Что значит секуляризация чтения
Секуляризация — что это такое, суть и смысл процесса.
Секуляризация (Secularization) – это процесс перехода культуры от религиозных ценностей, к светским (нерелигиозным) взаимоотношениям. В социологии, данный термин используют для описания тех обществ, которые постоянно модернизируются и начинают отходить от религии как руководящего принципа. Сам термин «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» происходит от латинского слова «saecularis», что буквально переводится как: светский или мирской.
Что такое Секуляризация – определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Секуляризация – это процесс при котором общество в процессе своей жизнедеятельности руководствуется светскими нормами и законами, а не религиозными взглядами и догматами. При этом, различные религиозные деятели и церкви как таковые, теряют свое влияние на общество.
Следует отметить, что термин «Секуляризация», не имеет четкого и однозначного определения, так как с течением времени оно довольно часто видоизменялось и приобретало новые смыслы. Тем не менее сейчас чаще всего термин используют в следующих контекстах:
Процесс и политика секуляризации.
Говоря о политике секуляризации, в первую очередь следует отметить, что это достаточно горячая тема для обсуждения во всем мире. Дело в том, что даже несмотря на весомую убедительность социологической теории секуляризации, далеко не все страны готовы внедрять или содействовать данному процессу.
Теория секуляризации гласит, что с развитием человеческого интеллекта, науки и технологий, религии становятся устаревшими и пустыми. По сути, они теряют свое социальное значение и не должны влиять на жизнь светского общества.
Так к примеру, многие мусульманские страны полностью отказываются от политики секуляризации, и выстраивают исключительно религиозные общества. Стоит отметить, что это не всегда вредит развитию самого государства. В качестве примера, можно привести Саудовскую Аравию, которая показывает довольно высокий уровень жизни и развития в целом. Тем не менее подобных государств с развитой экономикой не так уж и много, что по сути подтверждает смысл теории.
Что касается немусульманского мира, то тут процесс секуляризации развивается достаточно стремительно. Влияние религии во многих странах постепенно снижается, уступая место науке, светской морали, и установленным в обществе законам. Естественно, что прямого давления или искоренения религиозных институтов не происходит, но идет четкое разграничение между духовной и общественной жизнью.
Процесс секуляризации выражается в следующих действиях:
В итоге можно сказать, что секуляризация – это достаточно полезный процесс для современного общества. Особенно, это заметно в тех государствах, где присутствует множество религиозных течений. Дело в том, что если государство и религия не соприкасаются, а общество живет исключительно по светским законам, то и конфликтов на религиозной почве становится гораздо меньше. В свою очередь, это положительно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности и развития государства в целом.
Значение слова «секуляризация»
1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества.
2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Секуляризация школьного преподавания.
3. Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Секуляризация общественной жизни.
[От лат. saecularis — светский]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.
Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).
СЕКУЛЯРИЗА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
секуляриза́ция
1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.
2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.
3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав
4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: умонастроение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Петровский секуляризм и зарождение светской культуры
Лекция седьмая
2. Программа Петра I. Петр I делает все, чтобы отделиться от прошлого, разорвать путы старомосковских отношений и утвердить новые формы жизни, новое светское культуротворчество. Его программа созрела в основных чертах еще во время Великого посольства на Запад (1697-1698), когда он побывал в Германии, Голландии, Англии, встречался с видными европейскими учеными и философами, в числе которых были Лейбниц и Ньютон.
3. Секуляристские реформы. Петр I и сам верил в великое предназначение России и всячески заботился о ее возвышении. В первую очередь он взялся за расцерковление гражданской жизни. Хотя Петр I понимал, насколько важна религия в общении с массами, его бесконечно возмущало засилье духовенства в общественной и государственной жизни. Секуляризационная деятельность Петра I разворачивалась в разных направлениях. Первой открытой демонстрацией разрыва со стариной явился перенос по указу от 20 декабря 1699 г. начала года с 1 сентября на 1 января.
Зная несколько европейских языков, царь сам следил за качеством переводов: «Книгу о фортификации, которую вы перевели, мы прочли: разговоры зело хорошо и внятно переведены; но как фортификацию делать, то зело темно и непонятно переведено, также в табели мера не именована, который лист, переправя, вклеили в книгу, а старый, вырезав, при том же посылаем, где сами увидите погрешение или невнятность.
Все это приводит к быстрой перемене образа дворянства,
отходу его от традиций православия и церковности.
Вот перечень табельных праздников на 1724 г.:
«Табельные дни» отмечались торжественными церковными богослужениями, что приучало общество к мысли о превосходстве монархии.
7. Философские взгляды Татищева. Культурно-историческим обоснованием идеологии русского европеизма стала теория «всемирного умопросвящения» В. Н. Татищева (1686-1750), одного из видных сподвижников Петра I.
Татищев выделял три этапа в развитии человеческой духовности и познания:
В древности, на его взгляд, все народы пребывали в глубочайшей темноте и невежестве. Но вот, «около или прежде Авраамовых лет», явились люди, которые изобрели письмена и создали законы, дабы усовершенствовать обычаи своих соплеменников: «на Востоке, в Персии и Индии Зароастер был первейший, в Египте Осирис, в Греции Минус, в Риме Янус, или Нумо Помпилиус». Им позднее подражали многие философы и богословы.
На втором этапе, с пришествием Христа, начинает распространяться «просвещение не токмо духовное. но и моральное». Однако скоро «многия от Христианских учитилей» отступают от евангельской истины, «чрез что и в просвящении ума такое препятствие явилось и от страстей в христианех науки стали оскудевать, что едва не повсюду науки нуждные человеку погибли».
Открытие книгопечатания привело к повсеместному утверждению грамотности и возродило интерес к наукам и философии. На первый взгляд, замечает Татищев, это расходится с учением Христа. Всем известно, что «Господь наш Иисус Христос, его ученики и апостоли и от них святые отцы противо премудрости и филозофии говорили». Но тут «надобно разуметь, о какой премудрости и филозофии они говорили, а не просто за слова хвататься». Ведь, скажем, не пища сама по себе вредна, а объедение, и не вино греховно, а пьянство.
«Истинная» философия, согласно Татищеву, движет науками и просвещением. Сами науки он разделял на пять групп:
К нужным относятся «речение» (т. е., собственно, знание языков), «домоводство» (экономика), медицина, этика, право, логика и богословие. От них зависит покой и благополучие человека.
Полезные науки суть грамматика, риторика, история, ботаника, физика, химия.
К ним примыкают щегольские, или увеселяющие науки: поэзия, музыка, танцы, вольтежирование (конная езда), живопись.
Что касается любопытных, но совершенно тщетных наук, то это астрология, физиогномика, алхимия; людям следует воздерживаться от их изучения.
Секуляризация
За последние несколько столетий, и особенно несколько десятилетий, европейское общество стало все более секуляризованным, что означает, что религия играет менее заметную роль. Этот сдвиг представляет собой драматическое культурное изменение, последствия которого до сих пор широко обсуждаются.
Секуляризация (позднелат. saecularis — мирской, светский, от лат. saeculum — век) — это культурный переход, при котором религиозные ценности постепенно заменяются нерелигиозными. В процессе этого церковные лидеры теряют свой авторитет и влияние на общество. В области социологии этот термин используется для описания обществ, которые стали или становятся модернизированными — это означает, что особенности общества, такие как правительство, экономика и школы, более отчетливы или менее подвержены влиянию религии.
Отдельные люди все еще могут исповедовать религию, но на индивидуальной основе. Решения по духовным вопросам имеют личную, семейную или культурную основу, но сама религия не оказывает большого влияния на общество в целом.
В Соединенных Штатах, например, существуют движения, направленные на исключение религии из повседневной жизни, финансируемой правительством, такие как школьная молитва и религиозные мероприятия в государственных школах. Еще одно свидетельство секуляризации можно увидеть в законах, отменяющих запреты на однополые браки. В то время как остальная Европа приняла секуляризацию относительно рано, Великобритания была одной из последних, кто адаптировался. В 1960-е годы страна пережила культурную революцию, которая изменила взгляды людей на женские проблемы, гражданские права и религию.
В отличие от США, Великобритании и большей части Европы, Саудовская Аравия является примером страны, которая не пережила секуляризации. Почти все саудовцы идентифицируют себя как мусульмане. Хотя есть некоторые христиане, они в основном иностранцы, и им не разрешается открыто исповедовать свою веру. Атеизм и агностицизм запрещены, и такое отступничество карается смертью.
Из-за строгого отношения к религии законы, обычаи и нормы Саудовской Аравии тесно связаны с исламским правом и учениями. В стране есть религиозная полиция, известная как мутауин, которая бродит по улицам, соблюдая религиозные законы, касающиеся дресс-кода, молитвы и разделения мужчин и женщин. Повседневная жизнь в Саудовской Аравии строится вокруг религиозных ритуалов. Предприятия закрываются несколько раз в день на 30 минут и более, чтобы можно было помолиться. В школах около половины учебного дня посвящено преподаванию религиозного материала. Почти все книги, изданные в стране, являются религиозными.
Секуляризация становится все более актуальной темой по мере того, как все больше стран модернизируются и переходят от религиозных ценностей к светским. В то время как многие страны по-прежнему сосредоточены на религии и религиозном праве, со всего мира, особенно со стороны Соединенных Штатов и их союзников, усиливается давление на страны с целью секуляризации. Тем не менее, некоторые регионы действительно стали более религиозными, включая некоторые части Африки и Азии.
Секуляризация как процесс и феномен — виды, черты, значение
В эволюции взаимоотношений религии c обществом, в силе ее влияния на социальную жизнь существуют разные направления. Ход характера таких изменений описываются двумя положениями: это понятия секуляризация и сакрализация.
Что такое секуляризация — понятие, черты, процесс
Секулярис — светский, мирской. Термин секуляризация означает отчуждение деятельности человека, социальных групп, сфер общества, земель, культуры, институтов из сферы церковного влияния и религиозного сознания. Впервые понятие было применено при подписании Вестфальского мира в значении изъятия монастырской собственности в пользу победителей.
Процесс секуляризации — это процесс уменьшения значимости религии в жизни людей, переход от общества, которое регулируется религиозными традициями к светскому устройству жизни, построенному на рациональных нормах. В результате этого меняется роль религии и религиозных образований в общественной жизни и жизни отдельного человека, снижается ее функциональность.
Виды секуляризации
Черты секуляризации
Сакрализация — понятие и черты
Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.
Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с приятием божественного.
Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного». Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.
При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.
Основными этапами клерикализации считают:
Черты сакрализации в разных культурах и обществах
Секуляризация в религиях мира — история и понимание
Православная церковь крайне негативно относится к этому явлению как осовремениванию христианства. Церковь считает, что из-за этого человек теряет единение с Высшим Бытием и такое богоотступничество приведет к обмирщению культуры.
Католики изначально порицали процесс обмирщения, обвиняя его в коллапсе культуры и упадке христианского персонализма. Но в связи с увеличением разрыва между католицизмом и жизненными реалиями, их теологи примирились с этим явлением, как с очередным этапом развития, происходящим с позволения Бога.
Протестанты придерживаются в этом вопросе аналогичной позиции и считают, что возможно появится обновленное христианство, которое будет брать в расчет новые реалии. Теологи, сократив расстояние между модифицированным христианством и светской культурой, пытаются примирить их.
В западной культуре ярким выражением обмирщения христианства является переустройство его в религию антропоцентризма. Это попытка подмены богооткровенных аксиом результатами своих измышлений. Современные протестанты и католики считают, что человека можно расценивать как самостоятельное независимое существо, не подчиняющееся воле Бога. Также они признают, что христианство предназначено служить человеку.
История секулярных процессов
Секуляризация общества в культуре эпохи Возрождения проявилась сначала в новшествах в области религии, в стремлении уравновесить Бога и человека. Человекобога в той культуре было больше, чем Богочеловека. Бог в эту эпоху стал более близким. Церкви украшались золотом и драгоценностями, наполнялись звуками органов. Изображения святых и Христа стали походить на земных людей. То есть, не только человек поднимался к божественным вершинам, но и сам Бог спускался к человеку. Оценивая эти явления, можно отметить, что такая секуляризация искусства даже предметы религиозного поклонения делала более доступными и понятными.
Начало секуляризации в культуре Возрождения связывается с переосмыслением религии, с перестановкой акцентов, что имело далеко идущие последствия. Об этом говорит то, что уже в эпоху Реформации появился протестантизм.
Как происходит приспособление христианства к жизненным потребностям, и как вносятся изменения в трактовку священных заповедей: они либо устраняются из духовой практики, либо обходятся путем изощренной логики. Например: католическая церковь исключила решение о запрете по взысканию налогов.
Протестантство внесло большой вклад в процесс ослабления роли религии, переосмыслив отношение к богатству, труду, развив принципы мирского аскетизма. При этом акценты с мира запредельного были перенесены на мир земной. Протестантством отрицается и роль церкви, вера для человека – это его личное дело. Это породило отказ от авторитетов и религиозный индивидуализм.
Причины секуляризации в период Нового времени лежат в новых открытиях в области естествознания, представлений о природе, так как они противоречат религиозной картине мира. Научные познания укрепляют веру человека в беспредельные возможности разума.
Последствия и значение секуляризации
К числу основных последствий секулярных процессов в современном мире относятся:
О такой свободе философы имеют разные мнения.
Последствия процесса секуляризации подводят человека к осознанию того, что ничего не свято. Происходит девальвация ценностей, это может служить причиной утраты смысла жизни, дезориентации.
Другой точки зрения придерживается социолог Парсонс. Он считает, что секуляризация культуры, это элемент эволюции. В ходе перемен, функция религии видоизменяется, она превращается в одну из сфер жизни социальной.
Значение секуляризации
Оно в том, что религия меньше влияет на политику, образование, экономику, культуру. Но так как человек может самостоятельно выбирать веру без принуждения церкви, то религия несет для личности большую значимость. Западная цивилизация сложилась на платформе христианства, поэтому человек живет в социуме, впитавшем в себя христианские ценности, находится под их воздействием, не отдавая себе в этом отчета.
Секуляризация современного мира — это не противоположность религии, она не угрожает уничтожению самой религии, а лишь меняет ее роль и структуру.