Что значит серебряный век в литературе
Серебряный век
Всего получено оценок: 657.
Всего получено оценок: 657.
В истории русской литературы особое место занимает литература Серебряного века. В данной статье, которая поможет при подготовке к урокам литературы в старших классах, рассмотрим, что значит этот термин.
Определение
Серебряный век – это название периода в истории русской литературы, охватывающего конец XIX – начала XX вв.
Образное название дано по аналогии с термином «золотой век».
В широком смысле термин «Серебряный век» обозначает литературную обстановку конца XIX – начала XX вв. Если смотреть, что такое Серебряный век в узком понимании этого термина, то это литература писателей, принадлежавших к модернистским течениям.
Течения
Серебряный век тесно связан с теми литературными направлениями, которые появились в то время. Рубеж веков родил огромное количество поэтов.
К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.
Символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм – направления модернизма.
В соответствии с традициями символизма творили А. А. Блок, В. Я. Брюсов; имажинизма – раннее творчество С. А. Есенина, А. Б. Мариенгоф; акмеизма – А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам; футуризма – В. В. Маяковский, В. В. Хлебников.
Рис. 1. Модернистские течения.
Модернизм приходит на смену реализма, который еще продолжает развиваться в Серебряном веке (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький).
Модернизм предполагал выход за рамки реалистического направления. Писатели стали обращаться к вечным проблемам и мотивам, к библейским и фольклорным мотивам.
Каждое модернистское течение имело ряд отличительных черт.
Декаданс
В произведениях Серебряного века часто отражались проблемы обреченности и неминуемости конца века. Это говорит о таком понятии, как декаданс. Писатели в своих работах демонстрировали настроение тревоги и одиночества, ощущалась надвигающаяся катастрофа.
Что мы узнали?
Серебряный век – период в истории русской литературы, охватывающий конец XIX – начала XX вв. Данный термин связан с модернистскими литературными направлениями, которые выходили за рамки реалистического направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов), имажинизм (ранний С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф), акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам), футуризм (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников). Данные литературные течения имели отличительные черты. Все они сосуществуют с реализмом (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький). Серебряный век также связан с понятием декаданса (проблемы обреченности и неминуемости конца века, настроение тревоги и одиночества, надвигающейся катастрофы).
Серебряный век. поэты. литературные течения
* Сере;бряный век — период в истории русской культуры, относящийся
к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века.
В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de si;cle («конец века») и Belle Epoque.
Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Владимир Маковский. В отличие от общеевропейского fin de si;cle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «Серебряный век» выраженную эротичность.
Серебряный век русской поэзии
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Конструктивизм
Крестьянская поэзия
Сатирическая поэзия
«Центрифуга»
«Мезонин поэзии»
«ЛЕФ»
Обэриуты
Вне школ
****************
*****************
О поэтическ течении:
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
*******
А.
Анненский Иннокентий
Ахматова Анна
Б.
Бальмонт Константин
Балтрушайтис Юргис
Белый Александр
Брюсов Валерий
Блок Александр
Бунин Иван
Г.
Гиппиус Зинаида
Д.
Добролюбов Александр
З.
Зоргенфрей Вильгельм
И.
Иванов Вячеслав
К.
Коневской Иван
Кузьмин М.
М.
Мережковский Дмитрий
Маяковский Владимир
Мандельштам Осип
П.
Пяст Владимир
Р.
Рукавишников Иван
С.
Сологуб Федор
Соловьева Поликсена
Стражев Виктор
Северянин Игорь
Т.
Тиняков Александр
Ф.
Фофанов Константин
Х.
Хлебников В.
Ч.
Чулков Георгий
********************
******************************
Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира.
Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах,
а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века.
**Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано?
С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование.
Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление.
**Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.
*****ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов.
***Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.
***ДЕКАДЕНСТВО
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.
***МОДЕРНИЗМ
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.
***АКМЕИЗМ
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.
***ФУТУРИЗМ
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.
***Имажинизм
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.
**ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.
Заключение
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечестве
Серебряный век русской литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
О Серебряном веке
Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный.
Важно понимать, что если понятие Золотого века применимо как к поэзии, так и к прозе, то говоря о Серебряном веке, мы говорим исключительно о поэзии. Название «Серебряный век» данная эпоха получила по аналогии с названием своего предшественника.
Готовые работы на аналогичную тему
Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.
Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.
Символизм
Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.
Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.
Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.
У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт. Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.
Акмеизм
Акмеизм как направление стал прямым наследником символизма, он выделился из него и стал отдельным течением, противостоящим своему прародителю.
Становление акмеизма связывают с деятельностью поэтической организации «Цех поэтов», а основателем данного направления считается Николай Гумилёв.
Акмеистами были Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич и другие.
Акмеисты считали, что назначением искусство является облагораживание человека. По их мнению, поэзия должна была художественно перерабатывать несовершенные явления окружающей действительности и преобразовывать их в нечто лучшее.
Для акмеистов искусство было самоценно (искусство ради искусства).
Футуризм
Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.
Футуристов интересовало не столько содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и ритмом.
Создателями русского футуризма считаются участники литературно-художественного объединения «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.
Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:
Новокрестьянская поэзия
Жанр крестьянской поэзии сформировался ещё в середине XIX века. Некоторые поэты Серебряного века развили и преобразовали данное направление, создав «новокрестьянскую поэзию».
Самым известным представителем данного направления является Сергей Есенин.
Поэты, относящиеся к данному направлению, не образовывали какого-то литературного объединения, лишь позже они были определены в эту категорию литературоведами, поскольку все эти поэты в своём творчестве обращались к теме деревенской России и связи с природой.
Имаджинизм
Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа. Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и эпатажность.
Большое влияние на формирование имаджинизма оказал футуризм. Отправной точкой имаджинизма считается 1918 год, в котором была создана организация «Орден имаджинистов».
Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01 12 2021
Эпоха Серебряного века: характеристика, особенности и направления
Серебряный век
Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.
Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.
Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Периодизация
У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:
По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.
Литературные направления
В Серебряном веке присутствуют разные литературные направления. Такие черты присуще любому периоду развития русской культуры. Ключевые жанры, характерные для эпохи, отожествляются с художественными методами. Общие фундаментальные духовно-эстетические принципы присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с собственными программно-эстетическими установками. В развитии литературного процесса можно отметить тенденцию к развитию с четкой закономерностью.
Реализм
Реализм — литературное направление или жанр в искусстве, цель которого выражается в правдивом воспроизведении реальности в присущих ей чертах.
Расцвет реализма отмечен периодом времени между господством романтизма и символизма. В понимании философии реализмом является доктрина, которая предполагает существование предметов видимого мира, независимо от восприятия и познания его человеком.
Основные черты направления:
Модернизм
Модернизм положил начало эпохе Серебряного века. Писатели модернистского жанра путем разных способов самовыражения расширяли рамки реалистичного видения жизни. Авторы великих произведений отстаивали право на свободу литературы, сопротивлялись нравственным установкам и общественному строю. В числе главных идейных вдохновителей направления Ф. Ницше. Возникло множество литературных течений таких, как символизм, акмеизм, футуризм. Жанры модернизма соответствовали друг другу, происходили один из другого.
Символизм
Символизм, как направление, возник по итогам кризиса всей европейской культуры. Характерной особенностью представителей течения является способ выражения идей с помощью символов. Авторы познавали тайны человеческой души, подсознания, пребывали в поисках духовной свободы. Писатели по-разному отражали символизм в своих произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются:
По прошествии некоторого времени к направлению присоединились «младосимволисты». К числу последователей относились:
Писатели старшего поколения воспринимали символизм в эстетическом плане. Более молодое поколение авторов принимало направление в качестве философии жизни. Для модернистов символ находился за гранью человеческого понимания. По мнению символистов, на постижение прекрасного мира искусства не оказывают влияние рассудок и рационализм. Авторы старались концентрировать свое внимание на мистической стороне произведений.
Основные признаки символизма:
Эстетика символизма — это эстетика намека. Авторы отстраняются от мира вещей, не выражают конкретное мнение, а формулируют ассоциации, связанные с определенными вещами. Согласно Ш. Бодлеру, символизм служит единственным возможным способом отражения действительности.
Имажинизм
Имажинизм — культурное направление, характерное для Серебряного века, целью которого служит создание образа.
Основоположниками имажинизма являются А. Мариенгоф и В. Шершеневич, которые использовали метафору в качестве основного выразительного средства и создавали в произведениях целые метафорические цепи. В некоторых чертах направление схоже с футуризмом.
Особенностью творчества писателей является стремление к созданию нового поэтического языка и отстранение от клишированных фраз. Движение имажинизма отличается организованностью. Его участники проводили время на литературных вечерах и встречах, публиковали множество сборников. Наряду с такой сплоченностью, авторы не сходились в творческих взглядах.
К примеру, в поэзии Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича наблюдаются упаднические настроения, личные переживания, пессимизм. В круг писателей входил Сергей Есенин, который использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса. Подобные примеры подтверждают факт разнородности поэтов течения имажинизма, особенно относительно принципов создания художественных произведений. Имеющиеся разногласия послужили причиной раскола литературного направления на две группы, которые с течением времени вовсе прекратили свое существование.
Акмеизм
Акмеизм пришел на смену символизму. Основоположниками направления являются Н. Гумилев и С. Городецкий. Авторы придерживались ясного взгляда на жизнь и некого культа реальности. В произведениях просматривается уход от символизма в пользу конкретных образов. Наряду с этим шедевры проникнуты тоской и декадентскими мотивами. Кроме создателей жанра, к акмеистам можно отнести:
Акмеизм является самым загадочным явлением Серебряного века. Направление берет начало в 1911 году. Некоторые историки придерживаются теории о полном отсутствии акмеизма. Сторонники подобного мнения считают, что направление является специфической формой символизма. Несмотря на очевидные сходства, у этих жанров есть существенные отличия. Акмеизм представляет собой новое, более свежее течение и начинается в то время, когда такое понятие, как символизм, изжило себя, что послужило причиной для раскола в обществе его последователей.
Различия между символизмом и акмеизмом:
Следует отметить, что течение акмеизма просуществовало недолгое время. В первые годы был опубликован манифест акмеизма, не особо соответствующий действительности. Данные противоречия вызывали множество негативных отзывов критиков относительно произведений писателей-акмеистов. С началом войны в 1914 году направление забылось, так и не успев достигнуть высшей точки развития.
Футуризм
После акмеизма в русской поэзии наступило время следующего направления под названием футуризм. Жанр послужил началом некой революции, по итогам которой были разделены форма и содержание, отвергнута традиционная культура. «Искусство будущего» развивалось в такие направления, как кубофутуризм и эгофутуризм.
В жанре эгофутуризма писали такие авторы, как:
Среди основных признаков и особенностей футуризма можно отметить:
Футуризм развивался во многом под влиянием итальянских авторов. Большое значение для направления имел манифест Филиппо Томазо Маринетти, датированный 1910 годом.
Писатели-футуристы создавали принципиально новые формы искусства. Основные мотивы творчества авторов:
Футуристы в творчестве старались привлечь большое внимание к своей персоне. Для этого писатели применяли разные средства, включая странный стиль в одежде, рисунки на лицах, плакаты и скандирование собственных произведений. Общество отвечало неоднозначно. Некоторые восхищались смелыми авторами, а кто-то относился к подобным проявлениям культуры настороженно или агрессивно.
Декаданс Серебряного века
Декаданс (от французского «decadence», «упадок») — направление в литературе, смысл которого заключается в описании кризисных явлений в духовной и общественной жизни, которые наполняют неприятие окружающей действительности, индивидуализм, чувство безнадежности, тоска по идеалам, обостренная чувствительность к жизненным ситуациям, эмоциональная напряженность переживаний по поводу необратимости смерти.
Многие писатели Серебряного века отличались особым умонастроением, связанным с окончанием эпохи, процессом исчезновения четких ориентиров и норм морали, ощущением завершения периода, для которого было характерно традиционное искусство, начала всеобщего упадка и деградации.
Признаки декаданса:
Декаданс представлял собой эстетическую программу и установку в период творчетсва французских писателей Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Анатоль Байу основал журнал «Декадент» в 1886-1889 гг. В нем специфика направления объясняется упадком вкуса и нравов, пессимизмом, психологическим изощрением, аномалией.
Жанр критиковался в культуре Ф. Ницше, который связывал декаданс с усилением позиций интеллекта и ослаблением жизненных инстинктов. В России ХIХ-ХХ веков к декадентскому движению относились произведения С. Надсона, К. Фофанова, М. Лохвицкой. Согласно высказываниям Д. Мережковского, декадентство символизируют эпоху разочарований и пересмотра эстетических норм. В произведениях Ф. Сологуба можно отметить тяготение к смерти и ее воспевание. Упоение собственной личностью наблюдается на ранних этапах творчества И. Северянина. К. Бальмонт в своем творчестве воспевал «мимолетности».
Особенности направления:
К разным формам декадентства относятся индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм, которые призваны подчеркнуть особый эмоционально-психологический характер авторов. В произведениях отмечается кризисность сознания, общее неблагополучие, размытые ориентиры и отсутствие связи с действительностью.
Наиболее остро декадентское настроение проявляется на рубеже 1910 года. Писатели в своем творчестве отстранялись от общечеловеческих императивов, ставили под сомнения общепризнанные правила, включая религию. В какой-то степени радикальная и смелая культурная революция в Серебряном веке послужила духовной основой для социальной революции.
Поэты Серебряного века
Наиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.
Анна Андреевна Ахматова
Раннее творчество поэтессы, переводчицы и литературоведа относят к направлению акмеизма. Анна Ахматова была одной из последовательниц Гумилева, с которым спустя некоторое время вступила в брак. В 1966 году писательница стала номинантом Нобелевской премии. Революция приобрела статус главной трагедии жизни поэтессы. От репрессий пострадали близкие ей люди: первый муж Николай Гумилев, сын Лев Гумилев и третий муж Николай Пунин. Боль страшных потерь Анны Ахматовой отражена в поэме «Реквием».
В произведениях знаменитой поэтессы часто просматривается тематика любви, которая проявлялась во всем: к семье, к родине. Несмотря на реальную возможность эмигрировать из страны, Анна Ахматова предпочла остаться в России и вселять в людей своим творчеством надежду на лучшее.
Николай Степанович Гумилев
Николай Гумилев создал школу акмеизма. Великий писатель известен талантливой прозой, работал переводчиком и литературным критиком. Автору всегда было присуще бесстрашие. Даже в самых безнадежных ситуациях Николай Степанович мог одерживать победу. Литераторы отмечают, что часто фигура писателя представлялась в довольно комичном свете, однако такие обстоятельства положительно сказывались на его творчестве.
Уникальностью произведений является возможность для читателя легко представить себя на месте автора. Свои шедевры писатель нередко посвящал творчеству художников и поэтов, которые вкладывали много сил в художественное развитие, так как Гумилев считал невозможным явление прирожденного гения. Автобиографичность часто прослеживается в произведениях писателя. В период инновационного направления поэтики Гумилев обретает специфическую манеру письма, отчетливо просматривающуюся в стихотворении «Заблудившийся трамвай». Решение вернуться в Россию из Лондона становится роковым в жизни писателя.
Марина Ивановна Цветаева
Цветаева противилась использованию феминитивов в свой адрес, поэтому правильно сказать о ней таким образом: поэт Серебряного века, прозаик, переводчик. Творчество писательницы сложно отнести к определенному жанру. Рождение в благополучной семье обеспечило Марине Ивановне счастливое детство и беззаботную юность. В зрелом возрасте автор пишет стихотворения, где отчетливо прослеживаются отголоски этого жизненного периода. Сборник 1910 года «Книга в красном переплете» вдохновляется детскими впечатлениями. Цветаевой был свойственен максимализм. Главным знаком в стихотворениях являлось тире, с помощью которого автор будто противопоставляет два мира любви и ненависти. Поздняя поэзия характеризуется предельным отчаянием.
Владимир Владимирович Маяковский
Владимир Маяковский считается одним из самых авторитетных писателей ХХ века. Автор проявил талант не только в литературе, но и в кино, драматургии, сценарном мастерстве. Некоторое время писатель трудился художником и редактором журналов. Творчество Маяковского относят к направлению футуризма. Являясь сложной фигурой, автор обладал специфическим стилем. Так как произведения поэта насильственно заставляли читать, у интеллигенции к нему сформировалась стойкая неприязнь.
Детство, проведенное в деревенской местности Грузии, коренным образом повлияло на дальнейшее становление личности писателя и его манеру преподносить себя обществу. Тюремное заключение послужило причиной отстранения от политики и погружению в искусство. В художественной академии Маяковский знакомиться с Д. Бурлюком, что полностью меняет его жизнь. Поэт-оратор в своем творчестве старался донести до читателя новые истины и свои идеи.
Осип Эмильевич Мандельштам
Русский поэт эпохи Серебряного века являлся прозаиком и переводчиком, эссеистом, критиком, литературоведом. Его творчество относят к направлению акмеизма. Мандельштам с раннего времени приобрел статус зрелого писателя. Однако многим исследователям более интересны поздние годы творчества автора. Обрести единомышленников и завоевать признание писателю удалось после вступления в «Цех поэтов».
В творчестве поэта нередко просматриваются отсылки к другим классическим произведениям жанра. Благодаря тонкой манере письма, истинный смысл произведений дано понять только начитанному и умному человеку. Излишняя экзальтация чужда творениям Мандельштама. Основным мотивом творчества являются размышления о Боге и вечном, которые тесно переплетались с проблемой одиночества.
Сергей Александрович Есенин
Русский поэт представляет новокрестьянскую поэзию и лирику, а в поздний творческий период — имажинизм. Есенин обладал уникальным качеством окружить свою личность завесой тайны. По этой причине о жизни и творчестве писателя по сей день спорят многие литературоведы. В раннем творчестве поэта наблюдается поэтическая зрелость. Но обман заключался в том, что при сборке последнего сборника автор включил в него стихотворения, написанные в то время, когда Есенин уже был опытным поэтом.
Образ простого парня позволил писателю быстро завоевать популярность в поэтических кругах. Народные стихотворения основаны на фольклоре, которым интересовался автор. В 1917 году писатель резко меняет направление творчества и входит в круг имажинистов.
Анатолий Борисович Мариенгоф
Анатолий Мариенгоф известен, как русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Автор увлекался творчеством с самого детства, так как был начитанным ребенком и тяготел к русской классической литературе. Вдохновением послужило направление символизма и творчество А.А. Блока. Расцвет литературной карьеры писателя отмечен знакомством с Сергеем Есениным. Дружба повлияла на жизнь обоих поэтов.
После знакомства с Шершневичем и Ивневым авторы в 1919 году принимают решение о создании группы имажинистов. Для данного периода характерна активная творческая деятельность Мариенгофа. Громкие скандалы сопровождали публикации романов «Циники» и «Бритый человек». Во времена СССР личность писателя подверглась травле. Его произведения запрещали печатать, прочитать их можно было лишь за рубежом.
Художественные стили Серебряного века
Серебряный век является стыком двух столетий в российской истории: ХIХ и ХХ. В данный период появились такие произведения, как «Воскресенье» и «Живой труп» Льва Толстого, прославился писатель А.П. Чехов, были опубликованы повести и рассказы В. Короленко, А. Серафимовича, Гарина-Михайловского, М. Горького, Л. Андреева. Период отмечен ранней прозой И. Бунина, публикациями А. Куприна и В Вересаева.
Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.
В эпоху Серебряного века возникает модернизм, как результат изысканий новых методик познания мира. Часть русской интеллигенции придерживались мнения о стремлении искусства к обострению чувств и страстей, а художественный образ приобретал характер символа сложных ассоциаций. Такие настроения послужили основой для символизма, как художественного течения в русской поэзии. Его черты характерны для творчества В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Произведениям авторов присущи образы маски, тайны, иллюзорного и хаотичного понимания окружающего мира.
Первое десятилетие ХХ века отмечено появлением пролетарской поэзии, массовой, близкой к городским низам и рабочим. Революционные настроения наполняли литературу того времени. Подобные произведения печатались в журнале легального марксизма «Жизнь». М. Горький концентрирует вокруг себя писателей и поэтов той эпохи. Настроения пессимизма усиливаются с момента поражения в революции 1905 года. Творчество Л. Андреева характерно для данного периода. Декадентские творческие установки отходили на второй план. Новое направление романтизма использовали писатели И. Бунин, А. Куприн. Инновационные формы отражения внутреннего мира человека трансформировались в акмеизм и футуризм, которые стали постсимволическими течениями русской культуры.
Тенденции символистов проявлялись в живописи и скульптуре. Художественные процессы подразумевали социально-исторический контекст. Основными темами данного периода являлись отношения России и свободы, интеллигенции и революции. Авангардизм стал проявлением «левых» направлений в искусстве. На протяжении эпохи Серебряного века художественная культура приобретала противоречивый и многогранный смысл. Искусство видоизменялось под действием сложного периода между двух революций, духовного кризиса, охватившего существенную часть творческой интеллигенции. Характерной содержательной стороной русской культуры того времени являлись неприязнь к ценностям буржуазной культуры и цивилизации, отрицание современных устоев и предчувствие перемен.
Окончание Серебряного века
Начало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.
Результаты влияния эпохи Серебряного века
Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой. Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.
В произведениях великих писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и языческих верований. Народные сюжеты и образы использовались в творчестве многих авторов. Черты отрицания обрела наскучившая обществу городская культура, сопоставимая с культом приборов и железа. Серебряный век подарил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд мирового культурного достояния.