Что значит санирующая функция рынка
Электронная библиотека
Сущность рынка проявляется через функции, которые он выполняет в экономике. К основным из них относятся следующие функции: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая и санирующая (рис. 2.2).
Информационная функция дает возможность участникам рынка получать объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые представлены на рынке. Это позволяет каждому субъекту рынка наиболее эффективно выполнять свои функции в экономике и реализовывать свои собственные интересы.
Посредническая функция позволяет преодолеть экономическое обособление производителей в условиях глубокого общественного разделения труда и обменяться результатами своей деятельности, а также выбрать наиболее подходящего покупателя.
Покупателям эта функция дает возможность вести себя рационально, то есть максимизировать удовлетворение своих потребностей.
Ценообразующая функция проявляется в признании рынком лишь общественно необходимых затрат на производство продукции. Поступающие на рынок товары содержат, как правило, неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но покупатель согласен оплатить только те из них, которые соответствуют общественно нормальным условиям производства. Следовательно, на рынке формируется отражение общественной стоимости, благодаря чему устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего, на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? Благодаря внутриотраслевой конкуренции стимулируется снижение затрат на единицу продукции, поощряются рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. В современных условиях экономика управляется не только стихийными, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Санирующая функция рынка заключается в очистке общественного производства от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и предоставлении зеленого света более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. В условиях концентрации производства и капитала санирующий механизм рынка деформировался, но не настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Значение санирующей и информационной функции рынка
Влияние рынка на общество проявляется с помощью экономических функций: информационной, посреднической, регулирующей, ценообразующей, стимулирующей, созидательно-разрушительной, оздоровительной и дифференцирующей.
Санирующая функция — рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
Гос. регулирование рынка
Гос. регулирование экономики включает меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера по обеспечению эк-го роста в стране. Включает в себя методы:
1) непосредственное гос. упр-ие применяется непосредственно к предпр-ям и орг-циям, имеющим жизненно важное значение для эк-ки и общества, представляющим общественную опасность или нуждающимся в значительной гос. поддержке. К ним относятся: военные и энергетич. объекты, заповедники, нац. музей, полезные ископаемые, водн. ресурсы, учреждения науки. Подобные объекты часто находятся в гос. и муницип. собственности.
2) гос. регулирование цикла сводится к противодействию фазам цикла, т.е. в период спада правительство стимулирует деловую активность.
3) налоговое регулирование осуществляется путем установления объектов налогообложения, определение налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов, а также введение пошлин и таможенных сборов. Изменяя налоговое бремя, гос-во может ускорять или замедлять экон. процессы, при этом гос-во не может снижать налоги ниже определенного уровня.
4) денежно-кредитное регулирование, которое вместе с налоговым называется фискальной политикой гос-ва. Состоит в воздействии на денежное обращение. Гос-во через ЦБанк может регулировать эмиссию и общую денежную массу.
6) регулирование посредством формирования гос. программ и гос. заказов.
7) ценовое регулирование – ограничивается предельный уровень цен, а ущерб продавцам компенсируется дотациями.
8) регулирование условий труда.
9) соц. регулирование.
10) гос. регулирование охраны природной среды в виде штрафов, санкций.
77. Роль и значение категории “предельные издержки” в микроэкономическом анализе деятельности фирмы
Предельные издержки – один из видов издержек, изучаемый экон. теорией. Это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. Принятие решений производить или не производить эту дополнительную единицу обусловлено дополнительным доходом или прибылью предприятий. Может случиться так, что эти дополнительные затраты, например, наем раб. силы, приобретение сырья, материалов не могут оказаться невозмещенными, а тем более принести дополнительный доход. Обусловлено это 2 обстоятельствами: 1. установленным объемом производства данного вида продукции и, 2. неопределенностью в возможности реализации на рынке этой дополнительно произведенной продукции.
Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия, определить объемы выпуска продукции.
Бизнес-план фирмы
Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.
Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.
Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:
общие исходные данные и условия выполнения проекта;
рынок сбыта продукции и производственная мощность;
материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
местонахождение предприятия и транспортные связи;
организация предприятия и накладные расходы;
потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
планирование сроков осуществления проекта;
финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.
Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.
Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.
План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
Функции рынка: регулирующая, санирующая и информационная
Простой обыватель – человек, который не знает теорию экономики – может дать довольно распространенное определение рынку. Он может сказать так: рынком называется место, где продают товары. Однако с точки зрения теории обществознания и экономической теории, рынок – это совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Рынок и его основные задачи
Рыночная инфраструктура нужна для бесперебойного и эффективного функционированиях этих самых рынков или рыночного хозяйства. Инфраструктура облегчает обращение товаров и услуг, ресурсов, денег, ценных бумаг и иных инструментов. Например, на бирже всегда можно приобрести иностранную валюту, а потом на эту валюту купить определенный товар за рубежом.
Также инфраструктура рынка позволяет эффективнее распределять и использовать факторы производства, включая труд и капитал. Например, биржи труда помогают безработным быстрее найти место работы, работодателям – заполнить свои вакансии, то есть, получить работника.
Также инфраструктура делает экономическую деятельность на рынке более безопасной. Например, страховые компании могут защитить человека от финансовых потерь. А если случится что-то противозаконное, то могут помочь суды, они могут защитить от противоправных действий.
Важную роль на рынке играют посредники, которые связывают потребителя и производителя, они как раз помогают уравновесить спрос и предложение на рынке. В общем-то к основным задачам инфраструктуры рынка относятся:
Функции рынка
Помимо задач, рынок имеет несколько важных функций. Основными и главными функциями можно считать следующие.
Посредническая
Посредническая функция заключается в том, что рынок связывает покупателей и продавцов, выступает посредником в отношениях купли-продажи. Рынок соединяет продавца и покупателя, и они обмениваются товаром или услугой, а взамен покупатель отдает денежные средства.
Рынок помогает реализовывать продукцию или услугу, помогает производителю и потребителю найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В свою очередь, продавец стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
Ценообразования
Рынок определяет цену товаров, он это делает с помощью уравновешивания спроса и предложения, предотвращает конфликт покупателя, желающего купить как можно дешевле, и продавца, который пытается продать как можно дороже. То есть, рынок – мало того, что посредник, так еще и помощник в поиске компромисса, чтобы потребитель купил как можно дешевле, а производитель также не остался в минусе и продал свою продукцию по максимально возможной цене.
Суть данной функции заключается в том, что в результате борьбы спроса и предложения устанавливается равновесная цена или ценностные эквиваленты для обмена продуктов.
Стимулирующая
Заключается в побуждении производителей к созданию новой продукции и необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, а также в стимулировании научно-технического прогресса.
Рынок стимулирует продавца лучше продавать, делать различные акции, специальные предложения, совершенствовать навыки продаж, улучшать производство. Рынок, выполняя стимулирующую функцию, вынуждает производителя сокращать затраты на производство продукта.
Помимо этого, сущность этой функции заключается во внедрении новых технологий в производство, которые улучшают качество продукции, снижают издержки производства. Стимулирующая функция рынка не позволяет производителю до конца использовать свои производственные мощности, свой технологический потенциал. Это происходит, потому что производственное оборудование – это тоже чей-то товар, то есть, какие-то компании производят эти станки, это оборудование. Технологический и научно-технический прогресс движется плавно, он постоянно имеет место быть, постоянно что-то изобретается и совершенствуется. И, естественно, поскольку мы говорим о конкурентном рынке, если производитель видит, что его конкурент купил новое, более высокотехнологичное оборудование, следовательно, производитель делает вывод, что конкурент его обгонит, у обладателя высокотехнологичных машин товар будет лучшего качества, и он его произведет больше, так как он сокращает издержки на производство единицы продукции.
А другой производитель, например, работающий в этой же области, видит, что его оборудование еще могло бы ему служить, допустим, пять или десять лет. Но если он наблюдает ситуацию, что его конкуренты по отрасли внедряют какие-то новшества, это подталкивает производителя по остаточной стоимости продать то оборудование, которое сейчас установлено на его фирме, и закупить новое для того, чтобы быть конкурентоспособным, не отставать от главных и ключевых игроков в отрасли.
Интегрирующая
Эта функция заключается в соединении сферы производства, сферы потребления и торговцев-посредников, а также во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда или услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не имеет возможности удовлетворить свои потребности. Таким образом, рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
Регулирующая
Она реализуется следующим образом. Рынок регулирует общественное производство, обеспечивает перетекание капиталов из одной сферы в другую. Один из признаков рынка – в том, что ресурсы не должны застаиваться, задерживаться у кого-то одного в руках. Они должны перетекать от одного производителя или потребителя к другому.
Рынок сам регулирует количество производства. Чего-то не хватает – этого товара или услуги становится больше, чего-то, наоборот, слишком много – тогда этого стало меньше. Благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг на рынке. Цены помогают устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей.
Рынок, выполняя регулирующую функцию, не допускает длительного дефицита или перепроизводства продукции. Постоянные колебания цен информируют о состоянии дел, одновременно регулируя хозяйственную деятельность. Если растет цена – это всегда сигнал к расширению производства. Если же цена падает – это сигнал к сокращению производства. Информация, которую предоставляет рынок, заставляет производителей снижать затраты и улучшать качество своей продукции.
Санирующая
Данную функцию также называют оздоровительной. Рынок освобождает экономику от неэффективной хозяйственной деятельности, приводит к краху предприятия, которое производит невостребованную продукцию или продукцию плохого качества, а также продукцию, которая совсем уже устарела и никому не нужна. Это та функция, которой не хватало в Советском Союзе с его плановой экономикой.
Рынок – это как дворник с веником, который избавляется от лишнего, то есть, от конкурентоспособного, неэффективного, ненужного. Соответственно, если на рынке освобождается место, его занимает производитель, компания или фирма с более конкурентоспособным продуктом или услугой. То есть, производителям очень не сладко, так как они могут обанкротиться по ряду причин, в частности, потому что они не справляются с конкуренцией.
Но для потребителей рынок в этом плане очень выгоден и удобен, потому что потребитель всегда получает максимально востребованную продукцию, максимально качественную, максимально дешевую или, наоборот, дорогую – ту, которую хотел бы получить сам потребитель.
Рынок освобождается при помощи этой функции от неэффективных производителей и продавцов. У продавцов и производителей есть определенные обязанности. В первую очередь, производитель должен производить качественный товар, а потребитель – получать достоверную информацию о товаре или услуге. Если то, что заявлено на ценнике и в составе товара не соответствует действительности, у данной компании падают продажи, то есть, потребитель отказывается от покупки этого некачественного товара. Таким образом компания медленно, но верно движется к банкротству. Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.
Информационная
И последняя, но не по значимости, функция – это информационная функция. Рынок информирует о процессе купли-продажи, о товарах и услугах. Также сюда входит информация об объемах производства, о качестве продукции, о том, что в нее входит. То есть, на плечах рынка лежит функция того, чтобы проинформировать потребителя о том или ином товаре или услуге. Информирование потребителей происходит в рамках рыночных отношений.
Кроме того, информационная функция помогает и производителям. Она подразумевает сбор информации о спросе и предложении для того, чтобы производитель смог ответить на три главных вопроса в экономике:
Рынок дает информацию о наличии того или иного товара, об ассортименте, о ценах на соответствующие товары и услуги. Через постоянно меняющийся рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает, а где и какая продукция произведена с избытком.
Значение санирующей и информационной функции рынка
Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посредством цены. Экономическая теория именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой, а также изучая влияния на них отдельных факторов.
Санирующая функция. Рынок осуществляет прямую связь оплаты труда и его результатами, сложностью, интенсивностью. Он стимулирует проявление способностей, инициативы и предприимчивости. В рыночной стихии можно плыть, а можно и утонуть, если быть пассивным, если не приспособиться к требованиям рынка, к рыночным условиям. Рынок приводит к дифференциации товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на удовлетворение покупательного спроса. Рыночный механизм является в этом отношении достаточно жесткой, даже жестокой системой. Ему присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым, неконкурентоспособным производителем или торговцам. Это происходит потому, что на рынке люди рискуют самым дорогим – собственными доходами. Это приводит к вымыванию неконкурентоспособных предприятий, к свертыванию устаревшего производства. В этом смысле рынок выполняет роль санитара, который убирает из экономики все устаревшее и больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов, неэффективных хозяев.
Рыночный механизм — неблагоприятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).
Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Все функции рынка: регулирующая, ценообразующая, стимулирующая, распределительная, посредническая, информационная, санирующая.
Что значит санирующая функция рынка
Санирующая функция
Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы что, как и для кого производить Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции. [c.107]
Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. [c.22]
Санирующие функции качества услуг ЖКХ формируются на базе концепции экологического менеджмента и мониторинга качества, по которой каждая услуга на всех этапах жизненного цикла и на интегрированном рынке с сектором качества не должна оказывать вредного последствия на экологию и жизнь человека. [c.33]
Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств. [c.65]
Функция санирующая. Рыночный механизм — это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. [c.30]
Рынок выполняет целый ряд функций, прежде всего информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. [c.31]