Что значит резерв по счету в альфа банке
Холдирование
Холдирование (от англ. слова hold – удерживать) – банковский термин, обозначающий следующую процедуру: кредитная организация в момент авторизации банковской карты резервирует сумму операции на определенный срок, в течение которого ожидает расчетов от эквайера. Часто эту операцию называют также временной блокировкой, резервированием или замораживанием суммы на счете карты.
Иными словами, когда происходит оплата по карте, потраченная клиентом сумма на покупку/услугу замораживается банком-эмитентом, т. е. холдируется для последующего списания. В этот момент кредитная организация уменьшает величину доступного баланса по карте на израсходованную клиентом сумму, но не списывает ее со счета. Фактически средства с карты будут списаны только тогда, когда в банк придет финансовое подтверждение проведенной операции – поступят так называемые клиринговые файлы от эквайера.
В случае если эти файлы не поступают, сумма операции остается зарезервированной на определенное количество времени, после чего автоматически размораживается и становится доступной держателю карты. Срок холдирования в банках разный и составляет, как правило, от 9 до 30 дней. К примеру, в Альфа-Банке средства резервируются на срок до 9 дней.
Стоит отметить некоторые важные моменты, связанные с холдированием. Например, в случае когда валюта счета отличается от валюты операции, списание средств с карты происходит по курсу, установленному на день списания, а не на день резервирования средств. В такой ситуации сложно предугадать, как изменится курс валюты за это время и какая сумма в итоге будет списана банком с карты, поэтому не стоит тратить все свои средства, чтобы не получить в итоге отрицательный баланс.
Достаточно распространена ситуация, когда с карты списываются средства не за счет зарезервированной ранее суммы. Это связано с тем, что списание средств производится кредитной организацией автоматически по реквизитам, указанным в клиринговых файлах. В случае если они не совпадают с реквизитами авторизации, зарезервированная сумма так и продолжает «висеть», происходит новое списание с карты. При этом у держателя карты складывается впечатление, что сумма операции списана с карточки дважды.
Редко, но все же бывает так, что файлы, подтверждающие совершение операции, приходят после разблокировки средств на счете. В таком случае сумма списывается с карты, и если на ней недостаточно средств, то образуется технический овердрафт.
Часто с проблемой двойного списания сталкиваются при бронировании номеров в гостиницах. К примеру, при бронировании номера отель заблокировал на карте определенную сумму, однако при въезде постояльца в гостиницу списал не ее, а произвел новое списание.
В такой ситуации временно заблокированная сумма станет доступна клиенту после окончания установленного в банке срока холдирования. Если держателю карты зарезервированные средства необходимы раньше этого срока, он должен обратиться в свой банк с требованием отмены авторизации с подтверждающими финансовыми документами о проведенной операции.
Бывают случаи, когда запрос авторизации дублируется и сумма операции блокируется дважды. Такое происходит чаще из-за ошибки кассира или технических проблем с терминалом.
Стоит отметить, что если продавцом своевременно была отменена авторизация по карте, то зарезервированная сумма разблокируется достаточно быстро. Например, покупатель в день покупки товара решил вернуть его в магазин. Кассир, при условии что банк-эквайер еще не получил информацию о платеже, отменит совершенную операцию, и зарезервированная сумма станет доступной держателю карты.
Неподтвержденные операции в Альфа-Банке
Любые операции с платежными средствами, кредитными или депозитными счетами, обрабатываются определенное время. Особенно это актуально для пластиковых карт. Если платеж был произведен, это еще не значит, что средства мгновенно зачислились на карту или были с нее сразу же списаны. Существует еще и такое понятие, как «неподтвержденные операции.
Неподтвержденные операции в Альфа-Банке: что это значит?
Неподтвержденные операции – это когда клиент банка совершил эту самую операцию, а его контрагент ее еще не подтвердил. Самый простой пример: у клиента есть кредитная карта. С ее помощью он оплачивает покупку кухонного гарнитура. Средства с карты списываются мгновенно, однако они остаются «висеть» в строке «неподтвержденные операции» достаточно долго, около 2-4 дней до тех пор, пока контрагент подтвердит, что он действительно получил деньги. Это очень грубое описание, однако общий принцип оно передает.
Неподтвержденные операции по кредитной карте Альфа-Банка
С кредитными картами Альфа-Банка нередко возникают такие проблемы, что клиент пополняет счет на определенную сумму специально в льготный период (в течение которого можно пользоваться заемными средствами без оплаты процентов). Однако, такие деньги часто «зависают» в строке «неподтвержденные операции». Логично, что некоторые клиенты беспокоятся, не придется ли им платить проценты по кредиту только потому, что деньги не успели зачислиться нормально? На самом деле нет. Банк видит средства сразу после пополнения счета и начинает учитывать их мгновенно. Да, пока они находятся в статусе «Неподтвержденных», они как бы «заморожены», но на клиенте и банке это, на самом деле, никак не сказывается.
В каких случаях возникает подобная ситуация?
Как уже было сказано выше, такая ситуация – это абсолютно нормальна. Возникает это чаще всего при межбанковских переводах, однако не обязательно. Дело в том, что помимо банка, который выпускает карту, существуют еще и платежные сервисы. Например, Visa, Master Card, Maestro и так далее. У них есть свои регламенты, правила и нормативы, игнорировать которые никто не сможет. А есть еще Банк России, у которого есть строго определенный операционный день. И это тоже может сказаться на сроках пополнения и «подтверждения» операции.
Что делать в такой ситуации?
Несмотря на то, что подобная ситуация может показаться достаточно спорной, Альфа-Банк на самом деле решает ее очень быстро и просто. Он просто автоматически учитывает все деньги, которые поступают на счет. Будь то подтвержденные или неподтвержденные. Это несколько повышает риск для данной финансовой организации, если возникнет спорная ситуация, но как доказывает практика, возникают они крайне редко и легко разрешаются ко всеобщему удовольствию. А вот у клиентов банка из-за этого проблем могло бы быть много, потому банк и решил перейти на «общий» учет. Так что, делать ничего не нужно. Разве что позвонить в службу поддержки и, на всякий случай, уточнить эту информацию.
Обязательные резервы коммерческих банков
Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.
Когда физическое или юридическое лицо вносит денежные средства в банк, определенный процент от этой суммы должен быть переведен на специальный счет в ЦБ в качестве резерва и сохраняться там до тех пор, пока деньги не будут выведены из банка.
Обязательное резервирование решает две задачи.
Во-первых, финансовые учреждения имеют право использовать денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, для предоставления кредитов. Из суммы резервов центробанки предоставляют займы для поддержания ликвидности, то есть они используются в случае, если потребуется срочный возврат денег.
Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора. При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики.
В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяет ЦБ.
Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.
При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:
— денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;
— облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
— обязательства, выраженные в неденежной форме (например, в драгоценных металлах или заем ценных бумаг);
— обязательства перед другими кредитными организациями.
Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.
Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.
Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.
Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.
На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.
Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.
Комментарии 5
Вероника (DilasTorchi) пишет:
Добрый день! Можно вопрос? Что будет с банком если он не заплатит в ФОР. Какие дальнейшие действия ЦБ?
Смотря сколько дней не платить. В моей практике был случай, когда просрочили на 1 день. Прислали из ЦБ письмо с требованием объяснить причину несвоевременного перечисления средств, а также уведомили о штрафе.
Вероника (DilasTorchi) пишет:
Добрый день! Можно вопрос? Что будет с банком если он не заплатит в ФОР. Какие дальнейшие действия ЦБ?
Дальнейшие детальные действия Банка России приведены ниже (см. http://www.cbr.ru/dkp/print.aspx?file. eserv.htm).
Меры воздействия, применяемые Банком России при нарушении кредитной организацией обязательных резервных требований
При невыполнении кредитной организацией в период регулирования действий, установленных пунктом 4.4 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П, уполномоченное учреждение Банка России осуществляет списание недовзноса и (или) суммы невыполнения усреднения обязательных резервов с ее корреспондентских счетов.
Списание денежных средств в погашение недовзноса по Расчету за отчетный период и (или) суммы невыполнения усреднения обязательных резервов осуществляется с первого дня после окончания периода регулирования до полного его погашения по день представления кредитной организацией Расчета за следующий отчетный период включительно.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» при нарушении кредитной организацией обязательных резервных требований уполномоченное учреждение Банка России применяет штраф.
Предписание об уплате штрафа направляется кредитной организации для добровольной уплаты штрафа за нарушение обязательных резервных требований.
Сумма штрафа рассчитывается уполномоченным учреждением Банка России единовременно в целых рублях исходя из величины недовзноса и (или) суммы невыполнения усреднения обязательных резервов, указанной в строке 6 Справки либо в акте проверки, с применением ставки рефинансирования Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»), действующей на дату расчета штрафа, по формуле, указанной в пункте 3 приложения 9 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П.
При не исполнении кредитной организацией предписания Банк России вправе взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований. В этом случае штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
В случае если сумма рассчитанного штрафа составляет менее 100 рублей, штраф не подлежит уплате (взысканию) и не отражается в бухгалтерских балансах Банка России, кредитной организации.
Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования, депозитным операциям, операциям РЕПО, операциям «валютный своп», другим операциям Банка России).
Возможность зарезервировать расчетный счет – для российских банков услуга сравнительно новая, еще 10-15 лет назад ее не предлагали и не спрашивали. Но с развитием бизнеса, ускорением всех коммерческих процессов, банковская система стала предлагать новые способы оптимизировать начало работы с расчетными счетами.
Резервирование расчетного счета – это присвоение номера вновь регистрируемому расчетному счету, не дожидаясь полного оформления аккаунта, подписания договора на РКО и других документальных операций.
Что значит резервирование счета для банков и для клиентов?
Резервирование расчетного счета — это дистанционное получение счета после оформления заявки на сайте.
Для банков резервирование РКО для юридического лица не представляет особой сложности. Предлагая клиенту номер расчетного счета еще в начале регистрации, банк:
Для клиента резервирование счета имеет большее значение:
Резервное состояние счета продолжается обычно лишь несколько дней.
Отказы в открытии счета крайне редки, но если такое происходит, то деньги, полученные на этот счет, возвращаются отправителю. Несостоявшийся клиент будет вынужден опять изменить свои банковские реквизиты.
Банки не взимают плату за резервирование номера расчетного счета.
Преимущества резервирования расчетного счета
Банкам резервирование расчетных счетов не приносит прямой пользы, но привлекает дополнительных клиентов и тем компенсирует все затраты труда и усложнение учета.
Еще одно преимущество для банков – на несколько дней они получают в распоряжение средства, поступающие на зарезервированные, но оформленные до конца счета.
Клиенты могут получить от резервирования:
Мало кто станет выбирать банк только ради возможности получить номер счета на несколько дней раньше. Но в некоторых критических ситуациях это может быть спасением если не бизнеса, то выгодной сделки, если для этого нужно срочно заключить договор или принять платеж.
Какие банки готовы зарезервировать расчетный счет онлайн или по телефону?
Услугу по резервированию счета предлагают многие банки. У клиентов даже появляется возможность выбора лучших условий резервирования.
Основные условия резервирования
Время от заявки до резервирования номера счета
Резервирование происходит после отправки в Банк анкеты, с данными предприятия открывающего счета и паспортными данными ответственных лиц.
После предварительного рассмотрения анкеты.
Резервирование онлайн, через сайт Банка.
Точное время не сообщается.
Для резервирования достаточно звонка в банк.
Немедленно в течении разговора с банком.
Оформление начинается на сайте банка. Требуется оправка банку копии одного документа.
Есть возможность зарезервировать расчетный счет онлайн, через сайт Банка.
В течение нескольких минут.
Оформление начинается на сайте банка. Нужно лишь следовать указаниям к заполняемым формам.
Есть возможность зарезервировать расчетный счет онлайн, через сайт Банка.
Для резервирования нужно оправить в Банк сведения о клиенте, копии его учредительных и правоустанавливающих документов, с предоставлением оригиналов этих документов в течение месяца.
После предварительного принятия документов.
Необходимо ответить на 5 вопросов анкеты, отправить ее в адрес Банка через сайт и дождаться звонка сотрудника Тинькофф Банка
Резервированию предшествует заполнение обстоятельной анкеты на сайте Банка, в ней указываются сведения о руководстве и владельцах предприятия или данные предпринимателя.
Не дольше 15 минут, после разговора с сотрудником банка по телефону.
Утверждать, что все произойдет именно так, как обещает реклама банка, нельзя, минимальные сроки резервирования предполагают правильно заполненные, не требующие уточнений анкеты и работающий без сбоев и задержек механизм рассмотрения. Но отклонения от обещанных банками сроков обычно не слишком велики.
Прослеживаются также некоторые общие тенденции: резервирование расчетного счета в Сбербанке потребует больше усилий и времени, чем в Тинькофф Банке, Точка выдает номер еще быстрее, в прочих банках скорость резервирования обратно пропорциональна строгости предварительной проверки данных.
Как зарезервировать номер расчетного счета в банке онлайн?
Процесс резервирования номера расчетного счета это составная часть общего процесса его регистрации. Банковское учреждение только определяет, на каком этапе клиент предоставил достаточно информации о себе, чтобы доказать серьезность своих намерений.
Более консервативные Сбербанк и Альфа-Банк требуют больше сведений о клиенте и его сотрудниках, Тинькофф и некоторые другие банки стремятся завоевывать клиентов предоставлением быстрых услуг через интернет.
В отношении резервирования счета все банки можно условно разделить на 3 категории:
Из практики видно, что реальная скорость резервирования расчетного счета зависит не от времени между заявкой и получением номера, а от начала подготовки документов.
Список документов, которые могут понадобиться для резервирования, тот же, что нужен для регистрации счета. Отличие в том, что резервируя счет, предъявляют не оригиналы документов, а информацию из них.
Формирование и учет резервов
Автор: Заболонкова О., редактор журнала
Резерв – это обязанность по осуществлению расходов в целях выполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с ненаступившим сроком его выполнения (предъявления), имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) выполнения (предъявления) требования.
Кроме того, предусмотрено формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов.
Рассмотрим, в чем разница между этими видами резервов, какими документами регулируется их формирование и как отражать их в учете.
Резервы предстоящих расходов.
Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н[1] на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения, принимаемые к бухгалтерскому учету в соответствии с положениями СГС «Резервы»[2].
В частности, на указанном счете отражается информация о создании резервов:
1) для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, иных аналогичных расходов;
2) по обязательствам, возникающим в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе о создании, изменении структуры (состава) его обособленных подразделений и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о его реорганизации либо ликвидации;
3) по обязательствам, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни (в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию):
в части возмещения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек);
в части выплат в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков);
в части оплаты иных аналогичных ожидаемых расходов;
4) по обязательствам, возникающим из условий эксплуатации основных средств, предусмотренных договором (соглашением) об их приобретении (создании, использовании);
5) по обязательствам, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
6) по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.
Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.
Расходы, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, признаются в учете за счет суммы созданного резерва.
Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке или в карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов и контрагентам (при наличии).
Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
СГС «Резервы»
Напомним, порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) и оценки резервов, а также порядок раскрытия информации о них установлены в СГС «Резервы».
Данный стандарт следует применять при формировании резервов:
1) по претензиям, искам;
2) по реструктуризации;
3) по гарантийному ремонту. По мнению Минфина, резерв по гарантийному ремонту целесообразно создавать, чтобы «гарантийные» расходы не оказывали существенного влияния на себестоимость продукции и распределялись равномерно в течение года (разд. 4.3 Методических рекомендаций[3]);
4) по убыточным договорным обязательствам;
5) на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств. В разделе 4.5 Методических рекомендаций чиновники финансового ведомства разъяснили, что резерв на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, согласно которому при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета обязан осуществить демонтаж имущества и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств, либо в случае, если такие затраты являются условием использования объекта.
Минфин в разд. 1 Методических рекомендаций разъяснил, когда не применяется СГС «Резервы».
Во-первых, когда выполняются:
публичные нормативные обязательства, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, публичным нормативным обязательством является осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Но при выполнении публичных обязательств резерв формируется;
обязательства по осуществлению выплат физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций работниками, государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, а также выплат персоналу (сотрудникам) в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, не формируется резерв по заработной плате, а также по обязательствам по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению при проведении реструктуризации;
обязательства перед юридическими лицами, ИП, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг на основании договоров, если иное не предусмотрено СГС «Резервы»;
обязательства, возникающие по незавершенным договорам, за исключением обременительных договоров.
Обременительным считается договор, неизбежные затраты на выполнение обязательств по которому превышают экономические выгоды, которые ожидается по нему получить. При этом, несмотря на убыточность договора, субъект учета обязан будет выполнить принятые по нему обязательства.
Во-вторых, когда формируются затраты, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).
В-третьих, когда речь идет о резерве под снижение стоимости материальных запасов, резерве по сомнительным долгам и иных резервах, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, особенности создания резерва под снижение стоимости материальных запасов определены в п. 32 СГС «Запасы»[4].
По общему правилу резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев (п. 9 СГС «Резервы»):
у субъекта учета имеется обязательство, возникшее в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
для выполнения обязательства потребуется выбытие активов;
размер обязательства может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
момент предъявления требования о выполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.
В разделе 3 Методических рекомендаций указано:
названные критерии должны соблюдаться вне зависимости от вида формируемого резерва;
в случае, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается;
суммы, которые невозможно обоснованно оценить и подтвердить, следует учитывать в качестве условных обязательств, а не резервов.
Разъяснения Минфина
Приведем разъяснения финансового ведомства, касающиеся формирования и использования резервов предстоящих расходов.
Оплата отпуска, предоставленного работнику авансом. В Письме от 16.08.2019 № 02-06-10/62943 чиновники рассмотрели вопрос об отражении в бухучете учреждения расходов на оплату работнику отпуска, предоставленного авансом, и указали следующее.
Резервы на оплату отпусков отражаются на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях формирования полной и достоверной информации об отложенных обязательствах государственного учреждения по методу начисления, предусматривающему признание расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения.
Согласно ТК РФ работодатель вправе предоставить отпуск до отработки сотрудником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся.
В частности, обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются по кредиту счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (авансом в счет будущих отчетных периодов).
Кроме того, специалисты финансового ведомства напомнили о том, что отражение обязательств по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на указанные выплаты, на счете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, является обязанностью учреждения. При этом порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики.
Оплата отпуска и компенсация за неиспользованный отпуск. В Письме от 25.09.2020 № 02-06-10/86916 Минфин ответил на вопрос об отражении в бюджетном учете принятых бюджетных обязательств по оплате отпусков и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск за счет резерва предстоящих расходов.
На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения.
Согласно п. 308 Инструкции № 157н, п. 141.2 Инструкции № 162н[5] при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается выполнить) оформляется проводка:
Дебет счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (по соответствующим подстатьям КОСГУ)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 «Принятые обязательства» (по соответствующим финансовым периодам (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода) и подстатьям КОСГУ)
Таким образом, отражение в бюджетном учете отложенных обязательств прекращается по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу (отражения в бюджетном учете кредиторской задолженности на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам») за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.
Кроме того, бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление указанных расходов путем оформления проводки:
Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»
Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»
Следовательно, при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения необходимо уменьшить ранее принятые бюджетные обязательства на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств по данным расходам на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом «красное сторно». При этом вносится запись:
Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»
Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»
Резерв для выплат по исполнению решения суда. В Письме от 21.08.2020 № 02-05-10/73494 Минфином даны разъяснения по вопросу формирования резерва по исполнению решения суда в отношении задолженности учреждения по коммунальным услугам.
Согласно п. 12 СГС «Резервы» резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.
Установление порядка создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.), а также детализация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» по субсчетам осуществляются учреждением самостоятельно и закрепляются в учетной политике.
При этом, если кредиторская задолженность по коммунальным услугам не отражена в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного учреждения и не предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований, а также отсутствует основание для обжалования судебного акта, резерв по исполнению решения суда в отношении уплаты основного долга (по коммунальным услугам) перед юридическим лицом не формируется. В этом случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).
Расходы на оплату кредиторской задолженности по потребленным коммунальным услугам, в том числе на основании решения суда, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» с подстатьей 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ, расходы на возмещение истцу сумм уплаты государственной пошлины – по виду расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.
Резерв под снижение стоимости материальных запасов.
Согласно п. 32 СГС «Запасы» материальные запасы, предназначенные для распространения за символическую плату либо для реализации, на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения – резерва под снижение стоимости материальных запасов (далее – резерв под снижение стоимости).
Данный резерв формируется в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи) материальных запасов и их балансовой стоимостью, если последняя выше текущей нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов и относится на финансовый результат текущего отчетного периода.
Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:
1) выбытия материальных запасов, по которым был образован
резерв;
2) увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов, под снижение стоимости которых был создан резерв.
Уменьшение резерва под снижение стоимости относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.
Минфин в Методических рекомендациях по применению СГС «Запасы»[6] разъяснил, что резерв под снижение стоимости создается только по счетам «Товары» и «Готовая продукция, биологическая продукция» при условии, что нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.
Счет для учета резерва под снижение стоимости.
С 1 января 2021 года для формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов применяется группировочный счет 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов» (п. 151.6 Инструкции № 157н) в разрезе аналитических счетов (п. 41.4 Инструкции № 162н):
1 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;
1 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров».
Учет операций ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается проводкой:
Дебет счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов»
Кредит счетов 1 114 87 440 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции», 1 114 88 440 «Резерв под снижение стоимости товаров»
При уменьшении резерва под снижение стоимости материальных запасов в случае выбытия материальных запасов, по которым был образован резерв, делается запись:
Дебет счетов 1 114 87 440 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции», 1 114 88 440 «Резерв под снижение стоимости товаров»
Кредит счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов»
Напомним, согласно п. 10.7.4 Порядка № 209н[7] на подстатью 274 «Убытки от обесценения активов» КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат, возникший вследствие уменьшения стоимости активов от их обесценения, не связанного с амортизацией активов.
В рамках статей группы 400 «Выбытие нефинансовых активов» группируются операции по выбытию нефинансовых активов (п. 12 Порядка № 209н).
В частности, статья 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализируется подстатьями 441 – 447, 449
КОСГУ (п. 12.4 Порядка № 209н).
Таким образом, резервы предстоящих расходов формируются в соответствии с СГС «Резервы» и отражаются на счете 401 60.
Резерв под снижение стоимости материальных запасов предусмотрен СГС «Запасы» и учитывается на счете 114 80.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н.
[3] Методические рекомендации по применению положений СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», направленные Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.
[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[6] Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», направленные Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075.
[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.