник. Я признаю твои милости мне и признаюсь в грехах. Прости меня. Воистину, никто не прощает грехи, кроме Тебя».
Транскрипция: «Аллахумма инни ашхаду аннака анталлах аллязи ля иляха илля инта уахдака ля шарика ляка уа анна Мухаммадан ‘абдука уа расулюк, абуу бини’матика ‘алейя уа абуу бизанби, фагфир ли иннаху ля ягфиру-з-зунуба гейрак».
40. Тот, кто каждое утро читает по три раза следующее:
أعوذ بالله السميع العليم من الشيطن الرجيم
Перевод: «Я прошу защиты у Аллаха, Всеслышащего, Всезнающего, от проклятого шайтана».
Транскрипция: «А’узу билляхи ас-сами’ аль-‘алим минаш-шайтани-р-раджим».
هُوَ ٱللَّهُ ٱلَّذِى لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَۖ عَـٰلِمُ ٱلۡغَيۡبِ وَٱلشَّهَـٰدَةِۖ هُوَ ٱلرَّحۡمَـٰنُ ٱلرَّحِيمُ (٢٢) هُوَ ٱللَّهُ ٱلَّذِى لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡمَلِكُ ٱلۡقُدُّوسُ ٱلسَّلَـٰمُ ٱلۡمُؤۡمِنُ ٱلۡمُهَيۡمِنُ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡجَبَّارُ ٱلۡمُتَڪَبِّرُۚ سُبۡحَـٰنَ ٱللَّهِ عَمَّا يُشۡرِڪُونَ (٢٣) هُوَ ٱللَّهُ ٱلۡخَـٰلِقُ ٱلۡبَارِئُ ٱلۡمُصَوِّرُۖ لَهُ ٱلۡأَسۡمَآءُ ٱلۡحُسۡنَىٰۚ يُسَبِّحُ لَهُ ۥ مَا فِى ٱلسَّمَـٰوَٲتِ وَٱلۡأَرۡضِۖ وَهُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ (٢٤)
Перевод: «Он Аллах, кроме Которого нет другого Бога, Знающий скрытое и явное, Милостивый, Милующий. (22) Он Аллах, кроме Которого нет другого Бога, Властелин, у Кого нет недостатков, Мир, Хранитель веры, Который заботится о творениях, Победитель, Кто принуждает рабов, к чему захочет, Величественный, Он чист от всех тех, кого ему приписывают как сотоварищей. (23) Он Аллах, Создатель, Творец, Придающий форму. У Него прекрасные имена. Все, что на небесах и на земле, восхваляет Его, и Он Победитель, Мудрый» (24).
41. Тот, кто умер в пятницу.
42. Тот, кто умер с надеждой на мученичество.
Алляма Лякнави (да помилует его Аллах) назвал эти сорок два типа людей. Другие ученые прибавили к ним еще некоторые виды.
А Всевышний Аллах знает лучше.
[1] سنن أبي داود (3/ 188)
حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ جَابِرِ بْنِ عَتِيكٍ، عَنْ عَتِيكِ بْنِ الْحَارِثِ بْنِ عَتِيكٍ، وَهُوَ جَدُّ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ أَبُو أُمِّهِ، أَنَّهُ أَخْبَرَهُ أَنَّ عَمَّهُ جَابِرَ بْنَ عَتِيكٍ، أَخْبَرَهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَاءَ يَعُودُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ ثَابِتٍ، فَوَجَدَهُ قَدْ غُلِبَ، فَصَاحَ بِهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَلَمْ يُجِبْهُ فَاسْتَرْجَعَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَقَالَ: غُلِبْنَا عَلَيْكَ يَا أَبَا الرَّبِيعِ، فَصَاحَ النِّسْوَةُ، وَبَكَيْنَ فَجَعَلَ ابْنُ عَتِيكٍ يُسَكِّتُهُنَّ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «دَعْهُنَّ، فَإِذَا وَجَبَ فَلَا تَبْكِيَنَّ بَاكِيَةٌ» قَالُوا: وَمَا الْوُجُوبُ؟ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: «الْمَوْتُ» قَالَتِ ابْنَتُهُ: وَاللَّهِ إِنْ كُنْتُ لَأَرْجُو أَنْ [ص:189] تَكُونَ شَهِيدًا، فَإِنَّكَ كُنْتَ قَدْ قَضَيْتَ جِهَازَكَ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَدْ أَوْقَعَ أَجْرَهُ عَلَى قَدْرِ نِيَّتِهِ، وَمَا تَعُدُّونَ الشَّهَادَةَ؟» قَالُوا: الْقَتْلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ تَعَالَى، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » الشَّهَادَةُ سَبْعٌ سِوَى الْقَتْلِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ: الْمَطْعُونُ شَهِيدٌ، وَالْغَرِقُ شَهِيدٌ، وَصَاحِبُ ذَاتِ الْجَنْبِ شَهِيدٌ، وَالْمَبْطُونُ شَهِيدٌ، وَصَاحِبُ الْحَرِيقِ شَهِيدٌ، وَالَّذِي يَمُوتُ تَحْتَ الْهَدْمِ شَهِيدٌ، وَالْمَرْأَةُ تَمُوتُ بِجُمْعٍ شَهِيدٌ
[2] إتحاف النبلاء بفضل الشهادة وأنواع الشهداء لعبد الله الغماري (42-43) عالم الكتب
وأما إذا ورد في كون عامل عملٍ خاصٍ شهيدا فليس المراد بأن العمل جهاد: قال العلامة عبد الحي اللكنوي رحمه الله في «التعليق الممجد»:
«قد ورد في الأخبار عدد كثير لمن يجد ثواب الشهادة فمن ذلك المقاتل المجاهد وهو أعلى الشهداء والمطعون والمبطون والغريق وصاحب ذات الجنب والحريق والتي تموت بجمع والذي يموت بهدم ومن يقصد الشهادة ويعزم عليه ولا يتفق له ذلك كما هو ثابت في حديثي الباب وصاحب السيل أخرجه أحمد من حديث راشد بن حبيش والطبراني من حديث سلمانوالغريب أي المسافر بأي مرض مات أخرجه ابن ماجه من حديث ابن عباس والبيهقي في «الشعب» من حديث أبي هريرة والدارقطني من حديث ابن عمر والصابوني في «المائتين» من حديث جابر والطبراني من حديث عنزة أخرجه الديلمي من حديث أنس وللديغ والشريق والذي يفترسه السبع والخار عن دابته رواها الطبراني من حديث ابن عباسوالمتردي أخرجه الطبراني من حديث ابن مسعود والميت على فراشه في سبيل الله رواه مسلم من حديث أبي هريرة والمقتول دون ماله والمقتول دون دينه والمقتول دون دمه والمقتول دون أهله أخرجه أصحاب السنن من حديث سعيد بن زيد أو دون مظلمته أخرجه أحمد من حديث ابن عباس والميت في السجن وقد حبس ظلما رواه ابن مندة من حديث علي والميت عشقا وقد عف وكتم أخرجه الديلمي من حديث ابن عباس والميت وهو طالب العلم أخرجه البزار من حديث أبي ذر وأبي هريرة والمرأة في حملها إلى وضعها إلى فصالها ماتت بين ذلك أخرجه أبو نعيم من حديث ابن عمر والصابر القائم ببلد وقع به الطاعون أخرجه أحمد من حديث جابر والمرابط في سبيل الله ومن قتل بأمره الإمام الجائر بالمعروف ونهيه عن المنكر ومن صبر من النساء على الغيرة أخرجه البزار والطبراني من حديث ابن مسعود ومن قال كل يوم خمسا وعشرين مرة «اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت» أخرجه الطبراني من حديث عائشة ومن صلى الضحى وصام ثلاثة أيام من الشهر ولم يترك الوتر في سفر ولا حضر أخرجه الطبراني من حديث ابن عمر والمتمسك بالسنة عند فساد الأمة أخرجه الطبراني من حديث أبي هريرة والتاجر الأمين الصدوق أخرجه الحاكم من حديث ابن عمر ومن دعا في مرضه أربعين مرة «لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين» ثم مات أخرجه الحاكم من حديث سعد وجالب طعام إلى بلد أخرجه الديلمي من حديث ابن مسعود والمؤذن المحتسب أخرجه الطبراني من حديث ابن عمر ومن سعى على امرأته أو ما ملكت يمينه يقيم فيهم أمر الله ويطعمهم من حلال ومن اغتسل بالثلج فأصابه برد ومن صلى على النبي صلى الله عليه وسلم مائة مرة أخرج الأول ابن أبي شيبة في «المصنف» عن الحسن والثاني الطبراني في «الأوسط» من حديث أنس ومن قال حين يصبح وحين يمسي «اللهم إني أشهدك أنك أنت الله الذي لا إله إلا أنت وحدك لا شريك لك وأن محمدا عبدك ورسولك أبوء بنعمتك علي وأبوء بذنبي فاغفر لي إنه لا يغفر الذنوب غيرك» أخرجه الأصبهاني من حديث حذيفة ومن قال حين يصبح ثلاث مرات «أعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم ويقرأ ثلاث أيات من سورة الحشر أخرجه الترمذي من حديث معقل ومن مات يوم الجمعة أخرجه حميد بن منجويه من حديث رجل من الصحابةومن طلب الشهادة صادقا أخرجه مسلم فهذه خمسة وأربعون ورد فيهم أن لهم أجر الشهداء وقد ساق الأخبار الواردة فيها السوطي في رسالته «أبواب السعادة في أسباب الشهادة» مع زيادة
التعليق الممجد لللكهنوي ت1304ه (89-91) دار السنة والسيرة | دار القلم
Кто является шахидом, и как его хоронят?
Вопрос: Объясните мне, пожалуйста, кто такой шахид (мученик) и каковы правила гусля, джаназы и похорон в отношении шахида?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Под термином «шахид» обычно подразумевается человек, сражавшийся на пути Аллаха и павший на поле боя. Термин «шахид» также может относиться к несправедливо убитому мусульманину или даже к мусульманину, умершему в результате серьезной болезни. Степень шахида – это то, чему каждый мусульманин должен завидовать, и что каждый из мусульман должен стремиться получить. В хадисах указывается большое количество наград, уготованных для шахида, – таких, как прощение всех его грехов (кроме долгов) еще до того, как его кровь коснется земли, возможность увидеть свое местопребывание в раю, спасение от ада, возможность заступиться за 70 приговоренных к аду родственников и ввести их в рай и т. д.
Что касается правил гусля (купания) и похорон, шариат (исламский кодекс) различает две категории шахидов:
1) Шахиды дуньяви – люди, убитые и получившие статус шахида в этом мире (без гусля и савана) и на том свете.
2) Шахиды ухрави – люди, убитые/умершие и получившие статус шахида только в могиле и на том свете, но не в этом мире.
a) он ничего не пил и не ел,
б) не прибегал к медицинской помощи,
в) не был убран с поля сражения,
г) не оставался жив в течение одного временного периода для намаза, будучи в сознании,
д) после нападения или сражения он не говорил много и не вступал ни в какие из мирских отношений (например, торговлю и т.д.),
тогда он будет считаться шахидом в этом мире и в следующем (шахид дуньяви). Следовательно, его не будут омывать (совершать гусль) и похоронят в той одежде, в которую он был одет. Все, что не подпадает под категорию основного савана, следует снять. Если на одежде шахида имеется какая-то наджаса (нечистоты), ее следует смыть.
Если же хотя бы одно из указанных мирских благ затронуло его, он не будет считаться шахидом дуньяви, а будет отнесен к категории шахидов ухрави, т. е. он будет омыт, одет в саван и похоронен как обычно. (Фатава Хиндия)
Тем не менее, ему будет дано высокое положение шахидов в Ахирате (на том свете).
Если человек умер в аварии, утонул или был сожжен без действий со стороны врага, то он будет считаться шахидом в Ахирате, но не в этом мире (т. е. он будет шахидом ухрави). Поэтому его омоют (совершат гусль), оденут в саван и похоронят как обычно.
Есть много других примеров, когда человек считается шахидом ухрави. Таковыми являются, например, умершие вследствие брюшной болезни, погибшие в аварии, умершие при родах женщины и др. Хотя они будут наслаждаться высоким статусом шахидов в Ахирате, они должны быть омыты, одеты в саван и похоронены как обычно.
Человек, совершивший самоубийство, не считается шахидом. Он должен быть омыт, одет в саван и похоронен как обычно. (Хаскафи. Дурр мухтар)
Если шахид дуньяви, умирая, был в состоянии джанабата (большого загрязнения, неискупанности), ему (ей) нужно совершить гусль.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)