Что значит ротация ассортимента
Ротация товара — основные принципы и задачи
Ротацией называют круговое вращение, движение, поворот, смену одного действия или товара другим.
Понятие и ее особенности
Под ротацией чаще имеют в виду смену чего-либо. Например, заменяют его на полках более свежим. Или закупают новинки у других производителей. Ротация кадров — это замена одного члена команды другим.
Особенностями ротации можно отметить то, что она способствует обновлению ассортимента, улучшению продаж, повышению покупательского интереса.
В коллективе смена сотрудников тоже может дать высокие показатели работы команды в целом.
Она необходима в качестве стимуляции способностей отдельно взятых личностей.
Так, например, начальник финансовой службы может подменить человека, занимающегося кадрами, или кадровик выполнять секретарскую работу. Это делается не только для оптимизации и экономии средств, но и с целью увидеть способности человека в другом месте.
Очень часто руководители компаний заинтересованы в смене топ менеджеров, если продажи пошли хуже. Они находят других специалистов со стороны или ищут сильного человека в своей команде, который полон энтузиазма и идей, как повысить прибыль.
В каких сферах деятельности она используется
Ротация как термин применяется во многих сферах. Например, в полиграфии это принцип работы машины, печатающей рекламную и полиграфическую продукцию. Название идет от рабочего элемента, вала, который имеет форму цилиндра. Напоминаем, ротация — вращение.
В архитектуре – это особенность поворота корпуса вокруг его оси при построении скульптуры. Такое действие необходимо для более яркого восприятия образа в целом.
В географии – например в мореплавании под ротацией подразумевают движение судна по кругу, когда оно идет с грузом, не возвращаясь в порты, а по пути следования.
В сельскохозяйственных работах под ротацией подразумевают севооборот. То есть через 4 года, земля засевается другими культурами для повышения ее плодородия и урожайности.
В теле- и радиовещании – ротацией называют смену передачи, картинки. Клипы чередуются с фильмами, рекламой и другими роликами.
В медицине под ротацией понимают термин смещение. Например, ротация позвонков относительно друг друга. Кроме этого, бывает ротация головы, бедра, плеча.
В спорте ротацией называют смену игроков в команде или перераспределение роли: нападающий стал защитником или вратарем.
В трудовой деятельности персонала – ротация может быть заменой сотрудников из соседних отделов, перевод из одной должности в другую чаще с повышением. Может повыситься: круг обязанностей, ответственность, заработок. Также сотрудника могут направить в другой город по служебной необходимости, но все это в рамках одной структуры.
В товароведении термин ротации используют в плане обновления ассортимента товара. Это необходимо делать обязательно, так как покупателю неинтересно ходить в магазин и видеть на полках одно и то же. Новые товары стимулируют покупательский интерес и подстегивают к приобретению.
Также ротация товара используется при приеме продукции, когда свежий товар ставится на полках на более дальний план, а старый выкладывается ближе, чтобы не уйти в просрок по дате реализации.
Цели и задачи
Какие цели она преследует:
Основной целью ротации является обновление ассортимента продукции и снижение цен. Это помогает выжить в конкуренции с другими владельцами.
Естественно, чтобы обновлять ассортимент необходимо анализировать все факторы, как внешние, так и внутренние.
Анализируем, размещаем, сравниваем
Делается полный анализ того, что лучше продается и за какой срок. При хорошей продаже определенного ассортимента закупка его может быть увеличена. Если он не движется вообще, то его можно распродать дешево и вообще убрать из ассортимента или оставить минимум.
Кроме этого, большое значение имеет раскладка товара на полках. Иногда покупатель просто не видит определенную группу вещей, поэтому необходимо обратить на них его внимание.
Базу необходимо анализировать раз в полгода, чтобы видеть, что в ассортименте магазина пользуется популярностью, и делать закупки именно этого продукта. Клиенты привыкают видеть его на полках и приходят именно за ним.
Когда продажи снижаются можно предложить на место данного продукта другой.
Задачи:
Данные задачи ставятся магазину или аптеке с целью увеличения прибыли с конкретной точки.
Основные виды
Так как ротация – это перемещение товара, то очень важно соблюдать принципы закупки товара. Идет от дистрибьютора ритейлеру и после этого в торговый зал.
Тут очень важно обращать внимание на такие пункты, как:
Из этого уже происходит планирование закупок в целом.
Количественная
Если расчет заказов сделан правильно, то обороты происходят быстрее, чем истекает срок. Это позволяет не только экономить на площадях для хранения продукции, но и средства, которые вкладываются в него.
Как происходит расчет заказа:
Итого формула для расчета заказа = продажи за определенный период + товар на выкладке — остаток товара.
При сокращении периодов заказа уменьшается и сам размер заказа, а значит, необходимость в складских помещениях исчезает.
Однако если дешевле сделать закупку большого объема, то следует поступить так, вместо траты денег на малые партии, которые обойдутся дороже.
Естественно, чем крупнее дистрибьютор, тем выгоднее у него закупать товар, это позволяет сэкономить.
В соответствии со сроками
Считается одной из самых важных и сложных. Дело в том, что в данном случае действует принцип FIFO. То есть что поступило в первую очередь первым и уходит в зал.
Если при выгрузке товара произошла путаница, и он смешался со старым поступлением, может оказаться так, что старый товар уйдет в просрок.
Про него просто забудут, так как будут стараться продавать свежий товар.
Эта путаница часто видна в программе, так как, продавая новый товар под штрих кодом старого, продажи начинают превосходить ожидания.
В это время при зачистке старых остатков обнаруживается просрок.
Поставщик может отказаться принимать товар обратно, если его срок истек, а значит выкупать просроченный или списывать его придется самому магазину. Это особенно важно при торговле продуктовыми товарами, лекарствами и другими, которые имеют ограниченные сроки реализации.
Какой выход из положения:
В соответствии с ценой
Ротация с ценой довольно сложна в исполнении, так как цены меняются несколько раз за сезон, как в сторону повышения, так и понижения. Чтобы не было путаницы, новая цена устанавливается на новый приход, а старый продается по остаточной старой цене. В данном случае пересчет остатков просто бессмысленный. Новый отсчет по изменившимся ценам идет с новой партии, чтобы не было претензий со стороны покупателей.
Где использую?
В торговом зале
В торговом зале используются основные принципы выкладки, согласно мерчендайзингу, что позволяет улучшить продажи.
Правила выкладки:
В складских помещениях
Чтобы не возникало путаницы, и товар не залеживался на складе, есть несколько правил хранения ТМЦ.
Как организовать место хранения:
Эти и другие правила позволяют быстро и качественно осуществлять отгрузку, не нарушая сроки поставки.
В распределительном центре
Распределительный центр становится главным в цепочке по ротации. Он делает закупки определенных групп, которые затем поставляет на склад, откуда он расходится по точкам.
Это наиболее выгодная система управления, так как при крупных закупках товар обходится дешевле.
Чтобы он не залеживался на складе распределительному центру необходимо всегда точно знать остатки товара в каждом звене сети и прошедшие за определенный срок продажи.
Централизованный товарооборот намного выгоднее, и позволяет экономить средства при закупке новых партий товара.
Что такое принцип FIFO
Принцип FIFO произошел от английской фразы first in — firs out. То есть то, что пришло первым на склад, то и уходит в зал. То есть независимо от количества партий первым идет тот, который поступил раньше, и так последовательно.
Пресс-центр
Что такое ротация товара?
Примеры перемещения
Что такое ротация продуктов питания?
Что такое ротация товара по срокам?
Контроль даты изготовления и допустимого времени употребления продуктов позволит избежать нарушения законодательства. Выход – современное перемещение или замена. Важно выбрать место на витрине по принципу первого визуального контакта. Упаковки с предельной датой годности ставят в главный ряд.
Однако этим правилом владеют не только мерчандайзеры. Опытные покупатели не ленятся дотянуться до 2 или 3 ряда. Выход – составление первичной статистики. Анализируют, какой ассортимент пользуется спросом лучше в зависимости от расположения. Учитывается сезонность, время массовой реализации, периоды относительного «затишья». Используя такой подход, можно определить оптимальную локацию для конкретной продукции.
Что такое ротация на складе?
Каждый мерчандайзер должен знать, что такое ротация продукции в магазине, и как правильно использовать принципы оборота в пределах торговой точки. Основа – теория и анализ поведения покупателей. Дополнительно берутся во внимание коммерческие приоритеты – необходимость быстрой продажи, рекламная компания, презентация новых категорий.
Рекомендуется изучить опыт аналогичных торговых организаций, ознакомиться с профильной справочной литературой. Ротирование не должно быть чрезмерным, важно соблюдать баланс оборота.
Что такое ротация товара, ее виды, правила организации, задачи, преимущества и недостатки
Одним из самых эффективных и дешевых методов увеличения продаж является ротация товаров. Но что представляет собой эта процедура? Какие различают виды ротации? И о каких правилах должен помнить менеджер магазина? Ниже вы узнаете ответы на эти вопросы.
Что такое ротация товара?
Ротация товара — это порядок перемещения товаров по территории магазина или торговой точке. Ротация является одним из главных компонентов мерчандайзинга, а используется она для того, чтобы увеличить выручку.
Перемещение изделий по территории магазина осуществляется в соответствии с определенными маркетинговыми правилами, которые разработаны на основании анализа человеческого поведения. Область маркетинговых исследований сегодня активно развивается, поэтому периодически происходит пересмотр правил ротации, хотя некоторые принципы остаются неизменными.
Виды ротации
Всего существует три основных вида ротации:
Принципы и функции
Цель ротации — это увеличение прибыли за счет изменения некоторых параметров торгового цикла (увеличение или уменьшение количества товаров на прилавке, отзыв на склад старых изделий и размещение новых, изменение цены и так далее). Ротация наряду с рекламой является одним из основных методов продвижения. Обычно ротация используется для продвижения товаров следующих типов:
Однако некоторые товары не слишком чувствительны к ротации. Например, в случае торговли мебелью по предварительному выбору, ротация не имеет серьезного значения. Предыдущий пример справедлив и для рынка дорогих автомобилей, элитных алкогольных напитков, компьютерного оборудования и так далее.
Основные правила
Движение товаров на территории магазина должно подчиняться особым правилам, чтобы ротация была целесообразной с экономической точки зрения.
В торговом зале должны действовать следующие правила:
На складе также должны быть реализованы схемы, которые оптимизируют торговый процесс:
В каких еще сферах используют ротацию?
Термин «ротация» переводится с латинского языка «кругообразное перемещение» и «вращение», а используется он во многих сферах деятельности. Его используют в различных контекстах в приблизительно одном и том же значении, однако смысловые оттенки могут немного отличаться:
Сфера деятельности | Расшифровка термина «ротация» |
Торговое дело | Порядок перемещения товаров |
Работа с кадрами | Перемещение работников из одного отдела в другой |
Спорт | Смена игроков в команде |
Военное дело | Замена одних боевых групп другими |
Сельское хозяйство | Замена посевного материала |
Медицина | Смещение позвонков, при котором один позвонок покрывает другой |
Телевидение и радиовещание | Периодическая трансляция одного и того же музыкального клипа или песни |
Результаты ротации товаров
Ротация позволяет разместить товары таким образом, чтобы они привлекали внимание покупателей, что может привести к повышению продаж. Качественно заполненные полки радуют глаз и призывают покупателя купить тот или иной товар. Также разумная ротация позволяет достичь следующих целей:
Преимущества и недостатки ротации
У грамотной ротации есть масса преимуществ.
Однако у ротации есть и несколько недостатков. Основным минусом является то, что чрезмерная активность может уменьшать потребительские спрос — если человек привык покупать один и тот же товар в определенном месте, то постоянное перемещение может сбить его с толку.
Также ротация малоэффективна в некоторых сферах деятельности. Например, в случае изготовления мебели под заказ, размещение товаров в магазине слабо влияет на активность покупателя.
Заключение
Подведем итоги. Ротация товаров представляет собой размещение и перемещение товаров по территории магазина. С помощью этой процедуры можно увеличить спрос и итоговую выручку. Ротация должна осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые учитывают потребительское поведение человека. Перемещение объектов по территории магазина не должно быть слишком частым, поскольку это может отпугнуть постоянных клиентов.
Что такое ротация товаров в магазине и для чего она нужна?
В хоз.пропаганде Советского Союза был такой плакат: «Культурно торговать – почетный труд». В современных рыночных реалиях культура торговли выражается в максимально эффективном размещении продукции на полках в условиях жестких ограничений, накладываемых СанПИН (то есть, мясо не должно соседствовать с рыбой, овощи и молочная продукция должны содержаться в охлаждаемых витринах, а для хоз. товаров в зале должен быть предусмотрен свой собственный отдел).
Однако содержания витрин в порядке, а также отслеживания сроков годности товара совершенно недостаточно для успеха. Для того, чтобы процесс коммерции был максимально прибыльным, нужно еще и следовать в фарватере потребительских предпочтений. А для этого нужно проводить ротацию ассортимента товара.
Процесс этот весьма трудоемкий и требующий немалого времени на логическое продумывание всевозможных комбинаций. Итак, ротация товара в торговле: разберем, что это такое простыми словами.
Что такое ротация товара – определение
Ротация товара – это принцип выкладки продукции на витринах с целью наиболее выгодной ее демонстрации потенциальным покупателям, перемещений товаров по полкам и залам территории торгового пространства с целью увеличения общего объема продаж.
Осталось только осознать на конкретных примерах, какое именно значение имеет принцип ротации товара в торговле, что от него зависит, и каким образом с его помощью можно управлять интенсивностью продаж в магазине. Сейчас все технологии ритейла стремительно автоматизируются:
Однако есть один главный фактор, который заставляет сферу торговли увеличивать потребность в кадрах. Речь идет о необходимости проведения ротации товара в торговом зале, которая, разумеется, осуществляется исключительно вручную. Для чего это производится, какие задачи при этом преследуются и почему без ротации современным магазинам сегодня не обойтись, расскажем далее.
Принципы ротации товара
Главным принципом любых изменений в торговом зале является обновление его восприятия со стороны потенциальных покупателей. Люди интуитивно стремятся к новизне. Это означает, что:
И именно на увеличение выручки и, как следствие, прибыли торговой точки направлена ротация продаваемой ею продукции. По каким же принципам следует ротировать товары в торговом зале? Профессиональные мерчандайзеры выделяют следующие:
Количественный принцип
Допустим, на магазинном складе скопились значительные запасы товаров одного вида (или похожего). Если такие объемы агрегируют в себе значительную долю оборотных активов предприятия, то они нуждаются в максимально интенсивной ликвидации, желательно, без сильных потерь в цене. Для этого, к примеру, могут быть использованы следующие маркетинговые инструменты:
Но что самое интересное, грамотное выставление товара, запасы которого нужно сократить, на полках, совместно с другими наименованиями, без всяких скидок дает даже больший «продажный» эффект, нежели объявление различных дисконтов. В данном случае «сопровождающая» продукция используется, как фон для акцентируемого товара.
Примером могут служить стейки (сырые, в упаковке), которые продаются вместе с вином (недешевая категория).
Если вина (как в приведенном примере) на складе в магазине большое количество, то его также можно продавать и совместно с сыром. Это неправда, что с сыром идет только белое вино – сыры прекрасно «рифмуются» и с красным и даже с розовым крепким. Проще говоря, в соответствии с этим правилом, вино нужно выставлять совместно с любым другим продуктом, с которым оно теоретически способно употребляться совместно (даже с книгами). В таком случае потребление фоновых товаров неизбежно будет приводить к экспоненциальному росту целевого наименования (в нашем случае – это вино).
Ценовой принцип
В современных супермаркетах зачастую можно встретить ситуацию, при которой дорогостоящие товары (такие например, как икра или дорогие коньяки) выставлены в отдельные витрины, которые, к тому же, еще и закрываются на ключ. Хочешь Хеннесси ХО? – Зови зама начальника смены продавцов с ключами. Стоит ли говорить, что при таком подходе ожидать хоть какого-либо роста потребления тех же благородных спиртных напитков не придется.
Возможно, если дело касается спиртного, то это и неплохо, но, к примеру, обособлять таким образом 130-граммовые баночки красной икры представляется и вовсе неоправданным и даже глупым занятием. На прилавках присутствуют и гораздо более дорогостоящие товары.
Скрывать икру в отдельных шкафах сотрудников магазинов заставляет политика безопасности – банальное воровство «падко» на потребительские штампы. Мол: икра – это всегда дорого, а поэтому именно консервированные деликатесы подвергаются кражам чаще всего.
Однако, если рассмотреть ситуацию в целом, то правило ротации товара в данном случае состоит в следующем: более дорогостоящая продукция на полках и витринах должна «разбавляться» более дешевой и ходовой. Здесь работает простой закон, основанный на вероятностном распределении Стьюдента: при более интенсивных продажах, свойственных более дешевым товарам, активнее раскупаются и сопутствующие им дорогостоящие группы.
Так что, если требуется продать много «лакшери», то потребуется еще больше дешевого «фона», для того чтобы растворить дорогое в дешевом. И уж, конечно, нужно сделать так, чтобы доступ к дорогому ассортименту ничем не был ограничен (типа запирающейся витрины, иначе все усилия пойдут прахом).
Временной принцип
Вообще, ротация товара начинается со склада. Многие наименования имеют четко установленный срок годности, особенно это относится к продуктам питания. Фактически это означает, что продукцию нужно снимать с витрин в соответствии с датами, указанными на упаковке – производить его ротацию. Многие торговые точки, зачастую, этим и ограничиваются, размещая упаковки в соответствии с этим принципом – то есть, просто, чтобы было удобно убирать залежавшийся ассортимент.
Стоит ли говорить, что это совершенно неприемлемая стратегия. Она полностью не учитывает маркетинговой составляющей, и в результате покупатели вынуждены будут искать самые ходовые позиции среди «ненужного барахла» на полках. Далеко не многие на это согласны, в результате чего торговая точка будет регулярно терять до 15% потенциальных покупателей.
Сейчас управляющие электронные системы (например, всем известная в России «1С») включают в себя модуль учета сроков годности товаров, выставляемых на полку. В результате менеджеру будет поступать сигнал о подходящих датах, и он вовремя сможет произвести замену (ну, или устроить ликвидацию еще пока не просрочки по сниженным ценам). Вот, что означает ротация товара по временному принципу.
Правильная ротация
Размещать товары на полках нужно в соответствии с результатами многочисленных исследований, проведенных психологами. Например:
Таких «маркетинговых примочек» выработано великое множество. Однако есть и более строгие правила:
И помним все, что было сказано в предыдущем разделе: товары с высоким спросом следует располагать на более широких полках. Во-первых, они будут расходиться быстрее, а во-вторых, следует предусмотреть, что этот ассортимент нужно будет разбавлять более дорогими наименованиями, а для этого нужно изначально предусмотреть место.
Резюме
Итак, что же значит ротация товара с учетом всего вышесказанного? Это комплекс мер, в том числе, маркетинговых, по замене и правильному расположению продаваемой продукции на полках в магазине, который направлен на то, чтобы стимулировать и усилить готовность потенциальных покупателей приобретать как можно больше всего, что находится в ассортименте магазина.
Но найдутся и те, которые могут определить ротацию товара в торговле по-другому и более простыми словами. Дело в том, что именно необходимость перманентного проведения ротационных мероприятий генерирует в отрасли большое число рабочих мест. Отсюда и такое провокационное определение, а именно: ротация товаров – это искусственная тема, которая специально придумана для того, чтобы работодатели (владельцы торговых точек) тратили как можно больше денег на мероприятия по теоретическому усилению покупательной активности своих клиентов. Что ж, возможно, последнее определение и имеет под собой серьезные основания.
Предприниматель с опытом в сфере франчайзинговых продаж, операций, маркетинга, переговоров по ценам, консалтинга и бухгалтерского учета.
Ротация товара: главные принципы выкладки и перемещения
Ротация товара – это перемещение продукции по торговой точке на протяжении всего ее цикла движения – от поступления до реализации покупателю. Ротация затрагивает не только торговый зал, но и складские помещения, а для крупных торговых сетей и распределительные центры.
Что такое ротация товара, и для чего она нужна
Дословно «ротация» переводится как «вращение», что очень точно описывает процессы и принципы, согласно которым товар размещается и перераспределяется для того, чтобы максимально использовать потенциал торговой точки.
Правильная выкладка и ротация дает увеличение прибыли до 18 %.
Ротация – одна из главных мерчендайзинговых технологий, которая при продуманном и выверенном применении способна продвигать продукт и увеличивать прибыль наравне с рекламой и маркетинговыми кампаниями. При этом главное достоинство ротации – это почти полное отсутствие затрат. Но именно на ротацию товара в торговых сетях уходит большая часть человеческого ресурса, в то время как остальные процессы торговли все больше автоматизируются. Эффективная ротация требует обучения персонала, регламентированного исполнения, регулярного анализа и корректировки.
В случае соблюдения правил ротации и применение их в соответствии со стратегией торговой точки бизнес может решать следующие задачи:
Ротация используется в торговле с конечным потребителем, но не во всех нишах. В первую очередь, она необходима для продукции повседневного потребления – продукты питания, средства гигиены, бытовая химия, некоторые категории одежды, фармацевтическая продукция, товары пассивного спроса. Ротация не применяется, или используются только некоторые ее принципы, для позиций длительного пользования и предварительного выбора – бытовая техника, электроника, предметы интерьера и т. д.
Виды ротации товара
Технология ротации разработана на основе особенностей человеческого поведения. При этом учитываются не только общие закономерности, но и культурные предпочтения.
Пример.В американских маркетах практикуется регулярное перемещение групп товаров в разные участки торгового зала. Это создает у покупателей интерес и ощущение постоянного обновления. Тогда как российские покупатели более консервативны и предпочитают быстро находить нужный продукт в знакомом месте. Поэтому продукция в российских торговых точках ротируется только внутри товарных групп.
Маркетинговые исследования покупательского поведения потребителей постоянно обновляются и дополняют технологию ротации, но основные ее принципы остаются неизменны уже долгое время.
Существует три вида ротации. В зависимости от торговой стратегии и особенностей ассортимента может использоваться один из них или все три сразу.
Заказ новой поставки рассчитывается по схеме:
Количество товара к заказу = планируемое к продаже количество товара + товар для выкладки на витрины – товар, который уже выложен на полки.
Самая сложная задача – это рассчитать схему закупок скоропортящихся продуктов. Они должны заказываться часто и малыми партиями, чтобы как можно быстрее перемещаться в торговый зал. В целом, на реализацию должно отводится не более 60–70 % времени от всего срока годности.
Одновременно с заменой ценников и актуализацией цен на кассе, проводится перемещение товара в горячие зоны – средние полки, прикассовые зоны, распродажные корзины.
Системы товарооборота применяются на всех этапах движения товара – от склада до полки. В торговом зале вновь прибывшая продукция выкладывается на полки всегда за предыдущей партией. Таким образом в первую очередь раскупаются позиции с меньшим запасом срока годности. В складских помещениях ранее поступившие партии перемещаются к месту выдачи в зал, а новые поступления занимают их место хранения.
Принципы и правила ротации
Товары в торговом зале выкладываются и перемещаются в соответствии с разработанной планограммой.
Важно:планограмма выкладки – это план-схема, которая определяет зоны и порядок размещения товаров в торговой точке.
Согласно план-схеме каждой позиции, на стеллажах и полках отводится определенное место. Часто планограмма согласовывается с заинтересованными поставщиками, так как размещение продукции на стеллаже существенно влияет на объемы реализации.
Планограмма должна точно рассчитывать размещение ассортимента, необходимый запас, чтобы не допустить пустующих полок, и эффективность использования зон, отведенных под каждую категорию.
Выкладка и перемещение товара в торговой точке проводится по правилам, учитывающим поведенческие факторы потребителей:
Работа по выкладке товара может возлагаться на продавцов или мерчендайзера поставщика. Часто эти обязанности распределяются следующим образом – сотрудник магазина обеспечивает перемещение товара в соответствии с планограммой, а мерчендайзер отслеживает эффективное размещение, целостность упаковки, актуальные ценники, соблюдение сроков годности.
Преимущества и недостатки ротации товара в торговле
Ротация товара – это один из самых дешевых способов увеличить прибыль торговой точки. Правильная выкладка направлена не только на реализацию ассортимента с истекающим сроком годности, но и на удовлетворение потребностей покупателей в качественной, свежей и актуальной продукции.
Принципы размещения влияют на узнаваемость брендов, репутацию и имидж торговой точки, оптимизацию расходов на логистику, возврат, утилизацию просроченных товаров, содержание складского пространства. С регламентированной ротацией невозможны неприятные сюрпризы в виде залежавшейся на складе просроченной партии продукции.
Но при этом жесткое следование разработанной схеме без учета особенностей ниши и тенденций в покупательской активности может привести к обратному эффекту. Слишком частое перемещение и обновление ассортимента может отталкивать постоянных покупателей, которые не хотят тратить время на изучение нового продукта. Кроме того, многие принципы мерчендайзинга, такие как FIFO, давно известны потребителям – многие покупатели целенаправленно выбирают более свежий товар из задних рядов. Планограмма и схема ротации должна регулярно анализироваться и оцениваться на эффективность. Проверенные и устоявшиеся принципы лучше скорректировать, если они идут вразрез с особенностями местного спроса.