Что значит сервер почты
Что такое почтовый сервер и зачем он нужен
Электронная почта — это незаменимый инструмент для личной и корпоративной коммуникации. В статье мы рассмотрим, что такое почтовый сервер для домена, что такое почтовый клиент, какие протоколы используются для отправки и получения электронных писем, а также поможем выбрать способ создания корпоративной почты.
Что такое почтовый сервер и почтовый клиент
В процессе передачи электронного письма участвуют почтовый сервер и почтовый клиент. Почтовый сервер ― это программа, которая передаёт сообщение от одного компьютера к другому. Например, популярными почтовыми серверами являются Gmail, Яндекс, Mail. Почтовый клиент — это программа, в которой вы работаете с почтой: пишете, читаете и храните письма. Например, почтовые клиенты: Microsoft Outlook, Thunderbird, Mailbird, TouchMail,The Bat!
Процесс электронной передачи письма можно сравнить с работой традиционной почты. Сервер электронной почты ― это почтовое отделение. В него попадают письма, сортируются и отправляются в почтовые отделения получателя. Почтовый клиент ― это конверт, в который мы вкладываем письмо, а также указываем на нём адрес, имя отправителя и получателя.
Для приёма и отправки электронных сообщений используют несколько протоколов.
Сервер исходящей почты:
SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). Что такое SMTP-сервер? Он отвечает исключительно за отправку писем.
Сервер входящей почты:
POP3 — это протокол для получения электронных писем. Для чего нужен POP3? По протоколу POP3 (Post Office Protocol) можно связаться с удалённым сервером и загрузить сообщение на локальный почтовый клиент. При этом информация с сервера удалится. Обычно почтовые клиенты предлагают выбор — оставлять копии сообщений на сервере или нет.
IMAP (Internet Message Access Protocol). Что такое IMAP? Этот протокол похож на POP3, но отличается тем, что IMAP работает с почтой непосредственно на сервере. Всё чаще провайдеры советуют использовать именно его.
Создание корпоративной почты
Создание почтового сервера можно произвести несколькими способами. Всё зависит от цели корпоративной почты и объёма принимаемых писем. Корпоративная почта может понадобиться для работы: c поставщиками, клиентами, СМИ, государственными структурами и другими организациями.
Виды электронной почты:
Если вам подходит этот вариант, то для создания почты на домене воспользуйтесь инструкциями:
Мы рассмотрели несколько вариантов для создания корпоративной почты. Оценив плюсы и минусы каждого варианта, объём письменной коммуникации в компании и количество сотрудников, вы сможете выбрать подходящий вид почты.
Что такое почтовый сервер
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Почтовый сервер — это программа, которая отправляет и принимает электронную почту. Почтовый провайдер — сервис, у которого много почтовых серверов и он дает возможность завести у себя почтовый ящик.
Самые известные в СНГ почтовые провайдеры:
На них размещают как личные почтовые ящики, так и корпоративные. Эти сервисы дают доступ к почте из веб-клиента.
Почтовые серверы также используются для массовой рассылки писем клиентам компании. Провайдеры, о которых мы говорили выше, для этих целей не подходят — в них разрешена только личная переписка. Для массовых отправок используют сервисы рассылки: UniSender, Mailchimp, GetResponse.
Как работает почтовый сервер
Разберем, как работает почтовый сервер на простых примерах. Например, отправку электронного письма с Gmail на Mail.ru можно сравнить с отправкой обычного письма из России во Францию.
Электронная почта | Обычная почта | |
Вы пишете письмо по электронной почте и нажимаете «Отправить». Программа передает письмо на серверную часть. | Вы пишете физическое письмо и опускаете его в ящик. | |
Почтовый сервер Gmail.com передает письмо на сервер Mail.ru. | Сотрудники почты смотрят адрес на конверте, маркируют его и пересылают вместе с множеством писем во Францию. | |
Mail.ru распознает, кому письмо, и передает его программе, которая направляет сообщение нужному пользователю. | Французская почта распознает, кому вы отправили письмо и почтальон приносит письмо в ящик получателю. | |
Письмо оказывается во «Входящих» (или в «Спаме») и вы его читаете. | Получатель читает письмо. |
Только в электронной почте все происходит очень быстро, автоматически и без участия людей.
Если интересно вникнуть глубже — читайте детальный пример пересылки письма между двумя почтовыми ящиками.
Помимо популярных почтовых серверов (Mail.ru, Gmail), можно развернуть свой собственный почтовый сервер.
Зачем нужен собственный почтовый сервер
Собственные почтовые сервера запускают для двух задач:
Собственный почтовый сервер — это гибкая многокомпонентная система, которая может отправлять и принимать почту, передавать файлы, рассылать массовые письма. У собственного почтового сервера есть свои достоинства и недостатки.
Плюсы
Безопасность. Почтовые сервера Gmail и Mail.ru — это часть больших веб-проектов, которые помимо почты содержат и другие сервисы: поисковики, соцсети, инструменты для веб-мастеров. В обмен на возможность завести бесплатный почтовый ящик они используют ваши данные для составления рекламных профилей. Понятное дело, никто не читает ваши письма 🙂 Почту анализируют алгоритмы и составляют обезличенные профили пользователей: возраст 22 года, пол женский, интересы — декоративная косметика и художественная литература, например. Но имени и личных данных у них нет.
Банки, секретные службы и финансовые организации часто шифруют почту, так как беспокоятся о безопасности данных и не хотят давать эту информацию почтовым провайдерам. Потому они поддерживают собственные сервера.
Но уровень безопасности Gmail или Mail.ru гораздо сильнее, чем тот, которого можно достичь со своим сервером и одним сотрудником, который его обслуживает. Потому для больших корпораций, работающих с секретными данными свой почтовый сервер нужен, а для небольших компаний, которые по почте пересылают счета и общаются с клиентами — нет.
Независимость от подключения к интернету. Данные и почта передаются по внутренней сети. Даже если интернета не будет, письма внутри сети можно будет отправлять и получать.
Экономия на трафике. Если ваши сотрудники отправляют друг другу огромные файлы (например, полноразмерные макеты архитектурных сооружений в специальных программах для отрисовки в 3D) и таких сотрудников много, вы сэкономите на трафике, передавая файлы в рамках вашего почтового сервера.
Минусы
Борьба с попаданием в спам. Спам-фильтры, черные списки, корректная доставляемость — вашему сисадмину придется следить за этим и постоянно настраивать почтовый сервер так, чтобы не пропускать важные письма и блокировать спам. Кроме того, IP-адреса компании будут постоянно попадать в черные списки почтовых клиентов. С этим тоже нужно бороться, чтобы письма без проблем доходили до получателей.
Постоянная настройка и поддержка вручную. Почтовые агенты, спам-фильтры, календари на почтовом сервере придется поддерживать вручную. Кроме того, почтовый сервер не обеспечивает вас доступом в веб-клиент почты, то есть доступом через браузер. Это придется настраивать отдельно.
Отдельный сотрудник или аутсорсер для сопровождения почты. Администрировать почтовый сервер без специальных знаний практически невозможно.
Если что-то сломается, вы не сможете написать в поддержку Gmail или прочитать инструкцию. Вам (или другому сотруднику) придется разбираться, что именно и как у вас настроено, чтобы починить.
Что выбрать: свой почтовый сервер или готовое решение
Почему идея настройки своего почтового сервера до сих пор актуальна? Дело в том, что еще 10 лет назад не было корпоративной почты на Gmail. Любой компании, которая хочет писать клиентам от имени своего домена, приходилось разворачивать свой почтовый сервер.
То же самое касалось массовых рассылок — для отправки даже на 1000 контактов были два варианта:
Есть компании, которые не так быстро внедряют новые технологии, потому они еще пользуются почтовыми серверами. Но сейчас гораздо проще и разумнее для корпоративной электронной переписки использовать Gmail и Mail.ru, а для массовых рассылок — отдельные сервисы типа UniSender.
Лучше использовать готовые решения (Gmail, Mail.ru) для личной почты и сервисы рассылок (UniSender) для писем по базе клиентов | Можно подумать о своем почтовом сервере | |
Небольшая компания, 1-50 почтовых ящиков. | Более 100 почтовых ящиков. | |
Нет системного администратора и экспертов по почтовым серверам. | Есть системный администратор и/или отдел системного администрирования. | |
Вас устраивает уровень безопасности, который предоставляют готовые решения. | Вы работаете в банке, государственной службе, финансовой организации. | |
Вы не пересылаете огромные файлы по почте. | Сотрудники часто пересылают большие файлы — вам нужно экономить на трафике. | |
Контактная база до 1 миллиона, транзакционные письма не отправляете. Делаете рассылки время от времени. | Контактная база более 1 миллиона, вы отправляете каждому пользователю транзакционные письма и регулярные рассылки. |
Как настроить почтовый сервер на своем домене
Настройка почтового сервера проходит в несколько этапов:
Если вам нужна корпоративная почта, настройте ее по нашей инструкции «Как настроить корпоративную почту на своем домене». Если нужен именно почтовый сервер — ищите системного администратора в команду или аутсорсеров.
Почтовый сервер для массовых рассылок
Почтовые сервера для рассылок — это более сложные и комплексные решения, чем почтовые сервера для корпоративной почты. У таких сервисов есть много серверов, за работой которых следят системные администраторы и очень редкие антиспам специалисты.
Эти сервера отличаются следующим:
Почтовые сервера для массовых рассылок намного сложнее обычных. Чтобы получить минимальный функционал сервиса рассылок, нужно разработать много дополнительных функций: статистику рассылок, автоподстановки, возможность отписаться, трекинг ссылок.
Потому даже большие компании пользуются сервисами массовых рассылок.
Если хотите детально разобраться — вот статья о настройке почтового сервера для рассылок.
Что такое почтовый сервер и зачем он нужен
«Александр Андреевич, отправила отчет вам на почту».
«Коллеги, напомню, завтра новогодний корпоратив…».
«Даниил, нужны правки, комментарии по тексту — в документе».
Мы ежедневно обмениваемся большим количеством информации, и в рамках рабочих процессов в основном для этого используем электронную почту. Мы делимся с коллегами полезными сведениями, отправляем документы, файлы и служебные записки, согласовываем время встреч… Справляются ли с этими задачами общедоступные почтовые сервисы или предпочтительнее настроить собственный почтовый сервер для организации? Поговорим обо всем этом в нашей статье.
Что такое почтовый сервер и как он работает
Представьте, что ваш друг живет в другом городе, и вы хотите поздравить его с Новым годом. Вы покупаете открытку, подписываете, вкладываете в конверт, на котором указываете почтовый адрес друга, и несете конверт в почтовое отделение. Почтовое отделение принимает конверт и отправляет его по указанному адресу. Друг получает конверт, открывает, видит открытку и радуется.
В нашей праздничной истории роль конверта сыграл почтовый клиент (программа, в которой вы работаете с почтой). Как и конверты, почтовые клиенты есть разные: Microsoft Outlook, Thunderbird, Mailbird, TouchMail, The Bat! и т.д. На первый взгляд эпизодическая, но на самом деле значимая роль почтового отделения досталась почтовому серверу. Сервер, как и отделение почты, обрабатывает все письма, которые мы отправляем и получаем. Вот несколько популярных почтовых серверов: Gmail (почта от Google), Яндекс, Mail.ru.
Почтовый сервер — это программа, которая передает сообщения от одного компьютера к другому.
Для отправки и получения писем используются определенные протоколы:
Так выглядит отправка сообщения от одного пользователя к другому (схема упрощенная, но позволяет визуализировать процесс):
Читайте также
3 решения для организации корпоративной почты
Создать свой почтовый сервер для рассылки и сбора почты — не единственное решение. Организовать корпоративную почту можно и другими способами. Выбор способа зависит от масштабов вашего бизнеса, его направленности и бюджета, который вы готовы выделить на обслуживание почты.
Бесплатный email
Email, зарегистрированный в общедоступном почтовом сервисе. Такой электронной почтой мы обычно пользуемся в повседневной жизни: для личной переписки, подписки на рассылки, регистрации в различных сервисах и т.д. Ящик имеет вид: mail@yandex.ru, mail@gmail.com, mail@mail.ru и т.д.
Плюсы:
Минусы:
Почта на домене
Вы можете зарегистрировать домен, созвучный названию вашей компании, и использовать его для создания почтовых ящиков в любом сервисе, который предоставляет услугу почты на домене. Так, имя почтового ящика будет оканчиваться названием компании, а начинаться с чего угодно: с названия отдела, фамилии и имени сотрудника и т.д. Ящик имеет вид: mail@yourdomain.ru
Плюсы:
Минусы:
Персональный почтовый сервер
Это как почта для домена, которая описана в предыдущем пункте, только расширенная версия — вы настраиваете не только домен, но и сам сервер.
Плюсы:
Минусы:
Каким компаниям необходим почтовый сервер
Имея представление о том, что такое почтовый сервер и для чего он нужен, уже можно сделать вывод, нуждается ли ваша компания в нем. В первую очередь важно определить, какую роль играет почта в ваших рабочих процессах, оценить предполагаемую нагрузку на почту, а также сколько средств и времени вы можете потратить на реализацию проекта.
Стоит обратить внимание и на количество сотрудников компании. К примеру, для небольшого коллектива из 10-20 человек я рекомендую создать почту на домене, расположив ее на серверах почтового сервиса или хостинга. Почему не стандартная почта? Потому что электронный адрес с уникальным доменом положительно влияет на репутацию компании, вызывает большее доверие и проще запоминается. Он также позволяет руководителю держать под контролем работу отделов. Среди видов корпоративной почты почтовый сервер больше подходит для средних и крупных организаций.
Что такое почтовый сервер и для чего он нужен
Узнайте что такое почтовый сервер и как он работает: разобравшись в этих понятиях, вы сможете эффективно применять функционал электронной почты и настраивать ее под свои нужды, избавиться от «gmail», «yandex» и т.д., обеспечить безопасность и настройку анти-спама. В этой статье мы расскажем какие протоколы используются для пересылки электронных писем и способы создания сервера входящей почты.
Почтовый сервер и почтовый клиент — принцип работы
Прежде чем разбираться с принципом работы почтового сервера и клиента, необходимо выяснить, что обозначают эти понятия.
Почтовый сервер, сервер электронной почты, мейл-сервер — это агент импорта и экспорта сообщений, который предназначен для обслуживания почтовых сервисов компании. Под этим понятием подразумевается программно-аппаратный комплекс, основная задача которого — это надежное хранение и передача базы электронных сообщений.
Если говорить простым языком — это ПО, которое пересылает мейл-сообщения от одного ПК к другому. Самые распространенные это: Mail.ru, Gmail, Яндекс и т.д.
Почтовый клиент — это компьютерная программа, где происходят все процессы, связанные с корреспонденцией: создание, хранение, сортировка, удаление, редактирование и чтение (в браузере эту функцию выполняет web-интерфейс почты). Например: The Bat, Mailbird, TouchMail, Thunderbird и самый известный — Microsoft Outlook.
Преимущества почтового клиента
Основные параметры, которыми необходимо обладать почтовому серверу, это:
Итак, процесс работы сервиса электронной почты можно сравнить с обработкой писем в традиционной почте:
Ниже наглядно представлена работа сервера.
Почтовые протоколы
Для того, чтобы отправить или получить электронное письмо, используются почтовые протоколы: POP3, SMTP и IMAP4.
Серверы, которые используются для исходящей почты, называются MTA (Mail Transfer Agents). А для входящей — MDA (Mail Delivery Agents).
Сервер исходящей почты или что такое SMTP сервер
Сервис SMTP — это почтовый сервер, который поддерживает только экспорт электронного сообщения. Он не может изменять местоположения письма с сервера или регулировать работу ящика. Почтовый клиент отсылает SMTP-команды и принимает ответы с сервера. Его функции это:
Когда пользователь отсылает сообщение, оно попадает в хранилище (каталог) и находится там до тех пор, пока к нему не обратится получатель. Отправка сообщения происходит непосредственно с сервера отправителя на сервер адресата, при этом связь между SMTP-серверами осуществляется с помощью команд формирующих сессию связи. Количество операций не ограничивается.
Пример работы SMTP протокола:
Электронная почта может проходить несколько SMTP серверов, прежде чем попадет на email-ящик получателя.
Сервер входящей почты
Для импорта входящих электронных писем используются POP3 и IMAP протоколы.
Что такое POP3
POP3 — это протокол для импорта корреспонденции в электронном виде. При использовании протокола POP3 все электронные письма скачиваются пользователю на ПК и автоматически удаляются с сервера. Вся дальнейшая работа с письмами будет производиться только на персональном компьютере пользователя.
Сеанс работы с POP3-сервером идёт по следующему алгоритму:
По протоколу POP удобно работать, если email-ящиком пользуется лишь один человек с одного-единственного компьютера, а доступ в интернет ограничен или непостоянен.
Что такое IMAP
IMAP — протокол прикладного уровня для получения доступа к электронным сообщениям. Является аналогом POP3, с той лишь разницей, что imap mail работает непосредственно на сервере и позволяет получать возможность входа в электронную почту везде, независимо от территориального местоположения пользователя, и с любого устройства.
Читая сообщения электронной почты при использовании IMAP пользователь не скачивает и не сохраняет их на компьютере, а читает из службы электронной почты. Это позволяет получать доступ к письмам с любого устройства, независимо от месторасположения.
Сервер IMAP может находиться в четырёх состояниях
Помимо серверов входящей и исходящей почты, в обработке писем используется DNS (Domain Name System) сервис. Он обеспечивает работу системы доменных имен и преобразует IP-адреса в доменные имена и наоборот.
Корпоративная почта и виды ее создания
Корпоративная почта — это корреспонденция в электронном виде, которой пользуются, крупные фирмы и организации, имеющие деловую переписку. Ее главное отличие от личной — это сам адрес. Обычно, для корпоративной почты используют адреса формата: «manager@companyname.com».
На сегодняшний день, существует несколько вариантов создания корпоративной почты для своего предприятия. Выбирая метод, необходимо учитывать следующее:
Бесплатный email на базе почтовых сервисов
Этот способ является самым простым и быстрым. Он подразумевает регистрацию личного емейл-ящика на каком-либо бесплатном сервисе: Gmail.com, Yandex.ru, Ukr.net, Mail. ru и т.д. Такую почту регистрирует каждый сотрудник на себя.
Плюсы этого метода:
Но если расценивать этот способ в отношении целой организации, то минусов окажется довольно много:
Почта на основе домена
Этот метод заключается в регистрации почты, используя платные возможности и предложения все тех же почтовых сервисов, что и в бесплатном варианте. Однако выбирая платный пакет услуг «Почта на домене», вы приобретаете корпоративный email-ящик для вашего домена на специальных условиях. Такую услугу предоставляют Яндекс.Почта, Mail.ru и Google Workplace (G Suite).
Преимущества этого способа:
К недостаткам относят:
Создание бизнес-email, используя почтовый хостинг
Этот способ пользуется популярностью среди организаций, имеющих свой сайт, домен которого расположен на сервере конкретного хостинга. В данной ситуации у организации есть возможность размещать почтовые ящики, используя любые имена, и при этом указывать свой корпоративный адрес.
Достоинства этого способа:
К недостаткам этого метода можно отнести:
Персональный почтовый сервер
Самый трудоемкий и независимый способ — это размещение корпоративной почты на почтовом сервере, который принадлежит организации. Чтобы поднять универсальный почтовый сервер с web-интерфейсом (Postfix exim), понадобятся опыт в веб-администрировании Linux или Windows. Также для этого необходимо будет заказать VPS или арендовать целый сервер.
Затруднительность в реализации этого способа состоит в том, что потребуются определенные технические ресурсы и оборудование:
Несомненно это способ самый затратный, однако преимущества и открывающиеся возможности могут целиком компенсировать все вложения.
Несмотря на большое количество преимуществ, создание почтового сервиса имеет и некоторые минусы:
Чтобы выбрать наиболее оптимальное решение, создавая корпоративную почту, следует взвесить все за и против. Оценить объем поступаемой и отправляемой корреспонденции, штат сотрудников, бюджет и технические возможности компании.
Часто задаваемые вопросы
Что такое почтовый сервер?
Это компьютерная программа, которая обрабатывает электронную почту.
Как работает почтовый сервер?
Что такое протокол почтового сервера?
Для непрерывной и синхронизированной работы, все почтовые сервера подчиняются трем основным протоколам, которые отвечают за пересылку сообщений:
Что такое почтовый клиент?
Это программное приложение, которое позволяет взаимодействовать с разными почтовыми ящиками на одной платформе.
Виды электронной почты
Провайдерская — выделяется провайдером, которая предоставляет доступ в интернет пользователю.
Корпоративная почтовая служба — почтовый сервер в данной ситуации принадлежит организации, а почтовые ящики выделяются сотрудникам.
Коммерческая почтовая служба — предоставляются почтовые ящики за отдельную оплату. Деньги платятся именно за создание и поддержку почтового ящика.
Бесплатная почтовая служба — предоставляется возможность пользоваться всем желающим.
У многих пользователей или системных администраторов при взаимодействии с системами электронной почты появляются определенные затруднения. Это объясняется тем, что у почтового сервера более сложное устройство, чем у файловых, серверов терминалов или роутеров. Однако, разобравшись во всех нюансах работы электронной почты, легко можно определиться с выбором почты, настроить ее под свои нужды или нужды компании, для эффективной работы с корреспонденцией.