Что значит рисование для детей
Чем полезно рисование для детей
Как рисование влияет на развитие детей? Чем оно полезно? Рассказываю в статье о пользе рисования для детей дошкольного и школьного возрастов. Чему учит рисование и какие качества оно развивает у ребенка. Читайте подробности в новой статье!
Даже если у вас нет собственного ребенка, вы знаете, что дети любят рисовать. Маленькие дети рисуют какие-то каракули, и лишь к школьному возрасту, а некоторые и на несколько лет раньше, начинают рисовать более конкретно и уверено.
И чем старше становится ребенок, тем более продуманными становятся его рисунки. А еще сами материалы становят более разносторонними – уже не только цветные карандаши, но и краски, мелки, пастель и многое другое.
Можно заниматься с ребенком самостоятельно, а можно отдать его в художественную школу, нанять преподавателя, или записать в кружок рисования. В любом случае, польза рисования для ребенка будет. В этой статье я хочу разобрать с вами все моменты и тонкости рисования с детьми и рассмотреть, чему это способствует.
Роль рисования в развитии ребенка
Почему ребенку так важно рисовать в разном возрасте, начиная с самых младших лет? На этот вопрос есть несколько ответов.
Рисование развивает мелкую моторику ребенка
Как вы знаете, развитие мелкой моторики стимулирует развитие головного мозга. Рисование тоже относится к процессу мелкой моторики, в следствие чего развивается мышление, память, координация, зрение и речь. Во время процесса рисования работают оба полушария мозга и между ними образуются важные связи.
Рисование помогает развивать усидчивость и самодисциплину у ребенка
В процессе рисования ребенок концентрируется на своем рисунке, на одном занятии, что помогает развивать его усидчивость. Видя, как создается рисунок, ребенок учится планировать и анализировать то, что получилось. А еще, помимо дисциплины, ребенок учится работать со временем.
Чем полезно рисование, так это возможностью самовыражаться
Пока ребенок маленький, он пытается выразить себя, свои способности подручными средствами. Одно из таких доступных средств – это рисование.
Психологическая польза рисования
Маленький ребенок не всегда может поведать нам о своих страхах, не говоря уже про более взрослых детей, которые, подрастая, становятся более скрытными от взрослых. Роль рисования еще в том и состоит, что оно способно выявить то, что не получается сказать словами. Многие эмоции, которые испытывает ребенок, но не может ими поделиться, он может выплеснуть на бумаге, посредством рисования.
Рисование помогает развивать эстетический вкус ребенка
Приобщаться к прекрасному никогда не поздно, но лучше это делать в раннем возрасте, когда ребенок так хорошо впитывает информацию, слушает и запоминает. Начать можно с детских книг по искусству, копированию каких-то известных работ, рисованию под впечатлением от увиденного.
Рисование влияет на развитие воображения у ребенка
Хорошо развитое воображение – залог успеха во многих начинаниях. Так почему бы не начать его тренировать в такой приятной форме.
Ребенок получает что-то взамен, когда рисует
Занимаясь рисованием, ребенок получает не только похвалу от учителей и родителей, но и видит результат своих стараний – красивый рисунок, развитие своих навыков. Это стимулирует продолжать заниматься рисованием и ставить себе цели. Также, процесс рисования и создания картин дает чувство значимости, хороша влияет на самооценку ребенка.
Рисование помогает найти друзей и единомышленников
Общий интерес обычно сближает людей. Так, например, если ваш ребенок будет ходить в кружок или специальную школу, велика вероятность что он найдет среди других учеников новых друзей, и сможет разделить радость своего творчества с другими детьми.
Когда начинать рисовать ребенку
Первые шаги в рисовании можно начинать еще до года, например, месяцев в восемь-девять, примерно к этому возрасту ребенок уже начинает самостоятельно сидеть.
Для такого раннего возраста будет достаточно просто листа бумаги, можно взять форматом побольше, и безопасных красок. Можно приобрести пальчиковые краски, они, как правило, подходят именно для этого возраста.
Дети дошкольного возраста, как правило, рисуют по наитию, стараясь передать свои внутренние впечатления и переживания. Отсюда может быть зеленое небо, розовая трава, синяя корова. Дошкольникам, как правило, не нужно принципиально точно передавать предмет. Помните об этом, когда будете смотреть на рисунки ребенка.
Если вы начинаете рисовать с ребенком до года, то это будут обычные каракули. Важно позитивно реагировать на рисование ребенка, чтобы закрепить результат.
В возрасте от одного до двух лет, у ребенка начинает формироваться образное мышление. Дети в этом возрасте начинают понимать основные процессы рисования, но рисуют все равно не реалистично. Важно поддерживать любые рисунки ребенка.
В возрасте от двух до трех лет, ребенок начинает понимать, что рисует. Очень важно хвалить ребенка даже за простые каракули, чтобы поддерживать желание ребенка рисовать.
В дальнейшем возрасте, ребенок будет развивать свои способности, и уже будучи школьником у него появится желание рисовать более правильно и реалистично.
Более подробно о том, когда ребенку начинать рисовать, вы можете почитать в другой моей статье – https://nyblog.ru/kak-nauchit-rebenka-risovat/
Как поддерживать ребенка в рисовании и стоит ли помогать рисовать детям
Как поддерживать ребенка, если он сам стал рисовать и стоит ли вмешиваться родителю в процесс рисования? На этот счет у разных педагогов и родителей есть много разных мнений.
Как я уже отметила, что рисование развивает у детей очень многие способности. Поэтому, однозначно стоит поддерживать ребенка, если он возьмет в руки карандаши и краски.
Если вы хотите заинтересовать ребенка в рисовании, то лучше начать с игровой формы и рисовать вместе с ребенком, начиная с дошкольного возраста.
Если вы видите, что ваш ребенок уже сам заинтересовался рисованием и делает успехи в этом деле, старайтесь поощрять его желание заниматься рисованием – покупайте материалы, водите в специальную школу и так далее. Будьте внимательны к ребенку и всегда хвалите его.
Не стоит вмешиваться непосредственно в сам процесс рисования и помогать ребенку рисовать, если у него что-то не получается. Ведь вы же помните, какие важные качества развивает рисование. Рисование учит многому, нужно чтобы ребенок самостоятельно учился всему, что дает этот процесс.
Заключение
Рисование имеет большое значение в жизни каждого ребенка. Начиная с самого раннего возраста в 8-9 месяцев, ребенок может начинать рисовать.
Рисование полезно со всех сторон, оно помогает развивать моторику, воображение, образное мышление, усидчивость, самодисциплину.
Рисование – это новый, удивительный и увлекательный мир, который ребенок может открыть для себя. С помощью своих рисунков дети учатся не только анализировать внешний мир, но выражают свой внутренний мир, свои страхи, желания и проблемы с помощью различных средств художественной выразительности.
Родители играют большую роль в развитии ребенка, его становлении как личности, и, конечно же, в его тяге к рисованию. Не стоит препятствовать желанию ребенка учиться рисовать, а также постоянно его исправлять. Нужно всячески поддерживать и хвалить любые рисунки вашего ребенка, даже если пока, это просто каракули.
Что дает рисование детям
Польза рисования для детей младшего школьного возраста
Поделиться
Похожие статьи
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.
Роль рисования в развитии ребенка
Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.
Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:
Как рисуют мальчики и девочки
Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.
У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.
Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.
Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.
Важность уроков рисования в школе
Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.
Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.
Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:
Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Консультация для родителей «Что развивает рисование»
Оксана Юрьева
Консультация для родителей «Что развивает рисование»
Что развивает рисование
Рисование – один из методов развития детей. Каждый родитель хоть раз получал в подарок рисунок малыша, и для многих это является предметом гордости. Интересно, что в данном случае важен сам процесс, а не результат. Именно процесс развивает память и внимательность, мелкую моторику и речевой аппарат.
Кроме того, рисование положительно воздействие на психику малыша, делает детей устойчивыми к стрессам и помогает лучше учиться. Поэтому оно обязательно входит в программу детских садов и начальной школы. Кроме того, занятия удобно, легко и интересно проводить дома. Давайте узнаем подробнее, чем полезно рисование для детей.
1. Рисование развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Занятия формируют координацию между руками и глазами. Также мелкую моторику прекрасно тренирует и развивает лепка;
2. Формируется красивый почерк, развивается ловкость и скорость реакции. Рисуя конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти. Рисуя с натуры, он учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства;
3. Регулярные занятия рисованием учат ребенка структурировать и рассчитывать время. Они вырабатывают усидчивость и формируют дисциплинированность;
4. В творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Это развивает наблюдательность и внимательность, фантазию и воображение, креативность, нестандартное, пространственное и ассоциативное мышление;
5. Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику;
6. Приобщает к изобразительному искусству и мировой культуре, воспитывает вкус и любовь к эстетике. Ребенок начинает различать мелкие детали и элементы, сравнивать и обобщать, выявлять частное и общее;
7. Дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату. При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта и предыдущего опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует даже больше чем, если бы первый рисунок получился сразу.
Психологическая польза рисования
Польза рисования для детей выявляется и в психологической, эмоциональной сфере. Творчество помогает побороться со стрессом и переживаниями, помогает отпустить негатив и отвлечься. Занятия успокаивают ребенка и нормализуют психологическое состояние и дает эмоциональную устойчивость, что особенно полезно для нервных и капризных малышей.
Рисование поднимает настроение и нравится детям. Оно может увлечь малыша надолго, тем самым давая взрослым свободное время. А совместное рисование поможет наладить контакт с ребенком и узнать друг друга ближе. Это создаст комфортную атмосферу и доверительные отношения. Кроме того, вы весело и интересно проведете время.
Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желания и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека, несуществующее животное и так далее.
По рисунку и взрослого, и ребенка можно многое рассказать о человеке. Чем он любит заниматься, в какой семье он живет и воспитывается или воспитывался, какие проблемы его волнуют. Определить его пол и примерный возраст, характер и темперамент, семейный статус и положение в обществе.
Рисование помогает осознать ребенку себя, как личность, как человека, который творит и создает. Это повышает самооценку. Интересно, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, здесь развиты эмоции и воображение. Поэтому они уделяют внимание мелочам и деталям, тщательно прорисовывают персонажей, декор, лица людей и так далее.
Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках вы найдете больше технических деталей и архитектуры, но меньше декора или лиц.
Как рисовать с ребенком
Чем раньше малыш возьмет в руки карандаши, фломастеры или краски и начнет рисовать, тем лучше. Рисовать смело можно даже с малышом до года. Для маленького ребенка берем бумагу большого размера, так как на маленьком листке крохе рисовать трудно. Подходящим решением станут старые и ненужные обои.
В этих целях организуйте творческий уголок. Выделите в детской комнате место, где разместите старые или ненужные обои, которые можно разрисовывать. Здесь также можно разместить меловую или маркерную доску, на которой рисуют цветными мелками или фломастерами.
Мел, фломастеры, краски и другие предметы творчества удобно хранить в организаторах, банках или ведерках, которые также развешиваем или расставляем в творческом уголке. Важно надежно зафиксировать емкости, чтобы они не падали или не переворачивались, и содержимое не вываливалось. Еще больше идей для хранения детских игрушек вы найдете здесь.
Если у вас нет возможности оформить творческий уголок, возьмите ватман, старые или специальные обои и разложите на полу. А для маленьких детишек подойдут пальчиковые краски. Для детей постарше можно приобрести специальные обои для рисования с готовыми контурами, которые нужно обводить, дорисовывать и прорисовывать. После двух-трех лет можно предлагать ребенку раскраски.
Как поддержать интерес к рисованию
Даже если ребенок не хочет быть художником или связать жизнь с изобразительным искусством, в процессе он приобретет важные и полезные навыки, которые пригодятся в школе и во взрослой жизни. Такое творчество положительно влияет на физиологическое развитие и психологическое состояние. Поэтому эксперты советуют обязательно поощрять детское стремление и желание рисовать.
Чтобы не отбить у малыша желание рисовать, а, наоборот, поддержать интерес к творчеству, всегда хвалите полученный результат. В процессе поддерживайте кроху и при необходимости подсказывайте. Обязательно проявляйте интерес, спрашивайте, почему он выбрал такой цвет, что он нарисовал, посвящен ли этот рисунок кому-нибудь и так далее.
Не ругайте кроху, если у него что-то не получается. В этом случае помогите малышу или начните рисунок заново. Если вы видите ошибку, укажите и подскажите, как исправить, как смотрелось бы лучше.
Ни в коем случае не смейтесь над рисунком и не критикуйте ребенка! Развешивайте рисунки на стене или складывайте в специальную папку. Это поможет отмечать творческие находки и умения ребенка, заметить положительную динамику. Хвалите малыша и говорите, что каждый новый рисунок получается лучше предыдущего.
Не заставляйте кроху заниматься насильно. Он сам должен приходит к творчеству и рисовать по собственному желанию и вдохновению. Если он не хочет рисовать, предложите малышу другие развивающие занятия. Можно лепить, читать, вырезать и клеить поделки, учить алфавит и цифры, учиться писать и считать, собирать конструкторы или мозаики и так далее. Но подбирайте занятия по возрасту ребенка.
Игра учит, воспитывает, развивает! «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни»- говорл известный русский педагог П. Ф. Лесгафт Каждый родитель.
Консультация для родителей «Полезные каракули или свободное рисование» Роль каракуль в развитии детей Первые рисунки ребёнка, каракули, далеко не простая случайность. Эти хаотично нарисованные карандашом.
Консультация для родителей «Рисование в жизни ребёнка» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Наверно многие согласятся со.
Консультация для воспитателей и родителей «Рисование в жизни каждого ребёнка» Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет детям отображать.
Мастер-класс для родителей: «Рисование нетрадиционными техниками» Вчера, в своей группе я провела мастер-класс с родителями и детьми по нетрадиционному рисованию. Пришло 10 семей, которые с удовольствием.
Пальчиковый театр — развивает. Кружковая работа Пальчиковый театр – развивает. Кружковая работа. Развитие мелкой моторики у детей очень важно, особенно в раннем возрасте. В своей работе.
Консультация для воспитателей «Рисование одним мазком или Тагильская роспись» О пользе рисования для детей написаны целые книги, психологи широко используют детские рисунки для тестирования психики ребёнка. Человек,.
Роль рисования в развитии ребёнка
Без музыкального слуха ребёнку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности ребёнку будет трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого ребёнка – в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в карты. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.
Почему же стоит рисовать?
Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована,поскольку художественные занятия:
развивают усидчивость и аккуратность.
Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие рисунок – это дело не 5-ти минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
Развивает мелкую моторику
тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин;
помогают справиться с эмоциями, делая счастливее и свободнее
Поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи; через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
ориентирует на результат
В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность;
развивают творческий потенциал.
учит видеть пропорции и глубину красок
Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность;
Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам; многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, «отключиться» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям;
помогают раскрыть индивидуальность.
Рисуя, ребёнок ощущает себя не «песчинкой», а творцом, личностью, что делает его увереннее в себе и благотворно сказывается на самооценке; через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
приобщает к общемировой культуре
Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. А это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь.
Воспитывает доброту и справедливость
Рисование способствует воспитанию у детей доброты, справедливости и благородных чувств, которые возникают у них в процессе рисования, в видении образов.
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.
Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.
Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.