Что значит сенсорные способы обследования предмета

Консультация «Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте»

Понятие, развитие, значение и виды сенсорных эталонов. Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается до предметов, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах.

В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов.

Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове «лимон» или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате изучения объектов. Ребенок понимает свойства предмета только в результате исследования его со всех сторон.

Что такое сенсорный эталон?

Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека.

Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:

Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности.

Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов.

Игры для формирования понятия «величина»

Педагогами придумано огромное количество дидактических игр, которые используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром. Перечислим самые популярные среди дошкольных работников: «Назови правильно». «Расставь по порядку». » Зоопарк». «Подбери рыбкам аквариум». «Найти коробки для обуви». «Три медведя» и т. д. Изучение величин происходит как на занятиях, так и во время игровой деятельности, используются настольно-печатные игры или игрушки, сделанные по методике Монтессори.

Развитие сенсорных эталонов звука

Первое восприятие звука происходит еще в раннем младенчестве, когда малыш поворачивает голову в сторону звучащего голоса матери. Большое значение для умственного развития играет речь сначала взрослого, а затем и самого ребенка. Благодаря звукам окружающего мира ребенок познает действительность.

Изучение цветовых эталонов

С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Дети легче запоминают цвета в процессе игры, поэтому все игрушки делают такими яркими и красочными. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде.Используют следующие игры: «Найди пару». «Найди вторую рукавичку». «Собери сервиз». «Найди для бабочки цветок». «Поставь цветок в вазу». «Собери бусы». «Чего не хватает?» и т. д. Эталоны формы

Сенсорные эталоны дошкольника содержат понятие формы объектов. Данный аспект предметов воспринимается и зрительно, и тактильно. Ребенок видит геометрическую форму объекта, понимает его строение благодаря ощупыванию, обследованию в руках, помогает быстрее сориентироваться речь взрослого, которая дает название каждой фигуре. С самого раннего возраста дети играют с игрушками-вкладышами, кубиками и деталями конструктора. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах. Например, во время игры «Найди в комнате предметы. (например, прямоугольной формы)» ребенок осматривается вокруг и видит, что соответствует сенсорному эталону дверь, окно, потолок, поверхность стола, тетрадка и пенал, лист бумаги или ковер на полу. Отлично способствуют закреплению данных эталонов следующие игры: «Что изменилось?» «Составь картинку». «Пазлы». Лото «Найди предметы такой же формы». «Подбери ключ к двери». «Чем отличаются домики?» и т. д. Как видите, сенсорные эталоны в дошкольном возрасте способствуют умственному развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности в школе. Это важный этап в развитии ребенка, который поможет ему стать успешным в выбранной профессии. Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание.

Что значит сенсорные способы обследования предметаИз опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Что значит сенсорные способы обследования предметаФотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Что значит сенсорные способы обследования предметаКонсультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Что значит сенсорные способы обследования предметаКонсультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте», которую я подготовила для.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Что значит сенсорные способы обследования предметаКонсультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Источник

Что значит сенсорные способы обследования предмета

Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребенка. От того, как хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребенок сможет выразить все эти знания в речи. Сенсорное воспитание отражает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. На основе восприятия формируются представления о свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д., то есть происходит работа по усвоению сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Например, в области цвета – это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего ребенок раннего возраста в предмете выделяет какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Поэтому, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами дети запоминают и начинают использовать их названия.

Для успешного овладения сенсорными эталонами детьми третьего года жизни используются различные средства. К важнейшим средствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами относится создание оптимальной предметно-развивающей среды.

При организации предметно-развивающей среды группы необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

Для развития сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими материалами. По мнению В.С. Мухиной [5, с.64], при подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и синий и фиолетовый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность, тогда светло-красный и светло-зеленый предметы дети объединяют вместе, а темно-красные группируют с темно-синими и темно-зелеными.

Особое значение в сенсорном развитии детей третьего года жизни имеют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В процессе этих видов деятельности дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами в соответствии с программой детского сада. Даже если ребенка специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталонам, то сам материал, с которым ребенок действует при рисовании, конструировании, выкладывании мозаики, аппликации, содержит необходимые образцы. Так, рисуя, ребенок пользуется красками, цвета которых подобраны в соответствии с цветами спектра; конструируя из кубиков, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины, в мозаиках, материалах для аппликации представлены разноцветные круги, треугольники, квадраты и т. д.

При проведении работы по формированию сенсорных эталонов необходимо побуждать детей выполнять поисково-примерочные предметно-специфические действия, подсказываемые свойствами предметов: втыкать, вынимать, нанизывать, накладывать, открывать, закрывать; перекладывать предметы в мисочки, ведра, открывать и закрывать коробки. Если ребенок усвоил действие, необходимо способствовать его применению в несколько измененных условиях. В таких упражнениях ребенок усваивает правильные способы выполнения игровых действий: большой вкладыш невозможно втиснуть в маленькое отверстие; маленький кружок в большое отверстие положить можно, но тогда «окошко» закрыто не до конца, и остается большой вкладыш, который некуда девать.

Обогащают сенсорный опыт детей игры со строительными материалами. Они способствуют появлению у детей элементарных представлений о форме, величине предметов, ориентировке в пространстве. Так, воспитатель, показывая 2-3 резко контрастные по форме и величине детали из строительного побуждает детей не только узнавать эти детали, но и развивать более тонкую дифференциацию, например, различать прямоугольник, треугольник и призму.

Эффективным средством сенсорного воспитания детей третьего года жизни является природа, т.к. познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.

Однако, доминирующим средством в формировании сенсорных эталонов на третьем году жизни играет дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Л. А. Венгер [3,c.31] разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, такие как цвет, форма, величина, расположение в пространстве.

Рассмотрим более подробно освоение каждого из этих сенсорных эталонов.

Это такие практические действия, как:

– сопоставление элементов фигур;

– обведение пальцем контура;

После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция.

Л.А. Венгер [4,с. 25] предлагает использовать следующие группы игр:

1. предложить найти ребенку предметы по образцу, которые имеют такую же форму, как: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие;

2. в игровой форме подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, форме и величине;

3. формировать умение находить геометрические фигуры по их названию.

Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как:

– группировка предметов по одинаковому признаку.

Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваивается самостоятельно, но на основе предыдущего параметра. При восприятии каждого параметра осуществляются действия, которые сначала выполняются с реальными предметами (например, большая кукла и маленькая и т.п.), затем с геометрическими фигурами, а затем осуществляются в уме с опорой на рисунок.

Для каждого параметра величины предлагаются игры:

– с объемными фигурами;

– с плоскими фигурами.

Как отмечает М.И. Богомолова [2,с.79], для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

– подбор одинаковых величин по образцу;

– различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине (ряды от маленького к большому и наоборот);

– закрепление названий за предметами разной величины: «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький», больше, меньше;

– использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;

– аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения;

– сопоставление частей и деталей предмета по величине.

В играх по определению величины используются различные предметы и игрушки.

Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. По мнению Э.Г. Пилюгиной [6,с.57], работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

На первом этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой же». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Скажи, какого цвета?» Если ребёнок не повторяет за педагогом, то взрослый побуждает его повторить название цвета. На третьем этапе ребёнок в ответ на вопрос: «Это какой цвет?» сам называет тот или иной цвет.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.

– сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить цвет в предмете.

– потом осваивают понятие (слово) «цвет» на примере 2-3 наиболее контрастных основных цветов (красный, желтый, синий).

Восприятие целостного предмета

По мнению С.А. Бахтигузиной [1, с.54], самая главная функция восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств. Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:

– конструирование предметов из составных элементов (конструкторы; картинки, разрезанные на несколько частей);

– узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению (картинки с нарисованной частью предмета, животного, по которым ребенок должен узнать – кто это?);

– обнаружение похожего и различного в предметах (например, чем похожи: лиса, волк, молоток топор и т.д.?);

– узнавание предметов по словесному описанию (та же игра, но поменяйтесь ролями с ребенком, загадки).

Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.

При целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка третьего года жизни наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Систематическое и планомерное использование всех средств формирования сенсорных эталонов ведет к прочному усвоению их детьми третьего года жизни, что является прочным фундаментом для успешного освоения программы детского сада и способствует интеллектуальному и речевому развитию детей.

Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

Источник

Что значит сенсорные способы обследования предмета

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Период раннего детства в психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития. У истоков педагогики раннего возраста стояли такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.Щелованов, А.В.Запорожец. Подчеркивая уникальность и самоценность раннего детского возраста, исследователи определили зависимость развития различных видов детской деятельности от сенсомоторного развития.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Поэтому одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей.

Предметная деятельность является ведущей в период раннего детства имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.

Особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. В работах Л.Ф.Обуховой, П.Я.Гальперина. Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой. Ф.И.Фрадкиной рассматриваются основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого. Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действия с ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части (разбирает и собирает матрешку, пирамидку).

Основной целью в работе по сенсомоторному развитию детей раннего возраста являетсясоздание условий для формирования восприятия у ребенка как начальной ступени познания окружающей действительности.

Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.

Развитие слухового восприятия.

Развитие зрительного восприятия.

Восприятие формы, величины, цвета.

Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

Восприятие пространства и времени.

Характерной особенностью организации образовательной деятельности по формированию у детей сенсомоторной культурной практики является систематизирование представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, доступность и практичность использования.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей младенческого и раннего возраста, образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:

развитие крупной моторики направлено на формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Ребенок учится ощущать свое тело в пространстве.

сенсорное развитие направлено на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь.

развития мелкой моторики направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук, координирование работы руки и глаза, обеих рук, формированию умений осуществлять пинцетный захват. Ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом).

Особенности сенсомоторного развития

Младенческий возраст

складывается акт рассматривания предмета;

— формируется хватание, приводя развитие руки, как органа движения;

— появляются повторные (похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет) движения и реакция подражания (движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых);

— устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует манипулированию с предметом;

— устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и называнием его взрослым;

— формируется восприятие величины и формы предметов;

— возникает элементарное экспериментирование с предметами: с одним и тем же предметом по-разному действует (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает и др.).

Ранний возраст

От 1 года до 1 года 6 месяцев:

развиваются разные действия с предметами: притягивать, раскладывать, вынимать, вкладывать и пр.;

— обогащаются впечатления о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет:

совершенствуются орудийные действий с предметами (подтягивать предметы за ленточку, выталкивать палочкой игрушку, навинчивать гайки, вылавливать рыбок сачком, забивать втулочки в песок и пр.);

— развивается мелкая моторика рук, выполнение более тонких действий с предметами;

— развиваются элементарные представления о величине (большой — маленький), форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (красный, желтый, синий, зеленый), количестве (много — мало);

— формируется сенсомоторная координация «глаз-рука».

От 2 до 3 лет

формируются умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький);

— развивается способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;

— развиваются действия по использованию сенсорных эталонов;

— совершенствуются предметно-орудийные действия, развиваются координированные

движения обеих рук и мелкой моторики.

Способы и приемы в организации работы по сенсомоторному развитию детей.

Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, необходимо создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

Сенсомоторную культуру ребенка раннего возраста целесообразно рассматривать как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения детей. Формирование сенсомоторной культурной практики осуществляется в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания.

Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:

– настольные, пальчиковые театры, театры «би-ба-бо»;

– «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок».

Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:

– дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото;

Развитие крупной моторики:

– игры, развивающие координацию движений;

– игры с цветными кеглями.

Развитие мелкой моторики:

– рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;

– лепка из глины, пластилина, теста;

– игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;

– застёгивание и расстегивание пуговиц;

– нанизывание колец на тесьму;

– аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

– сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

– использование массажных мячей;

– игры с водой, песком, крупой.

Развитие сенсорных эталонов:

– Дидактические игры на обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *