Что значит секуляризация сознания

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Полезное

Смотреть что такое «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» в других словарях:

Секуляризация — Ч … Исторический словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (ново лат., от лат. secularis мирской). Обращение лица или вещи из духовного состояния в светское; преимущественно же обращение церковных имений в светские. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Секуляризация — (secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи… … Политология. Словарь.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, секуляризации, мн. нет, жен. (от лат. secularis светский) (книжн.). 1. Изъятие чего нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания. || конфискация… … Толковый словарь Ушакова

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелатинского saecularis мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Западной Европе переход лица из духовного… … Современная энциклопедия

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелат. saecularis мирской светский),1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское … Большой Энциклопедический словарь

Секуляризация — Секуляризация. В средние века лат. слово Saeculum (век) получилозначение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовнымпредметам. Отсюда saecularis мирской, светский и т. п. Словом С.каноническое право стало обозначать переход лица… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Секуляризация — (лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д. 1) обращение церковной и монастырской… … Энциклопедия культурологии

секуляризация — и, ж. sécularisation f. <лат. secularis светский. 1. Обращение церковной собственности в собственность светскую. БАС 1. Секуларизация или секуларизование. Ян. 1806. Когда буржуазия достигла власти, она целым рядом мер от секуляризации… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелат. saecularis мирской, светский) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Широко проводилась в Европе во время Реформации (XV1 XV1I вв.). В России произведена в XVI И в. В широком смысле… … Юридический словарь

Источник

Что такое Секуляризация простыми словами

Что значит секуляризация сознания

Всем известно, что исторический процесс не стоит на месте. То, что имело огромное значение для общества несколько веков назад, сегодня воспринимается, как социальный рудимент. Религию и другие формы сознания общества эта тенденция не обошла стороной.

Значение слова секуляризация в научных дисциплинах

Секуляризация (от латинского saecularis – светский, мирской), с точки зрения историков, это обращение собственности церкви в гражданское владение, то есть переход от религиозной собственности к светской.

Что значит секуляризация сознания

В социологической науке секуляризацией называется всеобщее уменьшение значения религии в духовной жизни общества. А также перевод общественной системы, которая регулировалась религиозными традициями, на рациональные распорядки.

Относительно католического права, секуляризация ― это выход из ордена монахов с освобождением от должности и возвращение в простые христиане или переход в христианские священнослужители.

Процесс перехода социума на новую модель общественного строя имеет различные ответвления:

Отделение церковной земли

Конфискация церковного имущества в государственную пользу или во владение коронованного монарха происходила с момента зачина исторической секуляризации.

Что значит секуляризация сознания

Правитель Франкии, Карл Мартелл, проводил секуляризацию для награждения своих военно-политических союзников церковными землями. Сугубо политический акт перераспределения собственности со временем приобрёл юридическую упорядоченность и обоснованность.

Позиция религии во внутренней европейской политике

Реформационный период XVI-XVII веков в Европе ознаменовался потерей церковью того влияния, которое было у неё испокон веков.

В Германии крестьянство открыто проявляло недовольство религиозными поборами, в Дании монастыри были обложены налогами, в Швеции монастырское имущество конфисковалось в королевскую пользу. Подобным образом большая часть Европы постепенно отходила от церковного авторитета.

Образование

Открытие светских школ и университетов без влияния религии на образовательный процесс принесло свои плоды. Вместо подготовки доминирующего количества церковнослужителей, ролью образования становится обучение специалистов разных профилей и специальностей.

Что значит секуляризация сознания

В светских учебных заведениях среднего и высшего образования не проводились служения, церемонии и религиозные обряды. Началось привыкание общества к светскому образу мысли.

Контроль над наукой и культурой

Светское образование растёт и продолжает развиваться. Церковь перестаёт иметь первичное значение в научной и культурной сферах. Происходит становление естественных наук.

Судебная система

Задачи, которые решались религиозным судом, были делегированы светскому суду. В основном это были брачные, семейные и наследственные споры.

Как секуляризация влияет на сознание людей

Утрата церковью своих позиций оказала заметное влияние на сознание людей, а также на их моральные ценности и традиционные устои.

Вследствие секуляризации началось становление самостоятельной, независимой культуры.

Максимализм индивидуального достигает своего пика, самоутверждение личности становится во главу угла. Церковный аскетизм, который не позволял людям в полной мере удовлетворять потребности, потерял своё значение.

Человек становится свободной личностью, имеющей свои желания и возможности для их осуществления. Он свободен от божественного авторитета, старательно выставляемого церковью в качестве недостижимого идеала.

Что значит секуляризация сознания

Происходит кардинальная смена моральных ценностей. Вместо непоколебимой веры в бога приходит осознание несовершенства социума и человека, необходимости их изменения. Это приводит к дезориентации и утрате жизненного ориентира.

Наука не может предложить человеку другую интерпретацию понятию «смысл жизни». С другой стороны, из-за секуляризации религия не отходит от общества, а приобретает статус социального института, поэтому отвращение людей от неё не происходит.

Последствия

Исходом секуляризации стало то, что религия перестала иметь преобладающее влияние на все сферы жизни общества.

Культура, которая стала свободной от влияния главенства церкви, активно развивается в различных направлениях. Естественные и гуманитарные науки, психология, искусство – все эти сферы получают отмашку на развитие и распространение в обществе.

Что значит секуляризация сознания

Без оглядки на религию появляются литературные, музыкальные, художественные произведения.

Религия ― часть культуры общества. Появление агрессивного атеизма привело к тому, что на религию и верующих начались гонения на почве идеологии.

Из-за этого общество, в котором прошла секуляризация, рискует потерять значительную часть своей внутренней истории, связанной с религией. Также появляются благоприятные условия для развития социальных конфликтов на почве веры.

После ухода религии с лидирующих позиций на месте ценностных ориентаций возникла «пустота». Люди пытались заполнить эту пустоту не только научной деятельностью и свободным творчеством, но и поисками другой главенствующей веры. И этой альтернативой становились языческие суеверия и обряды, оккультизм, магия.

Источник

Значение слова «секуляризация»

Что значит секуляризация сознания

1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества.

2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Секуляризация школьного преподавания.

3. Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Секуляризация общественной жизни.

[От лат. saecularis — светский]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.

Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

СЕКУЛЯРИЗА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

секуляриза́ция

1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.

2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.

3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав

4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит секуляризация сознанияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: полотнище — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Секуляризация — одно из центральных понятий социологии религии, обозначающее процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Он включает политические, социальные, культурные проявления. В ходе истории Нового времени про­исходит передача некоторых функций (административных, судебных, бла­готворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает быть обязательная в прошлом религиозная обусловленность сим­волов, из которых строится культура. Современное общество и культура — результат процесса секуляризации, секулярный мир. Секуляризация вызвала к жизни множество сопутствующих общественных движений и течений мысли. Одно из них — антиклерикализм. Основными его лозунгами явля­ются свобода совести, отделение церкви от государства и ограничение ее влияния на общественно-политическую жизнь.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saeculahs — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимуществен­но земли) в светскую. Одно из центральных понятий социологии, ре­лигии и культурологии, обозначающее процесс освобождения обще­ства, всех его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотива­ции. Включает политические, социальные и культурные проявления.

Секуляризация культуры означает освобождение европейской культуры от диктата церковной ортодоксии, обмирщение культуры. Она разворачи­валась в Новое время через ряд культурных революций и имела несколько составляющих. Первая —художественный Ренессанс, начавшийся в Италии и захвативший все европейские страны. Рафаэль, Микеланжело, Боттичел­ли в чисто религиозных сценах изображали уже совершенно земных людей, повседневные чувства и переживания. Изменение сюжетной линии и изоб­ретение линейной перспективы завершили революцию в области живопи­си. Секуляризация в этой области привела к расцвету светского искусства, освобождению человеческих чувств от аскетической целомудренности хри-

61 Костюк Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви (www.rubricon.ru).

стианской морали, возникновению плюрализма эстетических оценок и за­рождению многообразия жанров, которое было возможно только в рамках светского искусства.

Что значит секуляризация сознания

Сандро Боттичелли. Св. Августин. XV в. Фреска

С конца XIX в. секуляризация обозначает всякую форму эмансипации от религии и церковных институтов. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. Реформация не означала полного низвержения церкви как морального руководителя духовной жизни мирян. Скорее пересматри­валось право служителей церкви диктовать светскому государству правила и распорядок мирской, внецерковной жизни, стремление церкви подмять под себя социальные, экономические, культурные и политические процес­сы, не только курировать, но и выступать в роли цензора. Иными словами, развитие христианства за 1 500 лет прошло путь от непризнания и гонений до абсолютного господства над всеми сторонами жизни европейского обще­ства. С этим не могли мириться прогрессивные общественные деятели.

В Новое время происходит передача некоторых функций (администра­тивных, судебных, благотворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает существовать обязательная в прошлом рели­гиозная обусловленность символов, из которых строится культура.

Составной частью общего процесса секуляризации являлось разграниче­ние властей: за церковью закреплено руководство только морально-нрав­ственной стороной жизни людей, а за государством — правовой и социаль­но-экономической. Разграничение властей долгое время дебатировалось философами, юристами, политиками. В XVIII—XIX вв. благодаря произве-

дениям Гоббса, Бэкона, Вольтера и других философов из разрозненных идей формируется стройная теория разделения властей, ставшая позже основой идеологии либерализма, ценности которого составляют фундамент европей­ской культуры.

Второй революцией явилось открытие научно-экспериментального ме­тода в естествознании, перестройка науки на опытно-эмпирическом фун­даменте. Ее совершили Ф. Бэкон, Ньютон, Кеплер, Галилей, Декарт. Секу­ляризация в этой области привела к быстрому развитию научных исследо­ваний и технического изобретательства, серии Великих географических открытий и распространению европейской культуры на все континенты.

Одним из следствий секуляризации культуры явилось возникновение особого феномена — частной жизни. Она существовала давным-давно — в период расцвета греческой демократии, когда молодое гражданское обще­ство освобождалось от абсолютной власти языческой религии. Но потом оно исчезло и вновь появилось, когда началось повторное освобождение чело­вечества от гипертрофированной власти христианства. Вдруг обнаружилось, что физиологическая жизнь, проявление естественных надобностей людей, домашний быт, физический труд, которые в Средние века не замечались либо награждались презрительной насмешкой, имеют право на существо­вание ничуть не меньшее, чем самые возвышенные стороны жизни людей.

Именно с раскрепощения, выражаясь языком М. Бахтина, телесно-низ­менной тематики, снятия с нее церковных запретов начинается культиви­рование гармонически развитого тела, гигиена и уход за телом, косметика и культуризм, массовые занятия физкультурой и спортом, увлечения модной одеждой, ухаживание за своей кожей, лицом, походкой, манерами. Соб­ственно говоря, начинается культура или, точнее, культура открывает для себя новые просторы — просторы человеческого тела. Обнаженного тела перестали стесняться, оно перестало быть стыдным. Оно, особенно женское тело, превратилось в предмет поклонения. Оно стало объектом искусства. Это — важнейшее следствие секуляризации культуры.

Революция происходит и в недрах самого христианства. В XVI—XVII вв. на историческую сцену выходит протестантизм, резко изменивший эконо­мический облик Европы. Это третья и не менее мощная революция.

Что значит секуляризация сознания

Венцом революционных преобразований старой европейской культуры служат две великие революции Нового времени — Великая индустриальная революция, преобразовавшая способ производства, и Великая французская революция, давшая миру новую конституцию, права человека, демократи­ческий режим правления.

XIX в. в Европе — это достаточно спокойный период, когда большинство стран использовало открывшиеся во всех областях культуры и обществен­ной жизни новые возможности. Из крупномасштабных событий в это вре­мя по Европе прокатилась волна небольших политических революций (1848— 1849), которые конечно же уступали по своей значимости ранним ре­волюциям. Грохот раздался лишь потому, что буржуазия в этот период окон­чательно добивала дворянство, устанавливая политическое господство, ко­торого ей не хватало в пару к господству экономическому, давно ею приоб­ретенному. Но эти революции уже выходят за рамки череды великих революций, являвшихся составными частями не менее великого процесса секуляризации культуры.

Христианство вышло из этих потрясений ничуть не пострадавшим. От­дав значительную часть своей вотчины гражданскому обществу, оно скон­центрировалось на оставшейся, доведя ее до совершенства. Церковь, каза­лось бы, давно ждала, когда с нее снимут непомерный груз. Она успешно разделила бремя ответственности с государством, получив определенную прибыль. Сегодня роль христианства в жизни европейского общества даже еще более велика, чем в раннем Средневековье — эпохе церковного абсолю­тизма. Но теперь к его помощи и наставничеству люди прибегают совершен­но добровольно.

Таким образом, в результате великого раздела выиграли все — появилось гражданское общество и установилась демократия, углубилось и усовершен­ствовалось христианство, развилась экспериментальная наука, получило расцвет светское искусство, дальней­ший толчок получила вся человеческая Что значит секуляризация сознаниякультура. А вот там, где господствует ислам, влияние церкви на светские дела очень велико. Но проиграла ли культура в мусульманских странах, не сбросив религиозное ярмо?

В конце XX в. культурологи заявили, что последствия многовекового процесса секуляризации не так однозначны, как казалось прежде. Позитив­ные результаты заключались в том, что появилось гражданское общество и установилась демократия, развилась экспериментальная наука, достигло расцвета светское искусство, дальнейший толчок получила вся человечес­кая культура. К негативным последствиям относят отчуждение от духовной культуры и релятивизм моральных ценностей. Две мировые войны, десят­ки миллионов погибших, страшный экологический кризис, всеобщее паде­ние нравов и морали, угроза атомного уничтожения, абсурд тоталитарных коммунистических режимов — все это стали списывать на счет секуляриза­ции в том числе.

Сегодня в Западной и Восточной Европе, в исламском мире нарастает движение за возрождение религии на основе внутренней свободы и веротер­пимости. Вновь предлагается ввести религиозный диктат над всеми сфера­ми общественной жизни. Особенно радикально настроен арабский фунда­ментализм — течение, исповедующее принципы нераздельной власти ша­риата над светской жизнью.

Ныне роль христианства в жизни европейского общества еще более ве­лика, чем в раннем Средневековье — эпохе церковного абсолютизма. Пока еще трудно прогнозировать, каким путем пойдет дальнейшее развитие ре­лигии и какие взаимоотношения сложатся между религией и культурой. Но уже сейчас очевидно, что дальнейшее развитие пойдет по линии самоуглуб­ления, культуры и религии, которые найдут новые перспективы для совме­стного диалога.

Показателем секуляризации может выступать соотношение между свет­ским и религиозным мировоззрением в сознании современных людей. Если преобладает первое, то секуляризация, как можно думать, преобладает над обожением общества и культуры. Если все же мировоззрение людей в боль­шинстве своем носит религиозный характер, то успехи секуляризации мож­но считать незначительными. При сопоставлении ислама и христианства в

части уровня религиозности побеждает первый. Иными словами, секуляри­зация добилась на Западе значительно больших успехов, нежели на Востоке.

62 Религия и СМИ. 2004.05.05.

63 Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 76.

64 Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в.
1917г.)//Социс. 2003. №10.

Что значит секуляризация сознания

Екатерининская комиссия 1767 г.отражение процессов постепенной еропеизации прежде всего дворянства

Европеизируясь, дворянство перенимало французский язык, моду, мане­ры, литературу — труды Вольтера и деятелей Просвещения. Скептицизм, ирония, критика общественного строя, осмеяние суеверий, насмешки над религией, преклонение перед разумом, отрицание чудес — главные культур­ные маркеры русской молодежи XVIII—XIX вв. Проводников идей Просве­щения на русской почве выступала Екатерина II, в которой напускная на-

Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана / История. Культура. Язык. М.,1993. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 114.

божность сочеталась с демонстративной симпатией французским атеистам. Увлечение французскими просветителями, начавшись на самом верху обще­ства, постепенно спускалось вниз по социальной пирамиде. Как известно, высшее общество в России воспитывалось французскими учителями и гу­вернерами. Многие с трудом изъяснялись по-русски, не понимали язык богослужения. Молодые дворяне ввели в моду увлечение вольтерианством, некоторое богохульство и безверие, полагая, что именно эти черты отлича­ют их «подлого народа», погрязшего в религиозном невежестве.

Новая мировоззренческая мода служила индикатором утонченного об­разования в высших кругах светского общества, незримо оно приобщало знать к мировым культурным центрам. В светском салоне или в кругу гос­тей можно было поделиться свежими парижскими новостями. Говорить на французский манер о том, что попы и монахи — просто шарлатаны, было куда приятнее и занимательнее, чем обсуждать правила православной литур­гии, о которых петербургские сплетники и сплетницы знали гораздо мень­ше, чем о заграничных новинках.

Падение крепостного права в 1861 г. ускорило движение страны по капи­талистическому пути, расширило сферу культурного общения с Западом,

67 Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в. — 1917г.)//Социс. 2003. № 10.

В начале XX в. среди образованного общества наблюдается увлечение восточными религиями, теософскими идеями, оккультизмом. Получила распространение антропософия, теософия Блаватской, система Гурджиева, идеи марксизма и социализма, а у творческой интеллигенции — заметный сдвиг в сторону символизма и декадентства. Подготовлена почва для третьего и высшего этапа секуляризации русского сознания — большевистской ре­волюции. Октябрьская революция 1917 г. уничтожила старую сословную систему, место буржуазии и дворянства заняли рабочие и крестьяне. В те­чение 70 лет страна не знала религиозной социализации, погрузившись в ате­истическое просвещение и богостроительство. В период 1920—1930-х гг. во­инствующий атеизм стал обязательной частью государственной идеологии марксизма-ленинизма. В соответствии с ее лозунгами разрушались храмы, осквернялись православные и национальные святыни, подвергалась гоне­ниям церковь. Однако за десятилетия своего существования марксистский атеизм, несмотря на все старания, не смог достичь тотального господства, религиозность не удалось полностью ликвидировать. И только начиная с 1991 г. слово «верующий» становится нормальным, респектабельным, при­личным, а слово «атеист» — неприличным.

Развитие религиозной ситуации в РФ в конце 1980-х —1990-е гг. свидетель­ствует о внутренних противоречиях процесса секуляризации российского об-

68 Франк С. Этика нигилизма//«Вехи»: сб. ст. М., 1989. С. 161-162.

69 Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 357.

щества. На уровне массового сознания реальностью стали проявления про­тивоположного секуляризации процесса сакрализации (т.е. «вовлечения в сфе­ру религиозного санкционирования иных форм общественного сознания» 70 ). На институциональном уровне, секуляризация как «преодоление религии пу­тем атеизации всех структур социалистического общества» 71 сменилась тен­денцией к клерикализации общественных отношений и институтов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *