Что значит сформированный земельный участок
Статья 20. Формирование земельного участка
Статья 20. Формирование земельного участка
1. Формирование земельного участка (его индивидуализация и описание ) происходит в случае слияния, раздела или выделения земельного участка, связанных с установлением границ и образованием нового земельного участка для предоставления его в собственность, владение, пользование, аренду или на другом праве.
2. Формирование земельного участка производится юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на производство данного вида работ совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов (городов)
3. Формирование земельного участка включает правовые, проектные, картографические, технические и оценочные процедуры.
4. Правовые процедуры устанавливают порядок подготовки, создания и оформления всех документов, связанных с формированием нового земельного участка.
5. Проектные, картографические, технические и оценочные процедуры осуществляются в процессе межевания земель, разработки землеустроительных проектов, генеральных планов и другой градостроительной документации, проектов лесоустройства, а также изъятия и предоставления земель и закрепления границ земельного участка в натуре (на местности), составления планово-картографического материала и оценки земельного участка.
Проведение указанных работ производится в порядке, установленном законодательными и другими нормативными правовыми актами области и Российской Федерации.
7. При первичном формировании земельного участка его границы устанавливают по имеющимся в наличии планово-картографическим материалам.
8. Формирование земельного участка сопровождается ведением кадастрового дела, которое хранится в течение одного месяца в кадастровом бюро Комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города) для ознакомления с ним заинтересованных лиц.
В случае несогласия с документами кадастрового дела в целом или его отдельными документами заинтересованные лица вправе обжаловать их в судебном порядке в течение десяти дней с момента ознакомления с ним.
Обжалование документов кадастрового дела приостанавливает процедуру формирования земельного участка.
ГАРАНТ:
См. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета, утв. Росземкадастром 10 апреля 2001 г.
9. Отказ в формировании земельного участка и внесении сведений о нем в государственный земельный кадастр возможен в случаях неполного состава или неправильного оформления необходимых для этого документов, их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации, области, либо наличия спора о возможности формирования земельного участка.
10. Решение об отказе в формировании земельного участка и внесении сведений о нем в государственный земельный кадастр доводится до заинтересованных лиц в 10 дневный срок в письменной форме.
11. Процесс формирования земельного участка завершается присвоением ему кадастрового номера в государственном земельном кадастре с оформлением и выдачей кадастрового паспорта и плана земельного участка, которые заверяются комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города)
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что значит сформированный земельный участок
С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.
Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный участок, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачастую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.
Кроме того, следует отметить, что законодатель ввел в ЗК РФ понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Изменились условия предоставления земельных участков
Нововведения устанавливают новый основной принцип, при котором сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как было до внесения изменений.
Теперь образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Тем самым старая процедура предварительного согласования места расположения объекта упразднена. При этом новый порядок определения границ земельного участка теперь никак не связан с основаниями его предоставления. Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Однако законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка.
В подготовке схемы земельного участка, помимо исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, могут участвовать граждане и юридические лица. Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года. При этом, если границы земельного участка, который образуется в соответствии со схемой расположения участка, пересекаются с границами участка или участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Упразднена процедура получения участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта
С 1 марта 2015 г. установлен закрытый перечень документов — оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:
§ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
§ договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
§ договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
§ договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
При этом по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий, сооружений, не допускается. Исключения из данного правила предусмотрены в п. 2 ст. 39.1 и п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (в частности, к исключениям относятся земельные участки, образованные в результате раздела участка, предоставленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации).
Следует также отметить, что новые правила не предусматривают получение земли без торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а основными формами предоставления публичных земель для строительства являются аренда и аукцион.
Теперь при проведении аукциона запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Также в соответствии с п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом. Это означает прямой запрет на включение в текст договора каких-либо «социальных» или «инвестиционных» условий, имевших место в прежней практике.
Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок
Земельный кодекс в редакции Закона № 171-ФЗ устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок:
1) в собственность за плату (ст. 39.3 ЗК РФ).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах. Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них;
2) в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).
Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен договор развития территории; религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальным служащим в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, многодетным семьям в случаях, предусмотренных законом;
3) в аренду (платное временное пользование).
Согласно ст. 39.6. ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов.
Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:
§ юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
§ юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;
§ юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;
§ юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
§ образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
§ образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
§ для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
§ для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
§ для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
§ собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;
§ образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
§ гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
§ при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
§ в других перечисленных в ст. 39.6 ЗК РФ случаях;
4) в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ).
В безвозмездное пользование земельные участки могут быть предоставлены ограниченному кругу лиц. В частности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприя-тиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
Отдельное внимание уделено праву безвозмездного пользования земельным участком гражданином. Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением. Подробный перечень приведен в ст. 39.10 ЗК РФ;
5) в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Каждый способ приобретения земельного участка имеет свои особенности
Земельный кодекс РФ в новой редакции определил особенности приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.
1). Приобретение земельного участка на торгах (ст. 39.11—39.13 ЗК РФ).
Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке. Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории. Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства). После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.
При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено.
Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо.
2). Предоставление земельного участка гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ).
Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан. Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистического Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.).
3). Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).
Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.
Сформированный земельный участок
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи.
Соответственно, для того, чтобы часть земной поверхности считалась земельным участком, могла быть объектом права собственности и иных прав на землю, а также предметом судебного спора, необходимо, чтобы эта часть земной поверхности соответствовала ряду требований, предъявляемых действующим российским законодательством. В противном случае, формально имея на руках некие документы о предоставлении вам земельного участка, но не имея документов о том, что этот земельный участок был сформирован, вы не сможете не только заключить какие-либо сделки со своим земельным участком, но также и не сможете добиться судебной защиты своего нарушенного вещного права, если такое нарушение будет кем-либо допущено.
Таким образом, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к объектам недвижимости, земельный участок должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, по результатам которого сведения о земельном участке будут внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Четкий перечень сведений об объекте недвижимости, которые должны содержаться в Государственном кадастре недвижимости, приведен в статье 7 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”. Согласно данной норме права, применительно к земельным участкам, в Государственном кадастре недвижимости должны быть указаны:
Вышеуказанные характеристики являются обязательными для указания в качестве сведений об объекте недвижимого имущества (в данном случае – земельном участке) в Государственном кадастре недвижимости. При отсутствии этих сведений земельный участок считается несформированным, и, соответственно, не считается объектом недвижимости.
Проверить, все ли необходимые сведения о земельном участке содержатся в Государственном кадастре недвижимости, вы можете, заказав в своем Управлении Росреестра Выписку из Государственного кадастра недвижимости на свой земельный участок. В случае, если в Государственном кадастре недвижимости каких-либо сведений о земельном участке не хватает, либо они являются неполными (например, в графе “Особые отметки” указано, что “Местоположение границ земельного участка не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства”) вам следует сначала исправить выявленные при ознакомлении с Выпиской из Государственного кадастра недвижимости недостатки, и лишь после этого совершить те действия, которые вы изначально планировали: заключить сделку с земельным участком или обраться с иском в суд за защитой своего нарушенного права.
Читайте еще по этой теме:
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Процедура формирования земельных участков
Многие стремятся иметь свой участок либо в собственности, либо хотя бы в аренде. Это считается выгодным вложением и тем местом, которое можно использовать для отдыха или загородного строительства.
Земельные участки берутся не из воздуха. Они формируются определенным образом, и существует ряд правил, которые устанавливают, как должен проходить процесс. Даже если все дело доверено юристу, и нет никаких причин для беспокойства о собственности (а земля довольно ценный вариант имущества), знать в общих чертах, что происходит, никогда не помешает.
Нормативные акты по формированию земельного участка
Что касается нормативных актов, которые устанавливают порядок формирования земельного участка, то, разумеется, без них не обойтись. Регламент будет в таких делах совершенно необходим.
В перечне таких актов будут:
Как могут образовывать участки органы власти
Органы управления могут образовывать участки. Это происходит в связи с тем, что принимают определенные документы-основания.
При этом сам проект межевания необходим для ряда земель. Такими территориями будут:
Что такое «формирование земельного надела», и каким образом оно происходит
По сути, формирование земельной территории — это создание специфического объекта недвижимости. Земельные наделы могут формироваться двумя способами:
Надел непременно имеет строго фиксированную границу, которая обозначается в документах. По законодательству РФ создание участка – это постановка его на кадастровый учет. После того как он внесен в реестр, выдается соответствующий документ, и ему присваивается номер. Надел считается подлежащим оформлению в частную или другую собственность. Теперь этот участок — объект гражданского права. И, следовательно, может быть объектом купли-продажи.
Установленные требования
Конечно, есть ряд условий, без которых формирование земельного участка никак не может произойти. Рассмотрим их.
Способы и порядок формирования
Существует несколько способов формирования участков, и у каждого есть некоторые отличия в порядке. Цели у этой процедуры бывают разными. Это может быть выделение земли под ИЖС или для ведения ЛПХ. Может быть для разделения территории либо для объединения нескольких участков в один. Бывает, что такое мероприятие необходимо для планового перераспределения земель из фонда.
Итак, земельные участки создаются:
Посмотрим сначала на вариант, когда участок формируется из земель, что находятся в собственности у государства или города. Как же это происходит?
Первичное образование ЗУ происходит по решению соответствующих структур власти. По ситуации, местного или федерального уровня. Основанием для этого будут такие документы:
На основании проекта по межеванию участки образуются на основе следующих типов земель:
Далее ситуация с участками, которые выделяются из земель сельскохозяйственного назначения. Из сельскохозяйственных угодий земельная доля выделяется только для определенных целей. Этими целями будут:
Если земли с/х назначения общие, то постановление о том, чтобы выделить участок, выносится собранием всех собственников. Таким же образом решается и расположение участка, что собираются выделить. Если это не сделано, тот, в чьей собственности нужная доля, должен будет сообщить о начавшемся процессе всем участникам, и сделать все, чтобы информация появилась в местном печатном СМИ. После по правилам должны пройти торги в виде аукциона.
На то, чтобы опротестовать расположение участка, который планируется выделить, отводится только месяц. Если никаких протестов не поступило, участок считается выделенным.
Важно! Этот участок обязательно должен быть, так или иначе, освоен в течение трех лет. Он обязательно должен быть либо занят растениеводческим/животноводческим хозяйством, либо продан/сдан в аренду.
Когда участок выделяется на основе уже существующих, все опять же выглядит несколько иначе. Если образуются так называемые «вторичные» участки, то исходные (те, которые были разделены или же распределены) прекращают свое существование. Это происходит в тот момент, когда регистрируются новые ЗУ.
Какие типы выделения в таком случае? Они приведены в таблице ниже. В ней будет лишь краткая информация, подробнее каждый будет рассмотрен отдельно.
Раздел | Объединение | Перераспределение | Выдел |
---|---|---|---|
Один большой участок делится на несколько территорий, меньших по площади | Два и более участка объединяются в один большего размера. Может осуществляться только со смежными землями | Возможно исключительно для смежных участков, меняются площади и границы одновременно нескольких наделов | Выделяется одна или же несколько долей. Первичный участок продолжает существовать, но с другими границами |
Теперь подробнее. Все четыре вида подразумевают наличие какой-то исходной площади в собственности, которую надо перекроить.
Раздел
Во-первых, появляется несколько территорий меньшей, чем исходный участок, площади. Во-вторых, правом собственности на них будет обладать владелец изначального участка. Если это была коллективная собственность, то каждый будет в равной мере иметь права на появившиеся наделы. Если, конечно, их соглашение не предусматривает ничего другого.
Следует отметить, что разделение территории может произойти только при согласии ее владельца. Если участок передан кому-то другому, то при согласии арендатора или пользователя. После того как процедура произведена, арендатор имеет полное право на преимущество, когда будет производиться новый договор аренды, уже на те участки, что появились после раздела. Если стороны согласны, то договор аренды остается прежним, но с необходимыми поправками.
Необходимое уточнение. Раздел на основе межевания пространства возможно осуществить лицом, заключившим соответствующий договор о проведении комплексного освоения участков, которые собираются делить.
Объединение
Довольно любопытное переформирование земель, при котором, как следует из названия, объединяют несколько участков, а не дробят одну большую территорию. Разумеется, такой вариант возможен только в том случае, если участки смежные. После объединения, во-первых, появляется один участок большего размера, чем исходные. Во-вторых, владелец исходных участков, если он был один, становится собственником нового. Если собственников было много, то все они получат право коллективного владения на получившийся в итоге участок.
Нельзя объединять земли, которые были переданы в бессрочное или безвозмездное пользование, и земли, которые предоставлены в праве наследства. Это можно сделать только при условии, что объединяемыми землями владеет один человек.
Выдел
Этот вариант похож на раздел, но есть существенное различие. Если при разделе изначальный участок прекращает свое существование, то при выделе нет. Участок продолжает существовать, но с уже другими контурами и другой площадью.
Выделены могут быть как одна, так и несколько долей. Однако тот собственник, который потребовал выдела, больше не будет иметь прав на общую собственность. Но право на свой, выделенный участок он, естественно, приобретает.
Перераспределение
Еще один вид передела участков. Довольно странный, но он так же пользуется спросом, как и остальные. Про него можно сказать следующее:
Кроме всего этого, участки могут выделяться и из закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Это уже совсем специфические земли. Там имеются органы местного самоуправления, на них располагаются предприятия, которые работают с радиоактивными веществами, объекты, требующие режима соблюдения гостайны и т. д.
Территории, где расположены ЗАТО, принадлежат им, хотя участки вообще-то государственная собственность. Тем не менее ими распоряжаются органы местного самоуправления. После согласования между местными и федеральными властями такие земли могут быть предоставлены местным обитателям для огородничества, садоводства или в качестве хозяйственных участков. Также на территории может быть введен режим особого использования.
Заявление на формирование земельного участка и пакет документов
Как и для любого дела, связанного с недвижимостью, необходимо соблюсти ряд формальностей. А именно, подать заявление и подготовить необходимый пакет документов. Что же в него должно входить?
Разъяснение сложных моментов
Одним из неоднозначных моментов будет вариант, когда ЗУ необходимо формировать под многоквартирными домами. Ведь одно дело, когда это, например, три смежных дачных участка или один большой надел (хоть сельскохозяйственного, хоть несельскохозяйственного назначения), и совсем другое, если на земле стоит многоквартирный дом. Даже если он не многоэтажный, а, например, одноэтажный с тремя квартирами. Тут нужен небольшой анализ.
Размеры наделов будут определяться точно в соответствии с Земельным законодательством. Закон о градостроительной деятельности устанавливает, что они будут рассчитываться с оглядкой на фактические объемы землепользования. И конечно же, учитываются правила градостроения. Границы территорий устанавливаются по естественным границам смежных участков, проездам. При этом будут учитываться транспортные системы. Правда, только если это не будет идти вразрез с градостроительным законодательством.
Нормативную площадь территории рассчитывают по указаниям СПЗО — 101 — 98. В формуле учитывается плотность застройки района, сколько в доме этажей, какова транспортная доступность, какая общая площадь всех помещений в доме и другие важные моменты.
Как выглядит процедура? Прежде всего, проводится общее собрание жильцов. На нем как раз и выносится решение, а результат голосования обязательно фиксируется в протоколе прошедшего собрания. Потом подается заявление на передачу участка в долевую собственность в соответствующие органы. Далее уполномоченный представитель всех жильцов (выбирается общим собранием) обращается в муниципалитет или другие органы с заявлением о формировании земельного надела, занятого многоквартирным домом.
После этого проводятся землеустроительные мероприятия, и утверждается проект границ. Уже потом наступает очередь процедуры формирования ЗУ. Это делают органы государственной власти. Бывает, что на застроенных пространствах нет никаких границ нужных участков. Тогда специалисты готовят все проекты межевания. Эти проекты утверждает Администрация данного субъекта РФ.
Когда проект уже утвержден, на его основании принимается решение о том, чтобы передать участок под многоквартирным домом в общую долевую собственность.
Как только кадастровый учет осуществлен, возникает право собственности, и участок поступает в общее владение жильцов. Статус всех собственников закрепляется Госрегистрацией права. С этого момента все долевые владельцы могут пользоваться всеми вновь приобретенными преимуществами. Например, расположить на своей земле детскую площадку, как и какую хочется (многодетным семьям либо просто семьям с детьми это особенно придется по вкусу) или использовать другим путем.