Что значит шаг кресел в самолете
В тесноте и в обиде: как авиакомпании сокращают расстояние между креслами в самолетах
Самолеты стали теснее, чем в прошлом? Конечно. Просто посмотрите на снимки из лайнеров так называемого золотого века гражданской авиации (1950–1960-е): такая роскошь и простор, что даже непонятно, что со всем этим делать.
Как уменьшались места в самолетах
Точные спецификации по старым самолетам найти сложно. Журналисты начали следить за шириной сидений и расстоянием между рядами (так называемым шагом) только после того, как пассажиры стали жаловаться на тесноту. Однако известно, что в экономклассе первых реактивных лайнеров шаг кресел составлял от 85 до 90 сантиметров.
Так, у Boeing 707, который начал полеты в 1958 году и считается первым самолетом «реактивной эры», расстояние между рядами составляло 86 сантиметров. Аналогичный шаг был и у первых Boeing 747, которые использовали Pan American и Trans World Airlines.
Ситуация начала меняться в 1980-х. В 1981 году газета The New York Times обратила внимание на то, что производители самолетов начали сокращать расстояние между рядами со стандарта индустрии в 85–90 сантиметров до 80. Представитель компании McDonnell Douglas оправдывал сокращение места тем, что новые сиденья в самолетах не такие громоздкие, так что потеря пяти сантиметров ощущаться не будет. Это стало началом эпохи, когда ради прибыли в самолеты стали пытаться втиснуть как можно больше пассажиров.
Союз потребителей США, «сторожевой пес» Америки, начал вести статистику шага кресел с 1985 года. Записи организации отлично демонстрируют, как четыре крупнейших американских авиаперевозчика (American, Delta, United и Southwest) сокращали место между сиденьями в последние 30 лет. В 1985 году шаг сидений в самолетах Southwest составлял 88 сантиметров, а у United в экономклассе — 91. Ни у одной из названных компаний расстояние между креслами не было меньше 78 сантиметров.
Как менялся шаг кресел в самолетах крупнейших авиаперевозчиков мира
Как видно, в 2018 году ни у одного из крупнейших американских перевозчиков шаг сидений не превышает 83 сантиметра, а у American, Delta и United он и вовсе снизился до 76 сантиметров.
В 1990 году издание The Telegraph сравнило расстояние между сиденьями у большинства крупных авиаперевозчиков, включая British Airways и Virgin. На больших расстояниях у немецкой Lufthansa, австралийской Qantas и британской Virgin шаг сидений составлял до 81 сантиметра, тогда как BA предлагала расстояния от 74 до 86 сантиметров в зависимости от самолета. Сейчас относительно широкий шаг сидений (78–80 сантиметров) сохранился только у Quantas. У Virgin он снизился до 74 сантиметров.
У кого самые тесные салоны?
Насколько вообще может сократиться шаг сидений? 73 сантиметра в лайнерах Airbus A330 компании Virgin — довольно редкий случай для перелетов на дальние расстояния. К тому же это касается только восьми рядов кресел в трех лайнерах авиакомпании. В январе этого года журнал Which? изучил спецификации более чем 30 перевозчиков и обнаружил, что шаг сидений менее 76 сантиметров на долгих рейсах встречается только у двух из них: Virgin и Thomas Cook Airlines (Великобритания). По данным сайта SeatGuru, есть еще несколько «тесных» авиакомпаний: China Southern (Китай), WOWair (Исландия), Lion Air (Индонезия) и Vanilla Air (Япония). Несколько из этих авиакомпаний на 2021 год закончили свое существование. Возможно, надо было делать шаг сидений шире.
Перелеты на длинные расстояния. Самые тесные и самые просторные самолеты
С короткими перелетами ситуация несколько иная. Расстояние между креслами в самолетах десятков перевозчиков не превышает 73 сантиметров. В числе таких авиакомпаний — British Airways, Vueling (Испания), EasyJet, Jet2.com (Великобритания), Norwegian и Aurigny (Нормандские острова). Некоторые перевозчики вовсе сократили шаг до 71 сантиметра.
Короткие перелеты. Самые тесные и самые просторные самолеты
Самые тесные самолеты (с шагом сидений в 71 сантиметр) у следующих компаний:
— Thomas Cook Airlines (Великобритания);
— TAP Portugal (Португалия);
— Tui Airways (Великобритания);
— Spirit Airlines (США);
— Spring Airlines (Китай);
— Thai Airways (Таиланд);
— Frontier Airlines (США);
— Iberia (Испания);
— LATAM Brasil (Бразилия).
В Boeing признают, что расстояние между сиденьями сократилось (в среднем на семь сантиметров в лайнерах, которые летают на длинные расстояния). Однако представители компании отмечают, что теснота компенсируется конструкцией сидений, которые занимают меньше места, чем громоздкие кресла в старых самолетах. «Фактически новый дизайн и материалы кресел компенсируют пять из семи потерянных сантиметров», — утверждают в Boeing.
Меньше 70: самолеты могут стать еще теснее
На данный момент ни один перевозчик не осмелился предложить шаг сидений меньше 71 сантиметра. Однако в ближайшем будущем такое вполне может произойти. Производитель интерьеров для самолетов Zodiac Aerospace продемонстрировал концепты салонов с расстоянием между креслами в 68 сантиметров. Этого якобы достигли благодаря супертонким креслам. К счастью, пока ни одна авиалиния не заказала такой салон.
Проблема ширины
С начала золотого века гражданской авиации шаг сидений в экономклассе сократился почти на 20 сантиметров. Однако производители отмечают, что для комфорта важно не расстояние между креслами, а их ширина.
Представители Boeing утверждают, что ширина сидений в узкофюзеляжных самолетах не изменилась за 60 лет, с появления самолета Boeing 707, который фактически положил начало понятию экономкласса.
Статистика, однако, показывает другое. По данным Союза потребителей США, в 1985 году ширина кресел в самолетах четырех крупнейших американских авиакомпаний составляла не менее 48 сантиметров. Сейчас она составляет в среднем 43 сантиметра, а у United — всего 40.
Если наименьшим допустимым расстоянием между креслами можно считать 73 сантиметра, то для ширины нижним порогом будут 43 сантиметра. Однако есть и перевозчики, у которых еще более узкие кресла:
Сколько кресел в ряду?
Чем уже сиденья, тем больше их можно установить в самолет. Недавно British Airways раскритиковали за планы ставить в некоторые самолеты Boeing 777 по десять кресел в ряд. Однако британский перевозчик лишь следовал примеру конкурентов. Дополнительные кресла уже ставят в самолеты United, Emirates, Air France, Qatar, Cathay Pacific (Гонконг) и EVA Air (Тайвань).
В прошлом в салонах Boeing 787 обычно ставили по восемь кресел в ряд, теперь же чаще всего можно встретить девять.
Появился и первый лайнер с рядами по 11 сидений — модификация Airbus A380, представленная в 2015 году. Сиденья в нем располагаются двумя группами по три и одной в пять. Несколько авиакомпаний, включая Air France, озвучивали планы по приобретению такого самолета. Кажется, сидеть на среднем из трех кресел теперь не самая большая проблема для пассажира.
Переполненные салоны
Возможно, благодаря новой конструкции кресел и композитным материалам уменьшение ширины кресел и пространства перед ними действительно не влияет на ощущение комфорта. Что точно на него влияет, и влияет плохо, — это ощущение переполненности, потому что перевозчики пытаются втиснуть в одни и те же самолеты все больше пассажиров.
Так, длина Boeing 707 составляла 44 метра, а ширина его салона — 3,56 метра. Самолет мог взять на борт 174 пассажира, на каждого из них выходило по 0,9 метра пространства. Длина нового Boeing 737 MAX8 — 39,5 метра, а ширина — 3,54 метра. При этом рассчитан он на 200 пассажиров, каждому из которых, таким образом, достанется всего по 0,7 квадратных метра пространства. Это приблизительный подсчет, поскольку в нем учитывается длина всего фюзеляжа, а не самого салона, однако проблема очевидна. Пассажирам становится все теснее.
Кроме того, самолеты сейчас заполняются куда плотнее, чем в прошлом. В 2017 году выкупали в среднем 81,4% билетов на каждый рейс, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 78,1%, в 2005-м — 75,1%, а до начала 2000-х нормой считалось около 70%.
Что со всем этим делать?
Кресла уменьшаются, их ставят ближе друг к другу, а перевозчики пытаются вместить больше пассажиров в прежние пространства. Как быть?
Можно пользоваться перевозчиками с более комфортными условиями. К примеру, даже на коротких рейсах Ryanair расстояние между сиденьями составляет 76 сантиметров. На сайте Seatguru собраны лучшие и худшие в этом плане перевозчики на длинные и короткие расстояния.
Также стоит рассмотреть переход в премиум-экономкласс. Об этом есть смысл спрашивать на стойке регистрации. Такие апгрейды часто доступны и обходятся совсем недорого.
Можно также заглянуть в один из бизнес-залов аэропорта перед вылетом. Иногда это бывает бюджетно. Там можно отдохнуть перед тем, как несколько часов страдать, не понимая, куда деть ноги в полете.
Как измеряется расстояние между креслами в самолете
Как измеряется расстояние между креслами в самолете
Американские сенаторы хотят законодательно установить минимально возможное расстояние между креслами в самолетах, пишет газета USA Today. Они обеспокоены тем, что за последние годы салоны пассажирских лайнеров стали иметь все более плотную компоновку: еще в девяностые годы расстояние между креслами составляло в эконом-классе порядка 34-35 дюймов (86-89 см), сейчас же нормой стало менее 30 дюймов (76 см), а в ряде случаев расстояние составляет всего 27 дюймов (68 см). Меньше пока не встречается — возможно, авиакомпании и рады были бы еще больше уплотнить пассажиров, но
тут уже в ряде случаев вмешивается так называемый Exit Limit, то есть, максимальная вместимость, ограниченная количеством аварийных выходов. У авиапрома есть ответ: например, в Boeing 737 MAX 8 вмещается 189 пассажиров по Exit Limit, но MAX 200 при той же длине фюзеляжа — уже 200 человек, достаточно «врезать» дополнительную дверь. Так и до пресловутых стоячих мест можно дойти, чего и не хотят допустить заокеанские законотворцы.
Законопроект также подразумевает закрепление минимального отдыха экипажей на эстафетных рейсах не менее 10 часов, запрет снятия пассажиров с рейса после того, как они уже зашли в самолет при овербукинге (по следам скандала с United), а также требования для авиакомпаний четко указывать в своих правилах политику при задержках рейсов (в США нет обязательного предоставления напитков, питания и гостиниц в таких случаях). Также необходимо четко прописать критерии животных-поводырей, чтобы пассажиры под их видом не возили в салоне каких угодно питомцев, что часто встречается в США.
Схема расположения мест в самолете
Место красного цвета означает, что кресло следует избегать. Как правило, оно имеет несколько плохих качеств (например: без окна, мало места для ног, уменьшена ширина сиденья и др.).
Место желтого цвета означает, что кресло хуже стандартного. Как правило, оно имеет одно плохое качество, (например: без окна, мало места для ног, уменьшена ширина сиденья и др.), но не имеет достаточно плохих качеств, которые делали-бы его красным.
Место белого цвета считается стандартным креслом для конкретного самолета. Используйте таблицу в верхней части схемы самолета для уточнения габаритов стандартных кресел, т. к. габариты стандартных кресел разных классов могут сидьно отличаться. Стандартные кресла обычно предпочтительнее желтых и лучше красных сидений.
Место желто — зеленого цвета означает, что кресло имеет как положительные качества, так и качества, к которым надо относиться с осторожностью.
Место желто — красного цвета означает, что кресло имеет качества, к которым надо относиться с осторожностью, но оно лучше красного сиденья.
Если Вы поместите указатель мыши поверх кресла, то в комментарии будет объяснение, почему это кресло является таковым и будут указаны все плюсы и минусы.
Сравнительная таблица салонов самолетов (расстояние между сиденьями, ширина сидений, наличие видео, питание ноутбука, электропитание, wi-fi, тип кресла).
Расстояние между креслами в самолете
Ни для кого не секрет, что бюджетные авиакомпании предпочитают использовать конфигурации салонов своих самолетов с максимально допустимым количеством пассажирских кресел. Таким образом достигается максимальная загрузка самолета. Однако, то, что хорошо авиакомпании, не всегда нравится пассажирам.
В частности, пространство между рядами кресел при такой конфигурации салона уменьшается до минимально возможного.
Лучше не ориентироваться на эти цифры, а смотреть на предложение авиакомпании, чьими услугами вы собираетесь воспользоваться.
В то же время, многие low cost авиакомпании повадились продавать места с увеличенным расстоянием между креслами за дополнительную плату. Об этой возможности, если таковая имеется, вы непременно узнаете на сайте авиакомпании. Более того, этим маневром стали пользоваться и обычные авиакомпании, придумав на ровном месте понятие «премиум эконом» (и всякие вариации на эту тему).
Стоимость дополнительных сантиметров для ног может составлять от нуля до 100 долларов. И такая сумма не покажется Вам большой, если Вы планируете длинный перелет. Лучше заплатить лишние баксы, чем всю следующую неделю ходить с больными ногами.
Сайт сheapflights.co.uk даже провел небольшое исследование на эту тему, результатом которой стала сравнительная таблица расстояний между рядами в салонах самолетов различных low cost авиакомпаний, а также указана стоимость дополнительных сантиметров для ног.
Таблица будет ниже, а пока что мы назовем победителей. Авиакомпании Aer Arann, Air Berlin и Thomson Airways предлагают самое большое расстояние между креслами среди бюджетных авиакомпаний.
Расстояния между рядами кресел у различных компаний (в дюймах) | |||
Авиакомпания | эконом | премиум-эконом | бизнес |
Aer Arann Air Berlin Air Southwest Bmibaby Easyjet Flybe Germanwings Jet2 Monarch Airlines Ryanair Thomson Airways Transvania Wizz Air | 30-31 30-31 31 29-31 29 31 30 30 28-29 30 28-33 29 30 | — — — — — — — 34 34 — 36 — — | — 53-54 — — — — — — — — — — — |
Хотите почувствовать настоящий комфорт? Попробуйте первый класс от компании Lufthansa. Расстояние между креслами там составляет более 2 метров. И это не просто так.
Вы запросто можете разложить кресло в настоящую комфортную кровать, попросить стюардессу посетилить белье, лечь на подушку, укрыться одеялом и в почти домашней обстановке провести ночь во время трансконтинентального перелета.
FrequentFlyers.ru
Ликбез, Новости, Советы
Как выбрать удобное место в самолете
18/02/2014
Комфорт и удовольствие от авиаперелета существенно зависят не только от оснащенности самолета и сервиса на борту, но и от того, какое место в салоне вам достанется. И чем длительнее полет, тем эта зависимость сильнее, поскольку сидеть несколько часов в одной и той же позе не очень-то удобно, а прогуливаться по салону, в общем-то, негде.
И если для обычного пассажира место — это своего рода лотерея, то продвинутый всегда старается занять наиболее комфортные места, а при прочих равных условиях даже выбирает ту авиакомпанию, в самолетах которой сидеть удобнее. Итак, полетели. Какие места в самолете самые лучшие?
Во-первых, удобство характеризуется шириной кресел и расстоянием между рядами. Причем если ширина устанавливается производителем и зависит в первую очередь от типа ВС, то расстояние между рядами определяет авиакомпания, заказывающая самолет, и именно она выбирает баланс между вместимостью борта и комфортом пассажиров. Так, в салонах экономического класса расстояние может варьироваться от 28 дюймов (71 см) до целых 40 (101 см) — разница видна невооруженным взглядом. В первом случае вы еле протиснетесь на свое место, упретесь коленями в спинку впереди стоящего кресла и вряд ли сможете пошевелиться, а во втором усядетесь даже нога на ногу.
Во-вторых, удобство характеризуется взаимным расположением кресел. Чаще всего они расположены блоками — 1+2, 2+2, 2+3, 3+3, 2+4+2, 3+3+3, 2+5+2, 3+4+3. Для узкофюзеляжных самолетов наиболее распространена схема 3+3 (у всех авиакомпаний), в широкофюзеляжных в зависимости от типа ВС и авиакомпании может встречаться любая из четырех последних схем.
Места, расположенные возле иллюминатора, удобны тем, что, во-первых, иллюминатор контролируете вы (яркое солнце — закрыл, темно — открыл), а, во-вторых, вас никто не побеспокоит во время полета, можно спокойно всю дорогу спать, читать или смотреть фильмы. Неудобно только доставать вещи из ручной клади и ходить в туалет, но это, скорее, проблемы ваших соседей, нежели ваши 😉 Однако из любви к окружающим можно положить сумку под сиденье впереди стоящего кресла и никому не мешать.
Места у прохода удобны тем, что можно вытянуть ноги в проход, если расстояние между креслами невелико, а также можно в любой момент встать, чтобы размяться или сходить в туалет. Недостаток в том, что поспать или глубоко погрузиться в чтение вряд ли получится: наверняка потребуется время от времени вставать, чтобы выпустить соседей, а другие пассажиры, перемещаясь по проходу, нет-нет да и схватятся за спинку вашего сиденья.
Места посередине, то есть, между другими сиденьями, не любит никто: они сочетают в себе недостатки мест у окна и у прохода, при этом не имея их преимуществ, при этом быть зажатым между двумя широкоплечими мужчинами всю дорогу, например, тоже не очень приятно.
В-третьих, комфортность места определяется его местоположением в салоне. Хуже всего, ясное дело, возле туалетов: тут и шум, и запах, и очередь в проходе. Как правило, туалеты расположены в хвостовой части самолета, но в относительно больших также часто находятся и в середине салона, поэтому общее правило — садиться как можно ближе к началу салона. Впрочем, некоторые пассажиры, наоборот, стараются выбрать последние ряды, поскольку при неполной загрузке самолета (а в среднем она составляет 80%, т.е. рассчитывать на это стоит) велики шансы того, что рядом никого не посадят, и тогда можно будет единолично занять весь блок кресел, что значительно расширяет список доступных поз 😉
Вообще же лучше всего — в ряду у аварийных выходов, поскольку там расстояние между креслами практически всегда больше обычного, что позволяет расположиться с комфортом. Также кресло у иллюминатора у аварийного выхода может вообще отсутствовать, что создает поистине королевский комфорт для того, кто сидит сразу за аварийным выходом у иллюминатора, т.е. на следующем ряду. У некоторых авиакомпаний могут отсутствовать и любые другие кресла в зависимости от компоновки салона. А вот в ряду перед аварийным выходом, скорее всего, не будут откидываться спинки.
Существуют, однако, «спорные» места. Например, если аварийные выходы идут друг за другом. В этом случае второй ряд будет комфортным, а вот на первом не будут откидываться спинки. Также двоякая ситуация с первым рядом «эконома» после бизнес-класса. Если два салона отделены друг от друга шторкой, то места для ног будет много. Если же жесткой перегородкой, то места будет много только для коленей, а ноги вытянуть вперед будет затруднительно. А вот в дальнемагистральных лайнерах расстояние между перегородкой и центральными блоками кресел обычно весьма велико. Но будьте всегда готовы к тому, что если перед вами много места — значит, само кресло может быть более узким, поскольку столик в этом случае часто убирается в подлокотник. А еще может быть так, что вы сидите у аварийного выхода, а ноги деть некуда: мешает короб, в котором спрятан надувающийся трап.
В бизнес-классе выбор места не так сложен: ты сидишь или у окна, или у прохода, и даже при довольно редкой блокировке кресел по 3 в ряд сидящего посередине не зажмут и не будут беспокоить, т.к. оба соседа будут сидеть у проходов. Тут сложность в другом: у различных авиакомпаний очень различаются сами кресла. У кого-то они раскладываются в горизонтальную кушетку (lie-flat), у кого-то в наклонную (angle lie-flat) — это касается дальнемагистральных самолетов, в среднемагистральных у кого-то есть опора для ног, у кого-то нет, углы наклона спинок различаются очень сильно, а у кого-то вообще используется трансформируемый салон. В нем «эконом» превращается в «бизнес» путем передвижения подлокотников так, чтобы из трехкресельного блока получился двухкресельный, но с широким центральным подлокотником — например, у AirFrance/KLM.
Как же найти и выбрать место своей мечты? Алгоритм такой:
Во-первых, изучаем сайты, перечисленные вот здесь: Самые важные сайты для продвинутого авиапассажира. Часть 1. На них можно найти варианты компоновок салонов различных авиакомпаний. К сожалению, не всех — это раз. И, к сожалению, даже у одной авиакомпании компоновка разных бортов одного и того же типа может быть разной — на сайтах авиакомпаний они часто бывают опубликованы, но не все. Какой достанется вам — неизвестно, поэтому сверять карты мест придется уже после начала регистрации. Однако предпочтительные места можно заприметить заранее.
В любом случае важно запомнить, что компоновки салонов и нумерация мест у разных авиакомпаний разная, поэтому многочисленные встречающиеся в Интернете советы типа: «В A320 нужно садиться на место 10A» справедливы только для конкретной авиакомпании, да и то не всегда. Прислушиваться можно только к общим советам вроде: «В Боинге-747 лучше лететь на верхней палубе» или «В Ту-154 гораздо просторнее в первом салоне».
Во-вторых, как только открывается онлайн-регистрация, если она доступна для вашего рейса, нужно ее проходить. Чем ближе к началу — тем больше шансов, что хорошие места еще не заняты. Однако чаще всего вы увидите, что они «заняты» с самого начала. На самом деле это чаще всего означает, что они заблокированы — так, места у аварийных выходов закрыты для онлайн-регистрации потому, что на них можно сажать не всех, а только тех, кто в случае чего в состоянии будет открыть этот выход вручную. Поскольку авиакомпания не знает — вдруг у вас, например, сломана рука или вывихнут сустав или вы хрупкая девушка — получить эти места можно только на стойке регистрации в аэропорту. Однако некоторые авиакомпании, например, Aegean Airlines, позволяет выбрать «аварийные» места в режиме онлайн, запросив у вас подтвержение, что вы в состоянии будете открыть и удерживать люк такого-то веса.
На места у перегородки сажают пассажиров с детьми в люльках — поэтому эти ряды тоже часто недоступны при онлайн-регистрации, и их тоже можно получить только на стойке. А еще хорошие места могут быть недоступны потому, что туда сажают только за доплату или особые заслуги — например, у «Аэрофлота» есть услуга «Space+», в рамках которой именно они и предлагаются. Кстати, «элитными» у них не считаются места у аварийного выхода у окна, поскольку там нет обычного подлокотника, а есть только маленький, встроенный в лючок, так что место для ног можно получить и бесплатно.
Зачем тогда онлайн-регистрация, если хорошие места дают только в аэропорту? Очень просто. В режиме онлайн нужно выбрать чуть менее предпочительные места: например, сразу за аварийным рядом (потому что вытянувший ноги, как правило, реже хочет откидывать спинку в вашу сторону) или же просто на блоке из двух кресел, или на последнем ряду — в общем, так, чтобы в том случае, если не удастся занять самые лучшие места, вам бы не достались совсем уж неудобные.
Теперь с посадочным талоном идем в аэропорт на стойку бизнес-класса или приема багажа (Drop-Off), где нет очереди, и просим пересадить нас на нужное место (не помню ни разу, чтобы отказали). О том, свободно ли оно (или только заблокировано), узнаем на Expertflyer или с помощью их же бесплатного мобильного приложения (Android, iOS). Если места заняты, то остается зайти в самолет последним и оценить обстановку — возможно, где-то есть свободные ряды, и вы сможете их занять после объявления «посадка окончена».