Что значит русский народ
Русские это народ или нация?
Преамбула
Прежде чем русские станут нацией им надо восстановить себя как народ
В российском обществе нет единого мнения на счет того, кто такие русские — народ или нация? Это связано с влиянием советского периода становления России и с тем, что каждое из этих понятий обещает свои плюсы и минусы, потенциально может влиять на вектор дальнейшего формирования русского общества и на набор принципов становления Русского Мира. Импровизированным водоразделом разделяющим эти две группы людей является понятие «советский народ» из СССР, с привычной и присущей ему идеологией интернационализма.
О терминах
Подытожим: понятие «народ» основано на взаимосвязанных этнических процессах, которые не всегда зависят от воли людей, а понятие «нация» тесно связано с влиянием государственного аппарата. Общие историческая память, язык и культура – достояние народа, а общая территория, политическая и экономическая жизнь ближе к понятию нация. Отметим еще один момент: понятие народ возникло намного раньше понятия нация.
Применительно к процессам развития и формированию государства, можно утверждать, что народ создает государство, а затем государство волевым образом формирует нацию: в основе нации лежит принцип гражданства, а не родства. Народ – нечто органическое и живое, нация – выстроенный искусственно рациональный механизм.
К сожалению, в погоне за гражданским единством, нация непроизвольно сводит на нет все изначальное, этническое и традиционное. Народ, создавший государство и являющийся ядром нации, постепенно утрачивает свою этническую самобытность и естественное самосознание. Это связано стем, что живые, естественные процессы языковой эволюции, традиций и обычаев в государстве приобретают формальную строго оговоренную форму. Иногда платой за образование нации может стать раскол и противостояние внутри народа.
Из вышеизложенного напрашиваются два вывода:
Народ создает государство, а государство волевым образом формирует нацию
О русских проблемах
Подход к русскому вопросу был бы не полным, если не упомянуть о громадном внешнем и внутреннем давлении на русскую общность на протяжении многих веков, которая иногда принимала вид откровенного этнического и культурного террора. В истории России есть три наиболее значимых и ярких момента попыток слома и переформатирования русской идентичности:
Можно утверждать, что в течении почти трех столетий, русские подвергались вполне осознанном давлению со стороны собственного государства. Цели преследовались разные, методы тоже соответствовали своему времени, но результатом воздействия всегда было ослабление русских и их общества. Добавьте сюда многочисленные войны, эпидемии и голод, умножьте это на истребление наиболее ярких русских представителей и картина сложится еще более удручающая.
Русские очень «исторически устали» и очень сильно «выхлыстаны»: искажена этническая идентичность, народная культура не воспринимается в нужной мере, смертность превышает рождаемость в исконном ареале формирования русского народа, привычки и мировоззрение запутаны и космополитизированы, разрушен институт семьи и внутренние связи народа. Российское государство активно и жестко пользовалось русскими, практически ничего не делая для поддержания их народных и этнических сил.
Русские очень сильно «исторически устали»
И что же?
Если сейчас российское государство начнет формирование русской нации на основе русского народа в его нынешнем состоянии, то результат будет плачевным как для государства, так и для русского народа, который не смотря ни на что, пока еще осознает себя народом. Хотя, конечно, смотря какую нацию хочет сформировать государство.
Пример событий на Украине, четко показывает к чему приводят попытки формирования нации на основе народа с искаженной этнической идентичностью, отформатированной исторической памятью и навязанными государством архетипами и ориентирами.
Без должного и полного восстановления русского народа во всей его уникальности: этнической, культурной, религиозной, мировоззренческой, поведенческой и геополитической, невозможно создать надежного и цельного Русского Мира, а в конечном счете и русской нации. Русским надо какое-то время побыть чуточку консервативными в отношении самих себя.
Русские это народ
Народ — термин восточных и части южных славян, у которых означал «кровное» родство и является однокоренным со словами род, родственники и другими. Этот термин применяли изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», у восточных славян «языци», а в библейской литературе «родами», которые делились на «колена». Народ — это несколько поколений людей, находящихся между собой в родственных отношениях на протяжении веков и продолжающих воспроизводить родственные отношения между собой путем рождения детей.
Народ — это несколько поколений людей, находящихся между собой в родственных отношениях на протяжении веков.
Народ, как коллективный субъект, является средством реализации индивидуальных потребностей своих членов. Объединяясь в народ, индивидуумы решают проблему обеспечения личного бессмертия через сохранение своего уникального генетического материала в своих прямых потомках. Народ — термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство).
Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. В данный момент этнический подход к пониманию нации специалистами не используется. Нацию и национализм изучает теория политических учений. За исследования в этом направлении дают звание кандидатов и докторов политологических наук. В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации — проекты представителей романтизма).
Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового времени. Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых — определять формат национальной культуры, общий для всех.
Основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах.
Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. В эти признаки включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т.д. В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.
Этничность — можно представить как форму социальной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми, и которые лежат в основе их самосознания. Обязательным элементом этничности является наличие общей исторической памяти. Присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности. Критерии: антропологический тип, географическое происхождение, хозяйственная специализация, религия, язык, черты материальной культуры (пища, одежда).
Обязательным элементом этничности является наличие общей исторической памяти.
Этническая общность — устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. Основным типом этнических общностей считается этнос. Термины «этническая общность» и «народ» очень близки.
Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности. В большинстве современных европейских языков соответствующий термин в официальных документах обозначает государственную принадлежность — гражданство или подданство. Национальность — это социологическая категория, внешняя, формальная характеристика, которая отражается в различных документах.
Национальность — это социологическая категория.
и другими признаками, позволяющими лицу идентифицировать себя.
Необходимым условием принадлежности человека к определенной национальности является не единство генетического происхождения, а формирование национального самосознания. Таким образом, национальная принадлежность человека определяется наличием объективных и субъективных факторов:
Обратите внимание
Применительно к народу сегодня иностранцы всех подданных британской короны называют «англичанами», хотя шотландцы, уэльсцы, ирландцы и другие народы, населяющие Британские острова, себя таковыми не считают. Аналогично, немцами себя считают далеко не все граждане ФРГ, помня что они баварцы, саксонцы и другие народы. Многие граждане Франции, в свою очередь знают себя не как французы, а как нормандцы, бретонцы, валлийцы и др. Иностранцы часто именовали русскими всех подданных Российской империи, а позже и граждан СССР.
Кто такие русские? Мы – славяне
Генофонд Русской равнины един уже несколько тысячелетий, и его основу составляют индоевропейцы-славяне, вбирающие в себя часть финно-угров.
Мы должны опираться на то, что у нас есть и было. Мы должны опираться на русский народ. Это сложносоставляющее понятие – «русский народ». Вы сказали: «Русские, русские». Кто такие русские? Не было до IX века практически никаких русских. Русский народ складывался постепенно из многих этносов, прежде – славянских, но не только, из угро-финских и из других, и так далее,
– это высказывание Владимира Путина в дискуссии с кинорежиссером Александром Сокуровым на заседании Совета по правам человека многих переполошило.
Сложносоставность русского народа не следует преувеличивать, мы гораздо более гомогенны, чем подавляющее большинство народов мира, но доказывает русская история и то, что мы весьма успешно интегрируем в свой состав представителей других этносов. Так было, так будет и впредь, и в этом обрусении иных племен нет ничего страшного. Напротив, это возможность для тысяч и миллионов людей подключиться к великой культуре и традиции. Стать русскими – это прекрасно.
Однако откуда же взялись русские? В последние месяцы я читаю в рамках «Открытых сцен» МХАТ им. Горького курс лекций «История русского самосознания» именно на эту тему. В этом курсе суммированы современные научные данные и результаты собственных исследований, и могу сказать, что представление Владимира Путина об этногенезе русских довольно точно, хотя и может быть расписано гораздо более подробно.
В своей основе русские – славянский этнос, а значит, представители великой индоевропейской семьи языков. Причем мы индоевропейцы не только по языку, но и по своему генетическому наследию. 52% обследованных великороссов имеют характерные именно для индоевропейских народов гаплогруппы (передаваемые от отца к сыну сцепленные между собой группы генов) R1. 46% – гаплогруппу R1a, характерную для восточного ареала индоевропейцев, 6% – гаплогруппу R1b, характерную для западного ареала.
У славян среди русских (под которыми в данном случае я понимаю и великороссов, и малороссов, и белорусов) и поляков гаплогруппа R1a абсолютно доминирует. Это говорит о том, что основная часть русского населения – потомки древних восточных индоевропейцев, иногда в популярной литературе именуемых также «ариями», которые обитали на пространстве Восточной Европы, Урала, Западной Сибири, а потом спустились до Ирана и Индии (у бенгальских брахманов значение признака достигает 67%).
О том же говорят и данные лингвистики – славянские языки относятся к восточной, «сатемной» группе индоевропейских языков, то есть у наших предков древнее слово, означающее «100», звучало как satem, и превратилось в «сотню», в то время как у «кентумной» западной группы индоевропейцев оно звучало как centum, отсюда «центнер», «цент» и т.д.
То же подтверждают и данные археологии. Славяне, по всей видимости, являются потомками индоевропейцев, заселявших в медном и бронзовом веках восток и центр Европы и принадлежавших к археологической культуре – точнее группе культур – «боевых топоров» (другое название: «шнуровой керамики»), существовавшей на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры. Эти люди, создавшие, в частности, фатьяновскую арзеологическую культуру в Поволжье, сеяли хлеб, пили очень много молока (одно из исторических преимуществ индоевропейцев и финнов – отличная усвояемость молока во взрослом возрасте), изготовляли великолепные полированные каменные топоры.
Часть этого древнего индоевропейского населения благополучно дожила до наших дней, сохранив индоевропейскую идентичность, как русские, часть была тюркизирована по языку и культуре, как киргизы или казанские татары. Настоящий шок у татарских националистов вызвал тот факт, что русофобская пословица «поскреби русского – найдешь татарина» в генетике подтвердилась с точностью до наоборот. «Поскребли» (генетический анализ обычно берётся соскобом с нёба) казанских татар и оказалось, что до 22% популяции – потомки индоевропейцев, носители той же гаплогруппы R1a, что и славяне, еще 12% имеют финно-угорское наследие, а вот «монгольские» генетические корни исчезающе малы.
Итак, в своей основе мы – индоевропейцы, кто-то может с правом добавить «арии». Из общего индоевропейского континуума Европы, роднящего нас с балтийскими народами – литвой и латышами, славяне выделились, по данным лингвистов, в I тысячелетии до нашей эры. Хотя археологи пока не нашли археологических культур, которые можно с железной уверенностью сопоставить с праславянами (чаще всего на это звание претендуют поморская и зарубинецкая культуры, но здесь идут дискуссии). Есть основания полагать, что праславян соседи именовали «венедами», однако сами себя наши предки так, по всей видимости, не называли.
Первой археологической культурой, которую мы достаточно убедительно можем назвать славянской, была киевская археологическая культура (такую не совсем соответствующую правилам археологического именования маркировку ей присвоили в СССР по настоянию археологов Украины), существовавшая во II-V веках в соседстве и вражде к северу с причерноморской державой готов. От праславян этой культуры сохранились великолепные украшения-эмали, которые находятся в больших количествах на Украине и на юге России и безжалостно, увы, расхищаются «черными археологами». Эти эмали делались так: закупали импортное римское стекло, толкли, смешивали с краской, расплавляли и заливали в гнезда бронзовых украшений. В этих невероятно красочных геометрических игрушках мы можем увидеть самое начало славянской души.
В конце IV века нашей эры на готов обрушилась степная гроза – безжалостные гунны. Они уничтожили готскую державу, тем самым открыв славянам пространство для расселения. Часть славян ушла вслед за гуннами в центральную Европу, другие, напротив, «забились» вглубь полесских болот. Именно там родился тот этнос, который начал называть себя «славянами» в узком смысле слова (в византийских источниках его именовали «склавины»). Он был носителем пражско-корчаковской археологической культуры, в которой, по сравнению с предшествующими этапами, произошел ряд поистине революционных изменений в отношениях с внешним миром.
Именно в это время славяне ввели в употребление печку-каменку. Пусть неказистая и топившая «по-черному», она позволила обогревать землянки и дома, в которых они жили, тем самым распространяясь далеко на Север. Славяне освоили и культуру ржи, которая позволяла вести высокопродуктивное хозяйство в умеренно-высоких широтах. Поэтому поселки славян-земледельцев начали надвигаться на северную часть Восточноевропейской равнины, где до того момента жили только балты и финно-угры. Славяне проникали, селились рядом, как правило, в поймах рек, создавали хозяйственную модель, которая давала им экономическое и демографическое преимущество, и потому вскоре соседи славянизировались.
Процесс славянизации финно-угорского населения продолжается до сих пор, и потому среди великороссов 23% мужчин имеют маркирующую это наследие гаплогруппу N1С (в том числе и автор этих строк), причем среди северной группы русских число обладателей N1С даже чуть выше (35%), чем обладателей индоевропейской R1a (34%). При этом никаких «швов» между обладателями той и другой генетической группы не обнаруживается: и те, и другие – русские по языку и самосознанию, у кого в XII веке предок был славянин-вятич, а у кого мерянин или чудь – не разберёшь. А это значит, что процесс обрусения может и должен продолжаться и дальше, все финно-угорские народы России должны получить возможность стать русскими, и препятствовать этому не надо.
Это оказалась стратегия демографической победы. В V-VI веке славянский поток буквально затопил Европу. На Севере славяне занимали места ушедших в эпоху Великого Переселения Народов германцев, на Юге – обрушились на Византию, сперва грабили её, потом прорвали границы и заселили всю европейскую часть империи. В одних местах позднее возникнут славянские державы – Болгария, Сербия, Хорватия, в других – славяне в итоге эллинизировались, как в Греции. Разумеется, в состав славян вошла и значительная часть древнебалканского населения, и потому до сих пор в русском генофонде 10% великороссов имеют балканскую гаплогруппу I2, а среди белорусов (17%) и малороссов (20%) доля мужчин с древними балканскими корнями еще выше. Как они оказались на территории Русской равнины, скажем чуть дальше.
В конце VI века на славян обрушилась новая волна завоевателей-степняков – авары. Этот народ из глубин Азии запомнился славянам как угнетатели (вспомним летописные рассказы о том, как обры ездили на повозках, запрягая в них женщин славянского племени дулебов), но и сыграл большую роль в их политическом развитии. Под военным руководством аварских каганов дунайские славяне не раз ходили воевать на территорию Византии, пытались взять Фессалонику, подходили к самому Константинополю (в 626 году столица Империи оказалась под двойным ударом славян-аваров и персов и устояла только чудом Богородицы, в честь которого был написан Великий Акафист). Славяне в этой борьбе настолько развивались, что в рассказе об осаде Фессалоники фигурирует даже славянский инженер, строивший штурмовые машины.
Именно к этому времени относится формирование славянской политической терминологии. Наши предки привыкли называть верховного военного предводителя, главу великой державы, «каганом». Так же как жители Западной Европы привыкли называть верховных владык «королями» – то есть Карлами. А позднее во многих странах распространится титул «царь», «кайзер» – то есть Цезарь. «Каган», правда, не было именем собственным, это был титул предводителя авар, который вел славян за добычей и славой. Именно поэтому позднее каганами будут себя именовать Киевские великие князья, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (1051 год) так будут названы Владимир Святой и Ярослав Мудрый. А вот «Хазарский каганат» при появлении на Руси этого титула был абсолютно ни при чём.
Кроме того, вероятно, именно от авар славяне усвоили такое важное новшество, как лошадиная упряжь, позволявшее впрячь лошадь в плуг. До того все пахали на быках и волах. И лошадиная пахота снова предоставила славянам конкурентное преимущество при распашке земель Восточной Европы, в том числе и далеко на Севере.
Сожительство славян с аварами-обрами приятным не назовёшь, против кочевников неоднократно поднимались восстания, в результате одного из которых сложилась первая в истории славянская держава, созданная бывшим купцом Само (приблизительно 623-658). В конечном счете «Повесть временных лет» оставила нам удовлетворённое «погибоша аки обре». Однако в течение столетий дунайские славяне прожили в составе достаточно богатой и развитой военной державы, граничившей с Византией, неуклонно возрастал их культурный уровень…
Итак, в своей основе русские – это славяне, индоевропейцы, не совсем не верно будет даже сказать «арийцы», коль скоро мы относимся к восточной ветви индоевропейских народов. А вот немцы относятся к западной, и потому претензии нацистов на арийство были смехотворны. Эта идентичность, принимая в себя другие некоторые соседние этносы, балканские и уральские, прошла через тысячелетия. В целом генофонд Русской равнины на удивление устойчив вот уже несколько тысячелетий (см. работу О.П. и Е.В. Балановских «Русский генофонд на Русской равнине»).
Но, разумеется, мало быть просто генетически родственной или лингвистической группой, необходим определённый поворот хода истории, чтобы из племён, пусть и говорящих на близких языках и похожих друг на друга, возникли государство и нация. Это и произошло в VIII-IX веках в результате весьма специфичного хода развития экономических обменов в Европе, вызванного арабским нашествием.
Поговорим об этом в следующий раз.
Существует проблема: нет четких критериев описывающих некий портрет настоящего русского, по которому можно было бы однозначно понять, что человек таковым является. Это приводит к разного рода бесконечным спорам, манипуляциям и противостояниям. Раз нет четких признаков, то, значит, и нет четкого, статичного во времени образа русского человека. Во всяком случае, элементы описывающие русского слишком уж изменчивы.
Более того, бытует мнение, что найти устраивающее всех определение понятия «русский» невозможно, что наводит на неприятную мысль — русскость является предметом торга в публичной информационной среде. Вот только не понятно: а кого конкретно, какие группы людей что-то должно устраивать или не устраивать?
Давайте рассмотрим семь самых распространенных мнений-подходов, которые, каждое по-своему, дает определение понятию «русский» и «русские».
1 Народ
Данный подход опирается на тот факт, что народ — термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство), имеющую, кроме этого, несколько объединяющих признаков: язык, культуру, территорию, религию и историческое прошлое. То есть, народ — это явление социокультурное, подразумевающее, что русским можно родиться или стать, а на понятие «русский» влияют ученые этнографы, антропологи, историки и культурологи.
Плюсы: самые четкие критерии относящиеся к понятию «русский» относятся именно к этому подходу; манипулятивное и спекулятивное влияние на русских очень ограничено.
Минусы: такой подход усложняет государственной аристократии процессы управления страной, так как требует финансово затратных мероприятий по поддержанию численности русских и соблюдения элементов их четкой идентичности.
2 Нация
В данном случае, русские — это явление политическое, так как нация — это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Нацию изучает теория политических учений, а основной задачей нации является воспроизведение общей для всех граждан страны культурной и гражданской идентичности. То есть формированием понятия «русские» занимаются политики.
Плюсы: очевидна удобность данного подхода для правящей аристократии, так как он позволяет ей вылепить-сформировать тех русских, которые ей удобны для удовлетворения своих амбиций и решения определенных государственных задач.
3 Гражданство РФ
Плюсы: это самый простой подход к решению «русского вопроса»; популярная фраза «Заграница нам поможет!» подходит сюда лучше всего; увеличение списочного числа граждан РФ автоматически означает увеличение числа русских.
Минусы: перестав быть гражданином РФ, человек перестает быть русским
4 Душевное состояние
Некое самоощущение основанное на наборе возвышенных и культурных посылов, знаний, привычек, стереотипов, шаблонов. То есть, подразумевается наличие у человека или группы людей неких нравственных и поведенческих признаков, соответствующих определенному мнению-мифу, сформированному творческой интеллигенцией о русских в книгах, фильмах, рассказах и народной молве.
Плюсы: позволяет любому человеку на основе своих собственных предпочтений отнести себя к русским и наделить русскостью похожую на себя группу людей; равно как и позволяет лишить человека или группу принадлежности к русскому народу также единолично.
Минусы: предоставляет широчайшее поле для трактовок понятия «русский» внося еще большую сумятицу и неразбериху, а так же провоцируя конфликты на этой почве.
5 Приверженность идеологии
«Русские — это больше чем национальность. Русские — это прежде всего идеологический подход.» Данное мнение подразумевает положение человека по отношению к понятиям «друг-враг», «свой-чужой», «полезно-вредно» и т.д. Личное восприятие того или иного лозунга раздающегося из газеты-радио-телевизора или на митинге — самое яркое явление этого подхода.
Плюсы: очень удобно для быстрого сплачивания больших масс вокруг некоей главенствующей, в данный момент, идеологии; возглас «Наших бьют!» осуществляет мгновенную мобилизацию некоего социума.
Минусы: со сменой правящей идеологии, и/или идеологов ее формирующих, меняется и концепция русскости.
6 Служение России
Категория основывающаяся на «выгодности» того или иного индивидуума или группы индивидуумов для удержания и осваивания громадной территории Российской Федерации. Концептуально озвучивается так: «Жить в России, работать на Россию, защищать Россию, тратить деньги в России». Любой человек реализовавший парадигму «жить-работать-защищать-тратить» автоматически становится русским.
Плюсы: такой подход выгоден экономически, так как позволяет эффективно существовать российскому государству без каких-либо обязательств перед людьми и народами его населяющих;
7 Это проект
Никогда не было и сейчас нет никаких русских. Это определение выдумано Московскими Царями для обозначения тех кто на них работает, пока они контролируют самую большую страну-территорию в мире. Любой, кто служит Белому Царю из Москвы и соблюдает интересы правящей Кремлевской Элиты и есть русский. Русская культура, русская генетика, русская история и прочее — суть манипулятивные категории, которые легко переделываются, переписываются, корректируются под нужды государственной аристократии.
Плюсы: все население России становится «плавильным котлом» по обеспечению личных интересов малой группы влиятельных людей.
Минусы: в руках недругов России и во время информационной войны такой подход становится идеальным средством разрушения российской государственности.
Выводы
Что же мешает придти к общему знаменателю? Мешает смысловое наполнение таких явлений как русская культура, русские символы, элементы и образы, религия, внешний облик русских, правила появления и формирования русского человека.