Что значит щукой рыбою ходить

Какое количество щук может собраться в одной стае?

Никто никогда их не считал, но вот ловили не раз, и можно с уверенностью утверждать, что стаи щук бывают очень многочисленными. Однажды в середине ноября на Нижней Волге я попал на такой «выход», когда всего за три или четыре дня несколько спиннингистов поймали в общей сложности почти 1000 щук на участке реки Енотаевки длиной не более километра и шириной от трехсот до четырехсот метров.

Что значит щукой рыбою ходить

В какое время года щуки собираются в стаи?

Щуки никогда не держатся поодиночке. Даже в мае-июне. В середине мая прошлого года мы ловили щук в дельте Волги, в пик половодья, когда на раскатах уже мутная вода и вроде бы не клюет. Но стоило уйти всего за 30-40 км в сторону моря, на чистую воду, и вот они, те же самые стаи щук, что были и в апреле, и в марте. Поменялись только места.

Что значит стая щук? Как это выглядит?

В прозрачной воде Байкала в последних числах июня я наблюдал на глубинах от 3 до 4 метров, что дистанция между двумя щуками почти никогда не сокращалась менее чем на полторы длины корпуса одной из щук.

Чем многочисленнее стая щук, тем лучше клев?

Если щука стайная рыба, то она должна клевать всегда?

Какой рельеф дна должен быть в месте скопления щук?

По затраченному времени, выходит, без разницы: искать коряги там, где их очень мало, а потом гарантированно ловить, либо из тысячи коряг определить те немногие, под которыми ловятся щуки.

Ну а если нет в реке ни одной коряги?

А бывают ли щучьи ямы?

Разве ловля щуки на джиг не везде одинакова?

Когда не клюет, что ты делаешь?

Расстраиваюсь. Думаю: «Ну что за дела: и место хорошее, и погода щучья, а рыбы нет. Тут уже не до крупняка, хотя бы поклевочку увидеть». Что делаю? Непонятно. Идти надо, а там видно будет.

Стоп, а как ты идешь? Безо всякой надежды или с энтузиазмом?

Не знаю. Иду в сторону моста. Я был там два раза, но ничего пока не ловил. Вот так иду, забрасываю. Ветра нет. Я везде подряд забрасываю просто на удачу, прохожу метров двадцать и снова. Так хоть какая-то польза. Теперь вот ясно, что между этими двумя деревьями рыбы просто не может быть. Тут тухляк. И никогда не будет. Глубоко, ровно, к берегу подъем. Но дальше не пойду, смысла нет, отсюда прямая дорога до автобуса. Вот она, кстати.

А как же вечерний клев?

Да какой вечерний клев?! Сейчас еще один заброс сделаю, контрольный. Показалось, будто задел что-то, но далеко. Непонятно.

Тут, кстати, не просто подъем. Справа от меня он начинается уже гораздо дальше от берега, а под ноги еще и канавка. А левее нет канавки. Ты гляди, и сейчас тоже вроде бы по кому-то провел. Следов нет на грузе. Вернее, следы есть какие-то. Непонятно. Полчасика можно еще покидать, автобусы все равно часто ходят.

Нет, щуку. Почти на 10 кг! Но, в общем-то, ничего странного. Оказалось.

Да нет, это оно сначала показалось хреново-плохим. А оказалось, что там все есть. Я еще поймал трех щук, чуть меньше той. Недели через две. Хорошее, типично щучье место. Даже лучше, чем наше старое.

Да уж, на старом чешуйки не приходят на крючках. Кстати, ты вытащил того, без чешуйки?

Да куда там. Место совершенно не сазанье. Наверное, случайно задел.

На двух квадратных метрах дна.

— А вроде бы, Андрей, ты уже ловил в этом месте очень крупную щуку?

— Да, в позапрошлом году, на 12 кг, именно здесь.

— То есть в другие места на Оку ты не ездишь, только под Серпухов, на это место?

— И сколько раз в прошлом году выбирался сюда?

— Не более двадцати раз, наверное. Но летом было глухо. Рыба заклевала в сентябре.

— А была еще крупная щука, кроме этой?

— Да, была, и не одна. Штук шесть-семь поймал.

— Судаки тоже ни разу не попадались мелкие. Хотя сразу после ледостава, вернее, после того как лед сошел в середине ноября, Серега ловил на моей точке каких-то килограммовых щучек и судачков.

— А другая крупная рыба, других видов, попадалась?

— Ну да. Налима ловил небольшого. Был еще толстолобик, я его вытащить не мог. Его потом доночник вытащил у меня из-под носа, на сало.

— Ну, мужик на донки ловил, мы друг другу мешали: то я его зацеплю, то он меня. В итоге толстолобик у него клюнул, килограммов на семь.

— Доночник, наверное, прыгал на берегу от радости?

— Он говорил, что это у него не первый, что через рыбалку он их ловит на сало, но не таких, а поменьше.

— Да, чудеса. А какого, говоришь, числа в декабре щуку поймал?

— Да это не я поймал, а Серега. Второго декабря он ее поймал, в два часа дня.

— А ты где был в это время?

— Я в это время поплыл к тополю, выше.

— Вот ты, наверное, пожалел?!

— Какой ветер был в тот день?

— Вы вообще в тот день что-нибудь поймали, кроме этой щуки?

— И что, ни поклевок, ничего?

— Сколько вас народу ловило?

— Чего за снасть у Сереги, если ему помогать надо?

— Какой-то слабенький спиннинг у него и катушка такая же. Он щуку, наверное, полчаса к лодке подвести не мог.

— Да, она короткая, даже смешная. Пузо у нее огромное нереально.

— Сколько, говоришь, весила щука?

Да, для Оки неплохо. Как думаешь, в следующем году клюнет в этом месте подобная щука или вы их всех выловили?

— Да, наверное, клюнет. Должна.
По материалам: rybakam.ucoz.ru

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что значит щукой рыбою ходить

Наверное, нет ни одного человека, который был бы не знаком с такой пресноводной рыбой, как щука. Но лишь немногим действительно понятен образ ее жизни, место обитания, а также способы ловли. В рамках данного материала мы ликвидируем все пробелы в знаниях.

Что значит щукой рыбою ходить

Продолжительность жизни щуки может достигать 30 лет.

Виды щук

Семейство Щуковых насчитывает 7 основных видов щук. Остановимся на каждом из них:

Размер щуки

Что значит щукой рыбою ходить

Самая большая щука в мире была выловлена в середине 30-х годов прошлого столетия на территории СССР, в озере Ильмень, она достигала в длину 2-х метров и весила аж 35 кг.

На сегодняшний день ученые выяснили, что самые крупные размеры щук обитают именно в северных озерах России. Именно озерах, а не реках, как считают многие. Более того, чем южнее, тем меньше вероятность выловить настоящего трофея.

Нерест щуки

Мало кто знает о том, что ловля щуки во время нереста категорически запрещена, время запрета для акватории каждого региона определяется индивидуально.

Места обитания щуки

Остановимся на тех местах, где лучше всего происходит ловля щуки:

Образ жизни щуки

Даже взрослые крупные особи для обитания выбираю мелководье. В истории известны случаи, когда на глубине всего в 40-50 см удавалось вылавливать очень крупные экземпляры. Обязательным условием для долгой жизни щук является обилие кислорода в воде, именно поэтому в мелких водоемах, особенно зимой, щуки погибают.

Щука всегда поджидает свою жертву там, где есть укрытие. Даже крупные особи обитающие на глубине, обязательно найдут водоросли или корягу, за которой спрячутся. В солнечные деньки рыбы выходят на мелководье для того чтобы погреться в лучах солнца.

Щука выдерживает соседство с другими особями, они охотятся по очереди: пока одна переваривает пищу, другие находятся в засаде. Взрослые особи предпочитают одиночество, постепенно выживая с участка водоема мелких собратьев. Крупная щука практически не имеет врагов, за исключением человека, поэтому в пресных водоемах по праву ощущает себя королевой.

Цикл жизни щуки

Питание щуки

В рационе щуки преобладает рыба, но за неимением лучшего она непрочь полакомится мелкими речными птичками, лягушками и даже грызунами.

Чаще всего прием пищи осуществляется утром и вечером, день же отводится на отдых и переваривание пищи. Во время жора особи питаются практически круглосуточно, охотясь с помощью бокового зрения и уникального обоняния.

Способы ловли щуки

Что значит щукой рыбою ходить

Современные рыболовы искусно владеют различными способами ловли щуки, мы же остановимся на наиболее эффективных:

Приманки на щуку

От приманок, представленных на рынке, буквально разбегаются глаза:

Блюда из щуки

Что значит щукой рыбою ходить

В традиционной кухне щуке отводится особое место, так как она является распространенным промыслом различных широт. Из щуки готовят уху, заливное, фаршируют грибами, жарят и запекают, из щуки получаются прекрасные котлетки и зразы. Щука очень любит специи и пряности, прекрасно сочетается с базиликом, чесноком, розмарином и горчицей, медом, лавровым листом и даже зеленым луком. От того, какие специи и в каком количестве будут добавлены, будет зависеть характер готового блюда. Масло для приготовления щуки лучше использовать оливковое, в крайнем случае сливочное.

Калорийность щуки

Источник

Что значит щукой рыбою ходить

Итак, вы уже освоили технику ловли пятнистой и зубастой, однако хочется уже «весомых» результатов. Где же ее искать? Многие из вас задаются вопросом, где же обитает крупная щука? Неужели она вырастает до полутора-двух килограмм, а потом умирает? Не торопитесь с выводами. Возможно, искать не придется и в Вашем водоеме водится действительно КРУПНАЯ щука. Существует некий свод правил, придерживаясь которых, вы сможете значительно увеличить шансы на поимку трофейных экземпляров.

2. Чаще используйте крупные приманки.
Иногда меня спрашивают: «на что ты ловишь этих «крокодилов»?» И когда я показываю один из воблеров, 20 или 30 сантиметров длиной, спросивший недоверчиво и с улыбкой смотрит на меня в ответ, будто я его разыгрываю. А ведь сколько уже об этом написано, что щука способна проглотить очень большую рыбу, что предел того что может быть съедено – ее широко раскрытая пасть. В интернете несложно найти информацию об исследованиях, которые показывают, что верхний предел добычи щуки может составлять 50% ее длины. О чем это говорит? О том, что придется преодолеть психологический барьер и наконец, попробовать. Старайтесь использовать максимально крупные приманки. Если вы ловите щуку троллингом, подойдут воблеры размером до 25-30 см. Вы будете удивлены, но на эти воблеры вполне исправно будет садиться и полуторакилограммовая щука. А шансы на поимку «крупняка», резко возрастут. Если вы ловите твичингом, ставьте воблерыминноу не менее 12-15см, это хоть и не отсечет поклевки некрупной щуки, но, по крайней мере, сможет привлечь и большую. Еще лучше, в тех же условиях, твичинговый спиннинг заменить джерковой снастью, шансов на успех будет больше. Использование крупных приманок наиболее актуально осенью.

4. Верьте в свой успех.
Многие пропустят этот пункт, но я считаю это одним из самых главных правил. Причем это касается не только охоты на крупную щуку, а любого дела за которое вы бы ни брались. Именно вера в свою удачу поможет достичь цели. Главное не сдаваться и верить в себя.

5. Экспериментируйте!
Пробуйте разные способы и стили проводки, используйте самые необычные приманки. Даже такие, которые никогда бы не пришло в голову использовать. Крупная щука, повидавшая на своем веку многообразие популярных классических приманок, охотнее возьмет на то что никогда не могла видеть в конкретном месте. Не пренебрегайте старыми книгами о рыбалке и если такие найдутся у вас или у ваших знакомых, непременно почитайте их. Моими настольными книгами были издания Ф. П. Кунилова, например «Справочник рыболова» 1947 года выпуска. Эта книга – путеводитель по рекам и озерам Ленинградской области, и когда я постигал азы ловли на спиннинг, практически не выпускал ее из рук. Много полезной информации можно найти в альманахе «Рыболов спортсмен», который издавался с 1950 по 1991 год. Однажды, я прочитал в одном из номеров о способе, именуемым автором «Глубоководная дорожка». Суть способа заключалась в нехитрой конструкции снасточки с мертвой рыбкой и с тяжелым грузом, весом 100 грамм. Дорожил он на глубине от 5 до 20 метров. Особое внимание, автор предлагал уделить ведению лодки во время ловли: «Лодка должна идти рывками: гребок – пауза, пока лодка почти не остановится, затем снова гребок. Неправильное ведение лодки резко уменьшает поклевки. Грести нужно вполсилы. Груз все время должен волочиться по дну. Указанный способ ведения лодки необходим потому, что в этом случае снасточка то поднимается, то опускается к самому дну и уподобляется больной рыбке, которая так лакома для хищника.» Попробовать половить данным способом меня подтолкнул тот факт, что такая дорожка, по словам автора, блестяще себя оправдала на реке Волхов, на которой я в то время очень часто рыбачил. Скажу сразу, трофейную щуку мне тогда поймать не удалось. Но с момента написания этой статьи прошло почти полвека, и мне было достаточно того, что способ работал – ловилась щука весом от 3 до 5кг. Автор же писал, что щуки весом менее 3 кг были редкостью, а попадались экземпляры и до 18 кг. Читайте старые книги – в них хранится древняя сила! Пробуйте нестандартные способы ловли и экспериментируйте – это обязательно даст положительный результат.

8. Доверяйте своему рыбацкому чутью.
Не могу сказать с большой долей уверенности, что оно есть у каждого. Врожденное ли оно, или приходит с опытом. Передается ли из поколения в поколение, или же оно приобретаемое. Но мне кажется, что те, для кого рыбалка нечто большее, чем ловля рыбы, обладают таким чутьем.Я заметил, что перед поклевкой любой крупной рыбы уже знаю, что в ближайшие мгновения она мне попадется. Я уже знал, какой поставить воблер или блесну, куда именно забрасывать, на какой глубине и с какой интенсивностью вести приманку. Прислушивайтесь к себе, к своим ощущениям, сливайтесь с окружающей природой и погружайтесь в процесс ловли полностью, отбросив городские проблемы из своей головы куда подальше. Возможно, вы будете удивлены, но это, несомненно, дает положительный результат.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

и одолеть того врага придется только нам самим.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос изучения родословной Президента России Владим.

Очень простая печь для походов,приготовления пищи на даче,отопления теплиц и прочих непредвиденных с.

Очень люблю вещи, которые одновременно объединяют в себе две черты — привлекательность.

Метки

Рубрики

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских

Грысык Н. Е. Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских

Восточнославянское собрание МАЭ включает зубы щуки (№ 6962-153 а, б) из Архангельской губ. У русских, как и у многих других народов (славянских, германских, финно-угорских и др.), зубы щуки служили оберегом: их вешали над входом в жилище от порчи и болезней, для удачи на рыбной ловле. Щучью челюсть брали на рыбную ловлю в качестве амулета, в истолченном виде ею лечили «испорченную» собаку охотники и т. д.
А. С. Токарев отмечал особую роль щуки в обрядах и фольклоре восточных славян: «В противоположность птицам, рыбы не играют почти никакой роли в верованиях восточных славян (в числе немногих исключений – магические обряды со щучьими зубами и упоминание щуки в заговорах), хотя в фольклоре, особенно в сказках, фигурируют часто» [1].
Связь щуки с нижним миром и болезнями

Мотив щуки, загрызающей грыжу, встречается в заговорах на эту болезнь: «. есть на акияне-море белой камень, и под белым камнем щука золотая и перьё золотое, и зубы золотые, и приди, щука, к рабу божию имяреку и выгрызи. своими золотыми зубами грыжу. » [2]. Некоторые обряды лечения грыжи включали не только вербальный, но и реальный и акциональный компоненты: заговор наговаривался на щучьи зубы, а затем ими водили по грыже [3]. Иногда после прочтения заговора знахарь производил символическое загрызание грыжи с помощью щучьей челюсти [4].

По традиционным русским представлениям, грыжа – это сверхъестественное существо, вселяющееся в человека и грызущее его. Об этом свидетельствует этимология слова «грыжа» (общеслав., от «грызть»), тексты заговоров: «Грыжи вы, грыжи, не ешьте грыжи, не грызите, грыжи, у раба божья, ешьте, грызите пень да колоду» [5]; «Я. спросила у грыжи: – Чем ты питаешься? – Ем я песочек, пью холодную воду. – Врешь, грыжа, ешь сырое мясо, льешь живую кровь» [6]. На Русском Севере грыжа рассматривается как «болезнь, прогрызающая дыры в паху» [7]. Обряд лечения грыжи с помощью щучьих зубов, а также мотив загрызания грыжи щукой основаны на принципе: «подобное лечится подобным». Н. Познанский, исследовавший мотив щуки, загрызающей грыжу, отмечал, что он «развился в заговорах от грыжи» [8]; по-видимому, впоследствии он перешел в другие лечебные заговоры (на нокоть, уроки и др.).

«Загрызать» грыжу зубами могут также другие животные или человек. Н. Познанский писал: «Наиболее распространенный способ лечения этой болезни – „загрызание” грыжи зубами» [9]. Так, на грыжу выпускали живую мышь, если она кусала грыжу, то больной должен был выздороветь. В некоторых районах Русского Севера обряд лечения грыжи называется загрызать грыжу. Чтение заговора сопровождается тем, что мать или знахарка через платок осторожно кусают больное место: «„Сама мати родила, сама и приносила, сама и грыжу загрызала, все двенадцать грыж. загрызаю, загрызаю, загрызаю”, – загрызть пуп через платок» [10].

По архаическим представлениям, в некоторых частях человеческого тела и животных наиболее высокая концентрация жизненной силы. К ним относятся: зубы, волосы (шерсть), ногти (когти) и др. Жизненная сила сохраняется в зубах и после того, как они отделены от животного или человека. Высокая концентрация жизненной силы в значительной степени определяет магическую силу щучьих зубов, их «способность» выгрызать болезни, отпугивать нечистую силу и т. д. Кроме того, щука обладает рядом признаков, определивших и мифологическое значение контекстов, в которых она присутствует.

Одним из важнейших ее атрибутов являются острые зубы. Этот признак постоянно подчеркивается в различных жанрах русского фольклора, например в сказках: «щука зубастая», «щука востра» и др. Некоторые русские загадки построены на употреблении слов и выражений в переносном смысле: зубы щуки – серп, коса. Например: «Щука прянет, весь лес вянет»; «Летела щука потатура, леса потронула, леса-то пали, горы-то встали». В русских пословицах также подчеркивается этот атрибут щуки: «Щука умерла, да зубы остались» (снулая на вид неосторожным откусывает пальцы) [11], ср. карельские пословицы: «Щука умирает, да зубы на земле (на этом свете) остаются»; «Щука умирает, зубы остаются» (если родственники ссорятся после смерти основного спорщика) [12].

В соответствии с балто-славянскими представлениями о вертикальной трехчленной структуре мира, рыбы, в частности щука, являются классификаторами нижнего мира – мира мертвых. В некоторых фольклорных произведениях рыбы олицетворяют этот мир. Герой, побывавший в чреве рыбы – «ином» мире и испытавший «временную смерть», обладает магическими способностями [13]. В русских волшебных сказках в качестве поглотителя иногда выступает щука [14] (ср.: герой южнокарельских рун Илмойллине опускается в утробу огромной щуки или змеи для того, чтобы овладеть «вещим» знанием).

Существенный признак щуки – ее пестрая окраска. Л. Г. Невская отмечает: «Пестрота является маркированным признаком, выделяющим предмет как обладающий особыми свойствами» [15]. Пестрая окраска в народном сознании воспринимается как негативный признак: «пестрый» – связанный с нижним миром мертвых. В литовском фольклоре популярен образ пестрой щуки, выступающей как посмертное воплощение души [16]. По русским представлениям, щука также может выступать как вестник смерти: если перед рыбаком плеснет хвостом щука, то он умрет в течение двух лет. В народном сознании рыба ассоциируется со змеей; один из атрибутов, их объединяющий, – пестрая окраска. Змея также является классификатором нижнего мира и связана с представлениями о смерти. У русских существует примета: если к человеку бросилась змея – значит, за ним «гонится смерть» [17].

По традиционным представлениям, рыба, в особенности ее икра, также символизирует плодородие. Так, по икре щуки русские определяли, каким будет урожай: «По первой щуке, пойманной ранней весной, поселяне делают заключение о будущем урожае: если икра в щуке толще к голове, то лучший урожай будет от ранних посевов, а если к хвосту, то от поздних посевов; икра ровная предвещает посредственный урожай» [21]. В Заонежье (Медвежьегорский р-н) щуку использовали в обряде обхода стада [22]. Смысл этого обрядового действия заключается в том, что щука служила здесь оберегом, а также должна была способствовать плодородию скота. В восточнославянских сказках «Иван-сучич» есть мотив чудесного рождения героя от съеденной женщиной щуки или ее части. У белорусов щука связана с мужским началом: если беременной женщине снится щука, то у нее родится сын [23]. По-видимому, в дальнейшем щука получила новую семантику — в подблюдных песнях она предвещает замужество и является символом богатства:
Идет щучка
Из Бела-озера.
Слава!
Воз везла
Из Новагорода,
На щучке фуфаечка
Серебряна-позолочена,
Как два глаза,
Как два яхонта.
Кому песню поем,
Тому добро.
Кому сбудется,
Не минуется.
Слава! [24].
Щука – царь реки

Щука – самая или одна из самых крупных рыб многих водоемов и рек России (Европы). Этот признак (par exellence), а также ее хищный нрав, по-видимому, и определили представление о том, что щука является хозяином воды. А. Н. Афанасьев приводит поверье литовцев о щуке Струкис – хозяине озера, под властью которой находилась вся остальная рыба. Струкис постоянно бодрствовала, охраняя рыбу, а засыпала лишь один раз в год на Ивановскую ночь. Однажды рыбаку в то время, как щука спала, удалось наловить полную лодку рыбы, но Струкис вовремя проснулась и опрокинула ее. После этого щука стала менять время сна [25]. У литовцев также существует поздняя христианская интерпретация мотива щуки – хозяина водоемов: щука перевозит Христа через реку, в благодарность он делает щуку королем рыб [26].

В русском фольклоре представления о щуке – хозяине водоемов – нашли отражение в трансформированной форме. В былине-пародии «Небылица про щуку из Белого озера» повествуется об огромной щуке, одной щеки которой оказывается достаточным, чтобы накормить большой пир. Мотив щуки, проглатывающей детей и животных, восходит к представлениям о жертвоприношениях, приносимых хозяину воды:
Да, во славном было да Беле-озере
Заселилась да щука преогромная.
Да ребят-де хватат, да жеребят глотат [27].
Волшебние образы щуки

По представлениям русских, водяной может выступать в образе щуки. Иногда его облик состоит как из архаических зооморфных черт (и том числе щучьих зубов, рыбьей чешуи), так и более поздних – антропоморфных: «Ростом аршина полтора, ширина в плечах около аршина, голова большая, глаза мутные, бровей и ресниц не было. рот широкий, зубы белые, резкие и острые, как у щуки, руки длинные, с тонкими пальцами, между которыми, как и на ногах, были перепонки. все тело покрыто чешуей цвета человеческой кожи» [28].

Особое отношение к щуке наблюдается у финно-угорских народов. Так, у коми-зырян дух-хозяин водной стихии вакульнередко представлялся в образе щуки: «Коми рыбаки за живое воплощение „вакуль” часто принимали старых щук, особенно если они стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы» [29]. Укоми-пермяков существовало поверье, что в одном из озер обитает огромная рыба – хозяин всех рыб. Она позволяла рыбакам охотиться в озере, но иногда забирала у них в жертву сети, собак или – реже – детей [30]. Как и у русских, по поверьям коми-пермяков, водяной может принимать образ щуки.

В восточнославянских волшебных сказках щука нередко является чудесным помощником героя: сюжеты «По щучьему веленью» (СУС 675), «Чудесное кольцо» (СУС 560), «Смерть Кощея в яйце» (СУС 3021) и др. Исследователи отмечали, что благодарные животные – это тотемные предки. В сказках наэти сюжеты у других народов в роли благодарных животных выступают рыбы разных пород (например, лосось); это свидетельствует о том, что у русских (восточных славян) щука была предметом особого почитания.

В восточнославянских волшебных сказках с щукой также связан мотив оборотничества, который встречается в сказках на сюжет «Хитрая наука» (СУС 325). Колдун превращается в щуку во время преследования своего ученика: «Слышит Федор погоню, кинулся в море и обернулся ершом, а купец за ним щукою, и побежали морем» [31]. Мотивы оборотничества в восточнославянских волшебных сказках сюжета «Хитрая наука» имеют свои особенности: «Из традиционных устойчивых деталей, отличающих восточнославянские сказки этого типа от западных, отметим: ученик, преследуемый учителем-колдуном, превращается в ерша (а не тунца), колдун в щуку (а не в акулу) и не может схватить колючего ерша» [32].

Колдун во время преследования героя превращается в волка, сокола, щуку. Превращаться в этих животных, а также в некоторых других, также способен персонаж одного из наиболее архаических сюжетов русских былин Волх. По мнению многих исследователей, в Волхе совмещены черты чудесного охотника, оборотня, волшебника. Наиболее архаическим вариантом былины о Волхе, по мнению Р. Якобсона, является былина о Вольге и Микуле; черты оборотничества перешли в нее из сюжета о Волхе [33]. В этой былине герой превращается в волка, щуку, сокола:
Стал Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
щукою рыбою ходить во глубоких морях,
птицей-соколом летать под оболока,
серым волком рыскать во чистых полях [34].

Р. Якобсон справедливо усматривает в Волхе черты дохристианского культа волка [35]. У русских с соколом также связано немало представлений, например брачная символика. Таким образом, в сказках и былинах щука оказывается в одном ряду с волком и соколом – мифологически значимыми в восточнославянской культурной традиции животными.

Представления о способности колдунов превращаться в щуку также нашли отражение в фольклоре скандинавских народов: в «Эдде» карлик-колдун в образе щуки сторожит несметные сокровища. С. А. Токарев отмечал: «Идея оборотничества вообще обычно приурочивается к тому животному, которое в данной стране служит главным предметом почитания, представляя особую опасность для человека» [36]. Следует отметить, что у русских не зафиксированы поверья о способности колдуна превращаться в щуку; однако, как уже говорилось, это представление нашло отражение в их фольклоре.

Поверья о том, что сильный колдун может превращаться в щуку, до недавнего времени сохранялись у финно-угорских народов. В предании о знаменитом у коми разбойнике-колдуне Ошлапее повествуется о том, как, спасаясь от Стефана Пермского, он превращается в огромную щуку или медведя [37]. Н.Д. Конаков отмечает амбивалентность представлений о щуке у финно-угорских народов: «В то же время наиболее действенными амулетами против колдовских чар были именно медвежьи клыки и концы лап с когтями, а также щучьи челюсти, т. е. как на медведя, так и на щуку масть колдуна не распространялась» [38].

На представления, связанные со щукой, в некоторой степени повлияли поздние христианские представления о рыбах: рыба – это символ Христа. Крест на голове щуки, образованный перекрещиванием костей, у германских народов символизирует страдания Христа; у молокан по этой причине существует запрет на употребление щуки в пищу. У поляков есть поверье о том, что в щуку не может превращаться дьявол. По-видимому, на использование щучьих зубов в обрядах в качестве оберега повлияли и христианские представления о ней.

Представления, к которым восходят фольклорные мотивы и обрядовые действия со щукой, свидетельствуют о том, что в прошлом отношение к этой рыбе у восточных славян носило сакральный характер. В русской традиции представления о щуке зачастую сохранились в виде трансформированных следов, тогда как в традициях других этносов они зафиксированы в более отчетливой форме. По-видимому, на мифологические представления о щуке у русских оказала влияние финно-угорская традиция (отметим, что О. Н. Tpубачев и В. Н. Топоров выдвинули гипотезу о заимствовании слова «щука» из финно-угорских языков) [39]. Уточнить место щуки в низшей славянской мифологии помогут дальнейшие исследования.
Грысык Н.Е. 1992

Публикация: Грысык Н.Е. Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских // Из культурного наследия народов Восточной Европы. Сборник Музея антропологии и этнографии, т. XLV. СПб., 1992. С. 56 – 61.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *