Что значит российская федерация для детей
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
Елена Мирошниченко
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
1. Ребёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
2. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
3. Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображение на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы, на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Рисунок современного государственного флага и герба регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять изображения символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день.
Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран.Примерные вопросы для беседы с детьми:
• Что это? (герб России, флаг России)
• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный).
• Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту; белый цвет – снег, облака; синий – небо, реки и моря, красный – огонь)
• Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий змея).
• Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)
• Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)
• Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолетах)
• Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)
• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран)
• Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей старшей группы
Знания и представления Характеристика уровней знаний и представлений
минимальный базовый максимальный
Узнавать изображение герба и флага России.Называть их: «Герб России», «Флаг России», знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Иметь представление о назначении государственного герба и государственного флага. Узнаёт герб и флаг России, выбирает их среди изображений гербов и флагов других стран. Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Имеет представление о том, что изображение герба России можно увидеть на монетах, а флага на машинах, самолетах, что флаги украшают улицу в праздничный день. Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орёл – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб.
В подготовительной группе на ряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предлагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.
Хотелось бы обратить внимание, что выделенный в таблицах «максимальный уровень знаний и представлений» не является обязательным, однако некоторые ребята, проявляющие интерес к социальной действительности и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой уровень знаний.
При диагностике в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна России. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.
Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей подготовительной группы.
Знания и представления Характеристика уровней знаний и представлений
минимальный базовый максимальный
Знать и называть государственные символы: «флаг России», «Герб России», «Гимн России». Знать, что цвета герба и флага, изображения на гербе означают добро и красоту. Иметь представление о назначении государственного герба и государственного флага. Иметь представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна. Называет флаг, герб и гимн России. Называет флаг, герб и гимн России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означает добро и красоту, орел – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и т. д). Имеет представление, что флаг и герб нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести. Называет флаг, герб и гимн России. Имеет представление о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник – победу добра над злом, белый цвет – чистоту, мир; синий – верность, правду; красный – отвагу, красоту, любовь. Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками. Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.
«День Государственного флага Российской Федерации«
Вот таким стал День Государственного флага Российской Федерации в нашем детском саду.
«День Государственного флага Российской Федерации«
Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства.
Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести;
Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.
Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,
Она строки строчила красным золотом».
Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.
«Под тобой, березка, не огонь горит,
Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».
Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.
И герб сочетает эти же цвета:
Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государственного флага, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!
Звучит «Гимн Российской Федерации«
Россия,Родина: Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия: Какое красивое слово! И роса, и сила,и синие просторы:
Березок юная листва
— Россия: Как из песни слово, Кругом леса, поля и реки
— Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
— Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Песня «Ты цвети, Россия» Лившица.
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать, умей за нее постоять.
Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины. Давайте и мы потрудимся и отобразим в своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации.
Самостоятельная работа «Флаг и герб» (рисование, конструирование, аппликация.
Мы частушки пропоем и в веселый пляс пойдем.
Частушки (с игрой на ударных, народных инструментах)
1. Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Эх! Попросите только нас.
2. Все по-гурьевски гутарим.
Хорошо живем, мы тут,
Мы с веселой песней дружим,
Эх! Со сметаной хлеб едим.
3. Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О старинном русском крае,
Эх! Песни звонкие поем.
4. Ой, березонька-береза,
Хорош ты, наш Бачат,
5. Эх, сторонушка родная,
До чего же ты красива
6. Хорошо частушки пели,
Мы бы очень все хотели,
Чтобы вы похлопали.
Начинаем танцевать, да не знаем, как начать.
— Плывут туманы белые
Над кружевом дубрав,
И кажется особенным
Настой медовых трав.
— Как сладок воздух Родины,
А в речке отражается
— Синицы рады песнями,
Встречать зари восход,
И снова в роще кружится
— Горит в пол неба радуга,
Дивлюсь, не надивлюсь.
В малинниках, в орешниках
Всех сказок чудеса.
— На эти дали дальние
Смотрю, не насмотрюсь,
На все четыре стороны:
Конструкт по окружающему миру на тему «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы России» (4 класс)
Конструкт урока окружающий мир
студентки группы 46 «Б»
специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Говорухиной Марины Алексеевны
ФИО учителя класса: Дьячкова Наталья Викторовна
Тема: «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы России»
УМК: «Перспективная начальная школа»
Цель: формирование представления об истории нашей страны, понятиях «государственные символы страны: флаг, герб, гимн».
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к истории России; чувство гордости за свою страну; чувство патриотизма.
Предметные: обучающиеся знают о возникновении названия страны – Россия, или Российская Федерация; государственные символы страны: флаг, герб, гимн.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к истории России; чувство гордости за свою страну; чувство патриотизма.
Образовательные: формировать у обучающихся знания о возникновении названия страны – Россия, или Российская Федерация; государственных символах страны: флаге, гербе, гимне.
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
воспитывать через взаимодействие.
принцип систематичности и последовательности;
принцип психологической комфортности.
методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;
методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной деятельности: создание ситуации успеха.
по источнику получения знаний:
словесные: рассказ, объяснение, беседа;
практические: практическая работа;
по уровню включения в продуктивную деятельность:
методы контроля и самоконтроля;
методы развития познавательного интереса:
стимулирование занимательным содержанием;
методы закрепления и повторения изученного материала:
методы эмоционального стимулирования:
поощрение и порицание.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
демонстрационные: мультимедийная презентация;
индивидуальные: пенал, дневник, учебник;
раздаточные: листы А4 (13 шт.), кроссворд «Россия» (13 шт.), тест «Освоение космоса» (26 шт.), интеллект-карты (13 шт.), кроссворд на самостоятельную работу (26 шт.), листы на рефлексию (26 шт.).
Тип урока: урок обобщения и систематизации (обобщающий урок)
Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (7 мин)
Комплексное применение и систематизация знаний. (18 мин)
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. (6 мин)
Информация о домашнем задании. (2 мин)
Рефлексия деятельности (итог урока). (5 мин)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
Окружающий мир [Текст]: 4 класс: Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 128 с.
Окружающий мир [Текст]: 4 класс: Учебник: в 2 ч./О.Н.Федотова, Г.В. Трафимов, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – ч 2: 160 с.: цв. ил.
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе на тему «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация» / учитель начальных классов Журавлева Г. П. (МБОУ «Гимназия № 25» Нижнекамского района Республика Татарстан), 2015.
Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация.
Этапы урока, задачи работы
Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя, обучающихся
Планируемый результат с учетом формирования УУД
Мотивация к учебной деятельности
Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.
Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.
— Добрый день, ребята!
— Меня зовут Марина Алексеевна, и этот урок окружающего мира проведу у вас я.
— Садитесь, пожалуйста, на свои места.
— Давайте проверим вашу готовность к нашему уроку. У вас на партах должны быть: дневник, рабочая тетрадь, учебник и пенал.
— Для того чтобы на протяжении всего урока у вас было отличное настроение улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.
— А я вам желаю плодотворной и хорошей работы на уроке.
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, определить проблему и поставить учебную задачу.
По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение; наглядные: демонстрация.
Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение.
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
— Для того чтобы вспомнить материал прошлого урока выполним задание. На выданном листе вам необходимо вставить пропущенные слова по смыслу текста на тему прошлого урока. На выполнение задания 4 минуты. Кому не понятно задание?
— Заканчиваем работу. Проверяем. Обменяйтесь листами с соседом по парте и в соответствии с эталоном на экране проверьте работу. У кого нет ни одной ошибки? У кого одна? Ребята, кто подскажет правильный ответ? Молодцы.
— Я вижу, что у большинства задание решено правильно. У кого есть ошибки необходимо еще раз посмотреть материал по теме прошлого урока.
— Для того чтобы определить тему урока решим кроссворд в парах.
— Какое ключевое слово у вас получилось? (Россия)
— Тема урока: «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация».
— Скажите, какие цели мы перед собой поставим, исходя из данной темы? Сегодня мы должны обобщить знания о возникновении названия страны Россия, государственными символами страны: флагом, гербом и гимном.
— Отлично! Мы определили тему и цель урока.
— Попробуем одной рукой. А теперь двумя. Я говорю команды, вы их внимательно слушаете и показываете. Повторение команд 8-10 раз.
Комплексное применение и систематизация знаний
Задача: решение проблемы и обсуждение её решения.
По источнику получения знаний: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: демонстрация.
Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
— Для того чтобы достичь цели урока проведем исследование и выясним, почему наша страна сейчас называется Россией или Российской Федерацией.
— Где можно найти информацию, необходимую в нашем исследовании? (в библиотеке, энциклопедии, интернете, учебнике, узнать от учителя)
— Хорошо, мы соберем информацию. А что нам поможет упорядочить эту информацию? Выстроить ее? (лента времени)
— Как будем выстраивать ленту времени? (с начала)
— Составлять ленту времени будем в парах на листах А4. Расположите лист горизонтально и начертите длинную стрелку.
— Традиционно датой начала русской государственности считается 862 год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание варягов-руси в Новгород Великий племенными союзами восточной Прибалтики и верхнего Поволжья. В 882 году династия Рюриковичей захватила Киев и овладела также землями полян, древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, вместе составившими основную территорию Древнерусского государства.
— Запишем в ленту времени название государства – Древнерусское государство, дату существования – 9-12 вв. и столицы: Новгород и Киев.
— В начале 12 века княжества стали постепенно выходить из-под власти киевских князей.
— При распаде Древнерусского государства образовалось множество самостоятельных княжеств. Названия и их столицы вы можете видеть на слайде. В каждом из них начался процесс образования уделов. Поэтому период существования отдельных княжеств 12-15 вв. называют Удельная Русь.
В процессе подачи материала заполняется лента времени в парах.
— С 16 января 1547 года после принятия великим князем Иваном IV Васильевичем титула царя стало называться Русское царство. В середине XVI века произошло присоединение Казанского и Астраханского ханств, что дополнительно обосновало царский титул московского монарха.
— Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) — данное наименование впервые упоминается 21 января 1918 г. в Декрете об аннулировании государственных займов, декрет подписан Председателем Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердловым. Данное наименование государства было введено после преобразования Российской Республики в «федерацию советских национальных республик» на III Всероссийском съезде Советов 10-18 января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде.
— Значит, отчего же зависит название государства? (от того, кто стоит у власти) С чем это связано? (со сменой власти)
— Таким образом, мы с вами провели исследование и составили ленту времени по смене названия нашей страны.
— Для того чтобы отдохнуть от сидячего положения выполним упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Потренируемся.
— Теперь выполним в обратном направлении: от мизинца к большому пальцу. Выполним упражнение одной рукой. А теперь двумя.
— Для того чтобы решить вторую часть нашей цели поработаем с учебником. Откройте учебник, прочитайте статью на с. 110-111, начиная со второго абзаца снизу. Найдите в тексте новую информацию, о которой мы с вами еще не говорили.
— С какой информацией мы еще не работали? (страну населяют разные народы)
— Прочитайте, какие народы населяют нашу страну. (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши …) Поему стоит многоточие? (много народов в нашей стране, все не перечислишь)
— В нашей стране много народов и значит, страна многонациональная, то есть много наций.
— О какой информации мы еще не говорили? (государственный язык страны – русский, о символике)
— Посоветуйтесь в парах, что означает слово «символика». (символ – условный знак) Назовите символы нашей страны. (флаг, герб, гимн)
— Посмотрите на флаг России. Подумайте, что означают три цвета флага?
Белый – чистота, мир, правда, благородство.
Синий – небо, вера, верность.
Красный – отвага, героизм.
— А всегда ли флаг был таким? (нет) Есть такое понятие «национальные цвета». Как правило, именно они составляют цветовую основу государственного флага. В России до XVII века такого флага не было.
— Приглашаю __________ и __________ рассказать нам, как же изменялся флаг России.
Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о флаге России.
— Спасибо большое. Садитесь.
— Какие изменявшиеся флаги вы запомнили. Опишите их.
— Наука о флагах называется вексиллология.
— Следующий обязательный символ государства – это герб.
— Посоветуйтесь в парах, что обозначает слово «герб». (отличительный знак государства, города, изображаемый на флагах, монетах, печатях)
— Ребята, кто знает, как называется наука о гербах? (геральдика)
— Приглашаю _______ и _______ рассказать нам, как же изменялся герб нашей страны.
Подготовленные обучающиеся рассказывают о гербе.
— Какие изменявшиеся гербы вы запомнили. Попробуйте описать их.
— О каком государственном символе мы еще не поговорили? (гимн)
— Посоветуйтесь в парах, что обозначает слово «гимн»? (торжественная песня) Когда исполняется Гимн? (в особых, торжественных случаях; звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей органов государственной власти, во время встреч и проводов глав государств, во время спортивных состязаний и военных мероприятий; когда звучит гимн, все молча, встают)
— С приходом Советской власти появился новый гимн «Интернационал», который продержался до 1944 года. Звучит отрывок гимна.
— В 1977 году на слова поэта Сергея Михалкова и на музыку Александра Александрова был утвержден гимн СССР. Звучит отрывок гимна.
— С 2001 года по Указу Президента России В.В.Путина в новогоднюю ночь прозвучал новый гимн России. Послушаем гимн и покажем, что мы умеем исполнять законы нашей страны. Звучит отрывок гимна.
— Какие чувства у вас возникли при прослушивании гимна? (чувства гордости, мы граждане России, у страны богатая история)
— Таким образом, мы узнали с вами о государственных символах России и как они изменялись.
Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; коммуникативные УУД: владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация самостоятельной работы
Задача: проверить и закрепить полученные знания.
По источнику получения знаний: словесные: объяснение; практические: практическая работа.
Методы контроля и самоконтроля.
— Для того чтобы закрепить материал предлагаю поработать в парах. Объясняю задание. Каждой паре выдается готовая интеллект-карта, но в ней есть ошибки. Вам необходимо в паре исправить их. Исправляете так: зачеркиваете слово/словосочетание и сверху пишете верное. На выполнение задания дается 4 минуты. Кому не понятно задание?
— Заканчиваем работу. Проверим, как вы исправили ошибки в интеллект-карте.
— Прошу пару, желающую выйти к доске, исправить ошибки в интеллект-карте и доказать, почему вы исправили именно эту информации. Все остальные внимательно смотрят и проверяют.
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Информация о домашнем задании
Задача: дать информацию о домашнем задании обучающимся.
Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.
— Откроем свои дневники и запишем домашнее задание.
— Предлагаю вам самим выбрать, задание на самостоятельную работу дома. Можно решить небольшой кроссворд по теме нашего урока. За кроссвордом подойдете ко мне после урока. Или можно нарисовать флаг и герб своей семьи. Кому непонятно задание?
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Задача: самооценка результатов деятельности.
Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.
Прием «Что я за птица?».
— Наш урок подходит к концу, в течение урока какие задания вызвали у вас трудности?
— Предлагаю вам оценить уровень своей познавательной деятельности на уроке. В таблице вам необходимо подчеркнуть устраивающий вас вариант ответа.
— Теперь сложите все ваши баллы. Сейчас я поясню, как соотносятся набранные баллы с видом птицы. Если вы набрали:
3-5 баллов – вы воробей, собираете знания по зернышку.
6-7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим.
8-9 баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.
— Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны. Урок закончен. До свидания!