Что значит самолет судного дня
Самолет судного дня: чем российский отличается от американского
Boeing Е-4B «Ночной дозор»
На борту предусмотрено все для комфортного пребывания главы государства – кофе-машина, холодильник, морозилка и 57 ящиков с продуктами – стратегический запас на случай долгого перелета.
За это воздушный командный пункт прозвали «летающим Пентагоном». Прямо с борта самолета главнокомандующий может управлять установками межконтинентальных баллистических ракет, бомбардировщиками и подлодками с ядерными ракетами. Сегодня у США четыре «самолета судного дня», оснащенных по последнему слову техники.
Использование «самолетов судного дня» на практике
В XXI веке Соединенные Штаты несколько раз поднимали «самолеты судного дня» по тревоге. 11 сентября 2001 года после атаки террористов на Пентагон и башни-близнецы в Нью-Йорке спецборт кружил над Белым домом.
11 апреля 2018 года, когда Дональд Трамп, несмотря на протесты России, пригрозил ударить «томагавками» по Сирии, один из самолетов Boeing «Ночной дозор» взлетел с авиабазы в Огайо.
Несколько транспортных самолетов КС-135 «зеркалили», то есть полностью дублировали функции подземного командного пункта штаб-квартиры ВВС США в Небраске. Через год их сменили самолеты Boeing ЕС-135.
«Самолет судного дня» СССР
Ответом Советского Союза стал воздушный командный пункт Ил-80, созданный на базе пассажирского самолета Ил-86. Это один из самых надежных в мире лайнеров. Именно поэтому в России его выбрали «бортом номер один».
К тому же, широкий фюзеляж и строение крыльев позволяют разместить на борту объемные топливные баки, резервные генераторы и радиолокационное оборудование. Оно расположено в специальном обтекателе на крыше самолета.
Для связи с подлодками самолет оборудовали уникальной тросовой антенной длиной около 8 километров. Только так сигнал может пробиться сквозь толщу воды.
Система «Периметр»
Сведения о новейших российских «самолетах судного дня» засекречены. Но известно, что воздушные командные пункты на базе авиалайнера Ил-96-400М оборудуют самыми современными и мощными средствами связи. Радиокомплекс позволит доводить приказы до ракетных войск, стратегической авиации и подводных лодок в радиусе 6 тысяч километров.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
У России и США есть самолеты Судного дня: как и куда они полетят в случае конца света
Самолет Судного дня или конца света предназначен для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены. Рассказываем, какие страны его разрабатывают и что об этом известно.
Читайте «Хайтек» в
Что такое «самолет Судного дня»
Такие самолеты могут находиться в полёте целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек. Он всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут.
На самолете установлено оборудование для приёма топлива от самолетов-заправщиков. С периодическими дозаправками в воздухе самолёт может находиться в воздухе неделю (возможно, что и больше).
Срок его дежурства в воздухе ограничивается только рабочим сроком службы масла в маслосистемах двигателей.
Американский самолеты Судного дня
E-4B «Nightwatch» известные, как NEACP (National Emergency Airborne Command Post), произносится как [niːkæp], а с 1994 получившие второе название NAOC (National Airborne Operations Center) — воздушные командные пункты (ВКП).
E-4B называют «самолётами Судного дня», или «конца света». Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.
Самолет получил большие рабочие помещения, площадь составляет 429,2 квадратных метра.
Что касается E-4, то изначально создали три E-4A и один E-4B: первые затем довели до уровня более поздней модификации. От старой версии и вообще практически от всех других существующих самолетов E-4B можно отличить по большому обтекателю, где находятся антенны спутниковой связи.
Если верить данным из открытых источников, самолет может находиться в полете неделю — конечно, при условии, что его будут дозаправлять. Чтобы полностью заправить E-4B в воздухе, нужны два самолета-заправщика KC-135.
В условиях ядерной войны никто не может гарантировать даже такого, однако если они условия будут соблюдены, то формально время нахождения в воздухе ограничивается лишь сроком службы масла в маслосистемах двигателей. Также, все имеющееся на борту оборудование имеет защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. При всем при том на борту, в зависимости от ситуации, могут находиться 60-144 человека.
Конструкция американского самолета
Верхняя палуба находится над средней в надстройке в передней части фюзеляжа, где у обычных Boeing 747 находятся кабина экипажа и верхний салон.
Кабина экипажа и з она отдыха верхней палубы
Кабина экипажа включает в себя рабочие места командира экипажа, второго пилота, штурмана и бортинженера. Позади кабины экипажа расположены место отдыха и спальные места для лётного состава и других членов команды.
Средняя палуба расположена на месте основного пассажирского салона Boeing 747.
В передней зоне находятся кухня, лестницы на верхнюю палубу, на нижнюю палубу в переднюю техническую зону. Там установлены холодильники, морозильники, запасы продуктов, плиты и микроволновки, которые позволяют обеспечить горячим питанием всех членов команды в длительных многодневных полётах с дозаправками в воздухе. С левой стороны передней зоны имеются четыре места для стюардов и службы безопасности.
За передней зоной следует зона NCA (National Command Authority) которая служит для работы и отдыха президента США, министра обороны или лиц, которые в случае необходимости заменят их согласно закону. Она включает в себя рабочую зону, зону отдыха, спальные места, комнату для переодеваний. Телефонное оборудование позволяет установить надёжную и защищённую связь с помощью систем самолёта с любыми структурами управления и главами других государств.
Комната совещаний командования (NCA)
В комнате совещаний командования имеется стол для совещаний, три кресла для представителей командования (NCA), восемнадцать дополнительных кресел, кафедра и два проекционных экрана.
Зона коммуникаций и связи
Зона коммуникаций и связи делится на зоны голосовой связи и передачи данных. Зона голосовой связи, расположенная справа, состоит из рабочих мест оператора радиосвязи, оператора полуавтоматического коммутатора и офицера связи. Зона передачи данных расположена слева.
Зона авиационного оборудования
Зона авиационного оборудования содержит электрооборудование для питания систем самолёта, полётную авионику, кислородное оборудование, места хранения багажа и запчастей.
Комната совещаний и проекционная
Зона operations team
За проекционной расположена зона рабочих мест «operations team», содержащая 29 рабочих мест, оборудование обработки данных. Рабочие места обеспечивают доступ к данным, телефонным и радио каналам голосовой связи, прямым («hot») линиям связи, внутренней связи операторов и командования. Имеется звукозаписывающая аппаратура.
Техническая контрольная зона
В левой передней части пространства контрольной зоны находятся коммутатор, системы спутниковой связи SHF SATCOM, другое оборудование.
Нижняя передняя техническая зона и н ижняя задняя техническая зона
В нижней передней технической зоне установлены баки с водой, 1200-кВ·А электрооборудование, понижающие трансформаторы, сверхнизкочастотные передатчики, оборудование космической связи SHF SATCOM. В передней части нижней технической зоны справа у наружных дверей установлены электрические подъёмные трапы для входа и выхода из самолёта на землю.
В задней технической зоне имеется рабочее место оператора и другое оборудование для связи с командным пунктом Пентагона.
Зона буксируемой антенны
Зона буксируемой антенны содержит катушку 8-километровой буксируемой сверхдлинноволновой антенны для связи с подводными лодками, рабочее место оператора с приборами управления выпуском и втягиванием антенны и индикации состояния антенны.
Российские и советские самолеты Судного дня
В СССр было большое количество самолетов с подобным функционалом:
В 80-е был развернут серийный выпуск самолета Ил-86. Именно он стал основой для главного российского воздушного командного пункта — самолета Ил-80, или Ил-86ВзПУ. За все время было построено четыре Ил-80 и два Ил-76СК, которые должны были решать похожие задачи.
Обе машины можно сразу узнать по характерному «горбу», где расположено разное радиоэлектронное оборудование. Однако есть одно важное отличие: Ил-76СК создали не на основе Ил-80, а на базе транспортного Ил-76. И эта машина намного меньше.
Ил-80 концептуально близок к E-4 — и не только внешне. Изначально самолет разрабатывали для эвакуации высшего военного руководства страны при сохранении возможностей одновременного командования Вооруженными силами. Это касается в том числе ядерного конфликта. Само собой, машина имеет все необходимое, чтобы люди на борту чувствовали себя в безопасности. К сожалению, озвучить характеристики Ил-80 и Ил-76СК невозможно в силу секретности, которая сопровождает самолеты с самого их рождения.
Однако некоторые детали есть в открытом доступе. Известно, в частности, что Ил-80 должен иметь вероятность отказов в десять раз ниже, чем другие летательные аппараты военного назначения. Нужно полагать, что даже если это преувеличение, от истины оно недалеко.
Новейшие самолеты
В России разрабатывают новые воздушные командные пункты, более известные как самолеты «Судного дня». Создадут их на базе широкофюзеляжного лайнера Ил-96-400М, впоследствии как минимум два этих ВзПУ станут заменой Ил-80.
Проект называется «Звено-3С». Радиокомплекс самолета рассчитан на передачу приказов войскам в радиусе 6 тыс. километров, он сможет связываться со стратегической авиацией, подвижными и шахтными установками, подводными лодками.
По сравнению с предшественником — Ил-80, — дальность новых Ил-96-400М, представляющих собой глубокую модернизацию Ил-96-300, возрастет в два раза. Детальная характеристика самолетов «Судного дня» является государственной тайной.
Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат политических наук Андрей Губин высказал предположение, что новые ВзПУ России нужны, поскольку это отвечает тенденциям времени. Он также подчеркнул, что в модернизированных Ил-96-400М все внутреннее оборудование будет отечественным.
В 2018 году Пентагон объявил конкурс на модернизацию Boeing E-4B. В рамках нее должны обновить бортовую электронику.
Работа охватывает: поддержку/модернизацию программного/аппаратного обеспечения систем национальной связи и связи с ядерными силами (N2CS), средства обеспечения полета, комплектацию службы технической поддержки, поддержку и модернизацию систем N2CS, проектирование систем и модификаций N2CS.
Заявление пресс-службы Пентагона
Начиная с 2021-го на программу модернизации планируют выделять до 100 млн долларов ежегодно
Ранее, 26 июля, Пентагон поделился кадрами своего воздушного командного пункта. Пресс-секретарь штаб-квартиры Минобороны США Джон Кирби опубликован в Twitter видео, на котором показана дозаправка E-4B в воздухе.
Самолёты возмездия и Судного дня: что известно о секретных бортах правительства России и США
История техники, которая призвана стать убежищем президентов в случае ядерной войны.
В начале ноября СМИ сообщили о краже оборудования с секретного самолёта Военно-воздушных сил России. Он находился на плановой модернизации в городе Таганрог. Злоумышленникам удалось похитить радиолокационного оборудования стоимостью в один миллион рублей, а источники в авиационной и военной отрасли спорят о последствиях преступления.
Авиация первых лиц устроена практически одинаково, но как минимум у двух стран есть самолёты, которые станут воздушными пунктами управления страны, если нахождение на земле станет небезопасным. В США приняты на вооружения четыре Boeing E-4B «Nightwatch», а в России такое же количество Ил-86 ВзПУ (Ил-80).
История и текущее состояние воздушных командных пунктов — секретная информация. Известные факты о самолётах добываются через редкие утечки данных, пресс-релизы и статьи энтузиастов авиации.
Идея организовать командные пункты на самолётах стала активно обсуждаться во время Карибского кризиса — одного из самых напряжённых моментов Холодной войны, когда США и СССР стояли максимально близко к ядерным бомбардировкам. Америка, располагая гораздо большим ядерным арсеналом, первой разработала план ядерной войны как тотального уничтожения всего живого на территории противника.
Позже командование пересмотрело тактику из-за близости СССР к Европе, но в 60-ые предполагались обоюдные массовые бомбардировки, во время которых правительство укроется под землёй. Напряжённость на Кубе изменила представление о вероятном военном конфликте. Стороны убедились, что могут обстреливать врага как с сопредельной территории, так и использовать дальнюю бомбардировочную авиацию.
Разведки обеих сторон регулярно перехватывали сообщения о движениях противника, применяя современные радиолокационные средства. Кроме того, шпионы, перебежчики и высотные самолёты-разведчики регулярно раскрывали расположения военных частей и потенциальных мест укрытий. Проблему мобильности и безопасности командования предстояло решить воздушным командным пунктам.
Одновременно США и СССР начали разрабатывать самолёты, которые смогут принять на себя роль пункта управления войсками. Гражданский Ил-18 и самолёт-заправщик Boeing C-135 Stratolifter (во многом схожий с гражданским Boeing 707) отправились на доработку, получив многочисленные радиолокационные средства и устройства связи.
Внешне воздушные командные пункты от других самолётов можно отличить по увеличенным обтекателям сверху (часто называемые «горбом»), и антеннам на фюзеляже. В зависимости от задач, обтекатели могут быть по бокам или даже на носу самолёта. В них расположена техника, которая не поместилась в фюзеляж, или она должна быть изолированна от другой электроники самолёта.
Экипаж таких судов состоит в основном из офицеров связи и боевого управления, которые обеспечивают взаимодействие между разными войсками. Личный состав координирует действия на земле, воздухе и воде наравне с наземными пунктами.
Boeing EC-135 построили в рамках проекта «Стекло». Название содержит основную идею воздушных командных пунктов — они отражают функции наземных командных пунктов.
Конструкторы решали сложную задачу: уместить всё громоздкое и тяжёлое оборудование внутри гражданского лайнера, который можно обслужить и заправить на любом аэродроме. Также требовалось сохранить комфорт для людей внутри, поэтому количество рабочих мест серьёзно ограничили.
Американцы приняли самолёт на вооружение ещё в 60-ых, а советская машина поднялась в воздух в начале 70-ых. Несколько десятков «Боингов» в различных модификациях состояли на боевом дежурстве до 1998 года, когда их заменили современные машины, а модернизированный турбовинтовой Ил-22 до сих пор на вооружении российской армии.
Передвижные командные пункты решают задачи оперативного управления войсками, но эти самолёты непригодны для высшего командования, включая президента. Решить задачу безопасных полётов предстояло новым машинам.
Самолёты первых лиц государств представляют собой передвижные резиденции, в которых есть всё необходимое для бесперебойной работы, включая средства секретной правительственной связи. При этом в современной истории есть эпизод принятия присяги президентом США на «Борту номер один». Линдон Джонсон, преемник Джона Кеннеди, вступил в должность на борту специального Boeing 707 через несколько часов после убийства президента в Техасе.
Несмотря на то, что самолёты президентов и высших военных чиновников оснащены множеством систем безопасности (улучшенная радиоактивная защита, система защиты от ракет), им требуется посадка для заправки и обслуживания. В случае ядерной войны, когда основные аэродромы разрушены, от продолжительности полёта зависит выживаемость всего экипажа.
В 70-ых гражданская авиация шагнула вперёд с появлением Boeing 747, который поднимал на 30% больше груза и летел на 3 тысячи километров дальше. Американцы в 1973 году запустили проект конверсии гражданского самолёта, где разместились не только связисты, но и высшее командование, включая президента. СССР отставал — первый широкофюзеляжный Ил-86 первый раз взлетел на семь лет позже, а конверсия в командный пункт началась к концу 80-ых.
Новые самолёты назвали Ил-80 и Boeing E-4. Обе машины строились так, чтобы достичь максимальной автономности полёта (время в воздухе без возврата на основной аэродром): разработчики установили уникальную для подобных лайнеров систему заправки в воздухе и увеличили топливные баки. Данные о продолжительности полёта засекречены, но экипаж «Боинга» говорит про восьмидневный беспрерывный полёт.
Одна из главных оборонительных функций самолёта — защита экипажа от электромагнитных волн и радиоактивных частиц, вызванных ядерным взрывом. По этой причине фюзеляж дополнительно укреплён, существенно сокращено количество иллюминаторов (в Ил-80 отсутствуют все, кроме остекления кабины), дверей для людей и люков для грузов.
Состав электротехнического оборудования самолётов засекречен, но исходя из задач машин и информации от побывавших на борту, большая часть оборудования представляет собой простые технологии из 70-ых и 80-ых.
Это достаточно распространённое заблуждение (о современной электронике на борту — прим. TJ ), но у самолёта нет тачскринов или других подобных технологий в кабине пилотов или где-либо ещё. Условия, при которых данный самолёт должен летать, требуют аналоговых технологий. Современная электроника просто сгорит во время ядерной войны.
Оба самолёта содержат не только места для работы персонала, но и необходимые бытовые помещения — кухни, душевые и комнаты отдыха. Из-за дополнительного оборудования и укрепления несущей части самолёта (планера) для защиты вырос и его финальный вес. По этой причине управляют им лишь пилоты высшего класса, а для взлёта и посадки используются подготовленные полосы.
Уникальность самолётов обеспечила им известность за пределами армии. В США воздушные командные пункты часто называют «самолётами Судного дня», подразумевая, что они останутся последними укрытием власти в случае ядерной войны. Неизвестно, кто и в какой момент дал прозвище воздушным судам, но название стало нарицательным и для российских разработок.
Об усовершенствовании лётных характеристик Ил-80 информации нет. У Boeing существовала модификация E-4A, у которой были базовые двигатели, а большинство оборудования переставили с предшественника EC-135. К 1985 году самолёты унифицировали, закрепив название E-4B «Nightwatch».
Несмотря на всю схожесть, российские и американские самолёты используются совершенно по-разному. «Боинг» сопровождает президента США в каждой поездке, а один самолёт используется министром обороны как стандартный транспорт в зарубежных командировках. Колоритный борт иногда путают с самолётом президента США из-за внешней схожести — Boeing VC-25 также базируется на Boeing 747.
Самолёт пользуется популярностью. Моё самое яркое воспоминание — когда в Мюнхене мы заметили пилотов президента Путина, сидящих в кабине своего самолёта и фотографирующих наш.
11 сентября 2001 года, сразу после атаки на Башни-близнецы, свидетели говорили о кружащем в небе крупном самолёте. Никто не смог идентифицировать борт, но достаточно быстро возникли теории заговора: якобы «Боинг» был в небе до тарана террористами зданий, а с его борта власти координировали действия. Скептики предполагают, что на разведку в беспилотную зону отправили один из «самолётов Судного дня» для оценки обстановки, а в небе, возможно, был «младший брат» Boeing E-6 Mercury с той же задачей.
В тот же день сделали известное фото американского самолёта на аэродроме военной части в штате Небраска, куда прилетел Джордж Буш. На базе «Оффатт» базируются все четыре E-4B, и там же расположен бункер, в котором временно укрылись высшие чины правительства США.
В отличие от американского судна, интерьер российского судна неизвестен. Отдел по связям с общественностью 55 авиационного крыла Военно-воздушных сил США несколько раз демонстрировал на видео бытовые условия и даже рабочие места операторов «Боинга».
Российский самолёт остаётся большей загадкой — чаще всего его наблюдают при перегонах к местам предполагаемого ремонта или модернизации. Общественности самолёт показали только в 2005 году, подробно не раскрывая характеристики.
Часто «российские самолёты Судного дня» обнаруживают в полном составе на аэродроме базирования Чкаловский. Военные журналисты отмечают, что Ил регулярно участвуют в учениях, но о боевом применении, хотя бы как пункта связи, информации нет.
Наиболее известное появление самолёта случилось в 2010 году, когда Ил-80 участвовал в Параде Победы. Борт пролетел в сопровождении истребителей МиГ-29 над Красной площадью.
7 декабря СМИ сообщили о краже оборудования с Ил-80, стоящего на модернизации в городе Таганрог. Он проходит обслуживание и модернизацию по программе обновления всех воздушных командных пунктов, запланированной ещё в 2015 году. Причины задержки неизвестны, но зачастую основной проблемой называют различную комплектацию каждого самолёта.
Советские инженеры, выполняя заказ военных, ориентировались на существующие в тот момент рода войск (объединения с уникальной функцией и одинаковым вооружением). Распад СССР и многочисленные реформы российской армии оставляли воздушные пункты без планового обновления. Текущие работы часто называют унификацией.
Различные источники и эксперты военной отрасли спорят как о размере ущерба, так и о последствиях кражи. Про похищенное оборудование иногда говорят как об отслужившим и бесполезном, а иногда предполагают раскрытие государственной тайны. Последнее считается маловероятным, так как любое сложное радиотехническое оборудование работает только в комплексе, а получение некоторых деталей не позволит восстановить алгоритмы шифрования связи или получить значимые технологии обработки информации.
Целью кражи, вероятно было не столько само оборудование, сколько драгоценные металлы, входящие в его состав. Военные средства связи производятся с большим запасом надёжности, что означает повышенное содержание золота, серебра и даже платины в контактах системных плат.
Неизвестно, как злоумышленники попали в самолёт и как сняли оборудование. Фюзеляж любого самолёта — многослойная структура, которую невозможно сломать подручными средствами, а демонтаж радиотехнического оборудования требует специальных навыков и знаний.
С американским самолётом последний крупный инцидент произошёл в 2019 году, когда затопило часть ангаров на военной базе в Небраске. Ни один из специальных бортов не пострадал, но повреждения инфраструктуры базы не позволяли выполнить обслуживание самолётов в полном объёме.
Погода вредит «Боингам» не первый раз. В 2017 году торнадо повредил два из четырёх бортов. Третий самолёт находился на модернизации в Техасе, что означает лётную готовность только одного борта. СМИ называли E-4 устаревшими и поднимали вопрос о целесообразности второго по дороговизне судна в истории военной авиации США. Производство каждого самолёта обошлось казне в 258 миллионов долларов.
Обострившиеся отношения между странами-владельцами «самолётов Судного дня» напомнили о возможности глобального конфликта, включая обоюдные массированные бомбардировки. И если в начале века власти рассматривали сокращение затрат на стратегическое вооружение, то к 2020 всё чаще распространяется информации о замене самолётов на новые.
В середине 2010-ых окружение Джорджа Буша предлагало отказаться от дорогостоящих самолётов, которые будут полезны только в случае глобальной войны. Именно после этих событий E-4B стал штатным транспортом Министра обороны США, чтобы оправдать содержание и обслуживание простаивающего доработанного Boeing 747.
Вопросы списания действующих судов и замены на более современные периодически поднимаются как в России, так и в США. Американское командование рассматривает план, согласно которому тяжёлый E-4B заменят на более лёгкий и дешёвый в обслуживании самолёт. Базой может стать как Boeing E-6 Mercury, так и некая новая разработка. Впрочем, для текущей машины это уже третий раз, когда говорят о её замене или модернизации.
Российские Ил-80 отчасти стали жертвой распада Советского Союза. Базовый Ил-86 проиграл конкуренцию иномаркам на открытом рынке из-за маломощных и шумных двигателей.
Несмотря на высокую надёжность (одна катастрофа с человеческими жертвами за 21 год эксплуатации) выпустили всего 106 самолётов, и на данный момент ни один из гражданских самолётов не эксплуатируется.
Кризис советской, а позже и российской, гражданской авиации, не помог проекту воздушного командного пункта. Отсутствие инфраструктуры и опыта обслуживания крупных отечественных лайнеров увеличивает стоимость содержания, а малая дальность полёта (около 3800 километров против 11000 километров у «Боинга») не позволяет использовать его для международных перелётов и сопровождения президента.
В России есть два Ил-82, построенных на базе тяжёлого военного транспортного самолёта Ил-76. По своему функционалу и технической начинке самолёты, вероятно, идентичны Ил-80, но базовая модель самолёта не предназначена для длительной транспортировки пассажиров. Тем не менее, по заявлениям армейских чинов, оба типа воздушных командных пунктов модернизируются одновременно.
В октябре 2020 года ТАСС сообщило о строительстве новых самолётов, способных заменить Ил-80 и Ил-82. Судна построят на базе Ил-96-400М, производство которого возобновили после десятилетнего простоя. Самолёт представляет собой Ил-96-300 (модификация Ил-96-300ПУ — самолёт президента России) с новыми двигателями, которые создаются в рамках сотрудничества с Китаем по созданию нового дальнемагистрального пассажирского самолёта.
Об аналогах Boeing E-4B и Ил-80 в мире ничего неизвестно. Страны НАТО и «основные союзники вне НАТО» используют «Боинги» на базе модели 707, узкофюзеляжные Embraer и Saab как авиационные системы дальнего радиообнаружения и наведения. Управление войсками не является основной задачей подобных самолётов, но такая функция упоминается у израильской разработки, которая может базироваться даже на транспортном Ил-76.
Другие ядерные державы не заявляли о существовании и не демонстрировали свои собственные «самолёты Судного дня». Йенс Столберг, генеральный секретарь НАТО, рассказал, что военные всё больше внимания уделяют развитию искусственного интеллекта и Big Data, а не традиционному вооружению, к которым относятся воздушные разведчики и командные пункты.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.