Что значит сатья на санскрите
САТЬЯ
Смотреть что такое «САТЬЯ» в других словарях:
Сатья — (санскр. सत्य) правдивость. Понятие индийской философии, один из принципов ямы. Сатья означает внутреннюю правдивость, честность во всем: (в мыслях, словах, поступках), непременное исполнение своих обещаний и обязанностей. Не следует путать … Википедия
Сатья — Санскр. истинный, реальный в древнеиндийской философии истина, взятая в её онтологическом аспекте, нерасторжимое единство бытия и истины. Сатья совпадает с высшим началом душой или богом, с бесконечным сознанием (джняной) и блаженством (анандой) … Религиозные термины
Сатья — (также сатхья ) истинный, реальный, действительный, подлинный, искренний, честный, правдивый, преданный, чистый, добродетельный, хороший; правильный … Словарь восточных терминов
Сатья — Истина; Брахман или Абсолют … Словарь йоги и веданты
Сатья — (Satya) Правдивость; вторая из форм воздержаний ямы (см. Яма). Эта добродетель приводит к прояснению разума и облегчению работы памяти. Обманывающий других неизбежно приходит к самообману. Худшим в лжи является то, что она вызывает взаимное… … Словарь йоги
Сатья Саи Баба — Имя при рождении: Сатья Нараяна Раджу … Википедия
Сатья Саи — Бхагаван Шри Сатья Саи Баба Сатья Саи Баба (Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, Саи Баба) (телугу సత్య సాయి బాబా) индуистский гуру родом из Южной Индии, оратор, автор книг[1] по … Википедия
Сатья-юга — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ … Википедия
Сатья-бхама — (санскр. Satya bhâmâ = имеющая настоящий блеск) в индийской позднейшей мифологии дочь Сатраджита и одна из четырех главных жен Кришны, которому она принесла 10 сыновей. Кришна взял ее с собой на небо Индры; она побудила его принести оттуда на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сатья — основополагающий принцип во Вселенной
В данной статье мы коснёмся одного из важнейших принципов йоги — Сатьи, входящей в обязательные Яму и Нияму. Сатья является широко трактуемым понятием, олицетворяющим добродетель. Самое раннее упоминание Сатьи встречается в Ригведе во 2-м тысячелетии до н.э. Дословно Сатья — это истина, которая должна проявляться в честности помыслов, слов и действий. В традиции йоги Сатья — одна из пяти «Я», которая подразумевает под собой условие, позволяющее избежать искажения реальности. В Ведах и более поздних сутрах Сатья обретает также этический оттенок, олицетворяющий истину и призывающий к полному совпадению мыслей, слов и действий. Многие родственные понятия так же имеют корень «сат», что значит ‘истинная сущность’, ‘духовная сущность’, ‘истинная природа себя’. Сатья проходит красной нитью через все ведические тексты, в которых подчёркивается, что без Сатьи, как без обязательного составляющего, невозможно поддержание и правильное функционирование Вселенной.
В Ригведе Сатья рассматривается как форма почитания божественного, а ложь — как форма греха. В Упанишадах Сатью называют средством для Брахмана и самим Брахманом одновременно.
В Шанти-Парве «Махабхараты» говорится, что «Истина —это суть Вед». Утверждается, что даже если люди со скверными намерениями договариваются между собой, то не должно быть обмана между ними, и если он будет, то оба подлежат уничтожению. В «Йога-сутрах» Патанджали сказано: «Когда один прочно утвердился, говоря в правде, плоды действия стали подчиняться ему». То есть говорящий правду подчиняет себе реальность.
Принцип Сатья
Принцип Сатья позволяет двигаться без препятствий на пути самосовершенствования, в то время как его нарушение выстраивает преграды подобно камням, мешающим течению ручья. Современные реалии призывают нас к иллюзорному калейдоскопу «новых» истин и «важных» целей, поставленных светским обществом, свободно трактующим понятие добра в зависимости от стечения обстоятельств. И как дерево, не имеющее корней, теряет листву, так и человек, не наполненный истиной, не способен противостоять порывам ветра и расти на встречу Солнцу. Человек многомерен, то есть состоит из множества тел (вдобавок к физическому), пронизан энергетическими каналами, питающими его, и, как часть целого, способен на развитие при соблюдении общих вселенских законов (принципов). За первым принципом Ямы — Ахимсой (ненасилием) — следует Сатья (правдивость). Кажущиеся для многих философскими и трудно применимыми в повседневной жизни, данные принципы доказали свою эффективность во времена колонизации Индии англичанами.
Что такое сатьяграха
Сатьяграха — ненасильственная борьба, стала понятием известным благодаря Махатма Ганди и обозначает дословно ‘стояние в истине’. Смысл состоит в воздействии на противника через его благоразумие, совесть и последующее преобразование соперника в союзника через его духовный рост. Без силового сопротивления, просто лишь не участвуя в деятельности, противоречащей истине, были нанесены огромные убытки насаждаемому англичанами строю, что и вынудило их отступить.
Принципы Сатьяграхи включают в себя пассивное сопротивление, гражданское неповиновение, несотрудничество. Также приверженец Сатьяграхи даёт обет соблюдать принципы, включённые в Яму и Нияму.
Сатья-йога
Занимающийся йогой «по сути» всегда практикует Сатья-йогу в том числе, поскольку асаны, пранаямы и другие инструменты йоги являются продолжением предыдущих принципов. Мир — зеркало, готовы ли мы видеть его таким, какой он есть, без пелены омрачений и последующих за ними сожалений и разочарований? Любое страдание можно воспринимать как неверное действие, неверное понимание, ложное слово, обозначающее настоящий предмет. Когда мы болеем, наш организм борется с неверно протекающими процессами внутри. Когда мы грустим, мы ищем радости, часто не понимая, что радость — это отсутствие грусти, а грусть — следствие отсутствия истинного взгляда на мир. Истина в том, что всё едино и неделимо, подчинено вселенским законам.
Материалистам посвящается
В современном мире присутствует три значения слова «истина» — логическое, бытовое и метафизическое…
Логическое значение понятия «истина».
Логическое значение истины подразумевает сопоставление определённого утверждения с тем, что мы считаем истинным. На каком основании — до сих пор для меня является загадкой. Например, будем считать, что этот предмет — яблоко (будем так считать, поскольку так считать сейчас удобно), и исходя из этого, будем думать, что всё, что не похоже на яблоко, — это что-то, имеющее другое значение, кратное яблоку, от кунжутного семени до истребителя… На этом принципе строится большинство выводов в нашей «передовой» науке. К примеру, энергия равна массе, умноженной на скорость света в квадрате. Здесь масса и скорость света являются неизменными величинами (как яблоко в предыдущем примере); и хотя доказано, что скорость света может быть превышена и масса задаётся отдельными частицами, поведение которых может меняться (исследования на Андроном коллайдере), данную формулу считают базовой, основополагающей и истинной, поскольку другое «яблоко» ещё не придумали. По логическому значению истины шмель летать не может, не хватает подъёмной силы, но поскольку он плохо разбирается в науке – он летает и делает это отлично… Так же есть эксперименты, показывающие изменение поведения субатомных частиц в зависимости от наличия либо отсутствия наблюдателя процесса. Для сохранения «яблока» наука делит физику на ту, которую преподают в школе, и квантовую, где «правила игры» другие.
Бытовая истина – это «наша» правда. Сомневающийся в утверждаемом снимает с себя часть психологической ответственности, заменяя слово «истина» на слово «правда». Истина одна, а правда у каждого своя. Своя, то есть часто удобная для человека. Так, можно быть правым, оставляя жену с детьми или отдавая детей в приют, можно организовывать концлагеря, убивать, если обстоятельства так сложились, пить спиртное, поскольку «все так делают», и это — «правда жизни». Можно всё, главное — отстоять свою правду. Такая правда идёт в противоречие с совестью, и тут каждый спасается как может. Кто-то затмевает разум с помощью различных веществ, кто-то идёт к психологу, кого-то везут к психиатру. По мнению футурологов, количество психических заболеваний неуклонно растёт и к 2050 году вырвет лидирующие позиции у сердечно-сосудистых заболеваний. Другими словами, «наша» правда приводит к коллективному безумию. Такой мир мы строим для себя и своих детей. Что будет построено ими?
Метафизическая истина, она же философская. Многое сказанное Кантом актуально и по сей день. Понятие «вещь в вещи» или «вещь сама по себе» подразумевает, что мир, окружающий нас, не тождественен нашему восприятию данного мира. То есть возможность воспринимать окружающее нас условна, поскольку всегда зависит от нашей точки зрения («нашей» правды). В современной культуре, приложившей немало усилий для забывания этого, часто объект характеризуют и сравнивают с его описанием. Приводит это к отсутствию взаимопонимания сути вопроса и взаимопонимания между людьми в целом, поскольку утверждается разное об одном и том же вопросе, и каждая точка зрения, особенно подкреплённая весомыми аргументами, не позволяет прийти к согласию. Споры историков, лингвистов, математиков, географов, супругов на кухне и детей в песочнице…
На точку зрения влияет многое: от воспитания в семье до норм, принятых в обществе, также влияет личный опыт, полученный опять же вследствие нашего представления о мире и понятый в соответствии с «нашей» правдой. Другими словами, оценить, насколько лист белый, невозможно, не имея белого листа в наличии, и даже при наличии мы увидим его таким, каким позволит наш глаз и мозг, который будет обрабатывать сигнал от этого глаза. Пример: если предположить, что нервы от глаза могли бы моментально передавать сигнал в мозг, и расположить один глаз на расстоянии визуальной доступности от какой-либо звезды, а второй — на расстоянии несколько световых лет, а при этом звезда разорвётся, будет уничтожена, то один глаз увидит, что звезды больше нет, а другой ещё долгое время будет видеть звезду, свет от которой будет всё ещё идти. В чём здесь истина?
Научно-исследовательский журнал «Nature Neuroscience» провёл исследование по влиянию лжи на так называемый «центр правды», расположенный в миндалевидном теле головного мозга. Было установлено, что малая ложь стимулирует данную зону и со временем притупляет способность человека отличать ложь от правды. Другими словами, лгуны не способны отличить правду от вымысла в реальном мире. Изначально, имея морально-этические устои, испытуемые в процессе ролевой игры допускали маленькую ложь, не получая негативной ответной реакции, с каждым разом понижая порог чувствительности и увеличивая размер вранья. Многие социологи отмечают данное исследование важным, поскольку оно объясняет становление тоталитарных государств и принятие постепенно меняющихся условий в них гражданами, а также во многом объясняет ряд преступлений, совершённых с особой жестокостью. Данный процесс сравним с формированием психологической зависимости и ведёт к различного рода психологическим недугам. Как любая зависимость, ложь разрушает социальные связи в семье и обществе и делает невозможным построение крепкой семьи, дружеских отношений и доверительного диалога в процессе воспитания детей. С «результатами» лжи можно ознакомиться в статистике, показывающей рост стресса в «прогрессивном» обществе, заметно это и по растущему количеству самоубийств среди несовершеннолетних, и по количеству разводов в сравнении с заключёнными браками.
Сатья – один из пяти принципов Ямы классической йоги, такой себе пункт йогического кодекса чести. Слово «сатья» переводится с санскрита, как «честность» или «правдивость». В чем суть этого принципа? Почему он так важен? Что нужно предпринимать, чтобы не нарушать сатью? Какие препятствия могут возникать на этом пути? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.
«Когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему»
(с) Йога сутры Патанджали.
Кроме того, ведические знания говорят, что человек, утвердившийся в правдивости, обретает вакх сиддхи. То есть все, что бы он ни сказал – сбывается, так как много лет, а то и жизней он говорил одну лишь правду и всегда придерживался данного им слова. Таким образом, его слова обрели такую силу, что Вселенная реализует все, что бы он ни сказал с быстротой соответствующей его силе слова. Чтобы лучше понять природу правдивости рассмотрим древнюю сказку.
Сказка об аскете, корове и мяснике
Жил был странствующий аскет. Однажды он остановился на ночь у одной семейной пары. Когда он уже лег спать, к нему в комнату вдруг ворвалась хозяйка и потребовала у него непристойных ласк. На что удивленный странник ответил отказом, аргументируя свою позицию тем, что он монах, а она – замужняя женщина.
Однорукий странник ушел и стал медитировать на причину столь странного завихрения кармы. В медитации он увидел свою прошлую жизнь, где он был монахом, давшим обет правдивости. Однажды, когда он медитировал под деревом, мимо него пробежала корова. Через некоторое время появился мясник, и спросил у аскета:
Аскет не нарушил свой обет правдивости, нарушив принцип ненасилия. Таким образом, эгоистически пожертвовав интересами коровы, ради своих. Но дело даже не в том, что он нарушил более важный принцип философии йоги. Правдивость – это в первую очередь, внутреннее качество, это принятие всего таким, какое оно есть. Лживость – это попытка казаться лучше, казаться, а не быть, казаться себе и другим. Что такое ложь? Разве мы знаем истину чтобы считать, что говорим правду? Нет, ведические знания утверждают, что все живые существа находятся в иллюзии своей обусловленности.
Поэтому, правдивость – нечто большее, чем просто говорить всегда лишь то, что считаешь истиной. Это отсутствие стремления казаться лучше, это принятие всего и приятного и неприятного таким, каким оно предстает. Без приукрашивания и самооправдания. Человек, неспособный принять то, что считает темным или плохим неизбежно нарушает принцип правдивости. Вначале такой человек начинает врать другим, потом – себе, ложь ради того, чтобы казаться лучше – это самое распространенное нарушение принципа правдивости.
Таким образом, человек сам погрязает в своих иллюзиях и уже не может отличить реальность от своих выдумок. Его легко обмануть и часто он попадается на удочку различных кидал и аферистов. Самыми тяжелыми формами нарушения принципа правдивости является шизофрения – окончательная потеря связи с реальностью и жизнь в собственных фантазиях.
Правдивость – это также и отказ от вербального насилия, не причинение окружающим беспокойств посредством слов. Ведические знания утверждают, что не стоит говорить того, что может причинить страдания другим, даже если это правда. Естественно, у человека, который желает соблюдать правдивость должна быть хорошо проработана привязка к общественному мнению. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.
Изучение ведической астрологии джйотиш, практика честности и ненасилия улучшат качество вашей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология и значение
Сидел
Асато ма сад гамайа / тамасо ма джйотир гамайа / мритйор ма амритам гамая «веди меня от заблуждения к истине; от тьмы к свету; от смертности к бессмертию»
индуизм
Ведическая литература
Упанишады
Нет ничего выше Закона праведности ( Дхармы ). Законом праведности слабый побеждает сильного. Воистину, этот Закон есть Истина ( Сатья ); Поэтому, когда человек говорит Истину, они говорят: «Он говорит правду»; и если он говорит правду, они говорят: «Он говорит правду!» Ибо оба едины.
В гимне Тайттирия Упанишад 11.11 говорится: «Говори сатья (истину), веди себя в соответствии с Дхармой (моралью, этикой, законом)».
Истина ищется, превозносится в гимнах Упанишад, которые в конечном итоге всегда преобладают. Мундака-упанишад, например, гласит в главе 1 книги 3:
Сандилья-упанишад из Атхарванаведы в главе 1 включает десять терпений как добродетелей в своем изложении йоги. Он определяет сатью как «высказывание истины, которая способствует благополучию созданий посредством действий их разума, речи или тела».
सत्यस्य वचनं साधु न सत्याद विद्यते परम
सत्येन अपि पापकृतॊ
रौद्राः
सत्यं कृत्वा पृथक पृथक
अविसंवादं परवर्तन्ते तदाश्रयाः ते ऽधृतिं विनश्येयुर असंशयम
Говорить правду достойно. Нет ничего выше правды. Все держится на истине, и все держится на истине. Даже грешные и свирепые клянутся хранить истину между собой, отвергают все основания для ссор и объединяются друг с другом, взявшись за свои (греховные) задачи, в зависимости от истины. Если они будут вести себя ложно по отношению друг к другу, то несомненно будут уничтожены.
Йога-сутры
Джайнизм
Согласно джайнскому тексту Сарвартхасиддхи : « То , что причиняет боль и страдания живым, не заслуживает похвалы, независимо от того, относится ли это к реальным фактам или нет ».
буддизм
«Четыре благородные истины» ( ария-сакча ) представляют собой кратчайший синтез всего учения буддизма, поскольку все эти многочисленные доктрины тройственного палийского канона без каких-либо исключений включены в него. Они суть истина страдания (мирские умственные и физические явления), источника страдания (танха ‘пали’ страстное желание), исчезновения страдания (ниббана или нирвана) и Благородного восьмеричного пути, ведущего к исчезновению страдание (восемь надмирных факторов разума).
Сикхизм
Что значит сатья на санскрите
«Говори приятную правду. Не говори неприятной правды. Не лги, даже если ложь приятна. Это вечный закон дхармы» («Махабхарата»).
Сегодня мы продолжаем разговор о яме и нияме. Хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Джойс в своей книге «Аштанга Йога Ануштхана» хорошо объясняет, чем яма отличается от ниямы: яма — это соблюдение правил поведения, которые регулируют наши взаимоотношения с другими; нияма — это обязательства перед собой и принципы, которым мы должны следовать в повседневной жизни.
Вслед за ахимсой (ненасилием) следует сатья — второй важнейший нравственный принцип, упомянутый в «Йога-сутрах» Патанджали. Значимость этого принципа подчеркивается даже в названии золотого века просветленности — Сатья-юга. Ну, а мы с вами, согласно индуистской системе координат, живем в Кали-югу — в эпоху неведения. Но это вовсе не значит, что мы не можем стремиться к чему-то хорошему.
С санскрита «сатья» переводится как правдивость, честность и истина. Шри К. Паттабхи Джойс в «Йога-мале» дает следующее толкование: «Сатья — это честность. Человек должен быть правдив в мыслях, словах и делах. Но эта правда не должна ранить окружающих: слова горькой правды произносить не следует».
Практика сатьи — это не просто чистота речи, но также чистота ума и действий.
«Человек действует мыслью, речью, телом, и всякое расхождение между этими тремя дробит единую истину и приносит человеку вред, хотя с точки зрения сиюминутной пользы может показаться выгодным, например, скрыть свои мысли, или сказать обратное тому, что думаешь, или же нарушить обещание и поступить не так, как говорил… и т. п. Но совершенствующийся должен стремиться согласовывать свои действия со своими словами и мыслями», — отмечает Борис Мартынов в книге «Нравственность в йоге». Это серьезный контроль над собой.
«До того, как отрабатывать следующие асаны, нужно научиться с легкостью выполнять предыдущие, не теряя дыхания. Это один из принципов Аштанга йоги. Не лгите ни себе, ни другим о том, на какой стадии находится ваша практика. Только так вы сможете наслаждаться ею и избавиться от лишней боли, которая приходит, если делать то, к чему не готов», — советует Петри Ряйсянен на страницах книги «Аштанга йога».
Маленькие признания себе о себе очень важны для продвижения в практике, чего нельзя сказать о потакании своим слабостям. «Сегодня я пропустил практику, но я не оправдываю себя тем, что у меня было много дел. Скорее, я не смог организовать свое время так, чтобы успеть позаниматься. А в прошлый раз мне было просто лень», — такой разговор с собой ближе к сатье.
Принцип сатьи требует от нас быть честными и в отношении своего понимания йоги. Наверное, самое честное, что мы можем сказать — «Я не знаю». И тогда это становится точкой отсчета для нашего развития. Как только мы говорим «Я знаю, что такое йога» — для нас йога закончится. Об этом, кстати, Шарат Джи постоянно напоминает на своих конференциях в Майсоре.
Об этом же говорит Ричард Фриман. «Сатья требует от нас встречать вещи такими, какие они есть, и честно оценивать природу нашего понимания вещей «такими, какие они есть». Это также требует готовности вносить коррективы, когда мы видим, что наша оценка неверна. Практикуя сатью, мы не притворяемся, что знаем то, чего на самом деле не знаем, действуя как бы с претензией на знание. Точно также мы не ссылаемся на незнание и не отходим в сторону, когда у нас достаточно информации для того, чтобы действовать умело», — пишет Ричард Фриман в книге «Искусство виньясы».
«Став правдивым, обретешь уверенность в результатах своих действий», — гласят «Йога-сутры».
Мудрецами сатья воспевается как важнейший принцип для йогина. Шри Рамакришна говорил: «В наше время правдивость — это самая высшая из всех добродетелей аскетизма. Тот, кто твёрд в правдивости, достигает Бога. Недостаток правдивости разрушает всякую добродетель». А Маханирвана-тантра призывает «всем своим сердцем искать прибежища в правдивости», ибо «без правдивости одно твержение священных мантр не дает пользы, а крайности аскезы бесплодны, как брошенное на тощую почву семя».
Каждый из нас — в поиске себя, в поиске ответов на многие вопросы. Иногда какой-то ответ приходит, но мы понимаем — пройдет время, и появится новое осознание. И прелесть в том, что, чем дольше мы практикуем, тем больше ответов сможем почувствовать и пережить. Это и называется трансформацией.