Что значит рейс задержан
6 причин задержки рейса, о которых мало кто догадывается
Помимо технических накладок и погодных условий существуют десятки других поводов задержать рейс, и порой они весьма необычные. Хотим поговорить с вами о самых оригинальных причинах, по которым откладывают вылет самолета.
6. Там черепаха!
Появление на взлетной полосе этих тихоходов способно замедлить скорость отправки рейсов до черепашьей. Медлительные создания — нередкие гости в воздушных гаванях Ямайки, Нью-Йорка и других южных городов. Обладая твердым панцирем, они, как камни на дороге, могут сильно помешать взлету и посадке. Увы, в этом случае пассажиры не получают компенсацию, но, по крайней мере, эта причина задержки вполне безобидная и даже. милая.
5. Поломка кофемашины
Некоторым трудно представить полет без чашечки кофе, поэтому на борту всех авиалайнеров непременно есть кофемашина. Но уж если она сломается, ее так быстро не заменить, и приходится отложить вылет. Аппараты, установленные в салоне самолета, устроены иначе, чем стандартные: они приспособлены к тому, чтобы вода могла закипеть при 100 градусах даже на большой высоте. К тому же они встроены в электрическую сеть воздушного судна и оснащены средствами безопасности против возгорания. Так что для того, чтобы починить такой агрегат, необходимо задержать вылет, ну или принять решение лететь. без кофе.
4. Капризные VIP-персоны
Иногда все пассажиры ждут какую-нибудь важную особу, летящую первым классом. Либо звезда опаздывает, либо ее посетило внезапное желание сходить в туалет (во время взлета и посадки справлять нужду не разрешено). Поэтому рейс могут задержать до тех пор, пока все прихоти VIP-персоны не будут удовлетворены.
Почему бортпроводники не пьют чай и кофе в самолете? На то есть веская причина:
3. Обнаружен преступник
Не стоит паниковать, если на борту обнаружен преступник. Это необязательно террорист: к таковым может быть причислен владелец незаконного бизнеса или должник, находящийся в розыске. Пока проводится процедура задержания, вылет будет отложен — с этим ничего не поделаешь, придется подождать.
2. Столкновение с птицами
После недавнего инцидента с «Уральскими авиалиниями» мы знаем, что птичьи стаи в районе взлетной полосы могут вывести из строя двигатели, из-за чего придется экстренно сажать самолет. В таком случае полосу будут держать свободной до осуществления аварийной посадки, и все рейсы переведут в режим ожидания. Регламент ЕС относит столкновение с птицами к чрезвычайным обстоятельствам, поэтому задержку вылета компенсировать не будут.
1. Неблагоприятные погодные условия
Современные авиалайнеры и аэродромы приспособлены для того, чтобы осуществлять полеты практически в любых условиях. Однако случаются ну очень сложные погодные условия, при которых в целях безопасности откладывают рейсы. Такие ситуации также относятся к категории форс-мажорных, и на компенсацию рассчитывать не стоит.
Что значит отмена рейса на самолет, и как узнать об этом
Самолет пассажиры выбирают как самый быстрый и удобный транспорт. Всего несколько часов, и он преодолевает расстояния, которые автобусом или поездом пришлось бы ехать сутки. Но непредвиденные ситуации случаются тогда, когда их никто не ждет. Как узнать про то, что была отмена рейса на самолет, выяснить причину и что делать пассажиру, который должен был улететь, но не сможет это сделать по причине отмены или задержке рейса. Иногда такие ситуации застают врасплох и меняют полностью все планы на отдых или деловые поездки.
Что значит отмена рейса
Отмена рейса – это изменение времени вылета компанией-перевозчиком, о которой уведомляют заранее. Чаще всего про изменение полета предупреждают за несколько дней, но в силу непредвиденных ситуаций пассажиры могут узнать о том, что вылет отменяется, когда находятся в аэропорту.
Есть два варианта отмены:
Права пассажира в обоих случаях регламентируются Правилами воздушных пассажирских перевозок Российской Федерации или Регламентом ЕС №261/2004, в зависимости от того, какой авиакомпании принадлежит самолет – российской или иностранной.
Важно! Не зависимо от того, на территории какой страны произошла ситуация, вы имеете право на совершение таких действий при задержке или отмене вылета:
Причины отмены рейсов
Не всегда в том, что рейс отменили, виновата авиакомпания. Есть ряд причин, по которым происходят такие ситуации.
Авиакомпания виновата, если:
Авиакомпания не виновата, если:
Как узнать про отмену рейса
Авиакомпания уведомляет пассажиров о том, что рейс отменили, несколькими способами. Это может быть смс-уведомление на ваш номер телефона или письмо на электронную почту. Но иногда о том, что рейс отменяют, пассажир узнает уже в аэропорту. Часто информация о внесении изменений в планы полетов появляется на официальном сайте компании-перевозчика.
Обязательно уточните у авиакомпании, почему случилась ситуация, и вылет был отменен. От этого зависит, будете ли вы продолжать путешествие или откажитесь от него. Если в стране прилета произошла гражданская война или другое чрезвычайное происшествие, которое ставит под угрозу жизни пассажиров, не имеет смысла лететь на отдых. Вас обязаны проинформировать вовремя об изменениях в расписании и предлагать варианты решения вопроса.
Если рейс отменили в аэропорту
Частая ситуация – пассажиры прибыли в аэропорт и узнали, что их рейс отменили или перенесли. В таких случаях сотрудники авиакомпании обязаны объяснить, по какой причине произошла отмена. Если по вине компании, они могут предложить вам перелет другим рейсом, это бесплатно.
Также пассажирам положены компенсации, в зависимости от времени задержки:
Если рейс отменили, когда пассажиры были на борту
Такие ситуации случаются нечасто, их причинами могут стать:
В США пассажиры в самолете имеют преимущество и дополнительные права по сравнению с пассажирами, которые находятся в здании аэропорта. Их обязаны покормить и предоставить все необходимые услуги уже через 2 часа задержки.
Если рейс отменили за несколько дней до вылета
Случается и так, что об отмене рейса пассажиры узнают за несколько дней до вылета. В таком случае согласно правил, перевозчик имеет обязанности:
Для примера можно разобрать ситуацию, если вы купили билет на рейс Москва – Лондон единым билетом. В случае отмены, если нужно было бы делать в пути пересадку, вам вернут деньги за все части пути.
Если билет был куплен на двух отдельных бланках, компания компенсирует только ту часть полета, отмена которой произошла по ее вине. В случае, когда пассажир уже преодолел часть пути и находится в промежуточном аэропорту в ожидании следующего рейса, который был отменен по ее вине, компенсируют деньги за первую часть и бесплатно возвращают пассажира в пункт отбытия.
Если рейс отменили за 7-13 дней до вылета
Авиакомпания может предложить новый перелет, или обязана компенсировать стоимость билета, если пассажиру не подходят такие условия. Размер компенсации зависит от длительности перелета и регулируется в зависимости от того, был это рейс российских перевозчиков или европейских.
Если рейс отменили за 14 дней до вылета
В таком случае вернуть стоимость билета нельзя, так как по правилам перевозчика, он выполнил все обязательства и заранее предупредил пассажира об отмене. В случае если у вас запланирован и выкуплен отдельный билет на следующий стыковочный рейс, вы имеете право на замену билета по времени, которое удобно для пересадки.
Размер компенсации при отмене рейса в России
Что делать, если произошла отмена рейса – подавать заявление, чтобы получить компенсацию. Она складывается из двух частей:
Для получения компенсации следует обратиться на стойку регистрации и найти там представителя авиакомпании, которая должна была совершить рейс. Здесь вам поставят в посадочный талон специальный штамп, который подтверждает отмену рейса.
Обязательно сохраняйте все чеки на питание, на такси, на гостиницу и другие, если компания не предоставила вам законные права – так все средства будут возвращены, так как по вине перевозчика не были соблюдены правила, которые действуют при отмене или задержке авиарейса.
Претензию следует подать в юридический отдел авиакомпании по электронной почте, изложив все факты в свободной форме и указав необходимые данные:
Если компания выразит согласие на возврат денежных средств и выплаты, вас могут попросить выслать оригиналы чеков и другие документы заказным письмом. Обязательно снимите для себя все копии.
Согласно Воздушному Кодексу РФ, ответ на претензию должен последовать в течение 30 дней. Деньги возвращают на счет, указанный вами при составлении письма. Если вы не получили ответ или при аннулировании жалобы следует подавать в суд. Помните, что компенсация положена только за разумные траты – ваши покупки в дьюти-фри и другие траты, которые не имеют отношения к естественным потребностям пассажира в случае отмены вылета, перевозчик компенсировать не обязан.
Российские правила на получение компенсации действуют:
Размер компенсации при отмене рейса в Европе
Кроме правил, которые действуют для всех без исключения авиакомпаний и включают в себя:
есть свод правил, который обязывает компанию, виной которой пассажир не смог улететь, выплачивать ему компенсацию.
Ее размер зависит от дальности полета и от времени задержки рейса. Он составляет от 125 до 600 евро.
Также каждому пассажиру предоставляется право:
Правила воздушных перевозок для всех мировых авиакомпаний устанавливаются в стране, которая предоставляет услугу. Также отличается и размер компенсации, который зависит от дальности полета и от времени ожидания. При возникновении спорных ситуаций следует всегда обращаться к руководству, в случае отказа от удовлетворения прав пассажира он имеет право на обращение в суд.
Задержка рейса: 15 фактов, которые должен знать пассажир
1. Не важно, летите вы регулярным или чартерным рейсом, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — ваши права в случае задержки рейса одинаковы. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах вас дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.
2. Авиакомпания должна сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эта обязанность установлена пунктом 74 Федеральных авиационных правил. За информацией обращайтесь к представителю авиакомпании.
3. Если рейс задержал российский перевозчик и позже вы собираетесь подавать претензию, то поставьте штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации. В Европе этот штамп нужен, только если вам отказали в посадке из-за овербукинга, а если рейс перенесли, то положенную компенсацию вы получите и без печати.
4. В России при переносе рейса вы можете рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей».
5. В Европе, если ваш рейс задержали и вы попали в пункт назначения с опозданием больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Чтобы получить деньги, заполните заявление на сайте авиакомпании.
6. При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.
7. Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы застряли в аэропорту из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.
8. Если в США вам отказали в посадке из-за овербукинга и пересадили на другой рейс, то должны выплатить до 1350 долларов. Исключение — если вы добрались до пункта назначения с опозданием меньше часа: тогда авиакомпания вам ничего не должна.
9. При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки, при задержке больше 4 часов — горячее питание. Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
10. Ребенку младше семи лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка — там дети в спокойной обстановке могут поспать, поесть и поиграть.
11. Размещение в гостинице по российским правилам полагается при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно. В Европе вас бесплатно поселят в отель при переносе рейса на следующий день.
12. Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.
13. Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.
14. Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае с вас не имеют права брать доплату. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, чей билет вы покупали.
15. Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.
Что делать при задержке авиарейса
От задержки рейсов не застрахован ни один путешественник. Неважно, чартер это или регулярный рейс, плевать, лоукостер или премиальный перевозчик. Разница в нюансах, но задерживают любые рейсы. Разбираемся, что делать в случае задержки и что требовать от авиакомпании.
Тамара Рогачёва
Как понять, что рейс задержан
Тут всё просто. Если вы уже должны сидеть в самолёте, а всё еще стоите в очереди на посадку. Или посадку ещё вообще не объявили — знайте, ваш рейс задержан.
Но бывает и по-другому: если авиакомпания знает о задержке рейса, то по закону она обязана вас об этом предупредить. Чаще всего SMS-сообщением.
Если вы уже в аэропорту, то сообщение о задержке появится на табло и будет продублировано по громкой связи.
Что делать, если рейс задержан
Если понимаете, что задержка для вас катастрофическая: вы опаздываете на встречу, опоздание может повлечь опоздание на следующий рейс и так далее, то попросите представителя авиакомпании поставить отметку о задержке рейса на ваш посадочный. Если не найдёте представителя, идите к администрации аэропорта, вам выдадут письменное подтверждение задержки.
С этими бумажками вам после будет проще доказать свою правоту и, если дойдёт до суда, получить компенсацию от авиакомпании.
Фото: Uskarp / Shutterstock
Что мне должна авиакомпания
Тут всё зависит от причины, по которой задержан рейс. Например, по закону, перевозчик вправе отложить вылет по причинам безопасности.
Кроме того авиакомпании не несут ответственности, если задержка связана с погодными условиями, войнами или эпидемиями, забастовками сотрудников, требованиями госструктур, катаклизмами и… Внезапной поломкой самолёта.
Все эти случаи считаются «непредвиденными обстоятельствами, независящими от компании», и денежная компенсация за них не предусмотрена.
А вот если задержка связана с нестыковкой в расписании перелётов, овербукингом (когда на рейс билетов продано больше, чем мест в самолёте), неготовностью экипажа, то компенсацию можно получить.
При этом, независимо от причины задержки, пассажир имеет право на всякого рода удобства.
Например, если рейс задержан на 5-15 минут, матери (или отцы) с детьми до семи лет вправе требовать визит в комнату матери и ребёнка.
При задержке на два часа полагаются прохладительные напитки. И ещё два телефонных звонка или емейла. На горячее питание можно рассчитывать при опозданиях вылета на четыре часа. Далее его можно требовать каждые шесть часов днём или восемь ночью. При этом, если задержка больше восьми часов, вам обязаны предоставить отель и трансфер до туда. Если всё это происходит ночью, то гостиницу можно требовать уже через шесть часов.
Если вдруг авиакомпания отказывается предоставить вам что-то из перечисленного, попросите у представителя письменный отказ, а потом приобретайте эти услуги за свои деньги, только чеки сохраните. Если дойдёте до суда со всеми доказательствами (отказом и чеками), то велика вероятность получить компенсацию.
Фото: mariyaermolaeva / Shutterstock
Что за компенсации
В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.
Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.
Для международных полётов сумма компенсации выше. В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, и теперь компенсация может составить до 332 тысяч рублей. Ключевое слово здесь «до»: минимальные границы компенсации конвенция не оговаривает.
В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.
Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.
Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.
Фото: Alen thien / Shutterstock
Как получить нормальную компенсацию за задержку
При оформлении билетов на сайте Туту можно докупить услугу «Страхование на время поездки». По ней вы сможете получить моментальную выплату до 10 тысяч рублей при задержке рейса. На такую сумму можно рассчитывать при задержке багажа, а вот при его повреждении или потере страховая выплатит уже от 30 тысяч рублей.
Куда деть багаж
При задержке рейса авиакомпания должна обеспечить хранение багажа всех пассажиров. Если этого не произошло, то можно сдать чемоданы в камеру хранения за свои деньги, сохранить чек и потом требовать компенсацию.
Как облегчить ожидание вылета
Если это минут на 30-40, выпейте кофе; если больше чем на два часа, одним кофе (или пивом) уже не спастись.
Берите с собой гаджеты: телефон, компьютер, планшет. Скрасите ожидание просмотром сезона какого-нибудь сериала. Только не забудьте взять с собой повербанк, а ещё лучше тройник. Розетки в аэропортах нарасхват, а так получится не только «отжать» розетку, но ещё и соседям по несчастью помочь — поверьте, они точно будут вам благодарны и, быть может, даже угостят вас чашечкой латте.
Ещё один must have — небольшая подушка под голову, потому что жёсткие кресла ещё никого не радовали.
И, наконец, книга, которую вы никак не можете дочитать из-за нехватки времени и других отговорок. С интересным томиком даже четыре часа ожидания пролетят незаметно.
Фото: Sorbis / Shutterstock
Как себя развлечь, не покидая аэропорта
Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.
Например, в аэропорту Сингапура «Чанги» вас ждут сады бабочек, кактусов, лилий, кинотеатры, мастерские, где можно научиться искусству гравюры по дереву, и бассейн на крыше с видом на взлётно-посадочную полосу. Посмотреть на посадку и взлёт лайнеров можно на смотровой площадке аэропорта «Схипхол» в Амстердаме, а в Сан-Франциско — прокатиться по зданию авиакомплекса на мини-поезде. В Мюнхене работает музей раритетных самолётов, а в Гонконге на симуляторах учат управлять самолётами. А в нашем родном Шереметьево есть прекрасный музей истории, где легко можно скоротать часок.
Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.
В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.
Основные причины задержки вылета и прибытия самолета (4 фото)
Люди, которым в силу необходимости периодически приходится совершать перелеты, хорошо знают, что некоторые рейсы отправляются с задержкой. Почему задерживают самолеты, какими факторами объясняют это авиаперевозчики, как дело обстоит в действительности?
В качестве причин задержки вылета компании-авиаперевозчики обычно приводят технические неполадки и сложные погодные условия. В общем-то, это так и есть. Только эти группы включают и дополнительные факторы.
Технические неполадки самолета и его прибытие с опозданием
Самый частый аргумент, который используют для объяснения перевозчики, это технические неисправности. Если пассажиров оповестили об этом, волноваться не стоит. Обычно незначительные технические проблемы специалисты устраняют в течение часа. Если неполадки значительные и требуют более серьезного ремонта, то вылет может быть отложен на более длительный срок, вплоть до нескольких часов. Как вариант, возможна замена борта, и рейс будет осуществляться на другом. В таких ситуациях вылет может быть отложен на длительный срок, вплоть до суток.
В соответствии с графиком на каждый конкретный рейс назначается определенный самолет. Промежуток между полетами, обслуживаемыми одним и тем же бортом, составляет около часа. Этого достаточно для подготовки самолета к новому рейсу. Если он прибывает позднее, то, соответственно, задержится и следующий рейс. В исключительных случаях эту причину используют, чтобы прикрыть другие, более значительные. Поэтому если пассажира уведомляют о позднем прибытии буквально за минуты до посадки, высока вероятность, что причина кроется в чем-то ином.
Проблемы с обслуживанием и сложные климатические условия
Погодные условия могут определять задержку как вылета, так и посадки. Перед вылетом для каждого борта определяется определенный погодный минимум. Если метеоусловия ему не соответствуют, вылет могут отложить на неопределенное время.
В случае с посадкой этот аргумент используют, если пилот не видит посадочную полосу из-за снегопада, тумана, дождя. Машина будет кружить над аэропортом до тех пор, пока не будет обнаружен нужный просвет.
Обслуживанием самолета занимается масса работников различных специальностей, поскольку к нему надо подвезти трап, организовать высадку пассажиров, подать для них наземный транспорт, выгрузить багаж, организовать заправку, почистить салон, загрузить багаж пассажиров нового рейса и сделать массу других вещей. Задержка хотя бы в одном из звеньев цепочки отражается на времени отправки рейса. Чтобы отправиться в полет, машины выстраиваются в очередь. Но некоторые командиры экипажей предпочитают оставаться на аэродроме в ожидании рейса, чтобы подождать освобождения взлетной полосы. После получения разрешения на взлет они осуществляют запуск двигателя и выезжают на дорожку. Причиной задержки может быть загруженность неба. Если по данным компьютера наблюдаются перегрузки, то борт может не получить разрешение на взлет, поскольку места для маршрута пока еще недостаточно.