Что значит рыночная капитализация при полной эмиссии
Что такое капитализация. Объясняем простыми словами
Капитализация (или рыночная капитализация) — стоимость актива (компании, ценной бумаги, криптовалюты и т. д.), рассчитанная на основе текущих биржевых котировок.
Капитализация ценной бумаги — это рыночная цена одной выпущенной в обращение ценной бумаги — акции, облигации, фьючерса и других. Цену устанавливают участники торгов на фондовой бирже. Если акции компании «Дрова берёзовые» в какой-то момент торговались в среднем по 270 рублей за штуку, это и будет капитализацией ценной бумаги в конкретный момент времени.
Если мы знаем, сколько сейчас стоит одна ценная бумага на фондовом рынке и сколько всего выпущено таких бумаг, то легко можем посчитать стоимость конечного актива. Так мы получим, например, рыночную капитализацию компании, то есть её стоимость, рассчитанную на основе суммарной стоимости всех её акций. Для этого нужно рыночную цену одной акции умножить на количество акций.
Допустим, компания выпустила 100 000 акций, и сейчас они торгуются по цене 1000 рублей каждая, тогда рыночная капитализация компании составит 100 млн рублей. Но вот пришла новость, что директора акционерного общества заподозрили в мошенничестве. Сам он уехал в Лондон и не комментирует ситуацию. На следующий день владельцы акций стали срочно от них избавляться, и цена бумаг на рынке снизилась до 500 рублей за штуку. Значит, и капитализация компании снизилась вдвое, и теперь фирма стоит 50 млн рублей.
Другими словами, рыночная капитализация компании — это сумма, которая нужна для приобретения компании целиком по текущей цене акций.
Сложив рыночную стоимость всех обращающихся на каком-либо рынке ценных бумаг, мы получим рыночную капитализацию этого фондового рынка.
Примеры употребления на «Секрете»
«На мой взгляд, наша капитализация вполне реалистична, может быть, слегка завышена, но не сильно. Мы работаем с большими надёжными компаниями и государственными структурами, которые считаются очень привлекательными для любых стартапов, создающих корпоративный софт».
(Сооснователь Slack Сергей Мурашов — об оценке мессенджера.)
«Текущая капитализация биткоина, как и его доля на рынке, выглядит чрезмерной, считает управляющий партнёр Advice Finance, финансовый архитектор Сергей Смит. По прогнозам эксперта, первая криптовалюта может достаточно быстро обесцениться на 30% или более, как это уже с ней бывало».
(Из материала о перспективных криптовалютах.)
Нюансы
Рыночная капитализация позволяет сравнить стоимость компаний, а также быстро оценить финансовое положение фирмы, не вникая в её финансовые отчёты.
Различают компании с низкой, средней и высокой капитализацией. Например, в США агентство Morningstar рассчитывает капитализацию 5000 крупнейших американских компаний. Находящиеся на вершине рейтинга 5% компаний относят к фирмам с высокой капитализацией, следующие 15% имеют среднюю капитализацию, а оставшиеся — низкую.
Помимо рыночной капитализации существует ещё капитализация процентов по депозиту. В этом случае банк каждый месяц, полгода или год, или иной установленный договором срок добавляет к депозиту начисленные проценты.
Например, вкладчик положил 25 000 рублей на 3 года под 10% годовых с ежегодной капитализацией процентов. Это значит, что через год у владельца вклада будет сумма вложений +10% от неё, то есть 27 500 рублей. В следующем году 10% начислят уже к получившейся сумме, по итогам года вклад вырастет: 27 500 + 2750 = 30 250 рублей. На третий год полученную сумму опять увеличат на 10%, то есть на 3025 рублей, в итоге вкладчик заберёт 33 275 рублей.
Капитализация криптовалюты – разбираемся в нюансах
Секрет в том, что капитализация криптовалюты имеет свои особенности. В чем ее отличие и как грамотно использовать показатели капитализации в торговле и инвестировании – будем разбираться.
Суть и особенности рыночной капитализации криптовалют
На фондовой бирже всегда торгуется конкретное количество акций. Кроме того, почти всегда известно, кто владеет остальными акциями. Актив ликвиден и контролируем, а возможности манипуляций им ограничены. Поэтому капитализацию компании, рассчитанную через акции, можно считать максимально объективной. Если цена акций резко упадет, что приведет к снижению капитализации – всегда есть отчеты по активам, которыми владеет компания (недвижимость, средства производства и т. д.).
Как только станет ясно, что рыночная капитализация компании ниже, чем совокупная оценочная стоимость всех активов, принадлежащих компании, цена акций тут же взлетит, так как станет ясно, что они «недооценены».
К криптовалюте подобная стратегия неприменима. Это объясняется тем, что за большинством криптовалют не стоит какой-либо ощутимой дополнительной ценности. Даже в случае, когда криптовалюту поддерживает ценный и популярный продукт (например, смарт-контракты и вся система Эфириума), дать ему объективную оценку невозможно. В итоге единственный способ рассчитать рыночную капитализацию – умножение цены токена на их общее количество.
Существует несколько причин, почему такая капитализация будет недостаточно объективной и строить на ней стратегию торговли нелогично.
Во-первых, большинство компаний «придерживают» определенную долю токенов (иногда более 50 %) для собственных целей, выпуская на открытую продажу только их часть. Из этого количества далеко не все токены могут быть раскуплены, и еще некоторая часть будет отложена позиционными инвесторами в «долгий ящик».
В итоге после ICO на биржах будет торговаться всего 5-10 % токенов (может, и меньше). Капитализация, рассчитанная на основании торговли двадцатой долей токенов, не может быть объективной – ведь любой крупный инвестор, зайдя на рынок, может легко обрушить курс в несколько раз.
Во-вторых, сам механизм криптовалюты предполагает, что большая часть активов не будет торговаться на биржах, а останется «на руках» у инвесторов как долгосрочное вложение. Подобная ситуация складывается с криптовалютой STEEM блог-сервиса с финансовой поддержкой контента Steemit и токеном GOLOS русскоязычного сервиса-аналога. С помощью этих токенов пользователи голосуют за лучший контент, распределяя награду, а чтобы вывести эти токены на биржу и продать – потребуется несколько месяцев.
В итоге получается, что ориентироваться на стандартные показания рыночной капитализации криптовалют на сайтах вроде coinmarketcap.com не только бессмысленно, но может быть и опасно для кошелька. Однако можно попытаться оценить капитализацию альтернативным способом.
Способы оценить реальную капитализацию криптовалюты
Для того, чтобы оценить реальную капитализацию токена, можно попробовать проанализировать дополнительные факторы. По мнению большинства аналитиков, самым объективным является количество пользователей сети и количество транзакций в криптовалюте. Отслеживая динамику этих показателей в течение конкретного отрезка времени, можно определить рост или падение ликвидности монеты и интереса к ней. Как правило – пропорционально движется и цена.
До лета 2017 года цена на Биткоин росла прямо пропорционально увеличению количества пользователей сети. Далее произошел скачок цены вверх, и зависимость прервалась. Однако рост курса криптовалюты сопровождался другим объективным фактором – ростом объемов.
Объемы торгов начали расти с июля 2017 года, а в конце года увеличились еще в 10 раз – пропорционально увеличению курса. В этой ситуации скачок цены, каким бы феноменальным он ни был, можно назвать справедливым, так как он был подкреплен ликвидностью. Если бы цена выросла при низких объемах торгов, это свидетельствовало бы только о том, что какой-то «кит» толкает ее вверх, манипулируя рынком и пользуясь отсутствием других крупных игроков.
Однако анализ объемов сам по себе несколько сложнее, чем может показаться. Рост объемов не всегда совпадает с ростом цены и резкое увеличение объемов торгов не нужно воспринимать как сигнал на покупку. Объемы свидетельствуют о том, что изменение цены было поддержано большим количеством токенов, вне зависимости от того, выросла цена или упала.
Если строить на этом торговую стратегию, то скорее имеет смысл искать дивергенции между ценой и объемами и совершать сделки в подобных ситуациях.
Анализ графиков капитализации, цены и объемов
Похожая ситуация и на чартах Рипл, только здесь объемами сопровождался как рост, так и падение криптовалюты. Капитализация так же, как и в случае с Эфириумом, на 100 % коррелирует с графиком цены.
Лайткоин не стал исключением – полная корреляция цены и капитализации и скачки графика, иногда поддержанные объемами, иногда нет.
Заключение
Рассмотренные выше примеры подтверждают тот факт, что рыночная капитализация криптовалют не только не всегда достоверна, но и совершенно бесполезна в прогнозировании дальнейшего движения цены. Если ее график 1:1 повторяет движение цены, то капитализация никак не может стать опережающим индикатором.
Из прочих показателей самым перспективным для использования в фундаментальном анализе являются объемы. Сравнивая динамику цены и объемов, можно выявить моменты расхождений, например, когда цена резко пошла в рост без поддержки объемов. В такой ситуации имеет смысл стать в короткую позицию – ведь с приходом на рынок крупных игроков подобная «перекупленность» будет быстро компенсирована, как было видно на скриншотах выше.
Рыночные мультипликаторы: как оценить бизнес и выбрать акции
Акции малоизвестной компании могут принести вам больше денег, чем акции Apple или Facebook. Чтобы найти недооцененную ценную бумагу, нужно сравнить мультипликаторы компаний и выявить самый перспективный бизнес. В нашей статье объясняем, как рассчитать и использовать мультипликаторы.
Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене. Если курс акции ниже справедливой стоимости, инвесторам выгодно ее купить по низкой цене, чтобы в будущем заработать на росте курса. Ещё это позволяет представить перспективы компании: есть ли у нее возможности для развития, или она уже находится на этапе стагнации.
Как использовать мультипликаторы
1. Выберите компании, в которые вы хотите инвестировать. Для расчета большинства мультипликаторов компании должны иметь равные внешние условия:
— Работать в одной отрасли. Потому что у каждого сектора есть свои ограничения и возможности: например, нефтяные компании платят высокие налоги.
— Зарегистрированы в одной стране. Конъюнктура рынка, законодательство — всё это влияет на доходы компании.
2. Далее рассчитайте мультипликаторы или найдите готовые показатели на сайтах-агрегаторах.
3. Сравните показатели компаний и выберите лучший вариант с учетом ваших приоритетов.
Где искать информацию
Ниже мы привели формулы основных мультипликаторов. Значения для формул конкретных компаний вы можете найти в финансовых отчетах. Отчетность можно посмотреть на сайте Центра раскрытия корпоративной информации или на официальном сайте самой компании. Обычно эти разделы так и называются «Инвесторам», «Отчетности», «Раскрытие информации». Подойдут как отчеты по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), так РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учёта) и GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учёта США).
Почему нельзя просто выбрать акции компании, которая зарабатывает больше остальных
Доходные мультипликаторы
Мультипликаторы этой группы соотносят доходы компании с другими финансовыми показателями. Данные для расчёта можно найти в отчете о прибылях и убытках.
Мультипликатор P/E показывает, сколько лет должна проработать компания, получая ту же прибыль, чтобы окупить акционерный капитал. Чем меньше значение этого мультипликатора, тем лучше: у вас есть возможность по низкой цене купить акцию перспективной компании.
Чтобы посчитать P/E, нужно знать прибыль на акцию (EPS). EPS показывает, сколько зарабатывает компания на одну акцию, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству акций в обращении. Количество торгуемых акций компании можно посмотреть на сайте биржи (графа «Объем выпуска») или на официальном сайте корпорации.
P/E можно сравнивать с показателями разных отраслей. Если показатель ниже 5, то компания недооценена. Среднее значение P/E по всему российскому рынку — 10,1, по американскому рынку — 30,6.
Коэффициент P/E телекоммуникационной компании МТС сейчас равен 12,73. (Чистая прибыль за последний год составила 53,4 млрд руб., капитализация 679,85 млрд руб.). То есть инвесторы готовы заплатить 12,7 руб. за 1 руб. годовой прибыли компании.
Этот мультипликатор нельзя использовать при убыточности компании. Если прибыль отрицательная, используйте коэффициент P/S.
Мультипликатор P/S равен капитализации компании к годовой выручке и показывает, сколько годовых выручек стоит компания. Капитализация — это рыночная цена компании. Чтобы ее узнать, нужно умножить цену акции на количество акций в обращении. Показатели капитализации компаний можно узнать на нашем сайте в рубрике «Эмитенты».
Чем меньше значение P/S, тем меньше вы платите за 1 рубль (доллар) выручки компании. Меньше 2 — показатель в пределах нормы, меньше 1 — вы покупаете ценную бумагу со скидкой.
Выручка позволяет инвестору понять, востребован ли товар или услуга на рынке. Чистая прибыль искажает спрос на продукцию компании, поскольку её высчитывают уже после уплаты всех платежей и налогов — руководство компании может манипулировать этим показателем в бухгалтерии, изменять его значение. Ещё один плюс P/S — его можно использовать с отрицательной прибылью.
Сначала разберёмся, что такое EV и EBITDA.
EV — справедливая стоимость компании с учётом долговой нагрузки и денег на ее погашение. За такую цену компанию могут купить в случае поглощения или слияния. EV можно посчитать так: цену акции умножить на количество всех обращаемых акций и к этому значению прибавить все долговые обязательства компании, а потом вычесть денежные средства компании.
EBITDA — прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации. Берём «Прибыль до налогообложения», затем прибавляем к этому значению «Износ и амортизацию», «Проценты уплаченные» и вычитаем «Проценты полученные» из отчета компании «О движении денежных средств». EBITDA уравнивает все отрасли и показывает, сколько денег компания способна генерировать до выплаты налогов, процентов, а также износа и амортизации. Этот показатель более стабильный, чем чистая прибыль, и по нему можно сравнивать компании с разными учетными политиками.
Чистая прибыль Яндекса в 2019 г. снизилась на 95%. При этом выручка увеличилась на 33%, а EBITDA — на 7%. Такое резкое падение чистой прибыли не связано с проблемами компании, а с деконсолидацией Яндекс.Маркета и, как следствие, крупным увеличением прибыли в 2018 г.
Теперь про EV/EBIDA. Этот мультипликатор показывает, сколько прибылей до уплаты процентов, налогов и амортизации должна заработать компания, чтобы окупить реальную рыночную цену компании. Сравнивать нужно с компаниями одной отрасли, но можно с разными системами налогообложения и учёта.
Балансовые мультипликаторы
С помощью этой группы мультипликаторов можно проанализировать соотношение рыночной и балансовой стоимости компании.
Мультипликатор показывает отношение цены акции к ее балансовой стоимости. Балансовая стоимость — это стоимость чистых активов за вычетом общей задолженности. Те деньги, которые разделят между собой акционеры в случае распродажи компании после уплаты всех долгов. Мультипликатор позволяет оценить, переплачивает ли инвестор за остаток, который ему достанется, если компания обанкротится.
Посчитать мультипликатор можно так: капитализацию компании (число акций в обращении, умноженные на цену) поделить на чистые активы. Чистые активы (капитал) — все активы компании минус все долги. Нам подходит значение меньше 1, но больше 0, когда капитализация меньше собственного капитала.
Не используйте P/BV для оценки высокотехнологичных компаний. На их балансе могут быть только компьютеры и офисы, но реальные деньги им приносят нематериальные активы: технологии, патенты, бренд тяжело поддаются оценке стоимости. Так P/BV Яндекса составляет 5,6, хотя с каждым годом нерекламные доходы IT-компании растут.
Мультипликаторы рентабельности
Эти мультипликаторы отражают общую экономическую эффективность компании и ее способность генерировать прибыль.
Рентабельность собственного капитала: как компания генерирует чистую прибыль за счёт собственных средств, по которым компания не выплачивает проценты.
Условный пример. Если киоск-кофейня на окраине города продает кофе на вынос и зарабатывает столько же, сколько кафе с дорогой кофемашиной, оборудованием и интерьером — она эффективнее использует собственный капитал.
ROE должна быть выше среднегодовой ставки по облигациям. Иначе инвестору нет смысла вкладываться в инструмент с небольшой и негарантированной доходностью — он может купить безрисковые активы и получать такую же прибыль.
Рентабельность активов: как компания использует все активы, в том числе и заемные, для получения прибыли.
Нужно сравнивать этот показатель со значениями других компаний отрасли. В розничной торговле показатель будет больше из-за высокой оборачиваемости: здесь быстрее продаются товары. А в горнодобывающих, строительных, железнодорожных — ROE будет ниже из-за высокой капиталоемкости.
Чем выше показатель, тем лучше.
Представьте, что вы хотите купить акции российских ритейлеров, которые стабильно работали даже в карантин. ROA Магнита за последние 12 месяцев составила 1,04%, X5 Retail Group NV (владеет торговыми сетями «Перекресток», «Пятёрочка») — 2,32%, а у Ленты отрицательная рентабельность активов. Из этих трех компаний лучше всех использует имеющиеся ресурсы — X5 Retail Group NV.
Мультипликаторы финансовой устойчивости и платежеспособности
Используйте, чтобы узнать о способности компании платить по своим долгам и степени её закредитованности.
Если вы беспокоитесь, что компания, в которую вы хотите инвестировать, может обанкротиться, посчитайте этот мультипликатор. Он показывает, сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственного капитала.
У финансово устойчивых компаний этот показатель равен 1–1,5. Больше 1,5 — предприятие может потерять свою финансовую независимость. Но слишком низкий уровень заемных средств говорит об упущенных возможностях: компания не привлекает дополнительное финансирование, чтобы произвести больше продукции или сделать новый проект на рынке.
Коэффициент текущей ликвидности. Он показывает возможность компании платить по краткосрочным обязательствам (долги, которые нужно погасить в течение года) за счёт оборотных активов: наличных денег, дебиторской задолженности, запасов.
«Хороший» показатель — 2 и больше. Если мультипликатор меньше 1, это не значит, что компанию в ближайшее время ждет банкротство. Она может привлечь внешнее финансирование и покрыть долги.
Главное
1. Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене.
2. Сравнивайте мультипликаторы со средним значением по отрасли.
3. Чтобы оценить, сколько вы платите за 1 доллар/рубль доходов компании, посчитайте P/E, P/S, EV/EBITDA.
4. Чтобы представить балансовую стоимость акции, оцените показатель P/BV.
5. Насколько эффективно компания работает с ресурсами — ROE и ROA.
6. Узнать финансовую устойчивость и способность платить по долгам — Current ratio и D/E.
Котировки акций и значения мультипликаторов действительны на 28.09.2020
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Итоги торгов. Еще одна неделя в минусе
Прогноз по S&P 500 на 2022
Рынок нефти 2022. Сколько будет стоить баррель в новом году
Как зарабатывать на облигациях в период изменения ставок
Главное за неделю. Скок-отскок
Банк России повысил ключевую ставку до 8,5%
Акции, которые обеспечат будущее вашим детям
В погоне за трендами. Роскосмос тянется к IPO?
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Что такое капитализация компании
Инвестпривет, друзья! Сегодня разберемся с таким понятием, как капитализация компании. Условно это стоимость компании на бирже, но не всё так очевидно. Далее я объясню простыми словам, что такое капитализация, как ее посчитать, для чего использовать и в чем недостаток этой метрики. Поехали!
Что такое рыночная капитализация компании и как ее рассчитать
Капитализация – это условная стоимость компании на бирже. Рассчитывается она по простой формуле: количество акций умножается на биржевую стоимость акции. Если у компании несколько типов акций (например, обыкновенные и привилегированные), то нужно последовательно умножить цену на количество акций каждого типа, а потом сложить их.
Так, у Сбера сейчас насчитывается 21 587 млн обыкновенных акций стоимостью 301,8 рублей каждая, а также 1 млрд привилегированных акций, каждая из которых стоит 280,5 рублей.
Считаем капитализацию: 21 587 000 000 * 301,8 + 1 000 000 000 * 280,5 = 6 795 456 600 000 рублей.
Таким образом, можно считать, что Сбер на бирже стоит 6,795 млрд рублей.
Если компания листингуется на нескольких биржах, то расчет капитализации ведут только по одной (основной). Например, акции МТС обращаются и на Московской, и на Нью-Йоркской биржи, но капитализация считается только для акций на Мосбирже.
ГДР-ки в оценке капитализации не участвуют, так как по сути являются расписками на акции.
Уровни капитализации
Обычно выделают несколько типов капитализации в зависимости от размера компании:
1. Микро (micro-cap) – капитализация таких компаний составляет менее 300 млн долларов США. Как правило, это небольшие локальные бизнесы и стартапы, которые только вышли на биржу.
2. Малая (small-cap) – от 300 млн до 1 млрд долларов США. Это более крупные компании, но большинство из них мало известны широкой публики. Например, Yellow Company, Fortress Biotech, Teekay и многие другие.
3. Средняя (mid-cap) – от 1 до 10 млрд долларов. Это уже довольно крупные известные компании. На рынках с небольшим объемом торгов такие компании вполне могут быть лидерами в своих отраслях. Например, в России к компания средней капитализации относятся ММК (9,5 млрд долларов), ПИК (9,01), Фосагро (8,34), ВТБ (8,26), МТС (7,52), Магнит (7,04), Русгидро (4,83), Мосбиржа (5,19), Интер РАО и ряд других компаний. А в США, фондовый рынок которых гораздо больше, к mid-cap относятся крепкие «середнячки» типа Marathon Oil Corp., Western Union, Credicorp, Juniper, Penumbra, Ciena.
4. Высокая (large-cap) – от 10 млрд до 250 млрд долларов. Это настоящие лидеры в своей отрасли. Например, DIDI (60,86 млрд долларов), General Motors (83,23), CVS (108,05), MMM (116,6), Sony (130,63), Amgen (140,97), Chevron (197,52), AT&T (202,94), Abbott (206,52), Pepsi (212,68), Intel (225.,82) и многие другие. В России компаний с высокой капитализацией (в долларах) на момент написания статьи всего 18 штук.
5. Мега (mega-cap) – это те компании, чья рыночная стоимость превысила 250 млрд долларов. На рынке США их чуть более двух десятков, среди них: Exxon Mobile (252,57 млрд долларов), Bank of America (337,73), Walt Disney (335,71), MasterCard (387), JnJ (444,14), Visa (527), TSM (567), Alibaba (575,96), Tesla (628,38), Berkshire Hathaway (641,5).
Кроме того, на рынке есть всего 4 компании с капитализацией свыше 1 трлн долларов: Alphabet (1,177 трлн), Amazon (1,835 трлн), Microsoft (2,115 трлн) и Apple (2,474 трлн). Иногда такую капитализацию называют Giga-cap.
Парадоксально, но исторически акции компаний малой и микрокапитализации росли лучше, чем средней и большой. Причина заключается в том, что небольшой компании проще вырасти в процентном отношении, чем крупной. Например, увеличение выручки на 1 млн долларов для небольшой компании с оборотом в 10 млн – это существенно, и это подстегивает котировки. А 1 млн долларов для Apple – погрешность в масштабах ее деятельности.
На графике ниже мы видим, как небольшие компании просто разрывают гигантов в плане доходности.
Индекс для отслеживания компаний большой капитализации США – S&P 500, малой – Russell 2000.
Компании с наибольшей капитализацией в мире
Здесь и далее я привожу самые капитализированные компании в отдельных странах.
ТОП-15 компаний с наибольшей капитализацией, чьи акции обращаются на фондовых биржах США (NYSE, AMEX и Nasdaq):
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в долларах США |
1 | Apple | AAPL | 2,468 трлн |
2 | Microsoft | MSFT | 2,115 трлн |
3 | Amazon | AMZN | 1,833 трлн |
4 | GOOG | 1,729 трлн | |
5 | FB | 967,61 млрд | |
6 | Berkshire Hathaway | BRK.B | 640,6 млрд |
7 | Tesla | TLSA | 623,67 млрд |
8 | Alibaba | BABA | 575,96 млрд |
9 | Taiwan Semiconductor | TSM | 567,76 млрд |
10 | Visa | V | 526,27 млрд |
11 | NVIDIA | NVDA | 478,06 млрд |
12 | JP Morgan | JPM | 443,96 млрд |
13 | Johnson & Johnson | JNJ | 443,96 млрд |
14 | Walmart | WMT | 396,05 млрд |
15 | United Health | UNH | 364,18 млрд |
Обратите внимание, что в списке присутствуют Alibaba и TSM, которые технически являются соответственной китайской и тайваньской компанией. Но они получили основной листинг на Нью-Йоркской бирже, поэтому расчет капитализации для них ведется как раз на NYSE.
Россия
ТОП-15 самых больших по капитализации компаний России:
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в рублях |
1 | Сбер | SBER | 15,58 трлн |
2 | Газпром | GAZP | 6,76 трлн |
3 | Роснефть | ROSN | 5,52 трлн |
4 | Новатэк | NVTK | 4,84 трлн |
5 | Лукойл | LKOH | 4,32 трлн |
6 | Норникель | GMKN | 4,03 трлн |
7 | Газпром нефть | SIBN | 2,07 трлн |
8 | Полюс | PLZL | 1,93 трлн |
9 | Яндекс | YAND | 1,87 трлн |
10 | Сургутнефтегаз | SNGSP | 1,62 трлн |
11 | НЛМК | NLMK | 1,43 трлн |
12 | Северсталь | CHMF | 1,41 трлн |
13 | Транснефть | TRNFP | 1,29 трлн |
14 | Татнефть | TATN | 1,16 трлн |
15 | Алроса | ALRS | 0,97 трлн |
Китай
ТОП-10 самых больших по капитализации компаний Китая:
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в юанях |
1 | Kweichow Moutai | 600519 | 2,46 трлн |
2 | Industrial and Commercial Bank of China | 601398 | 1,58 трлн |
3 | China Merchants Bank | 600036 | 1,23 трлн |
4 | Сhina Construction Bank | 601939 | 1,16 трлн |
5 | Ping An Insurance Company | 601318 | 1,06 трлн |
6 | Agricultural Bank of China | 601288 | 1,02 трлн |
7 | PetroChina | 601857 | 848 млрд |
8 | Bank of China | 601988 | 834 млрд |
9 | China Life Insurance | 601628 | 731,79 млрд |
10 | Сhina Petroleum | 600028 | 478,68 млрд |
Обратите внимание: здесь приведены акции с Шанхайской и Гонконгской бирж, поэтому китайских акций, получивших листинг за границей, в ТОПе нет.
Германия
ТОП-10 акций наибольших по капитализации в Германии (индекс DAX):
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в евро |
1 | SAP | SAPG | 149,52 млрд |
2 | Volkswagen | VOWG_p | 105,4 млрд |
3 | Linde | LINI | 105,02 млрд |
4 | Siemens | SIEGn | 104,11 млрд |
5 | Allianz | ALVG | 86,82 млрд |
6 | Deutsche Telecom | DTEGn | 86,45 млрд |
7 | Daimler | DAIGn | 78,22 млрд |
8 | Merck | MRCG | 74,39 млрд |
9 | Deutsche Post | DPWGn | 72,21 млрд |
10 | BASF | BASFn | 61,96 млрд |
Особенности и недостатки расчета капитализации
Капитализация компании меняется ежесекундно, так как цена акций на бирже меняется постоянно, в то время как количество акций в целом стабильно.
Если компания пользуется популярностью и с ее бизнесом всё в порядке, то стоимость ее акций будет расти – следовательно, капитализация тоже будет расти. Если же акции компании малопопулярны или что-то творится с бизнесом, то цена акций будет падает – капитализация тоже будет снижаться.
Компании могут манипулировать своей капитализацией, например, выпуская дополнительные акции. Тогда при неизменной цене количество акций увеличивается, и капитализация искусственно повышается.
При байбеке, напротив, количество акций в обращении (free float) сокращается, так как компания скупает акции с биржи. Однако на капитализации это не сказывается, так как акции, изъятые с биржи, формируют так называемый «казначейский пакет». Этими акциями компания может распоряжаться по своему усмотрению, например, выдать их менеджерам в качестве бонуса за работу. А может и погасить. При погашении казначейского пакета капитализация снижается.
Однако байбек стимулирует повышение стоимости акций на бирже (так как появляется мощный покупатель). Поэтому в целом байбек способствует росту цен на акцию и повышению капитализации компании.
Часто расчет капитализации (и саму концепцию формирования капитализации) критикуют. Тому есть две главные причины.
1. Как правило, при расчете капитализации используются только те акции, которые обращаются на бирже. У ВТБ, например, большой пакет привилегированных акций, которые находятся на балансе Минфина и Центрального банка. Если его учитывать, то капитализация банка увеличивается в 2 раза, следовательно, в 2 раза вырастают мультипликаторы, основанные на капитализации. А это уже погрешность.
У топ-менеджеров компании могут быть голосующие акции (например, у Олега Тинькова были акции класса А компании TCS, у владельцев Google также были голосующие акции). Они не обращаются на бирже и не учитываются при расчете капитализации, так как невозможно определить их стоимость. Но фактически эти акции участвовали в формировании акционерного капитала и не учитывать их тоже не совсем верно.
2. При расчете капитализации учитывается только максимальная цена акции. Однако, если заглянуть в биржевой стакан, то видно, что инвесторы оценивают акцию по-разному. Например, в стакане Сбера 150 заявок по 301,8 рублей, 280 заявок по 301,75 и 310 заявок по 301,7 рублей. По-хорошему, капитализацию нужно считать как результат сложения стоимости всех заявок. Т.е. в реальности инвесторы оценивают компанию ниже, чем получается в результате расчета капитализации.
Иными словами, текущая концепция капитализации не отражает реальную стоимость компании на бирже – на самом деле есть «прочие» акции и искажение результата из-за не учета стоимости всех заявок на покупку.
Капитализация и стоимость компании
Понятно, что капитализация не равна и реальной стоимости компании (т.е. стоимости ее активов). Дело в том, что цена акции на бирже формируется в ходе торгов, т.е. зависит от спроса и предложении. И она не всегда отображает реальное положение дел.
Так, в 2020 году инвесторы активными действиями разогнали стоимость акций Тесла, надув в ее акциях пузырь. Аналогичная ситуация происходила с так называемыми мемными акциями типа GameStop (убыточная сеть по продаже DVD-дисков). Российские инсайдеры балуются разгоном акций третьего эшелона по стратегии Pump and Dump.
Получается парадоксальная ситуация: убыточные на операционном уровне компании показывают рост капитализации – и это идет в разрез с теорией эффективного рынка, предполагающей, что у растущих компаний акции тоже растут, а у убыточных – падают.
То есть Тесла резко подорожала на бирже, в то время как число ее активов, долгов (т.е. ее внутренняя стоимость) не изменилась.
Таким образом, реальную стоимость компании можно понимать как совокупность всех ее активов за минусом долгов (и прибавлением денежных запасов), в то время как капитализация – это то, за сколько оценивает компанию рынок. Условно говоря, это цена, которую инвесторы готовы платить за компанию. Причем цена, как я пояснил выше, искаженная.
Для чего нужна капитализация
Так для чего козе баян инвесторам капитализация?
Во-первых, при всех ее недостатках рыночная капитализация – это очень удобный общепринятый измеритель стоимости компании. Капитализацию легко посчитать, перевести ее в любую валюту и потом по этому параметру сравнить различные фирмы между собой. В общем, это быстро, удобно и практично.
Во-вторых, показатель капитализации используется в различных мультипликаторах. Например, P/E – это не что иное, как капитализация, деленная на прибыль, а P/S – капитализация, деленная на выручку.
В-третьих, капитализация используется для взвешивания доли акции при составлении биржевых индексов. Напомню, что индекс – это виртуальная корзина бумаг, отражающая ситуацию на фондовом рынке страны и являющейся как бы проекцией экономики в стране.
Индексы различаются по способу расчета активов внутри них: есть взвешенные по капитализации, есть невзвешенные. Но большинство индексов (порядка 70% всех в мире, в том числе наиболее известные S&P 500, Nasdaq, DAX, IMOEX) взвешены по капитализации, т.е. они используют схему, когда большая доля в индексе отдается компаниям с наибольшей капитализацией. С одной стороны, это правильно: такие компании определяют лицо рынка, они финансово стабильные, а их бумаги являются обычно наиболее часто торгуемыми (т.е. обладают максимальной ликвидностью).
За счет того, что индексы копируют пассивно управляемые фонды (ETF), получается, что наиболее дорогие (капитализированные) компании постепенно дорожать. Масла в огонь подливают частные инвесторы, которые тоже начинают покупать самые популярные компании.
Капитализация компаний растет, и их доля в индексе начинает пропорционально расти. В результате компании с mega-cap начинают оказывать на индекс наибольшее влияние и, по сути, определяют его движения.
Например, в индексе S&P 500 10 наиболее крупных по капитализации компании занимают 27,88%.
А вот в индексе Nasdaq – целых 53,52%.
Чтобы справиться с этим недостатком, некоторые провайдеры составляют индексы, в которых доли компаний не взвешены по капитализации. Либо взвешены, но при этом их вес ограничен какой-то разумной долей.
Например, индекс NASDAQ-100 Technology Sector (NDXT) отслеживает те же компании, что и «классический» Nasdaq, но вес отдельных бумаг в NDXT ограничен. В результате ТОП-10 акций индекса NDXT формируют немного другие акции, а их совокупный вес составляет 26,65%.
На российском рынке присутствует фонд FXIT от Финекса, отслеживающий классический Nasdaq, и TECH от Тинькофф, отслеживающий именно NDXT. Они показывают разную динамику, несмотря на идентичный состав – а всё благодаря отличающейся развесовке. Хотя корреляция, конечно, видна невооруженным взглядом. Strategy – TECH, Benchmark – FXIT. Для сравнения использован сервис https://rusetfs.com/.
Таким образом, капитализация – это условная оценка стоимости компании на бирже. Она считается как произведение количества акций и цены акции. Капитализация позволяет понять нам, насколько большой и популярной является компания в глазах инвестора. На практике капитализацию использую для сравнения разных фирм, при расчете мультипликаторов и при составлении индексов. А вы смотрите на капитализацию компании при оценке? Напишите в комментариях! Удачи, и да пребудут с вами деньги!