Что значит шахада в исламе
Шахада и её достоинства
Шахада (свидетельство) представляет собой один из важнейших постулатов веры. Именно с произнесения слов свидетельства начинается верование мусульманина в единого Аллаха – для принятия ислама человеку достаточно осознанно произнести шахаду, и с этого момента он будет считаться мусульманином.
В одном из хадисов Пророка (с.г.в.) говорится: «Вера имеет 70 с лишним степеней, высшей из которых являются слова «Ля иляха илляЛлах»» (приводится Муслимом и Бухари).
Произнося шахаду, человек свидетельствует о своёй убеждённости в существовании Всевышнего Творца и Его Заключительного посланника (с.г.в.). Её текст несложный:
Ашхаду алля иляхя илляЛлах, уа ашхаду анна Мухаммада расулюЛлах
Нередко концовку произносят в виде: «…уа ашхаду анна Мухаммадан габдуху уа расулюх» («Мухаммад – Его Раб и Посланник»).
Мусульмане-шииты иногда традиционную шахаду завершают дополнительной фразой «уа Алийун валийуЛлях» («Али – наместник Аллаха»). Однако добавление данной части к словам свидетельства для них не обязательно.
Первая часть шахады означает, что Аллах является единственным Богом, обладающим абсолютной властью и могуществом над всеми творениями. У Него нет ни сотоварищей, ни детей, поскольку он ни в ком не нуждается и самодостаточен.
Верующий должен иметь искреннюю убежденность, что никто, кроме Единого Создателя, не достоин поклонения. Придание Ему сотоварищей, то есть признание наряду с Создателем каких-либо иных божеств (ширк), считается страшнейшим грехом в исламе. Священный Коран содержит предостережение:
Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех (4:48)
Вторая часть шахады гласит, что Мухаммад (с.г.в.) является Божьим Посланником и Пророком, ниспосланным в качестве милости всему человечеству. В исламском вероучении подчёркивается, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) занимает особую роль среди всех Пророков и Посланников, так как он был ниспослан не к отдельному народу, а ко всему человечеству. Кроме того, Священная Книга, доведённая до людей через Мухаммада (с.г.в.), – Коран – будет действовать до наступления Судного дня, и Аллах будет оберегать её от различных искажений и нововведений.
Условия произнесения шахады
1. Осознание её смысла. При произнесении слов свидетельства человек должен чётко понимать сказанное им, а также иметь искреннюю убеждённость в истинности шахады. Несмотря на краткость этой формулы, она несёт в себе глубокий смысл.
2. Отказ от убеждений, противоречащих ей, то есть от суждений, явно противоречащих свидетельству.
3. Искренняя убеждённость. Человек не должен сомневаться относительно истинности произносимых слов.
4. Повиновение. Раб Аллаха должен быть покорным в соблюдении требований шахады.
Достоинства шахады
Шахада, будучи одним из постулатов веры, обладает немалым достоинством для людей, которые произносят её с соблюдением всех необходимых условий.
Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) произнёс: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил своего Создателя с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдёт в Рай!» (приводится Муслимом).
В другом хадисе, который содержится в сборнике Бухари, имеется следующее изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Поистине Аллах сделал запретным огонь тому, кто скажет «Ля иляха илляЛлах», устремившись тем самым к Лику Всевышнего».
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Подскажите пожалуйста, что нужно делать «начинающей» мусульманке? В моём месте жительства есть мечети,но нет кого-то, кто бы мог объяснить на русском языке. Где искать наставника? Как научиться правильно молиться?? Смотрела в интернете, выглядит очень сложно и мне кажется нереально запомнить, в какое время что произносить и вообще помнить наизусть. Так же где можно найти правильное трактование Корана, потому как просто читать в переводе его сложно? А так же где прочитать историю мира согласно исламу?
Ассаляму алейкум! Читаю Священный Куран, произнес вслух Шахаду. Хочу произнести Шахаду перед своими двумя друзьями мусульманами, как это лучше сделать? У как мне поступить если я еще не сделал обрезание?
Уа алейкум салям! Рады Вашему решению. Обрезание не является обязательным для мусульман. Шахаду можете произнести в присутствии друзей в любой удобной обстановке (пригласив их к себе домой, в кафе, парке, на работе или по месту учебы и пр.).
Добрый вечер. Очень хочу принять Ислам в мечети, хотела бы узнать как это происходит там? Нужно ли предварительно сходить и договорится? И что нужно сделать прежде чем идти?
Ассаляму алейкум, мы рады Вашему решению. Можно предварительно всё разузнать, но можно также пойти сразу с намерением принять ислам. Для этого совершите полное омовение и облачитесь в одежду согласно исламским канонам.
Islam Global, Благодарю за ответ. Подскажите ещё такой момент, сейчас на ногтях у меня гель-лак(укрепление), я так понимаю для полного омовения, его нужно убрать? И правильно ли я поняла из статьи про омовение, я его делаю перед походом в мечеть и после принятия Ислама, тоже?
Islam Global, и могу ли я придти с ребенком? Не с кем её оставить. По отцу она мусульманка.
Шахада
Слова шахады: перевод, смысл и условия правильности
Шахада является первым и основным из пяти столпов Ислама. С арабского языка ее значение переводится как «свидетельство». Слова шахады произносятся новообращенными при принятии Ислама, а также каждым мусульманином минимум раз в жизни. Говорить их надо вслух, правильно и целенаправленно, с ясным пониманием смысла и принятием сердцем.
Произнесение шахады
Шахада — это основное условие для принятия Ислама. Оно заключается в признании единственности Аллаха, а также пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Произносить слова надо на арабском.
Текст шахады на арабском
أَشْهَدُ اأَلاّ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Текст шахады транскрипция
Ашхаду алля иляяhа илляЛлаh. Уа ашхаду анна Мухаммадар-расуулюллаh.
Текст шахады на русском
Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад — Его посланник.
Как правильно произносить шахаду на арабском: аудиофайл
Наличие свидетелей не является условием имана (веры). Произнесение слов шахады при свидетелях нужно чтобы потом можно было судить о человеке как о муслиме. В случае джаназа, наследства или никаха. Однако, перед Господом человек уже становится мусульманином, даже если никто не слышал, как он сказал эти слова. Произнеся текст шахады о принятии ислама на русском, с искренностью и пониманием смысла, также можно стать муслимом.
Смысл шахады
Перед тем как произносить шахаду, необходимо понять ее смысл. Слово шахада — это существительное, происходящее от глагола «шахида», означающего «он наблюдал, был свидетелем или свидетельствовал». Человек, дающий показания, называется шахид, с ударением на первом слоге. Шахада объединяет эти два действия – быть свидетелем и свидетельствовать. То есть убедиться и признать самому, а затем быть свидетелем, передающим свое убеждение другим.
Что значат слова шахады на русском? Это утверждение того, что поклоняться нельзя никому кроме Аллаха. Так как только Он достоин этого и нет кроме него другого божества. А также признание Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тем, кто передал людям послание от Создателя, Его пророком.
Значение слов шахады
Слова «ля иляха» означают «нет божества». Они являются отрицанием возможности поклонения чему-либо, кроме Аллаха. «ИллялЛах» переводятся «кроме Аллаха» — это бесспорное утверждение, что Аллах тот, кому следует поклоняться.
Итак, текст шахады включает отрицание и утверждение. Подтверждение есть в священном Коране.
«Поклоняйтесь Аллаху, и не придавайте Ему сотоварищей». [4: 36]
«И помните, когда Ибрагим сказал своему отцу и народу: «я не имею отношения к тому чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня и ведет прямым путем». [43:26-27]
Как видно из аятов Корана, свидетельство веры заключается в признании Аллаха тем, кому должны поклоняться и отрицании приобщения к нему других объектов поклонения.
В те времена, когда наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) занимался призывом курайшитов Мекки к Исламу, большинство из них признавали Аллаха творцом всего сущего. Но поклонялись и другим богам, устанавливая в своих домах и храмах идолов. Когда им было сказано: «Ля Иляха илляллах» (никто не имеет права быть почитаемым, кроме Аллаха), они возгордились и сказали: “Неужели мы должны оставить поклонение нашим богам ради сумасшедшего поэта?” [37:35-36]. Они думали, что есть много богов, которым нужно поклоняться, не отрицая при этом могущество Аллаха.
Из этого становится понятно, что такое шахада в Исламе.
Недостаточно просто верить в существование Аллаха. Необходимо признать Его единственным божеством и понимать, что недопустимо поклоняться ничему кроме Него.
Условия шахады
Также условия шахады касаются и второй ее части – это признание пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
Чтобы стать мусульманином, необходимо произнести слова свидетельства веры с соблюдением всех перечисленных условий на арабском языке. Это первое условие веры. Тем, кто не знает пока арабского, текст шахады поможет выучить транскрипция на русском.
Еще раз для закрепления.
Текст шахады на арабском
Транскрипция: Ашхаду алля иляяhа илляЛлаh. Уа ашхаду анна Мухаммадар-расуулюллаh.
Смысловой перевод: Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад — Его посланник.
Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Что значит шахада в исламе
Шахада – это самый первый и самый важный столп Ислама. Шахада состоит из двух частей: свидетельство об Аллахе и свидетельство о пророке Мухаммаде ﷺ.
Шахада – формула единобожия, которая вводит человека в Ислам. Не становится человек мусульманином до тех пор, пока не прочитает шахаду вслух. Читать шахаду необходимо с пониманием её смысла. Учёные едины во мнении, что если прочитать шахаду, не зная хотя бы общий её смысл, это не вводит в Ислам.
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
«Ашхаду алля иляха илля Аллах, ва ашхаду анна Мухаммадар-расулюл-Аллах»
Смысл: «Свидетельствую (верю сердцем и подверждаю языком), что нет бога, кроме Аллаха (Единого Бога), и свидетельствую (верю сердцем и подверждаю языком), что Мухаммад — посланник Аллаха (Единого Бога)»
Первая часть шахады – لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله «Ля иляха илля Ллах»
Слова لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله «Ля иляха илля Ллах» означают: нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Единого Бога (Аллаха).
«Ля иляха илля Ллах» – это нафью валь исбат то есть отрицание и утверждение. Отрицание любых божеств кроме Единого Бога (Аллаха) и утверждение, что Бог Един и нет сотоварища Ему. Всевышний в Коране говорит:
وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ لَّا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ
«Ваш Бог самый достойный для поклонения Ему. Бог Единственный, нет Ему сотоварища ни в сущности (зат), ни в качествах (сифат). Нет божества, кроме Него, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том» (сура «аль-Бакара», аят 163).
Вторая часть шахады – مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ «Мухаммадар-расулюл-Аллах»
Свидетельство о Пророке Мухаммаде ﷺ – «Мухаммада Расулюллах»
Смысл свидетельства в том, что Мухаммад ﷺ – посланник Аллаха. Признавая это, мы свидетельствуем, что принимаем для себя необходимость следования его велениям, верим во всё то, что он рассказал, и готовы оставить всё то, что он запретил.
Для того чтоб это свидетельство было действительным, нужно без сомнений уверовать, что Мухаммад ﷺ является рабом и посланником Аллаха, посланным к людям и джинам, что он печать пророков и посланников. Что он самый приближённый раб Аллаха.
Всевышний в Коране говорит:
قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعاً
«Ты скажи Мухаммад: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам»» (сура «аль-Араф», аят 158).
Также Аллах говорит:
مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَٰكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (сура «Мухаммад», аят 19).
أشهد أن لا إله إلا الله و أني رسول الله لا يلقى الله بهما عبداً غير شاك فيهما إلا دخل الجنة
«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха. Если раб встретит Аллаха (умрёт), имея эти два свидетельства и не сомневаясь в их истинности, то он войдёт в Рай».
В достоверных сборниках передаётся от Утбана ибн Малика, что Пророк ﷺ сказал:
إن الله حرَّم على النار من قال لا إله إلا الله يبتغي بذلك وجه الله
«Для огня ада Аллах сделает запретным того, кто искренне ради Аллаха произнесёт «Ля иляха илля Ллах».
Всевышний в Коране говорит:
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ
«Скажи: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Имран», аят 31).
Анас передаёт, что Пророк ﷺ сказал:
ثلاث من كن فيه وجد بهن حلاوة الإيمان : أن يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما
«Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное…».
Важность шахады
Шахада – основа религии, посредством её человек становится мусульманином. Приход в религию – самое достойное деяние, которое смывает грехи и которое является причиной попадания мусульманина в Рай и спасения от ада. Если на одну чашу весов положить семь небес и земель, а на другую – «Ля иляха илля Ллах, Мухаммада расулю ллах», то последняя перевесит. Кто с верой произнесёт свидетельство и проживёт жизнь согласно шахаде, то он будет в Раю, инша Аллах, по милости Аллаха. Желательно, как можно чаще произносить шахаду.
Очень важно читать шахаду при смерти, при экстремальных случаях, когда жизнь подвергается риску, чтобы покинуть этот мир с верой в душе, дабы стать обитателем Рая.
Как принять Ислам?
Чтобы принять Ислам, нет необходимости идти в мечеть или же совершать омовение, купание и пр., нужно лишь уверовать сердцем и искренне прочитать шахаду:
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
«Ашхаду алля иляха илля Аллах, ва ашхаду анна Мухаммадар-расулюл-Аллах»
Смысл: «Свидетельствую (верю сердцем и подверждаю языком), что нет бога, кроме Аллаха (Единого Бога), и свидетельствую (верю сердцем и подверждаю языком), что Мухаммад — посланник Аллаха (Единого Бога)»
Слово «ашхаду» означает «я свидетельствую», следовательно, шахаду можно произнести и без слова «ашхаду», прочитав «ля иляха илля-ллах Мухаммадан расулюллах». Но желательно произнести слово «ашхаду».
После искреннего произнесения этих слов человек становится мусульманином, и жизнь начинается с чистого листа, все предыдущие грехи смываются. Сообщается от Амру ибн Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды я пришёл к Пророку ﷺ и сказал:
وعن عمرو بن العاص قال أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فقلت ابسط يمينك فلأبايعك فبسط يمينه قال فقبضت يدي فقال ما لك يا عمرو قلت أردت أن أشترط قال تشترط ماذا قلت أن يغفر لي قال أما علمت أن الإسلام يهدم ما كان قبله وأن الهجرة تهدم ما كان قبلها وأن الحج يهدم ما كان قبله » ؟
«Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!» И он протянул мне свою руку. А я не протянул, и тогда он спросил: «Что с тобой, о Амр?» Я ответил, что хотел бы поставить условие. Пророк ﷺ спросил: «Какое условие ты хотел поставить?» Я ответил: «Чтобы мне простились мои грехи». Тогда он сказал: «Разве тебе неизвестно, что Ислам прощает всё, что было прежде?»» (Муслим).
После принятия Ислама желательно совершить гусл (полное омовение).
Учёные-богословы указывают, что если сказать другие слова со смыслом шахады – этого тоже достаточно, даже если они будут произнесены не на арабском языке. Имам Ардабили в книге «Анвар» пишет: «Считается действительным произнесение слов свидетельства о принятии Ислама на любом языке».
Формула единобожия «ля иляха илля-ллаху Мухаммадан расулюллах» не только вводит в Ислам, шахады нужно придерживаться всю нашу жизнь, соизмеряя с ней наши жизненные ориентиры и наши убеждения.
Шахада — свидетельство таухида
أَشْهَدُ اأَلاّ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Слова свидетельства таухида, посредством которых человек входит в Ислам, имеют смысл: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха».
Произнося шахаду, мусульманин заключает со своим Господом договор, который он обязан выполнять всю оставшуюся жизнь.
Важно знать, что первая часть свидетельства — لا إله إلا الله — подразумевает, что человек уже познал своего Господа, поскольку, произнося его, человек упоминает имя Аллаха и должен знать Кто это.
Также в шахаде присутствует слово «илях», что подразумевает знание человеком что такое «объект поклонение» (ма’буд) и что такое «поклонение» (ибада).
Если человек произносит свидетельство, не зная и не понимая всего этого, то такое свидетельство не будет действительным!
Обязанность знания смысла свидетельства таухида
Знать смысл шахады является обязательным для каждого мусульманина, на что указывают аяты:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ
«Знай же, что нет божества (объекта поклонения), кроме Аллаха» (47:19)
وَلَا يَمْلِكُ الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَن شَهِدَ بِالْحَقِّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ
«Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться (в Судный День) будут только за тех, которые осознанно засвидетельствовали истину» (43:86)
Также посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ مَاتَ وَهُوَ يَعْلَمُ أَنَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ دَخَلَ الْجَنَّةَ
« Кто умер, зная, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха — тот войдет в Рай » (Муслим 26).
Осознанно произнося свидетельство, мусульмане обязуются перед Аллахом поклоняться только Ему Одному, усердствуя в этом своими душами и имуществом, а Аллах обещает им взамен ввести их в Рай.
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ
«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай» (9:111)
Предмет этой клятвы заключен в аяте:
شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Аллах засвидетельствовал, что нет божества (истинного объекта для поклонения), кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3:18)
Также сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
« (Однажды) к пророку ﷺ пришёл какой-то человек и спросил: «О посланник Аллаха, каковы две причины, (которые неизбежно приводят к определённым следствиям)?»
مَنْ مَاتَ لاَ يُشْرِكُ بِاللَّهِ شَيْئًا دَخَلَ الْجَنَّةَ ، وَمَنْ مَاتَ يُشْرِكُ بِاللَّهِ شَيْئًا دَخَلَ النَّارَ
«Тот, кто умрёт, не поклонявшись наряду с Аллахом ничему иному — войдёт в Рай, а тот, кто умрёт, поклонявшись наряду с Ним чему бы то ни было — войдёт в Огонь» » (Муслим 93).
Смысл слова «илях»
В свидетельстве таухида «ля иляха илля лЛах», слово — إله — «илях» означает «объект поклонения».
Многие ошибочно полагают, что смысл слова «илях» в шахаде ограничивается смыслом «Господь», и таким образом свидетельство таухида якобы имеет смысл «Нет Господа, кроме Аллаха». Безусловно, это утверждение — верное, однако оно не является полноценным, поскольку слово «илях» обладает значительно более широким смыслом, который необходимо понимать.
Так, мушрики времен пророка знали, что Аллах является единственным Господом, но при этом отказывались произнести шахаду, прекрасно понимая, что она несет гораздо более глубокий смысл.
Доказательством на это являются аяты:
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (43:87)
قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الْأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ فَقُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»» (10:31)
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّن نَّزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِن بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ
«Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?», — они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!». Но большинство их не разумеет» (29:63)
Из этих аятов мы видим, что мушрики признавали Господство Аллаха, но при этом отказывались оставить поклонение наряду с Ним своим идолам, как об этом передает их слова Господь Миров:
أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ
«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» (38:5)
Таково положение мушриков всех времен и всех народов, как об этом сказал Аллах:
وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُم بِاللَّهِ إِلَّا وَهُم مُّشْرِكُونَ
«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (12:106)
Давайте же коротко поговорим о полноценном смысле слова «илях», без которого невозможно правильно понять суть шахады: لا إله إلا الله ⠀
1-ое слово لا = ЛЯ = “нет”
3-е слово إلا = ИЛЛЯ = “кроме”
4-ое слово الله = АЛЛАХ = имя собственное нашего Господа.
Эти слова понимает каждый человек, однако 2-ое слово — إله = ИЛЯХ — требует дополнительного разъяснения.
Суть шахады такова, что Аллах – этой мой «илях» и нет у меня другого «иляха», кроме Аллаха.
Получается, что шахада включает в себя две обязательные вещи: человек должен считать Аллаха своим «иляхом», и при этом не считать «иляхом» никого более.
Слово إله — «илях» имеет смысл: «Тот, кому поклоняются» или «объект поклонения».
Аятов, указывающих на этот смысл слова «илях» в Кур’ане великое множество. Вот лишь некоторые из них:
وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَٰقَ بَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا ٱللَّهَ
«Вот Мы заключили завет с сынами Исраиля: вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха» (2:83)
وَٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُشْرِكُواْ بِهِۦ شَيْـًٔا
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей» (4:36)
أَئِنَّكُمْ لَتَشْهَدُونَ أَنَّ مَعَ ٱللَّهِ ءَالِهَةً أُخْرَىٰ ۚ قُل لَّآ أَشْهَدُ ۚ قُلْ إِنَّمَا هُوَ إِلَٰهٌ وَٰحِدٌ وَإِنَّنِى بَرِىٓءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ
«Неужели вы свидетельствуете, что кроме Аллаха есть другие боги (иляхи)?» Скажи: «Я не свидетельствую». Скажи: «Есть только один Бог (илях), и, поистине, я не причастен к тому, что вы придаёте [Ему] сотоварищей» (6:19)
Именно к поклонению только Аллаху и никому кроме Него призвали все пророки, как об этом говорит Господь Миров:
لَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَىٰ قَوْمِهِۦ فَقَالَ يَٰقَوْمِ ٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُۥٓ إِنِّىٓ أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ
«Воистину, Мы послали Нуха к его народу и он сказал: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога (иляха), кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в великий день»» (7:59)
وَإِلَىٰ عَادٍ أَخَاهُمْ هُودًا ۗ قَالَ يَٰقَوْمِ ٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُۥٓ ۚ أَفَلَا تَتَّقُونَ
«[Мы отправили] к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога (иляха), кроме Него. Неужели вы не будете богобоязненны?»» (7:65)
وَإِلَىٰ ثَمُودَ أَخَاهُمْ صَٰلِحًا ۗ قَالَ يَٰقَوْمِ ٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُۥ
«[Мы отправили] к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога (иляха), кроме Него»» (7:73)
وَإِلَىٰ مَدْيَنَ أَخَاهُمْ شُعَيْبًا ۗ قَالَ يَٰقَوْمِ ٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُۥ
«[Мы отправили] к мадианитам их брата Шу‘айба. Он сказал: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога (иляха), кроме Него»» (7:85)
В итоге получается, что произнося свидетельство, мусульманин тем самым заявляет, что только Аллах имеет право на поклонение и только Ему он будет поклоняться, не поклоняясь никому более.
К чему обязывает вторая часть свидетельства таухида?
Суть слов — محمد رسول الله — «Мухаммад – посланник Аллаха» заключается в следующем:
1) Мы должны признать то, что Мухаммад ﷺ является доводом для нас. Всё, что он сделал или сказал о религии — он сделал в соответствии с Откровением от Аллаха.
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)
Поэтому те люди, которые не признают хадисы и говорят что им достаточно Кур’ана — не выполняют тем самым 2-ую часть свидетельства. Эти люди думают, что Мухаммад ﷺ был подобен почтальону, который принес нам Кур’ан и ушел. Но это не так, потому что он был посланником Аллаха!
Он разъяснял нам Кур’ан и действовал по нему, поэтому в словах и действиях пророка — доказательство для нас. Пока человек не признает этого, он не станет верующим.
2) Религия Мухаммада ﷺ — Ислам. И только Ислам является единственной истинной религией.
إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (3:19)
وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85)
Поэтому, если человек допускает, что помимо Ислама может существовать и другая правильная религия, такой не является верующим.
وَقَالُوا كُونُوا هُودًا أَوْ نَصَارَى تَهْتَدُوا قُلْ بَلْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Они сказали: «Обратитесь в иудаизм или христианство, и вы последуете прямым путем». Скажи: «Нет, в религию Ибрахима, который был ханифом и не был одним из многобожников»» (2:135)
Ибрахим, мир ему, отрекся от ширка и мушриков. А ведь Ибрахим исповедовал ту же самую религию, что и Мухаммад ﷺ, о чём многократно говорится в Кур’ане.
3) Мы обязаны считать, что Мухаммад ﷺ является идеалом и примером для всех людей.
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا
«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21)
4) Мы должны быть убеждены, что Мухаммад ﷺ является великим имамом и нашим единственным путеводителем.
Если мы имеем с одной стороны слова или действие пророка ﷺ а с другой стороны — слова или действие любого другого человека, кем бы он ни был, то мы обязаны принимать довод от пророка. Если же мы предпочитаем слова или дела какого-либо другого человека, то тем самым мы не соблюдаем смысл свидетельства таухида.
اتَّبِعُوا مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками (аулия), помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:3)
Если человек говорит «ля иляха илля лЛах», но при этом совершает ширк, то его свидетельство будет недействительным. Точно так же если человек говорит «Мухаммад — посланник Аллаха», но при этом предпочитает слова или действия кого-то другого, то его свидетельство точно так же разрушается.
«Мухаммад — посланник Аллаха» — это не просто слова! В них также заключен глубокий смысл. Если человек нарушает эту часть свидетельства, то непременно попадает в заблуждения — таклид, различные нововведения и так далее.
Ещё одним непременным следствием второй части шахады является то, что после Аллаха мы больше всех должны любить Его посланника ﷺ.
Так, передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:
لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ
« Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще » (Бухари 15).