Что значит санкции на госдолг россии

Санкции с обратным эффектом

Что значит санкции на госдолг россии

Потенциальные санкционные инициативы в отношении России, которые рассматриваются в конгрессе США, например запрет на инвестиции в российский госдолг, вряд ли способны принести нужный результат Соединенным Штатам, поскольку российская экономика сейчас находится в гораздо лучшей форме, чем во время первоначальных санкций в 2014 году. Такой вывод делает Институт международных финансов (IIF, базируется в Вашингтоне и представляет интересы ведущих мировых банков) в докладе «Дело об американских санкциях против России» (The Case of U.S. sanctions on Russia; есть в распоряжении РБК).

Как отмечает IIF, экономика России за последние годы выстроила крепкую систему защиты от внешних потрясений, опорами которой являются:

В январе 2020 года Минфин России удовлетворил рекордную заявку на продажу ОФЗ на 58 млрд руб. Покупателем всего объема выступил иностранный инвестор, сообщил в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов, не раскрыв имени покупателя.

Непредсказуемые последствия

«Новые санкции вряд ли навредят России и при этом будут иметь значительные непредусмотренные и неопределенные последствия для рынков», — говорит заместитель главного экономиста IIF Элина Рыбакова.

В январе 2018 года Минфин США выступил с рекомендацией не вводить санкции против российского суверенного долга, поскольку они могут привести к негативным побочным эффектам для глобальных рынков. Администрация США по-прежнему не поддерживает полноценные санкции против российского госдолга, следовало из письма Госдепартамента в комитет сената по международным отношениям, направленного в декабре 2019 года. Но в августе 2019 года США ввели ограниченные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях российских госбумаг в иностранной валюте (сделки на вторичном рынке с любыми госбумагами, а также первичные покупки ОФЗ не были затронуты этими санкциями). Конгресс США продолжает рассматривать законопроекты, содержащие запрет для американцев инвестировать в новый российский госдолг независимо от валюты выпуска.

Замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что весомое присутствие иностранных инвесторов на рынке российского госдолга является страховкой от возможных санкций, потому что такие действия вызовут потери для иностранных инвесторов. «Тот момент, что наши финансовые рынки глобально интегрированы, дает нам определенную страховку», — отметил Колычев в октябре 2018 года.

Американцы инвестируют в ОФЗ

Как следствие, санкции против рублевого госдолга «вероятно, возымеют больший эффект на американских инвесторов по сравнению с другими международными игроками», резюмирует IIF.

Плюсы от санкций

В случае ужесточения санкций против российского госдолга, вплоть до возможного требования к инвесторам США избавиться от всех российских госбумаг в течение определенного периода, американские держатели бондов вряд ли найдут тех, кто согласится перекупить у них российские бумаги, и, возможно, будут вынуждены списывать эти облигации. Тем самым они непроизвольно окажут услугу России, фактически простив ей долги, рассуждают экономисты IIF. Введение санкций против ОФЗ также сыграет на руку российским банкам, в том числе государственным: они скупят бумаги со скидкой и укрепятся в своем статусе посредников при торговле ОФЗ.

Российский Минфин уже говорил, что из-за санкций заимствования в долларах для него закрыты, но займы в других валютах, в частности в евро, возможны. IIF уточняет, что теоретически Россия даже сможет продолжить занимать в долларах: во-первых, технически можно выпустить номинированные в долларах евробонды с расчетами в другой валюте. Во-вторых, Россия могла бы попробовать обойти американский запрет через доразмещение существующего выпуска (например, летом 2017 года Россия разместила долларовый выпуск с погашением в 2047 году, а в марте 2018 года доразместила его, фактически заняв новые доллары).

В феврале 2020 года директор департамента Минфина по противодействию западным санкциям Дмитрий Тимофеев сказал РБК, что гипотетическое снятие санкций с России сейчас бы могло даже негативно отразиться на российской экономике, поскольку хлынувшие потоки капитала нарушили бы стабильность платежного баланса. Он комментировал статью Financial Times, которая цитировала неназванного советника Банка России, заявившего, что российская экономика так хорошо адаптировалась к западным санкциям, что их внезапная отмена принесла бы больше рисков, чем введение дополнительных ограничений.

Источник

Минфин оценил риск санкций против российского госдолга

Что значит санкции на госдолг россии

В Минфине России считают маловероятными дополнительные санкции США в отношении российского госдолга. Об этом заявил журналистам директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Петр Казакевич, передает корреспондент РБК. «Мы не можем исключать введения новых санкций в отношении российского госдолга, но считаем их маловероятными, потому что они пойдут против интересов инвесторов соответствующих стран», — сказал Казакевич (был назначен на должность главы департамента в сентябре 2020 года).

В августе 2019 года США в ответ на отравление Сергея и Юлии Скрипалей в британском Солсбери ввели частичные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях валютных госбумаг России (еврооблигаций). Однако торговля российскими евробондами на вторичном рынке и покупки рублевых ОФЗ не блокировалась, что сделало эти ограничения во многом символическими. В конгрессе США не первый год лежат законопроекты DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля») и DETER («О сдерживании иностранного вмешательства в американские выборы»), включающие санкции против всего суверенного долга России. Но после выборов в конгресс в ноябре 2020 года большинство в сенате осталось за республиканцами, а большинство в палате представителей — за демократами, что не увеличило шансы на прохождение этих инициатив.

«Панических настроений [среди инвесторов] нет, мы привыкли жить в условиях санкций, и санкции сделали нас сильнее. Не исключаем, что они [санкции] могут быть, но я считаю, что мы к этому готовы», — заявил Казакевич.

Что значит санкции на госдолг россии

Он напомнил, что в начале 2018 года Казначейство США заключило, что санкции против российского суверенного долга были бы нецелесообразны, потому что, по словам Казакевича, российские активы «глубоко интегрированы в мировой финансовый рынок и враждебные действия против госдолга прилетят бумерангом к инвесторам тех стран [которые введут такие санкции]». В декабре 2019 года власти США повторили, что не поддерживают санкции против российского госдолга, поскольку они «могут повредить конкурентоспособности крупных компаний США, управляющих активами».

Доля иностранцев в российском госдолге

Вместе с тем Счетная палата отмечала в октябре, что высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ создает определенные риски для федерального бюджета на тот случай, если «массовая реализация нерезидентами принадлежащих им портфелей ОФЗ» (например, в результате новых санкций) приведет к росту доходности госбумаг.

Что значит санкции на госдолг россии

Казакевич также прокомментировал недавнее размещение суверенных еврооблигаций России, состоявшееся сразу после президентских выборов в США. Он отметил, что это было первое размещение евробондов после частичных санкций США против российского валютного госдолга, и оно потребовало контроля за ограничениями Минфина США. Бумаги были размещены в евро (на €2 млрд), банки-организаторы попросили у инвесторов заверений, что они не относятся к категории американских банков. «Нам было важно протестировать механизм привлечения в этих условиях. Считаем, что успешно справились с этой задачей. Предложили бумаги тем инвесторам, которые были не ограничены санкциями», — сообщил Казакевич.

По его словам, инвесторы продемонстрировали «неплохой» спрос, который при определенных условиях мог быть и выше. «Будем стремиться [улучшить размещение евробондов] в следующем году», — добавил он.

Казакевич отметил, что 2020 год оказался «уникальным для российского бюджета»: Минфин уже перевыполнил годовой план по заимствованиям, разместив ОФЗ на 5,2 трлн руб. (валовый объем). Дополнительные займы понадобились для финансирования антикризисных расходов на фоне сокращения бюджетных доходов. «Таких массированных заимствований, как в этом году, в следующем году не потребуется. Конечно, важным преимуществом является то, что мы подошли к коронакризису с безопасным уровнем долга и можем временно нарастить заимствования», — пояснил чиновник.

Что значит санкции на госдолг россии

По его словам, Минфин в середине года исчерпал потенциал использования инструментов с постоянным доходом и был вынужден существенно нарастить предложение облигаций с плавающим купоном — так называемых флоатеров. На сегодняшний день доля флоатеров, купонный доход по которым привязан к ставке RUONIA (по однодневным рублевым кредитам на межбанковском рынке), размещенных в 2020 году, превысила 3 трлн руб.

Иностранные инвесторы мало интересуются флоатерами и предпочитают облигации с постоянным доходом, обеспечивая примерно треть покупок таких инструментов.

Опасения, что Минфин своими масштабными размещениями ОФЗ «выдавливает с рынка корпоративных эмитентов», Казакевич назвал беспочвенными. Также он опроверг мнение, что бюджет через заимствования «высасывает ликвидность, которая не возвращается» в систему. Он подчеркнул, что Минфин, занимая деньги, одновременно держит на счетах в Казначействе большие рублевые остатки, которые размещаются на депозитах в банках.

Источник

Чем грозят американские санкции на госдолг России. Влияние ограничений на экономику страны и доходы граждан

В апреле 2021 года президент США Джо Байден подписал указ о введении новых санкций в отношении России. В этот раз санкционные меры коснулись российского госдолга – американские компании больше не смогут напрямую приобретать российские долговые обязательства.

Бытует мнение, что санкции – это нечто, касающееся только представителей крупного бизнеса и ряда политиков. Но так ли это? Как американские санкции могут ударить по российским зарплатам и пенсиям?

💰 Санкции на госдолг России – что они из себя представляют

Санкции на госдолг России начнут действовать в полной мере с 14 июня 2021 года. Американские компании и финансовые учреждения не имеют права напрямую приобретать российские долговые обязательства, выпущенные Минфином, ЦБ РФ или Фондом национального благосостояния после 14 июня.

Санкции касаются запрета покупок на первичных аукционах. На практике это означает, что американские инвесторы не смогут участвовать в аукционах и приобретать на них российские облигации (так называемые ОФЗ – облигации федерального займа).

До введения санкций на госдолг на стадии их обсуждения обговаривалось два варианта:

❗ Чем грозят ограничения

Новые санкции не будут действовать стремительно, однако, для нас они довольно болезненны. Причем, к сожалению, эффект от них рискуют почувствовать и простые граждане.

Для экономики страны

Санкции негативно повлияют на экономику нашей страны, причем в долгосрочной перспективе, сделав и без того непростую ситуацию более напряженной.

В первую очередь, санкции влияют на настроение инвесторов. Если для американских инвесторов действует прямой запрет на покупку российских долговых обязательств, то есть еще европейские инвесторы. Конечно, американские санкции на них не распространяются. Но нельзя исключать того, что ряд европейских инвесторов – особенно имеющих американские активы или ведущие торговые отношения с США – решит перестраховаться «на всякий случай» и перестать вкладывать средства в отечественные ОФЗ.

Государству нужно всегда пополнять бюджет. Один из способов это сделать – взять в долг, выпустив на рынок ценные бумаги. Конечно, на первичном рынке ОФЗ нерезидентов и до санкций было немного – около 10-15% от общего числа. Но не нужно думать, что дело только в ОФЗ. Санкции ухудшают и общий инвестиционный климат. И даже если образовавшуюся сейчас «брешь» закроют отечественные банки с государственным участием, которые выкупят нужное количество ОФЗ (примерно так и планируется поступить), для инвесторов сигнал будет очевиден.

Пока непонятно, сможет ли государство восполнить недостающие финансовые ресурсы, занимая внутри страны и привлекая средства российских банков. Ведь среди нерезидентов на рынке ОФЗ как раз было много именно американцев. Даже если государство привлечет ресурсы изнутри страны, с точки зрения инвестиций российская экономика будет подорвана.

Введенные санкции оказывают опосредованное влияние и на нашу экономику. Например, наш внешний долг составляет около 450 миллиардов долларов, причем это долги не только госорганов и ЦБ РФ, но и коммерческих банков и компаний. Соответственно, нужно иметь возможность рефинансировать эти долги. Чем больше санкций вводится против России, тем труднее становится рефинансировать внешние долги – какие-то возможности просто закрываются, в других случаях с нами опасаются иметь дело, чтобы так же не попасть в дальнейшем под санкции.

Ударят ли санкции по российским зарплатам и пенсиям

Для граждан основным последствием новых санкций станет неизбежное падение рубля и укрепление доллара. В связи с общей непростой экономической ситуацией в мире и эпидемией коронавируса рубль и без того переживает сложные времена – за последний год национальная валюта в очередной раз обесценилась.

Как следствие, реальная инфляция продолжает возрастать, продукты, топливо, одежда, техника – все уже подорожало и, скорее всего, будет дорожать еще. На этом фоне реальные доходы граждан падают. Индексация пенсий происходит ежегодно, но не может угнаться за инфляционными всплесками.

Чем меньше будет приток средств в Россию из-за рубежа, тем сильнее будет девальвация рубля. При этом в стране есть запасы «жирка» – например, у нас накоплены хорошие золотовалютные резервы. Можно было бы распечатать «кубышки» для поддержания отечественной экономики, производства и – как следствие – уровня жизни людей. Но пока это маловероятно.

Источник

Санкции на госдолг? Разбираемся

Джо Байден подписал указ, запрещающий финансовым учреждения США покупать новые выпуски рублевых гособлигаций с 14 июня 2021 г. госдолг.

Запрет коснется только покупок на первичных аукционах, по аналогии с введенным в 2019 г. запретом на участие в первичных размещениях российских государственных еврооблигаций.

Разбираемся, насколько чувствительными могут быть такие ограничения.

В марте Минфин разместил на первичных аукционах 562,6 млрд руб., из которых на нерезидентов пришлось около 50 млрд руб. (9,6%). В апреле, на фоне геополитической напряженности, эта доля могла быть еще меньше, но при этом совокупный спрос остается высоким.

На этой неделе прошли очередные аукционы, на которых был поставлен рекорд по объему продаж ОФЗ с фиксированным купоном. В ходе двух аукционов Минфин привлек более 380 млрд руб. Рынку были предложены 7-летний выпуск ПД-26236 и 14-летний ПД-26235. Спрос на более короткий выпуск почти в полтора раза превысил объем размещения. ПРАЙМ сообщает, что почти 72% (276 млрд руб.) от всего размещенного объема приобрел банк ВТБ.

Данные Банка России показывают, что в более широкой перспективе ключевым покупателем российских ОФЗ выступают локальные инвесторы. Доля нерезидентов в общем объеме привлечений не так велика.

Доля нерезидентов в ОФЗ за год сократилась более чем на 11 процентных пунктов. На 1 апреля 2021 г. она составила 20,2% или чуть более 3 трлн руб. В абсолютном выражении объем принадлежащих нерезидентам ОФЗ остается стабильным. Покупки на аукционах компенсируются нетто-продажами на вторичном рынке.

Санкции на госдолг не являются критичными для выполнения Минфином плана по заимствованиям. Волатильность на долговом рынке может вырасти, но серьезных негативных последствий не ожидается. Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина уже отмечала, что регулятор располагает всеми инструментами, чтобы справиться с возможными последствиями таких санкций.

«Что касается темы санкций США на государственный долг: эта тема постоянно обсуждается, мы ее многократно обсуждали. Если такие санкции будут, могут быть краткосрочные колебания ликвидности, но в целом у нас уровень государственного долга очень небольшой по международным меркам, один из самых низких. И то, что проводится бюджетная политика и госдолг находится в постоянно контролируемой зоне, — это не создает каких-то системных рисков финансовой стабильности. В любом случае у нас есть все инструменты для того, чтобы с волатильностью на финансовом рынке справляться», — цитирует Набиуллину Интерфакс.

Комментарий эксперта БКС Мир инвестиций Василия Карпунина:

«Естественно, любые ограничения по инвестированию в российский госдолг негативны. Более низкий спрос — это фактор в пользу более высоких процентных ставок. Однако с учетом доли нерезидентов в районе 20% ситуация не выглядит критичной.

Более того, мне кажется, что не стоит недооценивать важный психологический фактор. Участники рынка долгое время находятся в состоянии неопределенности по поводу рисков введения санкций. Сейчас с их утверждением этот навес негативных ожиданий уйдет. Ранее все понимали, что новые санкции могут спровоцировать локальный всплеск волатильности, бегство из рублевых активов. В связи с этим аллокация на российские акции могла быть пониженной. Сейчас же этот навес исчезает, а коррекцию на рынке могут достаточно быстро выкупить «по факту» свершившегося события.

Финансовой стабильности санкции в отношении госдолга не угрожают, учитывая крайне низкий долг относительно накопленных ЗВР. Минфин России в таком случае будет полагаться на внутренних инвесторов для покрытия потребностей в финансировании дефицита бюджета, а Банк России может поддержать ликвидностью российские банки для работы на рынке ОФЗ».

БКС Мир инвестиций

Последние новости

Рекомендованные новости

Главное за неделю. Скок-отскок

Итоги торгов. Еще одна неделя в минусе

Рынок нефти 2022. Сколько будет стоить баррель в новом году

Как зарабатывать на облигациях в период изменения ставок

Главное за неделю. Скок-отскок

Банк России повысил ключевую ставку до 8,5%

Акции, которые обеспечат будущее вашим детям

В погоне за трендами. Роскосмос тянется к IPO?

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Источник

Рынок российского госдолга: есть ли жизнь под санкциями во время пандемии

Содержание

Что значит санкции на госдолг россии

Антон Табах,
управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»

Что значит санкции на госдолг россии

Антон Прокудин,
ведущий методолог «Эксперт РА»

Что значит санкции на госдолг россии

Анастасия Подругина,
преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «ВШЭ»

Введение второго пакета санкций от администрации Байдена 15 апреля 2021 года, с одной стороны, воплотило в жизнь один из пессимистичных сценариев для российской экономики: введение ограничений в отношении российского госдолга. С другой стороны, ограничения оказались не самыми жесткими: запрещена покупка российских гособлигаций на первичном рынке, а уровень неопределенности и напряжения на рынках при этом значительно снизился. Рынки отреагировали стабилизацией – небольшое снижение рубля 15 апреля было очень быстро компенсировано, а рынок ОФЗ отреагировал ростом.

Запрет американским компаниям (не физическим лицам и, скорее всего, не американским хедж-фондам, обычно зарегистрированным вне США) не распространяется на вторичный рынок, где эти сделки преимущественно и происходили. На первичном рынке российского долга американских банков практически не было еще до массового ухода нерезидентов. Похожий запрет – даже более широкий из-за ограничений расчетов в долларах при выпусках – действует для российских еврооблигаций с 2018 года. Результат – новые займы проводят в евро или других валютах. Ресурсы Банка России позволяют поддержать ликвидность, а слабый рубль в комбинации с комфортными ценами на экспортные товары так наполнил российское казначейство, что заимствования можно на какое-то время прекратить или обойтись отечественными и не боящимися санкций иностранными инвесторами.

При этом включение первичного рынка ОФЗ в санкционный список повышает общую токсичность российских активов, а особо тревожные комплаенс-менеджеры будут стараться их избегать – как бы чего не вышло. Поэтому возврат нерезидентов после стабилизации ситуации на рынке будет более медленным и печальным, чем, например, в 2018-м.

В целом новый раунд санкций не создает немедленных рисков, однако в долгосрочной перспективе он работает как оковы на российской экономике и финансовом секторе. Расширение санкций требует новых усилий для подстройки к ним, токсичность или подразумеваемая токсичность российских активов повышает стоимость заимствований или мешает проводить сделки – тем самым снижая возможности для привлечения инвестиций и экономического роста уже частному сектору.

Могут ли будущие санкции причинить боль государству и рынку при хорошем наполнении бюджета? «Есть ли жизнь» во время и после пандемии? Уравновесят ли дисбаланс, вызванный оттоком иностранных инвесторов, спрос со стороны внутренних, а также резервные мощности ЦБ?

Российский госдолг находится на невысоком уровне

Российская долговая политика на протяжении последних лет остается достаточно консервативной, несмотря на постепенное (до 2020 года) расширение объемов как внутреннего, так и внешнего долга. В течение нескольких лет (2017-2021) доля внешнего госдолга поддерживается на уровне 20-25%.

Отношение долга к ВВП остается одним из самых низких в мире – оно сохранялось на уровне 13-14% до 2020 года. При этом средний уровень отношения долга к ВВП для развитых экономик в 2019 году составлял 103,8%, а для развивающихся экономик – 54,7%.

Таблица 1. Отношение государственного долга к ВВП в некоторых развитых и развивающихся странах.

СтранаКредитный рейтинг (Fitch/Moody’s/S&P)Долг/ВВП (среднее за 5 лет), %Долг/ВВП (2020*), %Долг/ВВП (2021*), %
ГерманияAAA/Aaa/AAA64.968.970.3
СШАAAA/Aaa/AA+110.8127.1132.8
КитайA+/A1/A+55.566.869.6
Саудовская АравияA/A1/A-20.932.431.0
РоссияBBB/Baa3/BBB-15.219.318.1
ИндияBBB-/Baa3/BBB-74.489.686.6
МексикаBBB-/Baa1/BBB55.660.660.5
БразилияBB-/Ba2/BB-86.898.998.4
Южная АфрикаBB-/Ba2/BB-60.177.180.8

Источник: МВФ, CBonds.

При этом Россия обладает значительным объемом ликвидных активов – в частности, существенным объемом средств в Фонде национального благосостояния. В конце 2019 чистый долг России стал отрицательным: ликвидные активы «расширенного» правительства превысили госдолг в широком понимании (внутренние и внешние долги государства, регионов, муниципальных образований). В 2020 году чистый долг снова стал положительным – пандемия COVID-19 потребовала заимствований, однако и на начало 2021 года чистый долг остается небольшим.

Последствия пандемии: российский госдолг вырос, но меньше, чем в других странах

Государственный долг большинства стран вырос в 2020 году: страны привлекали дополнительные средства для финансирования коронавирусных расходов. Наибольшее расширение государственного долга произошло в развитых странах, в 2021 году по прогнозам МВФ долг развитых стран продолжит возрастать.

Увеличение соотношения государственного долга к ВВП в России также находится ниже среднего для развивающихся стран: в среднем развивающиеся страны увеличили соотношение госдолг/ВВП на 7,52 п.п., тогда как Россия – на 5,55 п.п.

Таблица 2. Расширение государственного долга к ВВП в 2019-2021 годах в некоторых развитых и развивающихся странах.

Долг/ВВП (2020), %Изменение в отношении долга к ВВП, п.п.
2019–202020–21
Развитые страны120.118.192.39
Развивающиеся страны64.47.52-0.11
Бедные развивающиеся страны49.53.400.40
Германия68.99.281.32
США127.118.925.73
Китай66.89.772.78
Саудовская Аравия89.615.67-2.96
Россия19.35.55-1.21
Индия98.911.29-0.54
Мексика60.67.29-0.05
Бразилия32.49.64-1.41
Южная Африка77.114.913.72

Источник: Источник: МВФ.

В основном рост госдолга произошел за счет размещения Минфином ОФЗ. С начала пандемии Минфин разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн рублей, долг по ОФЗ с марта 2020 года по март 2021 года увеличился на 4,7 трлн рублей.

Чаще Минфин размещал бумаги с переменным купоном (доля во внутреннем долге расширена с 18% до 34%) и бумаги с постоянным доходом, также было размещено несколько индексируемых выпусков.

Отток иностранного капитала и уход нерезидентов из ОФЗ, происходившие в 2020 году, вполне естественны для ситуации неопределенности: в моменты высокой волатильности инвесторы предпочитают выводить свои средства из высокорисковых активов и перекладывать их в надежные активы с низким уровнем риска, пусть и с невысокой доходностью – в частности, в американские трежерис.

С другой стороны, ОФЗ представляют собой подобный надежный актив с низким уровнем риска для российского рынка, поэтому размещения ОФЗ в 2020 году были обеспечены устойчивым внутренним спросом. В среднем с начала пандемии Минфин удовлетворял чуть больше половины спроса на ОФЗ.

В 2020 году государственный бюджет нуждался в финансировании дефицита, возникшего вследствие пандемии COVID-19 и сопутствовавших ограничениях экономической деятельности. Кроме того, мягкая монетарная политика Банка России создавала выгодные условия для заимствований. Банк России провел несколько раундов снижения ключевой ставки процента, опустив ее с 6% до 4,25%.

Распродажи ОФЗ в феврале-марте 2021 года компенсировались внутренним спросом

Рост доходностей на американском рынке негативно повлиял на рынки развивающихся стран, в том числе и на российский рынок: в феврале-первой половине марта доходности по ОФЗ – как по длинным, так и по коротким – значительно выросли.

На фоне повышения инфляции, а также по внутренним причинам центральные банки некоторых развивающихся стран повысили ставки: Бразильский ЦБ поднял ставку на 75 б.п., турецкий – на 200 б.п. Российский ЦБ также завершил цикл смягчающей политики в марте-апреле 2021 повысив ставку в два этапа на 75 б.п. Причиной таких действий российского финансового регулятора стало ускорение инфляции внутри страны, вероятно, решения центральных банков Бразилии и Турции также сыграли некоторую роль.

Рост ключевой ставки, а также санкционные страхи, о которых будет сказано в одном из следующих разделов, дали стимул дальнейшему умеренному повышению ставок ОФЗ.

При этом размещения ОФЗ в феврале и марте 2021 года (за исключением аукциона 3 февраля, признанного несостоявшимся) продолжают проходить высокими темпами – в первую очередь за счет внутреннего спроса от крупнейших участников рынка.

В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.

В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.

Необходимость в заимствованиях для бюджета невысока

На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.

В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.

В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.

Дополнительный фактор в стабилизации доходной части бюджета – восстановление цен на нефть. К марту 2021 года цены восстановились до предкризисных уровней на фоне ускоряющейся вакцинации по всему миру, «зеленого» курса Байдена, продолжения действия сделки ОПЕК+, санкций в отношении Ирака.

В первом квартале 2021 года Минфину удалось разместить внушительный объем ОФЗ, несмотря на высокие ставки в США, опасения относительно инфляции, а также санкционные страхи.

В марте 2021 года Минфин сделал заявление о сокращении плана заимствований на 2021 год в условиях высокого уровня исполнения доходной части бюджета. В заявлении озвучено намерение сократить план заимствований и сохранить госдолг ниже 20% от ВВП в 2021 году. Заявление повлекло за собой повышение спроса на ОФЗ, что обеспечило несколько более низкие ставки заимствований для Минфина.

Риск санкций уже во многом реализовался

Историческая справка о санкциях

Российская экономика с 2014 года существует в условиях существенных санкционных рисков, в некоторые периоды опасения относительно введения новых санкций увеличиваются, в другие – снижаются. Со вступления Джо Байдена в должность президента США санкционные страхи для российской экономики увеличились. На данный момент наиболее опасная потенциальная санкционная мера – введение ограничений на приобретение и владение российским суверенным госдолгом.

С момента объявления о первом пакете санкций администрации Байдена 2 марта 2021 года доходности как коротких, так и длинных российских ОФЗ прибавили около 40-70 б.п. (на это влияли и другие факторы, описанные выше), хотя санкции, объявленные 2 марта, в сущности повторяли предыдущий раунд санкций Трампа. В большинстве своем реакции рынка на объявление санкций со стороны США включали себя потенциальную возможность санкций в отношении суверенного долга России. Таким образом, риск подобных санкций уже оказывается заложенным в страновую премию.

Инвесторы, для которых такой уровень риска оказывается неприемлемым, выводят капитал из российских ценных бумаг, не дожидаясь непосредственно объявления ограничений на приобретение или владение российским госдолгом.

Доля нерезидентов в ОФЗ была смоделирована в зависимости от изменения темпов экономического роста, цен на нефть, также в модель была включена авторегрессионная компонента и переменная, отвечающая за введение санкций в августе 2018 года. Для моделирования был использован период с 2013 по 2019 год.

В первом квартале отток иностранного капитала из ОФЗ продолжился. По оперативным данным, доля нерезидентов на конец первого квартала составила 20,2%

На рынке еврооблигаций в 2020 году оттока иностранного капитала не произошло, несмотря на значительное снижение аппетита к риску в силу коронавирусной неопределенности. Однако при этом темпы возврата иностранных инвесторов в российские евробонды снизились.

Существует диапазон разных по жесткости санкционных мер в отношении российского госдолга: начиная от достаточно мягкого запрета для американских резидентов на покупку ОФЗ на первичном рынке, который был введен 15 апреля 2021 года, заканчивая запретом для американских резидентов на владение ОФЗ.

В наиболее пессимистичном сценарии запрета на владение ОФЗ американскими гражданами отток всего американского капитала из ОФЗ приведет к снижению доли нерезидентов до 15-16%, что будет эквивалентно оттоку в объеме около 1 трлн рублей из ОФЗ.

Российский долг устойчив

Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.

Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.

Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.

Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.

Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.

Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.

На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.

1 Ссылка на предыдущий доклад

2 Три лага дамми-переменной санкций статистически значимы.

3 Для доли нерезидентов в ОФЗ эта переменная оказалась незначима.

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *