Что значит русский характер

Сочинение на тему Русский характер (характер русского человека)

Во многих произведениях, как отечественной, так и зарубежной литературы, часто описывается стереотипный образ русской души, русского характера, поведения, принципов и устоев. Многие из них могут быть ошибочны, неправильны, и нести вредную, для читателя, информацию, но они также позволяют взглянуть на мнение с других точек зрения на этот вопрос, а именно: Русский характер в литературе.

Русский характер предстаёт перед нами, как весьма сильный, гордый, независимый, но, в тоже время, мудрый, добрый, и отзывчивый. Также, иногда в литературных произведениях выделяют ещё одно качество русского характера – несговорчивость и необщительность, под котором обычно скрывается глубокая душа. Во многом такой образ русского человека и его характера обязан произведениям, в которых прославляется русский воинственный дух, способный идти на подвиги, и также прославляются эти сами подвиги.

Весь русский образ основан на поиске подвигов, их нахождении, и совершении, после чего память об этом находит своё место в летописи. Много веков Русь нуждалась в героях, способных помочь своей родине бороться с нависшей над ней угрозой, а как мы знаем из истории, таковых было немало. Именно данная ситуация и данные настроения на Руси долгое время создавали тот самый образ русского человека, непобедимого, вечно сражающегося воина.

Но также как и раскрыта военная часть русской жизни, и её характер в данной обстановке, также и описана во многих произведениях рутина русского человека, его отношение к ней, приоритеты, и поведение. В литературе поведение и характер русского человека в быту описываю как весьма спокойный, рассудительный, думающий о будущем, и старающийся сделать как можно больше для своих родных и близких. Такие люди преобладали, и, наверное, преобладают на нашей родине. Характер типичного домоседа, который может постоять за всё, что ему дорого, присущ большинству наших соотечественников.

Но во всём хорошем найдётся место и для плохого. Иногда в описании русского характера говорят о таких вещах, о которых было бы лучше умолчать. Иногда русского человека показывают как весьма неприятного человека, которого ничего, кроме него самого, и не волнует. Такие люди, к сожалению, также присутствуют на нашей родине, из-за чего иногда о нас иногда складывается ложное мнение, потому через литературные произведения, в частности через классические, человек знакомится с миром, и с его населением.

Вариант 2

Десяток столетий наша страна подвергалась тяжелейшим испытаниям. Со времен Владимира судьба проверяет русский народ на «прочность». Сколько войн выпало на долю Руси? Потом была Российская империя, потом Советский союз. Но и сегодня непоколебимая Россия «сдает экзамен» на стойкость. Конечно, характер одного человека не имеет ничего общего с характером целого народа. Поодиночке мы можем быть ленивыми, меланхоличными, завистливыми. Но объединяясь, все негативные качества уходят. Остается только несломленная сила духа, отвага, честность и взаимопонимание.

Всё это не голословно: «Москва, спаленная пожаром, французам отдана…». В далеком 1812 году подданные Российской Империи показали армии Наполеона «где раки зимуют». Как у людей, практически не знавших военное дело, получилось победить сильную французскую армию? Вера и общее дело!

Революция! Убийство царской семьи. Нет оправдания тем страшным деяниям 1917 года. Белые против красных. Красные против белых. Но на «останках» Российской Империи, словно феникс из пепла, рождается Советский Союз.

Описать русский характер можно не только любовью к Родине, но еще и любовью к ближнему. Из литературы, фильмов, учебников по истории мы знаем, как самоотверженно девушки-медсестры выносили на своих хрупких плечах раненых солдат с поля боя. Русский характер – это еще и сострадание. Ведь те санитарки не делили раненых на «своих и чужих». Великая Отечественная война стала апогеем стойкости русских. Даже вспоминая тот факт, как атеист Сталин, разрешил полет с иконою над полем битвы, говорит о том, что русский дух крепок и сила его в единстве.

Девяносто первый год. На плечи русского человека снова опускаются тяжести жизни. Развал Союза, неопределенности в стране, кризис. Но города продолжали строиться, люди ходили на работу, женились, рожали детей. Жизнь текла, никто не отчаивался.

Двадцать первый век. Новостные полосы газет, телевидение, радио – вещают о непрекращающихся заговорах против нашей страны. Третья мировая – информационная война. Но и сегодня русские объединяются, против своих врагов и дают отпор не только действиями, но и словами.

Но даже такая, казалось бы, мелочь, как «Чемпионат мира по футболу», вновь сплотил нашу страну, сделал всех болельщиков нашей сборной единым целым! Объединились не только болельщики, но и футболисты. Они «играли за нас»! Сборная России не отправляется домой, как футболисты других стран. Наша команда уже дома, мы уже победили! Снова! Несломленный русский дух!

Сочинение Русский национальный характер

О характере Русского человека еще в прошлых столетиях великие русские писатели сочиняли стихи, писали рассказы и очерки, существует множество цитат и афоризмов на данную тему.

Характер складывался совместно с развитием и историей России. Влияло на становление абсолютно все: суровый климат, религия, многонациональность, правители страны со своими законами и уставами, обширность земель и другое.

Основными особенностями считаются: мягкость, доброжелательность, гостеприимство, широта души, сострадательность, обостренное чувство справедливости, смирение, стойкость.

Героизм.

Русский человек может быть героем хоть каждый день:

— Оставил всю работу на потом – героически выполнил в сжатый срок;

— Создал себе сам проблем – с блеском их преодолел, попутно решив некоторые вопросы;

— требует начальство план –, пожалуйста, вот вам с перевыполнением.

Если взять примеры с военных лет, слоган «все для войны, все для фронта!», отдавали последний кусок хлеба, чтобы только поддержать страну, не оставляя себе ничего. Здесь же просматривается и полная самоотдача, самопожертвование на общее благо, для общей цели.

В целом Русскому народу не свойственны: циничность, эгоизм, высокомерие, заносчивость, ложь. Очень самокритичны, сомневающиеся в себе и своих действиях. Порой размышляют о сущности бытия и философствуют.

Самоотдача.

Ради близких и родных людей способны жертвовать своими собственными интересами, меняют планы и распорядок дня. Для выполнения работы полностью могут в ней «раствориться», примерный лозунг таков «Либо делать хорошо, либо вообще не делать».

Нестандартное мышление.

В современном мире это называют «лайфхак», умение невозможное делать возможным. Разнообразные приспособления для удобства жизни, выполнения любых работ, облегчения труда и решения сложных технических задач.

Данное качество породило в стране множество умных идей и задумок: первый компьютер, многомоторный самолет, электромобиль (прародитель современных трамваев), электродуговая сварка, трубопровод. Множество открытий и достижений в медицине: хирургия, антибиотики, иммунная система.

Но из-за особенностей правительственного регулирования, многие открытия перестали развиваться на родине, постепенно перекочевав за границу и там уже получили полное признание.

Терпеливость.

Долгое время могут переносить невзгоды и тяготы жизни. Надеясь на «Авось» и «завтра будет лучше, чем вчера». Но если чаша терпения переполняется, последствия очень непредсказуемы.

В целом народ патриотичен, с трепетом относится к Родине и своей стране.

4 вариант

Русский характер иногда противоречивый. С одной стороны – твёрдый, настырный, упёртый, с другой стороны – добрый, отзывчивый, терпимый. Русским очень хорошо знакомо слово «толерантность». Русские люди испокон века жили бок о бок с людьми различных национальностей. Если надо, окажут помощь, не спрашивая, кто, какой национальности, и какой веры.

Русский национальный характер формировался столетиями. Россия всегда жила в окружении не только друзей, но и врагов. Многие хотели покорить и сломить дух русского народа. Манили их и манят огромные территории. Русский человек долго терпит, но когда приходит конец терпению, то приходит жестокая расплата. Русские будут драться до последнего. Не сдаются в плен – сами топят свои корабли, чтобы они не достались врагу. Яркий тому пример – легендарный крейсер «Варяг».

Русские матросы, которых во все войны боялся враг, поднимались во весь рост под ураганным огнём, сметали всё на своём пути. Не зря их прозвали «черной смертью». Один на один выходят против превосходящих сил противника. Только русские лётчики в годы Великой отечественной войны шли на противника в лобовую атаку. Фашисты не выдерживали и отворачивали.

Русский солдат спасал детей и женщин. В Берлине стоит памятник солдату со спасённой девочкой на руках. Сейчас наши солдаты спасают детей в Сирии.

Русский характер формируется в окружении суровых природных условий. Где зима длится не три календарных месяца, а больше. Где трескучие морозы, снега и ветра, а люди живут. Дивизии, сформированные из сибиряков, насмерть стояли у стен Москвы в 1941 году.

У русских женщин тоже есть характер. Терпеть трудности, постоянно ждать мужчин, следовать за ними повсюду. Некрасов восхищался русскими женщинами. Он свою поэму так и назвал «Русские женщины», и посвятил её жёнам декабристов. Женщины во время войны заменили мужчин на полях и заводах.

Русский характер никогда не могли понять и вряд ли поймут иностранцы. Вот этому иллюстрация. Небольшая зарисовка с просторов интернета. На Тайване с дружеским визитом были русские моряки. Прошёл тропический ливень, на улицах воды по колено. Местные власти парад военных моряков отменять не стали. Вот идут моряки из других стран. Вразвалочку, аккуратно ставят ноги, стараются их не намочить.

Идёт колона российских моряков. Чётко чеканя шаг, насколько это возможно в воде. Восторженные крики толпы: «Русские идут»!

Также читают:

Картинка к сочинению Русский характер (характер русского человека)

Популярные сегодня темы

Каждый герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» интересен и привлекателен по-своему. Автор дает подробную характеристику почти всем. При этом не случайно писатель наделяет героев теми или иными качествами

Времена года все настолько разные, но каждый сезон уникален по-своему. Осень. столько красочного в ней, яркого, еле тёплого и такого радушного. Настроение меняется осенью, как и погода, поначалу ещё радостное

Александр Сергеевич Пушкин верил в человеческую судьбу. Он чувствовал, что у каждого человека судьба уже предопределена высшими силами.

Источник

Русский характер. Статья 1: О душе народа

Мы, русские, есть моральная аристократия мира,
идущая на смену земельной и финансовой.
И.Л. Солоневич

Статья 1. О душе народа

Народ – не хаотическое множество людей, как утверждают одни, но и не соборная личность, как полагают другие. Личностью, или персоной, является только человек. Народ представляет собой соборный организм, имеющий соборную душу. Как и индивидуальная душа человека, соборная душа народа создается Творцом и с первого мгновения в творческом диалоге с Богом самоопределяется к бытию, формируя свою земную миссию. Творец разделяет племена и в масштабах миссии всемирного преображения наделяет каждый народ определенным предназначением, которое воспринимается душой народа свободно. Сочетание Божественного призыва и человеческого отклика и наделяет народ сущностью, выражающейся в его характере. Вечная душа народа, или его национальный дух, отражается в единстве миросозерцания различных людей, в их общих представлениях о добре и зле, в родственных переживаниях истории, в национальном идеале.

Жизнь есть принятие душой бремени плоти и выполнение Богом данной и свободно в вечности принятой творческой миссии. Метафизическое сообщество человеческих душ и объединяет их в народы. На земле это отражается в единстве исторической судьбы и ответственности. Потомки несут историческую эстафету предков и отвечают за содеянное ими. Те, кто разделяет историческую судьбу народа, входят в него. Человек как свободная личность способен «откорректировать» свой небесный выбор, изменить свою национальную принадлежность, но это исключительное событие означает отказ от своего предвечного назначения, что ведет к радикальному изменению характера.

От своего народа человек получает условия очеловечивания: язык, социализацию, культуру, цивилизацию, обустроенное пространство и конкретную эпоху. Благодаря родительскому лону народа и отеческому воспитанию человеческое существо может стать суверенной личностью и в этом качестве, в частности, получить возможность связи с другими народами и увлечься ими настолько, чтобы покинуть отчий дом или стать, например, западником. Но только свободная личность, то есть человек, достигший высшей формы персонализации, вполне осознает свою сопричастность народу. Он ощущает национальное как продолжение себя, плоды его деятельности сохраняются народом и вплетаются в национальную культуру. Творческие гении, будучи яркими индивидуальностями, наиболее явно выражают доминирующие черты общенационального типа.

Люди, принадлежащие к одному народу, бесконечно разнообразны, отдельный человек может выражать национальный характер только частично. В народе может быть множество людей с противоположными свойствами. Национальный характер выражается в симфонической воле народа, в общенациональных деяниях, которые видны в крупных исторических масштабах. «Жизнь народа вообще, а великого народа – в особенности, развивается по закону больших чисел. Миллионы, десятки и сотни миллионов людей, поколение за поколением, в течение тысячи лет сменяют друг друга. И в этой массе, в этой смене сглаживаются отдельные случайности отдельных человеческих усилий. Вырисовывается некая определяющая линия национального характера, которую я назову доминантой… Эта доминанта в исторической жизни народа реализуется инстинктивно. И для каждого данного народа она является чем-то само собою разумеющимся… Все исторические деятели были не “вывесками”, не “двигателями”, а только симптомами известной национальной доминанты – определяющей черты общенационального характера» (И.Л. Солоневич).

Общая природа так или иначе сказывается в каждой индивидуальности. «Это “общество внутри нас”, существующее в виде однотипных для людей одной и той же культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний, и есть наш национальный характер. Он есть часть нашей личности… В основе национального или – точнее – этнического характера лежит некоторый набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций. Появление в сознании любого из этих предметов приводит в движение всю связанную с ним гамму чувств, что, в свою очередь, является импульсом к более или менее типичному действию. Вот эту единицу “принципиального знаменателя личности”, состоящую из цепочки “предмет – действие”, мы будем подразумевать под понятием социальный архетип… Социальный архетип передается человеку по наследству от предыдущих поколений. Существует в его сознании на невербальном, чаще всего нерефлексируемом уровне, но “вмонтирован” в него очень глубоко, и импульс, им возбуждаемый, бывает очень сильным, как правило, гораздо сильнее всего того, что может пробудить в психике человека любой элемент развитой рефлексивной структуры… Целостная структура личности “погружена” в ее архетипы, а те элементы, которыми личность соприкасается с окружающим миром, – “типичные действия” – и составляют ее этнический характер, лежащий в основании характера индивидуального» (К. Касьянова). Описываемый Касьяновой социальный архетип является социальной проекцией национального характера, выражая его яркие характеристики, но не покрывая его целиком.

Каким же сформировался русский национальный характер к началу XX века? Он во многом оказался сокрытым для русской литературы и публицистики. Необходимо выявить исходную природу национального характера, объективные факторы и субъективные обстоятельства, влияющие на его формирование. Все это – актуальные проблемы нашего бытия: чтобы понять, кем мы являемся, мы должны вспомнить – кем были. Рефлексия подлинного русского характера очищает душу и возвращает нас к своему духовному отечеству.

Русский национальный характер произрастал на четырех основаниях, которые и определяли его формирование.

1. Первозданный духовный образ и историческое предназначение, которыми Творец наделяет народ (духовный генотип). «Бог дает дары Святого Духа – всем народам, но мерою различною и особливою. Почему, кому, и сколько – не разумеем. Но исповедуем, что нет народа обделенного и отвергнутого, хотя есть народы – не соблюдшие, растратившие и зарывшие талант свой в землю» (И.А. Ильин).

2. Природные генетические свойства восточнославянского этноса (этнический генотип). «Наше своеобразие от славянской крови и славянской души, не похожей ни на монгольство, ни на романство, ни на германство. Нет на свете чистых кровей и чистых рас; все давно смешалось и переплелось. Смешалась и наша славянская кровь с азиатскими и европейскими народами. Но, смешавшись, не растворилась, а дифференцировалась – и дала своеобразный уклад: темперамента, естественности, сердечности, широты, простоты и приспособимости. И эти черты мы передаем и другим народам и другим исповеданиям, живущим с нами» (И.А. Ильин).

3. Воспитание Православием (духовный архетип). «Наше своеобразие – от нашей веры, от принятого нами и вскормившего нашу культуру греческого Православия, по-своему нами воспринятого, по-своему нами переработанного и по-особому нас самих переработавшего. Оно дало нам больше всего: живое желание нравственного совершенства, стремление внести во все начало любви, веру во второстепенность земного и в бессмертие личной души, открытую живую совесть, дар покаяния, искусство страдать и терпеть, неутолимый голод по религиозному осмыслению всей жизни и всего мира сверху донизу; и еще: непоколебимую уверенность в возможности и необходимости единения человека с Богом в этой жизни и в будущей, искание живых путей в этом единении и преодоление страха смерти через созерцание жизни и земной смерти Христа Сына Божия. Это и есть именно тот дар, который в истории христианства называется духом апостола Иоанна, который утрачен Западом и отречься от которого значило бы отречься от самого русского естества. И что еще достопримечательно, что этот Иоанновский дух пропитал всю русскую культуру – русское искусство, русскую науку, русский суд – и незаметно был впитан и инокровными и инославными русскими народами: и русскими магометанами, и русскими иудеями так, что они уже нередко чувствуют себя ближе к нам, чем к своим единокровным и единоверным братьям» (И.А. Ильин).

4. Экстремальные условия выживания на просторах Евразии – климатические, географические и геополитические сформировали исторический архетип. «Наше своеобразие от нашей природы – от пространства, от климата, от равнины, от отсутствия близкого моря, от рек, от погоды, от почвы и от растительности; и от далекого рассеяния по пространствам. Мы сами не знаем, когда и как мы вжились в нашу природу и вжили ее в себя. Но получили мы от нее много: и страстность, и созерцательность, и неуравновешенность, и свободолюбие, и склонность к лени, и братскую спайку… Наше своеобразие было довершено нашей историей. И расселенностью по равнине; и борьбою с кочевниками; и удельно-вечевым периодом; и торговлей с греками и варягами; и Киевским расцветом; и нашествием татар, борьбою с ними насмерть, их 250-летним игом; и идеею града Китежа. И далее – и вторжением западных соседей, и собиранием Руси Москвою; борьбою с Польшею и Литвою; бесконечными войнами оборонительного характера; Грозным и опричниной; Смутою и замирением юга; присоединением Малороссии; творческою бурею Петра Великого; крепостным строением, бунтами простонародья, дворянскими переворотами, нашествием Наполеона и культурным расцветом XIX века» (И.А. Ильин).

Проблема русского национального характера актуальна сейчас – в период глобальных преобразований на Евразийском континенте. Сложившийся к началу XX столетия характер русского народа был так или иначе свойственен всем сословиям, но в наиболее чистом виде сохранялся в провинции и низовых слоях. Несмотря на невиданные катаклизмы и жертвы ХХ столетия, русский народ сохранил многие генетические и культурные характеристики. Что-то искажено и требует излечения, что-то ждет возрождения, поэтому необходимо реконструировать облик дореволюционного русского национального характера. Следующую статью придется начать с культурной атмосферы XIX века, в которой формировались многие представления о русском характере, господствующие поныне.

[1] Архетип – прообраз, первичная форма, образец. По Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психических процессов; находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний; единообразные и регулярно повторяющиеся способы понимания; априорные условия понимания и восприятия, которые предшествуют любым схемам логического мышления; трансцендентальная схема или структура, в которой запечатлевается опыт всего народа. В данном случае архетипами называются устойчивые характерные духовные формы, которые народ приобретает в своей исторической судьбе, генотипами же – духовные и природные формы, которые присущи народу с рождения – от Бога или от природы.

Источник

Русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Русский национальный характер складывался на протяжении веков под влиянием таких факторов, как суровый климат Северной Евразии с холодными зимами и ярко выраженной сменой сезонов, необъятные просторы России, многоэтнический характер государства, необходимость обороны протяжённых внешних границ. Значительную роль в формировании национального характера сыграло православие — наиболее распространённая религия и основа мировоззрения в течение столетий.

К основным чертам русского характера относят широту души, стойкость, сострадание, смирение, стремление к справедливости, общинность, способность к подвигу, умение не сдаваться. Русским не свойственны такие черты, как высокомерие, заносчивость, лицемерие (наоборот, весьма распространена болезненная самокритика). Русские, как правило, часто переживают эмоциональные подъёмы и упадки (этому способствует смена сезонов), и хотя могут испытывать трудности по части регулярной ритмичной работы, но зато время от времени способны на героический труд. Русские неплохо умеют находить общий язык с представителями других народов.

В общем и целом, русские не так уж сильно отличаются от остальных народов и не являются «белой вороной». Все народы имеют свои особенности и русские — не исключение. Впрочем, как и во многих других полиэтнических государствах, здесь речь может идти уже не о характере собственно русских как народа по крови, а о преобладающей культуре страны, частью которой давно стали представители многих других этносов. Поэтому можно говорить как о русском, так и о российском национальном характере.

Содержание

Важнейшие черты

Каждая из черт характера имеет свою обратную сторону, превращаясь из силы в слабость. Эти слабости тоже вкратце упомянуты ниже.

Способность к подъёму и подвигу

Одной из важнейших черт русского характера, которую отмечают и отечественные и зарубежные исследователи является «чувство революционного подъёма», «героическая доминанта», готовность к подвигу, способность к мобилизации сил в определённый момент. Эта черта обусловлена особой цикличностью жизненного уклада русских, вероятно сформировавшегося под влиянием долгих зим и необходимости быстрого сбора урожая. Большую часть времени русские копят или экономят энергию, стараются не напрягаться лишний раз, проявляют низкий интерес к происходящему, склонны к лёгкой депрессии, поискам смысла жизни, рассуждениям. В такие периоды, как у медведя в спячке, потребности к качеству жизни снижаются до минимума, русские довольствуются малым, воздерживаются от трат. Иностранцы, видящие русских в такой период, делают выводы об их лености, апатичности, разгильдяйстве, долготерпении, рабской сущности.

Периоды низкой активности имеют разный масштаб и продолжительность: в масштабе страны — годы, десятилетия, в масштабе семьи — недели, месяцы. Однако, наступают периоды, когда русские переходят в «режим подвига». Поводом к активным действиям может послужить война, революция, индустриализация, строительство коммунизма, освоение новых территорий и т. п. В такие периоды русские проявляют свои наилучшие черты: массовый героизм, самопожертвование, чувство локтя, трудолюбие, невероятное упорство, лидерские качества. Русских считают «типичными теневыми лидерами» в экстренной ситуации. [2] Русские часто создают сами себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать, например, выполняя месячный план в последнюю неделю. Есть пословица: «Русские долго запрягают, но быстро ездят».

Поводом для небольшого «подвига» может стать праздничная дата: день рождения, Новый год, свадьба. В такие периоды русский перестаёт довольствоваться малым, раскупоривает все заначки, влезает в долги, проявляет беспрецедентную щедрость и расточительность.

По Вассерману, у русских власть в определённые моменты может потребовать намного большей самоотдачи, чем в Европе (отсюда «русский тоталитаризм»), но взамен давала широкую бытовую свободу. У немцев, конечно, чистые окна, но во всех германских государствах полицейский мог устранить грязное окно метко брошенным булыжником [3] — невообразимая дикость для русских.

Слабость: русским зачастую тяжело работать ровно и постоянно. Также им свойственна бытовая расхлябанность, приводящая, например, к стихийным свалкам.

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Щедрость, широта и гостеприимство

Заметной чертой русского характера является щедрость, широта натуры. Вероятно, причиной этому послужили природные условия: широта территории и изобилие пресной воды. Русские одни из немногих, кто моется под струёй воды. Например, многие англичане и японцы набирают воду и моются всей семьёй, не из-за бедности или дефицита, а из-за традиции экономить. [4]

Русские отличаются добротой, гостеприимством, состраданием, прямотой в общении, им не свойственны спесивость и заносчивость. Благодаря этому они легко могут находить общий язык с другими народами. Причиной этому служит то, что русское государство с самого основания и до наших дней является многоэтническим. Как следствие, россияне смогли освоить огромные территории от Урала до Аляски. [5]

Слабость: на доброте и сострадании наживаются паразиты наподобие профессиональных нищих. Щедрость и широта могут перерастать в расточительство, приводящее к бессмысленному расходованию ресурсов (например, когда берётся потребительский кредит на проведение пышной свадьбы с десятками, а то и сотнями приглашённых).

Смирение и духовность

Важнейшей чертой русских является потребность в вере. Эта потребность реализуется как глубинная уверенность в себе, в своём деле, в своей стране, в своём народе, и, разумеется, как духовность и религиозность. Более тысячи лет назад Россия получила христианское наследие Византии и ревностно хранила его. Идея «Третьего Рима» веками сплачивала страну. Русская религиозность носила и продолжает носить ярко выраженный духовный характер, в отличие, например, от протестантской этики, направленной на достижение материального достатка. Тем не менее существует и православная этика труда.

Среди русских выработались такие черты характера, как нестяжательство, стремление к духовным, а не материальным благам, доброта, отзывчивость, а также христианское смирение — качество, проявляющееся в способности действовать в любых обстоятельствах без заносчивости и гнева.

Слабость: неправильно понимаемая добродетель смирения на деле очень часто выливается в низкую национальную самооценку, излишнюю склонность к самокритике, раболепие перед другими нациями. Довольно часто встречается и ложная духовность — разрушительные культы; «бабки из церкви», орущие на любого, кто хочет приобщиться к высокому, но плохо знает правила поведения.

Стойкость

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Что значит русский характер

Веками, проживая в зоне рискованного земледелия под постоянной угрозой набегов, как из Великой Степи, так и из Скандинавии, русские, в отличие от европейцев, не могли надеяться, что построенное или посеянное ими точно не пропадёт зря, поэтому русским несвойственен западноевропейский перфекционизм. Если что-либо доведено до работоспособного состояния, русские часто на этом и успокаиваются, в меньшей степени заботясь о долговечности и в ещё меньшей степени — о внешнем виде.

Опыт отражения набегов, когда женщины уводили детей в лес, а затем воспитывали их сами, а мужчины оставались, чтобы задержать противника, и тот факт, что, в отличие от Европы, в России большинство войн шли фактически на уничтожение, а также опыт долгих православных постов сильно повлияли на характер русских как воинов. В отличие от, например, поляков русские мало гонятся за личной славой — общая победа важнее. Особенно исключительную стойкость русские могут проявлять в обороне. В средние века русские крепости могли месяцами обороняться, имея в запасах лишь муку, овощи, воду и водку (последняя использовалась как антисептик и анестетик). [2] В других странах крепости обычно сдавались вскоре после исчерпания запасов мяса.

Слабость: русские держатся даже тогда, когда этого делать не следует, а именно когда необходимо обращаться к врачам. Россия — известный заповедник запущенных болезней.

Дух взаимопомощи

На Западе (по крайней мере в последнее время) наиболее ярким классом (получающим много денег, раскрученным в прессе, их лексикон просачивается в общеупотребительный словарь и т. д.) являются наёмные управленцы — профессионалы, которые позволяют компании не утонуть в конкуренции: ведь тот, кто плохо организован, будет «съеден» тем, кто организован лучше.

Рискованная жизнь привела к тому, что русские всячески подавляли конкуренцию, ведь она бесцельно тратит ресурсы на саму конкуренцию. Всё с точностью до наоборот: от более удачливых ресурсы «сверху» передавали менее удачливым. Во все времена самым ярким классом в России был тот, кто занимался перераспределением ресурсов (кто бы то ни был — комиссары, номенклатура, бандиты). А самым нижним ячейкам (бригадам, крестьянским общинам…) давалась относительная свобода: сверху приходит задание, а как его выполнить — решайте сами. Это приводит к тому, что русские смотрят на начальника как на волка, но обрастают горизонтальными связями: сегодня ты мне, завтра я тебе. Эти связи, в отличие от народов Средней Азии и Кавказа, организуются по духовному родству, а не по кровному. Русские не поощряют доносительство. [3]

Со стороны государства этот дух взаимопомощи выливается в широкую социальную политику: везде, где есть центральное отопление, оно не отключалось даже в трудные годы. По мнению оппозиционеров, это мешает политической сознательности: он воспринимает отопление как данность. Но публицист Виктор Мараховский считает иначе: [6] это означает, что у русских в подсознании записано: сохранить людей.

Обострённое чувство справедливости

В американской культуре справедливо всё, что законно. В глазах русских справедливо то, что заслуженно. Русские со скрипом переносят даже творческие династии — а «подарил папа» или «купил на залоговом аукционе» им вообще не по душе. Русский откровенно ненавидит гонщиков на «гелендвагенах». Главной целью перестроечной сатиры было именно незаслуженное неравенство.

Слабость: даже на заслуженное неравенство русский может смотреть косо. Уравниловка на советский манер — не выход. По мнению Виктора Мараховского, одна из проблем России — как наладить неравенство, которое выглядело бы справедливо в глазах народа.[7]

Широкая специализация

Из-за нехватки людей и деревянного строительства, которое надо быстро закончить за короткий сезон, русские вынуждали каждого осваивать много специальностей. У них мало «людей-функций», выполняющих одну работу, но очень хорошо, зато очень много «мастеров на все руки». Практически все русские мужчины (а часто и женщины) собирают себе ящик инструментов. Многие самостоятельно проводят простейшее обслуживание автомобиля. Если в США требуется, чтобы домашнюю электросеть построил лицензированный электрик и принял государственный ревизор, а в Германии попытка самостоятельно заменить сгоревшую лампочку на рабочем месте чревата крупными неприятностями ([8]), то бывший СССР допускает и самостоятельный монтаж. Игра «Что? Где? Когда?», с её широким пониманием разных сторон жизни и логическим выведением ответа из общеизвестных посылок, могла зародиться только в СССР.

Слабость: если надо сделать что-то на высшем уровне (например, придумать дизайн дорогой квартиры) — крайне сложно найти такого специалиста: посмотрите хотя бы на квартиры проворовавшихся чиновников и сравните с жилищами американских биллгейтсов. Передача таких специалистов «из уст в уста» часто переходит в кумовство. С усложнением бытовой (и не только бытовой) техники доморощенный «мастер» переоценивает уровень своей компетентности и часто делает совершенно недопустимые вещи — например, скручивает алюминий с медью, не учитывает какие-то неочевидные, но важные нюансы техники безопасности, что может привести к печальным последствиям, и тому подобное. Поверхностное понимание политики приводит к русскому протесту, бессмысленному и беспощадному.

Цитаты

Александр Васильевич Суворов

Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб. [9]
Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. [10]

Константин Михайлович Симонов

Но русские — упрямый народ, и если им однажды пришла в голову хорошая идея, они рано или поздно осуществят её с подлинным русским размахом![11][12]

Глава американской разведывательно-аналитической компании Stratfor

Сила русских — это способность вытерпеть то, что сломало бы другие нации. Также подчёркивалась склонность поддерживать правительство безотносительно его компетентности в том случае, если Россия ощущает угрозу. Поэтому, утверждали русские, никто не может ожидать, что санкции, какими бы жёсткими они ни были, могли бы склонить Москву к сдаче. Вместо этого русские ответят своими собственными санкциями… [13]

Иван Александрович Ильин

Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям, и в тоже время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит верить в Россию, так как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители. [14]

Иван Васильевич Киреевский

Западный [человек], говоря вообще, почти всегда доволен своим нравственным состоянием, почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди все были на него похожи. Если же случится, что самые наружные действия его придут в противоречие с общепринятыми понятиями о нравственности, он выдумывает себе особую, оригинальную систему нравственности, вследствие которой его совесть опять успокаивается. Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя — и потому тем менее бывает доволен собою. При уклонениях от истинного пути он не ищет обмануть себя каким-нибудь хитрым рассуждением, придавая наружный вид правильности своему внутреннему заблуждению, но даже в самые страстные минуты увлечения всегда готов сознать его нравственную незаконность. [15]

Николай Александрович Бердяев

У русских «природа», стихийная сила, сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленной латинской культуры. Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство. В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремлённость к потустороннему миру. Для русского народа одинаково характерен и природный дионисизм и христианский аскетизм. Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком — задача оформления и организации своей необъятной земли. Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта. [16]

Фёдор Михайлович Достоевский

Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её. [17]

Философ, государственный и политический деятель, Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР (9 ноября 1917 — 21 января 1924)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *