Что значит рисунок человека

Что значат наши рисунки

Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.

Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.

Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

Где разместим, как нарисуем?

Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.

Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.

Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.

Цветочки, домики, имена, животные

Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.

Изображение человека

Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.

Если же изображён «настоящий» человек, анализ следует начать с головы.

Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.

Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и черточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.

Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.

Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.

Источник

Как расшифровать тест «Рисунок человека»

Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального «я», выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.

Тест «Рисунок человека» разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («а какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «любого», «рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «ты начни, а дальше легче будет…»

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Интерпретация результатов теста

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Символические значения фигуры человека

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации «я» ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Руки, ладони, пальцы

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

Если сильный ребенок рисуетслабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой.

Если ступниодетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Расположение и размер рисунка

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Разрозненные части тела

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце

Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Источник

Что значит рисунок человека

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Бессознательные рисунки или дудлы

Факт, что по рисункам можно многое узнать о личности, характере, настроении человека. Уже давно психологи используют в своей диагностике различные рисуночные тесты.

Такая привычка есть у большинства людей. Ничего страшного или удивительного в ней нет.
У рисования во время разговора есть несколько причин. Это и организация психики и сброс напряжения, и неосознанная попытка скрыть свои чувства, и структурирования информации, и компенсация невозможности или нежелания жестикуляции в разговоре с невидимым или видимым собеседником и масса еще чего.

Психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

Так, например, Пушкин любил рисовать на полях лица и фигурки людей. А это явный признак общительности и жизненной легкости, повышенной коммуникабельности и динамизма. Помните знаменитые наброски Александра Сергеевича Пушкина на полях черновиков? Сейчас они выходят отдельными томами.

Борис Ельцин, говорят, при разговоре с подчиненными рисовал прямые пересекающиеся линии, что характеризует его как человека прямолинейного и упрямого, вызывающего раздражение окружающих и конфликтующего не только с другими, но и с самим собой.

Рисунок зависит от следующих компонентов :

сиюминутного настроения рисующего;

содержание разговора (если одновременно человек общается);

характер и темперамент человека;

направленность человека (художественная или техническая и др.)

Когда мы рисуем, и как обстоятельства влияют на нас.

Совещание

Когда мы слушаем, что говорят другие, не имея возможности (или желания) ответить, мы получаем информацию и реагируем на нее помимо нашей воли, выражая свое согласие или несогласие через каракули. Если мы сидим достаточно далеко от соседей, то чувствуем себя свободней в самовыражении: рисуем карикатуры, шаржи, где персонажи вполне узнаваемы. А если сидим рядом, то чаще рисуем геометрические формы, пейзажи, что-то заштриховываем – по насыщенности рисунка можно понять, насколько сильные эмоции мы испытываем в данный момент.

Разговор

(в основном телефонный). Когда у нас есть возможность видеть собеседника (его мимику, жесты), мы вряд ли станем брать в руки карандаш или ручку. Другое дело телефонный разговор: многое мы додумываем, ориентируясь лишь на интонации голоса на другом конце провода. Каракули (бессмысленные рисунки) помогают нам разобраться со своими мыслями, утвердиться в своих намерениях, принять решение.

В них каракулях отражается все, о чем мы не осмеливаемся сказать нашему собеседнику в глаза.

Одиночество

В ситуации вынужденного одиночества, скучного времяпрепровождения (в офисе, зале ожидания) каракули становятся для нас формой внутреннего диалога с самим собой.

Звездочка

Она говорит о желании быть в центре внимания, «блистать», но может свидетельствовать о депрессивном переживании (если лучиков слишком много или они изображены отдельно от самой звезды).

Человеческие фигуры

Если это маленькие человечки, то, скорее всего, вы ощущаете беспомощность или хотите уклониться от каких-либо обязанностей. Когда вы изображаете человека схематично («палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек») — ваше эмоциональное состояние нестабильно, вы хотите закрыться и никого не подпускать к себе.

Клоун или карикатура выражают стремление закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот – вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит.

Однако, когда рожицы безобразные или устрашающие, это означает, что автор рисунков чем-то недоволен или его что-то расстроило.

Если человек невольно рисует глаза, это предполагает подозрительность, а также проявление озабоченности к общественному мнению. Этот человек, прежде чем принять решение, обязательно посоветуется с авторитетными людьми.
Маленькие глаза говорят о погруженности человека в себя, о его замкнутости. Этот человек, как правило, стремится доказать свою точку зрения не словами, а делом.
Если изображены неестественно длинные ресницы, это говорит о стремлении человека соблазнять, демонстрировать себя.

Личные подписи

Такие машинальные рисунки свойственны натуре тщеславной и эгоцентричной. Обилие собственных подписей, машинально выведенных на листе во время разговора или обдумывания какой-то проблемы, сигнализирует о чрезмерной зацикленности на собственной персоне.

Цифры — на данный момент вас интересуют материальные вещи. Вы либо думаете, как можно заработать, либо в ваших мыслях крутятся варианты того, как рассчитаться с долгами.

Солнце, лампочки, гирлянды и другие источники света и тепла. Такие рисунки говорят о плохом настроении и желании заботы и внимания. Вам не хватает тепла и нежности.

Геометрические фигуры

У вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения, всегда настойчивы и упорны. Обычно вы чрезмерно бдительны и осторожны, так что постарайтесь смотреть на вещи проще.

Изображение таких строгих и чётких форм, свидетельствует о том, что вы чётко знаете поставленные перед собою цели. Вы прямой и целеустремлённый человек, со здравой долей честолюбия и карьеризма. Но, если у нарисованных вами геометрических фигур слишком много острых углов – это первый признак повышенной агрессии к окружающему вас миру. Будьте немного мягче по отношению к окружающим вас людям…

Знак замкнутости в себе. Он также говорит о потребности почувствовать себя в безопасности. Если круги пересекаются, это может означать желание присоединиться к чему-то, участвовать в чем-то.

«Мне одиноко, я чувствую себя как бы выключенным из внешнего мира», — сигнализируют такие рисунки. Когда мы выводим кружочки на бумаге, бессознательное намекает нам на то, что нам не хватает дружеского участия и внимания.

Спирали, круги, волнистые линии говорят о том, что Вас не слишком заботят или вообще не интересуют чужие проблемы. Если Вы вынуждены ими заниматься, то стараешься покончить с ними как можно скорее. Все твое внимание в данный момент сосредоточено на собственной персоне.

Может быть, вы даже переживаете легкий эмоциональный кризис: ходите по кругу своих неоднозначных переживаний. Сейчас вам необходимо следить за своим поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.

Такие рисунки означают, что твои мысли вертятся вокруг одной и той же проблемы (не важно – личной или профессиональной), решения которой ты никак не можешь найти. Чем толще и больше выводимые на бумаге спирали и кренделя, тем серьезнее проблема, над которой ты ломаешь голову.

Цветочки, солнце, гирлянды Жизнерадостные цветочки и солнышко – верные приметы того, что ты довольна тем, как проходит телефонный разговор. Вероятнее всего, слушая собеседника, ты попутно уже мечтаешь, фантазируешь о чем-то приятном. Подобные рисунки с головой выдают твой оптимистичный настрой и благостное расположение.

Не обязательно все хорошо сейчас, но вы об этом точно думаете.
Цветы рисуют люди с тонкой, ранимой натурой. Если ты постоянно изображаешь цветы, скорее всего обладаешь богатым воображением, внимательна к мелочам, неординарно мыслишь.

Пытаетесь изобразить пейзаж – вы человек сентиментальный и ранимый.

Ваши сегодняшние эмоции могут напрямую зависеть от того животного, который поселился на вашей бумаге. Если это тигр или волк — в вас спряталась агрессия; если лиса — задумали где-то схитрить; зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете свое превосходство над всеми. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то, скорее всего, сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки.

Если ваш питомец поставлен на две лапы или же одет в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), то вы явно уподобляете его человеку: себе или какой-то важной в вашей жизни персоне. Присмотритесь как следует, иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. При таком раскладе все это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Когда на вашем листе бумаги появляются шахматные поля, то, по-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию или находитесь в поисках себя, своего жизненного пути, сомневаетесь в правильности своей жизни.

Чередование белых и черных пятен (штрихованных сегментов) нередко свидетельствует о нерешительности, поисках себя… или о желании бросить кому-то серьезный вызов («сыграть шахматную партию»). Также это может означать, что вам трудно идти на компромиссы и сглаживать конфликты.
Если вы рисуете кресты, то, возможно, вас беспокоит чувство вины перед близким человеком или тяготит какая-то проблема, за которую вы чувствуете себя ответственным.

Лабиринт выражает поиски жизненной гармонии, своего жизненного пути.

Бесконечные лабиринты (или спирали) означают, что у вас, возможно, нет достаточно времени для раздумий о том, чего вам действительно хочется.

Домики и коробки. Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Вот что говорит окружающим такой рисунок: «Меня нелегко сбить с толку, я точно зная, чего хочу, у меня ясные цели и я собираюсь решительно отстаивать свое мнение».

Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.

Деревья

Считается, что люди, которые изображают деревья, подсознательно ассоциируют себя с ними. Именно поэтому по рисункам деревьев легче, чем по каким-либо другим, «прочитать» особенности характера автора. Так, если ты чаще всего изображаешь дерево с мощным стволом и большой кроной (например, дуб), то с большой долей вероятности тебя можно считать человеком независимым и мудрым. Необязательно все время быть сильной, иногда можно позволить себе маленькие слабости.

Если изображенное дерево имеет гибкие ветви с «живыми» листочками (например, как у березы) — то это значит, что ты очень общительна. Одиночество для тебя — настоящая мука. Если же ты чаще всего рисуешь тоненькое деревце с оголенными, лишенными листвы ветвями, знай: ты нуждаешься в переменах. Задумайся о своей жизни.

Стрела – это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни.

Сетки появляются тогда, когда вы попали в рискованное или просто неловкое положение. Каждая решительная жирная линия- это атака, которую вы на самом деле не решаетесь предпринять.

Человек, рисующий решетку, либо ощущает себя загнанным в угол, либо пытается спрятаться, оградиться от этого препятствия.

Если штрихи порывисты и ложатся на бумагу с большим нажимом, то это означает: «Чувствую себя измотанной, загнанной в угол».

Орнамент, повторяющийся рисунок из острых углов и плавных овалов говорит о том, что тебе скучно. Быть может, надоел телефонный разговор, может, тема лекции, а может, вообще весь твой образ жизни.

Нагромождение кубов (кирпичная кладка)

Она говорит о том, что вы стараетесь сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно – ваш характер отличается методичностью и последовательностью; вы точно знаете, чего хотите.

Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной и означать желание бороться или отрицательной (злость, враждебность).

Пунктирные линии

Если рисуешь прямые или слегка волнистые прерывистые (пунктирные) линии, то, пожалуй, испытываешь некоторую неуверенность в себе. При этом в целом ты довольно спокойный и расслабленный человек. Возможно, прежде чем совершить какой-то поступок, тебе просто необходимо отдохнуть и отвлечься.

Бутылки, фляги и прочая посуда.
Совершенно очевидно: эти символы не имеют ничего общего с пристрастием к вину, а вполне откровенно говорит о женственной сексуальности и эротических фантазиях их создателя.

Положение рисунка относительно свободного места на бумаге тоже может кое-что сказать. Если он расположен ближе к верхнему краю, то у вас весьма высокая самооценка, но вместе с этим вы можете быть недовольны своим положением в социуме (на работе, тусовках) и ощущаете недостаток признания со стороны окружающих. Рисунок в нижней части означает, что вы неуверенны в себе, нерешительны или не заинтересованы в повышении собственной значимости. Если рисунки преимущественно слева – вы акцентируете свои прошлые переживания, ориентируетесь на прошлый опыт. Изрисован правый край листа – это говорит о стремлении поскорее приблизить события будущего, ваша жизнь и эмоции всегда обращены к чему-то в будущем.

Размашистые рисунки говорят о свободе мысли, а «скромные» наброски о целеустремленности.

Если линии ваших рисунков «лохматые», жирные, или вообще много штриховки, то, возможно, вас что-то тревожит или сильно беспокоит какая-то нерешенная проблема.

Ваше «Я» легко можно усмотреть и в размере ваших творений. Рисунок большой –высокая самооценка. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.

Цветные рисунки . Отдельная тема — цвет рисунка, линий или зарисовки, если таковые есть. Как правило, рисунки, «появившиеся на свет» во время телефонного разговора или совещания сделаны одним цветом, тем, что есть под рукой. Поэтому появление цвета уже само по себе свидетельство того, что человек хотел что-то особенно подчеркнуть.

Итак, при анализе спонтанных изображений следует обратить внимание на цветовую гамму, в которой исполнен рисунок. Охарактеризуем несколько цветов и оттенков :

Серый цвет свидетельствует о тревожном состоянии автора.

Эмоциональный фон рисунка. Независимо от ваших собственных переживаний следует дать ему объективную оценку. Например, улыбающийся добрый зверь или спокойное море будут свидетельствовать об аналогичном состоянии рисующего, а ветер, наклоняющий деревья к земле, зубастая акулья пасть, плачущее солнце никак не будут являться признаком умиротворенного отношения к тому процессу или событию, во время которого рисунок создавался.

Рисунки, выражающие наши эмоции — отражение нашего внутреннего состояния или ситуативного отношения к тому, во время чего они создавались. О веселом чертике можно говорить как о проекции хорошего эмоционального фона, задорном настроении, желании «вытворить что-то эдакое». Плачущее солнце будет признаком внутреннего скрытого или явного расстройства, обиды.

1. Пока вы заняты рисованием чего-то малоосмысленного, ваш мозг работает на полную катушку. Санни Браун написала книгу «Революция дудлов». В ней она указывает, что каракули – это особый способ мышления, позволяющий решать возникшие проблемы.

Кроме того, сам физический процесс, когда вы ведете стержнем или грифелем по бумаге, активизирует мышление. Этого не происходит, когда вы возитесь с мышкой или клавиатурой компьютера.

Если ваш ведущий канал восприятия – зрительный, вы уже знаете, что визуальный способ мышления должен идеально подойти для вас. Наброски или схемы позволяют и систематизировать информацию, и максимально сжато представить ее для запоминания. А создать самую подходящую схему вам может помочь ваша любимая каляка-маляка.

Грифонаж прекрасно подходит для перфекционистов. Это именно то занятие, в котором важнее процесс, а не результат. Никто не требует, чтобы ваши каракули имели художественную ценность. Никто не скажет, что вы делаете это неправильно. Когда вы научитесь «отпускать себя» в рисовании каракулей, возможно, вам станет доступнее и умение жить полной жизнью, без стремления непременно чего-то достичь в сжатые сроки.

4. А может быть, вы создадите какой-нибудь замечательный узор, достойный воплощения если не на холсте маслом, то на предметах текстиля для дома? Разбудите в себе дизайнера.

Шаг 1. Каракули. Не отрывая карандаш от бумаги, изрисовать лист беспорядочными линиями-каракулями.
Шаг 2. Создаем основу нашего рисунка в технике «грифонаж». Нужно рассмотреть наши каракули и поискать очертания каких-нибудь фигурок (лучше сразу обвести их кара ндашом пожирнее). Это может быть пейзаж, могут быть отдельные фигурки или силуэты на общую тему (морские обитатели, космос).

Шаг 3. Раскрашиваем фигурки, дорисовываем к ним детали и решаем их судьбу: можно вырезать силуэты и наклеить их на чистый лист или сделать коллаж, а можно закрасить остальное пространство как фон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *