Что значит семья для ребенка

Семья для ребенка – первое «мы»

Написать эту статью меня побудили мысли, воспоминания и личные наблюдения во время многодневных новогодних праздников…

Люди, которым сейчас за пятьдесят, хорошо помнят то время, когда 31 декабря, если не приходилось на субботу или воскресенье, было рабочим днем. Вечером, вернувшись с работы, мамы и папы вместе с детьми начинали быстро-быстро готовить праздничный ужин. Роль Деда Мороза, пусть не очень умело, но зато от души, исполнял чаще всего тот же папа… Новый год был действительно семейным праздником.

Что значит семья для ребенка

Сейчас, когда праздничные дни превратились в длинные каникулы, многие стараются использовать их «на всю катушку». Взрослые уезжают и улетают на отдых чуть ли не на край света, оставляя своих чад в лучшем случае – на попечение дедушек и бабушек, в худшем – наедине с самим собой, своими невеселыми мыслями и обидами.

Даже если праздничный подарок ребенку вручил «профессиональный» Дед Мороз, а потом родители, посчитавшие свою миссию выполненной, спокойно ушли в гости – этот подарок вряд ли принесет малышу радость. Даже если родители пришли вместе с ребенком в ледовый городок, но, встретив там своих знакомых, попросили ребенка «поразвлекаться самого» – он почувствует свое одиночество и в огромной праздничной толпе. Не доставят ему счастья ни веселая карусель, ни крутые ледяные горки, ни красавица-елка, если рядом не будет самых дорогих для него людей.

Как учит история – будущее Отечества зависит от того, как и кого мы растим себе на смену. Сильной страну делают люди, сильные духом и красивые душой, которым свойственны доброта, любовь, чуткость, милосердие, благородство. Эти качества закладываются и формируются прежде всего в семье, и привить их своему ребенку – первоочередная задача родителей.

Что эта задача выполнима, свидетельствует опыт представителей старшего поколения, передающих лучшие качества своим детям и внукам. Несмотря на все пережитое, им удалось сохранить в себе удивительно светлое и радостное мироощущение, через всю жизнь они проносят благожелательное отношение к окружающим. Ощущая при встрече с ними тепло и свет их обаяния, могу с уверенностью предположить, что еще в детстве в них был воспитан талант – на доброту откликаться добротой, на заботу – заботой. Конечно, у каждого из них были разные семейные, моральные и социально-культурные условия. Но одно было схожим – они росли в больших дружных семьях.

Можем ли мы сегодня по-доброму отнестись к незнакомому, позаботиться о пожилом человеке? Я собственными глазами видела посадку на электричку в один из праздничных дней. Молодые люди локтями и руками расчищали себе путь к дверям, беззастенчиво отпихивая в сторону беспомощных старушек. Никто из них не предложил помочь перенести вещи, не уступил им место в вагоне… А ведь многие бабушки пустились в этот день в нелегкое для себя путешествие именно чтобы поздравить с праздником и вручить свои немудреные подарки внучатам, не нашедшим времени навестить стариков.

Известный педагог и философ И. Ильин называл семью «первичным лоном человеческой культуры». В книге «Путь духовного обновления» он писал: «Семья для ребенка первое родное место на земле; сначала местожилище, источник тепла и питания; потом место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви, где один стоит за всех, а все за одного. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действия. Мы все слагаемся в семье со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в своей жизни духовными представителями своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа.

Здесь ребенок научается любить (кого и как), верить (во что) и жертвовать (кому и чем); здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья есть первый естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – Родине и государству».

Семья строится на любви и вере, особо отмечает философ. Многие из нас, наверное, не раз бывали свидетелями того, как шумно и многолюдно проходят в разных городах свадьбы. В Екатеринбурге их пик приходится на пятницу. Не знаю, что сказать о любви молодых людей, вступающих в брак, но вот о какой-то их вере, моральных и нравственных устоях приходится задумываться. По традиции, молодожены посещают самые почитаемые жителями города места, в том числе – мемориал у Вечного огня на площади Коммунаров и площадь Храма-на-Крови. Некоторые пары приезжают сюда возложить цветы, зайти в храм, помолиться, но большинство (к сожалению) – просто потому что «так принято». И никто даже не думает, что громкие крики «горько!» вперемежку с частушками и матерными выражениями, разудалые танцы здесь неуместны, а брызги шампанского, разлетающиеся во все стороны, просто оскверняют эти святые места.

В одном из обращений к братьям и сестрам приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Вспомним, какое значение придавалось на Руси семейным устоям. Какими благоговейными чувствами издревле была окружена семья: семейные реликвии передавались из рода в род, родители благословляли своих детей на брак иконами, которые становились главными святынями в доме, послушание старшим было высоким и непременным законом для каждого, отцы и деды передавали накопленную мудрость детям и внукам».

К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания; вот и пожинаем мы потом такие «плоды» от ставших взрослыми людьми детей. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого, считая свою миссию выполненной. Да, они дали жизнь детям, но не сумели открыть им путь к любви, вере, совести, то есть ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья». И.Ильин отмечал, что в некоторые эпохи подобная небрежность, беспомощность, безответственность значительно возрастают. Семья распадается «не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса», который подрывает и ее духовное единение.

Академик Д.С.Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу. В силу профессии мне приходится встречаться и общаться со многими людьми, многими семьями, поэтому я могу сделать вывод: в больших воцерковленных семьях проблем с воспитанием детей значительно меньше, нежели в семьях, где растет один-единственный ребенок. Дети помогают родителям не только по хозяйству, но и в работе в храме.

К примеру, сын настоятеля храма в честь Святой Троицы поселка Красногвардейского Артемовского района иерея Николая Трушникова помогает отцу в ведении секции рукопашного боя в воскресной приходской школе. Сам батюшка в свое время служил в армии, поэтому и детей, и учеников своих настраивает на добросовестную службу Родине. Это – обязанность и долг настоящих мужчин.

Главный летописец приходской жизни храма во имя Святителя Николая поселка Юшалы Тугулымского района – сын настоятеля иерея Игоря Онкина. Он снимает на видеокамеру все приходские праздники, многодневные крестные ходы и походы, в которых участвуют прихожане, а затем вместе с отцом монтирует фильмы.

Вера Васильевна Реутова и ее дочь Марина Николаевна Петрова, прихожанки храма в честь Казанской Иконы Божией Матери села Арамашева Алапаевского района, разработали авторскую программу по духовному семейному воспитанию, которую реализуют на занятиях православного семейного клуба «Берегиня».

Ольгу Александровну Фарленкову, казначея и киоскера Иоанно-Богословской церкви Богдановича, уже в зрелом возрасте привела в храм мать Надежда Григорьевна, ныне – матушка Варвара в женской обители Алапаевска. В селе Коптелове Алапаевского района в храме в честь Вознесения Господня также трудятся мать и дочь: мать – Татьяна Александровна Лунина, председатель приходского совета, дочь – Юлия Мошкарева, преподаватель воскресной приходской школы.

В приходе в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы поселка Верхних Серег имеется небольшой скотный двор, в котором содержатся овцы, козы, куры. А ухаживают за животными дети прихожан и самого настоятеля. У отца Константина и матушки Татьяны шестеро детей, их трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. Родители собственным примером настраивают их на крестьянский быт, на самодостаточность натурального хозяйства, на самообеспечение семьи необходимыми продуктами питания.

Подобных примеров можно привести множество. И это радует. Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о предках и воспитание потомков – все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Россия прошла множество испытаний: революции, мировые войны, индустриализацию, коллективизацию, приватизацию. Было много трагедий, жертв… Были и периоды, когда, казалось, прерывается связь между поколениями. Сегодня в наших силах укрепить утраченную связь, воскресить забытые традиции. И начинать это нужно в семьях. Мы можем – а потому обязаны это сделать, чтобы строить новую Россию на фундаменте, заложенном нашими предками.

Источник

Консультация «Значение семьи в жизни ребенка»

Что значит семья для ребенка Ольга Бахвалова
Консультация «Значение семьи в жизни ребенка»

Значение семьи в жизни ребенка

Одной из первых общественных ступеней, которые существуют в жизни человека является его семья. С первым минут жизни ребенка семья окружает его, формирует волю, чувства, направляет и поддерживает его. В семье ребенок обретает первые навыки социализации, свой первый жизненный опыт, знания, умения и навыки. Естественно, что все семьи разные и не бывает одинаковых семей, и охарактеризовать их можно разными типами и структурами. Роль семьи очень важна, и она выполняет различные важные функции, такие как общественные, семейные и личностные, и государственные. В современном мире социальной роли семьи уделяется огромное значение, так как это первейший социальный институт, который оказывает влияние на развитие ребенка. Семья, как и любая структура, подвержена воздействию различных процессов, происходящих в жизни общества, в том числе и негативных. Ребенок, растущий в семье, является отражением ее внутреннего уклада, он копирует поведение родителей и действует по знакомой ему схеме, аналогично тому, что он видел раньше, в семье. К сожалению, ребенок в силу отсутствия накопленного опыта не способен дифференцировать правильность поступков родителей, который он, несомненно, берет за основу своего поведения. Ориентиром для дальнейшего поведения ребенка служат ценности и взаимоотношения внутри семьи. Все эти факторы оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Для правильного формирования личности ребенка нужно поддерживать инициативу, проявляемую ребенком, поощрять его за принятие решений внутри семьи. Важным фактом является то, что дети подражают значимому для них человеку, копируя взрослых, ребенок должен ориентироваться на достойный образец подражания.

Принято выделять следующие типы семей: полные, неполные и приемные. Каждый тип семьиимеет ряд психологических особенностей:

— общение внутри семьи;

— самооценка членов семьи;

— социальные связи, установившиеся внутри семьи;

— права взаимоотношений в семье.

Данные психологические особенности семей составляют базу при подборе диагностики и составлении коррекционной программы для детей дошкольного возраста.

Воспитание детей зависит от семьи, в которой он воспитывается, внутри семьи ребенок получает первые основы социализации, у ребенка формируется первый жизненный опыт, поэтому важно, чтобы семья была благополучной. Вовремя выявить семейное неблагополучие возможно, учитывая следующие факторы социального риска внутри семьи:

1. Социально – экономические (отсутствие жилищных условий, низкие материальные доходы, уровень жизни ниже среднего, сверхвысокие доходы);

2. Медико – социальные (инвалидность, заболевания членов семьи, тяжелые условия работы, низкие санитарно – гигиенические нормы);

3. Социально – демографические (вторые браки, разводы, многодетные семьи, семьи с возрастными родителями, приемные дети, сводные дети.)

4. Социально – психологические (конфликтные отношения в семьи, сдвинутые ценностные ориентации);

5. Психолог – педагогические (некомпетентность родителей в педагогических вопросах, низкий уровень образования родителей)

6. Криминальные (насилие в семье, аддитивные расстройства, судимость и преступная субкультура, аморальный образ жизни)

Что значит семья для ребенка«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Что значит семья для ребенкаКонсультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Что значит семья для ребенкаКонсультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Телевидение в жизни семьи и ребенка. Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… современные дети превратились в телеманов.

Что значит семья для ребенкаКонсультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Что значит семья для ребенкаКонсультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Что значит семья для ребенкаКонсультация «Значение цветов в жизни человека» Консультация Значение цветов в жизни человека Давайте поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Наступила пора посадки рассады.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Источник

Семья для ребенка

Семья для ребенка

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания — это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский

Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка. Это знают, пожалуй все. Однако, мало что меняется в самом качестве семейного воспитания. Все изменения в отношениях семьи с ребенком, в основном, связаны с ориентацией взрослых на более раннее и более сложное образование и развитие малышей.

Что значит семья для ребенка

Семья для ребенка

Родители стремятся дать всевозможные знания ребенку, практически с пеленок. При этом ответственность за образование ребенка родители, как правило, предпочитают возлагать на всевозможные центры развития ребенка, учебные заведения. Многие семьи, руководствуясь определенным направлением в воспитании и развитии детей, которых сегодня тоже великое множество, делают его предметом семейного воспитания.

Все знают и понимают, что семья незаменима для развития ребенка. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Материал по теме:

Но что делать, для того чтобы семья стала заниматься своими непосредственными задачами и как ей в этом помочь, — пока не совсем ясно. Такое противоречие не случайно. Само понятие «семья» у современных родителей определяется совершенно по-разному. Для кого-то семья это ведение совместного хозяйства независимо от того, состоят ли родители в официальном браке. Другие считают, что семья — это законный брак. Третьи уверены в том, что не благословлено церковью, семьей назвать нельзя. Четвертые утверждают, что ни о какой семье не может идти речи, если нет детей. Бывает так, что все вроде бы есть: и брак оформлен, и дети есть, но каждый живет своей собственной жизнью нет единой концепции семьи.

Даже для взрослых людей вопрос о том, что такое семья, является не простым. Характеристик семьи с точки зрения ребенка значительно больше, и у них есть некоторые закономерности. Что такое семья для ребенка?

Семья для ребенка дошкольного возраста:

это обязательное наличие ребенка в семье, а вот членами семьи они могут считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина подруга, папин приятель или, например, рыбка. Ребенок — дошкольник, главным качеством члена семьи считает непосредственное отношение к нему. Если речь идет о сказочных персонажах, то дошкольники относят к своей семье тех, кто непосредственно связан с героем-ребенком. По той же причине многие дошкольники часто «вычеркивают» из семьи тех, кто, как им кажется, мало с ними связан.

это совместное пространство, где обитают ее члены. Именно поэтому членом семьи может оказаться кошка, живущая в той же квартире, а бабушка или кто-то из родителей, живущие отдельно, в члены семьи не попадает.

это общая жизнь, которая объединяет действия ее членов. Например, если семья ждет гостей, то бабушка пылесосит, мама печет пирог, папа уехал за продуктами, а ребенок накрывает на стол. Для ребенка — дошкольника семья, это наличие общего смысла деятельности. Если разные люди выполняют отдельные действия, которые, по мнению ребенка, никак не связаны между собой, то это может быть чем угодно, но семьей в сознании ребенка не является. Если дошкольник ощущает внимание к себе со стороны членов семьи, наблюдает своих близких в общем пространстве и, наконец, осмысляет и оценивает разнообразные действия членов семьи как такие, с помощью которых все они реализуют общие цели и задачи, общую для них жизнь, он воспринимает свою семью как семью.

Только такая семья является для ребенка — дошкольника благоприятной средой, которая способствует его полноценному психическому и личностному развитию.

Многие родители стараются оградить ребенка от общих дел, не привлекают его к совместным действиям, ребенок живет в своего рода изоляции от того, что по мнению ребенка является семьей. В других случаях семейная жизнь может провоцировать возникновение проблем в поведении и развитии малыша, общении с окружающими.

Влияние семьи на развитие ребенка

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Источник

Что такое семья для ребенка?

Семья обес­пе­чи­вает эмо­ци­о­наль­ные связи и при­вя­зан­но­сти. Это те отно­ше­ния, кото­рые ребе­нок полу­чает в пер­вые три года жизни, когда он уже может раз­ли­чать то, кто и как к нему отно­сится, кто и что для него делает, в каких усло­виях он живет. Эти ран­ние при­вя­зан­но­сти закла­ды­вают основу его буду­щих отно­ше­ний с дру­гими людьми, по образу и подо­бию отно­ше­ний в семье. Если в дет­стве не уда­лось создать такие отно­ше­ния, то в стар­шем воз­расте ребе­нок столк­нется с боль­шими трудностями.

Семья это основа чув­ства защи­щен­но­сти. Это чув­ство раз­ви­ва­ется на основе при­вя­зан­но­стей, — в резуль­тате у ребенка созда­ется или не созда­ется чув­ство тре­воги, уве­рен­но­сти, защи­щен­но­сти, поскольку семья обес­пе­чи­вает без­опас­ность ребенка при вза­и­мо­дей­ствии его с внеш­ним миром. Это чув­ство защи­щен­но­сти необ­хо­димо ребенку при иссле­до­ва­нии окру­жа­ю­щего мира, и на основе этого ребе­нок обу­ча­ется адек­ватно реа­ги­ро­вать на те или иные ситу­а­ции. Род­ные и близ­кие явля­ются уте­ши­те­лями в минуты горя или болезни. Если нет чув­ства защи­щен­но­сти, ребе­нок после трех лет цеп­ля­ется за мать, не может ее отпу­стить, нуж­да­ется посто­янно в ее физи­че­ском присутствии.

Что значит семья для ребенка

Семья это модель пове­де­ния и меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. Ребе­нок копи­рует пове­де­ние взрос­лых, и это про­ис­хо­дит как неосо­знанно в млад­шем воз­расте, так и осо­знанно в стар­шем, что в итоге явля­ется одним из необ­хо­ди­мых эле­мен­тов лич­но­сти — иден­ти­фи­ка­ции. При­мер роди­тель­ского пове­де­ния очень важен как модель реа­ги­ро­ва­ния в стрес­со­вой ситу­а­ции. Роди­тели же в реаль­но­сти часто гово­рят одно, а делают дру­гое. Это может при­ве­сти к непри­я­тию, раз­ви­тию отри­ца­тель­ного пове­де­ния, к отри­ца­тель­ному фор­ми­ро­ва­нию характера.

Семья как источ­ник при­об­ре­те­ния жиз­нен­ного опыта. Интел­лект зави­сит от наслед­ствен­но­сти и от соб­ствен­ного жиз­нен­ного опыта ребенка, кото­рый в свою оче­редь зави­сит от роди­те­лей. Роди­тели должны научить ребенка учиться, обре­тать опыт, вос­пи­ты­вать в нем жела­ние учиться. На это вли­яют беседы с детьми, общие заня­тия, инте­ресы, вре­мя­пре­про­вож­де­ние, увле­че­ния. Беседы в виде диа­ло­гов спо­соб­ствуют раз­ви­тию мыш­ле­ния, из бесед дети полу­чают необ­хо­ди­мые зна­ния, речь роди­те­лей слу­жит образ­цом речи для ребенка и фор­ми­рует харак­тер речи ребенка. Пове­де­ние роди­те­лей явля­ется образ­цом соци­аль­ного пове­де­ния для ребенка.

Ребе­нок обу­ча­ется у роди­те­лей всему, путем наблю­де­ния, поощ­ре­ния и нака­за­ния. Сте­пень сво­боды, кото­рую допус­кают роди­тели по отно­ше­нию к ребенку, тоже играет боль­шую роль.

Для детей очень важ­ной явля­ется эмо­ци­о­наль­ная обста­новка в семье. Наи­бо­лее типич­ные роли ребенка в семье (роль – набор шаб­ло­нов в поведении):

В неко­то­рых схе­мах в основе лежит эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние роди­те­лей (при­ня­тие или непри­ня­тие роди­те­лями ребенка). Типо­ло­гия Аллы Баркан:

Что значит семья для ребенкаГипе­ро­пека. Роди­тели дик­туют каж­дый шаг ребенку, кон­тро­ли­руют его, про­ве­ряют. Дети при­вы­кают пови­но­ваться, они при­вы­кают к тому, что за них все решают и все про­ду­мы­вают. Такие дети без­вольны, безы­ни­ци­а­тивны, склонны к алко­го­лизму и нар­ко­ма­нии (без­во­лие в асо­ци­аль­ной ком­па­нии). Могут объ­яв­лять бой­коты родителям.

Гипо­опека. Ребе­нок предо­став­лен сам себе, ощу­щает себя ненуж­ным, нелю­би­мым, вынуж­ден сам забо­титься о себе. Потреб­но­сти детей не удо­вле­тво­ря­ются, у них не хва­тает игру­шек, книг и т.д. Край­няя форма – бес­при­зор­ность. Это основ­ной источ­ник попол­не­ния пре­ступ­ных груп­пи­ро­вок, где суще­ствуют неглас­ные законы – кто силь­нее, тот и прав.

Кумир семьи. На пер­вый взгляд ребе­нок кажется люби­мым, им вос­тор­га­ются, выпол­няют любые его жела­ния. Такие дети верят в свою исклю­чи­тель­ность, пре­вос­ход­ство над дру­гими. Они эго­и­стичны, при­вы­кают потреб­лять и не отда­вать ничего вза­мен. Отстают от сверст­ни­ков в плане само­об­слу­жи­ва­ния, необъ­ек­тивно оце­ни­вают себя и окру­жа­ю­щих. Выходя в жизнь, не могут впи­саться в иерар­хию под­чи­не­ния, им трудно адек­ватно вести себя. Также воз­ни­кают затруд­не­ния с уста­нов­ле­нием нор­маль­ных отно­ше­ний с лицами дру­гого пола и как след­ствие, труд­но­сти с созда­нием семьи. Они часто инфан­тильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если роди­тели вкла­ды­вают в них опре­де­лен­ные навыки.

Золушка. Ребенка пери­о­ди­че­ски оскорб­ляют, уни­жают, он не знает заботы, ласки, его все время про­ти­во­по­став­ляют дру­гим, более хоро­шим детям. Ребе­нок ста­ра­ется делать все, чтобы соот­вет­ство­вать иде­алу и уго­дить роди­те­лям, но нико­гда не полу­чает поощ­ре­ния. Ребе­нок счи­тает себя обу­зой. Чаще всего такие дети ухо­дят в мир фан­та­зий, туда, где все про­блемы реша­ются как в сказке. Такие дети в жизни не ини­ци­а­тив­ные, тихие, дей­ствуют по прин­ципу «лишь бы уго­дить», редко доби­ва­ются в жизни чего-либо существенного.

Повы­шен­ная мораль­ная ответ­ствен­ность. На плечи ребенка воз­ла­га­ется ответ­ствен­ность, не соот­вет­ству­ю­щая воз­расту. Чаще всего это бывает, когда роди­тели видят в ребенке реа­ли­за­цию своей мечты, или когда на ребенка воз­ла­га­ется ответ­ствен­ность за более млад­шего или за пре­ста­ре­лого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:

Вос­пи­та­ние в культе болезни. В слу­чае если ребе­нок сам болеет или если роди­тели видят в нем болез­нен­ного ребенка – исполь­зо­ва­ние создав­шейся ситу­а­ции, дети вхо­дят в состо­я­ние болезни и шан­та­жи­руют роди­те­лей. Болезнь вос­при­ни­ма­ется как при­ви­ле­гия, даю­щая осо­бые права. Ребе­нок спе­ку­ли­рует этим, может стать тира­ном для роди­те­лей. Когда в семье болен (или счи­та­ется боль­ным) кто-то из чле­нов семьи – все пля­шут вокруг этого чело­века, ему под­чи­нен весь режим. У ребенка фор­ми­ру­ется опре­де­лен­ное отно­ше­ние к болезни и к жизни.

Что значит семья для ребенкаТрон принца. Чаще в обес­пе­чен­ных семьях, где роди­тели заняты добы­ва­нием мате­ри­аль­ных благ и вре­мени на вос­пи­та­ние ребенка нет. Как ком­пен­са­ция – зада­ри­ва­ние ребенка. Такие дети чаще всего про­те­стуют про­тив того, что было свя­тым для роди­те­лей. Они идут своей доро­гой и часто губят все то, чего доби­лись роди­тели. Если такие дети и выби­рают путь по сто­пам роди­те­лей, то часто ока­зы­ва­ются неспособными.

Про­ти­во­ре­чи­вое вос­пи­та­ние. Может быть два вари­анта: про­ти­во­ре­чи­вость между раз­ными роди­те­лями, напри­мер, мама гово­рит одно – папа дру­гое, или мама одно – бабушка дру­гое. Вто­рой вари­ант – про­ти­во­ре­чи­вость в тре­бо­ва­ниях одного роди­теля. Такому ребенку при­хо­дится самому опре­де­лять что можно, а чего нельзя. Ему непо­нятно кого слу­шать, кому уго­ждать, все это спо­соб­ствует раз­ви­тию невроза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *