Что значит самбо 70
Руководство
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70» Департамента спорта города Москвы – одно из ведущих столичных образовательных учреждений спортивной направленности.
Легендарная школа была основана 28 сентября 1970 года Давидом Львовичем Рудманом – заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером СССР.
Главной особенностью Центра спорта и образования «Самбо-70» является уникальная методика совмещения тренировочного и образовательного процессов, когда с ребенком одновременно работает и тренер, и учитель. Ежегодно более 1 100 детей не только занимаются спортом, но и получают среднее образование в «Самбо-70». И здесь тоже есть повод для гордости: за годы работы школа подготовила 118 золотых и 19 серебряных медалистов. Выпускники «Самбо-70» успешно поступают и проходят обучение в ведущих ВУЗах страны.
За долгие годы существования из стен «Самбо-70» вышли более 50 000 воспитанников. Среди них:
С 1992 по 2021 год школой руководил Ренат Алексеевич Лайшев – заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный тренер России, доктор педагогических наук, профессор, депутат Московской городской Думы VI созыва.
В 2013 году к Центру спорта и образования «Самбо-70» были присоединены шесть спортивных учреждений Юго-Западного административного округа Москвы. Школа превратилась в одно из крупнейших учреждений спортивной направленности в Москве и в России с контингентом занимающихся, превышающим 16 000 человек.
Сегодня в «Самбо-70» функционируют отделения по 25 видам спорта:
Уникальная модель Центра спорта и образования «Самбо-70» активно используется на всей территории России. Сегодня филиалы «Самбо-70» открыты более чем в 70 городах: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Сочи.
История
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70» Департамента спорта города Москвы – одно из ведущих столичных учреждений спортивной направленности.
Легендарная школа была основана 28 сентября 1970 года Давидом Львовичем Рудманом – заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером СССР.
Сегодня Центр спорта и образования «Самбо-70» — комплекс спортивных объектов, расположенных по всей территории Юго-Западного административного округа Москвы. Фактически, «Самбо-70» — одно из крупнейших в столице и в России спортивных объединений, которое отвечает за развитие физической культуры и спорта для целого полуторамиллионного административного округа.
Главной особенностью Центра спорта и образования «Самбо-70» является уникальная методика совмещения тренировочного и образовательного процессов, когда с ребенком одновременно работает и тренер и учитель. Более 1 100 детей не только занимаются спортом, но и получают среднее образование в «Самбо-70». И здесь тоже есть повод для гордости: за годы работы школа подготовила 106 золотых и 19 серебряных медалистов. Выпускники «Самбо-70» успешно поступают и проходят обучение в ведущих ВУЗах страны.
За долгие годы существования из стен «Самбо-70» вышли более 40 000 воспитанников. Среди них:
30 лет школой руководит Ренат Алексеевич Лайшев – выпускник первого выпуска школы «Самбо-70», заслуженный тренер России, доктор педагогических наук, профессор, депутат Московской городской Думы VI созыва.
В 2013 году к Центру спорта и образования «Самбо-70» были присоединены шесть спортивных учреждений Юго-Западного административного округа Москвы. Школа превратилась в одно из крупнейших учреждений спортивной направленности в Москве и в России с контингентом занимающихся, превышающим 16 000 человек.
Сегодня в «Самбо-70» функционируют отделения по 25 видам спорта:
Уникальная модель Центра спорта и образования «Самбо-70» активно используется на всей территории России. Сегодня филиалы «Самбо-70» открыты более чем в 70 городах: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Сочи.
ИСТОРИЯ
Представить историю «Самбо-70» в полном объеме достаточно трудно. Школе можно было бы посвятить несколько книг. Одну – о людях, другую – о спортивном воспитании, третью – о педагогических находках, четвертую – по психологии, пятую – о молодежи…
28 сентября 1970 года основатель «Самбо-70» заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта Давид Львович Рудман провёл первую тренировку секции самбо в школе № 113. На тренировке присутствовало 13 человек. С этого дня и начинается история школы. Через некоторое время на общем собрании ребята выбрали название – «Самбо-70». Рудман собрал мальчишек, которые хотели заниматься спортом, но не понимали, что это такое. Было много трудных подростков.
Есть несколько важных моментов, которые легли в основу спортивной педагогики Рудмана. В первую очередь это создание команды единомышленников, организация мальчишеского самоуправления, гармоничное развитие личности каждого юного спортсмена. Созданный в марте 1971 года Совет клуба (далее Совет комиссаров, ныне – Совет капитанов) стал органом самоуправления «Самбо-70». На заседании совета обсуждались текущие дела, разбирались конфликты, назначались дежурные, принимались важные решения, связанные с жизнью клуба.
В мае 1971 года «Самбо-70» было выделено помещение на улице Островитянова. Ребята сами переоборудовали помещение бывшего «Красного Уголка» в благоустроенный спортивный зал с раздевалками и душем. С 1971 года «Самбо-70» – военно-патриотический клуб. В 1973 году «Самбо-70» получает статус детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ). Появились новые тренеры, учебные группы. Соревнования и победы стали обычным делом. В 1977 году «Самбо-70» заняла второе место на Первенстве Москвы, Константин Фелицын стал победителем первенства СССР среди юношей, а Виктор Астахов занял третье место на чемпионате страны среди взрослых. О «Самбо-70» заговорили как о Школе чемпионов.
Мальчишки-самбисты со своей спортивной активностью, многочисленными тренировками, синяками и растяжениями для обычной общеобразовательной школы не подарок. Чтобы поправить положение, в школе по соседству (№ 930) организовали два специализированных класса самбистов, а к 1975 году их стало уже четыре. Очень сложно было ребятам из спортивных классов заниматься в обычной общеобразовательной школе: особый режим дня, тренировки, соревнования. Настоящими хозяевами мальчишки чувствовали себя только в родном клубе, построенном своими руками.
Возникла идея создать школу, полностью состоящую из самбистов, то есть объединить клуб «Самбо-70», ДЮСШ и общеобразовательную школу (выбор пал на школу №8) в единое целое. В итоге новый (1976/1977) учебный год начинали девять классов самбистов, которые могли теперь учиться, «не отходя от ковра». И снова – ремонт и обустройство. Запущенное здание было приведено в порядок в рекордно короткие сроки. Трудились все: и учителя, и родители, и тренеры, и сами мальчишки. В 1977 году в «Самбо-70» состоялся первый выпуск спецкласса. В этом спецклассе учился будущий генеральный директор «Самбо-70», заслуженный тренер России Ренат Алексеевич Лайшев и старший тренер отделения каратэ «Самбо-70», заслуженный тренер России Дмитрий Юрьевич Котвицкий.
Последним для «Самбо- 70» грандиозным переездом, сопровождавшимся «большой стройкой», был переезд на нынешнее «место жительства». В 1978 году на окраине лесопарка Тропарево в московском микрорайоне Тёплый Стан началось строительство нового здания.
Когда Давид Рудман покинул cвой пост в 1990 году и ушел в бизнес, школа не избежала той участи, которая постигла страну в то время. В «Самбо-70» пришли развал и запустение. Начали уходить тренеры и учителя. В 1992 году школу возглавил нынешний генеральный директор «Самбо-70» Ренат Алексеевич Лайшев. Его поддержали все в этом выборе, в том числе и Давид Львович Рудман, который так напутствовал своего преемника: «Найти человека в жизни – это большая редкость. Я, как твой учитель, счастливый человек. Я нашел тебя. Мой труд не пропадет даром. Мне есть кому передать свое детище. Я передаю Школу тебе».
Из воспоминаний Рената Лайшева: «Надо было просто брать швабру и начинать работать. Залатать дыры, выкачать воду из подвалов». Засучив рукава в прямом и переносном смысле, новый директор взялся за возрождение «Самбо-70».
Одним из серьезных шагов стало объединение учебной и спортивной части под одной крышей. К концу 1992 года школа №8, СДЮСШОР №2, клуб «Самбо-70», общеобразовательная школа № 1109 и филиал клуба на ул. Островитянова были объединены в учебно-спортивный комплекс «Самбо-70».
С самых первых дней директорства перед Лайшевым встали две основные задачи: возрождение славных традиций, духа «Самбо-70» и одновременно создание комфортных условий для работы, тренировок и учебы. Чтобы каждому взрослому и ребенку, которые проводят в Школе практически целый день, с раннего утра до позднего вечера, было уютно и комфортно.
Умелая организация, отличные спортивные залы, бассейн, сауна, столовая, в которой действительно хорошо кормят, комнаты отдыха и десятки учеников-помощников – всё это позволило «Самбо-70» стать одним из самых популярных и престижных центров проведения соревнований по самбо и дзюдо.
В 2000 году происходит реорганизация УСК в Центр Образования «Самбо-70», который включает в себя следующие подразделения:
В 2000 году воспитанник «Самбо-70» дзюдоист Дмитрий Носов на Олимпийских играх в Афинах завоевывает бронзовую медаль. Спортсмены побеждают на Чемпионатах мира и Европы, Юношеских играх, Спартакиадах школьников. Под флагом «Самбо-70» проводятся важнейшие спортивные соревнования.
В 2012 году воспитанник «Самбо-70» Александр Михайлин становится серебряным медалистом по дзюдо Летних Олимпийских игр в Лондоне.
К 2013 году в Центре Образования «Самбо-70» занимаются уже более 6 000 человек по семи видам спорта: самбо, дзюдо, каратэ, бокс, художественная гимнастика, спортивные танцы, сумо.
В 2013 году, по распоряжению Правительства Москвы, проходит реорганизация. В структуру «Самбо-70» вошли шесть спортивных школ Юго-Западного Административного округа Москвы. Они были реорганизованы в отделения «Самбо-70»: «Юность», «Черёмушки», «Битца», «Олимпия», «Севастопольский», «Хрустальный». Количество занимающихся выросло до 16 000 человек. В настоящее время в «Самбо-70» представлены 24 вида спорта: самбо, дзюдо, каратэ, спортивные танцы, художественная гимнастика, сумо, бокс, плавание, боулинг, городошный спорт, лёгкая атлетика, спортивное ориентирование, футбол, лыжные гонки, настольный теннис, спортивная гимнастика, тхэквондо, греко-римская борьба, кикбоксинг, бейсбол, фигурное катание на коньках, акробатический рок-н-ролл, эстетическая гимнастика.
C января 2014 года «Самбо-70» – это Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70» Департамента физической культуры и спорта города Москвы. В феврале 2014 года в Сочи на Зимних Олимпийских играх воспитанница отделения «Хрустальный» фигуристка Юлия Липницкая становится олимпийской чемпионкой в командных соревнованиях.
В 2016 году на летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в составе сборной России по спортивной гимнастике выступили сразу три воспитанницы отделения «Олимпия». Мария Пасека, Дарья Спиридонова, Седа Тутхалян стали серебряными призерами Олимпийских игр в командных соревнованиях, также Мария Пасека завоевала «серебро» в опорном прыжке.
В 2017 году был переименован департамент — теперь это Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70» Департамента спорта и туризма города Москвы.
В 2018 году на Олимпийских играх в Пхёнчхане (Южная Корея) наша сборная выступала под нейтральным флагом и как сборная олимпийских атлетов из России. Воспитанницы отделения «Хрустальный» Евгения Медведева и Алина Загитова завоевали серебряные медали в командных соревнованиях. В одиночном катании среди женщин Алина Загитова стала олимпийской чемпионкой, Евгения Медведева стала серебряным призером.
Осенью 2018 года был переименован департамент — теперь это Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70» Департамента спорта города Москвы.
Сегодня Центр спорта и образования «Самбо-70» занимает целый комплекс зданий на улице Академика Виноградова в московском микрорайоне Тёплый Стан, 7 спортивных сооружений на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, а также филиалы школы по всему городу Москва.
Этапы становления «САМБО-70»:
© 2021 Сайт воспитанников и выпускников «Самбо-70».
Все права защищены.
«Отборовшись на турнире, они спят на литературе»: как учатся дети-спортсмены
Тысячи детей в России с раннего возраста занимаются профессиональным спортом. Уже на рубеже первого класса их родители должны определиться: либо делать акцент на спорт, выбрав домашнее или индивидуальное обучение; либо каждый день ходить в школу, но навсегда оставить мечту стать олимпийским чемпионом. В Москве для спортсменов есть своя альтернатива — легендарная школа «Самбо-70».
Интернаты и училища олимпийского резерва: куда может пойти учиться школьник-спортсмен
СШОР, спортивная школа олимпийского резерва, — в этой известной всем аббревиатуре фигурирует и слово «школа». Но, вопреки названию, получить обязательное среднее образование здесь невозможно. Гимнастика, фигурное катание, футбол, любой другой вид спорта из олимпийской программы и не только — пожалуйста. Но овладевать азами математики и русского языка придётся в обычной школе, параллельно с занятиями спортом.
13-летний чемпион России среди юниоров по фигурному катанию Даниил Самсонов признаётся, что время открыть учебник у него есть только в машине — по дороге с тренировки домой и обратно. Так живут тысячи юных спортсменов, особенно если многочасовые занятия на профессиональном уровне начинаются с шести лет и раньше. Речь, в первую очередь, о фигурном катании, спортивной и художественной гимнастике, большом теннисе.
Для этих детей, у которых по две-три тренировки в день и соревнования каждые выходные, регулярно ходить в общеобразовательную школу — это утопия
Единственный выход, как угнаться за двумя зайцами, который прямо сейчас готова предложить система, — это спортинтернаты и училища олимпийского резерва (УОР). Здесь действительно выстроен идеальный график: по утрам дети учатся, вечером — тренируются, и всё это в стенах одного учреждения. Но есть и минусы.
УОР, хотя и дают общее среднее образование, чаще всего не берут первоклашек. Им интересны спортсмены, уже добившиеся результата с конкретным потенциалом. Интернат снимает проблему логистики, зато порождает другую, куда более серьёзную. Ребёнок с 10-12 лет вынужден жить самостоятельно, в отрыве от родителей, в условиях жёсткой конкуренции за место в составе и внимание тренера. Теоретически именно в интернате удобней всего совмещать среднее образование и спорт. На практике, попав в систему на рубеже пятого класса, выйти из неё без нарушения привязанности почти невозможно.
Как в Самбо-70 сочетают учёбу и тренировки
Центр спорта и образования «Самбо-70» — единственное в столице учреждение, которое с первого класса открыто для начинающих спортсменов любого уровня. Среди представленных видов спорта: единоборства, спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, плавание. У центра, помимо основного, существует ещё десять отделений по всей столице. Самое известное — каток «Хрустальный», на котором занимались все наши чемпионки последних лет: Юлия Липницкая, Евгения Медведева, Алина Загитова.
Расписание уроков выглядит необычно. С утра, допустим, пара общеобразовательных предметов, потом два часа — тренировка по профильному виду спорта, потом ещё пять уроков и под конец дня — вторая тренировка. В сумме получается до десяти уроков в день. Занятия порой заканчиваются в 16.20. Это поздно по меркам обычной школы, но очень рано, если учесть, что в течение дня удаётся параллельно учиться и тренироваться.
Дети, которые занимаются серьёзным спортом отдельно, в рамках кружка или секции, чаще всего попадают домой после девяти вечера
Тамара Луговских, директор общеобразовательной школы, рассказывает: «Мы принимаем в первый класс всех желающих при условии выполнения нормативов физподготовки и отсутствия противопоказаний для занятий спортом. Можно заниматься только спортом, а учиться, например, в школе по месту жительства. Но наоборот — только учиться и спортом не заниматься — уже нельзя. Просто нет смысла ходить в нашу школу, если ребёнок не интересуется спортом. Ведь с увеличением возраста у наших учеников бывает до двух-трех тренировок в день.
Наша система невозможна без тесного взаимодействия между учителем и тренером. Постоянно нужно искать компромисс. Допустим, мы не можем пойти в выходной день в театр или в музей, потому что у ребят по выходным соревнования. Но тренер зато потом отпустит их в будни защищать какой-то проект.
Никакие спортивные успехи не снимают с ребёнка ответственности за учёбу. Замечательно, когда ребёнок мечтает стать олимпийским чемпионом. Но мы все взрослые люди и понимаем, что спорт может в любой момент закончиться. Человек должен получить образование, чтобы потом не страдать, а иметь возможность выбрать свой жизненный путь.
В прошлом году у нас было 12 медалистов из 92 выпускников. Семь человек за три экзамена набрали 220 и более баллов. Наши выпускники поступают в самые разные высшие учебные заведения. Чаще всего это РГАФК (Российская государственная академия физической культуры, с 2011 года — Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма — Прим. ред.), различные педагогические вузы, а также военные и силовые структуры. Но вообще, спектр очень большой — были и Высшая школа экономики, и биофак МГУ, например».
Дети не платят даже за школьное питание
Принципиальное отличие — центр «Самбо-70» находится в зоне ответственности Министерства спорта, а не Министерства образования. Это не влияет напрямую на систему уроков: здесь так же, как и везде, сдают ОГЭ и ЕГЭ и следуют базовому учебному плану. Есть даже уроки физкультуры, в том числе и на лыжах. Но брать детей из близлежащих домов никто не обязан.
В школу можно записаться на подготовительные занятия, а также в спортивную секцию, но зачисление в первый класс всё равно производят в порядке общей очереди. Конкурс достигает десяти человек на место. Классы в параллели делятся по спортивным дисциплинам: два класса для тех, кто занимается единоборствами, и один — для всех остальных видов спорта. Обычно именно сюда зачисляют всех девочек, в то время как два других класса — полностью мужские. Фигуристы, лыжники, легкоатлеты и другие, у кого спортивные объекты не находятся под крышей основной школы, учатся по индивидуальному плану.
В плане инфраструктуры отличия от стандартной школы разительные. Собственный бассейн, комфортные раздевалки с душем, где можно привести себя в порядок после тренировки, современные залы для гимнастики и единоборств — обычный школьный спортзал это не напоминает даже отдалённо. При этом образование и тренировки полностью бесплатные. В «Самбо-70» дети не платят даже за школьное питание. Потому что иначе это приведёт к неравенству не только в учёбе, но и в спорте. Ведь качество рациона напрямую влияет на результаты.
Реальная жизнь «Республики ШКИД»
Необычное название «Самбо-70», как нетрудно догадаться, историческое. В 1970 году Давид Рудман — первый отечественный чемпион мира по самбо — пришёл в обычную московскую школу в районе Тёплый Стан и основал секцию по самбо. На первую тренировку пришли 13 мальчишек. Когда участковый милиционер увидел список ребят, он узнал абсолютно все фамилии.
Рудман только что вернулся с главной комсомольской стройки — БАМа и назвал секцию в честь своего стройотряда — «Самбо-70». Количество занимающихся росло, очень быстро секция превратилась в военно-патриотический клуб, а к 1973 году был открыт первый спецкласс на базе общеобразовательной школы.
Отношения Рудмана и его первых учеников словно списаны с культовой повести «Республика ШКИД». Идея абсолютно аналогичная: уважение к личности каждого ученика, демократические процессы внутри коллектива, но при этом жёсткая дисциплина, основанная на авторитете учителя.
На новом поприще Рудман добился абсолютного успеха. В 1983 году он осуществил давнюю мечту — столичные власти построили для школы новое здание, которое позволяло учиться и заниматься спортом под одной крышей, не выходя на улицу. Это здание общеобразовательной школы существует до сих пор. В 2013 году к нему пристроили суперсовременный комплекс со спортивными залами и бассейном, который соединяется со старым зданием надземным переходом.
Но это уже было без Рудмана: в начале 1990-х он иммигрировал в США, а «Самбо-70» теперь возглавляет его ученик из того самого первого выпуска Ренат Лайшев. Он известен тем, что снимался в качестве актёра и каскадёра во многих советских и российских фильмах. Сейчас Лайшев — депутат Мосгордумы: «В 1990-х, когда Рудман уже ушёл в бизнес, школа пришла в ужасное состояние. В туалет не зайдёшь, везде всё грязное, дети как беспризорники. Мне стало обидно: «Почему вот мы жили счастливо, а эти дети — нет?». Я тогда предлагал возглавить школу многим друзьям, кто со мной учился. Я же был далеко не семи пядей во лбу, но тогда директор — была совершенно немодная должность. Можно было брать любую школу и работать в ней.
Как проходят уроки физкультуры в разных странах
Сейчас мы немного стесняемся своего хулиганского прошлого. Не хочу даже рассказывать, что мы творили: вдруг нынешние дети захотят повторить. Допустим, один из нынешних тренеров «Самбо-70» на спор свесился с кабинета биологии на пятом этаже, держась за один подоконник. Ещё мы в прорубь ныряли. Как все тогда выжили, непонятно.
Я горжусь, что качество образования сегодня даже невозможно сравнить с тем, что в своё время получали здесь мы. Хотя и в моём выпуске много успешных, достойных людей. Главное, что мы сохранили прежнюю дружбу и не забываем о своих корнях. Каждый помнит школу и продолжает в меру возможностей ей помогать».
Несколько уроков пару раз в неделю: как учатся звёздные школьники
Вообще, исторически и в соответствии с названием, «Самбо-70» развивало только единоборства — дзюдо, самбо, борьбу и сумо. Но около десяти лет назад в рамках курса на укрупнение к центру присоединили ещё с десяток разнообразных секций, расположенных в юго-западном округе. Это нарушило основную идею — спорт и учёба под одной крышей. Ведь новые спортивные объекты находятся даже не в пешей доступности от общеобразовательной школы. Соответственно, дети встали перед выбором: тратить время на дорогу, уходить на индивидуальный учебный план либо продолжать учёбу в своей школе, а в «Самбо-70» только заниматься спортом.
Но, как ни странно, именно новые виды спорта принесли центру мировую славу. Имена самбистов и дзюдоистов, которых «Самбо-70» растило десятилетиями, не известны никому, кроме специалистов. Зато Липницкая, Медведева, Загитова — это готовые бренды с миллионной аудиторией. Всех фигуристок вырастила тренер отделения «Хрустальный» Этери Тутберидзе. Каток там существовал уже давно, но золотые олимпийские медали появились после присоединения секции к «Самбо-70».
Выпускница школы «Самбо-70» Евгения Медведева, сдав выпускные экзамены, уехала тренироваться в Канаду. Сейчас среднее образование получает следующее поколение звёздных спортсменок. Не все ученицы Тутберидзе занимаются в «Самбо-70» — некоторые учатся в школах, которые удобнее по территориальному признаку. Хотя учатся — это громко сказано, в лучшем случае речь идёт о посещении отдельных уроков несколько раз в неделю.
Быть в школе ежедневно у спортсменок, которые уже в 13-14 лет исполняют сложнейшие четверные прыжки, нет никакой возможности
Марина Воротникова, учитель русского языка и литературы, рассказывает о своих учениках: «У меня в классах по 25 человек парней, самбистов и дзюдоистов. Возможно, они не сильно интересуются поэзией Серебряного века. Это не звёздные девочки, с которыми мы будем заниматься литературным анализом, как я когда-то мечтала. Зато каждого из них есть за что уважать. Просто потому, что они ездят сюда со всей Москвы, так как хотят и тренироваться, и учиться. Человек не может быть одинаково успешен и в спорте, и в учёбе. Всегда нужно исходить из того, какой у ребёнка приоритет, и требовать с него соответственно.
Если мальчик не сделал домашнее задание, потому что у него в этот день было две тренировки и он физически не успел — это нормально. Я с пониманием отношусь к парням, которые, отборовшись все выходные на турнире, в понедельник утром просто спят на уроке литературы. Если он тычет в телефон — это безобразие, будет наказан. А если заснул, пока я читаю Цветаеву, он запомнит, что литература — это прекрасно. Если я начну пытать их анализом нравственного поиска князя Андрея, я сделаю самое страшное — они возненавидят литературу на всю оставшуюся жизнь.
25 тысяч за фигурное катание и 12 тысяч за футбол: сколько стоит отдать ребёнка в спорт
Я занимаюсь с Сашенькой Трусовой (Действующая чемпионка мира среди юниорок по фигурному катанию — Прим. ред.). Она приходит ко мне каждую неделю, насколько позволяет её график. Получается формат репетиторства: я стараюсь за 45 минут дать ей максимум материала и задание на дом. Что удивительно, она весь этот материал действительно усваивает. Всегда приходит подготовленная, с выполненными заданиями. В прошлом году Саша училась не у нас и, как она рассказала, занималась вообще самостоятельно. Это противоречит методике и просто невозможно для ребёнка ее возраста. Сейчас я уверена, что Саша сможет сама поступить в вуз, когда придёт время. У неё всё для этого есть.
В спортивной школе отлично работает элемент соревновательности. Допустим, в шестом классе у меня дети пишут словарные диктанты по группам. Я делю класс на три группы, в каждой случайным образом назначаю капитана. Это может быть как отличник, так и двоечник. Чей капитан лучше напишет — та группа и победила. Дети, которые занимаются единоборствами, ощущают себя частью команды. И чтобы эту команду не подвести, они учат материал. Не думаю, что этот метод был бы столь же эффективен в обычной школе».
Клятва при зачислении и жёсткая дисциплина
Культура единоборств, с которых начиналась «Самбо-70», держится на уважении к традициям. В центре это реализовано в полной мере: всюду напоминания о звёздных выпускниках, основателях школы, ярких моментах в её истории. За модными образовательными технологиями и лицейской демократией сюда поступать не стоит. Идеология «Самбо-70» скорее возвращает в советские времена. Здесь жёсткая дисциплина, командный дух и коллективная ответственность.
Каждый ученик приносит клятву, у школы есть своя хартия. Каждый класс имеет отдельный «дисциплинарный» дневник. Там учитель выставляет коллективную оценку за всё, что касается дисциплины. Тренер проверяет дневник класса перед каждой тренировкой.
Если находит фамилии особо провинившихся — применяет санкции на свой выбор, от пробежки и приседаний до пропуска важных соревнований
Никита Старостин, ученик 11 «В» класса, рассказывает о школе, где проучился почти десять лет: «Первый класс я закончил в обычной районной школе, а в «Самбо-70» только тренировался. Потом мы с родителями решили: зачем ездить, если можно и учиться, и заниматься спортом в одном месте? Сейчас считаю, что это был правильный выбор.
Великого спортсмена из меня не получилось. Всё равно буду заниматься, но скорее всего, только для себя. Планирую поступать в Военный университет, мы тут идеально к этому готовы. Дисциплина, постоянные тренировки — только работа и успех. Качество образования в нашей школе, я считаю, довольно высокое. У нас люди сдают ЕГЭ и поступают даже в МГУ. У меня есть репетиторы, но это чтобы получить действительно хорошие баллы.
В классе меня выбрали капитаном. Я должен поддерживать дисциплину, следить за отношениями внутри коллектива, налаживать контакт с учителем. Каждый третий четверг месяца все капитаны собираются и обсуждают текущие проблемы. Драки у нас бывают, конечно, но на подсознательном уровне любой наш ученик сразу кинется разнимать и проведёт воспитательную беседу. Это главное табу: технику боевых искусств нам можно применять только в целях обороны».