Что значит самоконтроль в учебе

Что значит самоконтроль в учебе

Самоконтроль в обучении — это выявление, измерение и оценивание собственных ЗУН и достигнутых результатов развития.

Самооценка в обучении — это умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями.

Приходя в 1 класс ребенок не владеет ни действиями самоконтроля, ни действиями самооценки. Эти операции расположены в зоне его ближайшего развития.

В 1-2 классах овладение самоконтролем для детей выступает как самостоятельная форма деятельности, внешняя, по отношению к основной задаче. (Ребенок считает, я написал (нарисовал, сделал) просто замечательно, а учитель пусть проверит. Ребенок закрывает и сдает тетрадь).

Поэтому учитель должен в это время специально обучать детей контролировать себя (систематически и настойчиво). Обязательными условиями формирования этих действий являются:

выделение критериев оценивания;

постоянное побуждение к контролю своей деятельности в различных формах ( а не только голословно: проверь!).

В результате систематической работы учителя контроль становится необходимым элементом учебной деятельности сначала по результату, а затем и в процессе деятельности.

Установлено, что умение и желание осуществлять самоконтроль положительно стимулирует учебную деятельность.

Ученик овладел действиями самоконтроля, если он умеет:

сравнивать результат своей деятельности с эталоном;

анализировать правильность (неправильность) мвыбора способа учебной деятельности и средств достижения цели;

осуществлять поиск ошибок в чужой и своей работах, анализировать причины их появления и определять пути их устранения.

Можно выделить следующие уровни освоения действий самоконтроля:

ребенок самостоятельно не замечает ошибок при проверке и находит ошибки и устраняет их только при помощи взрослого или другого ученика;

ребенок находит ошибки самостоятельно и устраняет их после окончания работы;

ученик находит их и устраняет ошибки в момент их совершения, т.е. в процессе работы;

ученик не допускает появления ошибки, мысленно предупреждает ее появление.

При правильно построенной учебной работе к концу обучения в начальной школе большинство учащихся имеют 3 и 4 уровень развития самоконтроля.

Источник

Роль самоконтроля в процессе обучения

Роль самоконтроля в процессе обучения – один из важнейших факторов самостоятельной деятельности учащихся.

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных особенностей.

Наивысшие возможные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей, воспитателей, школы в целом совпадают с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по “образовыванию” себя. Одна из важных задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребенком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку и контроль своей учебной деятельности. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность, как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

Наблюдения за обучающими, беседы с коллегами показали, что в реальной практике обучение приёмам самоконтроля осуществляется стихийно.

Учителя нередко стремятся объяснить неумение детей контролировать собственную деятельность особенностями формально-динамических характеристик их психики. Условия для становления видов самоконтроля практически не создаются.

На мой взгляд, это связано с тем, что недостаточно внимания уделяется разработке общих методов, приёмов формирования самоконтроля у младших школьников.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к культивированию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечивается контрольной частью учебной деятельности и именно с

формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для

Изучению роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психолого – педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматриваются, как необходимое условие успешности обучения (Н.И.Гуткина), подчёркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В.Апухтина, Л.Ф.Фёдорова).

Значительный вклад в разработку проблемы формирования самоконтроля обучающихся внесли российские педагоги.

Н.И.Пирогов считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет устоявшихся рецептов и шаблонов. «В педагогике, как и во всяком другом искусстве, нельзя закабаливать их в одну форму».

В тоже время он подчёркивал, что деятельность педагога и обучающего не могут быть противоположными, поскольку определяются единой целью педагогического процесса.

Большой глубиной и оригинальностью отличались взгляды К.Д.Ушинского.В своих трудах он делал упор на развитие у обучающихся умения самостоятельно работать. При этом он указывал, что нельзя учеников оставлять один на один с учебной задачей, пока они не овладеют правильными навыками самоконтроля в процессе обучения.

К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Константин Дмитриевич считал, что процесс учебной деятельности обучающихся представляет собой переходы от конкретного к абстрактному, отвлечённому, от представлений к мысли, и это полностью соответствует требованиям человеческой природы.

Создавая свою педагогическую систему, В.А.Сухомлинский разработал ряд правил, соблюдение которых обеспечивает эффективное формирование самоконтроля в учебной деятельности обучающихся:

нельзя строить процесс обучения только на заучивании;

нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счёт частых напоминаний, выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения;

нельзя в своём изложении нового материала делать буквально всё

совершенно понятным, нетрудным, так как это освобождает

обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от

интеллектуальных находок, от умственного труда;

необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда, особенно в области обучения;

нельзя обучать человека, не организовав его самообразование.

Эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования следующих методов и приёмов.

В начале обучения наиболее приемлемым методом является объяснительно – иллюстративный. Наиболее частое использование этого метода в учебном процессе можно объяснить тем, что у учащихся очень медленно формируется навык самоконтроля и уровень развития интеллектуальной деятельности вначале работы над развитием этого навыка является недостаточным, поэтому преподнесение учебного материала с помощью этого метода является оптимальным.

По мере продвижения детей в развитии используется частично – поисковый метод, так как к этому времени у учащихся сформировано умение самостоятельно работать с информацией.

При успешном овладении учащимися базовых знаний реализуется проблемное обучение.

В каждый метод обучения как неотъемлемая составная часть включены определённые приёмы:

фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания;

составление плана действий.

Осмысленная учебная деятельность должна иметь три составных части:

а) ориентировочно – мотивационную;

б) операционально – исполнительную;

в) рефлексивно – оценочную.

Все они должны быть не только осознаны, но и реализованы полностью. И если вторая часть учебной деятельности непременно присутствует, то о первой и третьей части это сказать нельзя. Когда нет ориентировочно – мотивационной части, деятельность превращается в хаотические отдельные действия, не соединённые чётко осознаваемой целью. При отсутствии третьей части, в которой должно быть место самоконтролю и самооценке, деятельность становится состоящей из случайных и некорректируемых действий. Задача педагога – обучить учащихся построению такой учебной деятельности, которая охватывает все её составляющие части.

Работая над созданием условий для развития самоконтроля у младших школьников, я стремилась организовать взаимодействие различных субъектов образования по следующим направлениям:

обоснование учащимся и родителям необходимости самоконтроля в учебной деятельности;

ознакомление учеников и родителей со специально разработанными, постепенно усложняющими приёмами осуществления самоконтроля;

систематическое использование в качестве необходимых составных элементов учебной деятельности приёмов самоконтроля.

Работа была построена в соответствии с логикой, которая учитывает возрастные особенности младшего школьника, характер его мышления и особенности эмоциональной сферы.

Первым важным условием обучения школьников самоконтролю является установка учителя на его осуществление. Побуждение к самоконтролю важно на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном) и на разных этапах урока.

Второе важное условие развития индивидуальности учащихся – целенаправленное формирование у школьников специальных навыков

самоконтроля на разных учебных предметах.

Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной задачи, то третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в учебной работе планов.

Планирование учения – сложный вид деятельности и вызывает у школьников определённые трудности. В сотрудничестве с учителем эти трудности могут быть преодолены, если ребят побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении домашних заданий.

При каких условиях ученик может научиться делать что – либо?

Тогда, когда он делает сам. Не смотрит за работой другого человека, не

слушает его объяснения – а делает сам. Делает посильную для него работу, а

если надо обращается за помощью к другому человеку. Только так можно научиться рисовать, лепить, решать математические задачки, хорошо писать, читать книги – научиться – научиться думать, одним словом. И вместо того, чтобы читать ребёнку лекции и заставлять его слушать ответы одноклассника у доски, надо дать ему возможность работать.

1. Прежде всего, учащихся надо обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований учителя.

Ученику надо подсказать, что сделать это он может, задавая педагогу вопросы, уточняя у него условия задачи и исходные данные, а также проверяя готовность своего рабочего места и средств труда

2. На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи учителю следует поощрять и «провоцировать» текущий (коррективный) самоконтроль учащихся.

3. На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определённого вида деятельности, после самостоятельной работы.

Вначале 1 класса (в период адаптации) наблюдая за поведением детей, глубже изучаешь и познаёшь их характер и, учитывая эти знания, направляешь их развитие. На этом этапе фиксируется исходный уровень развития умений самоконтроля.

Исходя из того, что урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе. Выполнение различного рода заданий на уроках можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение – уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.

Создавая условия для накопления детьми опыта самоконтроля, используются постепенно усложняющие задания, стимулирующие развитие итогового, пооперационного и прогностического самоконтроля:

сравнить результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

выполнить действия по развёрнутой инструкции;

сравнить промежуточный результат с эталоном;

составить проверочные задания для самоконтроля;

сравнить конечный результат с эталоном;

осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

реконструировать ошибочное действие.

Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя: усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе; анализ этой работы с целью выявления признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами самоконтроля и навыками работы с контрольно – измерительными инструментами и устройствами; овладение способами решения интеллектуальных задач; организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами.

Таким образом, наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения

специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений.

Например, по математике это могут быть задания, рассчитанные на уяснение связей между прямыми и обратными задачами, действиями и операциями. Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя. Обратимся к некоторым из таких упражнений:

1. Записать цифрами число. Проверить правильность записи, для чего выделить в записанном числе справа налево группы из 3 цифр и прочитать. (Пример числа: двадцать миллионов четыре тысячи триста семь).

2. Проверить сложением, верно ли выполнено вычитание (и наоборот).

Рекомендую использовать некоторые упражнения для формирования навыка самоконтроля.

1. Предлагаю готовое решение какой – либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.

2. Привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагает завершить его.

3. Для решения предлагаю задачу с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.

4. Решение задачи, содержит принципиальные пробелы, которые предлагаются найти ученикам.

Эти задания больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, так как при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать, им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что задание выполнено неверно. Нужна систематическая работа в этом направлении.

Эта работу строится следующим образом:

1.Создаётся потребность в самоконтроле.

После выполнения какого-либо задания учащиеся самостоятельно контролируют правильность выполнения.

Для этого они берут красный карандаш и вносят исправления, которые нашли. Но поскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей, всего классного коллектива. Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля.

2. Предлагаются учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3.Сообщается учащимся способ проверки того или иного задания, разъясняется, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты. Очень часто в этом помогают разработанные дидактические игры «Составь картинку».

4. Преднамеренно допускается ошибки на доске и просят их найти.

5. В тех темах, в которых это возможно проводятся наблюдения и практические работы, особенно по математике. Самоконтроль при выполнении таких работ осуществляется обычно повторным измерением и вычислениями (при возможности – другим способом), иногда и непосредственным измерением искомой величины.

6. Предлагается самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля. При этом ученики должны знать критерии оценки той или иной работы.

7. Предлагается учащимся проверить и оценить работу товарища.

Источник

Как научить учеников самоконтролю. Элементы самоконтроля на уроках

Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть фото Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть картинку Что значит самоконтроль в учебе. Картинка про Что значит самоконтроль в учебе. Фото Что значит самоконтроль в учебе

В свете ФГОС на первый план выдвигаются развивающие цели обучения, способствующие формированию самостоятельно мыслящей личности и обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Одной из важнейшей составляющей урока в этом ракурсе являются элементы самоконтроля.

Самоконтроль ученика на уроке — что это?

В педагогике и методике термин «самоконтроль» определяется по-разному. Но суть всех определений сводится к одному — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.

Самоконтроль ученика предполагает:

С точки зрения психологов, самоконтроль опирается на память и внимание, а важнейшую роль играет мышление. То есть, ученику нужно не просто запомнить, например, шаблон правильного решения, но и суметь объяснить порядок действий, доказать правильность выводов.

Психологи и методисты выделяют три вида самоконтроля:

Предварительный самоконтроль — самый сложный. Его осуществление возможно лишь когда ученика есть достаточный «багаж знаний», позволяющий ему оценить сложность поставленной задачи и дать оценку будущей деятельности, исходя из ее важности и сложности.

Для выполнения каждого задания можно предложить уже готовый алгоритм. Например, при решении примеров по математике:

На уроках русского языка учить детей вычленять отдельные этапы работы помогают диктанты. Например, дети написали диктант. Учитель собирает тетради, но не проверяет. Через 2-3 дня тетради раздаются вновь и предлагается проверить заново, учитывая только правильность написания слов. То есть, анализируются только орфограммы. Тетради вновь собираются и раздаются еще дня через два. Теперь анализируются только пунктограммы. Весь процесс можно завершить этапом взаимопроверки.

Во-первых, это позволит ученику «свежим взглядом» просмотреть свою работу, а во-вторых, учит последовательности самопроверки.

Примеры внедрения элементов самоконтроля в структуру современного урока

Обучение самоконтролю не является разовой акцией. Это сложный процесс, которому учат в течение всех лет обучения. В идеале ребенок должен самостоятельно уметь выбирать эталон решения и составлять полноценный алгоритм выполнения задания, уметь вычленять в этом алгоритме самые трудные этапы и намечать пути самосовершенствования.

Этапы обучения самоконтролю

То есть, на подсознательном уровне фиксируется взаимосвязь: правильное решение = победа.

На первых порах учитель сам предоставляет готовый эталон, образец, ученикам необходимо лишь сверить свои результаты. Лучше всего с этой задачей справляются разнообразные дидактические игры. Они, во-первых, оживляют процесс обучения, во-вторых, вводят элемент соревновательности. А самое главное — учат внимательности и скорости мышления.

Вот несколько способов, которые вполне окажутся под силу самым маленьким ученикам:

Этот этап самоконтроля можно вводить уже во 2-3 классах, когда ребенок в состоянии логически изложить свои выводы.

На уроках математики:

В старших классах вместо забавного рисунка подобным образом можно зашифровать цитату, фразу, правило и т.д.

Приемы самоконтроля для данного этапа:

Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть фото Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть картинку Что значит самоконтроль в учебе. Картинка про Что значит самоконтроль в учебе. Фото Что значит самоконтроль в учебе

Например, ученикам предлагается составить кластер для имени существительного. Дается только слово, на «лучах» схемы учащийся должен написать все признаки, по которым можно узнать имя существительное: вопросы «Кто? Что?», «обозначает предмет или лицо», категория одушевленности/неодушевленности, собственные/нарицательные, изменение по родам, изменение по падежам и т.д.

Неплохо работает и обратный вариант — когда дается перечень признаков, а ученикам необходимо узнать обозначенный предмет. Например, на уроке литературы можно указать несколько характерных черт героя произведения, а ученики должны назвать имя этого героя.

Это самый сложный этап, который подготавливает учеников к предварительному самоконтролю.

Один из приемов, которые возможны: анонсированная контрольная. То есть ученикам заранее, недели за две, сообщается о проведении контрольной и дается перечень тем, которые будут затронуты в работе. Ученикам предстоит разработать план подготовки, вычленить из плана те пункты, которые представляют трудности для данного ученика (возможно, эту тему он пропустил) и далее — планомерна подготовка с решением подобных заданий. Главное, чтобы учитель постоянно контролировал эту подготовительную работу, а не пускал все на самотек, иначе смысл анонса теряется, а ученики, как всегда, кинутся готовиться в последний вечер перед контрольной.

Обучение самоконтролю — это объемная, многоплановая и многоэтапная работа, стоящая перед современным учителем. И результат будет, если приемы самоконтроля будут использоваться регулярно, на каждом уроке, а не от случая к случаю.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста

Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть фото Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть картинку Что значит самоконтроль в учебе. Картинка про Что значит самоконтроль в учебе. Фото Что значит самоконтроль в учебе Галина Морозова
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста

Известно, что учебная деятельность – ведущая деятельность учащихся младшего школьного возраста. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимают такую деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность как специфическая форма индивидуальной активности осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Младший школьный возраст – период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Целостная учебная деятельностьвключает в себя следующие основные потребности и мотивы: учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки.

Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки,имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как ее субъекту, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

Результаты исследований Ю. К. Бабанского, Н. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, П. М. Эрдниева показывают, что результативность и успешность деятельности учащихся в процессе обучения зависят от умения критически оценить свои знания, обнаружить пробелы, недоработки, ошибки, провести анализ причин их возникновения и внести коррективы в свою деятельность.

Многие исследователи проблемы формирования самоконтроля в процессе обучения отмечают, что школа в настоящее время не формирует в достаточной степени его умений у учащихся (Т. Н. Гавакова, А. С. Лында, П. М. Эрдниев и др.).В числе причин такого положения называются следующие: недостаточное понимание учителями роли и значения самоконтроля, стихийность и нерегулярность обучения ему, неумение педагога организовать самоконтроль у школьников.

Чтобы сформировать умения самоконтроля у учащихся,учителю необходимо знать: его сущность и содержание, особенности формирования и осуществления самоконтроля в учебном процессе учащимися разных возрастных групп, знать его, приемы и средства.

В психолого-педагогической литературе нет единой трактовки понятия самоконтроля. Так в педагогическом словаре самоконтроль рассматривается как осознание, оценка, регулирование субъектом своих действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованием общества к поведению человека. Навыки самоконтроля формируются у детей в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности под влиянием взрослых. Воспитывать навыки самоконтроля необходимо уже с дошкольного возраста, постепенно совершенствуя и усложняя их в процессе возрастного развития [13; с. 510].

Психологический словарь рассматривает самоконтроль как произвольную регуляцию, которая предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию. Процесс самоконтроля предполагает так же наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемом действии, состоянии. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например в стрессовой ситуации [ 12; с. 351].

Более существенные черты самоконтроля (его структурные составляющие и акты умственных действий, направленные на осуществление самоконтроля, можно обнаружить в определениях И. В.Страхова: «Самоконтроль – форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в практической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов». Психологи обращают внимание на сущность самоконтроля как средства, условия саморегуляции поведения, подчеркивая, что крайне важно приучать учащихся к самоконтролю, вырабатывать у них умение самостоятельно прибегать в случае необходимости к конкретизации выполняемых ими отвлеченных операций, учить их самостоятельному использованию наглядных схем, формировать у них умение актуализировать представления, стоящие за теми или иными словами [21; с. 308].

Что касается самоконтроля в учебной деятельности, то большим

шагом вперед в изучении этого вопроса явились работы русских педагогов и психологов К. Д. Ушинкого, П. П. Блонского и других, которые подчеркивали значение воспитания самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения.

К. Д. Ушинский в своих работах конкретно рассматривает следующие методы воспитания самоконтроля: активное повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление ими своих ошибок. Особенно много внимания уделяет К. Д. Ушинский самоисправлению учащимися своих ошибок. «Как мало впечатления, – пишет он, – во многих школах производила на детей поправка ошибок со стороны учителя! Часто ученики не брали на себя труда даже взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова». Поэтому пересмотр и исправление ошибок «можно сделать посредством самих же учеников». Отсутствие методически правильной работы над ошибками, недооценка взаимного контроля и самоконтроля за правильностью письма часто бывает «причиной неисправимой потом ошибочности в письме».

На необходимость формирования привычки самоконтроля в процессе выполнения учебного труда указывал П. П. Блонский. По его мнению, ребенок, работая над учебным материалом,должен сам себе задавать вопрос: «Правильно или нет?», сопоставляя при этом свои действия с эталоном. «Усвоение без проверки – простая безотчетно происходящая работа памяти; усвоение, контролируемое самопроверкой, – память, работающая под контролем мышления».

В работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина и других психологов самоконтроль рассматривается с позиций концепции формирования учебной деятельности. Самоконтроль они считают одним из ведущих компонентов процесса формирования учебной деятельности наряду с мотивами, целями, учебными действиями, оценкой. В учебные программы со временем должны войти усложняющиеся (от возрасту к возрасту, от класса к классу) системы учебных задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и самооценки.

В учебной деятельности самоконтроль чаще всего связывается со сличением выполняемых действий с известным верным ответом или образцом, который задается извне. Однако при творческом выполнении деятельности, с одной стороны, образец не всегда бывает известен, с другой, самоконтроль конечного результата деятельности в случае неверного ее исполнения, не несет содержательной информации о месте и характере допущенной ошибки. Поэтому особое значение приобретает самоконтроль как осознание выполняемой деятельности в процессе ее осуществления [20; с. 365-369].

Необходимо развивать навыки такого самоконтроля, который не выделялся бы в самостоятельный процесс, а выполнялся бы неразрывно от производимой деятельности. Такой самоконтроль отличается от самоконтроля, производимого в виде проверочных действий или путем сравнения с заданным верным ответом, прежде всего тем, что образец, с которого происходит сличение, носит вероятностный характер. Он может уточняться, даже меняться в процессе деятельности, поэтому для процесса самоконтроля особенно важным является осознание производимых действий.

Если самоконтроль, осуществляемый с помощью образца данного или добываемого, можно заменить контролем со стороны, то самоконтроль как осознание выполняемой деятельности заменить нельзя.

Проект для учащихся старшего школьного возраста «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде» «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ» Введение Актуальность темы формирования толерантного поведения подрастающего.

Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.

IQ детей дошкольного и младшего школьного возраста Консультация для родителей «IQ детей дошкольного и младшего школьного возраста». подготовила Корякина Валерия Сергеевна (старший.

Кинолекторий для учащихся среднего и старшего школьного возраста «С книжных страниц на большой экран» МКОУ «Издешковская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области Литературный кинолекторий «С книжных страниц.

Мастер-класс «Методы коррекции и развития учебной деятельности воспитанников социального центра младшего школьного возраста» Мастер класс «Методы коррекции и развития учебной деятельности воспитанников младшего школьного возраста» Ведущий мастер- класса: социальный.

Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть фото Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть картинку Что значит самоконтроль в учебе. Картинка про Что значит самоконтроль в учебе. Фото Что значит самоконтроль в учебеМастер-класс «Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями для учащихся младшего школьного возраста Мастер-класс:»Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями. Предлагаю попробовать создать забавного цыпленка из одноразовой ложки. Такой.

Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста. Аннотация: в статье раскрыто понятие «самоконтроль» и.

Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть фото Что значит самоконтроль в учебе. Смотреть картинку Что значит самоконтроль в учебе. Картинка про Что значит самоконтроль в учебе. Фото Что значит самоконтроль в учебеРазвитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста» из опыта работы Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это согласованные.

Повышение мотивации к учебной деятельности младшего школьника С 1 января 2010 года в действие был введён Федеральный государст-венный образовательный стандарт начального общего образования. В основе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *