Что значит рубрика в заполнения резюме
Как правильно составить резюме
Резюме – это тщательно составленная презентация, демонстрирующая глубину и ширину вашего опыта. Резюме должно отражать все основные профессиональные или технические навыки, умение решать новые задачи и проблемы. Резюме должно представить вас перед работодателем с лучшей стороны, в нем четко должно быть видно, как ваши предыдущие достижения и навыки могут быть применимы на новой позиции. Если это не очевидно для работодателя, то он, вероятнее всего, перейдет к следующему резюме.
Ваше резюме должно:
Большинство людей пишут свое первое резюме, еще учась в вузе, или сразу же после его окончания. Важно помнить, что резюме должно быть динамичным и корректироваться под требования каждой отдельно взятой вакансии.
Какой шаблон резюме выбрать?
Выбор формата может быть важным инструментом для создания эффективного резюме. Он зависит от информации, которую вы можете предоставить работодателю. Традиционно выделят три типа резюме: хронологическое, функциональное и комбинированное.
Хронологическое резюме – наиболее распространенный тип. В нем перечисляются все предыдущие места работы в обратном хронологическом порядке. Так как хронологическое резюме упорядочено по датам, то чаще всего описание опыта работы сопровождается четким указанием временных сроков как периодов работы в различных организациях, так и учебы.
Функциональное резюме содержит подробное описание опыта работы и/или навыков, сгруппированных не по датам, а по выполняемым функциям. Следовательно, оно делает акцент на ваших возможностях и навыках, а не организациях в которых вы работали.
Например, функциональное резюме может быть подразделено на такие секции, как Функции руководителя, Бухгалтерские навыки или Технические навыки.
Комбинированное резюме соединяет в себе два описанных выше типа резюме. В нем вначале выделяются навыки и функциональные обязанности соискателя на предыдущих местах работы, а затем приводится перечень мест работы с указанием временных рамок.
Как написать резюме
Как правильно составить заголовок
Многие кандидаты не уделяют должного внимания составлению заголовка своего резюме, но точное указание должности, на которую вы претендуете, увеличит шансы вашего резюме быть замеченным, а также говорит о наличии у вас четко поставленной цели. Некоторые вместо конкретной должности пишут «интересная работа, которая бы соответствовала моему образованию и опыту работы”. Такого рода формулировка вызывает недоумение у работодателя и не находит поддержки. Ясно, что сам человек плохо себе представляет, чем бы конкретно он мог заниматься и как бы предлагает работодателю внимательно изучить резюме и найти для него соответствующую должность. Не указывайте несколько должностей сразу. Это снизит ваши шансы, так как обычно компании требуется специалист на определенную должность. Указывайте подходящий заголовок для каждой конкретной вакансии, на которую вы откликаетесь.
Как правильно описать опыт работы
Это самый важный и самый длинный раздел резюме, который по объему должен превышать все остальные разделы. Следует подробно излагать только «голые» факты, избегая лестных самооценок наподобие «большой опыт работы», «умение работать в команде», «хорошие организаторские способности» и т.п. При описании опыта работы акцентируйте внимание на ваших достижениях, а не на детальном описании ваших обязанностей.
Ниже приведены некоторые советы по составлению более эффективного описания опыта работы:
1. Внимательно изучите описание вакансии.
Многие соискатели просто копируют слово в слово описание всех своих должностных обязанностей без указания собственного вклада и достижений. Необходимо наиболее полно раскрыть все ваши результаты, имеющие отношение к рассматриваемой позиции.
2. Докажите вашу значимость для работодателя.
Работодатели и рекрутеры просматривают ваше резюме на наличие у вас необходимых навыков для занятия имеющейся позиции. Если вы покажете, что ваши предыдущие результаты и полученные навыки могут быть полезны и данным работодателям, вы будете рассматриваться уже как подходящий кандидат, и ваше резюме будет рассматриваться уже более тщательно.
3. Дайте количественную оценку ваших результатов.
Где только возможно, включайте измеримые, количественные результаты вашей работы. Например, вместо “Писал пресс-релизы” лучше написать “Писал по 20 пресс-релизов каждые две недели”. Числа – это мощное средство в резюме, которое позволит привлечь внимание работодателей к вашим реальным достижениям.
4. Опишите проблемы, с которыми вам приходилось сталкиваться в процессе работы, что вы предприняли для их разрешения, а также полученные результаты и вклад, который вы внесли в деятельность компании.
5. Сделайте резюме удобным для чтения, используя разделение на смысловые параграфы.
6. Согласуйте описание вашего опыта с вашей целью, чтобы работодатель мог сразу понять, что вы соответствуете всем требованиям и можете быть полезным компании на данной должности. Сфокусируйте внимание работодателя на релевантных достижениях и опустите те, которые не имеют никакого отношения к вашей цели.
7. Будьте честным.
Исследования показывают, что соискатели часто используют ложные факты в описании своего опыта работы. Но соискатель с честной и хорошо написанной историей работы, но меньшим опытом на интервью может смотреться гораздо выгоднее того, чья история работы не соответствует действительности. Поэтому лучшая стратегия при составлении резюме – всегда быть честным в описании любого факта.
В заключении обращаем ваше внимание, что когда раздел с описанием опыта опущен, невозможно сделать вывод о качествах кандидата, и резюме неизбежно проиграет в сравнении с другими.
Как заставить образование работать на вас
Если вы только закончили вуз или еще учитесь, то вам следует выгодно подчеркнуть полученное образование. Для этого вы можете включить детализированное описание полученных навыков и квалификации, перечень курсов, которые могут пригодиться на желаемой позиции.
Если вы занимались в вузе или сейчас занимаетесь наукой, укажите научную специализацию, ученую степень, ученое звание.
Необходимо перечислить всевозможные награды различных конкурсов, олимпиад, конференций, в том числе школьных, наличие «красных» дипломов и т.д.
Пишите подробно, указывайте факультет, специализацию, тему диплома. Укажите номера соответствующих дипломов, свидетельств и сертификатов. Не забудьте также о курсах повышения квалификации и стажировках, даже если они были однодневными.
Если у вас уже большой опыт работы, то вам следует акцентировать внимание работодателя не на полученном образовании (кратко перечислив вуз, специализацию и курсы), а на описании предыдущего опыта работы, если он соответствует желаемой позиции.
Секция навыков, что включить
Представьте, что вы менеджер по подбору персонала, какое бы резюме вас заинтересовало, какую информацию вы бы хотели в нем увидеть? Подумайте, какие ключевые слова включить в ваше резюме, чтобы оно выгодно отличалось на фоне остальных и подчеркивало соответствие именно вашей кандидатуры данной должности.
Эта секция вводится и для того, чтобы работодатель мог найти ваше резюме по необходимым для данной позиции навыкам. При оставлении данной секции без должного внимания вы упускаете возможность быть замеченным работодателем и возможность показать ему, что вы именно тот кандидат, который нужен его компании.
Заполняя секцию навыков, продумайте, что будет важно для работодателя. Лучше всего начать с изучения требований в публикациях вакансий на аналогичные позиции и выделения наиболее часто повторяющихся навыков, а затем составить список из соответствующих навыков, которыми владеете вы. Помните, что это могут быть навыки, полученные в процессе работы, учебы, посещения различных курсов или же в процессе какой-либо деятельности, но они должны соответствовать требованиям работодателя и характеру работы.
Как много ключевых навыков следует включать в резюме?
Работодатели стараются как можно быстрее просмотреть резюме, поэтому включите не более 10-15 наиболее важных ключевых навыков. Короткий перечень наиболее соответствующих выбранной позиции навыков более предпочтителен, чем длинный, но менее информативный.
Преимущества дополнительной информации
Данная секция чаще всего необязательная, но вы можете использовать ее для повышения эффективности вашего резюме. Здесь можно указать все то, что не подходит не под один раздел шаблона резюме и может помочь вам доказать свое соответствие желаемой позиции.
Ключевые слова и их значение
Ключевые слова – это специализированные слова, употребляемые в конкретно взятой отрасли или профессии, которые работодатели могут использовать при поиске интересующих их резюме в базе данных.
Как и где использовать ключевые слова?
Помните, что ключевые слова могут быть вставлены как в описание опыта работы, так и в описание полученного образования, пройденных тренингов, хобби, общественной деятельности, добровольной работы, самообразования и т.д.
Резюме для технических профессионалов
С увеличением количества соискателей на наиболее популярные технические позиции, Ваше резюме должно выгодно отличаться от остальных, чтобы работодатели его заметили.
Техническое резюме: Грамотно составленное техническое резюме дает работодателю полное представление о навыках кандидата. В этом разделе кратко опишите, какими программами, приложениями, операционными системами, языками программирования Вы владеете, уровень знания “компьютерного железа”, полученные сертификаты и т.д. В этой секции только перечислите, чем Вы владеете, указав на возможность подробного обсуждения на интервью.
Опыт работы: Многие работодатели говорят, что они ищут кандидата, который может предложить больше, чем просто технические навыки. Для них также важно умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе и желание приносить пользу компании. Другими словами, Ваше резюме должно быть личностным. Читателю должны понравиться не только Ваша техническая квалификация, но он также должен понять, что Вы легко вольетесь в работу данной компании. Соответствующие качества и навыки Вы можете подчеркнуть в описании Вашего опыта работы.
Фокусирование на технических результатах: Кандидаты на технические специальности часто делают следующие ошибки: либо их резюме слишком длинное из-за подробного описания каждой проделанной работы, либо оно слишком короткое и не содержит никакого описания. Нужно найти “золотую середину”: резюме должно быть сжатым, но четко отражать Ваши основные достижения.
Что включить: По каждой занимаемой позиции дайте краткий обзор ваших обязанностей, затем укажите Ваши самые важные достижения. Далее опишите, какие Ваши действия внесли существенный вклад в деятельность компании, где Вы работали, по возможности включая численные характеристики результата. Акцентируйте внимание на самых важных технических проектах, которыми Вы занимались, с какими проблемами Вам при этом пришлось столкнуться, что Вы сделали, чтобы их преодолеть.
Если Вы работали по заказу, то перечислите Ваши основные проекты, указав компанию-заказчика или тип компании (если конфиденциально), причины, по которым наняли именно Вас, Вашу роль в проекте, кратко опишите проделанную работу и Ваш вклад в деятельность компании.
Если Вы только начинаете работать в этой области и считаете, что у Вас недостаточно опыта, то сфокусируйте внимание на Вашем потенциале в данной сфере, отметив Вашу легкообучаемость и высокую мотивацию.
Ключевые слова: Наиболее удачные ключевые слова для Вашего резюме зависят от желаемой должности и имеющегося опыта. Специализированные программы и приложения часто используются как ключевые слова. Для их определения лучше всего просмотреть несколько вакансий по данной должности и выбрать наиболее часто встречаемые слова. Это и будут потенциальные ключевые слова для эффективного технического резюме.
Классические ошибки, которые могут погубить Ваше резюме
Для того чтобы составить эффективное резюме, важно избегать следующих распространенных ошибок:
Заимствование чужого резюме
Хорошее резюме написать тяжело. Многие, в поисках легких путей составления резюме копируют блоки из чужих резюме или же из книжек с рекомендациями по их составлению. Такая тактика никогда не работает. Например, если вы копируете из книжки, то вы рискуете тем, что работодатель тоже мог читать ту же самую книгу и встретить там “ваше” резюме. Потратьте некоторое время на составление вашего собственного стиля резюме и выписывание навыков, которыми владеете именно вы.
Грамматические, стилистические ошибки, неправильный номер телефона и т.д.
Многие работодатели не рассматривают резюме, которые содержат типовые грамматические ошибки. Неправильно написанные ключевые слова или e-mail адрес, могут быть губительными для вашего резюме. Всегда проверяйте и перепроверяйте резюме, так как от этого зависит ваша дальнейшая карьера.
Нечетко сформулированные цели
Идеальное резюме должно:
Отсутствие ключевых слов
Резюме должно обязательно содержать специализированные слова, по которым многие работодатели ищут подходящие им резюме. Правильные ключевые слова лучше всего смотреть в описаниях идеальных для вас вакансий.
Неправильный шаблон резюме
Важно правильно выбрать один из трех описанных выше шаблонов резюме так, чтобы представить себя работодателю в наиболее выгодном свете.
Заключение
Что следует включать в резюме
Как составить резюме: наши советы соискателям
В этой статье мы собрали советы по составлению идеального резюме. Для простоты мы расположили материал по разделам, которые ждут вас при заполнении формы резюме на hh.ru.
Фото, контакты, место проживания
Фотография в резюме всегда будет плюсом, даже если должность не предполагает общения с людьми. Фото сделает резюме персонализированным: его будет легче заметить, а отклик сложнее пропустить или удалить. Но выбирать портрет для резюме нужно критически: неудачное фото может все испортить. Лучше всего подойдет профессиональное портретное фото, деловое и нейтральное.
В разделе контакты обратите внимание на почтовый ящик — он должен соответствовать профессиональному статусу. Адрес kisulya1987@mail.ru подчеркнет неделовой подход к работе. А вот angelina.vavilonova@gmail.com — уже лучше.
Некоторые соискатели указывают в резюме свой домашний адрес вплоть до конкретной квартиры. Достаточно указать город или ближайшее метро, например, «Мытищи» или «село Мансурово в Курской области».
Желаемая должность и зарплата
Указывать желаемую зарплату в резюме необязательно, но любой работодатель будет рад, если вы это сделаете. Универсальный совет в такой ситуации: написать сумму на 15–20% большую, чем та, которую вы зарабатываете сейчас. Это даст возможность торговаться без ущерба для собственных интересов. Подробнее о том, как определить желаемый доход, мы рассказывали в одной из статей.
Сверяйте свои ожидания со средней зарплатой по рынку: посмотрите на вакансии, на статистику по региону и профессиональной области. Завышенный на 40% и более оклад однозначно отпугнет рекрутера. Узнать среднюю зарплату по рынку для своего города и свой профобласти можно в Индексе HeadHunter.
Исключение — резюме топ-менеджеров. Зарплаты руководителей рассчитываются в разных компаниях по-разному, и конкретные ожидания могут помешать получить выгодное предложение.
Опыт работы
Если вы не начинающий специалист, то именно опыт — главная часть резюме. Поэтому к этому разделу стоит подойти с особой тщательностью.
Избегайте общих фраз вроде «был самым трудолюбивым работником отдела» — это мнение, которое невозможно проверить, поэтому оно не интересно работодателю.
Иногда соискатели описывают работу в той или иной компании, будто пишут главу из собственной биографии: «Здесь я начинал карьеру с низших должностей, усердно добиваясь повышения» или «При беглом знакомстве можно подумать, что работа давалась мне легко, но на самом деле было ровно наоборот». Эти примеры — эталон того, как не надо описывать опыт. Резюме сработало, если работодатель за несколько секунд разобрался в опыте и понял, что этот кандидат стоит более внимательного изучения. А продемонстрировать энтузиазм можно в сопроводительном письме.
Образование
Все указанные в резюме образовательные курсы должны относиться к профессиональной деятельности. Лучше упустить что-то, чем добавлять сомнительные сертификаты — например, о курсах по массажу, — если в работе эти знания не нужны.
О тернистом пути наверх всегда лучше рассказать на собеседовании. Поэтому можно опустить учебу в техникуме или ПТУ, если есть диплом о высшем образовании в той же сфере.
Ключевые навыки
Многие соискатели полностью игнорируют этот раздел, а зря: часто именно сюда смотрит рекрутер после знакомства с опытом и образованием кандидата. Ключевые навыки — это специфические знания и умения, относящиеся непосредственно к рабочим процессам. Для юристов это могут быть «Арбитражные суды» и «Корпоративное право», для менеджера по логистике «Работа с таможенными органами» и «Инкотермс», для финансиста — «Статистический анализ» и «Бюджетирование», и так далее.
При заполнении этого раздела система hh.ru подскажет название того или иного навыка, предлагая наиболее короткий и унифицированный вариант — по возможности выбирайте именно его.
Избегайте очевидных вещей: не нужно писать, что вы знаете Windows, Internet Explorer и пользуетесь электронной почтой.
Обо мне
Очень часто соискатели путают навыки с личностными качествами и указывают в разделе ключевых навыков что-то вроде «Ответственность» или «Пунктуальность». Советуем написать об этих качествах в разделе «Обо мне» и избегать банальностей. Вместо «Ответственности» и «Пунктуальности» напишите «Добросовестно отношусь к выполнению задач» и «Всегда укладываюсь в обещанные сроки». Суть от этого не поменяется, но формулировка привлечет больше внимания.
В некоторых случаях можно указать личностные качества, которые не относятся напрямую к профессии — это может быть хорошая физическая форма или спортивные достижения («КМС по лыжным гонкам»). Это касается и представителей не самых очевидных профессий: скажем, физическая форма часто важна для менеджеров по продажам, так как им приходится часто ездить на встречи и в командировки.
Все то же самое относится и к достижениям в интеллектуальной сфере. Если вы чемпион города по шахматам или выиграли олимпиаду по программированию — это интересно. Если просто увлекаетесь чтением, то нет. Добавляйте только то, что можно доказать и что поможет получить желаемую должность.
А вот хобби в большинстве случаев лучше совсем не указывать. Рекрутеру оно не интересно, а экзотические занятия (вроде эзотерики и даже йоги) и вовсе могут отпугнуть.
Как писать
Теперь коснемся вопроса языка резюме. Хороший язык не только расскажет о вашем уровне развития, но и заметно облегчит работу рекрутера — ему не придется пробираться сквозь набор штампов и сложных оборотов, чтобы добраться до сути.
Итоговый текст резюме должен представлять собой выжимку, из которой убрано все, что в принципе можно убрать без потери смысла: вводные слова, эпитеты, причастные и деепричастные обороты, лишние отглагольные прилагательные и существительные.
Неправильно: Занимался организацией проведения инвентаризаций в принадлежащих компании подразделениях. Осуществлял деятельность по организации тендеров, в частности, подготовку обширного пакета документов по этому вопросу.
Правильно: Проведение инвентаризаций в подразделениях компании. Подготовка пакета документов для проведения тендеров.
Следуйте нехитрому принципу: чем короче и проще предложения, тем лучше.
Ключевые слова
Вставляйте в свое резюме слова-маркеры, по которым рекрутер сможет его отыскать через поиск. Например, если вы аудитор и работаете с оффшорными компаниями, то в вашем резюме обязательно должно встречаться слово «оффшоры».
Подумайте над тем, какие ключевые слова относятся к вашей профессии, представив, какие термины рекрутер будет использовать при поиске резюме. Используйте информацию из интересных вам вакансий.
Сопроводительное письмо
В системе hh.ru знакомство рекрутера с вами всегда начинается с сопроводительного письма. Обычно оно начинается с приветственной фразы: «Здравствуйте! Меня зовут Кондратий Степанов и меня заинтересовала ваша вакансия городского посадника».
В новом абзаце кратко опишите свои достижения и основные навыки («руководил отделом», «участвовал в проектах» и так далее). Этот абзац не должен быть длиннее трех-четырех предложений.
Третий абзац — ключ к сердцу рекрутера. Напишите в нем, почему вы хотите работать в компании и почему вы считаете свою кандидатуру подходящей. Старайтесь избегать банальных фраз вроде «работу в вашей компании считаю возможностью для дальнейшего развития» — такие фразы заставят рекрутера подозревать, что вы копируете одно и то же сопроводительное письмо для разных вакансий.
Постарайтесь разыскать в интернете информацию о компании и указать факт знакомства с ней уже в сопроводительном письме. Хороший пример: «Меня особенно заинтересовали ваши проекты в телекоме: я 4 года работаю в b2b продажах и постоянно пересекаюсь с такими клиентами».
Заканчивать резюме принято фразой, подтверждающей вашу готовность подъехать на собеседование: «Благодарю за внимание и буду рад встретится, чтобы ответить на ваши вопросы!».
Проверка резюме
Когда работа закончена, советуем два-три раза внимательно пройтись по тексту, исправляя ошибки и редактируя не слишком удачные фразы. Имейте в виду, что опечатки в заголовках, названиях компаний и должностей особенно насторожат работодателя.
Перечитывать текст больше трех раз подряд бессмысленно. Лучше вернуться к нему через некоторое время и тогда проверить еще раз. Если хотите показать резюме кому-нибудь еще, выбирайте человека с опытом работы рекрутером — в ином случае гарантированно получите ворох ненужных советов.
Если рассматриваете несколько разных должностей — например, «менеджер по продажам» и «руководитель отдела продаж», — составьте два разных резюме. Но имейте в виду, что на hh.ru работодатель может увидеть названия других резюме в профиле соискателя, поэтому должности должны быть из одной профессиональной области. Или хотя бы одного уровня — инвестиционный аналитик, который одновременно курьер, для работодателя не самый интересный кандидат.
Помните: у каждой профессии есть свои особенности. Если от юристов ждут идеального резюме без единой ошибки, то, например, бухгалтерам важнее указывать конкретные счета и версии 1С, с которыми они работали. Различия между «субкультурами» разных профессий не позволяют сделать единственно верную инструкцию для всех. Мы собрали только общие советы, которые относятся ко всем соискателям.
Чтобы резюме учитывало индивидуальные особенности, лучше воспользоваться услугами опытных HR-менеджеров — например, нашим сервисом «Готовое резюме».
Как грамотно составить резюме, чтобы взяли на работу: инструкция, структура и сервисы с шаблонами
Привет всем желающим найти работу!
Знакома ли вам ситуация? Рассылаешь всем резюме, а до собеседования так и не доходишь. Говорят, что перезвонят, либо уже кого-то взяли. Если это как раз про вас, то вы зашли сюда удачно. Сегодня я расскажу, как составить резюме, чтобы получить хорошую работу, раскрою секреты кадровиков, которые не раз выручали меня на hh.ru, дам готовый шаблон для заполнения и онлайн-сервисы. Следуйте инструкции, и уже к концу у вас будет убедительная анкета.
Что такое резюме и его разновидности
Резюме (от фр. resume “сводка”) – это краткая характеристика вас как работника. Там указываются опыт работы, навыки, личные качества, по которым решают, насколько вы подходите на должность. От опрятности, правильного заполнения и подачи информации зависит ваше трудоустройство. У каждой страны свои требования к резюме.
За рубежом популярно Curriculum Vitae (в переводе с лат. – “ход жизни”) или сокращенно CV. Я смотрела американские образцы. Только названия разные и форматирование, а начинка та же. Так что если вы фрилансер, и зарплаты в Рунете вам не хватает, подучите английский и вперед работать за доллары.
В зависимости от цели трудоустройства и должности выделяют 5 типов резюме:
Совмещайте несколько видов. Например, универсально-хронологическое резюме смотрится даже лучше.
Тем, кто не любит составление документов и метит в крупные компании вроде Google, советую записать видеорезюме. Тут можно покреативить.
Почему хорошее резюме нужно всем
Представьте себя на месте работодателя. Вы владелец маленькой фирмы. За свои деньги – зарплату сотрудника хотите получать наибольшую ценность. На почту пришло 35 резюме. Все кажутся неплохими ребятами, но вам нужно выбрать одного.
Начинаете придираться к анкетам: некоторые слишком похожи, у других информации не хватает. И тут находите самородок – формат и деловой стиль общения соблюдены. Вы еще незнакомы с человеком, но документ говорит о пунктуальности, аккуратности и точности, хотя речи об этом там не идет. Вы приглашаете его в компанию, и он успешно проходит собеседование.
Вывод. Этот соискатель не лучше и не хуже всех, просто он сделал акцент на достоинства и потратил 40 минут на правильное заполнение.
14 основных принципов успешного резюме
Правило 1. Работодатели ненавидят заезженные слова вроде “коммуникабельность”, “стрессоустойчивость”. Им эти слова ни о чем не говорят. Другое дело, если вы разъясните, в каких условиях проявляется это качество.
Правило 2. Как грамотно оформлять. Пользуйтесь шрифтом Times New Roman или Arial. Выставляйте размеры:
Сверху и справа – отступ 2 см, с левой стороны – 2,5 см. Межстрочный интервал – одинарный. Не пользуйтесь таблицами – это пережиток прошлого.
Правило 3. Адаптируйте резюме под специальность. Универсальных шаблонов не существует. Ваша задача – показать навыки и достижения, соответствующие должности. Маркетологам и консультантам нужно показать, как они приносили деньги компании, а журналисту – общительность и креативность. Если вы хотите сменить профессию и работать дома, советую посмотреть подборку курсов по удаленной работе.
Профессия | Что ожидает увидеть работодатель |
Юрист | Точность |
Дизайнер | Неординарное мышление |
Секретарь | Универсальность |
Рабочий | Надежность |
Бухгалтер | Безупречность |
Продавец | Прибыльность |
Маркетолог | Привлечение клиентов и денег |
Топ-менеджер | Масштабность |
Системный администратор | Скорость мышления |
Правило 4. Короткие предложения. Абзацы до 5 строк. Без сложных терминов. Пользуйтесь маркированными и нумерованными списками. Обращайтесь только на “Вы” без перехода на личности. Советую прочитать книгу Норы Галь “Слово живое и мертвое”.
Правило 5. Перед отправкой или распечаткой проверьте текст на ошибки.
Правило 6. Сохраняйте документ только в формате docx. Другие форматы либо считаются устаревшими, либо верстка может съехать. Для креативного резюме с инфографикой приемлем pdf. За рубежом тоже пользуется популярностью.
Правило 7. Не используйте слова “должны”, “обязаны”, “не”.
Правило 8. Не пишите от руки. Почерк у всех разный. Не факт, что работодатель правильно его растолкует или поймет что-нибудь. Если нет принтера дома, попросите знакомых или сходите в копировальный центр.
Правило 9. Ограничьтесь 2 страницами. Подробности оставьте для сопроводительного письма и собеседования.
Правило 10. Распечатывайте на плотной бумаге хорошими чернилами, чтобы текст не смазался.
Правило 11. Пишите продающее название должности в графе опыта работы и цели. Вместо менеджера по маркетингу определенного товара лучше назвать себя бренд-менеджером.
Правило 12. Не надо указывать ожидаемый уровень зарплаты. Ваши желания могут не совпасть с возможностями компании.
Правило 13. Следуйте стандартному плану. Не добавляйте блоки от себя. Можно креативно оформлять, но содержание нужно оставить прежним.
Правило 14. Будьте честными. Вас обязательно проверят на собеседовании. Провал неизбежен. Если не знаете Excel, то не пишите, что делаете таблицы как профессионал.
Заполняем идеальное резюме за 11 шагов
Скачайте шаблон и пошагово вместе со мной заполните каждую графу. Для работы, связанной с творчеством и количественными результатами, советую собрать портфолио. Выделитесь среди конкурентов и покажите себя в деле.
Хорошее резюме как книга. Каждый блок дополняет другой. Вызывает желание перечитывать. У вас есть всего 15 секунд, чтобы зацепить работодателя.
Обязательно назовите файл резюме по схеме: Фамилия_Имя_Должность. Так анкета никогда не затеряется, а работодатель будет благодарен за аккуратность и находчивость.
Заголовок
Придумывать креативный заголовок не нужно. Пишите по стандарту: фамилия + имя.
Фотография
С названием разобрались, теперь нужно добавить фото.
Неформальные фото оставьте для друзей. На работодателя оно произведет впечатление несерьезного, инфантильного человека.
Делаем фото как на паспорт: однотонный фон, мягкая улыбка, размер 3,5 х 4,5 см. Лучше одеть деловой костюм.
Вот что у меня получилось.
Пишите просто – соискатель такой-то вакансии. О том, почему выбрали это место и хотите работать по этой специальности, расскажите в сопроводительном письме.
В резюме без указания конкретной должности напишите вашу цель так: “Обратился сюда, потому что считаю, что именно у вас смогу реализовать работоспособность, энтузиазм, ответственность, полученные на работе (перечислите те моменты, где проявились и сформировались эти качества)”.
Личные данные
Здесь по стандарту нужно написать информацию о себе:
Поздравляю! Ваше резюме готово на 30 %.
Где учились
Образование – ваша визитная карточка, когда опытом работы похвастаться нельзя. Школу указывать не нужно, если это не специальная гимназия. Университеты, техникумы, курсы указывайте в убывающем порядке.
Не надо писать названия учебных заведений аббревиатурой, расшифровывайте их. Например, МГУ – Московский государственный университет.
Кадровики редко присматриваются к курсам, указанным в конце резюме. Советую их указывать сразу после основного образования в разделе дополнительного.
Вот пример, как правильно писать про образование.
Донской государственный технический университет 2013 – 2017 гг.
Специальность: филолог (русский язык).
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 2009 – 2013 гг.
Забирайте бумажку с любых курсов, мастер-классов.
Где работали и сколько
Укажите последние 4 – 5 мест работы. Лучше, чтобы они были связаны с желаемой вакансией. Не упоминайте о том, что были официантом, курьером, если хотите стать бухгалтером или юристом. Перечисляйте с последнего места.
Если вы часто увольнялись, то вас назовут job-hopper и вряд ли возьмут на работу. Тем, кто менял должности в рамках одной фирмы или проекта, такое не грозит. Наоборот, наглядное продвижение по карьерной лестнице вызовет восхищение.
Пример того, что написать в графе резюме “Сфера деятельности”.
Ресторан быстрого питания “Заряжай-ка” – управляющий (43 человека в подчинении).
Декабрь 2014 г. – август 2017 г. (2 года и 8 месяцев), Новороссийск.
Кафе “Салют” – капитан банкетной службы (20 человек в команде).
Февраль 2011 г. – сентябрь 2013 г. (2 года и 7 месяцев).
Не сокращайте названия компаний.
Неправильно: ООО “ЭСК”.
Правильно: ООО “Электроэнергетическая северная компания”.
Если вы фрилансер и делали какие-то проекты удаленно, не стесняйтесь их упоминать в этой графе. Пишите название сайтов, в рамках которых работали.
Обязанности
Заполните как отдельный раздел, если предыдущие места работы сильно отличаются от желаемой должности. Это способ избавиться от ненужных и сложных задач. Не более 10 пунктов. Конечно, если вам дорога любая вакансия, то этот пункт лучше пропустить. Ваши желания могут не совпасть с возможностями компании.
Например, в прошлом вы были программистом, а сейчас хотите устроиться копирайтером.
В остальных случаях пишите сразу после места работы.
07.10.2013 – 12.06.2015 – управляющий рестораном “Обеликс”.
В целом картина будет выглядеть так.
Заслуги
Сразу после обязанностей определенного места работы указывайте личные достижения. Описывайте результаты конкретно с цифрами, датами. На безликое “повысил продажи” не обращают внимания.
Пользуйтесь глаголами завершенной формы: наладил поставку, увеличил выручку и т. д.
Пример. Профессиональные достижения:
Шпаргалка. Заслуги пишите по формуле: проблема + поступок = результат.
Дополнительная информация
В графу “Дополнительная информация” попадает все, что не подходит для других: увлечения, планы на будущее. Это добавит баллов к вашему резюме, если правильно заполните.
Каждый пункт должен относиться к вакансии. Водителю лучше указать сведения о категории водительских прав и машине (марка, модель, год выпуска).
Ключевые навыки, которые всегда придутся к месту:
Личные качества
Ограничьтесь 4 – 5 качествами, которые относятся к делу. Вы можете быть сердобольным, добрым и щедрым человеком, защищающим окружающую среду, быть вегетарианцем, но кадровику эти характеристики ни о чем не говорят.
Другой разговор, если вы устраиваетесь психологом и пишете об усидчивости, внимательности, аналитическом складе ума. Только не забудьте расшифровывать. Например, усидчивый – потому что без проблем брал по 7 – 8 пациентов в день с часовой консультацией.
Если вы не знаете, какие навыки указать, то напишите про быструю обучаемость и высокую работоспособность.
Рекомендации от предыдущих работодателей
Список рекомендателей повысит рейтинг и убедительность вашей кандидатуры. Заранее спросите людей, готовы ли они подтвердить слова по телефону. Иначе выйдет неловкая ситуация, когда на собеседовании позвонят им, а они сделают наоборот.
Указывайте рекомендателей по схеме: название организации + должность + Ф. И. О. + номер телефона.
Как написать сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо – возможность поговорить с работодателем еще до собеседования. Убедить его в своем профессионализме.
Не оскорбляйте своих предыдущих начальников. Не углубляйтесь в подробности того, почему не работали долгое время. Такое вложение вызовет неприязнь у потенциального работодателя.
Структура сопроводительного письма:
Как должно выглядеть сопроводительное письмо.
Здравствуйте, уважаемый Евгений Андреевич! Я помогала вести бухгалтерский учет в фирме “Крокс”. Через мои руки прошло свыше 125 кассовых ордеров, платежных поручений и отчетов. Ни в одном не было найдено критичных ошибок, которые могли повлиять на работу предприятия. Пару раз я находила опечатки у коллег, которые могли обойтись серьезными санкциями и потерей средств.
Должность главного бухгалтера в вашей компании меня привлекла, потому что это возможность проявить себя руководителем, взяться за более серьезные и ответственные документы. Я давно готова к этой работе, ведь еще на прежнем рабочем месте проверяла работу других сотрудниц. Об этом может рассказать мой рекомендатель Паршин Е. В. (см. вложение).
Здорово, что ваша компания ежемесячно организовывает поездки всем офисом на природу, в боулинг. Благодаря тимбилдингу чувствуешь, что рабочая команда – семья.
Я с удовольствием отвечу на любые ваши вопросы во время собеседования.
С уважением, Петренко Е. А.
Не забудьте проверить на грамотность и перечитать письмо вслух, чтобы убрать речевые ошибки.
Случаи, когда креатив в резюме пошел на пользу
Оригинальное резюме поможет заполучить работу, когда оно составлено в контексте фирмы и должности.
Сабрина Сакоццио мечтала работать в телерадиосети CBC Radio 3. Девушка оформила резюме как страницу соцсети. Генеральный, увидев его, сказал: “Разве оно не великолепно? Она взяла известный формат – страницу в Facebook и переделала его”.
Пратт не смог взять Сабрину в компанию, потому что вакансия была уже закрыта. Но он опубликовал резюме в блоге.
Примеру Сабрины последовал русский SMM-менеджер Ренат Янбеков. Он разослал в крупные digital-агентства резюме в виде профиля Одноклассников, благодаря которому нашел работу.
Франсис – дизайнер по профессии. Сделал резюме в виде силуэта головы и поделил блоки на два полушария головного мозга. В левом, отвечающем за логику и расчеты, указаны: достижения, образование, навыки. В правом, благодаря которому фантазируем и творим – интересы, награды. А центр мозга – личная информация.
На креативных резюме можно прилично зарабатывать. На американских сайтах один шаблон стоит от 1 000 руб.
Рик Мандон оформил резюме для друга. После этого ему так часто писали с просьбами сделать похожее, что он сделал сайт orangeresume.com. Там каждый может заказать уникальную анкету.
Рик считает, что креативность нужна везде. Просто ее нужно адаптировать под должность, на которую вы претендуете.
Московский дизайнер Анастасия Смолина подошла к созданию резюме в духе своей профессии. Взяла белое платье и написала всю информацию о себе. Она так увлеклась, что немножко изрисовала и руки.
Поделитесь своим креативным резюме в комментариях. Оставьте ссылку на картинку или файл, чтобы я могла проверить его.
3 сервиса для создания уникального резюме
За рубежом уже принято рассылать необычные резюме. У нас пока такой привилегией пользуются только дизайнеры, журналисты, программисты. Все течет и меняется, может быть, оригинальная анкета станет вашим пропуском на работу мечты.
Быстро и легко вы можете создать резюме на этих сервисах:
Такую привлекательную и лаконичную анкету можно сделать в Canva.
Заключение
Поздравляю! Теперь вы можете сделать хорошее резюме. Придерживайтесь делового стиля и структуры, и вас ждет успех. Найти работу я помогу в следующей статье. Следите за обновлениями блога и подписывайтесь.
А у вас получилось составить резюме? Напишите в комментариях.