Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Елена Клишева
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до

При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:

• Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;

• Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;

• Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.

Возможны разные варианты создания РППС при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОСДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия

• Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы

• Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей

• Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов

• Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность

• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми

Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. В каждой ДОО РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.

РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

Основные принципы организации РППС.

Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности

Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности

Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных и инновационных элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

При формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.

Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО. Поэтому стоит избегать негативного влияния со стороны игровой продукции.

Объективные показатели негативного влияния:

• Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)

• Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности

• Чрезмерное развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)

• Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе и сексуальных

• Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности

• Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)

• Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:

1. Принцип безопасности (отсутствия рисков):

2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

3. Принцип соответствия

— возрастным особенностям ребенка;

— специальным особенностям ребенка.

Формирование предметного содержания РППС ДОО.

Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметноесодержание на функциональные зоны:

• Социально-личностное развитие

• Познавательно-речевое развитие

• Физическое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

Функциональные зоны подразделяются на центры развития.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

«тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;

• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;

• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;

• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;

• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;

• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);

• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);

• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

• все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

• у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Создавая развивающую среду необходимо помнить:

• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.

Вывод: Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности и интересов.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2013г.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных ситуаций» СанПиН 2.4.1.3049-13

4. Вербенец А. М., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии. Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 288.

Источник

Создание предметно-пространственной среды в ДОУ

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Наталья Снигирева
Создание предметно-пространственной среды в ДОУ

«УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА ПРИ СОЗДАНИИ РППС»

Снигирева Наталья Ивановна

г. Санкт – Петербург

ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

При созданииРППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:

• Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;

• Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;

Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия

• Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы

• Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей

• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми

• Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность

Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов

Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям

РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.

РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Основные принципы организации РППС

• Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

• Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

• Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

• Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

• Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Предметное содержание:

• Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками.

• Разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.

Объективные показатели негативного влияния: Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)

• Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности

• Чрезмерное развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)

• Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе и сексуальных

• Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности

• Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:

1. Принцип безопасности (отсутствия рисков):

2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

3. Принцип соответствия

— возрастным особенностям ребенка;

— специальным особенностям ребенка.

• экспериментально – исследовательской деятельности;

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст

— Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности,

— участие в преобразовании предметно – пространственной среды.

• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

«тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;

• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;

• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;

• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;

• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;

• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);

• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);

• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

• все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д., о малой родине и Отечестве и т. д. (дидактические игры, обучающие и др.).

— центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения,

— центр сенсорного развития,

— центр конструктивной деят-ти,

— центр математического развития

Создавая развивающую среду необходимо помнить:

• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

• Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.

• Учет индивидуальных особенностей ребенка при создании РППС и организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко- маровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

Создание персонального сайта Создание персонального сайта. Выполнил: Воспитатель (соответствие занимаемой должности) Магкиева Марина Анатольевна 2015г Современный.

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейсяОрганизация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО по ПДД (В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОУ). Задачи: * Создать благоприятные.

Создание «Чудо-дерева» Программное содержание Познакомить детей с разными приёмами работы с гуашью: высветление, перекрытие одного слоя краски другой. Закреплять.

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейсяСоздание домика для куклы Предлагаю вниманию фотографии и описание домика для куклы, сделанного своими руками. Размер основания составляет 40 х 110 см, высота домика.

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейсяСоздание «Книжного уголка» Уголок для книг — это необходимый элемент предметно-пространственной развивающей среды в групповой комнате дошкольного образовательного.

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейсяСоздание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Создание собственной мотивации СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ 1. Освой навыки или знания, которые заставят тебя уважать. 2. Не беритесь за неразрешимые (пока) для тебя.

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейсяСоздание уголка по ПДД Как сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге? Если говорить о причинах дорожно-транспортных происшествий,.

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейсяСоздание электронного портфолио Электронное портфолио на сайте очень удобно. В него можно добавлять различные разработки,проекты,сценарии,конспекты занятий,фотоматериалы.

Источник

Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Татьяна Тихонова
Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся

Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся Что значит рппс должна быть не только развивающей но и развивающейся

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные.

Групповой сбор «круг» как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности Несмотря на свой, более столетний, возраст, технология саморазвития ребенка в предметно – развивающей среде М. Монтессори является актуальной,.

Из опыта работы «Способы и направления поддержки детской инициативы в практике работы подготовительной группы» Выступление на педагогическом совете «Педагогические условия создания проблемных ситуаций в совместной деятельности педагога и ребёнка».

Консультация для воспитателей на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС» Презентация на тему «Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС» (На раннем возрасте) (Слайд 2) В Конституции.

О роли совместной деятельности детей и взрослых как способе поддержки детской инициативы и позитивной социализации в ДОУ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей квалификационной категории Почетный работник общего образования Решетникова Галина.

Проект поддержки детской инициативы в первой младшей группе «В гостях у сказки» МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Проект поддержки детской инициативы в 1 младшей группе «В гостях у сказки» Составитель: воспитатель.

Режиссёрская игра как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества Аннотация Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество.

Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.

Способы и направления поддержки детской инициативы С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В ФГОС выделены основные.

Театрализованные игры — как средство развития детской инициативы Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку и.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *