Что значит родились под трубами

Асфиксия новорожденных

Содержание статьи

Асфиксия новорожденных – это патологическое состояние, которое может появиться у детей при рождении или в течение первых семи дней жизни. Характеризуется нарушением дыхания и гипоксией – нехваткой кислорода в организме. Ключевые причины, по которым у новорожденных формируется детская асфиксия – это нездоровое течение беременности, болезни матери и плода.Такие дети нуждаются в проведении реанимационных мероприятий, а прогноз зависит от своевременности оказанной помощи.

Общие сведения о заболевании

Асфиксию диагностируют у 4-6% детей. Причем процент колеблется в зависимости от степени недоношенности плода. У малышей, которые рождаются до 36 недели, частота развития патологии достигает 9%, а у детей, родившихся после 37 недели – снижается до 1-2%.

Научные определения асфиксии новорожденного сводятся к тому, что ребенок не может самостоятельно дышать или совершает поверхностные судорожные дыхательные движения, которые не позволяют организму получить кислород в достаточном объеме. Авторы рассматривают асфиксию младенцев как удушье, при котором сохраняются другие признаки того, что плод жив: есть сердцебиение, пуповина пульсирует, мускулатура слабо, но сокращается.

К причинам развития асфиксии новорожденных относят комплекс факторов риска, которые нарушают кровообращение и функции дыхания плода в утробе и в процессе рождения. К наиболее распространенным причинам относятся:

Наиболее частой причиной асфиксии является внутриутробная гипоксия, то есть нехватка малышу кислорода в утробе матери.

Какими бы ни были причины патологического состояния, оно вызывает у ребенка одинаковые процессы:

Чем дольше организм ощущает нехватку кислорода, тем более серьезной становится степень поражения тканей, органов и систем.

Основные признаки и симптомы

Наиболее очевидным диагностическим признаком является расстройство дыхательных процессов. Именно оно в последующем приводит к нарушениям работы сердечно-сосудистой системы, ослаблению мышечного тонуса и рефлексов ребенка.

Клинические проявления умеренной асфиксии:

Состояние ребенка при этом считается среднетяжелым. В течение первых 2-3 дней жизни он находится в состоянии повышенной возбудимости, которое может сменяться синдромом угнетения, слабости, вялости. Проявляется состояние мелким тремором рук и ног, нарушенным сном, слабыми рефлексами.

При тяжелой асфиксии клиническая картина включает:

Виды асфиксии новорожденных

Классификацию проводят по нескольким признакам. В первую очередь, в зависимости от времени развития патологического состояния выделяют:

В свою очередь, первичная асфиксия также делится на два подвида:

Классификация асфиксии по шкале Апгар

Чтобы поставить оценку степени тяжести асфиксии новорожденного, используют шкалу Апгар. С ее помощью врач оценивает частоту пульса, дыхание, мышечный тонус, окрас кожи и рефлексы, после чего определяет степень тяжести патологического состояния.

Чтобы поставить оценку, каждый из пяти признаков врач оценивает в 0, 1 или 2 балла. Соответственно, максимальная и самая лучшая оценка – 10 баллов. Оценку определяют с учетом таких критериев:

Состояние оценивают на первой и пятой минутах жизни. Соответственно, ребенок получает две оценки: например, 8/10. Если оценка составляет 7 и ниже, состояние малыша оценивают дополнительно на 10-й, 15-й и 20-й минутах.

В зависимости от оценки по шкале Апгар, определяют степень асфиксии:

Оценка Апгар не отличается высокой степенью чувствительности. Поэтому если у ребенка присутствуют отклонения, для оценки асфиксии необходима дополнительная диагностика.

Диагностика

Диагностировать асфиксию в период вынашивания плода (первичную, или внутриутробную) позволяют:

При вторичной, или внеутробной асфиксии постановка диагноза проводится с учетом наличия признаков патологического состояния, внешнего состояния младенца, степени тяжести проявления нехватки кислорода и дальнейших анализов, которые проводятся после выполнения алгоритма неотложной помощи ребенку.

Для диагностики используют:

В некоторых случаях также назначают ультразвуковое исследование головного мозга, с помощью которого определяют, насколько поражена центральная нервная система. Обследование также позволяет отличить гипоксическое повреждение нервной системы от травматического.

Лечение

Клинические рекомендации при асфиксии предусматривают первоочередное предоставление первой помощи новорожденному. Это самый ответственный шаг, который при условии грамотного проведения снижает тяжесть последствий патологического состояния и риск развития осложнений. Ключевая цель реанимационных мероприятий при асфиксии – достичь максимально высокой оценки по шкале Апгар к 5-20 минутам жизни новорожденного.

Провести последовательную и эффективную реанимацию новорожденного, родившегося в асфиксии, позволяют этапы и принципы АВС-реанимации Источник:
Проведение лечебной гипотермии у новорожденных, родившихся в асфиксии. К. Б. Жубанышева, З. Д. Бейсембаева, Р. А. Майкупова, Т. Ш. Мустафазаде. Наука о жизни и здоровье, 2019. с. 60-67 :

Уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, проводится в условиях роддома. Малышей с легкой формой размещают в специальную палатку с высоким содержанием кислорода. При средней или тяжелой форме асфиксии младенцев размещают в кувез – специальный бокс, куда подается кислород. При необходимости проводят повторную очистку дыхательных путей, освобождают их от слизи.

Схему дальнейшего лечения, восстановления и ухода определяет лечащий врач. Общие рекомендации по уходу предусматривают:

В ходе реабилитации следить за состоянием ребенка помогает регулярный мониторинг:

После выписки малыша нужно регулярно наблюдать у педиатра, невропатолога.

Последствия и осложнения

Однако при тяжелом течении патологии на протяжении первого года жизни развиваются серьезные осложнения. К ранним последствиям, которые могут появиться в первые несколько суток после реанимации, относят:

К более поздним нарушениям относят такие диагнозы:

При своевременном и грамотном врачебном вмешательстве, а также при условии качественного восстановительного периода асфиксия новорожденных в будущем может не иметь опасных последствий. Легкие формы асфиксии почти не влияют на ребенка, после болезни его дальнейшее развитие будет проходить так же, как у других малышей.

Профилактика асфиксии новорожденных

Профилактикой патологического состояния должна заниматься будущая мать в период беременности. Для этого следует:

В акушерстве уделяется значительное внимание разработке результативных профилактических способов, которые позволяют снизить риск асфиксии при родах и в течение первых дней жизни младенца.

Источники:

Источник

Как отходят воды у беременных?

Содержание:

Все знают: если у женщины отошли воды, значит, девятимесячный марафон беременности вышел на финишную прямую и совсем скоро новоиспеченная мама сможет в первый раз прижать малыша к своей груди. Однако этот процесс вызывает немало вопросов даже у повторнородящих, а у первородящих — в особенности. Давайте во всем разберемся.

Какие воды отходят?

На этот вопрос можно ответить коротко: околоплодные. Если же рассказывать подробнее, то уже со второй недели внутриутробного развития вокруг эмбриона формируется плодный пузырь, который со временем занимает весь объем матки. Он заполнен амниотической жидкостью, которую еще часто называют околоплодными водами. Таким образом, почти с самого зачатия малыш плавает в герметичном пузыре, служащим непреодолимым барьером для большинства вредных веществ и микроорганизмов, попавших в кровь мамы.

Когда подходит время родов, плодные оболочки разрываются, освобождая малышу путь в большой мир. Вот что значит фраза «отошли воды»: у беременных лопается плодный пузырь, и амниотическая жидкость вытекает из него. Никаких особых ощущений при этом женщина не испытывает.

Почему отходят воды у беременных?

Потому что плодные оболочки и амниотическая жидкость больше не нужны. Они защищали малыша всю беременность, но теперь их работа завершена. Плодный пузырь подвержен естественному старению, и его «срок службы» настроен так, чтобы его ткани истончились и разошлись как раз перед родами.

В каком количестве отходят воды?

К моменту плановых родов малыш занимает почти все пространство матки, и для амниотической жидкости места остается немного. Общий объем околоплодных вод на поздних сроках одинаков для первородящих и повторнородящих и обычно составляет от пол-литра до литра. Это максимум, но, скорее всего, количество отошедших вод у вас будет меньше. Родовая деятельность уже началась, а это значит, что вскоре шейку матки перекроет пробка — в нее упрется головка ребенка. Полностью амниотическая жидкость сможет вытечь только тогда, когда врачи извлекут кроху на свет.

Бывает и так, что плодный пузырь разрушается не полностью или не разрывается вовсе. В первом случае малыш рождается с частью пузыря (и амниотической жидкости в нем), надетой на голову и, иногда, захватывающей плечи, верхнюю часть тела. Во втором — врачи принимают у мамы ребенка в «аквариуме», внутри которого плещутся все околоплодные воды до последней капли.

Эта удивительная ситуация описывается в книгах по акушерству под латинским названием Caputgaleatum (в переводе на русский — «голова в шлеме») и встречается в одних родах на 80 тысяч, причем рождение в «полном доспехе» чаще отмечается при преждевременных родах. В средневековье это считалось хорошим знаком, признаком того, что ребенку всю жизнь будет сопутствовать удача, и следы этих примет до сих пор сохранились во многих языках. Например, для обозначения везучего человека у поляков есть идиома «родился в чепчике», а у итальянцев и русских — «родился в рубашке». И эти крылатые выражения появились не на пустом месте.

Какого цвета отходят воды у беременных?

Амниотическая жидкость синтезируется из плазмы материнской крови и состоит из воды с небольшим количеством растворенных электролитов, белков, углеводов, жиров. Как и в любом месте для купания, в ней также есть немного детской кожи, волос и мочи. Впрочем, амниотическая жидкость все равно довольно чистая — она обновляется каждые три часа.

Вот и ответ на вопрос, как выглядят отошедшие воды у беременных: это прозрачная жидкость «без особых примет» — в норме у нее нет аромата и цвета, разве что совсем легкий желтоватый оттенок. Если воды подкрашены красным, коричневым или зеленым, если вы чувствуете от них явный неприятный запах, обязательно сообщите об этом врачу!

Сколько отходят воды у беременных?

В кино плодные оболочки лопаются со скоростью шарика с водой, спрятанного в одежде актрисы, играющей беременную женщину. В результате в художественных фильмах амниотическая жидкость изливается обильно и почти моментально. В жизни такое тоже случается, но бывает и по-другому.

Иногда воды отходят медленно, совсем небольшой струйкой или даже каплями, и процесс может протекать (во всех смыслах этого слова) довольно долго и без каких-либо ощущений. Как узнать, что в этом случае уже отошли воды у беременной? Сколько нужно ждать, пока они вытекут полностью? Даже не задавайтесь такими вопросами. Если вы наблюдаете, что начала течь прозрачная жидкость, и это не прекращается, срочно звоните врачу, затем хватайте «мамин чемоданчик» и отправляйтесь в роддом.

Когда отходят воды — до схваток или после их начала?

Оба варианта возможны. И у первородящих, и у повторнородящих признаком начала родовой деятельности считается любое из этих событий, а иногда они происходят и вовсе одновременно. Как только отходят околоплодные воды у беременной, нужно срочно отправляться в роддом, даже если схваток еще нет. И наоборот: если начались схватки, не стоит дожидаться отхождения вод!

Что, значит, если отошли воды, а у беременной нет схваток, — это нормально?

В большинстве случаев да. Это просто особенность беременности, которая встречается и у первородящих, и повторнородящих, а схватки не заставят себя ждать. Однако примерно в 8% родов в срок и в 30% родов до 37-й недели происходит преждевременное разрушение плодных оболочек, после которого схватки не начинаются даже через несколько часов. Это довольно рискованная для малыша ситуация, и ее нельзя игнорировать. Начиная с 34-й недели, врачи обычно принимают решение о стимулировании родовой деятельности — теперь ребенку опаснее оставаться в животе у мамы, чем оказаться снаружи. На более ранних сроках рекомендуется наблюдение беременной в стационаре и некоторые процедуры, снижающие риск осложнений для плода.

Преждевременное излитие может быть обильным или медленным, а нередко почти незаметным, когда амниотическая жидкость чуть-чуть подтекает из крошечной дырочки в плодном пузыре, но даже в последнем случае оно остается опасным. Как понять, что отходят воды у беременных в такой ситуации? При подозрении на разрыв плодных оболочек, если женщина отмечает подтекание жидкости из влагалища, врачи проводят диагностику, в частности с применением нитразина. Это вещество является pH-индикатором с особым диапазоном чувствительности: оно не реагирует на обычные кислые выделения влагалища, но окрашивается в синий цвет при реакции с нейтральной амниотической жидкостью.

Вы можете провести такой тест и самостоятельно — в аптеках продаются нитразиновые тест-полоски, а также пропитанные нитразином прокладки и тампоны. Если вы увидели положительный результат, немедленно звоните врачу!

Источник

Беременность без фаллопиевых труб

Что значит родились под трубами

Евграфова Ольга Николаевна

Что значит родились под трубамиО строении женских детородных органов многие из нас узнают еще на школьных уроках биологии. От матки ответвляются две трубы, по которым сперматозоиды устремляются навстречу яйцеклетке. После оплодотворения яйцеклетка, уже на стадии зиготы, спускается в полость матки, где прикрепляется к ее стенкам и начинает развиваться, проходя все стадии зародыша.

Очевидно, что роль маточных труб (они же фаллопиевы) в процессе естественного оплодотворения чрезвычайно важна. Это парный орган, симметрично расположенный внизу брюшной полости. Отсутствие патологий обеих труб обеспечивает максимальный шанс успеха зачатия. В то же время любые проблемы этого органа, например, воспаление или спайки, существенно снижают шанс оплодотворения или сводят его на нет.

Наступление беременности без фаллопиевых труб естественным путем

Сегодня часто можно слышать, что многим женщинам, у которых были удалены или не функционируют маточные трубы, удалось забеременеть и родить ребенка «естественным путем». Но мало-мальски разбирающийся в анатомии женской репродуктивной системы человек, слыша такое, сразу задается вопросом: а как это возможно? Суть противоречия кроется в разной терминологии.

Если подразумевать под понятием «зачатие естественным путем» нормальный половой акт с последующим наступлением беременности, то в таком случае отсутствие маточных труб делает такой сценарий невозможным. Причины тому просты: сперматозоид, попадая в матку, не сможет встретиться с яйцеклеткой, поскольку у него отсутствует, попросту говоря, путепровод. Тем не менее, благодаря современным вспомогательным репродуктивным технологиям женщины с подобной проблемой предоставлен высокий шанс родить ребенка. Но в таком случае объективно уже нельзя говорить, что беременность наступила естественным путем, даже если оплодотворение происходило без инъекции сперматозоида в ооцит.

Поскольку фаллопиевы трубы являются парным органом, нередко патология касается только одной из них, а другая остается проходимой. В таких случаях шанс забеременеть естественным путем снижается вдвое. Но все же сохраняется, поскольку для естественного оплодотворения нужна только одна труба. Женщины, у которых сохранена здоровой одна маточная труба, действительно могут забеременеть естественным путем. Если же они испытывают затруднения в данном вопросе, то также могут воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями.

Программа ЭКО при отсутствии фаллопиевых труб

В ходе экстракорпорального оплодотворения процесс оплодотворения яйцеклетки происходит вне женского организма. Это означает, что маточные трубы в нем не задействованы, как это выходит при зачатии естественным путем. Главное условие – возможность получения яйцеклеток, которые созревают в фолликулах.

Для увеличения шансов успешного оплодотворения в ходе программы ЭКО проходят этап стимуляции, результатом которой является одновременное созревание сразу нескольких фолликул. Далее, методом пункции под анестезией изымаются готовые к оплодотворению яйцеклетки. На данном этапе процесс созревания контролируется при помощи УЗИ. «Лишние» яйцеклетки могут быть заморожены и использованы при необходимости.

Полученные яйцеклетки проходят качественный отбор, после чего оплодотворяются путем соединения с подготовленной спермой или при помощи интраплазматической инъекции. Выбор технологии оплодотворения зависит от характеристик биологического материала, а также от индивидуальных особенностей анамнеза женщины.

С момента оплодотворения яйцеклетки превращаются в зародыши. Они переносятся посредством тонкого гибкого катетера в полость матки, где происходит их имплантация. С этого момента процесс созревания плода происходит полностью естественным образом.

Источник

«Слово о полку Игореве» как литературный памятник

Задачи урока. Ввести в круг чтения и понимания учащихся памятник литературы Древней Руси; на основе «Слова о полку Игореве» дать представление о духовно-нравственном своеобразии древнерусской литературы; дать реально-исторический, смысловой (герменевтический), лингвистический и литературоведческий комментарий к «Слову о полку Игореве»; формировать навык работы с текстом художественного произведения.

Материалы к уроку. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные учениками; таблица «Генеалогическое древо рода князей Рюриковичей»; географическая карта Древней Руси; дидактический материал; текст «Слова о полку Игореве».

Этапы урока

I. Слово учителя. Вопросы к ученикам.

Русской литературе почти тысяча лет. Из них семьсот лет — древнерусской литературе. С отдельными произведениями древнерусской литературы мы с вами уже познакомились. Я приведу цитаты. Назовите произведения, из которых эти цитаты взяты.

1. Был един народ славянский. и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь («Повесть временных лет»).

2. Я, жалкий и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова («Житие Александра Невского»).

3. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран («Поучение» Владимира Мономаха).

4. Приготовьте князю вашему баню, и пусть он смажет этим струпы и язвы на теле своём. А один струп пусть оставит несмазанным. И будет он здоров! («Повесть о Петре и Февронии Муромских»).

5. О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена («Слово о погибели Русской земли»).

6. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Сёла рады, грады веселы («Слово о полку Игореве»).

II. Учитель. Последняя цитата из «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — литературный памятник. Цель сегодняшнего урока: учимся читать произведение древнерусской литературы в поэтическом переложении, а также анализировать его отдельные элементы.

— Какому событию из жизни Древней Руси посвящено «Слово о полку Игореве»?

(Походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича.)

III. Ученикам предлагается иллюстрация-коллаж, воспроизводящая сюжет «Слова о полку Игореве». Цель использования такого вида наглядности — помочь ученикам воспроизвести содержание произведения в сюжетной последовательности. Берётся для иллюстрации 10–12 фрагментов.

IV. Учитель. Перед вами иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные ученицей 9-го класса. Зачитаем из текста произведения строчки, которые соответствуют содержанию иллюстраций. Цитаты должны звучать в сюжетной последовательности.

V. Работа с картой Древней Руси (раздаточный материал). На этой карте — родная земля, Киев, вассальные княжества, периферийные географические объекты, “земля незнаема”. Какие реки, города, отмеченные на данной карте, упоминаются в «Слове о полку Игореве»?

VI. Упражнение «Найти четвёртое лишнее». Обосновать своё мнение.

VII. Работа по группам. Класс делится на четыре группы, которые по очереди отвечают на вопросы, подготовленные их товарищами и направленные на реально-исторический, лингвистический, литературоведческий и смысловой (герменевтический) комментарий.

Чтобы ученики сориентировались, какие вопросы они могут задавать той или иной группе, командир группы перед началом устной работы вытягивает билетик, на котором определено задание.

Примерные вопросы

1. Когда князь Игорь выступил в поход? (В 1185 году.)

2. Кто такой Боян? (Певец-поэт.)

3. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? (“Донец стелет бегущему из плена Игорю зелёную постель на своих берегах, одевает его тёплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками” (Д.С. Лихачёв); во время отступления и переправы через реку Стугну в 1093 году в ней утонул младший брат Владимира Мономаха Ростислав Всеволодович.)

4. В тексте сказано, что “Игорь-князь во злат стремень вступает”. Почему именно у Игоря золотое стремя? (Золотыми или золочёнными были только предметы княжеского обихода.)

5. Почему перед походом “трубы трубят”? (Звуками труб возвещалось начало переговоров, выступление в поход или сбор войска.)

7. “В Новеграде трубы громкие трубят”. Какой Новеград имеется в виду? (Имеется в виду Новгород-Северский — в Черниговской земле, на реке Десне.)

8. Где находится Курск? (В верховьях реки Сейм, на берегах рек Тускарь и Кура.)

1. Объясните смысл фразы “Слышен свист звериный”. (В степи суслики и байбаки свистят, когда уже светло. Фраза означает, что наступило утро.)

2. В произведении есть словосочетание “по былинам сего времени”. Что означает эта фраза в контексте «Слова о полку Игореве»? (“Былина” — быль, действительность.)

4. Что значит выражение “потопташа поганые полки половецкие”? (Рассеяли боевые порядки половцев.)

5. Объясните значение слова “поганые”. (От лат. paganus. Слово изменило своё первоначальное значение “языческий” и стало употребляться как “нечистый”, “грязный”.)

6. “Вымостили топкие болота епанчами красными врагов”. Какими предметами вымостили болота? (Накидками, плащами.)

7. Перевести на современный язык — “стоят стязи”. (Стяги подняты: движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы.)

8. Что значит выражение “вступить в стремень”? (Сесть на коня, выступить в поход.)

1. Объяснить смысл фразы “Родились под трубами, росли под шеломами”. (Будущие воины с детства привыкают к оружию.)

2. Объяснить значение символа “Тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра”. (Надвигающиеся тучи — символ наступающего врага.)

3. Какие произведения назывались “словом”? (Повествовательные, ораторские, сатирические и другие.)

4. Объяснить смысл метафоры: “Говор галок в роще пробудился, соловьиный щёкот приумолк”. (Образно говорится о том, что ночь сменилась утром.)

5. Почему обращение Ярославны к силам природы названо плачем? (Плач — старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках, свадьбе. Автору особенно дорога женщина в ореоле страданий. Все русские женщины разделяют скорбь по князю Игорю и его воинам. С выразительными заклинаниями обращается жена Игоря к силам природы. Сразу же после магических заклинаний Ярославны поэт рисует князя Игоря и его побег. Наверно, это неслучайно.)

6. Что значит выражение: “Князь Игорь пересел из злата седла в седло кощеево”? (Попал в плен.)

7. Объяснить значение слова “аминь”. (Истинно, воистину, подлинно, верно и крепко. — Даль. «Толковый словарь русского языка».)

8. Как развивается в «Слове. » мотив борьбы тьмы и света? (На протяжении всего произведения свет сменяется тьмой, а тьма — светом. Спасение героя сопровождается всеобщей радостью, тьма сменяется светом. Побег Игоря открывается “парадом стихий”. — Федотов Г.П.)

1. Почему солнце прикрывает тьмою воинов Игоря? (“Солнце своим затмением как бы предупреждает Игоря не совершать необдуманный поход без сговора с другими князьями”. — Д.С. Лихачёв.)

2. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: “Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца”? (Игорь, Всеволод, Святослав Ольгович Рыльский — племянник Игоря и Всеволода, Владимир — сын Игоря.)

3. Как понимать выражение: “Кони ржут за Сулою — звенит слава в Киеве”? (Кони за Сулою — кони половцев, которые подошли только к границам Руси. Слава русской победы над половцами уже звенит в Киеве.)

4. Почему автор произведения вспоминает времена Трояна и времена Ярослава? (С целью сопоставления прошлого и настоящего Руси.)

5. Святослав узнаёт о трагедии из вещего сна. Толкуя сон князя, бояре произносят: “А готские девы поют у синего моря, звенят русским золотом. Поют они время Бусово, в сердце месть Шарукана лелея”. Кто такие готы и почему они радуются поражению Игоря? (По Лихачёву, “месть за Шарукана, которую лелеют на берегу синего моря готские красные девы, упомянута в «Слове» неслучайно. Шарукан потерпел жестокое поражение от Владимира Мономаха в 1106 году”.)

6. Почему автор упоминает о том, что “Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей?” (Пирогощая — название церкви в Киеве, которая была основана в 1132 году. Названа по находившейся в ней иконе Богородицы «Пирогощей», привезённой на Русь из Византии. Церковь была почитаема народом из-за иконы, привезённой из Константинополя.)

Домашнее задание. Составить по тексту «Слово о полку Игореве» две-три задачи «Четвёртое — лишнее».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *