Что значит щирый хохол
Щирые украинцы
Эти «щирые» свойства получили отражение в самокритичных украинских поговорках. Вот три наиболее ярко характеризующие их.
«Сам не гам и другому не дам».
«Я не чё не знаю, моя хата с краю».
«Ни кому ничего не дам, но понадкусую».
А для чего все это? Почему? Да потому…
«Шоб у соседа корова сдохла».
Надо сказать, что жлоб – понятие интернациональное. Жлобы есть и в России и в Австралии, и в Германии и США, в Китае и в Польше и еще много где. Но, как правило, в цивилизованных странах к ним не прислушиваются, как минимум, а вообще, их содержат в спецлечебницах или в тюрьмах. При Сталине они строили железную дорогу на Северный Полюс, и это, видимо, было правильно. Ну а в Украине щирых жлобов-патриотов просовывают в парламент и в президенты.
Не надо думать, что весь народ моей Родины – это «щирые украинцы». Нет, скорее наоборот. Просто грамотные специалисты тут не в чести, а молодежь, выросшая за время жлобовской незалежности, сформировалась под отупляющем воздействием их пропаганды, типа: Сталин, Берия, ГУЛАГ, голодомор, Сталин, Берия, ГУЛАГ, голодомор. Те люди, которые еще помнят расцвет времен социализма, либо на пенсии, либо не у дел, кто уехал, кто где. Но большинство безмолвствует по причине страха перед террором, и безверия, что это можно остановить. Вот и я не верю в то, что интеллигентный человек может, что-либо объяснить щирому украинскому жлобу.
Кроме Украины, нет такой страны в мире, где искусственно был так понижен уровень жизни населения. За 23 года «незалежности», уничтожить свою экономику, разворовать народное хозяйство, превратить местное население в нищих и развязать гражданскую войну. Втоптать свою Родину в грязь и гордиться этим как неким достижением. Щирый украинский жлобизм…
Мы имеем уникальный опыт: доказательства того, что на самом деле символизирует нынешний украинский (петлюровский) флаг.
Это – выжженная безжизненная пустыня.
И, шоб у соседа корова сдохла!
Щирий українець – кто это?
Слово щирий (щырый) толкуется и переводится на русский язык в Словаре української мови под редакцией Бориса Гринченко так (т. 4, стор. 526):
Щирий:
1) Искренній (щира душа, щире серце).
2) Истинный, настоящий, неподдельный, сущий (Добра та рада, де щирая правда. Щирий козак ззаду не нападається. Це не казка, а щирая правда).
3) Настоящий, безпримисный, чистый (Щирий пісок. Ходить зайчик по щирім бору. Зробив ворітця із щирого злітця. Огородив двір щирим залізом).
4) Усердный, прилежный (Щирому і Бог помагає. Ой запрягайте батькови коні ой щирі воронії).
Однокоренные слова:
Щир, щирак, щирей, щириця – растение.
Щире, щиро –
1) Искренно, по правде (Вона мене молодого щиро полюбила. Молились щиро козаки).
2) В соединеніи с прилагательпыми усиливает качество или указываетъ на чистоту, безпримесность его: щиро-народный, щиро польський.
3) Усердно(Шкодливих горобців та гав він щиро так ганяв, що витоптав всі кавуни і дині. Кохай щире, не облудне (не лицемерно, не притворно)).
Щирець –
1) Нетронутая подпочва, вообще что-нибудь нетронутое.
2) Чистый песок (Щирець пісок шорсткість має).
3) Растение.
4) До щирця – до дна, до конца, до остатка (Тоді й ми вип’єм до щирця. Тут Демчиху, мабіть, допекло до щирця, бо аж засичала. Попили й поїли усе до щирця).
Щирина – самая середина, нетронутая середина.
Щирість, щиронька –
1) Искренность.
2) Усердіе (Вибачайте, добрі люде, наша щирість та неспроможність. Не стій, коню, надо мною, виджу ж бо я щирість твою. Бачу ж я щироньку твою).
Од щйрости – искренно (Просить, наче й справді од щирости).
Щирозлотий, щирозоттний – из настоящаго золота (Щирозлотий перстень).
Щирозубий – оскаливающій часто зубы, переносно: злой, сварливый (Чуєш ти, суко щирозуба, давай мені їсти!)
Щирувати – держать себя искренно, быть искренним с кем-то (Як зо мною п’ють, зо мною гуляють, тогді мені щирують, а як від мене підуть,— за мене говорять, ще й на мене ворогують).
Щирящий – щирий (Серце моє щирящее, тіло моє трудящеє).
У слова щирий есть еще сионим ретельний – точный, аккуратный, честный, открытый, настоящий.
Происхождение слова щирий смотрим в Етимологічному словнику української мови, т. 6, стор. 510:
В поисках корня обращаются к таким же словам на других языках. Выделим близкие на белорусском – шчыры, на польском szczery, на церковнославянском – штиръ. Указывается также на возможное родство с готским skiers, или с греческим схирон (белый хонтик от солнца). Были мнения и о родстве с широкий. Итогового заключения нет.
Мы обратимся к английскому синониму щирий – sincere, и к немецкому – aufrichtig. Словари их переводят практически в тех же значениях, что и щирий.
Sincere по мнению словаря Collins присходит от латинского sincērus, что означает безпримесный, без примеси, чистый. Слово sincērus составлено из sin и cerus. Sin – это «без», а cerus, cera – воск. В английском sine – без, а cere – восковина, покрывающая птичий клюв. Выходит, в английском sincere – птичий клюв без восковины, без покрытия. Т.е. «очищенный птичий клюв».
Теперь вернемся к церковнославянскому штиръ. Кроме приписываему ему значению щирий, мы знаем слово штырь. Это прямая палка, выполняющая определенные технологические фанкции. Известны штырь как ось колеса, штырь, стырь (Фасмер, т. 3, с. 790) – кормило, рулевое устройство в виде весла на лодке, корабле, устройство для поворота ветряной мельницы.
Штырь, кол отличается от просто палки тем, что у него есть технологическая функция, т.е. это палка после определенной обработки. Чтобы из палки сделать штырь, ее надо очистить от ненужных отростков, сучков, возможно, коры, и по необходимости выправить, убрать выпуклости, выпрямить, заострить с конца, чтобы куда-то втыкать или что-то, колесо на него надевать, или, наоборот, сделать плоской для весла, руля-кормила, т.е., сделать правильной для предполагаемой функции.
Имеем две основные характеристики штыря – правильность и очищенность.
Теперь ясно, что характеристика человека щирий, штырый, szczery – это похожесть на штырь, оценка его как прямого (правильного), искреннего и чистого, очищенного, способного к нужной деятельности.
А корень, глагол, действие, от которого происходит щирий, штырь, стырь – это стирать. Из палки сделать правильный очищенный штырь можно всегда и без специальных инструментов путем стирания, трения, используя подручные средства, например, камень.
Заметим еще, что от слова штырь, стырь как устройство управления кораблем, произошло английское steer – рулевое устройство автомобиля, и управлять автомобилем, рулить. Кроме того, слово steer в английском имеет дополнительное интересное значение – кастрированный бычок, т.е. стерилизованный. Стерильный – чистый, очищенный от примеси, грязи, чего-то еще, слово тоже родственное с штыръ, штырь. Стерильный буквально – стиранный, стертый, вытертый, т.е. очищенный.
Щирость и свидомость
В украинском национализме практически невозможно найти признаки сознания. Почти все «труды» его недалёких идеологов тупо передраны из творчества аналогичных немецких национал-социалистов и итальянских фашистов (и их предтеч из девятнадцатого столетия типа лорда Китченера, проектировщика первых концлагерей). Туда добавлено для местного колорита всякого «калина-соловьина», но на этом творческий элемент в графомании Донцова и Михновского заканчивается.
Также невозможно найти признаки сознания в «мыслительном процессе» современных украинских националистов. Там только махровая русофобия и набор стандартных ярлыков и мыслевирусов типа «радянська оккупация» или «голодомор». А вот спроси их, почему никто и никогда не слышал, чтобы о голодоморе говорили жители пострадавшего от голода востока, но постоянно твердят западенцы, которых он вообще никак не коснулся — и никто не ответит.
И какая может быть «оккупация», если миллионы украинцев считали советскую власть своей властью, состояли в коммунистической партии, служили в Советской (Красной) Армии и упорно трудились над построением СССР? Не говоря уже о том, что половина глав СССР происходила родом с Украины. И сначала тишина в ответ, а потом отсутствие своих мыслей и стандартный набор бреда про «зверства НКВД».
Да мы сейчас прекрасно видим, кто написал те четыре миллиона доносов! Их потомки сейчас яростно стучат на «сепаратистов» и «агентов кремля». Меня только за последний месяц включили в два «расстрельных списка» (а за последний год в гораздо больше подобных списков). И только потому, что я не являюсь сторонником марионеточной хунты, управляемой из Вашингтона, и активно борюсь за освобождение Украины от американской оккупации. Так кто там стукачи и полицаи? Йа, йа, Мыкола и Орест.
Если бы у «свидомых» было хоть немного сознания, то они бы посчитали, что сотрудничество с Россией и Евразийским Союзом гораздо выгоднее. И никогда бы не портили отношения с россиянами.
Если бы у «свидомых» было бы хоть немного мозгов, то они бы не раскалывали страну лозунгами про «титульную нацию» и «москалей на ножи». В стране, где половина населения «москали», это ничем кроме гражданской войны не может закончиться. И ведь их предупреждали — не будите русских, не злите их, не надо, это ещё ни для кого хорошо не заканчивалось.
Но воны ж «надлюды». Без мозгов, без образования, без ресурсов, без промышленности (вся высокотехнологичная промышленность на востоке), без штанов, но надлюды.
Если бы у «свидомых» была бы хоть капля сознания, то они бы заметили, что их страна находится под внешним управлением, а их главные враги — Порошенко, Коломойский, Яценюк и Турчинов. То есть те, кого они сами привели к власти.
По отношению к украинским националистам больше подошло бы «безсвидомый», бессознательный.
Точно также неприменимо к ним и слово «щирый». Ибо вся их идеология с первой до последней буквы построена на лжи. Лжи о том, что украинцы превосходят другие народы. Лжи о «стосорокатысячелетней истории Украины». Лжи о том, что между трипольцами и украинцами есть какая-то связь. Лжи о том, что русские и украинцы — это разные народы (в том числе по своему этногенезу). Лжи о том, что русские угнетали украинцев. Лжи, умалчивающей о славных страницах истории СССР и раздувающей смутные.
Лгут они и в том, что они представляют интересы всех украинцев и говорят от их имени. Для националистов 14 миллионов пенсионеров — это «совки», у которых нужно отобрать паспорта и лишить права голоса. Для них жители Крыма и Юго-востока — это «ватники» и «генетические рабы», а это, между прочим, половина населения страны. То есть, как видим, «свидомые» составляют незначительное меньшинство украинцев, просто гиперактивное (как гласит поговорка, «хуже дурака только инициативный дурак»).
На нормальных выборах они никогда не могли прийти к власти, потому что подавляющему большинству украинцев чужды идеи национализма. Националистические партии никогда не могли набрать больше 3-4% в парламент, и это были пиковые значения их популярности. Но, несмотря на это, они постоянно присваивают себе право говорить от имени всех украинцев и определять, кто «правильный», а кто «неправильный».
«Правильный» с точки зрения националистов — это ненавидящий всё русское и пресмыкающийся перед всем западным. Если ты даже не русофил, а просто отказываешься слепо ненавидеть всё русское — ты для них уже враг. Украина едина? Это тоже ложь — Украина разваливается на части из-за яда ненависти, заложенного в идеологию украинского национализма. И этот развал очевиден, и только лжецы продолжают лгать, что это по вине русских. Русские на Украине «виноваты» только в том, что не захотели отказываться от своих языка и культуры ради слепленной на коленке впопыхах польско-австрийской «украинскости».
Причём нужно заметить, что русские неконфликтны, и способны уживаться почти с кем угодно. Пока их не трогают. И пока их не трогали, они двадцать с лишним лет работали на благо украинской экономики, создавали валовый продукт, давали экспортную выручку, платили налоги. Но когда их стали жечь живьём и расстреливать из пулемётов — русские не поняли шутки юмора.
Нацики лгут, что это русские затеяли гражданскую войну. Но это не русские годами внедряли идеи неполноценности жителей Юго-востока. И это не русские орали о сортах граждан. И это не русские прислали вооружённых нацгадов в Мариуполь, и не русские расстреляли мирное гуляние 9 мая.
И это не русские орут на телевидении и в соцсетях, что «для блага Украины нужно уничтожить несколько миллионов неправильного населения».
Это националисты врут про единство страны во время гражданской войны. Это националисты, осуществив вооружённый переворот, орут о незаконности действий других. Формула «кто контролирует Киев, тот и легитимный» — не катит. Нет такого в Конституции и законах. Это майданные преступники разрушили систему правосудия на Украине, начав убивать сотрудников милиции при исполнении.
Они врут про «демократические выборы», но при этом как минимум одному кандидату в президенты не давали возможности ездить по стране и выступать в средствах массовой информации. Если права хоть одного кандидата были нарушены, то выборы уже не демократические по определению. Для того, чтобы выборы были недемократическими, достаточно организованной травли одного Царёва. А в реальности нарушений было гораздо больше, просто майданутые в своей лживости предпочитают их не замечать.
«Демократические выборы» в современном Оруэлловском новоязе — это выборы, результат которых выгоден США. И не важно, сколько было нарушений в их ходе. И наоборот, какими бы честными ни были выборы, но если в результате к власти не приходит американская марионетка — они априори «недемократические».
Как в басне у Крылова «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И в этом лицемерии они являются достойными последователями своих западных хозяев.
«Господи Иисусе, Сын Божий, до какой степени низости и подлости должна дойти целая нация, чтобы русские ненавидели русских, чтобы православные желали кары небесной православным?
Как же нужно ненавидеть весь остальной мир, чтобы захлебнуться в осознании своей исключительности?
До какой степени нужно стать грязными подонками дабы убивать людей одной веры, языка, культуры лишь по одной причине? Только потому что они захотели жить своей жизнью.
Сегодня, мрази, вы упиваетесь своей силой и превосходством, но печать Каинова на вас навеки, ибо имя ваше братоубийцы…»
Согласен с каждой буквой этого текста. НО применительно к самому Боре Филатову, ещё недавно призывавшему «Обещайте что угодно, а вешать их мы будем потом». К нему, и всей стороне конфликта, которую он представляет.
Лгут о том, что на Украине есть демократия. Лгут о том, что на Украине есть свобода слова. Говорить можно, но только то, что утверждено хунтой (а иначе побьют, посадят, запытают, убьют). Лгут о том, что на Украине вообще есть свобода — автомат в зубы и бегом умирать за хунту, вот и вся свобода. Лгут о том, что на Украине есть законы (майданутым можно всё, остальным нельзя ничего).
Лгут о том, что Украина независима и самостоятельна (на всех ключевых постах американские «прокси», ни одно важное решение не принимается без одобрения Вашингтона). Лгут об убитых футбольных командах и разгромленных «псковских десантниках». Лгут, что «киборги удерживают аэропорт». Лгут, что «потерь нет».
Лгут обо всём. Чем долго перечислять, о чём они ещё лгут, проще сказать, о чём украинские майданщики говорят правду: ни о чём.
«Безсвидомые» и «брехливые» — эти эпитеты подходят им гораздо больше.
cd_player
Модный фристайл
мы проиграли сражение, но не войну
После переворота в Киеве и захвата власти радикальными националистами слово «свидомый» стало ещё активнее проникать в русский язык через публицистику, общественно-политические передачи, сетевые дискуссии. В русском языке оно сейчас используется для обозначения узколобого, ограниченного и при этом агрессивного, «упоротого» национал-патриота (более подробное описание см. здесь и тут).
[ Примеры употребления ] «Автор этого текста совсем ещё недавно был классическим медийным украинским свидомым патриотом. То есть разговаривать об экономике, политике, государственном устройстве с ним было настолько же осмысленно, насколько было бы осмысленно разговаривать об этом же с крокодилом.» Источник
«Свидомый цинизм: 2 мая в Одессе будут праздновать «победу над оккупантами»» Источник
«Необходимо заметить, свидомые достигли определённого успеха в деле дискредитации всего того, что касается Украины. Украинец стал карикатурным персонажем, жадным, глуповатым и агрессивным. Сложился образ некоего ходячего недоразумения, разодетого в вышиванку, размовляющего выключно на мове и без всякого повода кричащего «Слава Украине» и «Смерть Москалям»..» Источник
Как видим, слово «свидомый» может выступать в качестве обычного прилагательного (нередко используемого в качестве эпитета), как в первых двух примерах, а может и субстантивироваться, как в третьем примере. Как и многие другие политические украинизмы, его отличает экспрессивная саркастическая окраска. Это не позволяет свести «свидомый» в функции сущ. в синонимию с термином «укр», который такой окраски лишён.
В русских нормативных словарях слово на данный момент отсутствует. Пока отмечено только в сетевом Словаре синонимов ASIS (В.Н. Тришин. 2013). Приводимые синонимы: «идиотический» и «сознательный».
[ Примеры употребления ] «Очень люблю этого украинского депутата. Настоящий украинец. Щирый-прещирый.» Источник
«Щирый идиотизм: Бронетехника на востоке не захвачена, а «партизанским методом проникла к боевикам»» Источник
«Щирые, а куда вы дели десятки задержанных полковников спецназа ГРУ РФ?» Источник
Как и в случае со словом «свидомый», «щирый» может выступать в роли как обычного, так и субстантивированного прилагательного, обозначая и качество, и его носителей. В ряде случаев слово частично или полностью делексикализируется, утрачивая исходные семы и сохраняя лишь указание на объект референции, как во втором примере. Здесь «щирый» отчасти означает просто «укрский». Пример чисто референтного употребления:
«Щирые африканские ящерицы» Источник
В отличие от «свидомый», в случае с лексемой «щирый» мы имеем дело с двойным/повторным заимствованием. Слово, оказывается, зафиксировано в словаре Даля:
«ЩИ́РЫЙ южн. зап. истинный, суший, истый, точный, подлинный, настоящий; || прямой, откровенный, искренний, чистый, нехитростный, задушевный. || пск. малый, скудный? некрасивый? разве щерый? Это щирый он, вылитый, точь-в-точь, схожий. Щирый др. Щирая любовь. Щирое золото. Щирая правда. Щирый работник. Щирый дурень. Мачеха не щирая мать..»
Как и в современном украинском языке, по происхождению это полонизм. Многие полонизмы не ограничивались в своём распространении малорусскими говорами, а просачивались и в южные и западные говоры великорусского наречия. Полонизм «щирый», значение которого практически совпадает с украинским словом, на сегодня можно считать практически вышедшим из употребления. Он совпадает по форме с современным украинизмом «щирый», но имеет несколько иное значение.
Напоследок остановимся на недоразумении, возникающем при восприятии рассмотренных политических украинизмов самими украми. Вот весьма показательный комментарий:
«В самих словах щирый, свидомый, самостийность, незалежность разумеется нет ничего отрицательного. Когда они используются в соответствующем контексте текста на украинском языке.
Когда же украинское слово используется в тексте на русском языке, то, как правило, это делается для того, чтобы подчеркнуть комичность понятия, т.к. чужое (но похожее на русское) слово выглядит как карикатура и выполняет функцию пересмешника.»
Но это ещё не самая резкая оценка:
Очевидно, что подавляющее большинство носителей русского языка, использующих украинизмы «свидомый» и «щирый», украинофобами не является и на передразнивание кого-либо отнюдь не настроено. Логико-семантическая ловушка, в которую так охотно попадают обидчивые укры, проста: все они без исключения русскоязычны и, вольно или невольно, пытаются оценивать семантические процессы в русском языке с позиций языка украинского, который обычно считают родным. Их задевает, что такое хорошее и позитивное слово «свидомий» вдруг обрастает в русском языке ироническими и неодобрительными коннотациями, при почти прежнем написании и произношении. Эта неспособность чётко дифференцировать коннотативные системы двух очень близких языков при билингвизме играет с их носителями злую шутку, которая при менее родственных языках едва ли возможна.
Проекты словарных статей:
СВИДОМЫЙ Прил. [укр. свiдомий]
1. (пренебр., неодобр.) Связанный с идеологией украинского сепаратизма, проникнутый шовинизмом, ложью, демагогией и слепой русофобией. С. украинец/укр. С-ая литература.
2. (ирон., разг., преимущ. об Украине) Характеризующий туповатого и недалёкого, но при этом агрессивного националиста. С. дурак. С-ая истерика. С-ые бараны.
Нар. свидомо. См. свидомость, свидомия, свидомит, свидомитка.
ЩИРЫЙ Прил. [укр. щирий]
1. (ирон., разг.) Относящийся к Украине, украинский. Щ. хлопец. Щ-ая. политика.
2. (разг.-ирон., преимущ. об Украине) Настоящий, подлинный. Щ. хохол. Щ-ые европейцы.
3. (устар.) Искренний, неподдельный. Щ-ая любовь.
Нар. щиро. См. щирость.
Что значит щирый хохол
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Щирый украинец в описании А.С. Макаренко. Отрывок из «Педагогической поэмы»
«Дерюченко был ясен, как телеграфный столб: это был петлюровец. Он «не знал» русского языка, украсил все помещение колонии дешевыми портретами Шевченко, и немедленно приступил к единственному делу, на которое был способен – к пению «украинскьких писэнь».
Дерюченко был еще молод. Его лицо было закручено на манер небывалого запорожского валета: усы закручены, шевелюра закручена, и закручен галстук-стричка вокруг воротника украинской вышитой сорочки. Этому человеку все же приходилось проделывать дела, конщунственно безразличные к украинской державности: дежурить по колонии, заходить в свинарню, отмечать прибытие на работу сводных отрядов, а в дни рабочих дежурств работать с колонистами. Это была для него бессмысленная и ненужная работа, а вся колония – совершенно бесполезное явление, не имеющее никакого отношения к мировой идее»
«Дерюченко вдруг заговорил по-русски. Это противоестественное событие было связано с целым рядом неприятных происшествий в дерюченковском гнезде. Началось с того, что жена Дерюченко, – к слову сказать, существо, абсолютно безразличное к украинской идее, – собралась родить. Как ни сильно взволновали Дерюченко перспективы развития славного казацкого рода, они еще не способны были выбить его из седла. На чистом украинском языке он потребовал у Братченко лошадей для поездки к акушерке. Братченко не отказал себе в удовольствии высказать несколько сентенций, осуждающих как рождение молодого Дерюченко, не предусмотренное транспортным планом колонии, так и приглашение акушерки из города, ибо, по мнению Антона, «один черт – что с акушеркой, что без акушерки».
Все-таки лошадей он Дерюченко дал. На другой же день обнаружилось, что роженицу нужно везти в город. Антон так расстроился, что потерял представление о действительности и даже сказал:
Но и я, и Шере, и вся общественность колонии столь сурово и энергично осудили поведение Братченко, что лошадей пришлось дать. Дерюченко выслушал разглагольствования Антона терпеливо и уговаривал его, сохраняя прежнюю сочность и великодушие выражений:
– Позаяк ця справа вымагаэ дужэ швыдкого выришення, нэ можна гаяти часу, шановный товарыщу Братченко.
Антон орудовал математическими данными и был уверен в их особой убедительности:
– За акушеркой пару лошадей гоняли? Гоняли. Акушерку отвозили в город, тоже пару лошадей? По-вашему, лошадям очень интересно, кто там родит?
– Вот вам и «але»! А вы подумайте, что будет, если все начнут такие безобразия.
В знак протеста Антон запрягал по родильным делам самых нелюбимых и нерысистых лошадей, обьявлял фаэтон испорченным и подавал шарабан, на козлы усаживал Сороку – явный признак того, что выезд не парадный.
Но до настоящего белого каления Антон дошел тогда, когда Дерюченко потребовал лошадей ехать за роженицей. Он, впрочем, не был счастливым отцом: его первенец, названный поспешно Тарасом, прожил в родильном доме только одну неделю и скончался, ничего существенного не прибавив к истории казацкого рода. Дерюченко носил на физиономии вполне уместный траур и говорил несколько расслаблено, но его горе все же не пахло ничем особенно трагическим, и Дерюченко упорно продолжал выражаться на украинском языке. Зато Братченко от возмущения и бессильного гнева не находил слов ни на каком языке, и из его уст вылетали только малопонятные отрывки:
– Даром все равно гоняли! Извозчика… спешить некуда… можно гаяты час. Все родить будут… И все без толку…
Дерюченко возвратил в свое гнездо незадачливую родильницу, и страдания Братченко надолго прекратились. В этой печальной истории Братченко больше не принимал участия, но история на этом не окончилась. Тараса Дерюченко еще не было на свете, когда в историю случайно зацепилась посторонняя тема, которая, однако, в дальнейшем оказалась отнюдь не посторонней. Тема эта для Дерюченко была тоже страдательной. Заключалась она в следующем.
Воспитатели и весь персонал колонии получали пищевое довольствие из общего котла колонистов в горячем виде. Но с некоторого времени, идя навстречу особенностям семейного быта и желая немного разгрузить кухню, я разрешил Калине Ивановичу выдавать кое-кому продукты в сухом виде. Так получал пищевое довольствие и Дерюченко. Как-то я достал в городе самое минимальное количество коровьего масла. Его было так мало, что хватило только на несколько дней для котла. Конечно, никому и в голову не приходило, что это масло можно включить в сухой паек, но Дерюченко очень забеспокоился, узнав, что в котле колонистов уже в течение трех дней плавает драгоценный продукт. Он поспешил перестроиться и подал заявление, что будет пользоваться общим котлом, а сухого пайка получать не желает. К несчастью, к моменту такой перестройки весь запас коровьего масла в кладовой Калины Ивановича был исчерпан, и это дало основание Дерюченко прибежать ко мне с горячим протестом:
– Не можно знущатися над людьми! Дэ ж те масло?
– Масло? Масла уже нет, сьели.
Дерюченко написал заявление, что он и его семья будут получать продукты в сухом виде. Пожалуйста! Но через два дня снова привез Калина Иванович масло, и снова в таком же малом количестве. Дерюченко с зубовным скрежетом перенес и это горе, и даже на котел не перешел.
Но что-то случилось в нашем наробразе, намечался какой-то затяжной процесс периодического вкрапления масла в организмы деятелей народного образования и воспитанников. Калина Иванович то и дело, приезжая из города, доставал из-под сиденья небольшой «глечик», прикрытый сверху чистеньким куском марли. Дошло до того, что Калина Иванович без этого «глечика» уже в город и не ездил. Чаще всего, разумеется, бывало, что «глечик» обратно приезжал ничем не прикрытый, и Калина Иванович небрежно перебрасывал его в соломе на дне шарабана и говорил:
– Такой бессознательный народ! Ну и дай же человеку, чтобы было на что глянуть. Что ж вы даете, паразиты: чи его нюхать, чи его исты?
Но все же Дерюченко не выдержал: снова перешел на котел. Однако этот человек не способен был наблюдать жизнь в ее динамике, он не обратил внимания на то, что кривая жиров в колонии неуклонно повышается, обладая же слабым политическим развитием, не знал, что количество на известной степени должно перейти в качество. Этот переход неожиданно обрушился на голову его фамилии. Масло мы вдруг стали получать в таком обилии, что я нашел возможным за истекшие полмесяца выдать его в составе сухого пайка. Жены, бабушки, старшие дочки, тещи и другие персонажи второстепенного значения потащили из кладовой Калины Ивановича в свои квартиры золотистые кубики, вознаграждая себя за долговременное терпение, а Дерюченко не потащил: он неосмотрительно сьел причитающиеся ему жиры в неуловимом и непритязательном оформлении колонистского котла. Дерюченко даже побледнел от тоски и упорной неудачи.
В полной растерянности он написал заявление о желании получать пищевое довольствие в сухом виде. Его горе было глубоко, и он вызывал всеобщее сочувствие, но и в этом горе он держался как казак и как мужчина, и не бросил родного украинского языка.
В этот момент тема жиров хронологически совпала с неудавшейся попыткой продолжить род Дерюченко.
Дерюченко с женой терпеливо дожевывали горестные воспоминания о Тарасе, когда судьба решила восстановить равновесие и принесла Дерюченко давно заслуженную радость: в приказе по колонии было отдано распоряжение выдать сухой паек «за истекшие полмесяца», и в составе сухого пайка было показано снова коровье масло.
Счастливый Дерюченко пришел к Калине Ивановичу с кошелкой. Светило солнце, и все живое радовалось. Но это продолжалось недолго. Уже через полчаса Дерюченко прибежал ко мне, расстроенный и оскорбленный до глубины души. Удары судьбы по его крепкой голове сделались уже нестерпимыми, человек сошел с рельсов и колотил колесами по шпалам на чистом русском языке:
– Почему не выданы жиры на моего сына?
– На какого сына? – спросил я удивленно.
– На Тараса. Как «на какого»? Это самоуправство, товарищ заведующий! Полагается выдавать паек на всех членов семьи, и выдавайте.
– Но у вас же нет никакого сына Тараса.
– Это не ваше дело, есть или нет. Я вам представил удостоверение, что мой сын Тарас родился второго июня, а умер десятого июня, значит, и выдавайте ему жиры за восемь дней…
Калина Иванович, специально пришедший наблюдать за тяжбой, взял осторожно Дерюченко за локоть:
– Товарищ Дерюченко, какой же адиот такого маленького ребенка кормит маслом? Вы сообразите, разве ребенок может выдержать такую пищу?
Я дико посмотрел на обоих.
– Калина Иванович, что это вы сегодня. Этот маленький ребенок умер три недели назад…
– Ах, да, так он же помер? Так чего ж вам нужно? Ему теперь масло, все равно как покойнику кадило, поможет. Да он же и есть покойник, если можно так выразиться.
Дерюченко, злой, вертелся по комнате и рубил ладонью воздух:
– В моем семействе в течение восьми дней был равноправный член, а вы должны выдать.
Калина Иванович, с трудом подавляя улыбку, доказывал:
– Какой же он равноправный? Это ж только по теории равноправный, а прахтически в нем же ничего нет: чи он был на свете, чи его не было, одна видимость.
Но Дерюченко сошел с рельсов, и дальнейшее его движение было беспорядочным и безобразным. Он потерял всякие выражения стиля, и даже все специальные признаки его существа как-то раскрутились и повисли: и усы, и шевелюра, и галстук. В таком виде он докатился до завгубнаробразом и произвел на него нежелательное впечатление. Завгубнаробразом вызвал меня и сказал:
– Приходил ко мне ваш воспитатель с жалобой. Знаете что? Надо таких гнать. Как вы можете держать в колонии такого невыносимого шкурника? Он мне такую чушь молол: какой-то Тарас, масло, черт знает что!