Что значит съешьте лягушку
Съесть лягушку тайм-менеджмент советует с утра!
О таких известных методах, как «поедание лягушки» от Брайана Трейси, наслышаны многие. Но зачастую только на уровне терминов: «съесть лягушку» – «тайм-менеджмент». А вот что за «лягушки» и за чем их есть с утра, знают, увы, не все. А зря. Введение этого простого принципа в ежедневный распорядок дня позволяет успевать значительно больше дел, а главное, заряжаться позитивом на сутки вперед и методично двигаться к цели.
В чем секрет «лягушачьей диеты»?
Съесть лягушку – тайм-менеджмент в действии
Начнем с основного: почему лягушка?
Скорее всего потому, что у большинства жителей планеты – за исключаем французов и гурманов со схожими привычками – лягушки, жабы и прочие земноводные вызывают брезгливость. То есть питаться ими совсем не хочется.
Съесть Выполнить то, что тебе не хочется. То дело, которое имеет важность для настоящего и будущего, но вызывает отторжение на сознательном и бессознательном уровне.
Виды «лягушек» тайм-менеджмента
Перечень нелюбимых земноводных у каждого свой. Примерный список откладываемых и невыполняемых мероприятий может включать:
Продолжать можно бесконечно. Смысл в том, что:
Лягушка – это достаточно мелкое и часто несложное дело, которое мы не хотим выполнять по определенным причинам.
Метод съесть лягушку
Правило «съесть лягушку с утра» гласит: нелюбимые, раздражающие, откладываемые дела нужно делать в первую очередь.
Как найти такие дела?
Часто мы сами их прекрасно знаем. Это то, что переносится из плана в план или упорно задвигается на задворки памяти, чтобы потом «не успеть» сделать из-за рутины.
Важно! Если в наличии имеется две лягушки, то первой «съедается» самая противная из них!
Почему «лягушек» нужно есть именно утром
Секрет кроется в нашей физиологии.
Да-да, тайм-менеджмент – система управлением времени – тесно связан с природными ритмами и ресурсами человека, с психологией.
Что происходит, если мы все-таки решились «съесть лягушку с утра»?
Гордость за себя и свои достижения.
Восторг лимбической системы.
Гормоны радости – приятный бонус. Поэтому если практиковать естественные выбросы эндорфинов с утра, можно считать, что весь день пройдет на позитиве. Да что считать – так и будет!
Лимбическая система – капризный ребенок нашего мозга – при регулярных выбросах эндрофинов «согласится с доводами» неокортекса о необходимости планирования, работы и достижений. И дела пойдут гораздо лучше, так как ресурсов и возможностей на физическом и интеллектуальном уровне станет больше.
Так что Брайан Трейси был исключительно прав: метод «съесть лягушку» отлично подходит для утренних ритуалов и позволяет не только оптимизировать свой день, но и стать банально счастливее.
А какое «меню» у вас? Если ли лягушки в вашем рационе? Планируете добавить?
Съешьте лягушку! Краткое изложение.
Съешьте лягушку! Почему мы ничего не успеваем? Почему важно выполнять неприятные задачи первыми
Марк Твен как-то сказал, что если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, ведь худшее на сегодня уже позади. Вторя ему, эксперт с мировым именем, специалист по личной эффективности Брайан Трейси советует всем, кто хочет чего-то добиться, каждый день в первую очередь съедать свою «лягушку»: выполнять самое трудное и самое важное из всех предстоящих дел.
Основные идеи
Выполнить все без исключения задачи невозможно – но и не нужно. Достаточно научиться правильно определять своих «лягушек» и начинать день с их «поедания».
«Лягушка» – самая важная работа, которую нам свойственно откладывать.
Для того чтобы правильно ставить цели, достаточно делать 7 простых шагов.
Важно научиться сортировать задачи по важности.
У большинства из нас никогда не хватает времени на все дела, хотя мы и разрываемся на части. Брайан Трейси уверен, что это погоня за химерами: нас всегда будет ждать больше дел, чем мы в состоянии переделать. Но это не значит, что мы не можем стать хозяевами своего времени и своей жизни. Эксперт предлагает освоить придуманную им систему, назвать которую можно так: «Съешьте свою лягушку!».
Ваша «лягушка» – это самая большая и важная работа, которую вы обычно оттягиваете. Именно ее и надо «съесть» в первую очередь.
При «поедании лягушек» важно придерживаться двух простых правил.
1. ИЗ ДВУХ ИМЕЮЩИХСЯ НАЧИНАЙТЕ С НАИБОЛЕЕ НЕПРИЯТНОЙ
Если вам нужно выполнить две важные задачи, начинайте с самой масштабной, сложной и главной. Важно приучить себя браться за нее без промедления, доводить дело до конца и только потом переходить к следующему. Не поддавайтесь искушению начать с более простого!
Помните, самое важное решение, которое вы принимаете каждый день, – чем заняться в первую очередь, а чем – во вторую (если, конечно, сумеете закончить первое дело).
Секрет высокой работоспособности – в привычке каждый день с утра, не раздумывая долго, браться за главную работу. В привычке, доведенной до автоматизма!
Мы устроены таким образом, что завершение дела приносит нам удовлетворение и позволяет чувствовать себя победителями. И чем важнее дело, тем больше наша радость, уверенность, ощущение своей силы.
Один из важнейших секретов успеха – «полезное привыкание» к эндорфинам
В такие моменты наш мозг начинает вырабатывать гормон удовольствия – эндорфин. Один из важнейших секретов успеха – «полезное привыкание» к эндорфинам и к тому ощущению ясности и уверенности в себе, которое они вызывают.
Когда это произойдет, вы начнете бессознательно организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно выполнять от начала до конца все самые трудные и важные дела. Благодаря силе этой привычки вам будет проще доделать работу, чем оставить ее незавершенной.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЮ ГЛАВНУЮ «ЛЯГУШКУ»?
Перед тем как наметить первую «лягушку» и приступить к ее «поеданию», надо разобраться, чего именно вы хотите добиться в жизни.
Ясность – возможно, главная составляющая личной эффективности. А одна из главных причин, по которой вы медлите и не желаете приниматься за работу, – путаница в мыслях и чувство неопределенности.
Важное правило для тех, кто хочет добиться успеха: когда что-то обдумываете, возьмите в помощники ручку и бумагу
Важное правило для тех, кто хочет добиться успеха: когда что-то обдумываете, возьмите в помощники ручку и бумагу. Из всех взрослых людей лишь около 3% умеют четко формулировать свои цели в письменном виде. Именно эти люди успевают сделать в десять раз больше, чем их коллеги, может быть, даже более образованные и способные, но не удосужившиеся потратить время на то, чтобы перечислить на бумаге свои цели.
СЕМЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ
Как же правильно поставить цели? Вот эффективный рецепт, который прослужит вам всю оставшуюся жизнь. Вам нужно выполнить 7 шагов.
1. Определите, что именно от вас требуется. Удивительно, сколько людей продолжают тратить время на незначительные вещи просто потому, что не задумались над этим вопросом. Как говорил известный специалист по личной эффективности Стивен Кови: «Прежде чем взбираться по лестнице к успеху, убедитесь, что она прислонена к тому зданию, которое вам нужно».
2. «Думайте на бумаге». Письменно формулируя задачу, вы оттачиваете ее и придаете ей материальную осязаемость. Пока цель не записана, она остается всего лишь пожеланием или фантазией. Из всех возможных целей выберите ту, достигнув которой вы измените свою жизнь.
3. Установите сроки. Задача, для которой не определены сроки, не имеет реальной силы – фактически, это дело без начала и конца.
4. Составьте список средств и действий для достижения цели. Поняв, что необходимо что-то еще, добавляйте этот пункт к списку. Список даст вам зримую картину масштаба задачи.
5. Превратите список в план. Установите порядок исполнения всех дел, а еще лучше – нарисуйте план в виде прямоугольников, кружков, линий и стрелок, показывающих взаимоотношения между разными задачами.
6. Немедленно начинайте претворять план в жизнь. Начните с чего угодно. Гораздо лучше средний, но энергично выполненный план, чем блестящий, но по которому ничего не сделано.
7. Выполняйте работу ежедневно, и каждый день станет ступенькой, приближающей вас к главной цели. Не пропускайте ни одного дня, все время продвигайтесь вперед.
Помните известную шутку о том, как съесть слона? Ответ прост: «По кусочкам». Точно так же вы сможете съесть и свою «лягушку». Разбейте процесс на отдельные шаги и начинайте с первого. А для этого необходима осознанность и умение планировать.
Не обманывайте себя отговорками, что у вас нет времени составить план. Каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут вашего труда.
Чтобы правильно организовать день, вам понадобится 10-12 минут. Столь небольшая затрата времени позволит вам увеличить эффективность на 25% или даже больше.
Каждый вечер составляйте список дел на завтра. Сначала перенесите в него все то, что не удалось сделать сегодня. Затем добавьте новые дела.
Почему важно делать это накануне? Потому что тогда ваше бессознательное работает с ним ночью, пока вы спите. Скоро вы начнете просыпаться, полные новых идей, которые помогут вам сделать работу быстрее и лучше, чем вы предполагали заранее.
Кроме того, нужно заранее составлять списки дел на месяц и на все дни недели.
СОРТИРУЙТЕ «ЛЯГУШЕК» ПО ВАЖНОСТИ
Проанализируйте составленные списки и напротив каждого пункта поставьте буквы А, Б, В, Г, Д в зависимости от приоритетности.
Дело с пометкой А – самая большая и неприятная «лягушка». Если в списке несколько таких дел, ранжируйте их по важности: А1, А2 и так далее. Если не выполнить задачу категории А, это приведет к серьезным негативным последствиям, если выполнить – вас ждут серьезные позитивные результаты.
Б – дела, которые надо бы сделать, но их выполнение или невыполнение повлечет за собой не столь серьезные последствия.
В – дела, которые хорошо бы сделать, но особых последствий в любом случае не будет.
Привычка тратить пару часов на организацию предстоящей недели поможет вам изменить жизнь
Г – дела, которые можно перепоручить.
Д – пункты, которые можно просто вычеркнуть, и это практически ни на чем не скажется. К ним относятся некогда важные задачи, утратившие значение и для вас, и для окружающих. Часто такими делами мы продолжаем заниматься просто по привычке, но каждую минуту, потраченную на них, вы отнимаете у дел, способных значительно изменить вашу жизнь.
Ваша способность проанализировать свой список и найти в нем задачу А1 – это трамплин для прыжка на более высокий уровень. Не занимайтесь делами с пометкой Б, пока не будет выполнена работа, обозначенная буквой А. Развив в себе привычку сосредотачивать силы и внимание на деле А1, вы начнете делать больше, чем несколько коллег, вместе взятых.
И помните: привычка в конце каждой недели тратить пару часов на организацию недели предстоящей поможет вам не просто повысить личную продуктивность, но и изменить жизнь.
Взято отсюда. Не так давно прочел полную книгу но так и не делаю то что нужно. Надеюсь эта краткая выдержка поможет мне и вам приступить к выполнению.
Что такое метод «съешь лягушку» в тайм-менеджменте? Объясняем с гифками
Название смешное, а метод эффективный. Рассказываем про него и про другие идеи его автора — бизнес-тренера Брайана Трейси.
Tartila / Africa Studio / valdis torms / Julia Zavalishina / Shutterstock / Erik Karits / Gary Yost / Jack Hamilton / Byron Burns / Darko Pribeg / Unsplash / страница Brian Tracy в Facebook / Анна Рыжакова / Skillbox Media
Брайан Трейси — американо-канадский мотивационный спикер и бизнес-тренер. За свою карьеру он написал 80 книг по бизнесу, самодисциплине и саморазвитию. «Оставьте брезгливость. Съешьте лягушку!» входит в топ-5 самых продаваемых его книг.
Мы прочитали эту книгу и собрали советы Трейси по управлению временем, добавив в неё идеи из другой его книги, которая так и называется: «Тайм-менеджмент».
Лягушка — важное, но неприятное дело. Съешьте её с утра!
«Съесть лягушку» — значит найти самую крупную и важную задачу из своего списка дел и выполнить её до конца. При чём тут это земноводное? Такая задача обычно не только большая и трудоёмкая, но и неприятная. За неё не хочется браться, и чем труднее кажется дело, тем дольше мы его откладываем. При этом задача важна для бизнеса или карьеры и срыв сроков опасен.
«Есть лягушек» нужно с утра. Брайан Трейси призывает организовать день следующим образом: в самом начале выполнить несколько самых важных и неприятных задач, а всё, что даётся легко, отложить на вторую половину дня, когда вы разберётесь с лягушками.
Однако вам не обязательно съедать всех лягушек в один день. Вы можете планировать несколько таких задач на каждое рабочее утро, а оставшееся время занимать более приятными, но менее важными делами.
«Человек, который каждое утро ест живую лягушку, весь оставшийся день наслаждается ощущением, что ничего хуже с ним сегодня уже точно не произойдёт».
Цитата Марка Твена, подсказавшая название для метода Трейси
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Каждый день получайте удовольствие от сложных задач
Что вы чувствуете после успешного завершения сложной задачи? Это прилив энергии, гордость за то, что вы справились, чувство, что вам всё под силу. Когда мы довели дело до конца, то чувствуем себя счастливее и сильнее. Это потребность в осязаемом результате.
Трейси утверждает: завершайте несколько сложных задач каждый день, и вы будете ежедневно получать гормоны удовольствия. Через какое-то время «поедание лягушек» с утра станет зависимостью — но это полезная зависимость.
Брайан Трейси убеждён: карьера и бизнес зависят от привычек, а у «успешных людей — успешные привычки». Чтобы сделать ежедневное решение задач привычкой, нужно:
Выбирайте лягушек по принципу 80/20
В 1895 году итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето сформулировал принцип: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — только 20% результата. Например, 20% товарных позиций в магазинах приносят 80% выручки. Это правило применимо и к бизнесу, и к частной жизни.
Трейси убеждён: нам свойственно откладывать 20% самых важных дел, а 80% менее ценных задач мы выполняем с удовольствием. «Вы должны твёрдо противостоять стремлению заняться делами из „нижних“ 80%, пока вам есть чем заняться в 20% „верхних“», — призывает он.
По мнению тренера, если начинать день с мелких неважных задач, это станет привычкой, что снизит продуктивность. Мелкие несложные задачи пожирают время, но они не приносят ни результата, ни удовлетворения, ни гордости.
И ещё одна рекомендация от Трейси: если лягушек две, сначала нужно разобраться с той, что противнее.
Делите задачи по важности методом ABCDE
ABCDE (АБВГД) — простая техника расстановки приоритетов. Каждый день нужно выписывать на лист бумаги список задач на завтра. Потом поставить напротив каждого дела букву, обозначающую приоритет.
Задачи, которые нужно выполнить прежде всего, от них многое зависит. Хороший результат в этих задачах продвинет вас вперёд, а плохой — отбросит назад. Если в списке окажется несколько A-задач, нужно присвоить им относительные приоритеты: А1, А2, А3. Получится, что А1 — это самая важная задача, или самая большая лягушка.
Это тоже важно, но не так, как задачи A. К делам из группы В не стоит приступать, пока не сделаны все A-задачи в списке.
Это задачи, которые хорошо бы сделать, но если вдруг не получится, то особых последствий не будет. В целом эти задачи никак не влияют на рабочую жизнь. Сюда, например, входят встречи с друзьями на обеде.
Дела, с которыми вам не обязательно разбираться самостоятельно. С ними справится подчинённый или работник параллельного подразделения. Нужно делегировать их и заняться задачами групп A и B.
Всё, что оказалось в этой группе, можно вычеркнуть без последствий. Это дела, потерявшие свою актуальность, или то, чем вы занимаетесь по привычке.
Задачи группы «A» — это и есть лягушки для завтрашнего утра. Нужно начинать рабочий день с дела A1 и не бросать его, пока оно не будет выполнено. Потом стоит приступать к задачам B и C. Дела из группы D нужно делегировать, а из E — вычеркнуть.
Ешьте больших лягушек по частям
Самых больших и противных лягушек нужно есть первыми и с самого утра. Но что делать, если задача слишком большая и за один раз с ней никак не справиться? В таком случае Трейси разрешает разделить большую задачу на маленькие дела и выполнять их по одному. Но их обязательно нужно запланировать.
Альтернативный способ справляться с большими задачами — метод «швейцарского сыра». Нужно «проделывать в задачах дырки», то есть регулярно заниматься ими в течение ограниченного времени. Например, каждый день по одному часу работать над отчётом. Постепенно объём работы будет уменьшаться, и однажды такая задача закончится.
Научитесь созидательно откладывать дела
Вы не можете успевать всё, поэтому нужно откладывать или делегировать мелкие дела, которые не повлияют на результат здесь и сейчас. «Первым делом ешьте самых крупных и противных лягушек, а тех, что помельче и посимпатичнее, оставляйте на потом», — призывает Трейси.
Большинство людей откладывают дела бессознательно, срывая сроки важных задач. Чтобы отложить дела «созидательно», сначала нужно пересмотреть список, проанализировать его и найти то, что можно перенести.
Эти задачи не обязательно выполнять прямо сейчас, и перенос сроков не принесёт проблем. Так вы освободите время для действительно важных дел, которые приведут вас к успеху.
Другими словами: первостепенные задачи — те, которые нужно сделать раньше, а сами они требуют больше времени. Второстепенные дела можно закончить позже и за меньшее время.
«Созидательное откладывание — это сознательное и добровольное решение о том, чего вы точно не станете делать прямо сейчас (а может быть, вообще)», — резюмирует Трейси.
Выделяйте для лягушек специальное время
Для больших и сложных задач нужны продолжительные промежутки времени, когда вы не будете отвлекаться на другие вопросы. Чтобы их выделить, Трейси предлагает распределять время по графику. Для этого удобно пользоваться ежедневником с отмеченными днями, часами и минутами.
Если в течение рабочего дня возникают небольшие промежутки свободного времени, их стоит объединить в продолжительные периоды. В течение них нужно сосредоточенно поработать над лягушками. Это как назначить рабочую встречу самому себе и обязательно прийти на неё вовремя.
Если постоянно возникает несколько важных задач, можно попробовать построить весь свой график вокруг их поочерёдного выполнения.
Найдите главные дела с помощью «закона трёх»
«Закон трёх» гласит: среди всего, что вы делаете, есть три главные задачи, выполняя которые вы уже приносите 90% пользы. Нужно найти три этих дела и поставить в свой список лягушек. Кажется, что это один из вариантов правила 80/20. Однако принцип Парето хорошо работает в бизнесе, в то время как «закон трёх» — это больше о жизни в целом.
Чтобы найти три главных дела, Трейси советует метод быстрых списков. Нужно за тридцать секунд записать три самые важные для вас в данный момент цели. Обычно это цели из разных сфер жизни. Если это так, то оцените каждую из сфер: может быть, где-то и так всё хорошо, а где-то нужно приложить усилия.
Можно расширить задание и выбрать по три цели в каждой из сфер жизни: бизнесе, карьере, спорте. Важно, чтобы поиск целей для каждой сферы не занял больше 30 секунд. Вместо главных целей можно выписать три главных проблемы, от которых хотелось бы избавиться.
Трейси утверждает: если понять свои главные цели, то будет больше сил двигаться вперёд и вы начнёте больше успевать.
Планируйте сложные задачи на время высокой продуктивности, а потом заряжайтесь энергией
До этого мы писали, что лягушек нужно есть с утра. Для большинства людей это правило так и работает, но бывают исключения. Трейси рекомендует последить за собой и определить, в какое время суток вы наиболее продуктивны. На это время стоит запланировать самую важную и сложную работу.
В оставшемся графике он призывает найти место для отдыха. Если не заряжаться энергией, силы на работу закончатся. Если вы сильно устали, то хуже работаете и чаще ошибаетесь, а некоторые ошибки могут стоить дорого, заключает бизнес-тренер.
«Вечные» советы, которые помогут поддержать уровень энергии:
Чем лучше вы себя чувствуете перед тем, как приступить к работе, тем быстрее вы начнёте и тем лучше будет результат.
Развивайте свои ключевые навыки
Что в вашей работе доставляет вам большее удовольствие? Правильно — то, что у вас получается лучше всего. Отсюда следующий совет: определите ваши уникальные умения и доведите их до совершенства.
Самый ценный актив любого человека — его способность зарабатывать. Значит, нужно развивать те умения и навыки, которые помогают получать доход.
Однако на свои способности можно посмотреть с другой стороны. Если мы не уверены, что справимся с задачей, то обычно не хотим за неё браться. Такие задачи мы откладываем.
Трейси призывает посмотреть, что это за дела. Они — наше слабое место. Вместо того чтобы бежать от них, лучше сделать своей обязанностью их выполнить. В результате у вас появятся компетенции для решения таких задач. Так вы снимете ограничение, мешающее развиваться.
О слонах, лягушках и других животных тайм-менеджмента
Лягушки
«Лягушки» — это мелкие, но неприятные задачи, которые люди очень не любят выполнять. Как правило, это дела, которые связаны с дискомфортом, стрессом, скукой и другими неприятными ощущениями. Вот примеры типичных «лягушек»:
При этом у каждого человека свой собственный список «лягушек». совсем не боится стоматологов, но боится парикмахеров. спокойно общается с проблемными клиентами, но паникует, когда нужно позвонить в банк. Иными словами, «лягушастость» той или иной задачи — это вещь субъективная.
можно распознать по двум характерным признакам:
Проблема в том, что постоянное откладывание «лягушек» нередко приводит к серьезным неприятностям. Например, если все время отодвигать визит к стоматологу, то однажды это закончится зубной болью или флюсом. А если долго игнорировать «клиента из ада», он может заявиться к нам в офис и устроить небольшой апокалипсис.
Более того, откладывание таких дел негативно сказывается на продуктивности и самочувствии. Наши мысли, волей или неволей, постоянно возвращаются к «лягушке», а это портит нам настроение и отвлекает от других задач.
Что с ними делать?
Выражение «съесть лягушку» в означает «выполнить неприятное дело». Эта идиома позаимствована из известного афоризма, который приписывают Марку Твену:
Если с утра вы съедите лягушку, то ничего более страшного с вами в этот день не случится.
Именно так и следует поступать с неприятными задачами: выполнять их как можно раньше и желательно в самом начале дня.
Отсюда следует «правило лягушки»:
Всегда начинайте с самого неприятного.
Вот несколько примеров, как этот принцип может применяться на практике:
Для «лягушек» в органайзере удобно создать отдельную категорию (тег, метку или ярлык), чтобы сразу находить их в своем списке дел. Например:
Обратите внимание: хотя «лягушек» и следует выполнять в начале дня, однако сам день часто рекомендуют начинать с более приятного. Например: с чашки хорошего кофе, стакана сока, свежей выпечки, любимой музыки Это помогает с утра задать позитивный настрой на весь день.
Методика поедания лягушек
По поводу «поедания лягушек» в существуют три простых правила:
1. «Ешьте лягушек» с утра. Планируйте все неприятное и сложное на утро или хотя бы на первую половину дня.
Утром у нас обычно крепче нервы, выше уровень самодисциплины и лучше работает голова. Если же откладывать неприятные задачи на вторую половину дня или на вечер, у нас может просто не хватить «маны» для их выполнения. «Съев лягушку», мы сможем весь день спокойно занимать другими делами, не отвлекаясь на ее назойливое кваканье.
2. «Ешьте лягушек» каждый день. Старайтесь каждый день выявлять в своем списке самые неприятные задачи и расправляться с ними.
Такие «лягушки» существенно влияют на нашу жизнь, а их «неприятность» связана с выходом из пресловутой «зоны комфорта» (о том, что это такое на самом деле, мы поговорим в другой раз).
3. Из двух и более «лягушек» всегда выбирайте самую страшную. Если перед вами стоит несколько неприятных задач, начинайте с той, которая вызывает у вас наибольшее отвращение.
А в идеале следует выполнять задачи в порядке их «неприятности». Как мы уже говорили, неприятные дела — это обычно самые важные для нас дела, и такой подход очень повышает личную эффективность.
Как заставить себя съесть лягушку? 5 приемов
«Лягушки» не назывались бы лягушками, если бы с ними можно было легко справиться. Увы, мы можем знать все перечисленные выше правила, но откладывать все неприятные задачи на потом.
К счастью, существует несколько способов заставить себя выполнить неприятное дело. Мы рассмотрим пять из них. Три первых приема помогут сформировать правильный настрой на «поедание лягушек». А два последних помогут справиться с неприятным делом тогда, когда мы долго не можем решиться к нему приступить.
Прием № 1. «Лягушка» — это вызов. Воспринимайте ее не как потенциальный источник страданий, а как испытание, экзамен, вызов вашим способностям, как возможность показать себе и всему миру, чего вы стоите. Используя такой способ мышление, вы будете более решительно расправляться с неприятными делами и даже получить от этого удовольствие.
Прием № 2. Не думайте о неприятной задаче до момента ее выполнения. Думать о «лягушке» следует ровно столько, чтобы ее запланировать, но не более. Чем больше мы думаем о неприятном деле, тем сильнее «накручиваем» себя и тем большее отвращение оно у нас вызывает.
Чтобы избежать такого «самонакручивания», сосредоточьтесь на других делах. Если же вы поймали себя на ненужных мыслях о лягушке, мысленно отметьте: «Ага, я думаю о лягушке». Затем спокойно и без самоосуждения вернитесь к текущим задачам.
Прием № 3. Стремитесь к тому, чтобы выполнить неприятную задачу как можно быстрее. А в идеале ее следует выполнять, как только она появились:
Чем быстрее мы «съедаем лягушку», тем проще нам это сделать. Опять же: в этом случае мы меньше о ней думаем и меньше себя накручиваем. Сосредоточьтесь не на том, чтобы сделать задачу вообще, а на том, чтобы как можно скорее от нее избавиться.
Прием № 4. Метод швейцарского сыра. Если не получается заставить себя «съесть лягушку», воспользуйтесь методом швейцарского сыра. Разделите «лягушку» на небольшие подзадачи («лягушат» или «головастиков»), которые вам легче будет выполнить. Например:
Некоторые делают так: составляют очень подробный «поедания лягушки», а потом механически выполняют задачу, глядя в этот список.
Прием № 5. Прыжок в воду. Вы, наверное, замечали, что люди на пляже делятся на два типа:
Принцип «прыжка в воду» работает и с неприятными задачами. Нам вовсе не обязательно долго собираться с духом и думать о том, как выполнить их целиком и полностью. Достаточно совершить простое действие, после которого выполнение задачи станет неотвратимым. Например:
Обычно первый шаг сам по себе не вызывает негативных эмоций. Поэтому нам достаточно просто сделать этот шаг, не думая при этом о том, что будет дальше.
Слоны
В терминологии «слоны» — это крупные, грандиозные, масштабные задачи, к которым страшно подступиться. Вот примеры типичных «слонов»:
В отличие от «лягушек», «слоны» не вызывают у нас жгучего отвращения (хотя иногда встречаются и «слоновые лягушки»). Но при этом они требуют много времени, сил и других ресурсов. Браться за такие дела страшно, поэтому их, так же как и «лягушек», часто откладывают на потом.
Проблема в том, что долгое игнорирование «слонов» тоже нередко приводит к неприятностям или к упущенной выгоде. Например, пока работник откладывает задачу «выучить английский», он лишает себя возможности читать мануалы и актуальные статьи по своей тематике. А это, в свою очередь, негативно сказывается на его карьере и профессиональном росте.
Что с ними делать?
Название этого типа задач появилось благодаря присказке:
— Как съесть слона? По кусочку!
Именно так и поступают с : их делят на более мелкие задачи («бифштексы»), которые затем регулярно выполняют. Маленькие задачи не кажутся нам страшными, сложными, непонятными или невыполнимыми, поэтому у нас реже возникает искушение отложить их на потом. Вот пример нарезания «слонов» на «бифштексы»:
«Слоны»: | Ежедневный «бифштекс»: |
Написать книгу | Написать 1000 слов |
Подготовиться к экзамену | Выучить один билет |
Овладеть методом слепой печати | 20 минут заниматься на тренажере Stamina |
Покрасить забор | После работы покрасить одну секцию забора |
Навести порядок в гараже | 10 минут наводить порядок в гараже |
Зелеными стрелочками обозначены повторяющиеся задачи
В те дни, когда не получается съесть намеченный «бифштекс» целиком, рекомендуется откусить от «слона» хотя бы небольшой кусочек. Например, если не получается написать 1000 слов для книги, стоит написать хотя бы 200 или даже 100 слов. Это правило помогает сохранять рабочий настрой, «инерцию движения» и привычку к регулярной работе.
Разновидности бифштексов
Разных «слонов» нужно нарезать на «бифштексы». Рассмотрим три самых популярных способа.
1. Повторяющиеся задачи. «Слона» нарезают на одинаковые или сходные задачи, которые регулярно повторяются. Этот метод в основном используется тогда, когда слон состоит из потока однотипной работы. Например:
Также этот метод подойдет для некоторых измеримых целей, то есть таких, которые выражаются в неких числовых показателях (см. технику SMART). Например: «написать 30 заметок за 1 месяц», «отложить 50 000 за год»
Для планирования таких «слонов» в органайзере нужно создать проект или категорию, поместить туда нужное количество задач и настроить их повторение. Например:
Планирование таких «слонов» проходит в два этапа. На первом этапе следует разделить слоновую задачу на отдельные шаги (этот процесс называется декомпозицией). «Слона» нарезают до тех пор, пока не получатся «бифштексы», которые без проблем можно выполнить за день. Удобнее всего такую нарезку делать с помощью ментальных карт. Вот как это выглядит в самом простом случае:
На втором этапе полученные «бифштексы» равномерно распределить по времени:
Если «слон» очень большой и сложный, его лучше не нарезать сразу и целиком, а детализировать по мере выполнения. Предположим, у нас есть задача «ремонт комнаты», которая состоит из трех этапов: побелить полоток, поклеить обои, постелить ламинат. В этом случае мы подробно планируем побелку потолка, а остальные этапы просто намечаем, но пока не трогаем.
3. Повторяющиеся бюджетируемые задачи. В этом случае «бифштекс» представляет собой отрезок времени, который мы собираемся ежедневно тратить на поедание «слона»: 2 часа в день, 1 час в день, 15 минут в день
Этот вариант подходит для нарезки фактически любых крупных задач. Его можно смело использовать в тех случаев, когда время на ежедневный «бифштекс» ограничено или когда вы затрудняетесь с нарезкой «слона».
Планируются такие «бифштексы» почти так же, как и в первом варианте: создаем в органайзере повторяющуюся задачу, но при этом указываем время ее выполнения. Например:
Отмерять такие «бифштексы» удобнее всего с помощью таймера. Устанавливаем его на нужное время и, пока он не прозвенел, занимаемся «слоновой задачей».
Другие животные
Кроме «лягушек» и «слонов», в литературе по иногда встречаются и другие животные. Они не так популярны, но знакомство с ними может помочь сориентироваться в некоторых жизненных ситуациях.
Обезьяны
«Обезьяна на спине» — это ситуация, с которой сталкиваются руководители всех уровней. Суть ее в том, что подчиненные как бы «делегируют» нам свою работу.
Представим, что обезьяны — это задачи и проблемы, которые нужно решить. Мы даем сотруднику некое поручение (вручаем ему «обезьяну») и ждем результата. Но через некоторое время он приходит к нам с вопросом или проблемой: без их решения он не может выполнить поставленную перед ним задачу. Он возвращает инициативу нам, то есть пересаживает на нас свою «обезьяну». Рассмотрим два примера.
Пример 1. Мы поручили сотруднику посмотреть цены у конкурентов. После этого он начинает массово присылать вам вопросы:
— А у кого смотреть?
— А где смотреть?
— А на какие товары смотреть?
— А как составить отчет?
Пока мы не ответили на из этих вопросов, сотрудник ждет ответа. Получается, что в эти моменты не подчиненный, а руководитель занимается выполнением поставленной задачи.
Пример 2. Бытовая ситуация: перед уходом на работу мы просим ребенка купить новые фильтры для воды. Через некоторое время он звонит и спрашивает: а какие именно фильтры нужно купить? Вы не помните названия и обещаете вечером уточнить. Все, теперь это уже не его, а ваша задача.
Если подобные ситуации возникают слишком часто, руководители начинают терять массу своего времени на «кормление обезьян», а порученные ими задачи выполняются очень медленно.
Что делать?
Для уменьшения количества «обезьян» приучайте подчиненных самостоятельно искать ответы на свои вопросы. В идеале он должен приходить к вам не с проблемой, а уже готовыми вариантами ее решения. Например, в случае с ценами, следует предложить сотруднику самостоятельно составить список конкурентов и товаров. А в случае с фильтрами — попросить ребенка самостоятельно посмотреть их название и габариты.
Однако здесь важно понимать, что в управлении не бывает универсальных решений, а к каждому человеку зачастую требуется индивидуальный подход. Если, например, сотрудник совсем неопытный, лучше не оставлять его один на один с «обезьянами».
Мамонты
«Мамонты» — это крупные задачи, которые уже утратили актуальность («вымерли»), но которые мы по привычке все еще собираемся выполнить. Такие задачи обычно начинаются со слов « я найду время и…» или «однажды я соберусь и…».
Пример 2. Женщина мечтает завести земельный участок, чтобы обеспечивать семью дешевыми овощами. Через пару лет она открывает собственный магазин и в разы увеличивает доход. Теперь она может без проблем покупать любые овощи, но продолжает мечтать о своем огороде.
Проблема таких задач вовсе не в том, что они не выполнимы. Нет, «мамонтов» вполне можно «оживить и съесть» (точно так же, как и обычных «слонов»). Проблема в том, что эти задачи и цели, нам уже не нужны. Мечтая о них, мы лишь впустую расходуем энергию. Ну, а если мы их выполним, то, скорее всего, испытаем лишь разочарование.
Что делать?
Проверяйте свои старые цели на актуальность. Подумайте, почему вы хотите их достичь и действительно ли вы этого хотите. Если же цель превратилась в «мамонта», ее следует без всякой жалости вычеркнуть из своих планов.
Единороги
Вот примеры типичных «единорогов»:
Мечты о «сказочных единорогах» отнимают у нас время и силы, но ничего не меняют в нашей жизни. Это вовсе не значит, что от них нужно отказаться (как от «мамонтов»). Напротив: чтобы быть счастливыми, мы должны воплощать свои мечты в реальность. Как говорил английский поэт Уильям Блейк: «Кто хочет, но не делает, — порождает чуму».
Что делать?
«Единорогов» следует тщательно обдумывать, находить пути их реализации и превращать в слонов (а что делать с этими животными, мы уже знаем). Вот как это работает:
Для превращения «единорога» в «слона» нужно понять, что именно мешает воплотить мечту в реальность. Затем следует сформулировать задачу, которая будет направлена на преодоление этого препятствия (рекомендуем посмотреть нашу статью о многоходовом мышлении)
На этом наша «экскурсия в зоопарк» подошла к концу. Будем рады, если сегодня вы узнали для себя новое. А напоследок небольшая шпаргалка по всем сегодняшним животным: