Что значит с точки зрения смысловых отношений между словами в словосочетаниях
Что значит с точки зрения смысловых отношений между словами в словосочетаниях
Смысловые отношения в словосочетаниях
Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства [1. С. 21]. С точки зрения структурной организации в словосочетании выделяются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово – это грамматически независимое слово. Зависимое слово формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Словосочетание, таким образом, строится по принципу субординации – подчиняющего и подчиненного.
Выделяются следующие смысловые отношения, которые еще называются как грамматическое значение словосочетания:
1. Атрибутивные – между компонентами словосочетания, обозначающими предмет и его признак соответственно. В таких словосочетаниях главное слово выражено существительным, зависимое слово – любой знаменательной частью речи:
– именем прилагательным: раннее утро, полезная работа, медвежья берлога;
– причастием: решенная задача, любящая женщина, построенный дом;
– местоимением: наш город, каждый человек, моя тетрадь;
– порядковым числительным: второй разряд, первый номер, десятый дом;
– предложными и беспредложными формами существительного: платье из бархата, портфель брата, журнал с иллюстрациями;
– наречием: дом напротив, шашлык по-кавказски, яйца всмятку;
– инфинитивом: возможность уехать, необходимость отдохнуть.
От атрибутивных отношений следует отличать аппозитивные отношения (между существительным и приложением к нему). В отличие от атрибутивных отношений, в аппозитивных отношениях нет представления о предмете и его признаке, а есть один предмет (денотат) и два соотнесенных с ним понятиями, по-разному называющих этот предмет: студент Иванов, утес-великан, газета «Красное знамя». При приложении в отношения определяемого и определяющего вступают существительные. Согласуемое существительное может определять другое существительное с разных сторон: по названию (город Москва), по функции (корабль-пират), по качественному признаку (студент-отличник), по деятельности (художник Репин), по подобию (цветок Огонек) [5. С. 57 – 58].
2. Объектные отношения обозначают отношения между действием и объектом, на которое это действие направлено, а также между действием и предметом, с помощью которого осуществляется это действие (орудием труда).
Главное слово в таких словосочетаниях выражено глаголом, зависимое – существительным без предлога или с предлогом: интересоваться искусством, оглядеть окрестность, петь для слушателей, рубить топором. В качестве зависимых слов могут выступать местоимения и числительные: ждать его, увидеть двоих. Объектные смысловые отношения могут возникать в словосочетаниях с главным словом прилагательным, обозначая признак и объект, на который направлен данный признак: гордый победой, счастливый в любви, ласковый с сыном.
3. Субъектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначаемого главным словом: приезд отца, разлив реки, белизна снегов [2. С. 487].
4. Обстоятельственные (адвербиальные) смысловые отношения – это отношения, при которых действие, состояние, признак определяются со стороны своего качества или условий его проявления: слишком яркий, гулять в лесу, ложиться на рассвете, говорить взволнованно, поехать на отдых [6. С. 272].
5. Комплетивные (восполняющие) смысловые отношения – это отношения, при которых зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, восполняющим информативную недостаточность главного слова: два дома, слыть чудаком [2. С. 487].
Иногда в рамках одного словосочетания наблюдается пересечение (объединение) нескольких типов смысловых отношений. Данное явление определяется как синкретизм смысловых отношений и возникает в словосочетаниях, в которых главное слово содержит разные грамматические семы. Например: любовь к сыну – главное слово «любовь» содержит сему предметности, т.к. это существительное, и сему действия (состояния), т.к. соотносится с глаголом «любить», является отглагольным существительным. Следовательно, в словосочетании любовь к сыну объединяются атрибутивные и объектные смысловые отношения. Еще пример: в словосочетании прогулка в лесу наблюдается синкретизм атрибутивных и адвербиальных смысловых отношений.
Смысловые отношения между словами в словосочетаниях.
Словосочетание (СС)
Понятие о словосочетании. 2.Классификация словосочетаний. 3.Смысловые отношения между словами в словосочетаниях.
I. Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью. Например, каменная стена, дом отца, увлекаться музыкой, бежать быстро, приехать отдохнуть, сильный духом.В этих словосочетаниях слова стена, дом, увлекаться, бежать, приехать, сильный являются главными (подчиняющими, стержневыми), а слова каменная, отца, музыкой, быстро, отдохнуть, духом – зависимыми (подчиненными). От главного к зависимому слову можно поставить вопрос: стена(какая?) каменная; дом(чей?) отца;увлекаться(чем?) музыкой; бежать(как?) быстро; приехать(для чего? зачем?) отдохнуть; сильный(чем?) духоми т.д. Не являются словосочетаниями такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено другому, например: а) сочетание подлежащего со сказуемым, так как составляет грамматическую основу, состоящую из главных членов (Зеленееттрава; Солнцесело; Воздухпосвежели т.д.; б) сочетание слов, объединенные сочинительной связью, так как это равноправные однородные члены предложения (ровно и ярко, надежды и муки, красный и желтыйи т.п.); в) сочетание знаменательного слова со служебным, знаменательным (более удобный; менее удобный; самый красивый; буду читать; пусть учит; учил бы; около леса; вокруг домаи т.д.) г) фразеологические единицы, так как они употребляются каждый раз как готовая единица, с той же последовательностью компонентов (втирать очки; выйти из себя; добрый молодец; засучив рукава)
Классификация словосочетаний.
Типы словосочетаний по главному слову.
В зависимости от того, к какой части речи принадлежит главное слово словосочетания делятся на:
а) имена существительные – субстантивные: ясный день, крышадома, старик в очках;
б) имена прилагательные – адъективные: красный от смущения, очень любознательный, известныйлюдям, всем известный;
в) имена числительные – нумеративные: два студента, троедрузей, первыйпо списку и т.д.;
2. местоименныесловосочетания – прономинативные – с местоимением в качестве главного слова: кто-нибудь из вас, что-тостранное, каждый из участников и т.д.;
3. глагольные словосочетания с глаголом в различных формах в качестве главного слова: учиться прилежно, рассказатьо себе, поглядываяпо сторонам, освещенныйсолнцем и т.д.;
4. наречныесловосочетания – адвербиальные – с наречиями в качестве главного слова: очень красиво,чуть-чуть влево, особенно резко, недалекоот города и т.д.
Типы словосочетаний по структуре.В зависимости от количества знаменательных слов словосочетания делятся на простыеи сложные.
· Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: одного главного и одного зависимого: голубое небо, работать увлеченно, читать книг. К простым относятся также словосочетания, в которых зависимый компонент выражен существительным с предлогом (прыгнуть через забор, лодка с парусом, гулять около дома и т.д.), фразеологическим сочетанием (бежать сломя голову, работать спустя рукава и т.д.), цельным словосочетанием (мальчик с голубыми глазами, человек высокого роста и т.д.). Простыми являются и словосочетания с аналитическими (составными) формами (самая интересная книга, буду учиться хорошо, пусть расскажет сказку и т.д.)
· Словосочетания, которые состоят более чем из двух знаменательных слов, в которых одно главное слово подчиняет себе два и более зависимых, называются сложными.Часто в сложных словосочетаниях зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: с удовольствием подвезти старого друга на машине – с удовольствием подвезти, подвезти друга, подвезти на машине, старого друга.
Смысловые отношения между словами в словосочетаниях.
· Определительные (атрибутивные) отношения наблюдаются в словосочетаниях, главные слова которых обозначают предметы, а зависимые – признаки этих предметов: вкусная (какая?) ягода, мой (чей?) дом, второй (который?) ряд, кофе по-турецки (какой?), книга (чья?), желание(какое?) учиться и т.д.
· Объектные отношения наблюдаются в словосочетаниях, главные слова которых обозначают действия и состояния, а зависимые – предметы (объекты), связанные с этими действиями и состояниями, т.е. это отношения, которые устанавливаются в словосочетании между главным и зависимом словами и которые обозначают различные отношения между действием и предметом, на который это действие направлено (прямо или косвенно): написать (что?) изложение, интересоваться (чем?) искусством (действие и предмет, на который оно направлено); резать (чем?) ножом (действие и орудие действия); тосковать (о чем?) о доме (состояние и объект, с которым связано это состояние) и т.д.
· Обстоятельственныеотношения наблюдаются в словосочетаниях, главные слова которых обозначают действия, а зависимые – различные обстоятельства этих действий (время, направление действия, место, цель, качество и т.д.): уехать (когда?) завтра (время), пойти (куда?) вправо (направление действия), плакать (по какой причине?) от радости (действие и его причина), сделать (с какой целью?) назло (цель действия) и т.д.
Грамматическая связь в словосочетании.В словосочетаниях зависимые слова связываются с главным тремя способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
· Согласование – это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово: высокое дерево (в этом словосочетании зависимое прилагательное высокое согласуется с существительным дерево в единственном числе, среднем роде, именительном падеже), моим другом (в этом словосочетании зависимое местоимение согласуется с существительным в единственном числе, мужском роде, творительном падеже) и т.д.
· Управление– это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует постановки зависимого слова в определенной падежной форме: писать (что?) письмо (глагол требует винительного падежа), увлекаться (чем?) музыкой (глагол требует творительного падежа) и т.д.
Главное и зависимое слово в словосочетании
Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
В небе ярко светит весеннее солнце.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.
Как определить главное и зависимое слово?
Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.
Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:
Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
Видеоурок
Что значит с точки зрения смысловых отношений между словами в словосочетаниях
4. Синтаксические отношения в словосочетании
Между компонентами словосочетания возникает смысловая связь, определяемая характером отношения зависимого слова к главному. Эти смысловые отношения — синтаксическое значение словосочетания.
Выделяют следующие виды синтаксических отношений:
1) Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей? Например: новый дом, мой кот, тушь для ресниц, учитель химии. Возможность задать вопрос — дополнительный способ определения синтаксических отношений, основной же способ состоит в анализе роли зависимого компонента. Так в словосочетании учитель химии зависимый компонент «химии» является атрибутом (признаком) главного слова, но отнюдь не объектом приложения или обстоятельством совершения действия. Поэтому хотя формально мы можем задать к зависимому компоненту падежный вопрос (учитель (чего?) химии), синтаксическим значением этого словосочетания будут отношения атрибутивные.
2) Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей. Напр.: читать книгу, готовый к экзамену, склонный к полноте. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия. Напр.: есть ложкой, шить иглой, вязать коклюшками.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно бывает выражено глаголами и глагольными формами, прилагательными, словами категории состояния. Напр.: клеить обои, читая книгу, привычный к шуму, рад встрече, можно всем.
Реже это наречие (напр.: наперерез машине) или существительные со значением процессуальности (напр.: лечение больного, чтение книги, развитие болезни, выпуск продукции, проверка готовности). Такие существительные, как правило, можно заменить глаголами с постфиксом -ся: больной лечится, книга читается, продукция выпускается, готовность проверяется и т.п.
Зависимый компонент в словосочетаниях с объектными отношениями — имя существительное или субстантивированная часть речи. Напр.: встретить ее, навестить больного, мешать танцующим, приспособленный для двоих.
Реже значение объекта несет инфинитив. Напр.: попросил (о чем?) повторить, рекомендую (что?) прочитать.
Подвидом объектных отношений являются отношения субъектные: зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначенного главным словом. Напр.: приезд гостей, приятно друзьям, строится плотниками, читаемая мною. В большинстве случаев такие словосочетания можно трансформировать в предикативные единицы: гости приехали, плотники строят, я читаю.
3) Обстоятельственные отношения возникают в таких словосочетаниях, где главное слово обозначает процесс, состояние, действие или признак, а зависимый компонент — разного рода обстоятельства протекания этого действия, то есть время, место, причину, цель, условие, количество, меру, степень, образ действия, или меру проявления признака, состояния. Зависимый компонент отвечает на разные обстоятельственные вопросы: зачем? где? когда? сколько? и под.
Напр.: сидеть дома, появиться вовремя, очень устать, приехать издалека, приготовить для опытов, слишком тихо, очень высокий.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно глагол или глагольная форма, прилагательное, слово категории состояния (напр.: чересчур большой, приехавший вечером, чрезвычайно интересно); зависимый компонент — наречие, существительное, реже — инфинитив (напр.: говорил тихо, приехал в деревню, пошел пообедать).
4) Аппозитивные отношения некоторые ученые считают разновидностью атрибутивных: это отношения между существительным и существительным, стоящими в одном и том же падеже. Напр.: река Волга, физик-ядерщик, газета «Известия», студент Иванов, судьба-злодейка, дуб-богатырь. Как видим, здесь нет морфологического выражения зависимости, как в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, главное слово определяется семантически, а не формально. В косвенных падежах между компонентами может быть несоответствие (напр.: на реке Томь, у озера Байкал), но в начальной форме падеж компонентов всегда совпадает.
5) Комплетивные отношения выделяют в таких словосочетаниях, где главное слово является информативно недостаточным и требует пояснения зависимым компонентом. Главное слово обычно местоимение, числительное, информативно недостаточный глагол. Напр.: несколько человек, много раз, два друга, становиться грустным, начал писать, нечто странное. Комплетивные отношения редко существуют изолированно, в чистом виде. Чаще всего они сосуществуют с какими-либо другими отношениями.
Напр.: подплыть к берегу — отношения комплетивные и
находиться в доме — обстоятельственные
увлекаться живописью — отношения комплетивные
В какой-то степени комплетивные отношения присутствуют почти в каждой связи, однако рекомендуем выделять их только в словосочетаниях, где главное слово самостоятельно не обозначает явление, действие, состояние (то есть информативно недостаточно).
Совмещение разных значений словосочетаний встречается нередко. Напр.: поездка (какая?) за город — основное значение — атрибутивное (сравн.: загородная поездка), добавочное — обстоятельственное (за город — указывает на место); посмотрел на дерево — основное значение объектное (дерево — объект, на который переходит действие), добавочное — обстоятельственное (на дерево — направление действия). Это касается, обычно, оттенков обстоятельственного значения.
1. Определите вид синтаксических отношений.
Пример: поехал (куда?) домой — отношения обстоятельственные, так как зависимый компонент обозначает место, направление движения;
рыжий (какой?) кот — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент указывает на признак, выделяющий предмет из ряда однородных;
готовый (к чему?) к экзамену — отношения объектные, так как зависимое слово обозначает объект, на который переходит признак, обозначенный главным словом;
груда (какая?) листьев — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент обозначает признак, выделяющий данный предмет из ряда однородных (а отнюдь не объект, на который переходит действие, признак или состояние! Ср.: груда снега, груда песка и т.д. — зависимые компоненты в этих словосочетаниях везде обозначают атрибут, признак предмета);
ручка (какая? чья?) двери — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент обозначает признак (можно заменить прилагательным дверная), главное же слово обозначает предмет, принадлежащий другому предмету.
а) хорошо учился, разговор по-немецки, река Томь, три мушкетера, корзина с грибами, сдавать экзамены, некто в плаще, приеду утром, некоторые сомнения, жужжание пчел, кот Васька, удобрения для цветов, ваза с фруктами, печатать на машинке, набор текста, несколько учеников, умение рассказывать, дом напротив, возвращение друга, написав письмо, спасибо учителю, очень высокий, попросил приехать, не пошли из-за дождя, нечто странное;
б) густой ельник, вырос в деревне, автомобиль для грузоперевозок, нам тепло, приметы осени, стоял неподвижно, рыба для кота, купил для мамы, спинка стула, недолго думая, цветение вишни, плоды рябины, город-герой, хранил молчание, пойдем пообедать, оценка знаний;
2. Составьте словосочетания по схеме: