Что значит серебряный век
Серебряный век
Всего получено оценок: 657.
Всего получено оценок: 657.
В истории русской литературы особое место занимает литература Серебряного века. В данной статье, которая поможет при подготовке к урокам литературы в старших классах, рассмотрим, что значит этот термин.
Определение
Серебряный век – это название периода в истории русской литературы, охватывающего конец XIX – начала XX вв.
Образное название дано по аналогии с термином «золотой век».
В широком смысле термин «Серебряный век» обозначает литературную обстановку конца XIX – начала XX вв. Если смотреть, что такое Серебряный век в узком понимании этого термина, то это литература писателей, принадлежавших к модернистским течениям.
Течения
Серебряный век тесно связан с теми литературными направлениями, которые появились в то время. Рубеж веков родил огромное количество поэтов.
К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.
Символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм – направления модернизма.
В соответствии с традициями символизма творили А. А. Блок, В. Я. Брюсов; имажинизма – раннее творчество С. А. Есенина, А. Б. Мариенгоф; акмеизма – А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам; футуризма – В. В. Маяковский, В. В. Хлебников.
Рис. 1. Модернистские течения.
Модернизм приходит на смену реализма, который еще продолжает развиваться в Серебряном веке (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький).
Модернизм предполагал выход за рамки реалистического направления. Писатели стали обращаться к вечным проблемам и мотивам, к библейским и фольклорным мотивам.
Каждое модернистское течение имело ряд отличительных черт.
Декаданс
В произведениях Серебряного века часто отражались проблемы обреченности и неминуемости конца века. Это говорит о таком понятии, как декаданс. Писатели в своих работах демонстрировали настроение тревоги и одиночества, ощущалась надвигающаяся катастрофа.
Что мы узнали?
Серебряный век – период в истории русской литературы, охватывающий конец XIX – начала XX вв. Данный термин связан с модернистскими литературными направлениями, которые выходили за рамки реалистического направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов), имажинизм (ранний С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф), акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам), футуризм (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников). Данные литературные течения имели отличительные черты. Все они сосуществуют с реализмом (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький). Серебряный век также связан с понятием декаданса (проблемы обреченности и неминуемости конца века, настроение тревоги и одиночества, надвигающейся катастрофы).
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1880 до 1920 годов.
Содержание
История
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920 — 1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.
Литературные течения и объединения
Символизм
— французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
Старшие символисты
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Младшие символисты
А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.
Акмеизм
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.
Футуризм
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Кубофутуризм
В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.
Эгофутуризм
Новокрестьянская поэзия
Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.
Имажинизм
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.
Авторы
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Серебряный век русской поэзии» в других словарях:
Серебряный век — Серебряный век[1] период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Это время также имеет и французское наименование fin de siècle («конец века»). Подробней см. Серебряный век… … Википедия
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК — СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК, условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950 х – начала 1960 х гг. Генезис Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории… … Энциклопедический словарь
«Серебряный век» — период в истории русской культуры с 1890 х гг. по нач. 1920 х гг. Традиционно считалось, что первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик русской эмиграции Н. А. Оцуп в 1930 х гг. Но широкую известность это выражение… … Литературная энциклопедия
серебряный век — устойчивое сочетание (определение С. в. принадлежит Н. Оцупу), получившее в литературоведении терминологическое значение и обозначающее (по аналогии с золотым веком русской литературы XIX в.) самобытный и исключительно продуктивный период… … Словарь литературоведческих терминов
серебряный — прил., употр. часто Морфология: нар. серебряно 1. Серебряным называют то, что связано с добычей серебра. Серебряный слиток. | Серебряная руда. | Серебряные прииски. 2. Серебряным называют то, что сделано из серебра или покрыто серебром.… … Толковый словарь Дмитриева
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
недельные меню домашнего стола русской буржуазной интеллигенции (адвокаты, артисты, писатели, художники, музыканты, врачи) (1905—1913 годы) — Зимний сезон В рождественские дни (два дня послерождественский и крещенский) 1. Британский суп (суп с телятиной, говядиной и овощами), к бульону которого добавлена мадера. 2. Пирожки из слоеного теста с… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Дмитренко, Сергей Фёдорович — Сергей Фёдорович Дмитренко Дата рождения: 17 ноября 1953(1953 11 17) (59 лет) Место рождения: Дзауджикау, Северо Осетинская АССР, СССР Гражданство … Википедия
Парнок, София Яковлевна — София Парнок … Википедия
Серебряный и золотой век – что это и отличия
Серебряный и золотой век – эти понятия слышали в своей жизни все люди, даже не связанные с культурой и искусством. Объяснить, что же это такое могут не все, но знания особенностей и отличий поможет лучше ориентироваться в различных культурных сферах.
Определение понятий
Золотым веком принято называть период становления культуры и искусства. Его упоминания можно обнаружить в текстах, относящихся ко временам Античности. Поэты и философы того времени классифицировали с его помощью периоды развития человеческого общества. С золотом связывали денежные отношения, а также эпоху расцвета римской литературы и культуры. Основной период пришелся на 1 век до н.э. Для русской культуры золотым считается период 18-19 столетий (кроме последних 10 лет).
Серебряный век – эпоха новых взглядов и течений в культуре, искусстве и литературе. Начинается в конце 19 века и продолжается все 20-е годы 20 века. В основе лежат смелые и неожиданные решения, эксперименты со стилем и словом, стремление открыть миру нечто новое и неизведанное.
Сравнение
Для того чтобы понять, в чем состоят отличия серебряного века от золотого, необходимо провести сравнение. Первый показатель – хронология. Золотой считается более древним, так как упоминается еще античными авторами. Серебряный век является практически современным, так как закончился около 100 лет назад. Для русской литературы золотым считается весь 19 век. Рубеж конца 19-начала 20 столетия принято уже относить к серебряному веку. Также деления имеются и по жанрам. Золотым считается век литературных произведений в целом 18-19 веков, серебряным называют время расцвета поэзии (19-начало 20 века).
Для определенного временного отрезка были выбраны драгоценные металлы не по значимости культурных ценностей, а для удобства систематизации. Это можно расценивать, как дань уважения творчеству авторов.
Существует и другое мнение, согласно которому авторы серебряного века слабее, чем те творцы, которые создали свои произведения в золотой век культуры. Многие философы расценивали серебряный век в качестве культурного ренессанса, русского литературного и художественного возрождения. В этот период потребовалось искать новые источники для вдохновения, следовать тенденциям и веяниям, связанным с модерном.
Золотой век пришелся на время становления литературной, художественной и в целом культурной традиции. В этот период формировалось все то, что сейчас принято называть классикой. Вместе с этим находили свое место и новые воплощения творческой мысли, возникали направления, связанные с философией и общественной проблематикой.
Серебряный век позволил получить новые мысли и идеи, взгляды и методы исполнения. Появилось мастерство владения словом. Этот период создал новые течения, методы воплощения, культурные взгляды. В этот период появились смелые направления, такие как акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард. Их смелость и неповторимое своеобразие удивляют и современных ценителей прекрасного.
Культурные и литературные процессы тесно связаны с историей. С этой позиции также можно рассматривать различия между ними. Смена столетий и эпох является переломным и сложным моментом, поэтому культура отвечает неожиданными решениями в виде абстракции, новых рифм, смелых форм и нестандартных решений, которые были недоступны автором прошлого.
Начало XX века – серебряный век, сопровождалось становлением и развитием революционного движения. Технический прогресс заставлял ускориться не только машины и производство, но и творцов, писателей, поэтов, художников и скульпторов. Влияние на культурные процессы оказывало и развитие научной мысли. С ней связаны проблемы и переживания в области религии.
Выводы
На основании проведенного сравнения можно подвести итоги и объяснить то, чем золотой век отличается от серебряного. Последний длился не долго, но запомнился всем ценителям прекрасного смелыми решениями. На серебряный век приходится расцвет поэзии, золотой связан с развитием всех направлений в культуре. Серебряный век в своей изначальной форме считался негативным – оценка авторам того периода давалась низкая. Золотой век дал произведения, выполненные в стиле реализма, романтизма, для серебряного характерным является влияние модернизма.
Кто придумал термин «серебряный век»
Кто первым начал говорить про «серебряный век», почему современникам этот термин был так противен и когда он окончательно стал общим местом — Arzamas пересказывает ключевые положения работы Омри Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел»
Применяемое к рубежу XIX–XX столетий понятие «серебряный век» — одно из основополагающих для описания истории русской культуры. Сегодня ни у кого не может возникнуть сомнений в положительной (можно даже сказать «благородной», как само серебро) окраске этого словосочетания — противопоставленного, кстати, таким «упадническим» характеристикам того же исторического периода в западной культуре, как fin de siècle («конец века») или «конец прекрасной эпохи». Количество книг, статей, антологий и хрестоматий, где «серебряный век» фигурирует в качестве устоявшегося определения, просто не поддается подсчету. Тем не менее и появление словосочетания, и то, какое значение в него вкладывали современники, составляет даже не проблему, а целую детективную историю.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина Ильи Репина. 1911 год © Wikimedia Commons
Каждому времени — свой металл
Начать стоит издалека, а именно с двух значимых примеров, когда эпохе приписываются свойства металлов. И здесь стоит назвать античных классиков (прежде всего Гесиода и Овидия), с одной стороны, и друга и соредактора Пушкина по «Современнику» Петра Александровича Плетнева, с другой.
Первые представляли себе историю человечества как смену различных людских родов (у Гесиода, например, — золотого, серебряного, медного, героического и железного; Овидий впоследствии откажется от века героев и предпочтет классификацию только «по металлам»), поочередно создававшихся богами и со временем исчезавших с лица земли.
Критику Петру Александровичу Плетневу принадлежит первое именование эпохи Жуковского, Батюшкова, Пушкина и Баратынского «золотым веком» русской поэзии. Определение было быстро воспринято современниками и уже к середине XIX века стало общим местом. В этом смысле именование следующего большого всплеска поэтической (и не только) культуры веком «серебряным» есть не что иное, как уничижение: серебро — металл куда менее благородный, чем золото.
Так становится понятным, почему ученым-гуманитариям, вышедшим из культурного котла рубежа столетий, словосочетание «серебряный век» глубоко претило. Таковыми были критик и переводчик Глеб Петрович Струве (1898–1985), лингвист Роман Осипович Якобсон (1896–1982) и историк литературы Николай Иванович Харджиев (1903–1996). Все трое говорили о «серебряном веке» со значительным раздражением, прямо называя такое наименование ошибочным и неправильным. Беседы со Струве и лекции Якобсона в Гарварде вдохновили Омри Ронена (1937–2012) на исследование, где в увлекательной (почти детективной) форме рассматриваются источники и причины роста популярности термина «серебряный век». Настоящая заметка претендует лишь на то, чтобы быть популярным пересказом работы замечательного ученого-эрудита «Серебряный век как умысел и вымысел».
Бердяев и ошибка мемуариста
Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939), один из влиятельных критиков русского зарубежья и автор одной из лучших «Историй русской литературы», окружающее его культурное изобилие предпочитал именовать «вторым золотым веком». Веком же «серебряным», в соответствии с иерархией драгоценных металлов, Мирский называл эпоху Фета, Некрасова и Алексея Толстого, и здесь он совпадал с философами Владимиром Соловьевым и Василием Розановым, отводившими для «серебряного века» период приблизительно с 1841 по 1881 годы.
Николай Бердяев © Wikimedia Commons
Еще важнее указать на то, что Николай Александрович Бердяев (1874–1948), которому традиционно приписывается авторство термина «серебряный век» применительно к рубежу XIX–XX веков, на самом деле представлял себе культурное развитие примерно так же, как его коллеги по философскому цеху. Пушкинскую эпоху Бердяев по устоявшейся традиции именовал золотым веком, а начало ХХ столетия с его мощным творческим подъемом — русским культурным (но отнюдь не религиозным) ренессансом. Характерно, что словосочетание «серебряный век» не встречается ни в одном бердяевском тексте. В приписывании же Бердяеву сомнительной славы первооткрывателя термина виноваты несколько строк из мемуаров поэта и критика Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века», опубликованных в 1962 году:
«Томление духа, стремление к „запредельному“ пронизало наш век, „Серебряный век“ (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — „Золотому“), отчасти под влиянием Запада».
Загадочный Глеб Марев и появление термина
Первым же литератором, творившим на рубеже столетий и объявившим собственную эпоху «серебряным веком», был загадочный Глеб Марев (о нем неизвестно почти ничего, поэтому не исключено, что имя было псевдонимом). В 1913 году под его именем вышла брошюра «Вседурь. Рукавица современью», в состав которой был включен манифест «Конечного Века Поези». Именно там содержится формулировка металлургических метаморфоз русской литературы: «Пушкин — золото; символизм — серебро; современье — тускломедная Вседурь».
Р. В. Иванов-Разумник с детьми: сыном Львом и дочерью Ириной. 1910-е годы © Российская национальная библиотека
«. что же ждет нас дальше? Кончилась русская литература? Беспросветная ночь впереди, царство серебряное, потом медное, потом железное?»
Четырьмя годами позже, в 1929-м, поэт и критик Владимир Пяст (Владимир Алексеевич Пестовский, 1886–1940) в предисловии к своим воспоминаниям «Встречи» заговорил о «серебряном веке» современной ему поэзии всерьез (не исключено, что он делал это в порядке спора с Ивановым-Разумником) — хотя весьма ненастойчиво и осмотрительно:
«Мы далеки от претензии сравнивать наших сверстников, „восьмидесятников“ по рождению, с представителями какого-нибудь „Серебряного века“ русского, скажем, „модернизма“. Однако в середине восьмидесятых годов явилось на свет довольно значительное число людей, призванных „служить музам“».
«Золотой» и «серебряный» века Пяст находил и в классической русской литературе — на современную же ему культуру он пытался спроецировать ту же двухступенчатую схему, говоря о разных поколениях литераторов.
Серебряный век становится больше
Расширение объема понятия «серебряный век» принадлежит критикам русской эмиграции. Первым распространил термин, применив к описанию всей предреволюционной эпохи модернизма в России, Николай Авдеевич Оцуп (1894–1958). Изначально он лишь повторил известные мысли Пяста в статье 1933 года, озаглавленной «Серебряный век русской поэзии» и опубликованной в популярном парижском эмигрантском журнале «Числа». Оцуп, никак не упоминая Пяста, фактически позаимствовал у последнего идею двух веков русского модернизма, однако выкинул из XX столетия «золотой век». Вот характерный пример рассуждений Оцупа:
«Запоздавшая в своем развитии Россия силой целого ряда исторических причин была вынуждена в короткий срок осуществить то, что в Европе делалось в течение нескольких столетий. Неподражаемый подъем „золотого века“ отчасти этим и объясним. Но и то, что мы назвали „веком серебряным“, по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий, почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь девятнадцатый и начало двадцатого века».
Именно эта компилятивная статья ввела выражение «серебряный век» в лексикон русской литературной эмиграции.
Одним из первых указанное словосочетание подхватил известный парижский критик Владимир Васильевич Вейдле (1895–1979), писавший в опубликованной в 1937 году статье «Три России»:
«Самое поразительное в новейшей истории России — это что оказался возможным тот серебряный век русской культуры, который предшествовал ее революционному крушению».
Тут новый термин для эпохи как раз начинает применяться уже как нечто очевидное, хотя это и не означает, что именно с 1937 года идея «серебряного века» уже стала всеобщим достоянием: болезненно ревнивый Оцуп в переработанный вариант своей статьи, увидевшей свет уже после смерти критика, специально добавил слова о том, что именно ему первому принадлежит наименование «для характеристики модернистской русской литературы». И здесь появляется резонный вопрос: а что же сами «фигуранты» эпохи «серебряного века» думали о себе? Как же определяли себя сами поэты, эту эпоху представлявшие? Например, Осип Мандельштам к эпохе русского модернизма применял известный термин «Sturm und Drang» («Буря и натиск»).
Словосочетание «серебряный век» в применении к началу XX столетия встречается только у двух крупных поэтов (а точнее, поэтесс). В статье Марины Цветаевой «Черт», напечатанной в 1935 году в ведущем парижском эмигрантском журнале «Современные записки», при публикации были изъяты следующие строки (впоследствии они были восстановлены исследователями): «Не надо бы — при детях, либо, тогда уж, не надо бы нам, детям серебряного времени, про тридцать сребреников».
Из этого пассажа следует, что Цветаева, во-первых, была знакома с наименованием «серебряный век»; во-вторых, воспринимала его с достаточной долей иронии (не исключено, что эти слова были реакцией на приведенные выше рассуждения Оцупа 1933 года). Наконец, пожалуй, наиболее известны строки из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой:
На Галерной темнела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Понимание этих строк невозможно без обращения к более широкому контексту творчества поэта, однако не приходится сомневаться, что «серебряный век» у Ахматовой — не определение эпохи, а расхожая цитата, несущая собственную функцию в художественном тексте. Для автора «Поэмы без героя», посвященной подведению итогов, наименование «серебряный век» — не характеристика эпохи, а одно из ее наименований (явно не бесспорных), данных литературными критиками и другими культурными деятелями.
Тем не менее обсуждаемое словосочетание довольно быстро утратило свой первоначальный смысл и стало употребляться как классификационный термин. Михаил Леонович Гаспаров писал в предисловии к поэтической антологии рубежа веков: «Поэтика „серебряного века“, о которой идет речь, — это прежде всего поэтика русского модернизма. Так принято называть три поэтических направления, объявивших о своем существовании между 1890 и 1917 годами. » Так определение быстро закрепилось и было принято на веру и читателями, и исследователями (не исключено, что за неимением лучшего) и распространилось на живопись, скульптуру, архитектуру и прочие области культуры.